Научная статья на тему 'Интегрированная модель создания и функционирования международных стратегических альянсов'

Интегрированная модель создания и функционирования международных стратегических альянсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЙ РЫНОК / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС / СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖФИРМЕННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / GLOBAL MARKET / INTERNATIONAL COMPETITION / INTERNATIONAL STRATEGIC ALLIANCE / INTER-FIRM AGREEMENT / COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клочко Ольга Александровна

Статья посвящена изучению современных видов стратегических альянсов. Цель исследования состоит в предложении комплексного подхода к классификации международ-ных стратегических альянсов в рамках модели их создания и функционирования. Модельпозволяет систематизировать, логически связать существующие разрозненные теоретические подходы к классификации альянсов и дополнить их новыми видами. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности компаний, планирующих создание стратегического альянса в условиях международной конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An integrated model of creation and operation of international strategic alliances

The article is devoted to the research on the contemporary types of strategic alliances. The maingoal of the paper is to suggest a complex approach to international strategic alliances classificationbased on the model of their establishment and operation. The model allows to systematize andlogically connect the existing different theoretical approaches to alliances classification as well asto add new types of alliances to it. The research results may be used by companies in their businessactivities that intend to establish a strategic alliance under international competition.

Текст научной работы на тему «Интегрированная модель создания и функционирования международных стратегических альянсов»

Интегрированная модель создания и функционирования международных стратегических альянсов

ВВЕДЕНИЕ

Пристальное изучение международных стратегических альянсов (МСА) как самостоятельного, динамично развивающегося явления в международном бизнесе началось сравнительно давно, более двух десятилетий назад. Однако до сих пор учеными-экономистами, которые занимаются исследованием этой проблематики, не было выработано единого взгляда на МСА. Это касается как определения международного стратегического альянса, так и его видов, подходов к созданию и управлению, а также многих других вопросов.

Исследование экономической литературы в данной области показывает, что наибольшим разнообразием и множественностью трактовок обладают базовые элементы - определения МСА и их классификации, хотя и в других вопросах функционирования альянсов единства мнений не наблюдается. В связи с этим представляется необходимым предложение комплексного, аргументированного подхода к данным аспектам, что и стало целью исследования, результаты которого представлены в данной статье. Прежде всего предлагается определение МСА, которое позволяет выделить наиболее существенные черты, отличающие стратегические альянсы от прочих форм сотрудничества в сфере международного бизнеса. Данное определение во многом опирается на те наработки и взгляды, которые были высказаны в отношении международных стратегических альянсов другими авторами, однако учитывает современные реалии и возникшие в связи с этим пробелы.

После этого в статье предлагается комплексный подход к классификации альянсов, представленный в виде интегрированной модели их создания и функционирования. Лежащая в основе модели логика состоит в том, что на каждом отдельном этапе формирования и управления альянсом компании вынуждены отвечать на разные вопросы, в результате чего создается альянс определенного вида. Следовательно, дан-

О.А. Клочко

УДК 339.923 ББК 65.5 К-65.5

12 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

59 Q

ные вопросы могут выступать в качестве критериев классификации МСА. Данный подход позволил не только систематизировать и свести воедино существующие как у отечественных, так и зарубежных авторов классификации МСА, но и выделить новые виды альянсов, которые ранее в экономической литературе не освящались.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС: СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЯВЛЕНИЯ

