Научная статья на тему 'Интеграция транспортной системы Казахстана во Всемирную экономическую систему'

Интеграция транспортной системы Казахстана во Всемирную экономическую систему Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

347
58
Поделиться
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / РЫНОК / ТРАСЕКА / ПРОЕКТ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ТРАНЗИТ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / TRANSPORT’S SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Аманова М. В.

В статье показано, что Казахстан развивается как светское государство с рыночной высокотехнологической ориентацией, расширяет международную торговлю, участвует во многих международных проектах, и тем самым интегрируется в мировое сообщество. Этому сопутствует участие Казахстана в таких проектах как ТРАСЕКА, что является одним из тех шагов, которые делает Республика Казахстан в сторону прогресса и улучшения жизни всех казахстанцев.

INTEGRATION THE TRANSPORT’S SYSTEM OF KAZAKHSTAN IN THE WORLD ECONOMIC SYSTEM

In this article is shown that Kazakhstan develops as the secular state with high-tech market orientation, expands international trade, participates in many international projects and by that is integrated into the world community. It is accompanied by participation of Kazakhstan in such projects as TRASEKA is one of those steps which are taken by the Republic of Kazakhstan aside progress and life improvements all citizens of the country.

Текст научной работы на тему «Интеграция транспортной системы Казахстана во Всемирную экономическую систему»

УДК 656.2

ИНТЕГРАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА ВО ВСЕМИРНУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ

Аманова М. В., к.т.н., доцент (ГУТиП им.Д.А.Кунаева, г.Алматы, Казахстан)

В статье показано, что Казахстан развивается как светское государство с рыночной высокотехнологической ориентацией, расширяет международную торговлю, участвует во многих международных проектах, и тем самым интегрируется в мировое сообщество. Этому сопутствует участие Казахстана в таких проектах как ТРАСЕКА, что является одним из тех шагов, которые делает Республика Казахстан в сторону прогресса и улучшения жизни всех казахстанцев.

Ключевые слова: Казахстан, рынок, ТРАСЕКА, проект, эксплуатация, интеграция, экономическое развитие, транспортная система, транзит, конкурентные преимущества.

ІНТЕГРАЦІЯ ТРАНСПОРТНОЇ СИСТЕМИ КАЗАХСТАНА У СВІТОВУ ЕКОНОМІЧНУ СИСТЕМУ

Аманова М. В., к.т.н., доцент (ГУТіП ім.Д.А.Кунаєва, м. Алмати, Казахстан)

У статті показано, що Казахстан розвивається як світська держава з ринковою високотехнологічною орієнтацією, розширює міжнародну торгівлю, бере участь у багатьох міжнародних проектах, і тим самим інтегрується у світове співтовариство. Цьому сприяє участь Казахстану у таких проектах як ТРАСЕКА, що є одним з тих кроків, які робить Республіка Казахстан в бік прогресу і поліпшення життя всіх казахстанців.

Ключові слова Казахстан, ринок, ТРАСЕКА, проект, експлуатація, інтеграція, економічний розвиток, транспортна система, транзит, конкурентні переваги.

INTEGRATION THE TRANSPORT’S SYSTEM OF KAZAKHSTAN IN THE WORLD ECONOMIC SYSTEM

Amanova M. V., Candidate of Engineering Sciences, PhD, Associate Professor

(Gumanetarny University of Transport and Law D.A. Kunaeeva, Almaty, Kazakhstan)

In this article is shown that Kazakhstan develops as the secular state with high-tech market orientation, expands international trade, participates in many international projects and by that is integrated into the world community. It is accompanied by participation of Kazakhstan in such projects as TRASEKA is one of those steps which are taken by the Republic of Kazakhstan aside progress and life improvements all citizens of the country.

Keywords: Kazakhstan, market, TRASEKA, project, operation, maintenance, integration, economic development, transport’s system, transit, competitive advantages.

Введение. Железные дороги играют большую роль в мировом хозяйстве, особенно в жизни тех стран, где не всегда возможно использовать транспортную авиацию (например, в странах с неблагоприятными погодными условиями и при нехватке транспортных самолетов).

Железнодорожный транспорт является одним из сильных звеньев всей транспортной системы страны. Относительная низкая стоимость перевозки на дальние расстояния делает его наиболее востребованным по сравнению с остальными видами транспорта.

При углубленном исследовании факторов развития внешнеэкономических связей стран можно выделить два обстоятельства.

Во-первых, экономические ресурсы (природные, человеческие, инвестиционные) и товары, которые распределяются между странами

© Аманова М.В.

