Научная статья на тему 'Интеграция системы консультационных центров и института омбудсменства в Российской Федерации'

Интеграция системы консультационных центров и института омбудсменства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / СONSULTING SUPPORT / OMBUDSMAN FOR ENTREPRENEURS / SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Палагина А.Н.

Появление должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в России в 2012 г. определило новые возможности в поддержке предпринимательства и позволило усовершенствовать ее механизм на всех уровнях. В статье представлен алгоритм взаимодействия системы информационно-консалтинговых центров поддержки МСП с институтом Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Appointment to the post of Commissioner for the protection of the rights of businessmen in 2012, has created a powerful reserve in the organization of new forms of business support at all levels. The article describes a mechanism of interaction of the system information and consulting centers of support SMEs with the institution of the Commissioner for the Protection the rights of entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «Интеграция системы консультационных центров и института омбудсменства в Российской Федерации»

А. Н. Палагина

ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ И ИНСТИТУТА ОМБУДСМЕНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Появление должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в России в 2012 г. определило новые возможности в поддержке предпринимательства и позволило усовершенствовать ее механизм на всех уровнях. В статье представлен алгоритм взаимодействия системы информационно-консалтинговых центров поддержки МСП с институтом Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Ключевые слова

Консультационный центр, уполномоченный по защите прав предпринимателей, малый и средний бизнес.

A. N. Palagina

INTEGRATION OF SYSTEM OF CONSULTING CENTERS AND INSTITUTES OF OMBUDSMEN IN RUSSIAN FEDERATION

Annotation

Appointment to the post of Commissioner for the protection of the rights of businessmen in 2012, has created a powerful reserve in the organization of new forms of business support at all levels. The article describes a mechanism of interaction of the system information and consulting centers of support SMEs with the institution of the Commissioner for the Protection the rights of entrepreneurs.

Keywords

Сonsulting support, ombudsman for entrepreneurs, small and medium business.

Сектор малого и среднего предпринимательства в современных условиях представляет собой ключевой элемент системы эффективного развития полноценной рыночной среды. Большинство функций, осуществляемых этим сегментом рынка, носят принципиально важный характер, особенно в ракурсе кризисных тенденций. Они очевидны на всех уровнях экономической и бюджетной системы, накладываются на дополнительные риски, которые несет российское предпринимательство в процессе вступления в ВТО и интеграции в мировое экономическое пространство. В этой ситуации именно на государство, с одной стороны, как на институт, осуществляющий регули-

рующую и контрольную функции, и как на полноправного участника рыночных отношений, с другой, возложена ответственность за формирование благоприятной среды для роста количества и качества бизнес-структур в экономике региона.

Принимая во внимание опыт развитых стран, можно утверждать, что государство в этих условиях обязано формировать адекватную инфраструктуру поддержки малых и средних предпринимательских структур, включающую в себя отдельные коммерческие и некоммерческие организации, обеспечивающие поддержку бизнеса путем выделения финансовых средств, имуществен-

ную поддержку, оказание консультационных услуг и т. д.

По итогам проведенных реформ в сфере управления развитием малых и средних предприятий очевидной является положительная динамика, выражающаяся в росте количественных показателей занятости населения в малом бизнесе, количестве непосредственно самих малых и средних предприятий. Все это явилось результатом внедрения ряда программ поддержки бизнеса различной направленности, осуществляемой государственными органами власти как на федеральном, так и на региональном уровнях.

По состоянию на 1 января 2013 г., по данным Росстата и ФНС России, в Российской Федерации зарегистрировано 6 037 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято 17 729,2 тыс. человек.

В посткризисный период (20081012 гг.) в России наблюдались положительные тенденции по основным показателям деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности количество субъектов малого и среднего бизнеса за анализируемый период увеличилось на 17,5 %, оборот продукции и услуг — в среднем на 25 %.

Вместе с тем в I полугодии 2013 г. в секторе малого и среднего предпринимательства зафиксированы некоторые негативные тенденции, которые явились в том числе иреакцией бизнес-среды на возросшую с 1 января 2013 г. финансовую нагрузку на индивидуальных предпринимателей в связи с принятием Федерального закона № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» от 03.12.2012, который увеличил фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в два раза.

