Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № 3 (33). С. 130-133. УДК 7.021.3
В. А. Ваняев
Интегрирование вопросов по технологии масляной живописи в образовательный процесс средством копирования станковой живописи старых мастеров на художественно-графических факультетах
В данной работе автор обозначает проблему, связанную с процессом обучения программным дисциплинам «живопись» и «академическая живопись», в которых отсутствует основной обучающий компонент - как технология живописного процесса. Автор определяет пути решения обозначенной проблемы средствами копирования произведения станковой масляной живописи старых мастеров. Сам термин «технология» автором разбирается поэтапно с точным выявлением прикладного значения самого термина. Дисциплина, которая является вспомогательной даже в узко профилированных художественно академических вузах,на художественно-графических факультетах педвузов отсутствует вовсе. Нет ни системного подхода к пониманию данной дисциплины, ни программно-методического обеспечения, ни лекторно-вербальных курсов, которые могли бы внести определенную ясность и разумение в понятие «технологический процесс». Поэтому в этой статье автор пытается пробудить административно-педагогический интерес к проблеме, решение которой даст возможность выйти на совершенно новый уровень образовательной и познавательной деятельности и как следствие этого на более качественный творческий продукт в новом исполнении в процессе обучения предметным дисциплинам «живопись» и «академическая живопись».
Ключевые слова: проблема соблюдения техпроцесса, технология, копирование, восприятие произведений живописи, анализ техники, произведения станковой масляной живописи, методология программного обучения
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 130-133.
V. A. Vanyaev
The integration of the issues on the technology of oil painting in the educational process by copying from the easel paintings of the old masters at the art-graphic faculty
In this paper, the author identifies the problem associated with the process of teaching program disciplines "painting" and "academic painting", in which there is no basic training component - as a technology of painting process. The author defines the ways of solving the problem by means of copying the work of easel oil painting of old masters. The term "technology" is parsed by the author step by step with the exact identification of the applied meaning of the term. Discipline, which is a subsidiary, even in narrowly profiled artistic academic universities, art-graphic faculties of teacher training institutions non-existent. There is neither a systematic approach to understanding this discipline, nor software and methodological support, nor lecture and verbal courses that could bring some clarity and understanding to the concept of "technological process". Therefore, in this article the author tries to awaken the administrative and pedagogical interest in the problem, the solution of which will provide an opportunity to reach a whole new level of educational and cognitive activity and as a consequence to a better product of performance in the process of teaching subject subjects "painting" and "academic painting".
Keywords: the problem of observance of technological process, technology, copying, perception of works of painting, analysis of technology, works of easel oil painting, methodology of program training
еформы, проводимые в рамках совре-УУ менного образовательного процесса в / высшей школе, не дали за последние годы желаемых результатов, так как намеченные меры явно недостаточны, для того, чтобы коренным образом изменить и улучшить систему высшего художественного педагогического образования на современном этапе. И всё же, нельзя сказать, что результатов никаких нет. Конечно же, есть, и это касается изменений в содержании методологии и самих методов поиска нового в системе специального образования. Некоторые сдвиги наметились в эстетике процесса и его преобразовании из системы индивидуального подхода в систему общественно-массового потребления. При всём при этом современное состояние художественно-эстетического образования не удовлетворяет социум ни полнотой знаний, ни их комплексом применения. Задачи, связанные с этим процессом сложны и многообразны. К этому относится вопрос развития у учащихся не только восприятия прекрасного в природе, окружающей нас действительности, в звуках, которые мы воспринимаем, в запахах которые мы ощущаем, но в целом в той гармонии мира, вкоторой мы живём и продуцируем, и как эта красота творчества смоделирована и создана руками человека и во благо человека [1]. Важнейшей частью этого процесса является художественно-эстетическое воспитание современного человека. Оно призвано формировать потребность общения человека с искусством, воспринимать его во всём его жанрово-видовом многообразии и историко-социальной проори-ентированности, и учить адекватно оценивать художественные и эстетические достоинства произведения искусства. Этот процесс неразделимо связан с художественным образованием, как основополагающий принцип приобщения человека к нравственным ценностям, накопленный человечеством в ходе исторического развития. К.Маркс писал: «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно-образованным человеком» [2].
