Научная статья на тему 'Интеграция Российской Федерации в АТЭС: специфика, проблемы, перспективы'

Интеграция Российской Федерации в АТЭС: специфика, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
199
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTEGRATION PROCESSES / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ECONOMIC INTEGRATION / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ТОРГОВЛИ / TERMS OF TRADE LIBERALIZATION / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / REGIONAL POLITICAL AND ECONOMIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Уваров Р. И.

В статье рассматриваются процессы интеграции Российской Федерации в АТЭС, специфика, проблемы, перспективы. Также рассматривается этап планомерного наращивания торгово-экономического сотрудничества с партнерами по АТЭС. Отдельным аспектом выделено председательство России в АТЭС в 2012 году как рубеж, за которым начинается новый этап интеграции России в экономическое и политическое пространство АТР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of the Russian Federation in ATES: specificity, problems and prospects

The article deals with the process of integration of the Russian Federation in APEC, specificity, problems and prospects. Just seen a stage of capacity trade and economic cooperation with APEC partners. Allocated a separate aspect of Russia’s chairmanship of APEC in 2012 as a boundary beyond which begins a new stage of integration of Russia in the economic and political space APR.

Текст научной работы на тему «Интеграция Российской Федерации в АТЭС: специфика, проблемы, перспективы»

ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АТЭС: СПЕЦИФИКА, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Р.И. Уваров,

соискатель кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление

народным хозяйством Научный руководитель: доктор экономических наук,

профессор Суглобов А.Е. Рецензент: доктор экономических наук, профессор Хомерики Г.В., E-mail: yvarov1987@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются процессы интеграции Российской Федерации в АТЭС, специфика, проблемы, перспективы. Также рассматривается этап планомерного наращивания торгово-экономического сотрудничества с партнерами по АТЭС. Отдельным аспектом выделено председательство России в АТЭС в 2012 году как рубеж, за которым начинается новый этап интеграции России в экономическое и политическое пространство АТР.

Ключевые слова: интеграция, интеграционные процессы, экономическая интеграция, либерализация условий торговли, региональная политико-экономическая кооперация.

INTEGRATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN APEC: SPECIFICITY, PROBLEMS AND PROSPECTS

R.I. Uvarov,

an applicant for the department of the financе and economic analysis of Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The article deals with the process of integration of the Russian Federation in APEC, specificity, problems and prospects. Just seen a stage of capacity trade and economic cooperation with APEC partners. Allocated a separate aspect of Russia's chairmanship of APEC in 2012 as a boundary beyond which begins a new stage of integration of Russia in the economic and political space APR.

Key words: integration, integration processes, economic integration, terms of trade liberalization, regional political and economic cooperation.

После распада Советского Союза пришлось практически с «чистого листа» начинать выстраивать отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — с бывшими соратниками по социалистическому сообществу, с союзниками США, с государствами АСЕАН и, конечно же, с набирающими немалую экономическую силу и политическое влияние Китаем и Индией. Предстояло

определить роль и место России в отношении региональных организаций.

Россия подала официальную заявку на вступление в форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) 17 марта 1995 г. В том же году на встрече в Осаке (Япония) глав государств-членов АТЭС было принято решение об участии России в рабочих группах. К маю 1996 г.

Россия подала заявки на вступление в 7 рабочих групп АТЭС. В августе 1996 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ была создана межведомственная комиссия по делам АТЭС для изучения разрабатываемых в АТЭС режимов торговли и инвестиционных потоков, координации действий министерств и ведомств в решении вопросов сотрудничества со странами АТР.

25 ноября 1997 г. на 5-ой встрече 18 лидеров государств и территорий стран, входящих в АТЭС, Россия была единогласно принята в АТЭС. Полноправное вступление России в АТЭС состоялось 14 ноября 1998 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) на встрече министров иностранных дел и экономики накануне саммита 17-18 ноября. Начиная с 1999 г. в ежегодных саммитах АТЭС регулярно участвует Президент Российской Федерации.

