Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37). С. 87-95. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(1(37):87-95. ISSN 2304-2818
Научная статья УДК 377.1
ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ С ДИСЦИПЛИНАМИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ МОДУЛЯМИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Надежда Викторовна Задорожная, zadorozhnaja@chtpgh.ru
Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего, Челябинск, Россия
Аннотация. В статье представлен опыт интеграции содержания общеобразовательного учебного предмета «Русский язык» с дисциплинами общепрофессионального цикла и профессиональными модулями на примере таких специальностей, как 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения и 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, и профессии 46.01.03 Делопроизводитель, относящихся к разным профилям. Автором рассмотрен алгоритм выполнения интеграции от этапа соотнесения результатов в рамках среднего общего и среднего профессионального образования и до подбора механизмов реализации профили-зации общеобразовательных дисциплин, обеспечения профильности их содержания. В статье представлены примеры профессионально ориентированных заданий разного вида, которые могут быть использованы при изучении русского языка в рамках общеобразовательной подготовки будущими квалифицированными рабочими, служащими или специалистами.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, среднее общее образование, среднее профессиональное образование, общеобразовательный учебный предмет, общеобразовательная дисциплина, общепрофессиональная дисциплина, профессиональный модуль, общие и профессиональные компетенции, личностный результат, мета-предметный результат, предметный результат, предметный результат на базовом уровне
Для цитирования: Задорожная Н. В. Интеграция содержания общеобразовательных учебных предметов с дисциплинами общепрофессионального цикла и профессиональными модулями как условие повышения качества образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37). С. 87-95.
Original article
INTEGRATION OF THE CONTENT OF GENERAL EDUCATION SUBJECTS WITH THE DISCIPLINES OF THE GENERAL PROFESSIONAL CYCLE AND PROFESSIONAL MODULES AS A CONDITION FOR IMPROVING
THE QUALITY OF EDUCATION
Nadezhda V. Zadorozhnaya, zadorozhnaja@chtpgh.ru
Chelyabinsk college of industry and municipal economy named after Ya. P. Osadchiy, Chelyabinsk, Russia
Abstract. The article presents the experience of integrating the content of the general educational subject "Russian language" with the disciplines of the general professional cycle and professional modules on the example of such specialties as 08.02.08 Installation and operation of equipment and gas supply systems and 43.02.15 Cooking and confectionery, and professions 46.01.03 Clerk related to different profiles. The author considers an algorithm for performing integration from the stage of correlating results within the framework of secondary general and secondary vocational education to selecting mechanisms for implementing the profiling of general education disciplines, ensuring the profile of their content. The article presents examples of professionally oriented tasks of various
© Задорожная Н. В., 2023
types that can be used in the study of the Russian language as part of general educational training by future skilled workers, employees or specialists.
Keywords: federal state educational standard, secondary general education, secondary vocational education, general education subject, general education discipline, general professional discipline, professional module, general and professional competencies, personal result, metasubject result, subject result, subject result at the basic level
For citation: Zadorozhnaya NV. Integration of the content of general education subjects with the disciplines of the general professional cycle and professional modules as a condition for improving the quality of education. Innovative development of vocational education. 2023;(1(37): 87-95. (In Russ.).
Введение
Система среднего профессионального образования (далее — СПО) универсальна и одновременно решает задачи, стоящие на границе разных уровней образования. В 2021 году возобновился интерес к профилизации среднего общего образования с учетом осваиваемой профессии или специальности. И если ранее опытные педагоги приходили к поиску профессионально ориентированных заданий по наитию, стремясь сделать процесс освоения общеобразовательных дисциплин более осмысленным и связать их с будущей профессиональной деятельностью, то в настоящее время это закреплено на нормативно-правовом уровне.
В связи с этим особый интерес представляют такие документы, как:
- Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденная распоряжением Министерства просвещения РФ от 30 апреля 2021 года № Р-98 [1];
- методики преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам [«Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия»] с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающие интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в том числе с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения [2].
В данных документах предложен рациональный и, на наш взгляд, логичный способ установления связи между системами среднего общего и среднего профессионального образования в условиях техникумов и колледжей.
