Научная статья на тему 'Интеграция теоретических представлений содержания компетентностного подхода для обоснования совершенствования механизма эффективной профессиональной деятельности'

Интеграция теоретических представлений содержания компетентностного подхода для обоснования совершенствования механизма эффективной профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КВАЛИФИКАЦИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РАБОТНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сезонова Ольга Николаевна

В результате терминологического исследования ключевых категорий компетентностного подхода выявлены основополагающие факторы анализируемых определений, проведена их систематизация по критериальным признакам и балльная оценка, с целью обобщить существующие научные положения для обоснования совершенствования механизма эффективной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция теоретических представлений содержания компетентностного подхода для обоснования совершенствования механизма эффективной профессиональной деятельности»

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОДЕРЖАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.Н. Сезонова

Аннотация. В результате терминологического исследования ключевых категорий компетентностного подхода выявлены основополагающие факторы анализируемых определений, проведена их систематизация по критериальным признакам и балльная оценка, с целью обобщить существующие научные положения для обоснования совершенствования механизма эффективной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, квалификация, креативность, конкурентоспособность работника.

Важным компонентом научного обеспечения совершенствования механизма эффективной профессиональной деятельности персонала предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности является ком-петентностный подход. Всестороннее раскрытие содержания компетентностного подхода и правильное понимание его терминологического аппарата в настоящее время приобретают все большую актуальность в связи с отсутствием единообразия в терминологии.

Многообразие формулировок имеет положительное значение, так отражает генезис понятий, показывает наличие множественности подходов к поиску их сути, ин-тегрированности и выявляет объективную потребность в переосмыслении традиционных теоретических представлений и приводит к необходимости их уточнения.

Методологическую и логическую основу терминологического исследования составляет методика Ю.А. Саликова, которая заключается в подробном анализе мнений широкого круга специалистов относительно понимания и трактовки сути, содержания и особенностей научных категорий [17, с. 10].

Проведенное терминологическое исследование включало пять этапов, которые представлены на рисунке 1.

Понятие «компетентностный подход» в экономической литературе тесно связано с развитием и разграничением дефиниций «компетенция», «компетентность», «квалификация», «профессионализм», «обучаемость», «профессиональное развитие».

По нашему мнению, необходимо проследить генезис данных взаимосвязанных дефиниций, так как реализация принципов компетентностного подхода и его дальнейшее развитие не возможны без детального рассмотрения и переосмысления фундаментальных основ рассматриваемого подхода. К настоящему времени в публикациях отечественных и зарубежных авторов в различных областях знаний представлено множество трактовок основополагающих категорий компетентно-стного подхода. В связи с этим была предпринята попытка провести терминологическое исследование в отношении компетентностного подхода, позволяющее обобщить уже существующие научные положения, расширить границы познавательной деятельности и четко структурировать проблему.

Поиск и сбор информации о предмете исследования _

Определение приоритетности трактовок ^_

Отсев идентичных трактовок и

выделение ключевых факторов _

Систематизация выявленных трактовок по критериям. Критериальная оценка трактовок

Подсчет результатов и обобщение полученных выводов

Рисунок 1 - Этапы проведения терминологического исследования

Применение данной методики позволило выявить ряд специфических терминов и понятий, относящихся к компетентностному подходу, более чем из 60 библиографических источников. Второй этап исследования заключался в использовании матричного метода для определения приоритетности понятий по частоте их упоминания различными авторами (таблица 1). В представленной таблице знаком + отмечено прямое упоминание авторами понятий, а знаком V - косвенное или неявно выраженное упоминание.