Работа на данном направлении выстраивается на основе Концепции участия России в форуме АТЭС, одобренной Президентом Российской Федерации в ноябре 2000 г. Представители российских ведомств принимают участие в отраслевых министерских встречах (по вопросам торговли, инвестиций, финансов, энергетики, малого и среднего предпринимательства, транспорта, науки и технологий, рыболовства, сельского хозяйства и др.) и заседаниях профильных органов АТЭС. Деятельность федеральных органов исполнительной власти координируется подкомиссией по экономической интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.

В 2005 и 2009 гг. Российская Федерация успешно прошла процедуру обзора своего Индивидуального плана действий (ИПД) в АТЭС в области либерализации условий торговли и инвестирования и повышения уровня открытости экономики.

Россия председательствовала в АТЭС в 2012 г. (соответствующая заявка одобрена на саммите в Сиднее в 2007 г.). Работа на этом направлении координировалась созданным в декабре 2007 г. Организационным комитетом по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в форуме АТЭС в 2012 году.

Российская Федерация планомерно наращивает торгово-экономическое сотрудничество со всеми партнерами по АТЭС. В 2011 году на ряде направлений получены позитивные результаты. По восходящей развивается взаимная торговля с экономиками стран-участниц АТЭС — в 2011 году их доля во внешнеторговом обороте России составила 23,9% против 16,4% в 2002 году. Причем на отдельных векторах достигнуты еще более значительные результаты. Так, объем торговли с Китаем — нашим основным торговым партнером — достиг исторического максимума — 83,5 млрд. долларов, и поставленная задача довести этот показатель к 2015

году до отметки в 100 миллиардов является вполне реальной. К докризисному максимуму вернулся товарооборот между Россией и Японией, составив почти 30 млрд. долларов. Объем торговли с Республикой Корея возрос до 25 млрд. долларов, то есть увеличился в 11,5 раза по сравнению с 2002 годом. Высокую динамику демонстрируют торговые связи России со странами АСЕАН: если в 2000 году совокупный товарооборот с «десяткой» не превышал 1 млрд. долларов, то по итогам 2011 года он вышел на уровень 15 млрд. долларов.

Россия делает все, чтобы нарастить объемы торговли, качественно ее диверсифицировать, прежде всего, за счет увеличения доли высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки. Решению этой задачи отводилось центральное место в работе, связанной с председательством Российской Федерации в АТЭС в 2012 году.

Осуществление проекта АТЭС-2012 развернулось в 2008 году не на пустом месте. Утверждение пять лет назад на саммите в Сиднее российской заявки на председательство в форуме свидетельствовало о возросшей роли нашей страны, и принятии ее в качестве равноправного члена Форума. Координацию работы осуществлял Организационный комитет по подготовке и обеспечению председательства России в АТЭС в 2012 году, учрежденный в соответствии с указом Президента Российской Федерации. В 2011 году, после одобрения главой государства концепции и перечня мероприятий председательства, эта деятельность вступила в предметную стадию. Прежде всего, Россия сформировала приоритеты деятельности форума на 2012 год. Партнеры поддержали российское предложение сосредоточить коллективные усилия на таких направлениях сотрудничества, как совершенствование региональных транспортно-логистических систем, обеспечение продовольственной безопасности, расширение кооперации в целях экономической модернизации с упором на инновационное развитие.

Выдвигая эти отраслевые и тематические приоритеты, Россия руководствовалась и своими национальными интересами. Именно этим сферам уделяется повышенное внимание в планах социально-экономического развития. Они органично вписываются в алгоритм действий по реализации основополагающих российских нормативных документов. В то же время как раз на тех направлениях, где Россия имеет значительные конкурентные преимущества, Россия предложила партнерам конкретные проекты взаимодействия. Данная тактика, как свидетельствует реакция наших партнеров, оказалась эффективной.

При этом уделяется внимание другим не менее важным задачам, обозначенным, в том числе в принятой в 2010 году Стратегии АТЭС в сфере раз-

вития. Речь идет об активизации совместных усилий, направленных на обеспечение не только сбалансированного, всеобъемлющего, устойчивого и инновационного, но также и безопасного развития в регионе. Российское председательство энергично содействует дальнейшему расширению сотрудничества в сферах борьбы с терроризмом, пресечения организованной преступности, раннего предупреждения и преодоления последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, наращивания человеческого капитала, включая совершенствование национальных систем здравоохранения, образования и социальной защиты.

