Научная статья на тему 'Интеграция учебных планов при непрерывном образовании'

Интеграция учебных планов при непрерывном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция учебных планов при непрерывном образовании»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ПРИ НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Н Г1.БАХАРЕВ. проректор Тольяттинского политехнического института, профессор А.В.ГОРДЕЕВ, профессор кафедры технологии машиностроения Тольяттинского

политехнического института

к?

В последнее время наметилось и pea- изучать то, на что уже однажды были за-

лизуется достаточно большое число форм

и путей совместной деятельности вузов и ССУЗов в области непрерывного образования. Толчком к этому послужило осмысление нерациональности с точки зрения затрат времени и средств вторичного изучения выпускниками техникумов и колледжей на младших курсах вуза дисциплин, главным образом специальных, уже достаточно глубоко изученных ими. Поэтому вузы и колледжи предлагают различные варианты обучения выпускников колледжей и техникумов в вузе по сокращенной программе, якобы без ухудшения качества и без снижения объема дисциплин учебного плана вуза.

Одним из предлагаемых путей является включение в учебные планы коллед- ных выше подходов является, на наш

трачены время, силы и средства.

Если же выпускника колледжа принимать на III курс вуза, то ему за время обучения в колледже придется освоить дополнительно вузовские дисциплины в объеме около 1 600 ч аудиторных занятий, выполнить большой объем расчетнографических и курсовых работ, сдать несколько зачетов и экзаменов. Даже если не учитывать более низкую по сравнению с вузом интенсивность обучения в колледже (примерно в 1,3 раза), все равно ясно, что выполнить такой объем за год дополнительного обучения в колледже нереально. Попытки же пойти по этому пути чреваты профанацией обучения.

Причиной несостоятельности указан-

жей дисциплин, изучаемых на младших курсах вуза, в основном общетеоретических, с последующим приемом выпускников на II или III курс вуза. Как вариант предлагается дополнительно к учебному плану изучать в колледже часть дисциплин

факультативно.

Препятствием на пути реализации такого подхода является то, что разница между учебными планами техникума и младших курсов вуза составляет примерно 800 ч аудиторных занятий в год.

Если предположить, что выпускник колледжа продолжит обучение в вузе со II курса, то при напряженном графике учебного процесса он может за время обучения в колледже изучить все дисциплины I курса вуза. Однако полезность такого подхода весьма мала, так как сэкономленный год в вузе будет «съеден» годом дополнительного обучения в колледже. Да- нить учебный план младших курсов,

лее выпускнику колледжа придется так же, включив в него дисциплины, преимущест-

как и при традиционной схеме, вторично венно специальные, изучаемые в технику-

ме, и исключив часть общетеоретического

взгляд, то, что в них предусматривается только приспособление учебных планов колледжей и техникумов к учебным планам вузов. Учебные же планы вузов остаются в основе своей неизменными, в лучшем случае они претерпевают небольшую корректировку. Основной особенностью традиционных учебных планов технических вузов является общетеоретическая подготовка на младших курсах и специальная подготовка на старших. Это приводит к большому разрыву в программах обучения колледжей и вузов.

Выход нам видится в принципиальном изменении учебных планов вузов, переходе на так называемую ступенчатую систему обучения. Первая ступень этой системы (I - III курсы) завершается получением студентом специальности техника. Естественно, для этого необходимо изме-

№ 1,2000

материала, перенеся его на старшие курсы. Вторая ступень (IV - V курсы) - подготовка инженера. Здесь, наоборот, специальные дисциплины даются в меньшем объеме по сравнению с традиционным учебным планом вуза, зато усиливается общетеоретическая подготовка.

Суммарный объем подготовки инженера по ступенчатой системе не меняется, но за счет указанного перераспределения дисциплин достигается значительное сближение учебных планов колледжа и вуза. Ступенчатая система подготовки инженера имеет и другие преимущества, такие, как более глубокая мотивация обучения, тесная связь общетеоретических и специальных дисциплин, возможность для студента прекратить обучение после окончания первой ступени и др.

В Тольяттинском политехническом институте (ТолПИ) накоплен 10-летний опыт обучения студентов по ступенчатой системе. Институтом совместно с Тольят-тинским политехническим колледжем,

Техническим колледжем ВАЗа, димитрив-градским техническим колледжем разработаны учебные планы подготовки техника - младшего инженера - инженера. В соответствии с этими планами студент колледжа за 4 года обучения осваивает весь учебный материал I - III курсов ТолПИ. После этого он при условии успешной сдачи вступительных экзаменов зачисляется на IV курс ТолПИ без каких-либо задолженностей перед учебным планом вуза.

На специальности 120001 «Технология машиностроения» состоялось уже два выпуска инженеров, подготовленных по интегрированным учебным планам «колледж - вуз». Государственная аттестационная комиссия отметила, и оценки по защите дипломного проекта подтверждают это, что подготовка инженеров по такой системе по крайней мере не хуже традиционной. Это дало основание распространить подготовку инженеров по данной системе и на другие специальности.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ КАК ЗВЕНО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Э.Л.ФАЙБУСОВИЧ, профессор Санкт-Петербургского государственного

университета экономики и финансов Е.Я.ЧЕРНИКОВА, доцент Российского государственного педагогического

университета им. А.И.Герцена К.Ф.ШИЯНСКАЯ, доцент Санкт-Петербургского университета водных

коммуникаций

Длительное время основным в работе средней школы была подготовка выпускников к поступлению в высшие учебные заведения, даже если официально провозглашались другие цели. Именно по числу выпускников, поступивших в вузы, оценивается (и прежде всего учениками и их родителями) качество подготовки в школе. А известный Фонд Сороса оценивает работу школьных учителей на основе отзывов выпускников, ставших студентами престижных вузов.

При всем том продолжает расширяться зазор между школьной подготовкой абитуриентов и требованиями к ним, предъявляемыми вузами. И дело здесь не в

одной только недостаточной подготовленности к сдаче вступительных экзаменов по той или иной дисциплине. У значительной части абитуриентов отсутствуют опорные знания, необходимые для изучения вузовских дисциплин, навыки интеллектуальной деятельности.

По нашим наблюдениям, в том числе и над выпускниками элитарных средних учебных заведений, молодые люди в основном владеют формальной (по И.Канту), т.е. языковой (хорошее знание иностранного языка, умение работать с персональным компьютером), эрудицией. Русский язык усваивается на уровне достаточной грамотности письменной речи, но без уме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.