Научная статья на тему 'Интеграция содержания образования как условие целостности образовательного пространства личности школьника'

Интеграция содержания образования как условие целостности образовательного пространства личности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция содержания образования как условие целостности образовательного пространства личности школьника»

ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

А.В. Теремов

В современном обществе образованию принадлежит ключевая роль. Оно оказывается в эпицентре между прошлым и будущем, выступает связующим звеном между ретроспективой и перспективой, служит одним из ретрансляторов культуры, присвоения и преломления социального опыта личностью обучаемого. Субъективная природа приобретаемого в процессе образования знания обусловливает значимость проектирования его содержания прежде всего в аспекте развития различных сторон личности. Применительно к общему образованию сказанное означает, что в его процессе у школьников должны получить развитие мировоззренческая, 24 правовая, нравственная, экологическая, эстетическая, физическая культура, культура труда и гражданственности, и этому должно содействовать содержание образования, представленное знаниями, способами деятельности из различных областей действительности.

В прошлом содержание общего образования рассматривалось в основном как синоним словосочетания «основы наук», что сужало значение содержания образования и сводило его фактически к одной из функций - информационной. Сейчас в содержании образования все чаще находит отражение базовая культура личности, ос-

новные стороны которой начинают выступать в роли детерминант его состава и структуры. Как подчеркивает В.В. Сериков: «... в образовании все явственнее обнаруживаются тенденции, позволяющие говорить о переходе этой системы в новое качественное состояние. К таким тенденциям может быть отнесен постепенный отказ от редукции образования лишь к просвещению детей в "предметных областях" и повышение его "целостности" через включение в его содержание более сложных "личностных" структур ребенка» [1].

Исходя из этого, содержание общего образования сейчас интерпретируется как индивидуальная культура личности, объединяющая представленные в ее внутреннем плане различные подсистемы общечеловеческой культуры (науку, искусство, мораль, право, религию). И по причине того, что личность как субъект общественных отношений и формирующаяся индивидуальность целостна, ключевым фактором, позволяющим обеспечить формирование различных ее сторон в обучении, становится интеграция содержания образования - процесс приобретения нового качества образовательной действительности на основе связанности ее элементов.

Как системное явление, интеграция содержания образования обладает сложной структурой - внутренними связями между ее элементами: органи-

зационными и информационными материалами, средствами и методами обучения, предметной и ценностно-смысловой деятельностью субъектов образовательного процесса и др. В самом общем виде интеграция содержания образования позволяет устранить излишне усложненный учебный материал; дает возможность эффективнее использовать учебное время за счет исключения дублирования знаний в различных учебных предметах; помогает учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на всех этапах урока; соединяет приобретенные школьниками знания в систему; устраняет многопредметность учебного плана; создает возможность применения форм организации образовательного процесса, направленных на целостное развитие личности обучаемых.

Интегративные связи в содержании образования определяются набором объектов изучения различных наук; общими методологическими подходами к построению в сознании учащихся целостного образа мира; общенаучными и частнонаучными методами исследования действительности; контекстами, репрезентациями, интерпретациями, сопровождающими учебный материал, объективированный в текстах школьных дисциплин и т.п. То есть в гносеологическом аспекте интеграция является прежде всего процессом целостно-многомерного видения мира познающим субъектом, построенного на сопряжении обыденного, мифологического, естественнонаучного, художественного и иных способов постижения действительности. В этом смысле интеграция содержания образования выполняет ряд педагогических функций. Важнейшие из них следующие.

