Научная статья на тему 'Интеграция ресурсов школы и экономической среды региона как фактор оказания помощи старшеклассникам в жизненном самоопределении'

Интеграция ресурсов школы и экономической среды региона как фактор оказания помощи старшеклассникам в жизненном самоопределении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / РЕФЛЕКСИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT / LIVING SELF-DETERMINATION / REFLEX FORESEEING METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапожникова Т. Н.

В статье представлена программа подготовки учащихся старших классов общеобразовательной школы к жизненному самоопределению с учетом стратегических направлений экономического развития страны и региона. Описаны методические рекомендации по ее реализации с опорой на рефлексивно-прогностический подход, суть которого заключается в стимулировании понимания юношами и девушками смысла своего существования и, на основе этого, прогнозирования будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сапожникова Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF SCHOOL RESOURCES AND ECONOMICAL ENVIRONMENT OF THE REGION AS A FACTOR FOR HELPING TO HIGH-SCHOOL STUDENTS IN LIVING SELF-DETERMINATION

The preparing program of high-school students of comprehensive schools for living self-determination is shown in the article. The strategically directions of economical development of the country and the region were taken into the consideration. The methodical recommendations for its realization with the base on the reflex-foreseeing method are described. Its essence is the stimulation of boys and girls understanding of their existence and to forecast future on this base.

Текст научной работы на тему «Интеграция ресурсов школы и экономической среды региона как фактор оказания помощи старшеклассникам в жизненном самоопределении»

Вторая проблема в том, что уровень подготовки квалифицированных исполнителей у нас снизился катастрофически. Этот сектор сжимается не только из-за недостатка финансирования, но и потому, что родители, пользуясь свободой выбора, всячески избегают отправлять детей в этот сектор. Потому что они не верят в то, что система образования после окончания ПТУ или техникума даст достаточный набор компетенций,

чтобы человек, избравший такой путь, устойчиво зарабатывал, а его квалификация признавалась бы обществом. В развитых странах и в странах, которые стремительно их догоняют, сектор квалифицированных исполнителей предлагает значительно более интересные траектории развития, существенно более устойчивый доход, а также куда более высокий общественный статус, чем это сложилось на постсоветском пространстве.

Berman M. I.

THE STAFF DECIDES ALL

In clause the questions of training of personnel in a modern higher school for satisfaction of needs(requirements) of the regional markets of work are analyzed.

Key words: the market of work, regional needs(requirements) for the experts, labour potential.

УДК 373.1.02:3738

Сапожникова Т. Н.

ИНТЕГРАЦИЯ РЕСУРСОВ ШКОЛЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА КАК ФАКТОР ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ СТАРШЕКЛАССНИКАМ В ЖИЗНЕННОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

Аннотация: В статье представлена программа подготовки учащихся старших классов общеобразовательной школы к жизненному самоопределению с учетом стратегических направлений экономического развития страны и региона. Описаны методические рекомендации по ее реализации с опорой на рефлексивно-прогностический подход, суть которого заключается в стимулировании понимания юношами и девушками смысла своего существования и, на основе этого, прогнозирования будущего.

Ключевые слова: жизненное самоопределение, педагогическое сопровождение, принципы педагогического сопровождения, рефлексивно-прогностический подход.

Жизненное самоопределение - центральное новообразование ранней юности. Являясь характеристикой зрелой личности, оно представляет собой процесс и результат обретения смысла своего существования на основе сложившихся ценностей и убеждений, осознания индивидуальных возможностей и требований общества, проявляющихся в отношении к себе, другим людям, социально одобряемой деятельности. Не случайно психологии, вслед за Э. Эриксоном [2, с. 28], этот возраст характеризуют как кризис идентичности, поворотный пункт развития, когда на протяжении относительно короткого промежутка времени происходят значительные для дальнейшей жизни изменения.

Жизненное самоопределение человека -это диалектический процесс. Персональный выбор человеком своей миссии и судьбы все-

гда обусловлен социокультурными форматами. Ученые едины в признании того, что человек как существо социальное может прожить жизнь «по-человечески», только находясь в обществе «себе подобных». Как бы не понималась свобода, каким бы образом не устанавливалась ее мера и форма проявления, человек не может не считаться с особенностями социума, его ценностями и законами.

