Научная статья на тему 'Интеграция Тихоокеанской России в АТР: взгляды правительства и бизнеса США'

Интеграция Тихоокеанской России в АТР: взгляды правительства и бизнеса США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / США / USA / АТР / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ASIA-PACIFIC RIM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болдырев Виталий Евгеньевич

В статье проанализированы взгляды правительства и бизнеса США на интеграцию Тихоокеанской России в АТР. Доказано, что ни правительство, ни бизнес Соединённых Штатов по разным причинам не считают эту территорию интегрированной в регион.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pacific Russia Integration into Asia-Pacific Rim: U.S. Government’s and Business’s Views

In the article the U.S. government’s and business’s views on Pacific Russia integration into Asia-Pacific Rim are analyzed. It was determined that neither government nor business don’t see it integrated in the region by different reasons.

Текст научной работы на тему «Интеграция Тихоокеанской России в АТР: взгляды правительства и бизнеса США»

интеграция тихоокеанской россии в Атр; взгляды правительства и бизнеса США1

Виталий Евгеньевич Болдырев,

аспирант Института истории, археологии и этнографии народов дальнего востока дво ран, владивосток. E-mail: boldyrev89@list.ru

В статье проанализированы взгляды правительства и бизнеса США на интеграцию Тихоокеанской России в АТР. Доказано, что ни правительство, ни бизнес Соединённых Штатов по разным причинам не считают эту территорию интегрированной в регион Ключевые слова: Россия, США, АТР, интеграция .

Pacific Russia integration into Asia-Pacific Rim; U.S. Government's and Business's Views.

Vitaliy Boldyrev, postgraduate of institute of History, Archeology and Ethnography of Peo -ples of the Far East FEB RAs, Vladivostok.

In the article the U . S . government's and business's views on Pacific Russia integration into Asia-Pacific Rim are analyzed . It was determined that neither government nor business don't see it integrated in the region by different reasons . Key words: Russia, USA, Asia-Pacific Rim, Integration.

Современная политика Вашингтона в Азиатско-Тихоокеанском регионе опирается на объявленный госсекретарём США X . Клинтон в январе 2010 г. поворот к Азии . В частности, развитие американской экономики планируется и за счёт сотрудничества со странами АТР Для этого необходимо добиться снижения торговых и инвестиционных барьеров, сделать рынки прозрачнее и обеспечить более сбалансированные и устойчивые модели экономического роста . В январе 2010 г. были также отмечены основные способы достижения цели и реализации поставленных задач: участие США в форуме АТЭС и переговорах по Транс-Тихоокеанскому партнёрству (ТТП), заключение двусторонних соглашений о свободной торговле со странами региона [10] .

Однако январь 2010 г. следует считать скорее формальной точкой отсчёта, поскольку первые действия в контексте своей современной экономической политики в АТР Вашингтон предпринял ещё в 2008 г. , когда присоединился к переговорам в рамках ТТп, инициированным

1 Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда, проект № 14-18-00161.

Сингапуром, Новой Зеландией и Чили пятью годами ранее . В 2010 г. переговоры затрагивали 10 вопросов экономического сотрудничества, касавшихся производства, торговли, финансов, пошлин, государственного заказа, санитарных стандартов и экологии [6] . Фактически такая повестка дня соотносилась с задачами тихоокеанского экономического курса США, подразумевающего снижение торговых и инвестиционных барьеров и интеграцию на основе правил, принятых в ТТП, что делало рынки его участников более прозрачными друг для друга

Американское участие в ттп было обусловлено и внутриэкономичес-кой причиной — необходимостью обеспечить экономический рост штатов с экспортоориентированной экономикой, что способствовало бы решению социальных проблем и выходу хозяйства США из рецессии, а также поддержало бы предприятия малого и среднего бизнеса [13].