Так, по данным, полученным от Федеральной налоговой службы России, за период с 1 декабря 2012 г. по 1 июля 2013 г. произошло резкое сокращение числа индивидуальных предпринимателей на 474,1 тыс. человек (11,5 %) [3].

За последнее время была проделана большая работа по созданию эффективных механизмов поддержки субъектов МСП, выстроена многоуровневая система (федеральный, территориальный, местный) мероприятий и соответствующих инструментов, обеспечивающих нормальное функционирование различных форм предпринимательства. Однако нельзя не отметить, что большинство вышеуказанных мероприятий носят материальный характер и сводятся к имущественной и финансовой поддержке бизнеса. При этом именно малые и средние бизнес-структуры чаще других нуждаются в консультационных услугах по отдельным вопросам ведения бизнеса. Доступ к рассматриваемым нами услугам для малого и среднего предпринимательства затруднен еще иих высокой стоимостью, что характерно для относительно небольшого, часто семейного бизнеса).

При всей очевидности положительной динамики развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства механизм оказания консалтинговой помощи нельзя считать отработанным. В условиях того, что владельцы малого и среднего бизнеса, как правило, не располагают ресурсами для найма в свои компании сотрудников, обладающих специальными знаниями и навыками постоянной работы с обновляемой профессиональной информацией, а сами — по целому ряду причин — этой работой не занимаются, одним из наиболее актуальных способов поддержки сектора малого и среднего предпринимательства выступает информационное обеспечение его деятельности.

Устойчивая и эффективная работа предприятия связана с непрерывным процессом принятия решений в таких сферах, как: бухгалтерский учет, аудит, маркетинг, сертификация, лицензирование, налоговое и финансовое планирование, юридическое и правовое обеспечение деятельности и др. Профессиональные консультации в этих сферах в большинстве случаев носят индивидуальный и уникальный характер и, как следствие, являются достаточно дорогостоящими услугами для предприятий малого и среднего бизнеса.

В современной экономике управленческий консалтинг является мощным стратегическим резервом совершенствования системы управления предпринимательскими структурами. В частности, существенные резервы роста имеет сектор консультирования малых и средних предприятий. Крупные предприятия имеют гораздо больше возможностей для использования профессионального консультирования по направлениям за счет более низкой относительной их стоимости в структуре общих затрат. В этой ситуации особенно актуальными становятся процессы организации консультационной помощи силами государственной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

В Ростовской области с 2009 г. реализуется масштабная программакон-сультационной помощи субъектам малого и среднего бизнеса, а также гражданам, желающим организовать собственное дело, по различным аспектам ведения предпринимательской деятельности: вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования. Названный в свое время «пилотным» проект создания информационно-консалтинговых центров в муниципальных образованиях Ростовской области является системным элементом региональной программы работы с предпринимателями на начальном

этапе их существования. Реализуется программа на безвозмездной для участников основе. Проект действует в рамках Областной долгосрочной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 гг. за счет средств областного бюджета и федерального софинансирования.

Общее количество услуг, оказанных за период реализации программы, составило 150 541 единиц. Положительное изменение количества оказанных услуг на 21,9 % в 2011 г., по сравнению с показателями предыдущего года, позволяет делать вывод о крайней степени востребованности данного вида поддержки предпринимательства.

В то же время исследование проблем развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области, проведенное Новочеркасским политехническим институтом в 2012 г., показало, что более половины опрошенных респондентов оценили информационную поддержку бизнеса в регионе как неэффективную либо отметили полное ее отсутствие [1]. Таким образом, несмотря на проделанную работу, вопросы информационной и консультационной поддержки бизнеса по-прежнему являются достаточно актуальными как на региональном, так и на федеральном уровне.

В 2012 г. одним из ключевых событий в системе государственной поддержки бизнеса эксперты считают появление должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в качестве новой составляющей Президентской вертикали и становление института уполномоченных в Российской Федерации в целом. Этот элемент государственного управления уже зарекомендовал себя с положительной стороны во многих зарубежных странах как эффективный инструмент решения бюрократических проблем, с которыми сталкиваются предприниматели в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Несмотря на различия в формулировках названий должностей представителей и защитников интересов бизнеса в различных странах, основной их целью является контроль за соблюдением прав и законных интересов бизнеса.