В современной России, распространенной становится ситуация, когда школьники с достаточно высоким уровнем социальной и личностной зрелости, по причине отсутствия должной информации и социального опыта, начинают полагать, что их жизненные планы не осуществимы в условиях родного города. Наблюдается тенденция оттока талантливых, перспективных выпускников школ в другие регионы стра-

178

© Сапожникова Т. Н., 2009

ны (в первую очередь, в центральные города -Москву и Санкт-Петербург) или за рубеж, что, с одной стороны, вызывает у них дополнительные трудности в социальной адаптации, с другой - снижает потенциал развития «alma matter». Очевидно, необходим диалог между «социумом», заинтересованным в активных, компетентных, творческих молодых людях, способных включиться в процесс социальноэкономического и культурного развития, и старшеклассниками, выбирающими себя из многообразия социальных и профессиональных ролей и функций.

Мы разработали теорию и методику социально-педагогической помощи старшеклассникам в жизненном самоопределении в контексте рефлексивно-прогностического подхода, суть которого заключается в стимулировании понимания юношами и девушками смысла своего существования и, на основе этого, прогнозирования будущего.

В структуре жизненного самоопределения как прогностической деятельности мы выделили целевой, мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный и рефлексивный компоненты:

1) мотивационный компонент - стимулирование потребности в создании субъективной концептуальной «модели потребного будущего» с последующей самодетерминацией ее развития;

2) содержательный компонент - знания себя и особенностей экономического развития социума, способов взаимодействия с ним для создания сценария своего будущего;

3) операционно-деятельностный компонент - решение прогностических задач экзистенциального содержания;

4) рефлексивный компонент - отслеживание и коррекция в процессе жизни правильности сделанных прогнозов.

В качестве продукта такой деятельности нами рассматривается проект событий будущего, в котором отражаются ресурсы жизненного самоопределения: иерархия актуальных и перспективных мотивов, ценностей и возможностей личности; альтернативные варианты целей жизни и ее траекторий; система принятых убеждений, ценностных ориентаций для рефлексивноценностной экспертизы рассматриваемых альтернатив; приемлемый для данного периода вариант жизни.

Исходя из сказанного, факторами, способными стимулировать жизненное самоопределение старшеклассника, являются осмысление и соотнесение социально-экономических знаний с жизненными планами, творческое самовыражение; трансформация социально-экономических знаний в личностно-значимый опыт; включенность в различные виды социально-экономической практики с опорой на выбранные смысложизненные и ценностные ориентации.

Применительно к Ярославской области мы разработали образовательную программу «Стратегия развития Ярославля в жизненных планах старшеклассников», которая, с одной стороны, направлена на расширение круга актуальных для выпускников школы проблем жизненного самоопределения, с другой, - на расширение средств их решения, увеличение возможностей социального выбора и способа самореализации с учетом реальных возможностей и перспектив экономического развития региона.

Программа может быть реализована в виде факультатива или элективного курса (в условиях профильного образовательного учреждения); цикла классных часов как основной формы воспитательной работы в 10-11 классах школы; кружка, проектной мастерской для старшеклассников (в условиях учреждения дополнительного образования).

Цель образовательной программы: обеспечить педагогическое сопровождение старшеклассников в выборе содержания и способа организации своей жизни в родном городе с учетом стратегии его экономического развития.

Задачи:

- формировать гражданскую позицию выпускников школ через приобщение к историческому наследию, знакомству с современными и перспективными направлениями развития города, нормативными документами, отражающими права и обязанности его жителей;

- оказать им помощь в осознании собственных жизненных намерений и планов;

- ознакомить старшеклассников с возможностями успешной самореализации в условиях современного Ярославля;

- обучить учащихся технологиям социального проектирования как инструменту согласования своих целей и жизненных намерений со стратегиями экономического развития г. Ярославля.

Нами сформулированы и обоснованы принципы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников, им соответствующие условия и правила.

Так, принцип эмпатийного взаимодействия предполагает создание такого пространства со-бытия педагога и воспитанника, в условиях которого формируется система социально одобряемых ценностных ориентаций партнеров, расширяется субъективный образ мира, осваиваются продуктивные способы взаимодействия с социумом.

Принцип формирования антиципации (опережающего отражения своего будущего) направлен на формирование у старшеклассников готовности и способности действовать и принимать жизненно важные (экзистенциальные) решения с определенным пространственно-временным упреждением ожидаемых жизненных событий в заданном социальном пространстве.

Принцип формирования мотивационной перспективы, как логическое продолжение предыдущего, предполагает перевод мотивационных возможностей старшеклассников из их потенциальной формы в форму актуального существования. Он требует, чтобы в процессе сопровождения жизненного самоопределения педагоги стимулировали осознание и рефлексивно-ценностное осмысление воспитанниками прошлого опыта, использование его результатов для удовлетворения актуальных потребностей и сознательного отражения будущего.

