Научная статья на тему 'Интеграция учащихся с особыми образовательными потребностями в странах Латинской Америки и Карибского бассейна положение сегодня и перспектива'

Интеграция учащихся с особыми образовательными потребностями в странах Латинской Америки и Карибского бассейна положение сегодня и перспектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / АДЕКВАТНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / SPECIAL EDUCATION NEEDS / ADEQUATE EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Роса Бланко, Синтия Дук

В статье рассмотрены особые образовательные потребности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN LATIN AMERICA AND THE CARIBBEAN THE SITUATION TODAY AND THE PROSPECT OF

In the article special educational needs.

Текст научной работы на тему «Интеграция учащихся с особыми образовательными потребностями в странах Латинской Америки и Карибского бассейна положение сегодня и перспектива»

федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

- образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю;

- в целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреж-

дениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования РФ.

Это ещё не полный перечень действовавших ранее государственных гарантий приоритетности образования. Без их восстановления в образовательном законодательстве с последующей неуклонной практической реализацией нельзя говорить о развитии образования и его приоритетности для государства.

Vifleemsky A. B.

FORMATION IN FLAMES

In 2006, the Forest Code was adopted, and less than five years from the forest were on fire. Fires in 2010 will long be remembered Muscovites, who "joined" at something to the rest of Russia, has long been suffocating in the smoke. In 2011, according to media reports, the area fires exceeded last year's level. External manifestations of the desired authorities 'modernization ' of education resemble the "modernization " of forestry, but the consequences of such a law "On Education in the Russian Federation" will be much more dramatic.

Keywords: bill, innovations in education, Education Code, investment, economic mechanisms.

УДК 371

Роса Бланко, Синтия Дук ИНТЕГРАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И КАРИБСКОГО БАССЕЙНА ПОЛОЖЕНИЕ СЕГОДНЯ И ПЕРСПЕКТИВА

В статье рассмотрены особые образовательные потребности.

Ключевые слова: особые образовательные потребности, адекватная система образования.

Важный фактор в содействии развитию адекватной системы предоставления образования -это предложение образовательных услуг удовлетворяющих те особые потребности, которые есть у учащихся. Разнообразие образовательных нужд таких учащихся делает необходимым установление ряда услуг, обеспечивающих разный педагогический отклик. Одни учащиеся могут с помощью специального материала или персонала продолжать заниматься по общей учебной программе, другие могут подключаться к учебной программе в определенных ее частях, в то время как третьи принимают участие только в отдельных видах деятельности и т. д. Законодательство должно четко определять эти разные формы школьного обучения (полное включение в работу класса, частичное включение, ситуация, когда одни части расписания должны даваться в специализированных школах, а другие - на общих основаниях, специализированные школы и т. д.), чтобы гаранти-

ровать, что необходимые средства и возможности будут предоставляться, а учащиеся будут получать образование, подстраивающееся к их потребностям.

В пределах региона предоставление образования идет главным образом по линии специализированных школ, услуги которых нацелены на традиционные участки охвата (нарушения умственного или физического развития, ослабленное зрение или слух). В некоторых странах эти услуги были расширены с целью охвата нарушений речи, аутизма, задержки психического развития и нарушений других типов, но зачастую на базе определений преимущественно клинических и неточных и согласно несколько спорным классификациям. Следует отметить и то, что специальное внимание педагогов сконцентрировано в городской местности и что 32% учащихся учатся в частных школах.

Тенденция в направлении интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями

48

© Роса Бланко, Синтия Дук, 2012

в массовые школы делает в регионе свои самые первые шаги. Если говорить в общем, то опыты были изолированными, а администрацией в области образования не было задано какой-то четкой системы отсчета. Существуют две основные причины такой ситуации: во-первых, отсутствие более обширного и более четкого законодательства вкупе с конкретными планами по осуществлению интеграции означает, что отсутствуют стратегии и средства, требующиеся для того, чтобы достичь интеграции; и, во-вторых, низкий уровень правительственного инвестирования в образование означает, что средства концентрируются на приоритетной цели - не столько удовлетворять запросы и потребности меньшинства, сколько давать обязательное образование большинству.