По мнению Международной ассоциации юристов [2, с. 21], институт ом-будсмена — это служба, предусмотренная Конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга. Такое лицо ответственно перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по своему усмотрению, и уполномочено проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады. Омбудсмен организует контроль за деятельностью должностных лиц и выступает посредником меж-

ду государством и различными представителями общества в решении возникших между ними конфликтов методами компромисса и согласия.

Начиная с 1995 г. институт омбуд-сменства функционирует и в Европейском союзе. Основной задачей омбуд-смена в ЕС является рассмотрение обращений частных лиц, предприятий, ассоциаций и организаций, зарегистрированных в Европейском союзе, с жалобами по поводу злоупотребления властью институтами и органами ЕС.

Эффективность института уполномоченного по правам предпринимательства в странах, достаточно давно использующих этот ресурс в целях улучшения предпринимательского климата, довольно полно иллюстрируется цифрами. Согласно статистике, приведенной в отчетах Европейского омбудсмена, количество обращений, начиная с 2008 г., существенно снизилось (рис. 1).

Рисунок 1 — Динамика количества жалоб, поступивших на рассмотрение Европейскому омбудсмену в 2008-2011 гг.

В 2011 г. максимальное количество жалоб Европейскому омбудсмену поступило из Испании (14,4 %), Германии (12,3 %) и Польши (9,3 %).

В большинстве стран институт омбудсмена действует на основании национального или регионального специального законодательства. Соответст-

вующая должность была введена в реестр должностей федеральной государственной гражданской службы в июне 2012 г. 22 июня 2012 г. Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина назначен Уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Принятие Закона и введение должности уполномоченного по правам предпринимателей в реестр должностей позволяет использовать успешный зарубежный опыт в РФ.

С целью эффективного выполнения своих функций Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РФ имеет возможность:

• беспрепятственно посещать органы государственной власти и местного самоуправления при наличии служебного удостоверения, а также запрашивать у них необходимую для решения вопроса информацию, документы и материалы;

• посещать подозреваемых, обвиняемых и заключенных под стражу в связи с нарушением законодательства в сфере предпринимательской деятельности субъектов;

• принимать участие в выездных проверках субъекта предпринимательской деятельности (заявителя), проводимых в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (при наличии письменного согласия заявителя);

• одновременно с обжалованием ненормативных актов органов местного самоуправления, нарушающих права субъектов предпринимательства, в судебном порядке, выносить предписания по приостановлению их действия до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления Уполномоченного.

Аналогично опыту зарубежных стран омбудсмен по правам предпринимателей в России является государственным служащим, органично вписывающимся в систему поддержки бизнеса. С одной стороны, это расширяет его полномочия в деятельности, направленной на решение проблем бизнеса административного характера, с другой, существует риск, что тенденция общего недоверия к органам власти может повлиять на отношение к новому институту предпринимателей.

Несмотря на то что институт Уполномоченного работает в России чуть больше года, уже сейчас видна его востребованность. Ежедневно к Уполномоченному поступает множество обращений из разных регионов России. Наибольшее количество жалоб на действия (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления поступает, как и предполагалось, от представителей малого и среднего бизнеса (более 40 %). На втором месте по частоте обращений находятся нарушения прав предпринимателей при строительстве (12 %) и государственных и муниципальных закупках (10 %).

В числе задач, решение которых возложено на Уполномоченного по защите прав предпринимательства Федеральным Законом [4], кроме непосредственно защиты и восстановления нарушенных прав, стоит «взаимодействие с предпринимательским сообществом», «участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности». Решение поставленных задач требует от Уполномоченного активной работы по сбору информации, «обратной связи» от представителей субъектов предпринимательства на всех этапах их функционирования.