1. Методолого-мировоззренческая функция интеграции содержания образования состоит в формировании с ее помощью у учащихся образа мира, в котором непротиворечиво сочетаются рациональные элементы знаний, организованные в учебные дискурсы и иррациональные компоненты, вписанные с помощью разнообразных контекстов в процесс обучения. Неинтегрирован-ность знаний является одной из давних проблем школьного образования, когда происходит «разрыв между знанием и индивидуальностью, при котором изученные факты и теории, приобретенные навыки манипулирования данными (внутрипредметная техника) не пропущены через личность, и, как следствие, в долгосрочном плане не связываются личностью ни с существующим миром, ни с ее внутренними или внешними, например, профессиональными, потребностями» [2]. Существенную роль в этих процессах играет взаимосвязь двух «изображений» реальности - материального и идеального, получаемых в сознании обучаемых. Первое происходит благодаря рациональному знанию, второе - за счет иррациональ- 25 ного знания, например, присутствующего в жизненном опыте личности, приобретенного в ходе обыденного, или житейского, познания. Пока в сознании школьника есть только одно из этих двух составляющих, знание объекта или явления оказывается неполным, редуцированным. Получение вышеуказанных «изображений» реалий в их неразрывной связи и динамике и составляет сущностную основу процесса интеграции двух «ветвей» познания - естественнонаучного (дискурсивно-логи-ческого) и гуманитарного (образно-интуитивного) способов постижения действительности.

2. Побуждающая функция интеграции содержания образования проявляется в поддержании и генерировании ею основных противоречий учебного познания, к числу которых относятся противоречия между жизненным опытом школьников и научными знаниями; между прежним уровнем усвоения учебного материала и новыми знаниями, которые снимают ранее усвоенное; между знаниями и умением их использовать; между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению и обучению в целом; между более сложной познавательной задачей и наличием у школьников прежних, недостаточных для ее решений учебных умений. В такой противоречивой ситуации ставится вопрос не только о необходимости совершенствования структуры и содержания общего образования, но и о выработке новой его методологии, которая обеспечивала бы движение от репро-дуктивно-информационного и предметно-ориентированного содержания естественнонаучных и гуманитарных учебных предметов к интегративным

2Ц знаниям и метапредметам.

3. Культуротворческая функция заключается в выполнении интеграцией содержания образования роли фактора, обеспечивающего вхождение личности школьника в целостное бытие культуры. Интеграция основных подсистем культуры в содержании образования через создание метапред-метных областей знания придает процессу обучению важнейшее организационное свойство культуросообраз-ности. Оно не противоречит другому, не менее значимому организационному принципу - наукосообразности. Взаимная связь и взаимодополнительность этих двух принципов создают

историко-научный и историко-культу-рологический контексты в образовании. Историко-научные, историко-культурологические знания в единстве с учебным материалом того или иного предмета показывают учащимся науку как человеческую деятельность на макро- и микроуровне: исторический процесс развития науки и процесс отдельного научного открытия. История науки, которая по выражению А. Эйнштейна, является «не только драмой людей, но и драмой идей», становится мощным источником, с помощью которого учебный материал входит в круг познавательных интересов, переживаний школьников; обретает личностный смысл, формирует внутренние регулятивы познавательной деятельности. Изучение истории науки и культуры в неразрывном единстве важно также и для систематизации знаний учащихся, выработки познавательных ориентиров и преобразования знаний во взаимосвязанные блоки.

4. Логико-развивающая функция интеграции содержания образования состоит в активном продуцировании с ее помощью в сознании обучаемых основных приемов мыследеятельности. Они складываются из оперирования знаниями, полученные при изучении разных учебных предметов, в ходе которого происходит их умножение, обогащение, совершенствование, упорядочивание, субординация и иерар-хизация. Для главных компонентов мыследеятельности - логических операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения, абстрагирования - характерен поиск в целостных объектах, изучаемых разными науками, существенного, общего и его отделение от особенного, одиночного, варьирую-

щего. Достигаемое в ходе интеграции учебного материала естественнонаучных и гуманитарных предметов движение мысли обучаемых от частного к общему повышает развивающую функцию обучения, способствует выделению в содержании школьных предметов концептуальных идей, теорий; способствует формированию у личности школьника умений обобщать разрозненные знания.