В странах, где законодательство более всестороннее, обучение предоставляется в разных формах - обычно это специализированные школы, полномасштабное включение в классы, комбинированная интеграция или же единение в каких-то внешкольных видах занятий. На практике, впрочем, наиболее частая форма - это полномасштабное включение в обычные классы или создание различных групп с комплементарными видами занятий. В этой связи необходимо рассмотреть, как такая организация предоставления образования действует на практике. В случае полномасштабного включения в обычные классы помощи и средств, необходимых для этого вида учащихся, обычно недостаточно, и, следовательно, особые потребности учащихся не находят достаточного удовлетворения. Кроме того, особые группы не соответствуют интегративной модели, потому что обычно это группы детей, которые являются отстающими или входят в «группу риска» и какое-то время получают «компенсирующее» обучение отдельно от своих одноклассников, что идет вразрез с основными принципами интеграции. Необходимо продвигаться к такому положению дел. при котором реальностью станут различные формы образования, включив в законодательство четкое определение характеристик каждой формы и критериев, управляющих образованием в каждой из них, так чтобы можно было намечать стратегии и предоставлять необходимые средства для воплощения их на практике.

В результате того, что предоставления образования в различных интегративных его формах недостаточно, в специализированных школах традиционного типа учится больше половины детей, у которых выявлены нарушения развития, тогда как существует всеобщее мнение, что в попечении такого типа нуждается лишь 10% общего числа таких детей.

В этой связи в отчете Консультаций ЮНЕСКО (1988) утверждается, что, когда спрос значителен, а

имеющиеся в распоряжении средства скудны, образовательные потребности детей и молодежи с нарушениями развития в специализированных школах удовлетворены быть не могут. Кроме того, на средства, обычно выделяемые специализированным школам, занимающимся данным контингентом детей, нужно взглянуть в свете широко распространенного провала в их попытке дать качественное образование. Однако эту проблему не решить без одновременного критического пересмотра материально-технической базы образования и массовых школах, потому что специализированные школы для того и создавались, чтобы иметь дело с учащимися, которые не успевают в массовых школах. Цель, следовательно, должна заключаться в том. чтобы усиливать интеграцию учащихся в массовые школы, исправляя и видоизменяя те стороны последних., которые в определенный момент этих учащихся отсекают, тогда как специализированные школы должны, став делом не столь обыденным, иметь тесную связь с общими, образовательными целя- ми, стоящими перед всеми учащимися. Как утверждает Хегарти (Hegarty), проблема специализированных школ заключается в том, чтобы найти пути и способы делиться опытом и техническими возможностями, включая их в более широкий образовательный контекст.

Дошкольное образование

Доступ к образованию в раннем возрасте - это решающий фактор, компенсирующий многие из тех трудностей, которые переживают учащиеся в результате нарушений своего развития. В латиноамериканском регионе доступность образования в раннем возрасте отнюдь не вошла в обиход, потому что наиважнейшим приоритетом является обеспечение доступа к обязательному образованию. Вопрос слабой доступности большинству дошкольного образования стоит еще более остро в случае учащихся с особыми потребностями, то есть тех детей, кто больше всего в нем нуждается - не только из-за ограниченности их возможностей, но еще и потому, что в большинстве случаев это обстоятельство идет рука об руку с нищетой и социальным окружением, имеющим серьезные пороки, чем подчеркивается Неблагополучие положения, в котором находятся эти дети. Лишь немногие страны имеют в своем законодательстве положения, предусматривающие образование детей с особыми потребностями еще в раннем возрасте. При всем том, что в Главном проекте по образованию в странах Латинской Америки и Карибского бассейна дети младше 6 лет, живущие в неблагоприятных социально-экономических условиях, и дети с нарушениями развития являются приоритетными группами, мало что делается для их образования,

и это одна из главных целей, к достижению которых необходимо стремиться в данном регионе. Помимо расширения охвата и доступа к образованию в раннем возрасте, необходимо прилагать большие усилия к обеспечению того, чтобы об этих учащихся была забота в нормализованном социальном окружении, потому что в их возрасте различия между ними и их сверстниками не столь важны, а учебная программа лучше подстраивается к их потребностям.

