Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ СИНХРОННОГО И АСИНХРОННОГО ФОРМАТОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНТЕГРАЦИЯ СИНХРОННОГО И АСИНХРОННОГО ФОРМАТОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация высшего образования / синхронное обучение / асинхронное обучение / смешанное обучение / индивидуальная траектория обучения студента / digitalization of higher education / synchronous learning / asynchronous learning / mixed learning / individual student learning trajectory

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарашкина Наталья Владимировна, Дружинина Анастасия Александровна

В статье рассматривается цифровизация высшего образования как инструмент модернизации образовательного процесса средствами интеграции цифровых и доцифровых форматов и методов обучения. На основе анализа исследовательских позиций выделены форматы синхронного и асинхронного обучения студентов, их возможности и ограничения. Показана взаимосвязь асинхронного формата обучения и индивидуальной траектории обучения студента, персонального подхода и цифровизации. Проанализирован передовой опыт деятельности отечественных и зарубежных вузов по проектированию смешанной модели обучения. Определены потенциалы интеграции синхронного и асинхронного форматов вузовского обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF SYNCHRONOUS AND ASYNCHRONOUS STUDENT LEARNING FORMATS AS A DIRECTION OF DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION

The article considers digitalization of higher education as a tool for modernizing the educational process by integrating digital and pre-digital formats and teaching methods. Based on the analysis of research positions, the formats of synchronous and asynchronous training of students, their capabilities and limitations are highlighted. It shows the relationship between asynchronous learning and individual learning trajectories of the student, a personal approach and digitalization. The article analyzes the best practices of Russian and foreign universities in designing a mixed learning model. The potentials of integration of synchronous and asynchronous formats of higher education are determined.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ СИНХРОННОГО И АСИНХРОННОГО ФОРМАТОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ СИНХРОННОГО И АСИНХРОННОГО ФОРМАТОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гарашкина Наталья Владимировна

Доктор педагогических наук, профессор, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: nagaraisr@mail.ru

Дружинина Анастасия Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина (Тамбов), e-mail: drugininaan@yandex.ru

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10116

Аннотация:

В статье рассматривается цифровизация высшего образования как инструмент модернизации образовательного процесса средствами интеграции цифровых и доцифровых форматов и методов обучения. На основе анализа исследовательских позиций выделены форматы синхронного и асинхронного обучения студентов, их возможности и ограничения. Показана взаимосвязь асинхронного формата обучения и индивидуальной траектории обучения студента, персонального подхода и цифровизации. Проанализирован передовой опыт деятельности отечественных и зарубежных вузов по проектированию смешанной модели обучения. Определены потенциалы интеграции синхронного и асинхронного форматов вузовского обучения.

Ключевые слова: цифровизация высшего образования, синхронное обучение, асинхронное обучение, смешанное обучение, индивидуальная траектория обучения студента.

INTEGRATION OF SYNCHRONOUS AND ASYNCHRONOUS STUDENT LEARNING FORMATS AS A DIRECTION OF DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION

Garashkina Natalia Vladimirovna

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Moscow Innovative University (Moscow), e-mail: nagaraisr@mail.ru

Druzhinina Anastasia Aleksandrovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Tambov State University named after G. R. Derzhavin (Tambov), e-mail: drugininaan@yandex.ru

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10116

Annotation:

The article considers digitalization of higher education as a tool for modernizing the educational process by integrating digital and pre-digital formats and teaching methods. Based on the analysis of research positions, the formats of synchronous and asynchronous training of students, their capabilities and limitations are highlighted. It shows the relationship between asynchronous learning and individual learning trajectories of the student, a personal approach and digitalization. The article analyzes the best practices of Russian and foreign universities in designing a mixed learning model. The potentials of integration of synchronous and asynchronous formats of higher education are determined.

Key words: digitalization of higher education, synchronous learning, asynchronous learning, mixed learning, individual student learning trajectory.