Современное искусство подымает жизненно-трепещущие темы сегодняшнего дня, пытаясь помочь понять и почувствовать некоторый, главный аспект жизни в человеческих взаимоотношениях наших современников. Но именно это новое искусство менее всего интересует современную молодёжь, которая очень трудно подаётся обращению в «новую веру», об этом свидетельствуют пустующие выставочные залы и концертные аудитории. Творчество современных художников способно увлечь и даже развлечь. В одном случае это могут сделать произведения с глубоким смыслом и исторической содержательной частью, в другом любые «были бы занятно сделаны» (Д.Б. Кабалевский).
Для того, чтобы воспринимать современное искусство не нужно создавать особые условия
и усилия. Должен происходить добровольный «труд души». Произведения поверхностные и развлекательные воспринимаются сами по себе и не в серьёзном градусе. Интеллектуально-тематическое искусство очень сложное по своему языку, историческим связям и может быть доступно, лишь для людей, подготовленных, чувствующих нерв «Джоконды», либо динамичный импульс «Сикстинской капеллы» [3]. Лёгкое-невразумительное доступно абсолютно всем. И все могут сделать свои выводы в отношении него, не задумываясь над определениями качества или не качества, коим оно наделено. Современная молодёжь ступает путями наименьшего сопротивления, многие из нынешних (псевдо) нигилистов отдают предпочтение как раз развлекательному тренду в искусстве, который не требует серьёзных мотивационных усилий и который постепенно становится естественной и единственной духовной потребностью. «Развлечение неизбежно ведёт к перенасыщенности, умерщвляя в конце концов все эстетические идеалы и способности. Так формируется своеобразный тип эстетически извращённого человека. неспособного к активному творческому восприятию настоящего, великого искусства, невоспринимающего ни больших мыслей в нём заключенных, ни глубоких чувств» [4].
Многие годы специалисты искали причины невосприимчивости к современному серьёзному тематическому искусству. И находили их в самом искусстве. Это было новое выражение новыми средствами выразительности, однако не имеющий определённой социальной привлекательности. В наше время появились научные изыскания, связывающие эту проблему с общим психологическим состоянием общества, в котором «тяжёлое» искусство стало неким рудиментом, мешающее свободно выражаться и неотражающее современные тенденции социума. А если говорить о художественно-эстетическом воспитании и о педагогике в этой сфере, то эти вещи сейчас находятся в сущем «загоне» и являются проявлением своеобразного моветона.
Обозначенная проблема художественно-эстетического воспитания и восприятия современного искусства, сегодня является одной из важнейших в художественно-педагогической практике. Современные поиски путей и целей развития художественного воспитания в рамках формирования художественной культуры личности получила в педагогической методике художественного воспитания достаточно деятельную интерпретацию. Что обозначило значительные изменения взглядов на проблему и связанных с художественным образованием и возникновению новых остроугольных вопросов, на прямую продекларированных реформированием образовательной системы, в которой существенное место занимает деятельность, связанная с воспитанием основ анализа произведений художе-
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
ственного творчества их качественного уровня и прикладного воспроизведения [5-8].
Самым убедительным примером верности, высказываемой нами мысли служат, как было уже сказано, реформирование образовательной системы, в частности художественно-педагогической, вследствие чего нарушились так называемые предметные связи. Система, принципом которой было единое комплексное образовательное пространство, разрушилась, стала сегментарной. Это нанесло великий вред многовековой традиции обучения ремеслу живописного мастерства, в котором соблюдались все взаимосвязанные между собой компоненты от приготовления подрамника до завершающих лаковых покрытий, готового произведения.
Итак, хотелось бы дать определение всей этой целостности, которую мы называем «технология». В нашем варианте - технология масляной живописи.