Профессионально-трудовое обучение

Удовлетворительной политике в вопросе специализированного обучения следует, кроме того, включать в себя и профессиональную подготовку учащихся, о которых идет речь, когда общеобязательное, или основное, образование ими завершено, с целью содействовать их переходу к зрелости, интеграции в рынок труда, участию в жизни общества и выработке самостоятельности. Наиважнейшая целевая установка школьного образования и воспитания - это развитие тех способностей, которые требуются для того, чтобы стать активными членами общества, иными словами, подготовка к взрослой жизни. В случае учащихся с особыми потребностями ведение самостоятельной, взрослой жизни имеет наивысшее значение, а это подразумевает, что в конце общеобязательного школьного обучения нужно давать соответствующую подготовку. Везде, где только можно, должно проявляться стремление давать молодежи с нарушениями развития доступ к обобщенной системе технического и профессионального обучения (с необходимыми модификациями), не пренебрегая при этом и иными возможностями для тех молодых людей, кому интегрированное образование не может пойти на пользу.

В некоторых странах законодательством утверждается право молодежи с нарушениями развития на получение профессионально-трудовой подготовки, имея в виду включение ее в рынок труда. Однако на практике доступность такого рода подготовки - вещь редкая, и единых стандартов здесь нет. Профессиональная подготовка обычно дается в школах со специализированным обучением, а в некоторых случаях имеется сотрудничество между этими последними и институтами, дающими профессионально-техническое образование. Самая важная в этом отношении задача в регионе - это расширить систему предоставления профессионально-трудовой подготовки и. взять на вооружение более интегративный подход, основанный на реабилитации на базе местной общины. В этой связи надо сказать, что на путь интересного эксперимента, который мог бы послужить для региона системой отсчета, встала Коста-Рика.

Участие родителей

Участие родителей детей с нарушениями развития в образовании и воспитании своих детей способно оказать большую помощь в обеспечении успеха. Необходимо, чтобы родители сотрудничали со школой в ее делах, вносили свой вклад в медико-педагогическое обследование и планирование учебной программы, помогали домашними заданиями и содействовали контролю за успехами детей. Привлечение родителей - это первый шаг к облегчению органического включения ребенка в семейное окружение и в выработке подхода на базе местной общины, подхода, имеющего особое значение в развивающихся странах. Привлечение родителей особенно важно в раннем детстве, потому что именно тогда они являются первыми воспитателями своих детей.

Участие родителей в образовании и воспитании своих детей - вопрос, практически отсутствующий в законодательстве стран данного региона, так что едва ли удивительно, что мероприятия в этой сфере были крайне изолированными и деятельность эта не является ни стандартизированной, ни как следует определенной. Для облегчения и расширения родительского участия в образовании своих детей эта область образования нуждается в развитии, как с точки зрения законодательной, так и с точки зрения системы предоставления образовательных услуг.

Обучение педагогов

Будет ли учащимся с особыми потребностями даваться качественное образование, в большой степени зависит от подготовки и повышения квалификации тех педагогов и других профессионалов, которые привлекаются к обучению этих учащихся. Основными элементами в развитии высококачественного образования являются первоначальная подготовка учителей и обучение их по месту работы. Общие представления, модели и планы применительно к подготовке в области специализированной педагогики должны быть пересмотрены в свете нового мышления по вопросу об особых образовательных потребностях. Это значит и то, что немаловажными восприемниками такой подготовки нужно считать учителей массовых школ, потому что, хотя они и играют в интеграционном процессе жизненно важную роль, к оказанию помощи учащимся с особыми образовательными потребностями они обычно не готовы.