Приоритетной на сегодняшний день стала задача интеграции содержания общеобразовательных учебных предметов с дисциплинами общепрофессионального цикла и профессиональными модулями.
Представленные документы отражают такие тренды в системе СПО, как:
1) повышение качества образования в системе СПО и развитие профессионально мобильной, социально-адаптивной личности с активной гражданской позицией (эта стратегическая цель отражена в разработанных методиках);
2) интенсификация общеобразовательной подготовки в СПО, предусматривающей профильную направленность содержания общего образования с учетом профессии, специальности и построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
Задачи, предложенные в методиках, мы берем на вооружение при организации учебно-методической работы техникума. Это наш план работы по данному направлению. В соответствии с представленными документами строится методическая работа педагогов Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего (ЧТП и ГХ им. Я. П. Осадче-го) начиная с прошлого учебного года. Результаты выполненной работы представлены ниже.
На первом этапе проведен анализ нормативно-правовой базы, реализуемых основных профессиональных образовательных программ СПО, рассмотрены и уточнены основные термины: интенсификация, профилизация, базовые и профильные учебные предметы, прикладной модуль и др.
Следующим этапом стало утверждение методической темы на 2021/22 учебный год и ее дальнейшее развитие в текущем учебном году: «Интеграция содержания общеобразовательных предметов с дисциплинами общепрофессионального цикла и профессиональными модулями как условие повышения качества образования».
Чтобы успешно отработать заявленную проблему, нужно обучить педагогов, поскольку основная нагрузка, безусловно, ляжет на их плечи. В связи с этим было организовано прохождение преподавателями курсов повышения квалификации в Академии при Министерстве просвещения РФ в 2021/22 учебном году по обязательным предметам вне зависимости от профиля. По остальным общеобразовательным предметам данная работа продолжена в текущем учебном году.
На четвертом этапе методической службой техникума было организовано проведение обучающего семинара и индивидуальных консультаций для преподавателей в соответствии с обозначенной выше темой. Однако работа по данному направлению вышла за пределы нашего техникума и также была освещена в феврале 2022 года на заседании областного методического объединения преподавателей общего гуманитарного и социально-экономического цикла и в июне текущего года — на стажировке, организованной ГБУ ДПО ЧИРПО для преподавателей общеобразовательных дисциплин и методистов.
Одним из этапов стала подготовка методических материалов для педагогов, публикация статей по результатам проделанной работы. Результаты методической работы ЧТП и ГХ им. Я. П. Осадчего были представлены на страницах изданий «Инновационное развитие профессионального образования», «Уникум», на Международной научной интернет-конференции, на сайте нашего техникума.
Все вышеназванное по сути не что иное, как подготовительные этапы к самому важному и ответственному, поэтому следующим шагом работы стала корректировка рабочих программ и прочей учебно-методической документации. На этом пункте остановимся подробнее.
Материалы и методы исследования
Процесс интеграции общеобразовательной дисциплины и профессионального цикла рассмотрим на примере обязательного учебного предмета «Русский язык». Цели освоения русского языка (в соответствии с требованиями ФГОС СОО и ориентацией на результаты ФГОС СПО) следующие:
1) способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
2) формировать коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции;
3) способствовать / подготовить к формированию общих и профессиональных компетенций.
В «Методиках...» [2] представлен следующий алгоритм.
I этап — отбор и соотнесение образовательных результатов, определенных в ФГОС СОО и ФГОС СПО, и их синхронизация с учетом профильной направленности профессии или специальности [общие и профессиональные компетенции (далее — ОК и ПК) в соответствии с ФГОС СПО соотносятся с личностными, метапредметными и предметными результатами ФГОС СОО]. Синхронизация образовательных результатов проявляется на основе интеграции системно-деятельностного и компетентностно-го подходов и обеспечивает единство процессов воспитания, развития и обучения в период освоения основной образовательной программы (далее — ООП) СПО.