Россия поддержала инициативу американского председательства в 2011 году по приданию дополнительной динамики работе АТЭС на гендерном направлении. Итоги обстоятельных дискуссий в ходе форума «Женщины и экономика» в июне нынешнего года в Санкт-Петербурге призваны приумножить опыт совместных действий в интересах повышения роли женщин в обеспечении социально-экономического прогресса.

В России самое серьезное внимание уделяется налаживанию конструктивного взаимодействия между государством и предпринимательскими кругами в решении задач развития экономики и общества.

Своевременным стало решение о выделении Российской Федерацией в 2011-2012 годах добровольного взноса в размере 3 млн. долларов в Фонд поддержки АТЭС. Этот шаг создал хороший материальный задел для проведения в прошлом и текущем годах тематических мероприятий по продвижению наших инициатив. Выдвигая в АТЭС свои идеи, российское председательство основывалось в первую очередь на традиционной повестке дня форума, но также стремилось действовать на опережение, заглядывать «за горизонт». Россия сознательно вынесла на обсуждение партнеров достаточно внушительное количество — в общей сложности более полусотни — предложений. Все они вписываются в тематический мандат АТЭС, развивают ранее сделанные инициативы или приглашают к открытию сравнительно новых сфер сотрудничества.

Российское председательство позволило существенно расширить взаимовыгодное партнерство Российской Федерации с государствами АТР, лучше осознать актуальные проблемы развития Азиатско-Тихоокеанского региона, глубже встроить Россию и ее регионы в ускоряющийся процесс региональной политико-экономической кооперации и интеграции. Альтернативы курсу на дальнейшее сближение с партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе не существует. Это необходимо для формирования благоприятной внешней среды, выгодных для нас правил игры в мировой торговле, которые помогут нашим усилиям по выводу экономики россий-

ского Дальнего Востока на устойчивые параметры инновационного роста. Необходимо активно использовать позитивный опыт, сделанный в период председательства России в АТЭС, для дальнейшего наращивания российского участия в интеграционных процессах в интересах развития Сибири, Дальнего Востока и всей России, формирования в АТР новой архитектуры безопасности и сотрудничества.

Россия традиционно придает особое значение развитию отношений с государствами АТР. Важность этих отношений для России отражена в "Концепции внешней политики Российской Федерации", которая была одобрена Президентом Российской Федерации в феврале 2013 года. Такое внимание обусловлено геостратегическим статусом России как крупнейшей евроазиатской державы, растущей ролью внешнеэкономических связей, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Участие России в АТЭС способствует углублению взаимодействия со странами АТР и отвечает стратегическим интересам нашей страны, поскольку обеспечивает благоприятные внешние условия для развития отечественной экономики и повышения уровня жизни населения. Кроме того, членство в АТЭС создает условия для решения спорных вопросов и выявления общих интересов с другими государствами-участниками.

В интересах России — стремиться к активизации своего участия в рабочих органах и программах Форума АТЭС, особенно в рамках расширения инвестиционного, научного и технологического сотрудничества, в первую очередь, с участием регионов Сибири и российского Дальнего Востока.

В России исходно рассматривали саммит во Владивостоке как внешнеполитическое мероприятие — во многом вопреки смыслу этого объединения, которое в официальных документах позиционирует себя как альянс не "государств" или "стран", а исключительно "экономик". Но теперь ясно, что АТЭС сработала именно как экономическое объединение.1

Речь идет о создании в рамках АТЭС своеобразной "мягкой альтернативы" ВТО — и, далее, открытии для стран Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества возможности вести тонкую политику в ВТО с ЕС.

В настоящее время расстановка сил складывается таким образом, что для РФ сейчас вполне благоприятный момент для политического прорыва в азиатской политике и диверсификации рынков сбыта. "Арабские революции" и обострение иранского вопроса усиливают востребованность в географически близких и безопасных в плане транспортировок российских углеводородах. Происходит переориентация крупнейших потребителей энергоносителей. И на этом фоне имеет место усиление конкуренции экспортеров за рынки сбыта. Вопрос только в обе-

спечении логистики ее поставок и снижении политических рисков.