В большинстве стран подготовка узко нацелена на специализированных педагогов, не уделяя достаточного внимания обучению учителей обычных классов. Подготовка в области специализированной педагогики обыкновенно рассматривается как специализация с разными формами: специализированные курсы после стандартной педа-

гогической подготовки; аспирантура; последипломные или заочные курсы и т. д. В подготовке главный упор делается на клинических и реабилитационных программах, в центре которых стоят диагностика и специальное лечение применительно к различным нарушениям развития.

Следовательно, еще одна важная задача, стоящая перед регионом, - это изменить само мышление на предмет подготовки в области специализированной педагогики (цели, содержание, получатели подготовки, ее формы и т. д.), которому надо двигаться в сторону более интерактивного подхода к трудностям в обучении, более тесно связанного с обычными программами развития образования и учебными программами. В некоторых странах пересматривается необходимость того, чтобы специализация шла вослед базовой педагогической подготовке, - тенденция, которую необходимо усилить, чтобы уделять больше внимания учащимся с особыми образовательными потребностями и способствовать тому, чтобы учителя массовых и специализированных школ действовали общими усилиями, потому что по мере того, как интеграция будет все более расширяться, минимум знаний о нарушениях развития и о том, как организовать обучение и выстроить учебную программу, удовлетворяющую потребности учащихся с нарушениями развития, нужно будет иметь всем педагогам.

Исследования и наработки

Обеспечение образования для учащихся с нарушениями развития -задача сложная, требующая постоянных исследований характера вытекающих из ограниченности возможностей образовательных потребностей и того, как лучше всего компенсировать специфические трудности посредством педагогики. Таким образом, обязательна пе-

дагогическая оценка программ развития образования и интеграционных проектов на предмет внесения необходимых усовершенствований. В данном регионе научные исследования по специализированной педагогике получили не самое большое развитие. Это объясняется тем, что специализированное обучение не является приоритетом и, как мы видели, не имеет ни достаточных средств, ни схематической основы или же четких ориентиров, которые позволяли бы выделить наиболее важные аспекты, нуждающиеся в исследовании.

Прогресс в данной области предполагает принятие на вооружение четких концептуальных схем, утверждение конкретных планов, инвестирование средств и привлечение различных авторитетных инстанций. В педагогической оценке планов и замыслов, о которых идет речь, важную роль играет администрация в области просвещения.

Библиографический список

1. Blanco, R., et. al. Adaptaciones curriculares у alumnos con necesidades educativas especiales. Madrid, Ministry of Education and Science, 1992.

2. Hegarty, S. Education of children and young people with disabilities: principles and practices. Paris, UNESCO, 1990.

3. Spain. Ministry of Education and Science. Evaluation del Programrna de Integration de Alumnos con Necesidades Educativas Especiales. Madrid, Ministry of Education and Science, 1990.

4. UNESCO. Educational situation in Latin America and the Caribbean 1980-1989. Santiago, OREALC, 1993.

5. Principal Education Project for Latin America and the Caribbean (Information folder). Santiago, OREALC, 1993.

6. Review of the present situation of spesial education. Paris, 1988. Salamanca Declaration and Framework for Action on Special Education Needs. World Conference on Special Education Needs: Acces and Quality. Salamanca, 1994.

7. Special needs in classrooms: teacher training materials. Paris, 1993.

Rosa Blanco, Cynthia Duk

INTEGRATION OF STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN LATIN AMERICA AND THE CARIBBEAN THE SITUATION TODAY AND THE PROSPECT OF

In the article special educational needs.

Keywords: special education needs, adequate educational system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.