Научная статья на тему 'Интеграция университетов РФ и РБ – форма доступа к современному высшему образованию'

Интеграция университетов РФ и РБ – форма доступа к современному высшему образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
распределенный университет / электронный сетевой университет / кроссуниверситетское обучение / интеграция образовательного пространства / СНГ / Union State / integration of educational systems / Plekhanov Russian University of Economics / Belarus State Economic University / distributed university / electronic network university / cross%university education / CIS countries

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамов Руслан Агарунович

В статье рассматриваются возможности и перспективы интеграции образовательного пространства стран СНГ. Сравнивая системы российского и белорусского высшего профессионального образования, автор выявляет пути гармонизации законодательства двух стран в данной сфере и способы адаптации позитивного опыта Белоруссии (в том числе связанного с совершенствованием процедуры приема абитуриентов и трудоустройством выпускников) к современным российским реалиям. На этой основе проведен анализ различных аспектов функционирования Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова и Белорусского государственного экономического университета в контексте разработки проекта создания распределенного университета. Предложены механизмы взаимодействия между данными вузами по различным направлениям организации совместной деятельности. Показана эффективность использования модели электронного сетевого университета как новой формы межвузовского сотрудничества, обоснована ее роль в подготовке высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям международного рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамов Руслан Агарунович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF RUSSIAN AND BELARUSIAN UNIVERSITIES AS A FORM OF ACCESS TO MODERN EDUCATION

The article is devoted to the opportunities and prospects of integration of the Union State educational systems. Comparing Russian and Belarusian higher education, the author determines methods of harmonization of legislation in this sphere and ways of application of Belarusian positive experience (including the one connected with modernization of the procedure of entering university and graduates’ employment) to Russian present%day reality. In this regard the analysis of different aspects of Plekhanov Russian University of Economics and Belarus State Economic University functioning is conducted. On this basis the project of distributed university is worked out. The author suggests possible ways of co%operation of these universities in some areas and justifies the efficiency of the model of electronic network university as a new form of universities’ interaction and its important role in training of highly%qualified personnel according to the demands of the international labour market.

Текст научной работы на тему «Интеграция университетов РФ и РБ – форма доступа к современному высшему образованию»

68

Высшее образование в России • № 10, 2015

ИНТЕГРАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ РФ И РБ - ФОРМА ДОСТУПА К СОВРЕМЕННОМУ ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

АБРАМОВ Руслан Агарунович - д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой государственного и муниципального управления, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. E-mail: oef08@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются возможности и перспективы интеграции образовательного пространства стран СНГ. Сравнивая системы российского и белорусского высшего профессионального образования, автор выявляет пути гармонизации законодательства двух стран в данной сфере и способы адаптации позитивного опыта Белоруссии (в том числе связанного с совершенствованием процедуры приема абитуриентов и трудоустройством выпускников) к современным российским реалиям. На этой основе проведен анализ различных аспектов функционирования Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова и Белорусского государственного экономического университета в контексте разработки проекта создания распределенного университета. Предложены механизмы взаимодействия между данными вузами по различным направлениям организации совместной деятельности. Показана эффективность использования модели электронного сетевого университета как новой формы межвузовского сотрудничества, обоснована ее роль в подготовке высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям международного рынка труда.

Ключевые слова: распределенный университет, электронный сетевой университет, кросс-университетское обучение, интеграция образовательного пространства, СНГ

Необходимость постоянного совершенствования системы образования, в том числе высшего, обусловлена быстро изменяющимися реалиями современного мира. Вызовы времени диктуют новые правила. Как известно, на сегодняшний день в Российской Федерации расширение доступности образования традиционно обеспечивается посредством дистанционного обучения и сети филиалов и представительств, дающих возможность обучения в двух и более вузах по интегрированным (расширенным) программам.

Селянская Г.Н. в работе [1] рассматривает три модели распределенного университета:

1) территориально-распределительная (предоставление образовательныхуслуг через филиалы, созданные в различных регионах страны и за рубежом);

2) виртуальная(направленность на информационно-технологический аспект ока-

зания образовательных услуг в формате дистанционных образовательных программ);

3) электронный сетевой университет (привлечение к созданию и реализации образовательных программ равноправных ву-зов-партнеров).