В то время, когда Соединённые Штаты вели постоянные переговоры в рамках этой инициативы, Российская Федерация начинала позиционировать себя как тихоокеанскую державу на международной арене главным мероприятием стал саммит АТЭС-2012 . РФ добилась установления режима нормальных торговых отношений (РНТО) с США. В тихоокеанских регионах России работают предприятия с прямыми американскими инвестициями, а также компании, которые реализуют проекты совместно с американскими партнёрами . Хотя большинство инвесторов-партнёров приходится на тихоокеанские штаты, имеется и несколько представителей юга и северо-востока США. В целом по внешним признакам Россия отвечает критериям экономической политики Вашингтона на Тихом океане: входит в состав одного из важнейших интеграционных объединений АТР, стремящегося к либерализации торговли; компании, связанные с экономикой тихоокеанских краёв и областей РФ, располагаются в разных регионах США, что соотносится с внутриэкономической причиной американского участия в ТТП .

но видит ли американское правительство Россию интегрированной в азиатско-тихоокеанскую экономику? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, соответствует ли экономика Российской Федерации интеграционным стандартам, выдвигаемым Вашингтоном, каковы его взгляды на РФ и её возможности интегрироваться в АТР, насколько высок интерес бизнеса США к Тихоокеанской России?

В качестве механизма интеграции в регион и развития экономических отношений с его странами Соединённые Штаты рассматривают двусторонние или многосторонние соглашения о свободной торговле (ССТ) [12], а не просто предоставление РНТО для государств-членов ВТО . В качестве примера заместитель госсекретаря приводит американо-южнокорейское соглашение, которое подразумевает устранение тарифных барьеров для 95% экспорта США в РК и уравнивает в правах компании обеих стран на национальном рынке Республики Корея . По официальным оценкам, это способно принести американской экономике до

10 млрд долл . дополнительного дохода [12; 14]. Кроме того, было заявлено о необходимости более тесного партнёрства (по сравнению с тем, которое существует в рамках АТЭС) власти и бизнеса, чтобы поддержать экономическое развитие непосредственно в США [12]. Участие бизнесменов наравне с официальными лицами в переговорах в рамках ТТП (а не в рамках отдельного бизнес-саммита, как АТЭС) и подключение профсоюзов свидетельствуют, что эта инициатива больше соответствует целям и задачам американской политики . О её приоритете у Вашингтона свидетельствует ряд фактов . Во-первых, в 2012—2013 гг. на саммитах АТЭС делегацию Соединённых Штатов возглавляли госсекретари, формально занимающие пятое место в табели о рангах официальных лиц . Во-вторых, с осени 2012 г., по словам одного из американских дипломатов, правительство США рассматривает ТТП в качестве организации, способной уравновесить положение всех экономик АТР, как входящих, так и не входящих в неё2 . Следовательно, речь идёт о восприятии этого интеграционного объединения региона в качестве системообразующего

Развитие торгово-экономических отношений Соединённых Штатов и Российской Федерации с 2012 г. показывает, что последняя не готова распахнуть свой рынок перед многочисленными товарами из США, а культура лоббизма в Рф значительно отстаёт от американской, что объективно ослабляет позиции компаний, которые могли бы проявлять интерес к участию в ТТП, перед конкурентами из США. Не стоит буквально понимать и заявление министра экономического развития РФ А. Р. Бело-усова о возможности нашей страны присоединиться к этому интеграционному объединению, появившееся на информационной ленте ИТАР-ТАСС 5 сентября 2012 г. [1]. Оно было сделано на форуме АТЭС в разгар президентской предвыборной гонки, и, вероятнее всего, российское правительство этим дало понять американской политической и деловой элите, что в качестве президента предпочитает видеть Б . Обаму, а не М . Ромни .

С реализацией задачи достичь прозрачности рынков и сбалансированного роста связано стремление Соединённых Штатов создать условия свободной и честной конкуренции в странах региона, чтобы при интеграции обеспечить преимущества своим производителям Американское правительство обеспокоено, что в ряде стран АТР существуют отрасли и крупные государственные корпорации, получающие финансовую поддержку, налоговые льготы, что с учётом их интересов правительства регулируют национальную экономику [11]. Это затрудняет выход на рынки других компаний В частности, госсекретарь х Клинтон на саммите АТЭС во Владивостоке выразила уверенность, что российско-американский торговый оборот может удвоиться и даже утроиться, если москва откажется от протекционистской политики, чьим стержнем является благоприятствующий режим для государственных предприятий [7] .

