Научная статья на тему 'Интеграция в местные сообщества как фактор самоорганизации старшего поколения'

Интеграция в местные сообщества как фактор самоорганизации старшего поколения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
269
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / ELDERLY GENERATION / INTEGRATION / SELF-ORGANIZATION / LOCAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Румянцева Елена Станиславовна

Процесс образования местных сообществ представлен как одна из форм движения от представительной к непосредственной демократии, характерного для современных развитых обществ. Инициативность и общественная самостоятельность людей представлена как новое качество социальных отношений в современной России. Рассмотрена концепция интеграции людей старшего поколения в местное сообщество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the system model of public policy process is presented as one of the most known and shared in political researches. Definitions of the model constituents are given and its structural elements are allocated. Features of policy process environment are revealed, kinds of requirements to political system and the basic policy outcomes like laws, oversight and evaluation are considered.

Текст научной работы на тему «Интеграция в местные сообщества как фактор самоорганизации старшего поколения»

© Е.С. Румянцева, 2009

УДК 323.212 ББК 66.3(2Рос)11

ИНТЕГРАЦИЯ В МЕСТНЫЕ СООБЩЕСТВА КАК ФАКТОР САМООРГАНИЗАЦИИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Е.С. Румянцева

Процесс образования местных сообществ представлен как одна из форм движения от представительной к непосредственной демократии, характерного для современных развитых обществ. Инициативность и общественная самостоятельность людей представлена как новое качество социальных отношений в современной России. Рассмотрена концепция интеграции людей старшего поколения в местное сообщество.

Ключевые слова: старшее поколение, интеграция, самоорганизация, местное сообщество.

Проблема старения общества представляет собой новый социальный феномен. На фоне сложной демографической ситуации в современной России возрастает актуальность исследования факторов самоорганизации старшего поколения. Особый интерес представляет поиск путей активизации их социального поведения в связи с осознанием изменившейся роли пожилых людей. Поэтому так важно сегодня выявить основные направления самоорганизации старшего поколения, среди которых наиболее важным становится их интеграция в местное сообщество.

Содержание понятия «сообщество» («community») многозначно, включает в себя обозначение места проживания (микрорайон, деревня), группы населения со сходными характеристиками (сельские жители, пожилые люди), а также с общими интересами (свобода вероисповедания, эмансипация).

Составляющими сообщества являются местное население и местное сообщество. Местное население - это совокупность жителей, проживающих на определенной микротерритории. Местное сообщество формируется там, где существуют социальные отношения, формируемые тесными личными связями, эмоциональной глубиной, продолжительностью во времени, стремлением участвовать в со-

вместных делах. Ж. Ж. Руссо в трактате «Об Общественном договоре, или Принципы политического права» именует это сообщество людей «Гражданской общиной». «Большинство принимает город за Гражданскую общину, а горожанина за гражданина, - пишет он. - Они не знают, что город составляют дома, а Гражданскую общину граждане» [1, с. 8].

Главным качеством социальных отношений, возникающих в местном сообществе, являются инициативность и общественная самодеятельность людей, их стремление к совместной деятельности по решению местных общезначимых проблем. «Наличие спонтанной внутренней, ничем внешним не ограниченной инициативы, обеспечивающей выход социальной энергии людей, направленной на решение местных задач, отличает местное сообщество от формальной социальной группы людей, проживающих на общей территории или в одном доме» [2, с. 81].

Таким образом, местное сообщество -это открытое самоорганизующееся и самораз-вивающееся объединение проживающих в пределах одной территории граждан, обеспечивающее каждому свободу личной инициативы, взаимосвязи с другими членами сообщества и свободу совместного действия. Отличительной особенностью гражданского общества, на наш взгляд, является вовлеченность в его функционирование всех групп населения, независимо от социального положе-

ния, пола и возраста, все группы населения могут найти в нем достойное место, согласно своим желаниям и способностям.

Согласно принятой Межпарламенской ассамблеей государств - участников Содружества независимых государств «Хартии пожилых людей» (15 июня 1998 года): «Достойной для пожилого человека является та ситуация, в которой он продуктивен и востребован. Человек прежде всего затребован в профессиональном сообществе, но для большинства пенсионеров оно со временем оказывается закрытым, поэтому большую роль в востребованности и продуктивности пожилых людей играет их активность в местном сообществе» [3]. На основе положений Хартии был сформулирован проект Федеральной целевой программы «Старшее поколение». В ряде городов Российской Федерации (Мурманске, Владивостоке и др.) разработаны и приняты местными законодательными органами муниципальные программы на период 2008-2010 гг., инициированные партией «Единая Россия».