Учитывая, что преобразования, совершившиеся в российском обществе в последнее десятилетие, способствовали расширению контактов российских высших учебных заведений и профессорско-преподавательского состава с зарубежными учеными и научными учреждениями, в перспективе именно создание электронного сетевого университета через реализацию образовательных программ вузов-партнеров станет основной формой доступа к современному высшему образованию (рис. 1).

В данной статье автор рассматривает возможность и способы формирования распределенного университета указанного типа на

Интернационализация образования

69

Рис. 1. Модель электронного сетевого университета [1]

базе ведущих экономических вузов Российской Федерации и Республики Беларусь: Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (http://www.rea.ru) и Белорусского государственного экономического университета (http:// www.bseu.by). Помимо содействия сближению научного и образовательного пространства двух стран в целом, подобный проект позволит интегрировать названные вузы в международную систему образования, вести подготовку по ряду новых востребованных специальностей, отвечающих изменяющимся технологиям, запросам бизнеса и государства и в конечном счете расширит возможности молодежи для получения качественного современного образования, повысит конкурентоспособность их выпускников на международном рынке труда.

При этом необходимо принимать во внимание ряд объективно обусловленных экономических, социальных и политических факторов, приводящих к появлению различного рода рисков и проблем, которые неизбежно возникнут в процессе подобного объединения. Среди них:

- различия в законодательствах стран и университетов;

- слабая материальнотехническая база;

- проблемы согласования оплаты обучения;

- координация определения и использования источников финансирования;

- трудности согласования образовательных программ и учебных планов;

- низкая востребованность диплома российского образца вне зоны СНГ;

- отсутствие мотивации на уровне руководства в решении задач кооперации между университетами и научными организациями в подготовке

специалистов (в особенности по экономическим и управленческим направлениям);

- слабая проработка законодательной и нормативной базы сетевого межуниверситетского обучения;

- отсутствие устоявшихся практик культивирования подобного подхода в РФ и РБ.

Исходя из ожидаемых результатов создания электронного сетевого университета и учитывая выявленные риски, представляется логичным провести сравнительный анализ российской и белорусской систем образования, а также сопоставить особенности функционирования РЭУ им. Г.В. Плеханова и БГЭУ. На этой основе можно будет определить наиболее эффективные способы и механизмы взаимодействия данных вузов. Основные параметры, отражающие сходства и различия высшего профессионального образования в РФ и РБ, коротко приведены в таблице 1.

Россия и Беларусь являются странами-участницами Болонского процесса. Несмотря на то, что Белоруссия официально присоединилась к нему лишь 14 мая 2015 г., многие принципы Европейского простран-

70

Высшее образование в России • № 10, 2015

Таблица 1

Сравнение систем ВПО Российской Федерации и Республики Беларусь

Страна Критерий сравнения'''''''-''-..^ Россия Белоруссия

Количество вузов 950 (2014/2015) 54 (2014/2015)

Государственные вузы 548 (2014/2015) 45 (2014/2015)

Частные вузы 402 (2014/2015) 9 (2014/2015)

Нормативные акты, регулирующие деятельность высшего образования в стране - Конституция РФ (ст. 43); - ФЗ «Об образовании в РФ» (2012 г.); - нормы международного права (Всеобщая декларация прав человека, ст. 26); - профильные (сегментарные) законодательные акты; - Болонская декларация (ратифицирована в 2003 г.); - Региональное законодательство - Конституция РБ (ст. 49); - Закон РБ «Об образовании в РБ» (2002 г.); - нормы международного права (Всеобщая декларация прав человека, ст. 26); - Кодекс Республики Беларусь об Образовании № 243-З; - Болонская декларация (ратифицирована в 2015 г.)

Срок обучения студентов Бакалавр — 4 года Специалист — 5 лет Магистр — 6 лет Бакалавр - 4 года Специалист — 5 лет Магистр — 6 лет

Классификация видов и уровней образования 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование; 5) среднее профессиональное образование; 6) высшее образование — бакалавриат; 7) высшее образование — специа-литет, магистратура; 8) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации; +дополнительное образование 1) дошкольное образование; 2) общее среднее образование; 3) профессионально-техническое образование; 4) среднее специальное образование; 5) высшее образование (бакалавриат, магистратура); 6) послевузовское образование +дополнительное образование +специальное образование