2 Личный архив автора . Запись от 16 окт. 2012 г.

По названной причине российский рынок в настоящее время не удовлетворяет стандартам правительства США в области конкуренции и, соответственно, интеграции . Но при этом Россия рассматривается в качестве перспективного экономического партнёра при условии принятия ею основных рекомендаций по развитию конкуренции на национальном рынке, озвученных госдепартаментом:

- госкорпорации, а также отрасли и предприятия, получающие поддержку от государства, должны соблюдать правила рынка;

- с такими компаниями следует отойти от практики решения торгово-экономических споров в странах их регистрации [11] .

С одной стороны, несоответствие российской экономики американским стандартам интеграции в АТР стало объективной причиной, по которой РФ ни разу не упомянута в официальных документах США, относящихся к ТТП или вопросам экономической интеграции в АТР С другой стороны, контекст заявления А. Р. Белоусова свидетельствует, что Россия в обозримом будущем не готова участвовать в интеграционных объединениях, осуществляющихся по американским стандартам

Пожалуй, единственным событием, с которым был связан повышенный интерес Вашингтона к присутствию России в АТР, стал саммит АТЭС-2012 . Общее отношение официальных лиц к нему выразил один из высокопоставленных чиновников госдепартамента . «Владивосток, — сказано им на пресс-конференции, — на протяжении российской истории был своего рода пунктом, где Россия стремилась периодически демонстрировать свою активность в Азии» . Фактически внешнеполитическое ведомство США восприняло саммит как новую попытку подчеркнуть, что РФ хочет играть большую роль в АТР эта попытка сравнивается Вашингтоном с владивостокской речью М . С . Горбачёва, рассматривающейся в руководстве Соединённых Штатов в качестве обычной декларации . После 1986 г. Россия, по мнению чиновника, не играла, как и прежде, активной роли в азиатских делах [5].

В ходе самого саммита с американской стороны прозвучали три оценки России . Это уже упомянутые слова об экономическом строе РФ, принадлежащие х Клинтон Также она поблагодарила российских переговорщиков: благодаря им стороны достигли соглашения о либерализации торговли «зелёными товарами» между участниками АТЭС, которое являлось американской инициативой [8; 9]. С большим удовлетворением глава госдепартамента отозвалась и об открытии регулярного авиасообщения между Петропавловском-Камчатским и Анкориджем, поскольку США заинтересованы в установлении тесных гуманитарных и бизнес-контактов между Аляской и северо-восточной оконечностью России [8].

эти оценки свидетельствуют, что в Вашингтоне не рассматривают Россию в качестве азиатско-тихоокеанского государства, проводящего в регионе активную политику, хотя и ценят РФ в качестве партнёра, способного оказать дипломатическую поддержку отдельным американским

инициативам, которые способствовали бы большей интеграции . Стремление развивать торгово-экономические отношения с нашей страной на выгодных для себя условиях американское правительство, скорее, относит к контексту двусторонних отношений Российское присутствие на берегах Тихого океана, а точнее Берингова моря, важно для США лишь в контексте арктической политики, в центре внимания которой находится штат Аляска3 .