Таблица 1 - Определение приоритетности терминологического аппарата компетентностного подхода

Автор ы

Наименование термина О.Г. Малая Э.Ф.Зеер В.И. Байденко Е.А. Тенилов О.Н. Ярыгин Д.Н. Лащенов И.А. Зимняя В.С. Сенашенко М.Д. Ильязова А.Б. Звездова С.А. Новоселов Л.С. Попова И.И. Ганчеренок О.В. Дьяченко Л.А. Сафина Д.В. Родин В.В. Моисеенко А.В. Шабурова Л.Н. Семеркова

Компетенция + + + + + + + V + V V

Компетентность V + + + + + + + + + + + + + + + V

Обучаемость +

Профессионализм + +

Квалификация + + + + + V

Профессиональное развитие + +

Креативность V V + + + + V

Трудовой потенциал +

Конкурентоспособность + + +

Трудовой потенциал 1 1 2 0 4

Конкурентоспособность 1 2 2 2 7

Помимо матричного метода определения приоритетности определений, нами была проведена экспертная оценка (таблица 2), включающая в себя четыре равнозначных критерия оценки: А - универсальность, В -результативность, С - синергичность и Б - процессу-альность. Оценка каждого из представленных критериев проводилась по 2-балльной шкале: «0» - определение не соответствует предлагаемому критерию; «1» -определение частично соответствует; «2» - определение полностью соответствует.

Проведенный анализ понятийного аппарата компе-тентностного подхода позволил выявить наиболее приоритетные определения, такие как квалификация, компетенция, компетентность, креативность и конкурентоспособность.

На третьем этапе терминологического исследования нами был проанализирован весь массив собранной информации о ключевых категориях компетентностно-го подхода, и были отсеяны все идентичные определения. Основываясь на методике Ю.А. Саликова, в которой предложена многокритериальная модель понятия, можно провести анализ каждой категории и выделить обобщенные факторы, позволяющие синтезировать идеи, принципы, элементы механизма компетентност-ного подхода (таблица 3). Суть его состоит в рассмотрении проблемы с четырех принципиальных позиций: определяющий, развивающий, уточняющий и дополняющий признаки.

Таблица 2 - Результат экспертной оценки терминологического_

Наименование термина Критерии оценки Общая сумма

А В С Б

Компетенция 2 2 1 2 7

Компетентность 2 2 2 2 8

Обучаемость 1 1 0 2 4

Профессионализм 1 1 1 1 4

Квалификация 1 2 1 2 6

Профессиональное развитие 0 2 1 1 4

Креативность 2 2 2 1 7

Таблица 3 - Выявление факторов по признакам определений

Определение Определяющий признак (критерий А) Развивающий признак (критерий В) Уточняющий признак (критерий С) Дополняющий признак (критерий Б)

Компетентность -

интегративная целостность и действенность знаний, умений, навыков вообще [8, с.26] интегративная целостность действенность знаний, умений, навыков

характеристика личности, означающая обладание совокупностью определенных компетенций [9, с. 281 характеристика личности означающая обладание совокупностью определенных компетенций

обобщенная способность личности к решению жизненных и профессиональных задач, способность личности к активному, ответственному, жизненному действую, осуществляемому на основе ценностного самоопредления, способность активно взаимодействовать с миром, наличие у человека таких необходимых знаний и способностей, которые позволяют анализировать, делать выводы и принимать активные решения, рациональное и эффективно действовать для их реализации [24, с. 170] обобщенная способность личности к решению жизненных и профессиональных задач, способность личности к активному, ответственному, жизненному действую, осуществляемому на основе ценностного самоопредления способность активно взаимодействовать с миром, наличие у человека таких необходимых знаний и способностей, которые позволяют анализировать, делать выводы и принимать активные решения, рациональное и эффективно действовать для их реализации

совокупность новообразований, знаний, системы ценностей и отношений, способствующая созданию ценностно-смысловых, поведенческих, мотивационных, эмоционально-волевых, когнитивных результатов личностной деятельности субъектов [14, с.45] совокупность новообразований, знаний, системы ценностей и отношений способствующая созданию ценностно-смысловых, поведенческих, мотивацион-ных, эмоционально-волевых, когнитивных результатов личностной деятельности субъектов

интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал для улучшения деятельности в определенной области [Там же] интегральное свойство личности характеризующее его стремление и способность (готовность)реализовать свой потенциал для улучшения деятельности в определенной области

особый вид организации предметно-специфических знаний, который позволяет принимать эффективные решения в той или иной области деятельности [6, с. 84] особый вид организации предметно-специфических знаний который позволяет принимать эффективные решения в той или иной области деятельности