В современных уникальных условиях усиливается интерес к теоретическим исследованиям в области цифровизации высшего образования. Актуальность данного процесса связана с реализацией Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р. [9], согласно которой цель цифровизации образования связана с обеспечением широкой доступности к информационно-цифровым ресурсам и использованием цифровых технологий в образовательном процессе. Цифровизация - современный инструмент результативности и гибкости образовательного процесса и адаптивности образовательной среды.

Цифровизация высшего образования связана с сетевизацией и персонализацией. В «Проекте дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения» Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС [5] отмечается, что цифровизация образования - это:

1) создание цифровой образовательной среды, как совокупности цифровых средств обучения, онлайн-курсов, электронных образовательных ресурсов;

2) модернизация образовательного процесса, интеграция методов и форматов смешанного обучения, призванного подготовить человека к труду и жизнедеятельности в цифровом обществе.

Анализ современных дидактических подходов позволил рассматривать цифровизацию высшего образования как актуальное исследовательское направление теории высшей школы, концептуальный дидактический принцип и управленческий инструмент модернизации образовательного процесса в вузе, включая перспективное направление - интеграции синхронного и асинхронного дистантного обучения, обеспечивающего эффективность и качество подготовки будущих специалистов.

Интеграция синхронного и асинхронного обучения обеспечивает онлайн-дискурс субъектов образовательной среды вуза, особое значение данного процесса было продемонстрировано в период ограничений. Проведенный анализ исследований в области дидактики высшей школы и практики деятельности отечественных и зарубежных высших учебных заведений показывает, что предоставление дистантной формы вузовского обучения имеет решающее значение для стратегического развития современного высшего образования, поскольку этот вид становится предпочтительным способом обучения для многих студентов.

Анализ результатов проведенных опросов студентов на базе президентской платформы «Россия - страна возможностей» (сентябрь-октябрь 2020 г.) по определению отношения к электронным форматам смешанного обучения и оценке социального самочувствия показал высокую потребность студентов как в новых дистантных форматах, так и в социальных взаимодействиях, в формировании софт-навыков и умений (слышать, слушать, договариваться, работать в проектных командах, вовлеченность в социальные проекты, социальная успешность) [10].

В современных дидактических исследованиях отмечается, что дистанционное обучение реализуется через электронные форматы: синхронные и асинхронные.

Зарубежные концепции онлайн-занятий ориентированы на предложение студентам множества удобств: доступность, преодоление географических трудностей, а также гибкости, позволяющей студентам посещать занятия по своему личному графику. Однако к отрицательным характеристикам в опросах студенты и преподаватели в равной степени относят, что онлайн-курсам не хватает взаимодействия, обычно встречающегося в традиционных очных занятиях [16].

В ходе исследования были выделены цифровые и доцифровые форматы вузовского обучения; они выделены по временной включенности формы: синхронного обучения (вебинар, веб-конференция, виртуальный класс и др.), когда все субъекты обучения взаимодействуют одновременно, а также асинхронного обучения (массовые открытые онлайн-курсы, онлайн-учебники, образовательные блоги, подкасты, аудио- и видео-материалы и др.), в которых студент самостоятельно работает с учебным контентом в любое удобное для себя время, получая отсроченную обратную связь от преподавателя.

Синхронный и асинхронный форматы имеют свои возможности и ограничения. Синхронный формат обучения применим в ситуациях организации работы в командах, дискуссии, диалогах с напарниками, консультантами и экспертами. Для результативности обучения необходимо, чтобы: преподаватель и студенты согласовали график; преподаватель сообщил о регламенте коммуникаций со студентами (например, на начальном этапе вебинара в чате вывешивается и/ или озвучивается график и критерии оценивания данного занятия, в указанное время студенты письменно отвечают на входные, промежуточные или выходные вопросы диагностики в чате во время вебинара).