5. Координационно-проектировочная функция проявляется в устранении с помощью интеграции содержания образования дублирования учебного материала интегрируемых учебных предметов; в установлении преемственности в развитии знаний и умений учащихся по годам обучения в пределах одной или нескольких родственных и неродственных учебных дисциплин; во взаимопроникновении знаний и умений учащихся, приобретенных при изучении одних предметов, в другие. С помощью интеграции содержания образования можно перегруппировать учебный материал изучаемых в школе учебных предметов в совершенно иные блоки. Следствием этого может стать изменение структуры всего учебного дня работы общеобразовательного учреждения (день естествознания, день гуманитарных наук и др.), а сближение блоков учебных предметов во времени, в свою очередь, приведет к такой форме организации учебно-воспитательного процесса, как учебная неделя (неделя физики, неделя биологии, неделя истории с обществоведением и др.).

Таким образом, интеграция ведет к проектированию и реализации в работе образовательного учреждения содержания отдельных учебных пред-

метов и целых образовательных областей, организационных форм, методов и средств обучения наиболее адекватных целостному восприятию учащимися объектов, предметов, явлений и процессов действительности, способствующих всестороннему развитию их личности.

В ходе образовательного процесса интеграция обеспечивает динамику внешних и внутренних условий деятельности личности. Внешняя сторона деятельности задается содержанием и структурой учебных предметов общеобразовательной школы; внутренняя сторона - складывается как результат усвоения (присвоения) учащимися содержания этих предметов, перевода их во внутренний план личности. Внешнее содержание образования - образовательная среда, определяется как «часть социокультурного пространства, где взаимодействуют различные образовательные системы, процессы и явления, субъекты и предметы с целью развития и создания условий для саморазвития личности...» [3]. Основным носителем образовательной среды для школьника является обще- 27 образовательная школа, а основными ее компонентами служат учебные предметы. Весьма условно последние можно объединить в два цикла: естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, что объективно соответствует делению наук по объекту изучения: явления, закономерности и законы природы - в дисциплинах естественнонаучных; общественные явления, закономерности и законы - в дисциплинах гуманитарных. В свою очередь гуманитарные учебные предметы можно свести в несколько групп по отражаемым ими объектам - изучающие: основы общественных наук (ис-

тория, обществоведение, основы экономики и права, в ряде школ - этика, философия, основы религиоведения); явления и факты языка, а также элементы лингвистики (родной и иностранный языки); явления и факты искусства, а также элементы науки об искусстве (литература, музыка, изобразительное искусство, в ряде школ - мировая художественная культура, основы культурологии). Определенной группировке поддаются и естественнонаучные общеобразовательные предметы. Так, можно говорить о группе физико-математических (физика, математика, информатика), химико-биологических (химия, биология, экология) и прикладных предметов (основы безопасности жизнедеятельности, технология). Особое место в составе образовательной среды школы занимает география, совмещающая в себе элементы естественнонаучных и гуманитарных знаний.

Будучи многомерными по своему образовательному значению, учебные предметы взаимосвязаны между собой по линии развития когнитивной 28 сферы личности школьника, направленной на усвоение знаний, содержащихся в дисциплинах, отражающих так называемые объектные науки. Например, знания из физики служат базисом для изучения химии, а формирование ряда понятий курса биологии невозможно без знаний из некоторых областей физики и химии. Кроме того, существуют взаимосвязи между учебными предметами по линии развития конативной сферы личности. Доминантными в этом плане выступают история и обществоведение, а также родной и иностранный языки. Первые обеспечивают общение учащихся с культурами и цивилизациями,

а вторые - содействуют развитию у школьников навыков устной и письменной речи - средств коммуникации, приобретения новых и преобразования имеющихся знаний. Существуют также взаимосвязи между учебными предметами по линии становления эмотивной сферы личности, связанной с изучением учащимися практически всех учебных предметов, однако доминирующая роль в этом принадлежит музыке, изобразительному искусству и литературе.

Итак, интеграция между учебными предметами осуществляется на уровне личности школьника, преобразующей предметно оформленное социально-историческое знание в индивидуальное, личностное знание.

Являясь некоей формализованной данностью, образовательная среда школы по отношению к личности школьника выступает подсистемой ее образовательного пространства (системы). Под последним мы понимаем область личностного развития школьника, иерархически вышестоящую по отношению к образовательной среде школы, поскольку в последней каждый учащийся развивается в соответствии со своими природными задатками, интересами, жизненным опытом и т.п., т.е. выстраивает свое собственное пространство вхождения в культуру, свое видение приоритетов в способах познания мира и способах личностного саморазвития.