мира крайне неравномерно. Страны существенно различаются по своей обеспеченности и эффективности использования экономических ресурсов.

Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует эффективности как технологий, так и эффективности ресурсов.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или практическими задачами. Движущей силой развития международных отношений является свободная торговля. Благодаря свободной торговле, базирующейся в целом на принципе оптимизации издержек производства и транспортирования, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния населения. Или проще говоря, каждая свободно

торгующая страна может получить больший

реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми она располагает.

Следует отметить и косвенную выгоду от свободной торговли, которая заключается в том, что путем стимулирования конкуренции снижается стоимость товаров и ограничивается монополия. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет локальные фирмы переходить к высоко эффективным производственным технологиям для оптимизации издержек. Это также вынуждает их вводить технические новшества и держать руку на пульсе технического прогресса, повышая качество продукции, используя новые методы производства, и таким образом содействовать экономическому росту страны. Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более качественного ассортимента продукции. Причины, по которым следует отдать предпочтение свободной торговле, взаимосвязаны необходимостью стимулирования конкуренции.

Международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов, и таким образом, увеличивать общий объем производства.

Так, в рамках визита Британского Министра иностранных дел и по делам Содружества Джека Стро в Республику Казахстан и в переговорах с Президентом страны Н. Назарбаевым был обсужден широкий круг вопросов казахстанско-британских отношений [5]. Ведущее место среди них

принадлежит торгово-экономическому

сотрудничеству, основными направлениями которого является энергетика, горнодобывающая

промышленность, разведка и добыча полезных ископаемых, строительство, социальная

инфраструктура, здравоохранение, транспорт и связь, консалтинговые услуги и др.

Анализ последних исследований или

публикаций. Вопросы интеграции Казахстана во всемирную экономическую систему, а также

развития транспортной системы республики поднимались в работах М. Бекмагамбетова, Г. Рахматулиной и других учених [2, 4, 6]. В тоже время комплексные исследования по данной тематике практически отсутствуют.

Постановка задачи. У Казахстана высокий транзитный потенциал, и он должен приносить стране доходы. Отсюда следует, что национальная транспортная инфраструктура должна как можно скорее интегрироваться в международную транспортную систему.

Конкурентные преимущества страны также проявляется в больших запасах минеральносырьевых ресурсов. Их рациональное использование с максимальной выгодой - тоже задача, стоящей перед экономикой страны.

В настоящее время в Казахстане началось выполнение задач, которые ставит политика создания так называемой «цепочки добавленных стоимостей». В этом плане необходимо проанализировать мировую тенденцию развития экономик стран мирового сообщества.

Изложение материала. В настоящее время наблюдается огромное экономическое неравенство между отдельными странами, которое проявляется как результат внедрения высоких технологий.

Можно группировать эти страны следующим образом.

1. В первую группу отнесем индустриально развитые страны: США, Канада, Австралия, Япония и большинство стран Западной Европы. В каждой из этих стран сформировалась рыночная экономика, основанная на использовании эффективных производственных ресурсов, достижениях в развитии современного основного капитала, передовых производственных технологий, квалифицированных трудовых ресурсов. Существенная характеристика этих стран - это высокий показатель ВВП на душу населения.

2. Во вторую группу можно отнести небольшую группу стран-экспортеров нефти (в основном как Саудовская Аравия, Кувейт и т.д.), которые отличаются тоже высоким уровнем ВВП в расчете на душу населения. Однако эти страны не относятся к индустриально развитым.

3. В третью группу можно включить большинство стран мира, расположенных в Африке, Азии и Латинской Америке. Они являются слаборазвитыми или экономически отсталыми странами. Эти государства в целом не прошли полностью стадию индустриализации, а их население в основном занято сельским хозяйством. Уровень грамотности в этих странах низок, безработица высока, население растет быстрыми темпами, а экспорт, главным образом, представлен сельскохозяйственной продукцией и сырьем. Ресурсы основного капитала крайне неэффективны, производственные технологии примитивны, производительность труда низка. В этих странах, где проживает большинство населения мира, нищета является широко распространенным явлением.

На сегодняшний день страны СНГ находятся в социально-экономическом развитии, но относятся в целом к третьей группе стран.

Проект ТРАСЕКА и подразумевает собой не только интеграцию в сфере торговли и политики, но это также и обмен технологиями, и служит для более эффективного распределения ресурсов между Западом и Востоком, что стимулирует улучшение инвестиционного климата для менее развитых стран, через которые пролегает маршрут, а также способствует свободному перемещению людей и ресурсов, а также культурному и научному росту стран-участниц в целом [1].