Однако, несмотря на отмеченные официальные оценки, х Клинтон в ходе пресс-конференции во время саммита АТЭС сказала, что Соединённые Штаты хотят углубить экономическую кооперацию с Российской Федерацией в Азии и на Дальнем Востоке [8] . Как следует из контекста, в котором были произнесены эти слова, речь идёт, главным образом, об интересах бизнеса, который в данном случае выступает основной движущей силой торгово-экономического взаимодействия между США и Тихоокеанской Россией

Определим представления американского бизнеса о торгово-экономической значимости региона, исходя из точек деловой активности . Лидером по привлечению американских инвестиций является Сахалинская область, в которой они концентрируются в добыче нефти, являющейся основным продуктом экспорта из России в США [4]. Крупнейшим производственным проектом, реализующимся в Тихоокеанской России с участием американских компаний, является региональный пассажирский самолёт «Сухой Суперджет-100» . В его создании и производстве участвуют предприятия американской аэрокосмической промышленности, расположенные в тихоокеанских, западных и северо-восточных штатах [2] Также компания «Катерпиллер» рассматривает Приамурье и Приморье в качестве важного рынка сбыта техники, предназначенной для горнодобывающей, лесозаготовительной, нефтегазовой отраслей, для строительства дорог и магистральных нефте- и газопроводов, а также для погрузочных операций в портах [3].

Особенности участия США в экономике Тихоокеанской России свидетельствуют, что этот регион, в первую очередь, интересен для их бизнеса как источник энергоресурсов, поставляемых в Америку (При этом необходимо оговориться, что добыча нефти на Сахалине сопряжена с использованием передовых технологий отрасли . ) Во-вторых, компании Соединённых Штатов, связанные с высокими технологиями машиностроения, привлекают отдельные предприятия региона, являющиеся перспективными для инвестирования в производство машиностроительной продукции с высокой добавленной стоимостью Также Тихоокеанская Россия интересна для американского машиностроительного бизнеса

3 В официальных документах США под Арктикой понимается регион, который включает в себя район, лежащий к северу от полярного круга, западное побережье штата Аляска, Алеутские острова, Берингово море к северу от Командорских и Алеутских островов и полуострова Аляска .

в качестве рынка сбыта готовой продукции Однако существенной чертой участия американского бизнеса в региональной экономике является концентрация его интересов вокруг одного из проектов в каждой области: в нефтедобыче это проект «Сахалин-1», в авиастроении — инвестиции в КНААПО, в сфере сбыта готовой продукции машиностроения — компания «Амурмашинери»

Если объяснять настоящее присутствие американских компаний в Тихоокеанской России, опираясь на официальную позицию Вашингтона, его слабость определена большой ролью государственных корпораций в экономике региона . Но так ли это? «Эксон Мобил» занимается добычей нефти совместно с государственной компанией «Роснефть», производители аэрокосмической отрасли инвестировали в проект, реализуемый на заводах «Сухого», который входит в состав государственной «Объединённой авиастроительной корпорации» Сбыт техники «Катерпиллера», предназначенной для строительства дорог и прокладки магистральных нефте- и газопроводов, либо зависит от федерального и муниципального заказа, либо ориентирован на государственные компании . Следовательно, бизнес Соединённых Штатов способен выстроить деловые отношения с государственным сектором экономики, а в отдельных случаях ориентирован на него или на частные предприятия, работающие по государственным контрактам . Слабость присутствия бизнеса в регионе, скорее, объясняется небольшим количеством предприятий и проектов, в которые было бы выгодно инвестировать, а также недостаточным развитием инфраструктуры

В целом американское правительство рассматривает Россию лишь как территориально присутствующее в АТР государство, которое не проводит в регионе активной политики . Не видит руководство США РФ (или Тихоокеанскую Россию как её составную часть) интегрированной в экономику АТР, поскольку Москва не готова подписать многостороннее или двустороннее ССТ, подразумевающее открытие рынка для американских товаров, а экономический строй страны не соответствует представлениям Вашингтона о конкуренции и рыночной экономике

для американского бизнеса Тихоокеанская Россия представляется регионом с небольшим количеством экономически выгодных инвестиционных проектов, с недостаточно развитой инфраструктурой, в котором можно вести предпринимательскую деятельность, сотрудничая с государственными корпорациями и ориентируясь на них В то же время стоит отметить, что все отмеченные проекты реализуются в рамках двусторонних торгово-экономических отношений, а не какого-либо тихоокеанского интеграционного объединения

Таким образом, несмотря на то, что взгляды на интеграцию Тихоокеанской России в АТР у Вашингтона политически мотивированы, а у бизнеса определены экономическими интересами, ни руководство, ни деловой мир США не видят её в настоящее время интегрированной в АТР

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Интернет-портал «TASS-ONLINE . га» . URL: http://www tass-online . ru (дата обращения: 05 . 09 . 2012) .