II этап — описание интеграции и преемственности предметного содержания общеобразовательной дисциплины (далее — ООД), общепрофессиональной дисциплины (далее — ОПД), профессионального модуля (далее — ПМ) на конкретных примерах.
III этап — выбор механизмов реализации направлений совершенствования системы преподавания ООД.
В каждом случае следует начинать с анализа планируемых результатов, далее находить перекликающееся содержание, после этого подбирать междисциплинарные задания. Для удобства будем использовать представленную ниже матрицу [3; 4].
Задача педагога — отталкиваясь от планируемых результатов, найти точки интеграции содержания ООД и ОПД/ПМ и максимально синхронизировать их изучение с помощью различных заданий.
Результаты исследования и их обсуждение
Проиллюстрируем интеграцию содержания ООД «Русский язык», изучаемой на базовом уровне, в рамках специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения (технологический профиль).
На первом этапе отбираем и соотносим образовательные результаты. Например, в рамках рассматриваемой специальности можно установить связи между следующими результатами (табл. 1). Коротко данные компетенции можно обозначить как коммуникацию и умение работать в команде.
Далее следует анализ предметного содержания ООД, ОПД, ПМ и поиск возможных путей интеграции (это уже второй этап). Следует начать с соотнесения дидактических единиц разных дисциплин и модулей. Результаты данной
работы представлены в таблице 1. Мы обнаружили взаимосвязь между дидактическими еди-
После этого можно приступить к подбору механизмов реализации направлений совершенствования системы преподавания ООД на практике (третий этап) посредством междисциплинарных заданий.
ницами (далее — ДЕ) по ОПД «Менеджмент» и ООД «Русский язык».
Этот этап зависит от эрудированности преподавателя ООД и его стремления найти как можно больше точек соприкосновения с будущей профессиональной деятельностью студентов (табл. 2).
_Варианты междисциплинарных заданий_
1. Разработать индивидуальный проект по одной из тем: «Деловая риторика и основы взаимодействия специалистов по газоснабжению», «Речевые стратегии представления проекта систем газораспределения и газопотребления», «Речевое взаимодействие в сфере газоснабжения», «Профессиональный словарь специалиста сферы газоснабжения: лексико-семантические и словообразовательные особенности», «Профессионализмы в газовой отрасли» и др.
2. Подготовить сообщения, доклады профессиональной тематики: «История одного слова: газопровод», «Словообразовательное гнездо слова „газ"», «Жаргонизмы в сфере газоснабжения: бобышка, давление головы^_
Таблица 1
Интеграция результатов по ФГОС СОО и ФГОС СПО и содержания ОПД «Менеджмент» и ООД «Русский язык»
ОК и ПК согласно ФГОС СПО Личностные результаты — ФГОС СОО Метапредметные результаты — ФГОС СОО Предметные результаты — ФГОС СОО
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. ПК 3.5. Осуществлять руководство другими работниками в рамках подразделения при выполнении работ по эксплуатации систем газораспределения и газопотребления ЛР 8.2. Совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира МР 8.2. Овладение универсальными коммуникативными действиями: общение и совместная деятельность ПРб 06. Сформирован-ность представлений об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; формирование системы знаний о нормах современного русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические); совершенствование умений применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания...
ОП 11. Менеджмент — ДЕ: Этика делового общения. Правила поведения в обществе. Правила поведения в конфликте УД РЯ — ДЕ: Русский язык как язык межнационального общения. Оценка чужой и собственной речи с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка. Использование словарей грамматических трудностей русского языка для получения информации о языковой норме. Социальная роль языка в обществе. Общение как обмен информацией, как передача и восприятие смысла высказывания. Правила эффективного слушания. Публичное выступление. Применение в практике устного речевого общения произносительных (орфоэпических, интонационных), лексических, грамматических норм современного русского литературного языка
Таблица 2
Варианты междисциплинарных заданий по ОПД «Менеджмент» и ООД «Русский язык»
Окончание таблицы 2
Варианты междисциплинарных заданий
3. Провести морфемный и словообразовательный анализ слов: газорегуляторный (пункт), газонаполнительная (станция), аварийно-восстановительные (работы) и др.