Пути интеграции, способствующие устранению бедности и ускорению экономического роста, по существу одинаковы как для развитых стран, так и для развивающихся. Интеграция создает условия для эффективного производства и потребления:

- запасы мировых природных ресурсов должны использоваться более эффективно. Это влечет за собой не только устранение безработицы, но и более эффективное распределение трудовых и финансовых ресурсов;

- производственные ресурсы должны быть эффективно использованы. Обеспечивая гибкость, эффективность использования запасов сырья и средств производства, более эффективно используя также труд и применяя новые технологии, любая экономическая система может улучшить кривую, отражающую производственные возможности стран.

Причины достижения одними странами успеха и отсутствия их у других заключаются в том, что в значительной степени различаются материальные и социально-культурные условия производства и потребления. Различны и уровни развития производительных сил, которые являются своеобразным индикатором состояния экономики различных стран.

Достаточно сложно охарактеризовать одним словом роль природных ресурсов в экономическом развитии различных стран. Это в основном связано с тем, что распределение запасов полезных ископаемых среди стран неравномерно. Некоторые экономически отсталые страны имеют богатые промышленные месторождения полезных ископаемых. Однако, в редких случаях им удалось с помощью своих природных богатств достичь быстрого экономического роста и добиться значительного повышения дохода путем его перераспределения при экономических отношениях с богатыми странами. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) является этому примером. С другой стороны, необходимо отметить, что во многих случаях природные ресурсы этих стран принадлежат в основном крупным транснациональным корпорациям других индустриально развитых стран или почти полностью контролируются ими. Поэтому вся прибыль от использования ресурсов уходит за границу. Более того, значительные колебания цен на экспортируемые слаборазвитыми странами сельскохозяйственную продукцию и сырье способствует нестабильности экономического развития таких стран.

Другие же экономически отсталые страны просто не располагают месторождениями полезных ископаемых, а также испытывают нехватку пахотных земель и энергетических ресурсов. Большинство бедных стран расположены в Центральной и Южной Америке, Африке, на полуострове Индостан и в ЮгоВосточной Азии, где преобладает тропический климат. Жаркий, влажный климат не

благоприятствует высокопроизводительному труду. Там широко распространены болезни среди людей, животных и растений, а сорняки и насекомые-вредители являются бедствием для сельского хозяйства.

С точки зрения трудовых ресурсов для многих экономически-отсталых стран характерны: перенаселенность; широкое распространение безработицы и неполное использование рабочей силы, а также низкая производительность труда.

В случае с Казахстаном, перенаселенность не является тем фактором, который влияет на уровень жизни. Напротив, Казахстан характеризуется огромной территорией и населением меньше 16,7 млн. человек (сопоставимо с населением города Сеул), причем рождаемость в процентном соотношении к предыдущим годам постоянно снижается, наблюдается высокая детская смертность (экология, низкая материальная обеспеченность, низкий уровень медицинского обслуживания и т.д.) и рост миграции населения (выезд на постоянное местожительство преобладает над въездом).

Что касается третьего фактора, то кроме низкой производительности труда в Казахстане, существует и фактор миграции в развитые страны наиболее способных, т.е. высококвалифицированных и высокопроизводительных работников, на обучение и специализацию которых, государство затратило огромные средства, время и силы. Это так называемая «утечка мозгов».

В регулировании развития производительных сил роль государства на начальной стадии экономического роста должна быть значительной. Это условие во многом вытекает из характера имеющихся барьеров и трудностей экономического развития отсталых стран. Для обеспечения устойчивого развития экономики нужны следующие условия [3].

1. Обеспечение законности и порядка. Огромной проблемой некоторых беднейших стран является преодоление преступности и предотвращение межплеменных столкновений, отвлекающие моральные и материальные ресурсы общества от хозяйственных задач. Сильное и устойчивое государственное управление необходимо для установления законности и порядка в стране, достижения мира и единства, обеспечения условий для эффективного производства и потребления.

2. Преодоление слабости частного предпринимательства и создания условий для его развития. Во многих странах отсутствует необходимый энергичный класс предпринимателей, имеющий возможность, желание накопить капитал и развивать производство. В результате, частное предпринимательство не в состоянии стать ведущей силой в процессе экономического роста.