Главной же проблемой на пути активизации деятельности России в АТЭС остается низкий уровень российской вовлеченности в международную экономическую жизнь региона, асимметрия в экономических отношениях России с государствами — членами АТЭС. Сейчас на этом направлении происходят знаковые изменения. В настоящее время Россия ведет переговоры о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом и Новой Зеландией, что в перспективе может привести к кардинальной перестройке торговых отношений России со странами АТЭС. Соглашение с Новой Зеландией будет первым внешнеэкономическим документом Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана с дальним зарубежьем. Это имеет не только экономическое, но и политическое значение.

Россия на настоящий момент получила 35 предложений от различных стран по формированию зон свободной торговли, в том числе с Китаем и Индией.

Председательство России в форуме АТЭС в 2012 году было призвано способствовать органичному встраиванию нашей страны в систему хозяйственных связей в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в интересах модернизационного и инновационного развития национальной экономики, прежде всего районов Сибири и Дальнего Востока. Позиционируя себя в АТЭС представителем еще двух государств (Казахстана и Белоруссии), не входящих в Форум, Россия автоматически укрепила свое политическое влияние на пространстве СНГ.2

Следует учитывать, что завершение председательства России в АТЭС не должно восприниматься как окончание проекта. Его следует рассматривать как рубеж, за которым начинается новый этап интеграции России в экономическое и политическое пространство АТР при одновременном и всеобъемлющем включении Сибири и Дальнего Востока в единую социально-экономическую ткань российского государства.

С точки зрения участников Форума, активные, последовательные и результативные действия, направленные на решение поставленных задач, позволят:

• дать мощный импульс развитию Сибири и Дальнего Востока (вплоть до роста населения на этих территориях РФ), усилить их инвестиционную привлекательность в глазах соседей по АТР;

• увеличить «силу притяжения» России как экономического интегратора в рамках Таможенного Союза/ЕЭП и постсоветского пространства в целом;

• сделать региональное присутствие России, продуктивно реализующей свой потенциал в сферах энергетики, инфраструктуры и

транспорта, производства продовольствия и инновационной деятельности, более диверсифицированным и более весомым с точки зрения нашего вклада в поддержание общего экономического динамизма АТР.

Такого рода сдвиги будут работать и на повышение значимости РФ как силы, несущей свою долю ответственности за военно-политическое равновесие и безопасность в АТР. Они укрепят ее авторитет на форумах, продвигающих регион по пути сотрудничества и интеграции; расширят поле для политического маневрирования; придадут дополнительную убедительность тем инициативам, которые Россия и государства, разделяющие ее устремления, могут совместно выдвинуть в интересах поддержания мира, стабильности и тенденций к полицентризму в регионе.

В рамках данного сценария Россия одновременно обеспечит свои национальные интересы на уровне Азиатско-Тихоокеанского региона и подкрепит свой статус глобальной державы, ибо в сегодняшнем мире удерживать этот статус, не имея прочных позиций в АТР, невозможно.

В заключение можно констатировать, что участие России в многогранной деятельности АТЭС способствует решению актуальных задач формирования в стране современной рыночной экономики, подключению к интеграционным процессам, разворачивающимся на пространстве АТР, а в более широком плане — нашему равноправному и взаимовыгодному партнерству с мировыми экономическими лидерами.

1 Концепция внешней политики Российской Федерации от 12.02.2013 г.

2 Владивостокская декларация АТЭС — 2012 от 09.09.2012 г.

Литература

1. Владивостокская декларация АТЭС — 2012 от 09.09.2012 г.

2. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12.02.2013 г.

3. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. — М.: Маркетинг, 2001.

4. Сальваторе Д. Международная экономика. — М.: ИНФРА-М, 2002.

5. Шипилов С.Б. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Становление, развитие, перспективы. 1989-2007: Восток-Запад. — М.. 2009.

6. Севастьянов С. Форум АТЭС: проблемы эффективности и перспективы развития // Космопо-лис. — 2008. — №3(22).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.