Для выяснения структуры образовательного пространства личности школьника, важной для успешности интеграции содержания образования, необходимо учитывать тот факт, что в современных цивилизационных условиях образование школьников происходит в широком внешкольном окру-

жении - семейно-бытовой, этнокультурной, молодежной и иных средах. При этом зачастую приобретаемые учащимися в результате освоения содержания образовательной среды школы знания становятся вторичным продуктом саморазвития их личности в этих средах, и процесс формирования образовательного пространства становится тесным образом связанным прежде всего с содержанием их жизненного опыта.

«Жизненный опыт, - отмечают Ю.В. Сенько и В.Э. Тамарин, - важная часть духовного мира личности, в котором запечатлены ее способности, интересы, направленность» [4]. Обращение учителя к жизненному опыту ребенка, понимание этого опыта -путь к личности школьника. Ведущий компонент в этом опыте - познавательный. Он содержит не только предметные знания о мире (знания-описания), но и знания о способах познавательной деятельности (знания-предписания). Одной из трудностей, с которой сталкивается учитель при актуализации жизненного познавательного опыта учащихся, является противоречие между относительной завершенностью, определенностью предлагаемых ученику в процессе обучения формулировок понятий, законов, теорий с одной стороны, и неопределенностью жизненного познавательного опыта, - с другой. Это противоречие как бы запрограммировано в самом процессе обучения, который нацелен на усвоение учащимися универсальных законов, объяснительных схем. Во имя этих целей и осуществляется упрощение в учебном материале объектов и явлений действительности, редукция многообразия картин мира - сведение их к об-

щим представлениям. Учитель, как правило, «снимает» все, что может увести учащегося от главной задачи познания - проникнуть в сущность изучаемых объектов и явлений действительности, усвоить те или иные теоретические обобщения, овладеть определенными приемами мыслительной и практической работы. Для выхода из этого противоречия необходимо раздвинуть границы изучаемого содержания учебных предметов, интегрировать его с содержанием жизненного опыта школьника. В этом мы видим один из действенных способов интеграции содержания образования; формирования у учащихся дивергентного мышления, предполагающего, что на один и тот же вопрос может быть получено множество одинаково правильных ответов.

Исходная единица жизненного познавательного опыта личности -действие субъективирования, т.е. определение личностью субъективного смысла, содержащегося в той или иной учебной и внеучебной информации. В целях смыслопорождения личность должна перестроить свой прош- 29 лый познавательный опыт с учетом новой учебной информации в ситуациях, которые в этой информации отражены, репрезентированы и интерпретированы. Мир как осмысленный существует в сознании личности лишь в контексте субъективного обращения к нему. Из этого следует, что условием становления образовательного пространства личности школьника является осмысленность знаний, порожденная пониманием получаемой учащимися учебной и внеучебной информации. Это обеспечивает превращения знаний личности в ее убеждения, из которых первоначально складыва-

ются отдельные мировоззренческие уровни освоения действительности (мироощущение, мировосприятие, миропонимание), а затем и целостная сущность - мировоззрение, выступающее в качестве глубинной основы деятельности личности в разных жизненных ситуациях.

Становление мировоззрения личности - сложный и противоречивый процесс. На уровне мироощущения, -отмечает А.С.Синицын, - доминируют взгляды личности, на уровне мировосприятия - убеждения, на уровне миропонимания - принципы; взаимосвязь между уровнями служит основой для формирования мировоззрения, т.е. такого духовного феномена, который «представляет собой закрепленное во взглядах, убеждениях и принципах и систематически воспроизводимое деятельное отношение субъекта к окружающей действительности» [5]. Подчеркнем, что личность школьника, как становящаяся целостность, не обладает полностью сформированным мировоззрением. Учащиеся не имеют достаточного 30 жизненного опыта и того необходимого уровня развития абстрактного мышления, на основании которых можно было бы утверждать, что они в полной мере обладают мировоззрением. Формирование мировоззрения личности лишь начинается в период школьной жизни, и ключевое в нем действие - мировосприятие. С точки зрения педагогики, мировосприятие является средством описания и осмысления личностных, социальных, культурно-исторических и собственно образовательных феноменов, многоуровневой структурой, отражающей индивидуально и социально-типологическое в отношении к внешнему и

внутреннему миру человека во всем многообразии форм и способов этих отношений.