3. Создание соответствующей

инфраструктуры. Многие трудности экономического роста порождаются отсутствием условий и

дефицитом общественно-необходимых товаров и услуг, иначе говоря, недостаточным развитием инфраструктуры производства. Реализация

санитарно- гигиенических и основных медицинских программ, повышение уровня образования,

обеспечение эффективного орошения и охраны почв, эффективное сооружение дорог и прочих транспортно-коммуникационных систем - все эти нерыночные товары и услуги приносят обществу огромные побочные выгоды. Только государство способно обеспечить условия для производства общественных благ и услуг в оптимальном объеме.

4. Регулирование накопления и объема капиталовложений. Периодически вмешательство

государства требуется для решения проблемы на пути к сбережению и инвестициям, которые тормозят процесс эффективного использования

капитала в экономически отсталых государствах.

В таких случаях улучшить ситуацию могут налоговая ипотека и фискальные меры, стимулирующие эффективность капитала. Здесь возможны два варианта выбора пути. Во-первых, уровень накопления можно увеличивать с помощью повышения налогов. Дополнительные налоговые поступления направляются на осуществление наиболее важных капиталоемких проектов. При этом часто возникает острая проблема, связанная с созданием справедливой и эффективной налоговой системы, ее четким функционированием, обеспечением условий для более или менее всеобщего соблюдения налогового законодательства.

Второй путь состоит в создании условий для принудительного стимулирования сбережений через регулирование уровня инфляции. Г осударство может финансировать деятельность субъектов для накопления капитала, пуская в оборот дополнительную денежную массу или же продавая банкам облигации и используя полученные доходы. Это порождает процесс дополнительного налогообложения экономики. Считается, что эта методика является нецелесообразной. Что же касается международных экономических отношений, то рост инфляции обычно стимулирует наращивание импорта и замедляет рост экспорта из страны, т.е. ухудшает ее платежный баланс.

Вывод. Необходимо подчеркнуть еще раз, что у Казахстана непростое географическое местоположение. С одной стороны - это государство, имеющее выход только к Каспийскому морю, когда проблемы совместного пользования и раздела между

прикаспийскими государствами еще не решены, а с другой у него резко континентальный климат, не позволяющий производить повсеместно весь спектр сельскохозяйственных культур и наличие тех характерных факторов, присущих экономически отсталым государствам. Но, в то же время, у республики имеются хорошие перспективы в отношении развития транзита грузов (который может приносить ежегодно до 1 млрд. долл. дохода), она обладает богатейшими запасами нефти, газа и других полезных ископаемых. Но, самое главное, что Казахстан развивается как светское государство с рыночной высокотехнологической ориентацией, расширяет международную торговлю, участвует во многих международных проектах, и тем самым интегрируется в мировое сообщество. Этому сопутствует участие Казахстана в таких проектах как ТРАСЕКА, что является одним из тех шагов, которые делает Республика Казахстан в сторону прогресса и улучшения жизни всех казахстанцев.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атамкулов Е.Д., Жангаскин К.К. -

Железнодорожный транспорт Казахстана: реструктуризация и пути интеграции в мировую экономику : [монография] / Е.Д. Атамкулов,

К.К. Жангаскин; под общ. ред. Р.К. Сатовой. -Алматы: Экономика, 2003. - 742 с.

2. Бекмагамбетов М. Транспортная система Республики Казахстан: современное состояние и проблемы развития / М. Бекмагамбетов, С. Смирнова. - Алматы: [б. и.], 2005. - 446 с.

3. Исингарин Н.К. Казахстан и

Содружество: проблемы экономической интеграции / Н.К. Исингарин. - Алматы: БИС, 2000. - 213с.

4. Казахстан в системе мировых экономических процессов : [монография] / Л.Ю. Гусева, А.Б. Ерасылова, А.К. Кажмуратова, А.Ж. Рахимжанова, Г.Г. Рахматулина. - Алматы: КИСИ при Прзиденте РК, 2008. - 272 с.

5. Назарбаев Н.А. Превратить Каспий в демилитаризованную зону / Н.А. Назарбаев // Le nouvel économiste (Новый экономист). - 23-29 января 2004 г. - С. 1-2.

6. Рахматулина Г.Г. Основные проблемы и перспективы итеграционного сотрудничества государств СНГ в области транспорта / Г.Г. Рахматулина // Евразийская экономическая интеграция. - 2009. - № 2 (3). - С. 119-129.

Рецензент д.т.н., профессор ГУТиП им.Д.А.Кунаева Саржанов Т.С. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Уткина Ю.Н.