2 . Официальный сайт ОАО «Компания „Сухой"» . URL: http://www sukhoi . org (дата

обращения: 24.07.2014) .

3 . Официальный сайт ООО «Амур машинери энд сервисес» . URL: http://www.

amurmachinery ru (дата обращения: 09. 09. 2014) .

4 . Супян В . Б . Экономические отношения России и США: торговля и инвестиции

в начале XXI века // США — Канада: экономика, политика, культура . 2014 . № 1. С 3—25 .

5 . Background Briefing: Senior State Department Officials En Route to Vladivostok, Rus-

sia . Sept . 7, 2012 // state . gov: Официальный сайт Государственного департамента США. URL: http://www state .gov/r/pa/prs/ps/2012/09/197481 . htm (дата обращения: 08 . 09 . 2012) .

6 . Fergusson I . , Vaughn B . The Trans-Pacific Partnership Agreement . Congressional Re-

search Service Report for Congress . June 25, 2010 // CRS . GOV: Сайт исследовательской службы Конгресса США. URL: http://www. crs . gov (дата обращения: 22. 05. 2012) .

7 . Herszenhorn D . Russia and Japan in agreement on natural gas deal, 08 Sept . 2012 //

nytimes . com: официальный сайт газеты «The New York Times» . URL: http://www nytimes . com/world/europe/russia-and-japan-move-forward-on-natural-gas-deal . html?_r=1&ref=asia (дата обращения: 09 . 09 . 2012) .

8 . Press Availability in Vladivostok. Hillary R. Clinton. Sept. 9, 2012 // state .gov: Офи-

циальный сайт Государственного департамента США. URL: http://www state . gov/ secretary/rm/2012/09/197534. htm (дата обращения: 10 . 09 . 2012) .

9 . Remarks by Hillary R. Clinton at APEC CEO Summit . Sept . 8, 2012 // state . gov: Офи-

циальный сайт Государственного департамента США. URL: http://www state . gov/ secretary/rm/2012/09/197519. htm (дата обращения: 09. 09. 2012) . 10 . Remarks on Regional Architecture in Asia: Principles and Priorities . Address by Hillary R. Clinton . Secretary of State . Jan . 10, 2010 // state . gov: Официальный сайт Государственного департамента США. URL: http://www. state . gov/secretary/ rm/2010/135090 . htm (дата обращения: 25 . 05 . 2012) . 11. State Capitalism and Competitive Neutrality. Remarks by Deborah A McCarthy, Principal Deputy Assistant Secretary, Bureau of Economic and Business Affairs . March 2, 2012 // state . gov: Официальный сайт Государственного департамента США. URL: http://www. state . gov/e/eb/rls/rm/2012/181520 . htm (дата обращения: 25 . 05 . 2012) .

12 . The APCAC US — Asia Business Summit . Remarks by Thomas Nides, Deputy Sec-

retary for Management and Resources. March 1, 2012 // state . gov: Официальный сайт Государственного департамента США. URL: http://www. state . gov/s/dmr/re-marks/2012/185056. htm (дата обращения: 25. 05. 2012) .

13 . Trans-Pacific Partnership . Round 2 . San-Francisco, June 2010 // ustr.gov: Официаль-

ный сайт торгового представителя США. URL: http://www. ustr. gov/ttp (дата обращения: 25 05 2012)

14 . U . S . — Korea Free Trade Agreement . New Opportunities for U . S . Exporters Under the

U . S . — Korea Trade Agreement // ustr. gov: Официальный сайт торгового представителя США. URL: http://www. ustr. gov/trade-agreements/free-trade-agreements/korus_ fta (дата обращения: 25 . 05 . 2012) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.