Что же это такое? Это комплекс взаимосвязанных между собой действий нетерпящих никаких перестановок в линии очередности. Техника эта индивидуальная особенность работы мастера в комплексе взаимосвязанных между собой действий, то есть в технологии. Для человека несведущего в этом все воспринимается, как некая бессмыслица, в которой нет логики. Но это не так. Технология - это строго регламентированные логические действия, которые веками отшлифовывались, доводя ремесло живописца до высочайший степени изобразительного искусства [9].
Надо сказать, что современные художники избалованны продуктами прогресса, который является одним из тех факторов сегментирования процесса, вследствие которого отдельные части бывшего целого воспринимаются отдельно, как бы, сами по себе. Художники разучились натягивать холсты разной плотности и фактуры. различать их по материальной структуре. Не знают какое дерево целесообразно применять для изготовления планок подрамника и какие клеи применяются для проклейки и последующего изготовления грунтов, которыми впоследствии покрывают готовые холсты [10]. И, уж вообще для них является загадкой процентное составляющее крепости клеев и их последовательное применение и для чего это вообще нужно. Этот список можно продолжать еще долго, но мы на этом остановимся и сконцентрируем свое внимание на средствах вспомогательных в нашем деле - копировании, которое даст нам возможность достаточно широко раскрыть проблему, обозначенную нами в рамках технологического процесса в масляной, станковой живописи [11].
Переходя к образовательному процессу и изограмоте на ХГФах о технологическом процессе как таковом говорить не приходится на занятиях - его просто нет. Студенты не знают какое взаимодополнение и взаимоотторжение могут иметь краски, находящиеся в живописном и ко-
лористическом сочетании между собой. Они не могут разобраться: где начало живописного момента, где его завершение, путают имприматуру с подмалевком и не понимают как вести работу лиссеровочными красками, в какой последовательности и что это такое. Живопись масляными красками не терпит алогических действий в силу своей специфики. А специфика эта нарабатывалась тысячелетиями. В результате чего мы знаем технику Апеллеса, Монтенья, Герландайо, Леонардо, Микеланджело, Джорджоне, Рембрандта, Рубенса и т.д. Специфичность техники каждого из этих мастеров очевидна, индивидуальность и неповторимость налицо, но каждый из этих вышеперечисленных мастеров строго соблюдал последовательность ведения живописного строя, иначе говоря, технологию.
И так, копирование произведений старых мастеров, не важно живопись это или подготовительные рисунки к стенным росписям, всегда являлась частью образовательного процесса, в котором принцип последовательности соблюдался безукоризненно. Во времена античного искусства существовали целые кланы ремесленников, которые обслуживали живописцев, считавших, что их ремесло самое главное и важное в процессе написания какого либо произведения и что без этого картины просто не будет. В чем-то, они наверное были правы. Наверное, в том, что они находились в связке этого процесса и их присутствие в нем было важно для всех. Так же считал и столяр, который готовил доску и ткач изготовлявший полотно и просто раб, который все это соединял вместе. В результате чего художник начинал работу, которую он продолжал кропотливо и последовательно не нарушая ни единого звена в этой сложной и отработанной веками цепочке. Целью этого всего действа была картина. Иллюзия. Шедевр. Обман воображения. Система работала безошибочно, бесперебойно, выдавая продукт высочайшего класса, который впоследствии обрастал легендами, якобы божественного участия во всем.
В этом процессе очень важную роль играло то обстоятельство вследствие которого мастерам приходилось выполнять повторении собственных работ или же делать списы с уже готовых фресок или же картин мастеров прошлого. Этот процесс можно назвать рождением такого жанра в изобразительном творчестве, как копирование, которое вошло в крепкую спайку и с образовательным процессом и творческим тоже. Огромное количество работ, выполненных в этом жанре, и сейчас вводит в заблуждение специалистов по атрибуции произведений искусства, для которых копия с Ван Дейка, выполненная его учеником, тоже является произведение искусства.