Социальная активность пожилых людей, так ярко проявившаяся в России в 2005 году в связи с введением ФЗ № 122, подталкивает современное общество к выводу о том, что старшее поколение необходимо привлекать к решению самых

насущных проблем развития гражданского общества. Реализация проекта программы может способствовать тому, чтобы вывести социальную активность пожилых из сферы стихийной самоорганизации и придать ей черты одного из самых действенных институтов гражданского общества в современной России. Речь идет о создании такого механизма самоорганизации пожилых, который бы пронизывал структуру местного сообщества снизу доверху, то есть от уровня территориальных советов до уровня муниципальной исполнительной власти.

Особое место в этих проектах может занять концепция программы интеграции старшего поколения в местное сообщество. Она может включать несколько тесно связанных между собой блоков. Один из них представляет собой анализ резервов здоровья пожилого или старого человека, творческого потенциала его личности. Другой блок концепции - просветительские мероприятия, цель которых - стимулировать активную жизненную позицию, связанную с выполнением традиционной миссии старейшин, сформировать у лиц старшей возрастной группы мотивы для предстоящей деятельности. В этот блок логично выписывается представление о социально-ориентированной школе, понятие которой будет рассмотрено ниже.

Локальные

проекты

Схема 1. Структура самоорганизация пожилых граждан ISSN 1998-9938. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 4, Ист. 2009. № 2 (16) 91

На наш взгляд, концепция самоорганизации пожилых граждан на местном уровне может иметь следующую структуру (сверху вниз):

- создание совета старейшин при главе администрации территории, основной функцией которого является общественная экспертиза проектов исполнительной и законодательной власти округа;

- создание «теневого правительства» - сети советников при действующих руководителях департаментов по направлениям из числа специалистов-пенсионеров из каждой сферы деятельности; у такого «правительства» функции консультационные и аналитические;

- создание структуры «народного контроля», действующего, к примеру, через общественные приемные, организованные в каждом из существующих избирательных округов. Задача «народного контроля» - сбор информации для двух вышеназванных структур.

Структура действует целиком на общественных началах. Она представляется оптимальной, потому что не требует дополнительного контроля, не дублирует функции разных уровней, не требует финансовых расходов.

Концепция основывается на том, что в новых демографических и экономических условиях в России решающим звеном в поддержке пожилых и старых людей должно быть не наращивание активности государства в их пассивном, дорогостоящем обслуживании, а поворот к неуклонному, последовательному вовлечению пожилых в активную социальную и производственную жизньобщества.

Данная концепция является основой для создания муниципальной программы социальной работы с людьми старшего поколения, направленной на максимальное использование профессионального, духовного и нравственного потенциала пожилых людей в развитии современного общества. Главной целью такой программы должен стать переход к устойчивому развитию региона, улучшению качества жизни, среды обитания и качества самого населения на принципах самодостаточности и самоорганизации населения в целом, и старшего поколения в частности. Программа, основанная на данной концепции, должна стать продуктом общественного согласия, основанного на широкой поддержке граждан, что обес-

печит ее устойчивость во времени и меньшую зависимость от смены исполнительной власти. Программа социальной работы с представителями старшего поколения может стать частью муниципальной программы комплексного социально-экономического развития территории на дальнейшую перспективу.

Добавим, что организация общественных приемных на основе избирательных округов - лишь одна из возможных форм развития данной структуры. Существует другой, заслуживающий пристального внимания подход к этому вопросу. С точки зрения исследователя социального пространства современной русской провинции, кандидата исторических наук Л.М. Марасиновой, таким центром самоорганизации может быть школа.

«Самсуправление - это организация жизни на микротерриториях, - пишет она, - прежде всего в зоне влияния школы. Собственно школа и является той первичной социальной ячейкой, которая организует жизнь микротерритории. Можно выделить куст школы и создать при нем центр социальной и общественной жизни. ...С учетом современных условий, региональный компонент в образовании может быть только социально ориентированным» [4, с. 8]. Этот взгляд поддерживает и по-своему обосновывает О.А. Винс. «Равноправным участником программ реализации развития гражданской активности пожилых людей и использования их потенциала в общественно-полезной деятельности, в частности, может быть школа, - пишет он. - Школа как социальный институт представляет готовую модель разновозрастного взаимодействия: школьники (внуки) - учителя среднего возраста (дети) - учителя и другие сотрудники школы пожилого возраста. Школа существует в каждом микрорайоне, школа принадлежит обществу.» [5, с. 35] Однако, как пишет тот же автор, «традиционная школа предлагает им (пожилым людям) пассивное участие в отдельных мероприятиях, проводимых не вместе с ними, а для них». В то время, как «пожилым человеком востребованы активные формы участия в общественно-политической жизни».

