Научная статья на тему 'Интеграция территориальных социально-экономических стратегий и программ в систему стратегирования промышленного развития Российской Федерации'

Интеграция территориальных социально-экономических стратегий и программ в систему стратегирования промышленного развития Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое планирование / региональное развитие / промышленное развитие
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция территориальных социально-экономических стратегий и программ в систему стратегирования промышленного развития Российской Федерации»

Кожевина О.В.

д.э.н., профессор Финансового университета

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ И ПРОГРАММ В СИСТЕМУ СТРАТЕГИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: стратегическое планирование, региональное развитие, промышленное развитие.

В январе 2017 года вступил в силу Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», в котором закреплена стратегическая цель - обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технического развития регионов, повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации на мировых рынках на основе сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Модель устойчивого развития отраслей российской экономики призвана обеспечивать логически последовательную и согласованную реализацию институций Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» и Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Проведенные ранее исследования1 показали, что вопросам стратегического промышленного развития в субъектах Российской Федерации уделяется недостаточное внимание, отмечается несогласование стратегий, программ и планов социально-экономического развития на региональном и субфедеральном уровнях (уровне Федеральных округов) со стратегиями и программами инновационного промышленного развития отраслей, что обусловливает проблематичность их реализации в установленных плановых периодах. Анализ стратегий социально-экономического развития субъектов РФ показывает несоответствие задач инновационно-технологического развития, импортозамещения, модернизации с потенциалом их реализации в рамках территориально-отраслевого планирования, возможностей и реальных условий территорий. Можно констатировать, что на уровне регионов и регионального управления отсутствует четкое и единообразное понимание устойчивого развития территории, устойчивого развития отраслей экономики, содержательных элементов модели устойчивого развития экономики на мезоуровне и пространственных механизмов ее реализации. Ключевые индикаторы стратегического планирования социально-экономического развития субъектов РФ не в полной мере позволяют провести оценку эффективности достижения целей отраслевого и промышленного развития, зачастую вообще не содержат таких оценочных критериев. В целом, несмотря на принятие федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», не сформировалось общего алгоритма разработки и механизмов реализации стратегий, иных программных и плановых документов устойчивого развития отраслей российской экономики. Из содержания подпрограммы 8 «Совершенствование системы государственного стратегического управления» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» следует необходимость разработки обозначенных механизмов. Для достижения программного результата «обеспечение информационного сопровождения стратегического планирования» необходимо сформировать регулируемую систему муниципального и регионального консалтинга, разработку стратегий социально-экономического развития на региональном и муниципальном уровнях осуществлять аккредитованными (уполномоченными) Минэкономразвития РФ консалтинговыми компаниями, кроме того, необходима унификация требований к разработке, структуре, целевым индикаторам и контрольным показателям данного вида документов стратегического планирования.

В сложившейся системе стратегического планирования (стратегирования) развития отраслей российской экономики отсутствуют:

- четкая систематизация и взаимосвязь программно-целевых и прогнозных документов стратегирования развития отраслей;

- иерархическая структура системы документов стратегирования развития отраслей;

- согласованность документов стратегирования развития отраслей по срокам, этапам и показателям реализации на федеральном и региональном уровнях;

- механизмы реализации документов стратегирования развития отраслей;

- инструменты рубежного контроля и координации выполнения документов стратегирования развития отраслей;

- механизмы управления проектами развития отраслей;

- система территориального стратегического консалтинга.

Сценарный прогноз динамики развития отраслей на период 2017-2019 гг., подготовленный на аналитической платформе «Инфоаналитик», показал при трех вариантах прогнозирования (оптимистичный, реалистичный, пессими-

1 НИР «Разработка методики оценки эффективности регионального управления», Финансовый университет, 2016.

925

стичный) умеренный темп прироста промышленного производства в среднем 2,0%, что согласуется с прогнозными показателями Минэкономразвития РФ, среднепрогнозируемыми параметрами промышленного производства в субъектах РФ (на основе сопоставления прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на плановый период 2016-2018 гг.). Результаты прогнозирования свидетельствуют о том, что наметилась устойчивая тенденция перехода к ростовой стабилизации отраслевой экономики России, по сравнению с 2014-2016 гг.

Принимая во внимание указанные сценарные прогнозы, а также ранее проведенные коллективом авторов исследования в части определения относительного индекса масштаба развития экономики Российской Федерации и ее субъектов, по нашему мнению, необходимо сосредоточиться на промышленном развитии следующих 31 субъектов Федерации: 1) Центральный федеральный округ - Белгородская, Воронежская, Московская области, г. Москва; 2) Северо-Западный федеральный округ - Ленинградская область, г. Санкт-Петербург; 3) в Южном федеральном округе -Краснодарский край, Ростовская область; 4) Северо-Кавказский федеральный округ - Республика Дагестан, Ставропольский край (средняя динамика индекса); 5) Приволжский федеральный округ - Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Пермский край, Нижегородская, Оренбургская, Самарская, Саратовская области; 6) Уральский федеральный округ - Свердловская, Тюменская, Челябинская области; 7) Сибирский федеральный округ - Красноярский край, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области; 8) Дальневосточный федеральный округ -Республика Саха (Якутия), Приморский, Хабаровский края, Сахалинская область; 9) Крымский федеральный округ -г. Севастополь.