совокупность качеств личности, обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность [2, с. 491 совокупность качеств личности обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность

соединение навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация с социальным поведением, способность работать в группе, инициативностью, умением принимать решения и отвечать за их последствия [5] соединение навыков, свойственных каждому индивиду в котором сочетаются квалификация с социальным поведением, способность работать в группе, инициативностью, умением принимать решения и отвечать за их последствия

совокупность личностных качеств (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сферой [6, с. 85] совокупность личностных качеств обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сферой. (ценностно-смысловых ориента-ций, знаний, умений, навыков, способностей)

Продолжение таблицы 3

степень выраженности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности [10, с. 246] степень выраженности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности

черта личности, государственного служащего, менеджера, специалиста, заключающаяся в способности правильно оценивать сложившуюся ситуацию, принимать в связи с этим нужное решение и достигать практического или иного значимого результата [Там же] черта личности, государственного служащего, менеджера, специалиста заключающаяся в способности правильно оценивать сложившуюся ситуацию, принимать в связи с этим нужное решение и достигать практического или иного значимого результата

совокупность компетенции, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области [10, с.247] совокупность компетенции наличие знаний и опыта необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области

специфическая способность, необходимая для эффективного выявления конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециализированные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [Там же] специфическая способность необходимая для эффективного выявления конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециализированные знания особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия

готовность, способность и знания специалиста относительно ценностей, реализуемых волевыми импульсами - диспозиционными предпосылками целенаправленного поведения в условиях производства [11, с. 581] готовность, способность и знания специалиста относительно ценностей, реализуемых волевыми импульсами - диспозици-онными предпосылками целенаправленного поведения в условиях производства

Компетенции -

интегративная целостность, действенность знаний, опыта в профессиональной деятельности [8, с. 27] интегративная целостность действенность знаний, опыта в профессиональной деятельности

единство знаний, опыта, способности действовать и навыков поведения индивида, определяемых заданной ситуацией [9, с. 28] единство знаний, опыта, способности действовать и навыков поведения индивида определяемых заданной ситуацией

общая универсальная способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать обобщенные способы выполнения действий [9, с. 26] общая универсальная способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать обобщенные способы выполнения действий

готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности [1, с.6] готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы а также самооценивать результаты своей деятельности

способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению [6, с. 84] способность основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях которые приобретены благодаря обучению

Продолжение таблицы 3

внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компе-тентностях человека [6, с. 85] внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования знания, представления, программы действий, систем ценностей и отношений которые затем выявляются в компетентностях человека

совокупность взаимосвязанных качеств личности (знания, умения, навыки, способы деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним [26] совокупность взаимосвязанных качеств личности задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним. (знания, умения, навыки, способы деятельности)

предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к выполнению деятельности [4, с. 240] предметная область в которой индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к выполнению деятельности

способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [5] способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области

круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом [10, с. 247] круг вопросов, явлений в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом

индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии [Там же] индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии

способность к осуществлению практической деятельности, требующей наличия понятийной системы и понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи [Там же] способность к осуществлению практической деятельности требующей наличия понятийной системы и понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи

способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность [Там же] способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность

не личностные предпочтения, а, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, тот перечень компетенций, который во многом определяется согласованной позицией социума в определенной профессиональной среде страны или региона [12, с.100] не личностные предпочтения а, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, тот перечень компетенций, который во многом определяется согласованной позицией социума в определенной профессиональной среде страны или региона

рациональное сочетание знаний и способностей, которыми обладает работник данной организации [10, с.247] рациональное сочетание знаний и способностей которыми обладает работник данной организации

Квалификация -

совокупность социальных и профессиональных квалификационных требований, предъявляемых к социальным и профессиональным способностям человека [7, с.19] совокупность социальных и профессиональных квалификационных требований предъявляемых к социальным и профессиональным способностям человека