Ученые степени и звания Степени: • бакалавр; • магистр; • специалист; • кандидат наук; • доктор наук Звания: • доцент по специальности; • доцент по кафедре; • профессор по специальности; • профессор по кафедре Степени: • бакалавр; • магистр; • специалист; • кандидат наук; • доктор наук Звания: • доцент по специальности; • доцент по кафедре; • профессор по специальности; • профессор по кафедре

Основная академическая единица Экзамен, зачет Экзамен, зачет

Средний возраст студентов 1-го курса, годы 17-21 17—22

Востребованные профессии на рынке труда • Технические специалисты: инженеры, программисты; • экологи; • специалисты в области нано- и биотехнологий; • работники сферы услуг и сервиса; • финансисты; • медицинские работники (врачи, медсестры) • Технические специалисты: специалисты в области IT; • маркетологи; • медицинские работники; • инженеры; • работники сферы услуг и сервиса; • рабочие специальности: электрики, монтажники, строители, слесари

Вступительные экзамены в вузы Единый государственный экзамен Централизованное тестирование

Учет золотых медалей Не учитывается Учитывается

Система распределения Нет Есть

Интернационализация образования

71

ства высшего образования применяются там довольно давно. Вследствие этого уровни и формы образования в РФ и РБ легко сопоставимы, а присваиваемые квалификации, присуждаемые научные степени и звания максимально схожи.

Особый интерес с точки зрения возможностей гармонизации законодательства и адаптации зарубежного опыта в рассматриваемой сфере представляет изучение порядка и условий поступления в российские и белорусские вузы. В России выпускникам школ для поступления в вуз необходимо сдать единый государственный экзамен (ЕГЭ). Для поступления в белорусские вузы выпускники сдают централизованное тестирование (ЦТ). Преимущества тестов ЦТ, по мнению автора, заключаются в следующем:

> отсутствие заданий с развернутым ответом, благодаря чему полностью исключено влияние человеческого фактора;

> запрет апелляции на результаты ЦТ;

> акцент на части «В », которая предполагает не выбор одного из 4-х вариантов (где высока вероятность «угадать » правильный ответ), а самостоятельную запись слова или словосочетания, которые считывает компьютер.

Согласно гл. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. №80 «О правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения», помимо обязательного экзамена по русскому/ белорусскому языку, каждой группе специальностей соответствуют свои два вступительных экзамена. Соответственно, в форме ЦТ разрешено сдавать не более трёх экзаменов. Например, на все экономические направления обучения в Белоруссии принимаются результаты экзаменов по математике и иностранному языку, и ни одно учреждение высшего образования не вправе заменить его предметом «Человек. Общество. Государство», представляющим собой аналог обществознания, ЕГЭ по которому постоянно подвергается в России

конструктивной критике. Во-первых, при таком подходе минимизируется желание абитуриента подать документы на разнонаправленные специальности, что является существенным недостатком российской процедуры поступления. Выпускники понимают: сдача большего количества экзаменов в различных вузах будет требовать от них дополнительных усилий, в связи с чем более ответственно подходят к выбору сферы будущей профессиональной деятельности уже на данном этапе. Во-вторых, почти полностью ликвидируется вероятность того, что направление будет выбрано исходя из желания успешно сдать экзамен.

Необходимо отметить, что в РБ заметно варьируются правила и условия поступления в случае различных специальностей. Базовым критерием здесь выступает степень важности того или иного направления обучения для страны. Так, упрощён порядок приёма для медико-фармацевтических профилей (только ЦТ), предоставлена свобода выбора формата экзамена в случае сельскохозяйственных направлений.

Другое принципиальное отличие заключается в учете среднего балла в аттестате: в Белоруссии он суммируется с результатами ЦТ. В России уже не первый год на самых разных уровнях ведутся дискуссии о том, что разовое тестирование, где свою роль играют множество как субъективных, так и не зависящих от абитуриента факторов, не может выступать в качестве единственного критерия итоговой оценки знаний; должны приниматься во внимание достижения школьника в течение всего периода обучения. В этом контексте большую ценность приобретает золотая медаль, хотя абсолютной гарантии поступления школьные отличники не имеют.