Здесь необходимо сделать некоторое пояснительное отступление, в рамках которого мы должны дать определение разным формам ко-
пийной изобразительной практики:
- авторское повторение - повторение собственной работы автором или ее тираж;
- реплика - выполнение кем-то работы другого автора с элементами внесенных изменений;
- прямая копия - повторение работы старого мастера «в живую» с оригинала;
- компиляция - создание копийного произведения из элементов заимствованных у разных мастеров;
- трансформация - создание копийного произведения без изменения композиции в измененной технике, неприсущей автору.
Этот перечень может быть продолжен некоторыми пунктами, но для понимания сути вопроса этого достаточно.
При копировании произведений станковой масляной живописи надо отдавать себе строгий отчет: для чего это делается, какие цели и задачи преследуются в этом и каков должен быть ко-
нечный результат проделанной работы. Для того, чтобы систематизировать определенный процесс необходимо составить план действий, критериальную концепцию, на которую, находясь на определенном этапе работы, нужно обращать внимание и производить аналитический просчет выполняемых действий. И вот здесь в рамках поставленной задачи мы плавно переходим к пониманию логического действия, которое называем технологией.
Подводя итог вышесказанному и перечисленному можно сделать вывод, что копирование произведений старых мастеров в рамках учебного процесса необходимо. Это дает возможность обучающимся переходить в другую реальность, познать новое, на основе изучения старого, развить культуру и дисциплину, в результате которых разовьется эстетика, умение и как следствие повыситься уровень творческого мастерства, который можно повышать до бесконечности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Том V. М.: Издательство Искусство, 1971. 602 с.
2. Киплик Д.И. Техники живописи М.: Лань. Планета музыки, 2017 с. 592
3. Виннер А.В. Материалы масляной живописи М.: Изд-во "Искусство", 1950. 522 с.
4. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве М.: Ладомир, 1994. 941 с.
5. Витрувий: Десять книг об архитектуре. М.: Архитектура, 2017. 328 с.
6. Ваняев В.А. Историко-культорологический аспект копирования произведений изобразительного искусства // Преподаватель 21 век. 2012. № 3. С. 134-140.
7. LAP LAMBERT Academic Publishing is a trademark of: AV Akademikerverlag GmbH & Co. KG Heinrich-Bocking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany // Тезисы по проблеме копирования станковой масляной живописи
8. Ваняев В.А. Технико-технологический аспект копирования произведений станковой масляной живописи как альтернативная параллель при создании художественного произведения (картины) // Преподаватель XXI века. 2013. № 1. С. 135-138.
9. Ганс Шмид Техника античной фрески и энкаустики ОГИЗ Государственное издательство изобразительных искусств. М.: 1934.
10. Айналов Д. Инкаустика в русских иконах // Литературная газета. 1993. №4-5 от 29/1 1933.
11. Тихомиров А. Н. «Гюстав Курбе». М.: «Искусство», 1965. 186 с.
REFERENCES
2.
3.
4.
5.
6. 7.
9.
10. 11.