Асинхронный формат применим при организации персонального обучения студентов, при сложности встраивания в синхронные занятия или для выравнивания уровня теоретических знаний и навыков. Выявлена взаимосвязь эффективности персонализации обучения, эффективности индивидуальной траектории обучения студента и качества, многообразия асинхронных форматов, которые включены в навигацию по программам электронного обучения.

Анализ зарубежных и отечественных исследований в области электронного обучения показывает, что особый потенциал и значение имеют применение педагогического дизайна, конструирование содержательного контента и мониторинг индикаторов достижений компетенций студентов. Содержательный контент в электронном обучении подается через различные формы: веб-страницы, учебные пособия, викторины, письменные лекции, презентации PowerPoint и записанные лекции. Онлайн-обучение также предлагают возможность для компьютерно-опосредованной коммуникации через электронную почту, мгновенные сообщения, объявления и дискуссионные чаты. Все они асинхронны по своей природе и характеризуются промежутками времени между первоначальной публикацией и последующим ответом.

Синхронная коммуникация предоставляет участникам образовательно-развивающие потенциалы коммуникации и социальные взаимодействия, эмоциональный ответ, реакции, возможность задавать вопросы в режиме реального

времени и получать немедленную обратную связь, что имеет особое значение для повышения качества высшего образования.

Потенциал интерактивности синхронного онлайн-обучения преодолевает ограничения пространства и времени, расстояние, обеспечивая при этом формат, с помощью которого преподаватель может в режиме реального времени выделить или подчеркнуть сложности в освоении отдельных частей содержания учебного курса, обеспечивать поддерживающее консультирование студентов для выполнения заданий.

Синхронное обучение, так как оно требует, чтобы все участники присутствовали одновременно, снижает гибкость и мобильность учебной программы. Эти трудности могут быть преодолены, так как большинство образовательных платформ и программ имеют встроенные возможности для записи, позволяющие студентам слушать лекцию (запись) по своему усмотрению, хотя это делает сеанс асинхронным для них.

Отечественные исследователи в области смешанного обучения [6] выделяют специфику асинхронного обучения как формы персонализированного обучения студента, которая требует от студента предельной целеустремленности, самостоятельности и самоорганизации. По существу, асинхронное обучение - это форма самостоятельной работы, самообразования человека.

Асинхронность подразумевает открытость и интеграцию с различными формами образовательной деятельности студента. Центром асинхронной образовательной деятельности становится студент как субъект образовательной, исследовательской, учебной, профессиональной деятельности, который сам проектирует индивидуальную образовательную траекторию, осуществляя выбор онлайн-курсов, он свободен выбирать различные формы, методы и технологии обучения.

Преподаватель становится тьютером, консультантом или партнером в организации образовательно-развивающей деятельности будущего профессионала [11].

Потенциал интеграции синхронного и асинхронного форматов обучения как направление цифровизации высшего образования проявляется в персонификации образовательной деятельности студента, базирующейся на индивидуально распределенном во времени выполнении комплекса разноуровневых задач и заданий, влияющих на формирование компетенций студента, при консультационно-координирующей помощи преподавателя.

Использование такой организации асинхронной самостоятельной работы отражает специфику современного подхода к организации образовательного процесса, подразумевающую создание доступной интерактивной образовательной среды, ориентированной на формирование у студента умений самостоятельно приобретать новые знания и готовность применять их для решения задач будущей профессиональной деятельности [4].

Создание цифровой образовательной среды вуза отражает интерактивный, развивающий потенциал интеграции в данной среде синхронного и асинхронного

форматов обучения студента.

Интеграция синхронных и асинхронных средств коммуникаций включает эмоциональный контакт, виртуальное общение, эффект присутствия, потребность в дисциплине и самомотивацию, а также информационные технологии [8].

Асинхронное обучение означает, что преподаватель и студенты в курсе взаимодействуют с содержанием курса в разное время (и из разных мест). Преподаватель предоставляет студентам разнообразные материалы курса, которые студенты перемещают по более гибкой временной шкале, все еще управляемой преподавателем. Каждое подразделение может использовать назначенные чтения или загруженные носители информации, онлайн-викторины, дискуссионные доски и многое другое. Преподаватель устанавливает руководящие принципы, предоставляет им обратную связь и оценивает их по мере необходимости.