Понятие социально-ориентированной школы (СОШ) тесно связано с концепцией интеграции пожилых людей в местное сообщество. Объединение в рамках СОШ пожилых и старых людей с детьми и подростками

в совместной деятельности, предполагающей поиск старшими новых идей в отношении духовных и материальных ценностей, позволяет последним в полной мере реализовать на практике естественное стремление передать молодым накопленный жизненный опыт.

Интересен в этой связи взгляд, предложенный С.В. Казначеевым. «Молодые граждане России обретут себе надежных друзей, учителей в лице пожилых людей, - пишет он,

- что восстановит важнейший, традиционно русский институт общественного воспитания молодежи - институт крестников, всегда в истории России выполнявший функции гаранта сохранения и развития духовного здоровья сельской и городской молодежи»[6, с. 19].

Предлагаемые блоки концепции тесно связаны друг с другом: один из них поддерживает жизненные силы пожилого человека, другой формирует социальные механизмы освоения его жизненного опыта на благо общества. * * *

Остановимся подробнее на принципах организации социально-ориентированной школы, предложенных О.А. Винсом. Он исходит из того, что СОШ предоставляет «местным жителям, общественным организациям и учреждениям стать активными партнерами в оказании образовательных услуг и решении проблем сообщества». Принципы организации СОШ следующие:

- обучение на протяжении всей жизни. «Все члены сообщества - отдельные граждане, представители бизнеса, общественные и частные организации - разделяют ответственность за обучение членов сообщества и представление возможностей пожизненного обучения для людей всех возрастов, происхождения и запросов;

-самоопределение. Местные жители имеют право участвовать и несут ответственность при определении нужд сообщества и выявлении его ресурсов;

- самопомощь. Наилучший результат появляется тогда, когда поощряется и развивается способность людей помочь самим себе. Когда люди принимают ответственность за собственное благосостояние, становятся независимыми и участвуют в принятии решений;

- развитие лидерства. Обучение местных лидеров принятию решений и организации работы в группе является существенным компонентом, фактором успешной самопомощи и улучшения жизни как отдельного человека, так и сообщества в целом;

- ответственность организаций. Общественные организации обязаны разрабатывать программы и услуги, которые направлены на удовлетворение постоянно меняющихся нужд и интересов населения;

- совместное предоставление услуг. Организация и учреждения, работающие для населения, могут достичь своих целей и предоставить лучшие услуги посредством объединения с организациями и учреждениями, имеющими сходные цели;

- децентрализация. Сообщества, расположенные в непосредственной близости к месту проживания людей, имеют большие возможности для вовлечения людей, и их программы и услуги более доступны для населения»[5, с. 42].

Что касается механизмов реализации, один из них, наиболее, на наш взгляд, эффективный, был предложен разработчиками проекта устойчивого развития «Русская городская усадьба» [7,с. 20], предполагающего создание модельной территории, предназначенной для отработки новых технологий самоорганизации на принципах социального партнерства и территориального общественного самоуправления и самодостаточности. Основные принципы этого механизма могут быть применены и к процессу самоорганизации пожилых в местном сообществе. Поэтому приведу эти принципы подробнее.

Цели и задачи программы:

- консолидация усилий администрации территории, депутатского корпуса, общественности, предприятий и местного населения в решении проблем, связанных с обеспечением устойчивого развития данной территории;

- развитие местного самоуправления;

- восстановление и развитие социально-экономического и нравственного потенциала;

- активная интеграция пожилых людей в процессы решения проблем местного сообщества;

- распространение положительных результатов на другие территории;

-создание органа программно-целевого управления (администрации территории). Управление проектом основывается на принципе объединения усилий гражданского общества, социальном партнерстве и обеспечении научного подхода в решении проблем. Администрация формирует и утверждает органы программно-целевого управления - дирекцию проекта (территории). Дирекция проекта (территории) создается в форме некоммерческой организации. В дирекции проекта также должны быть представлены исполнительная и законодательная власти округа, предприятия и организации, участвующие в данном проекте, а также научные консультанты, координатор проекта.

Следующим этапом реализации проекта является создание на данной территории зоны экономического развития (если это возможно в соответствии с местным законодательством). Это позволит участникам проекта

получить реальные налоговые льготы, гарантии предпринимательской и инвестиционной деятельности, прав пользования землей, а также зданиями и сооружениями, находящимися на данной территории. В этом случае администрация проекта будет выполнять и роль администрации зоны экономического развития.

На завершающей стадии реализации проекта, когда будут созданы необходимые условия самоорганизации, саморазвития и самообеспечения населения, проживающего на данной территории, администрация проекта передает свои полномочия общественному территориальному совету, избираемому населением. Разрабатывается и утверждается Устав территории - реализация программы считается законченной».