Одно из наиболее ранних определений международному стратегическому альянсу было дано всемирно известным американским ученым Майклом Портером, согласно которому, стратегический альянс - это долгосрочные соглашения между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния фирм1. По сути, данное определение скорее говорит о том, что НЕ является МСА, в результате чего под понятие альянса попадает огромное число различных форм сотрудничества компаний, которые в настоящее время назвать стратегическими альянсами в полной мере было бы несправедливо. Так, например, международное лицензирование, если оно не предполагает взаимного обмена лицензиями, управленческие контракты, если в их рамках не происходит совместных управленческих действий, и даже просто экспорт через посредника попадают под понятие МСА согласно определению Портера. Примерно в тот же период сформировалось и долгое время преобладало мнение, что стратегический альянс - это прерогатива крупных компаний, ТНК, которые объединяют усилия для решения глобальных задач: создания нового продукта или технологии, укрепления позиций на мировом рынке и т.п.2 Данное определение также не отражает современные реалии, когда в условиях электронной и информационной революции не только крупные, но мелкие и средние фирмы получили возможность работать в любой точке земного шара. Кроме того, в настоящее время сотрудничество все меньше становится двусторонним явлением, когда взаимодействуют две крупные корпорации, или даже взаимно многосторонним, а все чаще сетевым, о чем будет сказано позже.

Более поздние определения МСА также являются достаточно расплывчатыми. Так, американские профессоры Р. Гриффин и М. Пастей называют стратегическим альянсом деловое соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве между двумя или более компаниями3. Российские специалисты в области международного менеджмента С.Э. Пивоваров и Л.С. Тарасевич определяют стратегический альянс как формальный или неформальный союз, создаваемый с целью объединения ре-

1 Портер М. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. - М.: Междунар. отношения, 1993. С. 86

2 Schmalen H. Grundlagen und Probleme der Betriebswirtschaft - 9. Aufl. - Koeln: Wirtschaftsverl. Bachem, 1993. P. 104

3 Griffin R.W., Pustay M.W. International Business - 7tb ed. - USA: Pearson, 2013. P. 344

^ 60

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2014

сурсов для решения задач реорганизации, повышения рыночной эффективности и т.д., либо достижения «эффекта масштаба», либо с другими целями4. Здесь появляется более конкретный взгляд на альянсы, делающий акцент на необходимости «объединения ресурсов» и по этому критерию позволяющий отделить МСА от других форм сотрудничества.

Данный подход прослеживается и в определении, которое дали МСА американские экономисты Дж. Каллен и К. Парботеах: «Когда две или более компании из различных стран соглашаются совместно выполнять бизнес-операции, мы называем это международным стратегическим альянсом»5. Однако нельзя не согласиться с британским ученым Р. Калпэном, который говорит, что глобальный бизнес-альянс (заменяя этим термином более традиционное словосочетание МСА) - это не только сотрудничество между компаниями из разных стран, но и компаниями одной страны, работающими на глобальном рынке6. Действительно, если в результате сотрудничества возникает технология, продукт или услуга, которые продвигаются на мировой рынок и участвуют в международной конкуренции, это сотрудничество также следует считать международным. Тем более что такое под силу только опытным корпорациям, уже активно и успешно работающим на международных рынках, в связи с чем факт совпадения страны происхождения партнеров по МСА является в данной ситуации нерелевантным.

Таким образом, анализ различных определений, которые дают отечественные и зарубежные авторы международному стратегическому альянсу, позволяет выделить на современном этапе следующие его характеристики:

□ партнеры МСА совместно осуществляют определенные направления деятельности, операции;

□ МСА может создаваться как крупными, так и малыми и средними предприятиями;

□ участники МСА распоряжаются результатами совместной деятельности и имеют право контроля за ее реализацией;

□ деятельность участников МСА должна содержать международный аспект, который может выражаться в разной национальной принадлежности компаний-партнеров и / или в глобальном характере их совместной деятельности;

□ участники МСА сохраняют юридическую и экономическую самостоятельность в прочих сферах своей деятельности и могут вступать в другие МСА.

4 Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С. Международный менеджмент. Учебник для вузов. 4-е изд. - Спб.: Питер, 2008. C. 102

5 Cullen J.B., Parboteeah K.P. International business: Strategy and the Multinational Company. N.Y.: Routledge. 2009. P. 254

6 Culpan R. Global business alliances: theory and practice. USA: Greenwood Press, 2002. P. 7

Продолжение статьи см. в одном из следующих номеров журнала

12 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

61 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.