В стратегическом планировании инновационного развития отраслей экономики, с позиции устойчивых трендов, основными зонами роста могут стать крупные города - Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, а также регионы, имеющие геополитическое значение - Иркутская, Калининградская и Сахалинская области, Алтайский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Республика Саха (Якутия), Республика Крым.

Представленные оценки и рейтингование устойчивого социально-экономического развития субъектов РФ свидетельствуют о существенном качественном различии инновационного, предпринимательского и технологического потенциалов регионов, что связано, в том числе, с принадлежностью региона к определенному типу и невозможностью объективно обеспечить инновационно-технологическую модернизацию. Устойчивыми с позиции отраслевой сбалансированности признаны регионы: Пермский край, Волгоградская, Самарская, Омская, Нижегородская, Ленинградская, Калужская, Ярославская области, Республики Башкортостан и Татарстан. Предлагаем в этих регионах развивать индустриальные кластеры. Уровень развития предпринимательской среды наиболее высокий в Магаданской области, г. Москве, Сахалинской, Тюменской, Московской, Омской, Ярославской областях, Республиках Саха (Якутия) и Дагестан, Чеченской Республике. Наиболее инновационно-активными субъектами РФ являются Республики Татарстан, Мордовия, Чувашия, Нижегородская область, г. Санкт-Петербург, г. Москва, Липецкая, Пензенская, Ярославская области, Пермский край. В указанных субъектах Федерации сформирован промышленно-технологический потенциал развития отраслей экономики, они могут выступить «драйверами» перехода к устойчивому росту на инновационной основе посредством создания межрегиональных кластеров как сегментов технологических платформ и пространственных инновационно-предпринимательских экосистем, реализующих конкурентный потенциал территорий, основных секторов национальной экономики и промышленного производства.

Определяя стратегические приоритеты промышленного развития на региональном уровне, целесообразно учитывать тенденции факторной производительности отраслей, превентивно оценивая вероятность возникновения финансовых рисков, исходя из экономического потенциала конкретного региона. Факторная производительность в России обеспечивается, в большей мере, инновациями в финансовом секторе, секторе операций с недвижимым имуществом, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производстве резиновых и пластмассовых изделий. Данные отрасли имеют наивысшую факторную производительность. Средняя факторная производительность - текстильное производство, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство, химическое производство, производство машин и оборудования, строительство, целлюлозно-бумажная промышленность, пищевая промышленность, оптовая розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, транспорт и связь. Низкая факторная производительность - металлургическое производство, обработка древесины и производство изделий из дерева, гостиницы и рестораны, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг. Отрицательная динамика факторной производительности в отраслях - производство транспортных средств и оборудования, добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, государственное управление и военная безопасность, социальное обеспечение, производства кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов.

Реализуя стратегические приоритеты устойчивого развития отраслей российской экономики необходимо комплексное использование инструментов:

1) регулярный мониторинг уровня устойчивого развития отраслей экономики на региональном уровне, в том числе территорий с особыми экономическими режимами, разработка на их основе региональных моделей устойчивого развития отраслей экономики (проект стратегии пространственного развития России до 2035 года);

2) эффективный организационно-экономический механизм устойчивого развития отраслей российской экономики на федеральном и региональном уровнях;

3) интеграция науки-производства-образования при реализации кластерной политики на федеральном и региональном уровнях, создании технологических платформ, формировании высокотехнологичных производств шестого технологического уклада;

4) стратегическое планирование и селективное регулирование отраслевой экономики, стимулирование частно -государственного и частно-муниципального партнерства в создании крупных промышленных производств в обрабатывающем секторе экономики;

5) поддержка промышленности со стороны институтов развития;

6) формирование фондов промышленного развития субъектов РФ (венчурное финансирование, бюджетные инвестиции, специальные инвестиционные контракты, развитие наукоградов и коммерциализация НИОКР) (ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» и ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»);

7) развитие сельских территорий как центров промышленного роста и импортозамещения, стимулирование концентрации расселения в пределах агломераций (основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы» и на период до 2020 года»; государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы; стратегия пространственного развития России;

8) использование рыночной инфраструктуры для продвижения на иностранных рынках продукции обрабатывающего сектора;

9) протекционизм потенциально высокодоходных сегментов обрабатывающих производств с добавленной стоимостью (разделы ОКВЭД БЛ - производство пищевых продуктов, ББ - текстильное и швейное производство, Бв -химическое производство, Б1 - металлургическое производство, БЬ - производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, по данным ФСГС на начало 2016 г.)

10) концептуализация в программных документах Минэкономразвития РФ и Правительства РФ инструментов устойчивого сбалансированного развития отраслей стран-членов ОЭСР с их адаптацией к институциональным особенностям Российской Федерации.

Основными задачами в условиях сложившейся институциональной среды в Российской Федерации являются обеспечение эффективного взаимодействия институтов власти федерального и субфедерального уровней с институтами государственно-частного партнерства в развитии промышленного сектора, реализации плана импортозамещения по основным отраслям промышленности с учетом регионального промышленно-технологического потенциала. В части реализации промышленной политики в субъектах Российской Федерации необходимо разработать региональные программы и конкретизирующие механизмы обеспечения устойчивого развития отраслей, основанных на бюджетном планировании на среднесрочный и долгосрочный периоды, согласованных с задачами, зафиксированными в стратегиях социально-экономического развития субъектов РФ до 2025 и до 2035 гг., предусмотреть при разработке стратегий пространственного развития субъектов РФ оценку рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.