Синхронное обучение означает, что преподаватель и студенты собираются вместе в одно и то же время - либо лицом к лицу, либо в цифровом формате. Если участники являются удаленными, синхронные события обычно опосредуются цифровыми инструментами, такими как Zoom и Microsoft Teams - инструментами, которые позволяют вести прямую трансляцию аудио, видео и презентаций, одновременное редактирование документов и многое другое.

Педагогический дизайн синхронных форматов обучения предполагает, согласно позиции канадских ученых, осмысление следующих вопросов:

- Является ли синхронное событие существенным, событийным?

- Как долго длится мероприятие? Можно ли его как-то сократить?

- Планируется ли активное обучение и участие?

- Является ли инструмент для поддержки синхронного события безопасным, надежным и удобным?

- Какой сценарий необходим для эффективного проведения учебного курса?

[14].

Самым большим преимуществом асинхронного обучения является гибкость для всех - и для студентов, и для преподавателей. Асинхронное обучение даёт больше времени для того, чтобы переварить и обдумать содержательный контент программы. Он должен быть организован в разумные «куски» - как показывает практика, это лучше, как для обучения, так и для преподавания в целом.

Недостатком асинхронного обучения является то, что требуется дополнительное внимание для поддержания присутствия преподавателя, чтобы студенты чувствовали связь со своим преподавателем, а также друг с другом. Асинхронное обучение требует навыков самостоятельного обучения. Студенты нуждаются в руководстве и поддержке, чтобы научиться работать в этой новой среде.

Преимуществом синхронного обучения является то, что занятие происходит в режиме реального времени, это позволяет студентам задавать вопросы, а преподавателю оценивать понимание студентов в данный момент.

По мере того, как все приспосабливаются к удаленным контекстам, часть студентов сталкивается с трудностями участия в занятии в нужное время из-за

технических, технологических и инструкторских возможностей. Синхронные сеансы подвержены техническим сбоям. Сеансы длительностью более 30 минут изматывают всех, оказывая пагубное влияние на преподавание и обучение [14].

При применении асинхронных форматов в ряде высших школ США проектирование учебных курсов преподавателям рекомендовано описывать стратегии для разработки занятий и шаги при их проведении.

Например, для лекционных занятий:

1 - Разбейте оригинальные лекции на куски. Организуйте блоки вокруг концепций или ключевых идей. Вы можете записать видео, чтобы охватить каждый кусок, но вы также можете найти другие способы смешивания учебной деятельности студентов.

2 - Продумайте подключение студентов к образовательной платформе и знакомство с этапами технологии.

3 - Запишите видео с помощью Zoom или создайте аннотированную презентацию PowerPoint.

Для семинарских занятий и групповой работы рекомендуется использовать работу над совместными документами. Команды могут работать довольно эффективно асинхронно. Группы могут иногда соединяться для синхронных встреч (например, при первом запуске или для регистрации). Предлагается множество онлайн-приложений для совместной командной работы, включая Word, PowerPoint, Excel [14], Google-документы.

Преподавателю необходимо тщательно рассмотреть общую продолжительность синхронного события и то, насколько это событие привлекательно для студентов. Нет четких указаний на то, как долго должно быть синхронное событие. Кроме того, частые виртуальные встречи приводят к значительной усталости [17].

Синхронные события любой длины особенно подвержены потере внимания - потребуется дополнительное внимание к активным стратегиям обучения. Существуют свидетельства того, что продолжительность внимания студентов в любом контексте лекции составляет всего 10-15 минут [12] и что рассредоточение увеличивается при просмотре предварительно записанных лекций [18]. Активные стратегии обучения могут активизировать внимание, изменяя форму взаимодействия каждые 10 минут или около того, когда внимание ослабевает [16]. Примеры активных стратегий включают периодическое тестирование понимания или паузу во время которой просят всех студентов потратить 2 минуты, чтобы записать свои идеи.