Важность оптимизации процедуры поступления в вуз невозможно переоценить, ведь от степени осознанности выбора абитуриента напрямую зависит его отношение к учебному процессу и заинтересованность в получаемых знаниях и навыках, а в ко-

72

Высшее образование в России • № 10, 2015

нечном счёте - отдача от государственных инвестиций в подготовку специалистов. Совершенствование правил приема позволит обеспечить объективный конкурсный отбор, и в вузы придут наиболее подготовленные абитуриенты, способные осваивать программы не только одного вуза, но и распределенных университетов, что можно рассматривать как иной качественный уровень профессиональной компетентности. Представляется, что внесение соответствующих корректив в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях приложения опыта Белоруссии к российской действительности не будет сопряжено с большим количеством организационных затрат и трудностей, а материальные и управленческие издержки, которые могут возникнуть при таком шаге, окупят себя уже в среднесрочной перспективе.

Еще одна составляющая сближения российского и белорусского высшего профессионального образования связана с подходом к трудоустройству выпускников. Благодаря высокому уровню развития системы заказов на подготовку кадров в РБ полностью доказывает свою эффективность организация распределения выпускников, что позволяет чутко реагировать на потребности экономики и подразумевает максимально тесное взаимодействие образовательных учреждений с коммерческими и некоммерческими структурами. Дополнительный позитивный результат от предлагаемого нововведения заключается в повышении сознательности выбора специальности, важность чего обосновывалась ранее. Уверенность в гарантированном обеспечении работой позволяет молодым людям уже на этапе подачи документов в вузы не бояться принимать решение реализовать себя в действительно интересующей их сфере (для сравнения: в России одним из ключевых факторов выбора профессии являются представления выпускников о возможностях последующего трудоустройства, которые нередко оказываются оши-

бочными). Кроме того, система распределения во многом способствовала бы решению актуальной для России проблемы сглаживания региональной дифференциации за счет обязательства студентов вернуться в свой субъект РФ.

Подобная гармонизация системы государственного управления образованием РФ и РБ обеспечит условия, важные для наращивания конструктивного взаимодействия в рассматриваемой сфере и успешной реализации проекта формирования электронного сетевого университета на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова и БГЭУ. Чтобы выявить приоритетные направления сотрудничества двух вузов в рамках этого объединения и определить пути избегания рисков, перечисленных в начале статьи, необходимо сопоставить основные аспекты функционирования этих образовательных организаций (табл. 2).

Основываясь на результатах сопоставления систем образования России и Белоруссии, а также на анализе организации учебного процессе в РЭУ им. Г.В. Плеханова и БГЭУ, можно выделить следующие направления работы по созданию электронного сетевого университета:

1) разработка программ новых специальностей и переработка существующих программ с учетом использования образовательного потенциала обоих университетов;

2) предоставление льгот при поступлении в магистратуру одного из вузов-парт-неров;

3) участие в разработке и реализации проектов в социально-производственной сфере Союзного государства, в том числе по принципу грантов;

4) организация и проведение совместных ознакомительных, учебных, производственных и преддипломных практик для студентов РЭУ и БГЭУ, возможно, в рамках каких-либо совместных проектов РФ и РБ;

5) формирование межгосударственных

Интернационализация образования

73

Таблица 2

Сравнение РЭУ им. Г.В. Плеханова и БГЭУ в контексте возможностей создания распределенного университета

Параметр РЭУ им. Г.В. Плеханова БГЭУ Вывод

Репутация вуза, позиции в рейтингах 24-я позиция в рейтинге «Эксперт РА». Ведущий экономический вуз страны с богатой историей. После присоединения МЭСИ становится крупнейшим вузом РФ; конкуренты - НИУ-ВШЭ, Финансовый университет при Правительстве РФ 4-я позиция в рейтинге вузов, по данным Министерства образования РБ (2014), ведущий экономический вуз страны РЭУ и БГЭУ - престижные вузы, специализирующиеся в одной и той же сфере. Оптимальный вариант для создания распределенного университета

Средняя цена образовательных услуг (программы бакалавриата, очная форма обучения) 270000 руб. Стоимость образовательных услуг устанавливается при поступлении и изменению в течение периода обучения не подлежит. 16000000Br-61500 руб. Стоимость устанавливается по группам специальностей и различается в зависимости от курса обучения. Согласование оплаты, несомненно, станет одной из ключевых проблем. В случае реализации совместных программ её мог бы решить расчет, исходя из вклада каждого из университетов.