4. При изучении темы «Способы словообразования» / «Написание сложных существительных и прилагательных» написать словарный диктант:
Регулятор-стабилизатор, режимно-наладочные работы, газораспределительные пункты, аварийно-восстановительные работы, подземный газопровод, весенне-летние условия эксплуатации оборудования, трубопроводная траншея, многоквартирный жилой дом, углеводородные газы, газонаполнительные станции, антикоррозийная защита, строительно-монтажные работы, газопотребляющее оборудование, пусконала-дочные работы, ультразвуковой контроль, внутридомовой газопровод, производственно-хозяйственная деятельность, материально-технические ресурсы, сельскохозяйственные объекты, нормативно-справочная литература, осенне-зимние условия, технико-экономический анализ, энергозатратные котлоагрегаты, надежные металлоконструкции, современное газоснабжение.
5. Составить предложение / небольшой текст с использованием словосочетаний из упражнения 4.
6. Расставить ударения в следующих словах: газопровОд, обеспЕчение, трубопровОд, нОжницами, киломЕтр, абонЕнт, вАнтуз, парогАзовая (установка), сброснОй (клапан), обсАдная (труба), котлоагрегАт, пАльцами
Предложенные варианты заданий демонстрируют возможные направления работы по интеграции ООД и ОПД.
На примере специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело (естественнонаучный профиль) рассмотрим результат ин-
теграции русского языка и профессионального модуля. Представленные в таблице 3 результаты можно обозначить как умение работать с информацией в процессе познания. Студентам могут быть предложены следующие задания (табл. 3).
ОК и ПК согласно ФГОС СПО Личностные результаты согласно ФГОС СОО Метапредметные результаты по ФГОС СОО Предметные результаты согласно ФГОС СОО
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ПК 6.1. Осуществлять разработку ассортимента кулинарной и кондитерской продукции, различных видов меню с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания ЛР 8.3. Осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе МР 8.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: базовыми логическими, исследовательскими действиями, работа с информацией ПРб 02. Совершенствование умений... представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности; использовать образовательные инфор-мационно-коммуника-ционные инструменты и ресурсы для решения учебных задач
ПМ 06. Организация и контроль текущей деятельности подчиненного персонала — ДЕ: Порядок заполнения документов на отпуск сырья, полуфабрикатов, УД РЯ — ДЕ: Использование в письменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста (разные типы шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчеркивание, обрамление, особое размещение текста на странице и т. п.). Основные жанры: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т. п. Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста и др. Стили речи. Текст
Таблица3
Интеграция результатов по ФГОС СОО и ФГОС СПО и содержания ПМ 06. Организация и контроль текущей деятельности подчиненного персонала и ООД «Русский язык»
Окончание таблицы 3
ОК и ПК согласно ФГОС СПО Личностные результаты Метапредметные Предметные результаты согласно ФГОС СОО результаты по ФГОС СОО согласно ФГОС СОО
продуктов со склада на производство, по их учету и расходу в процессе производства. Порядок заполнения документов по реализации и отпуску изделий кухни. Оформление товарного отчета
Варианты междисциплинарных заданий 1. Найдите в толковом словаре значения следующих слов: блюдо, ассортимент, меню, персонал, шеф-повар, повар, кондитер, су-шеф, заведующий производством, ГОСТ, акт, ведомость, накладная, товарооборот. Составьте с ними текст из 3-5 предложений профессиональной направленности. 2. Ознакомьтесь с должностной инструкцией повара 6-го разряда и составьте по ней тезисный план (1-й вариант — «Права», 2-й вариант — «Обязанности», 3-й вариант — «Ответственность»). К какому стилю относится данный документ? Докажите свою точку зрения. 3. Найдите тексты профессиональной направленности разных стилей, жанров. Определите тему и основную мысль
Достаточно сложным представляется процесс поиска профессионально направленного содержания, но при консолидации усилий со стороны преподавателей общеобразовательных предметов и дисциплин профессионального цикла эта работа становится интересной.