Vasari Giorgio. Biographies of the most famous painters, sculptors and architects. Tom V. Moscow, Publishing House of Art, 1971. 602 p. (in Russian)
Kiplik D.I. Techniques of painting Moscow, Lan. Planet of Music, 2017. 592 p. (in Russian) Winner A.V. Materials of oil painting M .: Publishing house "Art", 1950. 522 p. (in Russian) Pliny the Elder. Natural science. On the Art of Moscow: Ladomir, 1994. 941 p. (in Russian) Vitruvius: Ten books on architecture. Moscow: Architecture, 2017. 328 p. (in Russian)
Vanya V.A. Historico-cultural aspect of copying works of fine art. Teacher of the 21st century. 2012. no. 3. pp. 134-140. (in Russian) Abstracts on the problem of copying easel oil painting. LAP LAMBERT Academic Publishing is a trademark of: AV Akademikerverlag GmbH & Co. KG. KG Heinrich-Bocking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany (in Russian)
Vanya V.A. Techno-technological aspect of copying works of easel oil painting as an alternative parallel when creating a work of art (painting). Teacher of the XXI century. 2013. no. 1. pp. 135-138. (in Russian)
Hans Schmid Technique of antique fresco and encaustic OGIZ State publishing house of fine arts. Moscow, 1934. (in Russian) Ainalov D. Inkaustika in Russian icons. Literaturnaya gazeta. 1993. no. 4-5 of 29/1 of 1933. (in Russian) Tikhomirov A. N. "Gustave Courbet". Moscow, Art Publ., 1965. 186 p. (in Russian)
Информация об авторе Ваняев Владимир Александрович
(Россия, г. Москва) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка Институт Изящных Искусств Московский педагогический государственный университет E-mail: vanyaev-art@yandex.ru
Information about the author
Vanyayev Vladimir Alexandrovich
(Russia, Moscow) PhD in Pedagogical Sciences,
Associate Professor of the Drawing Department Institute of Fine Arts Moscow State Pedagogical University E-mail: vanyaev-art@yandex.ru
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № з (33). с ш-т
УДК 371.311 Е. Р. НиКОНОВА, С. Г. МиХАЛЧЕВА
Колористическое проектирование в высшей архитектурной школе как метод создания гармоничной архитектурной среды
Колористическое проектирование необходимо будущим архитекторам как метод создания гармоничной архитектурной среды, в том числе, цветовой. Применительно к будущей профессии архитектора важно научить студентов не только ориентироваться на существующие аналоги, но и самостоятельно освоить колористическое проектирование. Для этого разработан метод, суть которого состоит в создании соответствующего проектного языка, как интегрального элемента объекта проектирования, с использованием определенных цветовых систем, технических средств проектирования. Разработан комплект индивидуальных учебных заданий, выполняемых на практических занятиях при изучении дисциплины «Архитектурное цветоведение». Методология организации условий обучения в высшей архитектурной школе диктует применение личностно-ориентированного обучения, поскольку осуществляется реализация двух, как минимум, функций - архитектуросозидательной и социализации. Главное в профессии архитектора - создание благоприятной искусственной среды для проживания человека. Колористической проектирование, с эстетической точки зрения, обязательно к освоению будущими архитекторами. Педагогическая задача - правильно задать вектор обучения, используя эффективные методы и методики, индивидуализируя работу со студентами, создавая педагогические условия для формирования у студентов-архитекторов личного профессионального почерка.
Ключевые слова: архитектурное цветоведение, колористическое проектирование, объемно-пространственное колористическое проектирование, личностно-ориентированное обучение, познавательная деятельность, индивидуализация образования
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018
No. 3 (33). pp. 134-138. |— . - /-/"•»*
E. R. NiKONOVA, S. G. MiCHALCHEVA
Coloristic design at the higher school of architecture as a method of creating a harmonious architectural environment
Color design is necessary for future architects as a method of creating a harmonious architectural environment, including color. With regard to the future profession of the architect, it is important to teach students not only to focus on existing analogues, but also independently master the color design. For this purpose, a method is developed, the essence of which is to create the appropriate design language as an integral element of the design object, using certain color systems, engineering design tools. A set of individual educational tasks performed in practical classes in the study of the discipline "Architectural color studies" has been developed. Methods of organizing the learning environment in the higher school of architecture dictates the use of student-centered learning, as is the implementation of two, at least, architecturalstyle and socialization. The main thing in the profession of architect-creating a favorable artificial environment for human living. Coloristic design, from an aesthetic point of view, is necessary for the development of future architects. The pedagogical task is to set the right vector of education, using effective methods and techniques, individualizing work with students, creating pedagogical conditions for the formation of students-architects personal professional handwriting.
Keywords: architectural color science, coloristic design, volumetric-spatial coloristic design, personality-oriented training, cognitive activity, individualization of education