Особенности организационной структуры Ректор, помощники и советники, 8 проректоров, которым подчиняются различные административные, учебно-научные, научно-исследовательские подразделения. Кафедры не входят в состав факультетов, а объединяются в кластеры. +аффилированные структуры (Профком, Студенческий совет, Ассоциация выпускников и т.д.) Ректор, помощник ректора, 7 проректоров, которым подчиняются различные административные, учебно-научные, научно-исследовательские структурные подразделения. +общественные организации при БГЭУ Структуры РЭУ и БГЭУ максимально схожи, функции и даже названия подразделений совпадают. Можно объединить некоторые центры и лаборатории, что повысит эффективность их работы за счёт использования опыта обоих университетов. Однако возникает вопрос о координации управления распределенным университетом в целом.

Филиалы 29 филиалов + 19 филиалов МЭСИ, в т.ч. филиалы в Монголии, Кыргызской республике, Узбекистане и т.д. Филиал в г. Бобруйске Электронный сетевой университет будет иметь и некоторые признаки территориально-распределенного за счёт широкой сети филиалов РЭУ.

Студенческое самоуправление Студенческий Совет является аффилированной структурой и не подчиняется ни одному из административных подразделений, но тесно взаимодействует с некоторыми из них. Наряду с Координационным студенческим советом, функционирует Профсоюзный комитет студентов, призванный решать социальнобытовые проблемы студентов. В БГЭУ профком студентов реализует наиболее важные функции, которые в РЭУ разделены между одним из комитетов Студенческого совета и социальным отделом. В основном задачи и построение системы студенческого самоуправления в РЭУ и БГЭУ аналогичны.

центров дополнительного образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировки);

6) координация усилий и средств для совместной подготовки учебников (в том числе электронных), учебных и методических пособий;

7) реализация образовательных про-

грамм, по итогам освоения которых студенты получают «двойной диплом», что позволит сократить финансовые затраты на обучение, обеспечит углубление и расширение профессиональных компетенций за счет одновременной специализации в двух избранных сферах деятельности;

8) апробация схем межуниверситет-

74

Высшее образование в России • № 10, 2015

ского и междисциплинарного обучения с правом выбора набора дисциплин;

9) проведение в режиме on-line параллельных мастер-классов от успешных политических деятелей, экономистов, бизнесменов Российской Федерации и Республики Беларусь;

10) создание на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова и БГЭУ «виртуальных» центров подготовки по отдельным направлениям и специальностям.

Г армонизация систем образования является необходимой составной частью сближения наших стран в экономической и политической сферах, что приобретает огромную важность для наращивания их сотрудничества. Проект создания электронного сетевого университета на базе РЭУ

INTEGRATION OF RUSSIAN AND BELARUSIAN UNIVERSITIES AS A FORM OF ACCESS TO MODERN EDUCATION

ABRAMOV Ruslan A. - Dr. Sci. (Economics), Prof., Head of the Department of Public Administration, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia. E-mail: oef08@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the opportunities and prospects of integration of the Union State educational systems. Comparing Russian and Belarusian higher education, the author determines methods of harmonization of legislation in this sphere and ways of application of Belarusian positive experience (including the one connected with modernization of the procedure of entering university and graduates’ employment) to Russian present-day reality. In this regard the analysis of different aspects of Plekhanov Russian University of Economics and Belarus State Economic University functioning is conducted. On this basis the project of distributed university is worked out. The author suggests possible ways of co-operation of these universities in some areas and justifies the efficiency of the model of electronic network university as a new form of universities’ interaction and its important role in training of highly-qualified personnel according to the demands of the international labour market.

Keywords: Union State, integration of educational systems, Plekhanov Russian University of Economics, Belarus State Economic University, distributed university, electronic network university, cross-university education, CIS countries

References

1. Selyanskaya, G.N. (2014). [Distributed University: From the University Branch Network to the

Electronic Network Universities]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of Science and Education]. No. 5. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 28.07.15.

им. Г.В. Плеханова и БГЭУ позволит объединить лучшие образовательные ресурсы ведущих вузов, будет содействовать мобильности студентов, преподавательских и научных кадров, способствовать повышению спроса на высококачественное высшее образование посредством формирования потребности в заказах на кросс-универси-тетское сетевое обучение со стороны зарубежных заказчиков.

Литература

1. Селянская Г.Н. Распределенный университет: от сети филиалов к электронному сетевому университету // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5.

Статья поступила в редакцию 28.07.15.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.