В системе среднего профессионального образования важным становится убеждение студентов в том, что они сделали правильный
выбор будущей профессиональной деятельности. Это должно стать одним из направлений общеобразовательной подготовки в рамках СПО. Рассмотрим данную проблему на примере профессии 46.01.03 Делопроизводитель (социально-экономический профиль).
В целях достижения названного выше результата студентам могут быть предложены следующие междисциплинарные задания (табл. 4).
ОК и ПК согласно ФГОС СПО Личностные результаты согласно ФГОС СОО Метапредметные результаты по ФГОС СОО Предметные результаты согласно ФГОС СОО
ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ПК 1.7. Составлять и оформлять служебные документы, материалы с использованием формуляров документов конкретных видов ЛР 6.3. Интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реа-лизовывать собственные жизненные планы МР 8.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности...; б) базовые исследовательские действия: ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях ПРб 03. Создание текстов разных функционально-смысловых типов; текстов научного, публицистического, официально-делового стилей разных жанров. ПРб 04. Совершенствование умений использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и др.
Таблица 4
Интеграция результатов по ФГОС СОО и ФГОС СПО и содержания ОП 05. Основы редактирования документов, ПМ 01. Документационное обеспечение деятельности организации и ООД «Русский язык»
Окончание таблицы 4
ОК и ПК согласно ФГОС СПО Личностные результаты согласно ФГОС СОО Метапредметные результаты по ФГОС СОО Предметные результаты согласно ФГОС СОО
ОП 05. Основы редактирования документов — ДЕ: Корректурные знаки. ПМ 01. Документа-ционное обеспечение деятельности организации — ДЕ: Общие требования к оформлению печатного текста документа. Оформление должностной инструкции делопроизводителя. Назначение и виды информационно-справочной документации. Справки. Оформление личных документов (заявлений, автобиографии, резюме) УД РЯ — ДЕ: Современное учение о функциональных разновидностях языка. Функциональные разновидности языка. Официально-деловой стиль. Сфера применения, основные функции и разновидности (подстили), основные особенности, жанры и др. Использование словарей грамматических трудностей русского языка для получения информации о языковой норме. Социальная роль языка в обществе
Варианты междисциплинарных заданий 1. Подбор примеров профессиональной лексики делопроизводителя и построение словообразовательной цепочки из этих слов. 2. Определение специфики языковых средств текстов официально-делового стиля и построение семантического поля используемых слов (или «облака слов», в том числе при использовании специальных сервисов по генерации слов в интернете). 3. Составление справочника делопроизводителя, имеющего орфографические, орфоэпические, грамматические разделы, касающиеся профессиональной лексики. 4. Работа с текстами официально-делового стиля речи, имеющими профессиональную направленность. В зависимости от изучаемой темы в тексте делаются пропуски орфограмм и знаков препинания
С примерами интеграции литературы, иностранного языка, математики, физики, истории, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры с ОПД и ПМ можно познакомиться в журнале «Инновационное развитие профессионального образования» и др. [4; 5].
Безусловно, результаты интеграции должны быть отражены и в учебно-программной документации, прежде всего в рабочей программе по ООД в части требований к результатам освоения дисциплины (в Паспорте рабочей программы). Это могут быть интегрированные линейки результатов по ФГОС СОО и ФГОС СПО. Также это должно быть отражено в календарно-те-матическом планировании (в рамках какой темы существует возможность создать условия для формирования тех или иных ОК и ПК в соответствии с ФГОС СПО), технологических картах уроков. Кроме того, следует помнить и о фондах оценочных средств по ООД. Далее идет этап внедрения в образовательный процесс результатов интеграции ООД и ОПД/ПМ.
Конечно, точки соприкосновения ОК и ЛР, МР лежат на поверхности, и можно обозначить наиболее часто встречающиеся интеграционные линейки результатов, например:
1) уважение к выбранной профессии/специальности;
2) коммуникация, включая работу в команде;
3) самостоятельность (саморазвитие, постановка цели, планирование деятельности и проч.);
4) работа с информацией (познание);
5) гражданственность, патриотизм;
6) здоровьесбережение;
7) экологическое сознание и др.