Графически механизм реализации программы «Интеграция пожилых людей в местное сообщество» можно представить так:

Власть, бизнес,

общественные

организации

Общественный договор

Попечительский

совет

Фонд

социальной

поддержки

Наблюдательный

совет

Дирекция Программы «Старшее поколение»

Координационноэкспертный совет

Координационный

совет

Локальные Локальные Локальные

программы, программы, программы,

действие действие действие которых

которых которых распространяется

распространяется распространяется на микротерритории

на всю на часть СОШ

территорию территории

3

1. Народный университет культуры

2. Публичные лекции

3. Бюро пожилых людей

4. Центр правовой информации

5. Институт грантов

1. Общественнотерриториальные советы

2. Общественные приемные

3. Институт народного контроля

4. Добровольная народная дружина

5. Общественноконсультационный центр

6.Институт именных премий

«Наставник», «Семейный врач», «Школа искусств», «Общественная приемная депутата», курсы профессионального мастерства, клубы общения, институт стипендиатов

Управление программой основывается на принципе объединения усилий гражданского общества, социальном партнерстве и обеспечении научного подхода в решении проблем. На первоначальной стадии реализации программы создается попечительский совет, членами которого могут стать неравнодушные к проблемам пожилых сограждан, влиятельные, уважаемые люди (не только горожане, но и земляки, проживающие в российских столицах и за рубежом). Попечительский совет учреждает фонд социальной поддержки, назначает правление фонда. Средства фонда формируются из благотворительных пожертвований как физических, так и юридических лиц, долевой процент от подоходного налога, отчислений от квартплаты, аренды и продажи муниципального имущества, денежных средств от конкурсов, лотерей, аукционов, издательской деятельности.

Попечительский совет и администрация территории совместно с такими общественными организациями, как Совет ветеранов, Женсовет, местные отделения Всероссийских обществ инвалидов и другие, формирует и утверждает орган программно-целевого управления - дирекцию программы, отвечающую за концентрацию и использование средств, получаемых из всех источников, и ход реализации намеченных мероприятий. В состав дирекции программы входят представители исполнительной и законодательной власти округа, руководители попечительского совета и правления фонда социальной поддержки, представители наблюдательного и координационно-экспертного совета, руководители дирекций или целевых групп локальных проектов.

Реализация такой программы позволит не только интегрировать пожилых людей в местное сообщество, но и создать необходимые условия для развития гражданского общества, в котором комфортно жить всем социальным группам общества - не только молодым, но и старым, не только богатым, но и бедным.

Таким образом, при всем стратегически важном значении организационно-инсти-

туциональных форм объединения людей современная жизнь все более определяется процессом самоорганизации людей снизу, а потому часто зависит от внеструктур-ных факторов, включающих в себя не только содержательно-смысловой, но и ценностный, и личностно-мотивационный аспекты взаимодействия. Все это способствует формированию новой гуманистической модели взаимодействия людей, определяет новое понятие гражданства. В отсутствии такого измерения и демократические выборы превращаются в простое манипулирование сознанием людей в интересах каких-либо групп.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. - М.: «КАНОН-пресс», «Куч-ково поле», 1998. - 416 с.

2. Общественная работа пожилых //Пожилые и общественная работа. М., 2004. - 106 с.

3. Постановление N° 11-15 Межпарламетской ассамблеи государств - участников СНГ «О Хартии пожилых людей». Спб., 15.06.1998.//) http:// www.lawmix.ru/abro.php?id=5587

4. Марасинова Л.М. Региональная школа и историко-культурное пространство. - Региональный компонент в системе воспитания и обучения детей и молодежи. Рыбинск: Рыбинский Государственный историко-архитектурный и исторический музей-заповеник, 2002. - 41 с.

5. Винс О.А. Политология возрастов как средство интеграции в демократическое сообщество России. - В сб.: «Участие пожилых в развитии местного сообщества»: Материалы регионального семинара. Новосибирск, «Печатный салон МЕГА-ГРАФИКС», 2001. - 61 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Казначеев С.В. Система методов и средств внутренней интеграции пожилых. Формирование мотивации на общественную активность. - В сб.: «Участие пожилых в развитии местного сообщества»: Материалы регионального семинара. Новосибирск, «Печатный салон МЕГА-ГРАФИКС», 2001. - 61 с.

7. «Русская городская усадьба». Проект устойчивого развития части территории исторического центра г. Рыбинска. Рыбинск: Рыбинское агентство новостей, 2000. - 36 с..

INTEGRATION INTO LOCAL COMMUNITIES AS A FACTOR OF THE ELDERY GENERATION SELF-ORGANIZATION

E.S. Rumyantseva

The local community formation process as one of the transitional forms from representative towards genuine democracy is presented as a characteristic feature of modern developed societies. Initiative and social independence of people are considered to be a new type of social relations in modern Russia. The concept of elderly generation integration into local communities is examined.

Key words: elderly generation, integration, self-organization, local community.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.