Преподаватели должны будут планировать эти регулярные активные компоненты обучения на основных синхронных форматах учебных занятий.

Асинхронные форматы обучения предлагают разнообразные варианты вовлечения студентов в различные виды деятельности. Видеоролики продолжительностью 5-7 минут могут перемежаться другими формами вовлечения, такими как чтение, обсуждение, викторины, возможность обратной связи и другие онлайн-мероприятия [13].

Задача преподавателя вуза заключается в интеграции и согласовании педагогических и ИКТ-технологий, которые будут надежными и удобными для студента в зависимости от вида учебной активности.

Преподавателям необходимо планировать организацию синхронного мероприятия. Важные соображения включают в себя:

ориентирование студентов на инструмент с четкими инструкциями; просьба к участникам отключить микрофоны; эффективное управление онлайн-дискуссией; обеспечение справедливого и сбалансированного участия [19]. Перспективы цифровизации высшего образования, онлайн-обучения, специалисты связывают с эффектами интеграции синхронного и асинхронного обучения, доцифровых (интерактивное, проектное, проблемное) и цифровых методов обучения, с потенциалом смешанного (гибридного) образования, гибко использующего преимущества и возможности контактно-аудиторного образования и онлайн-обучения [15].

Потенциалы интеграции синхронного формата обучения (быстрая обратная связь от преподавателя, пояснение концепции и понятий, которые вызывают сложности; организация групповых активностей; развитие навыков коммуникации и коллаборации; мотивация к обучению в процессе общения и др.) и асинхронного формата обучения (гибкость графика; возможность осваивать программу в собственном темпе; доступность учебных материалов в любое время; развитие навыков самоорганизации и умения учиться и др.) усиливаются в цифровой среде вуза, требуют цифровых компетенций преподавателей, учета модели обучения (электронное, смешанное), типа обратной связи. В связи с этим эксперты в сфере высшего образования считают, что, несмотря на бурное развитие технологий онлайн-обучения, авторитет и опыт включенного взаимодействия с преподавателями будут играть важную роль в профессиональной социализации студентов. В настоящее время речь уже не идет о замене контактно-аудиторного образования онлайн-обучением. Внимание специалистов сосредотачивается на поиске путей организации такого образовательного пространства в высшей школе, в котором соединяются преимущества контактно-аудиторного образования и онлайн-обучения, способствующих формированию у студентов необходимых профессиональных компетенций, личностно-профессиональных качеств.

Ценный опыт интеграции синхронного и асинхронного форматов обучения накоплен в НОУ ВПО «Международный инновационный университет», в котором на основе реализации теории сетевого гуманистического образования [1], [2], [7] в качестве новой формы онлайн-коллаборации применяются электронные сетевые клубы. Они позволяют взаимодействовать ученым, профессионалам и студентам, дают основу для создания образовательных кейсов [3].

Таким образом, потенциалами синхронных форматов обучения студентов являются эффективность обратной связи, коммуникаций, коллаборации; потенциалами асинхронных форматов обучения студентов являются гибкость, доступность, развитие навыков самоорганизации. Интеграция данных форматов

обеспечивает результативность онлайн и смешанных моделей высшего образования, диагностику компетенций и аттестацию не только по учебным предметам, но и по исследовательской, проектной, волонтерской деятельности студентов, тренингам и демонстрации результативности профессиональных и социальных навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава Г. А., Довгаль Л.С., Яковлева-Чернышева А.Ю., Дружинина А.В., Тординава И.К., Гулянова Л.П., Беляева Е.В., Барагунова И.К. Международный инновационный университет: от разработки новой методологической платформы высшего образования до внедрения инновационных технологий обучения и воспитания: научная статья // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 11. - С. 51-56.

2. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Методологические основы новой сетевой теории развития личности // Гуманизация образования. - 2012. - № 1.6. - С. 8-23.

3. Ветрила Е.В. Кейс-технологии в преподавании юридических дисциплин // Вестник УРАО. - 2016. - №3 - с.23-28.

4. Глотова М.И., Токарева М.А. Организация асинхронной самостоятельной работы студентов с использованием электронной образовательной среды MOODLE // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2019. - №5(223). - С. 108-117.

5. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев; под науч. ред. В.И. Блинова. - М.: Издательство «Перо», 2019. - 97 с.

6. Дьяконов Б.П., Игошев Б.М. Новые профессиональные роли педагога в современной информационно-образовательной среде // Вестник ЧГПУ. - 2014. -№ 5.- С. 59-69.

7. Дружинина А.В., Сплавская Н.В. Реализация сетевой концепции развития личности студентов-юристов в Международном инновационном университете // Вестник Сев-КавГТИ. - 2014. - № 18. - С. 126-129.

8. Егурнова А.А. Асинхронные и синхронные средства коммуникации в организации педагогического дискурса //Colloquium-journal. - 2020. - №6 (58). -C.69-70.

9. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71634878/ (дата обращения 26.10.2020).

10. Россия-страна возможностей - URL: https://rsv.ru/ (дата обращения 28.10.2020).

11. Шеманаева М.А. Индивидуальная образовательная траектория как форма синхронно-асинхронной образовательной деятельности // Концепт. - 2017. - №9.

-C. 110-120.

12. Bradbury N.A. Attention span during lectures: 8 seconds, 10 minutes, or more? // Advances in Psychology Education. - 2016.- 40(4).

13. Darby F. Small teaching online: Applying learning science in online classes. Jossey-Bass: San Francisco. - 2019.

14. Deciding between Synchronous and Asynchronous Approaches - URL: https:// www.queensu.ca/ctl/deciding-between-synchronous-and-asynchronous-approaches (дата обращения: 26.10.2020).

15. Guiding Principles for Effective Synchronous Teaching - URL: https:// www.queensu.ca/ctl/message-vice-provost-teaching-and-learning (дата обращения: 28.10.2020).

16. Jing H.G., Szpunar K.K., Schacter D.L. Interpolated testing influences focused attention and improves integration of information during a video-recorded lecture // Journal of Experimental Psychology. - 2016. - № 22(3). - P. 305-318.

17. Skylar J. Zoom fatigue' is taxing the brain. Here's why that happens // National Geographic. - 2020.

18. Wammes J.D., Ralph B.C.W., Mills C., Bosch N., Duncan T.L., Smilek D. Disengagement during lectures: Media multitasking and mind wandering in university classrooms // Computers & Education. 2019. - № 132. - P. 76-89.

19. Zoom, (n.d). Meeting and Webinar Best Practices and Resources - URL: https://support.zoom.us/hc/en-us/articles/209743263-Meeting-and-Webinar-Best-Practices-and-Resources (дата обращения: 25.10.2020).

REFERENCES

1. Berulava G.A., Dovgal' L.S., Iakovleva-Chernysheva A.Iu., Druzhinina A.V., Tordinava I.K., Gulianova L.P., Beliaeva E.V., Baragunova I.K. Mezhdunarodnyi innovatsionnyi universitet: ot razrabotki novoi metodologicheskoi platformy vysshego obrazovaniia do vnedreniia innovatsionnykh tekhnologii obucheniia i vospitaniia: nauchnaia stat'ia. Vysshee obrazovanie segodnia [Higher education today], 2014, no 11, рр. 51-56 (in Russian).

2. Berulava G.A., Berulava M.N. Metodologicheskie osnovy novoi setevoi teorii razvitiia lichnosti. Gumanizatsiia obrazovaniia [Humanization of education], 2012, no 1.6, pp. 8-23 (in Russian).