Однако не одинаково легко интегрируются ПРб ООД с ПК ОПД/ПМ. Большие трудности в силу специфики содержания возникают, например, при интеграции литературы [4], истории [5], географии с ОПД и ПМ.
Мы уверены, что в процессе интеграции не должно быть искусственности. Во всем важна золотая середина: профилизация ООД не должна перекрыть предметного содержания, но
оно (предметное содержание) может стать возможностью увидеть перспективы осваиваемой профессии или специальности.
Заключение
Таким образом, интеграция содержания общеобразовательных учебных предметов с дисциплинами общепрофессионального цикла и про-
фессиональными модулями позволит достичь оптимизации образовательного процесса, сокращения сроков изучения близкого/родственного материала, что особенно актуально в рамках реализации федерального проекта «Профессиона-литет», и в конечном результате позволит достичь повышения качества образования.
Список источников
1. Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования : утв. распоряжением Министерства просвещения РФ от 30.04.2021 № Р-98 // Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389 699/281efb5deac0c4cd600d639300cd3f9cc3606b66/?ysclid=lcagpyylif755345561
2. Методики преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия») с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающие интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в т. ч. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения // Министерство образования РФ : офиц. сайт. URL: https:// docs.edu.gov.ru/document/c5e5010d2b08f0a0d2e6423da6d45ab4/download/4140/?ysclid=lcag n0wkts161736657
3. Задорожная Н. В. Интеграция содержания общеобразовательных учебных предметов с дисциплинами общепрофессионального цикла и профессиональными модулями как условие повышения качества образования // Уникум. 2022. № 4 (10). С. 5-13.
4. Интеграция содержания общеобразовательных учебных предметов с дисциплинами общепрофессионального цикла и профессиональными модулями как условие повышения качества образования : дискуссионный клуб / сост. Н. В. Задорожная // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 2 (34). С. 150-175.
5. Николаева Е. С. Интеграция содержания УД «История» с общепрофессиональными дисциплинами и профессиональными модулями // Уникум. 2022. № 4 (10). С. 13-20.
References
1. The concept of teaching general education disciplines, taking into account the professional orientation of SVE programs implemented on the basis of basic general education: approved. Decree of the Ministry of Education of the Russian Federation dated April 30, 2021 No. R-98. Reference legal system ConsultantPlus. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389699/281efb5 deac0c4cd600d639300cd3f9cc3606b66/?ysclid=lcagpyylif755345561. (In Russ.).
2. Methods of teaching in general education (compulsory) disciplines ("Russian language", "Literature", "Foreign language", "Mathematics", "History" (or "Russia in the world"), "Physical culture", "Fundamentals of life safety", "Astronomy"), taking into account the professional orientation of SVE programs implemented on the basis of basic general education, providing for intensive general educational training of students with the inclusion of application modules corresponding to the professional orientation, including taking into account the use of distance and e-learning technologies. Ministry education of the Russian Federation: official. website. URL: https://docs. edu.gov.ru/document/c5e5010d2b08f0a0d2e6423da6d45ab4/download/4140/?ysclid=lcagn0wkts 161736657. (In Russ.).
3. Zadorozhnaya NV. Integration of the content of general education subjects with the disciplines of the general professional cycle and professional modules as a condition for improving the quality of education. Unikum = Unicum. 2022;(4(10):5-13. (In Russ.).
4. Zadorozhnaya NV ed. Integration of the content of general education subjects with the disciplines of the general professional cycle and professional modules as a condition for improving the quality of education: discussion club. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2022;(2(34):150-175. (In Russ.).
5. Nikolaeva ES. Integration of the content of the UD "History" with general professional disciplines and professional modules. Unikum = Unicum. 2022;(4(10):13-20. (In Russ.).
Информация об авторе
Н. В. Задорожная — заместитель директора по учебно-методической работе, кандидат филологических наук.
Information about the author
N. V. Zadorozhnaya — Deputy Director for Educational and Methodological Work, Candidate of Philological Sciences.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 30.12.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 23.01.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.03.2023