степень овладения работником данной профессией или специальностью [19, с.26] степень овладения работником данной профессией или специальностью

субъектная характеристика человека, отражающая степень и уровень его профессиональной подготовленности [14, с. 45] субъектная характеристика человека отражающая степень и уровень его профессиональной подготовленности

свойство человека, выражающее уровень его подготовленности к выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности [20, с.20] свойство человека, выражающее уровень его подготовленности к выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности

процесс профессиональной подготовки человека, его обученности в той или иной сфере деятельности [14, с.46] процесс профессиональной подготовки человека, его обученности в той или иной сфере деятельности

уровень подготовленности сотрудника к профессиональному труду, что предполагает наличие соответствующих знаний, навыков и даже привычек и тесно связано со способностями личности [16, с.211] уровень подготовленности сотрудника к профессиональному труду что предполагает наличие соответствующих знаний, навыков и даже привычек и тесно связано со способностями личности

набор требуемых для выполнения работы навыков, знаний и опыта [15, с.269] набор навыков, знаний и опыта требуемых для выполнения работы

Продолжение таблицы 3

Креативность -

способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации [21, с.73] способность порождать необычные идеи отклоняться от традиционных схем мышления быстро решать проблемные ситуации

способность человека отказаться от стереотипных способов мышления [13, с.4] способность человека отказаться от стереотипных способов мышления

является многомерной и включает в себя готовность рисковать, развитую интуицию, умение быстро переключаться с одного объекта на другой, быстро находить решения возникающих социальных и экономических задач [Там же] является многомерной и включает в себя готовность рисковать, развитую интуицию, умение быстро переключаться с одного объекта на другой быстро находить решения возникающих социальных и экономических задач

способность к обостренному восприятию недостатков, проблем, пробелов в знаниях, в процессе идентификации недостающей информации [Там же] способность к обостренному восприятию недостатков, проблем, пробелов в знаниях в процессе идентификации недостающей информации

способность к созданию чего-то нового, нахождение новых путей и генерирование новых идей либо нестандартные решения проблем [3, с.12] способность к созданию чего-то нового нахождение новых путей и генерирование новых идей либо нестандартные решения проблем

способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению [18, с.241] способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению

способность порождать необычные вещи, придумывать, находить и видеть мир без стереотипов восприятия [Там же] способность порождать необычные вещи придумывать, находить и видеть мир стереотипов восприятия

Конкурентоспособность работника -

способность работника участвовать в экономическом и социальном процессе взаимодействия, взаимосвязи и борьбы на внутреннем рынке труда в целях достижения желаемого социального статуса [27, с.29] способность работника «участвовать в экономическом и социальном процессе взаимодействия, взаимосвязи и борьбы на внутреннем рынке труда в целях достижения желаемого социального статуса»

свойство индивида, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности в его рабочей силе по сравнению с другими индивидами [23] свойство индивида характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности в его рабочей силе по сравнению с другими индивидами

интегральная характеристика, отражающая степень соответствия уровня развития составляющих его трудового потенциала требованиям конкретного рабочего места в конкретный момент времени, позволяющая данному работнику с той или иной степенью уверенности рассчитывать на сохранение своей занятости [25, с. 113] интегральная характеристика отражающая степень соответствия уровня развития составляющих его трудового потенциала требованиям конкретного рабочего места в конкретный момент времени позволяющая данному работнику с той или иной степенью уверенности рассчитывать на сохранение своей занятости

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

свойство объекта, характеризующееся степенью реального потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [Там же] свойство объекта характеризующееся степенью реального потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке

свойство человеческого капитала, характеризующее степень удовлетворения рыночной потребности в труде [22, с.7]. свойство человеческого капитала характеризующее степень удовлетворения рыночной потребности в труде

способность к индивидуальным достижениям в труде, представляющим вклад в достижение организационных целей [Там же] способность к индивидуальным достижениям в труде представляющим вклад в достижение организационных целей