Рассмотрение сущности образовательного пространства личности школьника в мировоззренческом ракурсе открывает перспективу его психолого-педагогического исследования не как пространства материальных тел, а как пространства личностно значимых интегративных процессов. В выявлении его структуры необходимо учитывать три группы установок: объектных, субъектных и деятельно-стных [6]. При объектной установке пространство предстает как некая картина мира, совокупность объектов, которые на уровне сознания личности формируют образы мира. В соответствии с субъектной установкой, образовательное пространство является сферой мыслей и чувств личности об объектах действительности, формирующих в единицах содержания сознания личности смыслы знаний о мире в виде их ценностной оценки. Если же исходить из того, что субъект и объект не могут существовать друг без друга, а обязательно сопрягаются в предметной деятельности, образуя единство практик, то образовательное пространство личности школьника связано также с его деятельностью как субъекта учебного познания с различными объектами и явлениями реального мира, с их индивидуальным освоением.

При исследовании целостности образовательного пространства личности школьника, достигаемой в результате интеграции содержания образования, следует руководствоваться тем, что оно:

■ складывается на основе предметно-познавательной, коммуникатив-

Преподаватель XXI

1 / 2007

но-поведенческой и эмоционально-ценностной деятельности личности, сочетающей в себе сознательный и бессознательный компоненты знаний, переживаний и субъективных отношений к ним;

■ состав и содержание образовательного пространства являются многозначными, открытыми, значительно выходящими благодаря различным контекстам за рамки учебных предметов образовательной среды школы;

■ наличное состояние образовательного пространства определяется совокупностью усвоенного личностью в данный момент содержания образовательной среды школы и обогащения жизненного опыта;

■ образовательное пространство способно продуцировать у личности состояния когнитивных диссонанса, консонанса и резонанса с содержанием образовательной среды школы, способствуя тем самым развитию учащихся, пробле-матизации и упорядочиванию процесса обучения;

■ образовательное пространство личности школьника непосредственно связано с единицами содержания ее сознания, что способствует превращению ее знаний на основе процессов осмысления и понимания в убеждения, а впоследствии и в мировоззрение. Итак, целостность образовательного пространства личности школьника зависит от процессов усвоения индивидом содержания образовательной среды школы, обогащения жизненного познавательного опыта и опыта эмоционально-ценностных переживаний приобретаемых знаний. Определяющее условие для этих про-

цессов - интеграция содержания как отдельных учебных предметов, так и целых блоков общеобразовательных дисциплин; призванная сформировать в единицах сознания личности школьника образы природы, человека, социума; обеспечивающая становление у обучаемых системы субъект-объектных и субъект-субъектных отношений к природе, человеку, социуму; стимулирующая у школьников интерес к содержательной и процессуальной сторонам предметного обучения; содействующая саморазвитию личности и способствующая более адекватному ее поведению в разных жизненных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография / Отв. ред. В.В. Сериков. - Волгоград, 2000. - С. 4.

2. Карпов А.О. Научное познание и систе-могенез современной школы // Вопросы философии. - 2003. - №6. - С. 50.

3. Иванов А.В. Культурно-педагогическая среда общеобразовательного учреждения как условие развития личности ребенка: Монография. - М., 2005. -

С. 16. 31

4. Сенько Ю.В., Тамарин В.Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. - М., 1989. - С. 12.

5. Синицын А.С. Онтологические и гносеологические основания системно-плюралистического мировоззрения: Авто-реф. дис. ... канд. философ. наук. -Уфа, 2003. - С. 10-11.

6. Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование. - М., 2003. - С. 15-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.