В этих условиях максимально адекватной представляется организация взаимодействия Уполномоченного с действующей в стране системой информационно-консультационных центров для предпринимателей. Организация такого взаимодействия может повысить качество и результативность работы и инфраструктуры, и нового для России института. Схема взаимодействия Уполномоченного по защите прав предпринимателей с сетью информационно-консультационных центров поддержки МСП представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 — Схема взаимодействия Уполномоченного по защите прав предпринимательства с сетью информационно-консультационных центров

На рисунке 2 представлен стандартный процесс рассмотрения жалоб от субъектов предпринимательской деятельности Уполномоченным и его региональными представителями. Непосредственно взаимодействие Уполномоченного с информационно-консультационным центром начинается на этапе анализа заявления от предпринимателя на предмет наличия проблемы, связанной с недостаточной его экономической грамотностью.

Кроме уже отмечавшейся ограниченности финансовых ресурсов, достаточно высокий процент предпринимателей, представляющих микро- и малый сегмент в кризисный и посткризисный периоды, — вынужденные предприниматели, не имеющие должного опыта и навыков осуществления предпринимательской деятельности, достаточного объема знаний в вопросах бухгалтерского учета, налогообложения, юридической защиты бизнеса и др.

Таким образом, очевидно, что часть жалоб Уполномоченному по защите прав предпринимателей связана с несоблюдением норм и правил самими бизнес-субъектами. В этой ситуации передача подобных вопросов в ведение информационно-консультационного центра, одновременно выполняющего роль общественной приемной Уполномоченного, позволит максимально оперативно решить проблему каждого конкретного бизнеса и ликвидировать возможность повторного нарушения со стороны предпринимателей.

Также, обладая достаточным массивом статистических данных о ключевых проблемах, с которыми чаще всего обращаются предприниматели, аппарат Уполномоченного будет иметь возможность формирования стандартизированных информационных пакетов по ключевым вопросам правовой защиты бизнеса. Распространениеподобных пакетов через сеть информационно-консультационных

центров среди предпринимателей, обращающихся за консалтинговой поддержкой, позволит обеспечить максимально оперативное доведения «материала» до целевой аудитории.

В свою очередь, консалтинговые центры поддержки также имеют достаточно полное представление об основных проблемных зонах ведения бизнеса в регионе. Зачастую данные проблемы носят системный характер и зависят от уровня развития инфраструктуры, а также, во многом, правового поля — совокупности нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы ведения предпринимательской деятельности. Решение этих проблем силами информационно-консультационных центров невозможно, да и каналы доведения этой информации до места принятия управленческих решений у них гораздо более «слабые» и растянутые во времени.

При этом Уполномоченный при Президенте РФ, согласно ст. 6 ФЗ-78, обладает полномочиями «направлять в Правительство Российской Федерации мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия принятого федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта или его отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, в том числе инвестиционной, деятельности».

Таким образом, реализуя функцию взаимодействия с предпринимательским сообществом, имея дополнительную информацию, предоставленную консультационными центрами, Уполномоченный будет иметь возможность формировать предложения по корректировке действующих нормативно-правовых актов, препятствующих эффективному функционированию предпринимательских структур. Интеграция Института омбудсменства с системой информационно-консалтинговых центров позволит добиться синергетического эффекта, преумножающего результативность ка-

ждого из представленных институтов, призванных совершенствовать условия функционирования малого и среднего бизнеса на современном этапе.

Библиографический список

1. Информационно-аналитический отчет о результатах социологического опроса по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства [Текст] / Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт). — Ростов н/Д, 2012.

2. Комарова, В. В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации [Текст] / В. В. Комарова // Государство и право. — 1999. — № 9.

3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_152459/?frame=34.

4. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации : Федеральный Закон [от 07.05.2013 № 78-ФЗ].

Bibliographic list

1. Analytical Report on the Results of a Poll on the Development of Small and Medium-Sized Businesses [Text] / South Russian State Technical University. — Rostov-on-Don, 2012.

2. Komarova, V. V. The Commissioner for Human Rights in the Russian Federation[Text] / V. V. Komarova // State and Law. — 1999. — № 9.

3. The Forecast of Socio-Economic Development of the Russian Federation for 2014 and the Planning Period of 2015 and 2016 [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_152459/?frame=34.

4. On the Commissioner for the Protection of Entrepreneurs in the Russian Federation : Federal Law [from 07.05.2013 № 78-FL].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.