характеристика, отражающая степень соответствия уровня развития компонентов трудового потенциала требованиям конкретного рабочего места в конкретный момент времени, позволяющая данному работнику с той или иной степенью уверенности рассчитывать на сохранение своей занятости [27, с.29] характеристика отражающая степень соответствия уровня развития компонентов трудового потенциала требованиям конкретного рабочего места в конкретный момент времени, позволяющая данному работнику с той или иной степенью уверенности рассчитывать на сохранение своей занятости

Факторы, опирающиеся на систему понятий, которые выражают сущности сторон компетентностного подхода, служат, по нашему мнению, основанием для разработки эффективных управленческих решений с учетом ключевых профессиональных компетенций как в регионе, отрасли, так и в хозяйствующем субъекте. Его применение для указанных целей представляется весьма результативным вследствие реальной возможности четко структурировать проблему по критериям, обозначить инновационные направления будущего развития экономики, представить изменение характера функционирования знания, барьеры и угрозы, препятствующие достижению поставленных целей, а также оценивать новые «вызовы» к подготовке кадров.

В связи с этим на четвертом этапе терминологического исследования была предпринята попытка систематизировать выявленные трактовки по критериям и проведение их балльной оценки на соответствие определенному критерию (критерий А - 5 баллов; критерий В - 3 балла; критерий С - 2 балла; критерий Б - 1 балл). Результаты оценки представлены в таблице 4, отражающей общий рейтинг анализируемых факторов.

Представленная в таблице 4 оценка ключевых факторов свидетельствует о том, что в основе ключевых определений компетентностного подхода лежат способности личности, направленные на эффективное использование знаний умений и опыта в рамках профессиональной деятельности.

Таблица 4 - Оценка ключевых факторов анализируемых определений__

Факторы анализа Критерии Общий рейтинг

А | В | С | Б

Компетентность

Фактор личности 3 7 1 1 39

Фактор способностей 3 0 6 2 23

Фактор знаний, умений и опыта 3 1 2 1 23

Фактор совокупности 4 0 2 0 22

Фактор эффективности 0 1 3 2 11

Фактор готовности 1 0 2 0 9

Фактор деятельности 0 0 3 3 9

Компетенции

Фактор способностей 7 1 0 0 38

Фактор личности 1 11 0 0 36

Фактор знаний, умений и опыта 0 6 3 1 25

Фактор единства 5 0 0 0 25

Фактор деятельности 1 1 4 0 16

Фактор готовности 2 0 2 0 14

Фактор обладания 0 3 1 0 11

Квалификация

Фактор профессионализма 3 5 3 0 36

Фактор личности 1 5 0 0 16

Фактор подготовленности 1 2 1 0 12

Фактор способностей 1 0 2 0 9

Фактор знаний, умений и опыта 0 1 2 0 7

Креативность

Фактор способностей 6 1 0 0 33

Фактор нестандартности 2 2 1 0 18

Фактор личности 2 1 2 0 17

Фактор творчества 1 2 1 0 12

Фактор мгновенности 0 1 3 0 9

Конкурентоспособность работника

Фактор трудового потенциала /труда 0 4 2 0 16

Фактор способностей 2 0 0 0 10

Фактор удовлетворен- 0 3 0 0 9

ности

Фактор потребностей 0 2 1 0 8

Фактор требований 0 0 2 1 5

Результаты терминологического исследования позволяют сформулировать наиболее универсальное определение «компетентностного подхода», отличающее его от других определений. По нашему мнению, компе-тентностный подход это совокупность методов и приемов воздействия на способности личности с целью интеграции знаний, умений, опыта и творческого потенциала для успешной профессиональной деятельности в той или иной отрасли экономики.

Список использованных источников

1 Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. - №11. - С. 3-13.

2 Глухих С.И. Методы и формы развития профессиональной компетентности в системе повышения квалификации // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. -2011. - №2. - С. 48-55.

3 Дьяченко О.В. Креативный ресурс новой экономики // Вестник Челябинского государственного университета. -2010. - № 28 (209). - С. 12-15.

4 Ефремичева Н.В. Компетенции / компетентности в новой образовательной парадигме // Ученые записки Орловского гос. у-та. Серия: Гуманитарные и социальные науки. -2009. - №3. - С. 238-241.