3. Vetrilа E.V. Keis-tekhnologii v prepodavanii iuridicheskikh distsiplin. Vestnik URAO [Bulletin of the URAO], 2016, no 3, pp.23-28 (in Russian).

4. Glotova M.I., Tokareva M.A. Organizatsiia asinkhronnoi samostoiatel'noi raboty studentov s ispol'zovaniem elektronnoi obrazovatel'noi sredy MOODLE. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University], 2019, no 5(223), pp. 108-117 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Didakticheskaia kontseptsiia tsifrovogo professional'nogo obrazovaniia i obucheniia [Didactic concept of digital vocational education and training] P.N. Bilenko, V.I. Blinov, M.V. Dulinov, E.Iu. Esenina, A.M. Kondakov, I.S. Sergeev; pod nauch. red.

V.I. Blinova. - Moscow, Izdatel'stvo «Pero», 2019, 97 p.

6. D'iakonov B.P., Igoshev B.M. Novye professional'nye roli pedagoga v sovremennoi informatsionno-obrazovatel'noi srede. Vestnik ChGPU [Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical University], 2014, no 5, pp. 59-69 (in Russian).

7. Druzhinina A.V., Splavskaia N.V. Realizatsiia setevoi kontseptsii razvitiia lichnosti studentov-iuristov v Mezhdunarodnom innovatsionnom universitete. Vestnik Sev-KavGTI [Bulletin Sev-KavGTU], 2014, no 18, pp. 126-129 (in Russian).

8. Egurnova A.A. Asinkhronnye i sinkhronnye sredstva kommunikatsii v organizatsii pedagogicheskogo diskursa. Colloquium-journal [Colloquium-journal], 2020, no 6 (58), pp.69-70 (in Russian).

9. Programma «Tsifrovaia ekonomika Rossiiskoi Federatsii», utverzhdennaia rasporiazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 28.07.2017 № 1632-r. [The program «Digital Economy of the Russian Federation», approved by the order of the Government of the Russian Federation dated 28.07.2017 No. 1632-R]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71634878/ (Accessed 26 october 2020) (in Russian).

10. Rossiia-strana vozmozhnostei [Russia is a country of opportunities]. Available at: https://rsv.ru/ (Accessed 28 october 2020) (in Russian).

11. Shemanaeva M.A. Individual'naia obrazovatel'naia traektoriia kak forma sinkhronno-asinkhronnoi obrazovatel'noi deiatel'nosti. Kontsept [Concept], 2017, no 9, pp. 110-120 (in Russian).

12. Bradbury N.A. Attention span during lectures: 8 seconds, 10 minutes, or more? Advances in Psychology Education, 2016, no 40 (4).

13. Darby F. Small teaching online: Applying learning science in online classes. Jossey-Bass: San Francisco, 2019.

14. Deciding between Synchronous and Asynchronous Approaches. Available at: https://www.queensu.ca/ctl/deciding-between-synchronous-and-asynchronous-approaches (Accessed 26 october 2020).

15. Guiding Principles for Effective Synchronous Teaching. Available at: https:// www.queensu.ca/ctl/message-vice-provost-teaching-and-learning (Accessed 28 october 2020).

16. Jing H.G., Szpunar K.K., Schacter D.L. Interpolated testing influences focused attention and improves integration of information during a video-recorded lecture. Journal of Experimental Psychology, 2016, no 22(3), pp. 305-318.

17. Skylar J. Zoom fatigue' is taxing the brain. Here's why that happens. National Geographic, 2020.

18. Wammes J.D., Ralph B.C.W., Mills C., Bosch N., Duncan T.L., Smilek D. Disengagement during lectures: Media multitasking and mind wandering in university classrooms. Computers & Education, 2019, no 132, pp. 76-89.

19. Zoom, (n.d). Meeting and Webinar Best Practices and Resources. Available at: https://support.zoom.us/hc/en-us/articles/209743263-Meeting-and-Webinar-Best-Practices-and-Resources (Accessed 25 october 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.