5 Звездова А.Б., Орешкин В.Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Электронный ресурс] // Межрегиональный институт экономик и права URL: http://www.miep.edu.ru/uploaded/zvezdova_oreshkin.pdf (дата обращения: 21.03.2013).

6 Зданович О.В. Компетентность и компетенция как ключевые понятия компетентностного подхода // Альманах современной науки и образования. - 2009. - №4 (23). - С. 83-85.

7 Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование // Педагогика. - 2002. - №3. - С. 16-21.

8 Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2004. -№4. - С. 23-29.

9 Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современных исследований // Профессиональное образование. Столица // Научные исследования в образовании. - 2008. - № 1. - С. 28-31.

10 Калекин А.А. Компетенция и компетентность: смыс-лообразующие понятия в образовании // Ученые записки Орловского гос. у-та. Серия: Гуманитарные и социальные науки.

- 2009. - №3. - С. 245-250.

11 Керимбаева Б.Т. К вопросу об определении сущности понятия «компетентностный подход» в профессиональной подготовке будущих специалистов // Фундаментальные исследования. - 2012. - №3. - С. 581-585.

12 Кравцова Л.А. Междисциплинарная сущность ком-петентностного подхода в повышении квалификации и переподготовки кадрового потенциала образовательного учреждения // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. - 2010. - №4. - С.99-106.

13 Лапин Н.М. Креативность как инновационный ресурс развития экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук. -Тамбов, 2008. - 20 с.

14 Лащенов Д.Н. Квалификация как образовательная цель в работе с персоналом // Вестник НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром». - 2011. - №1 (9). - С. 44-46.

15 Остапенко Ю.М. Экономики труда: учеб. пособие. -2-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 272 с.

16 Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия.

- 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2006. - VI, 810 с.

17 Саликов Ю.А. Системно-функциональное развитие менеджмента промышленных предприятий и его инструментария (теория, методология, практика): автореф. дис. ... док. экон. наук. - Воронеж, 2008. - 45 с.

18 Сафина Л.А., Тухбатуллина Л.М. Развитие креативности в процессе формирования профессиональной компетенции специалистов полимерного профиля // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - №20. - С. 240-241.

19 Семушина Л.Г. Влияние профессионально - квалификационной структуры труда на структуру профессионального образования// Специалист. - 2004. - №10. - С. 26-29.

20 Сенашенко В.С., Кузнецова В.А., Кузнецов В.С. О компетенциях, квалификации и компетентности // Высшее образование в России. - 2010. - №6. - С. 18-23.

21 Скрипка Т.С. К вопросу об эволюции научных взглядов на природу креативности // Известия института инженерной физики. - 2013. - №1(27). - С. 72-79.

22 Сотникова С.И. Конкурентоспособность персонала как объект управления // Вестник Омского университета: Серия «Экономика». - 2003. - №4. - С. 6-12.

23 Томилов В.В., Семеркова Л.Н. Маркетинг рабочей силы [Электронный ресурс] // Экономический портал Uamconsult.com. - URL: http://www.uamconsult.com/ book_501. html (дата обращения: 21.03.2013).

24 Усикова О.В. Повышение качества профессионального образования путем формирования умений самостоятельной деятельности в контексте компетентностного подхода // Гарантии качества высшего профессионального образования: тезисы докл. Междунар. науч.-практической конф. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2008. - 360 с.

25 Хлопова Т.В. Классификация конкурентоспособности работника как интегральной характеристики степени развития его трудового потенциала // Вестник Пермского университета. - 2012. - №2 (13). - С. 111-117.

26 Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания ключевых компетенций как характеристика нового подхода к ксонструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс] // Интернет журнал «Эйдос» URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения 21.03.2013).

27 Шабурова А.В. Конкурентоспособность работников инновационно-активного предприятия: препринт. - Новосибирск: СГГА, 2005. - 36 с.

Информация об авторе

Сезонова Ольга Николаевна, аспирант ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», тел. 8(4712) 51-0883, e-mail: sizaya@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.