Принцип стимулирования саморазвития индивидуальности в качестве основного требования предполагает создание условий для самосовершенствования старшеклассниками сущностных сфер своей личности, которые в совокупности определяют готовность к жизненному самоопределению.

Принцип развивающей социальной интеракции направлен на стимулирование активного взаимодействия старшеклассников с социокультурной средой с целью расширения жизненного опыта и рефлексии связанного с ним переживаниями. Результатом такого взаимодействия является социальная компетентность как совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, а также знание проблем социальных отношений и умение делать свой экзистенциальный выбор.

Принцип дилеммности воспитания предусматривает обучение школьников способам поведения в ситуации многовариантного выбора, формирование его ценностно-ориентационного поля, воспитание ответственности за принятое решение.

Принцип «социального зеркала» обеспечивает комментарии и объективную оценку педагогом намерений и действий воспитанников на основе общечеловеческих ценностей, правовых норм и культурных традиций.

Перечисленные принципы определяют организационно-педагогические условия оказания помощи старшеклассникам в жизненном самоопределении в условиях родного города.

Система дидактических условий предполагает погружение выпускников школ в реальную социально-экономическую ситуацию.

Содержание программы представлено в виде нескольких модулей:

1. Ярославль Тысячелетний - история и современность.

2. Рефлексивный дневник выпускника.

3. Социальное проектирование жизни молодого ярославца.

4. Профессиональный выбор и планирование карьеры в условиях Ярославля.

Первый модуль «Ярославль Тысячелетний

- история и современность» предусматривает организацию и проведение старшеклассниками социальных акций в рамках проводимых мероприятий по подготовке города к празднованию 1000-летнего юбилея. В качестве педагогической технологии рекомендуется технология коллективного творческого дела (И.П. Иванова), состоящая из шести этапов: совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ, коллективное решение о последствии.

Второй модуль «Рефлексивный дневник выпускника» предусматривает самодиагностику личностных качеств, письменное выполнение заданий, направленных на их развитие, а также осуществление самоанализа жизненных достижений.

Третий модуль «Социальное проектирование жизни молодого ярославца» включает проведение деловой игры «Ярославль - мой социальный партнер», состоящей из трех этапов:

1) выявление одной из актуальных и реальных для решения социально-экономических про-

блем города (района, школы) и разработка проекта ее решения;

2) изучение общественного мнения по поводу замысла, совершенствование проекта;

3) поиск социальных партнеров по реализации проекта, заключение договоров.

Четвертый модуль «Профессиональный выбор и планирование карьеры в условиях Ярославля» включает проведение экскурсии на производство, пассивную производственную практику (наблюдение), а также профессиональные пробы (там, где возможно).

Занятия с учащимися могут проводиться школьными педагогами, психологами, представителями общественности и городских властей, родителями, как в стенах образовательного заведения, так и за его пределами (в музеях и других культурных центрах, на производстве, в государственных учреждениях и т.п.).

Предполагается использование проблемного и поисково-исследовательского обучения, активизирующего творческую активность, развивающего критическое рефлексивное мышление, формирующего познавательную самостоятельность школьников, а также вовлечение учащихся в деловые, ролевые игры и дискуссии.

Оценка результатов реализации образовательной программы может даваться в виде общественной экспертизы индивидуальных социально-экономических проектов учащихся, которую могут осуществлять представители городских властей, районного управления, депутатского корпуса, представители деловых кругов города, а также педагоги и родители.

По окончанию освоения программы выпускник школы должен знать:

- историю г. Ярославля, включая биографии известных людей;

-реальное состояние демографической, социальной, экономической, культурной и других сфер города и тенденции их развития;

- состояние рынка труда и его ближайшие перспективы;

- содержание основных документов, отражающих стратегию экономического развития Ярославля;

- нормативную базу жизнедеятельности человека в городе.

Выпускник должен овладеть умениями, позволяющими:

- сделать обоснованный социальный и экзистенциальный выбор в социально-экономических условиях г. Ярославля;

- создавать целевые программы позитивной жизнедеятельности, профессиональной самореализации в родном городе;

- согласовывать свои цели, мотивы, интересы с потребностями и перспективами развития Ярославля.

Таким образом, сам школьник становится субъектом интеграции ресурсов школы и экономического развития региона, что, на наш взгляд, оптимизирует процесс его жизненного самоопределения. В отличие от других подходов, в данном случае основу взаимодействия субъектов педагогического сопровождения жизненного самоопределения составляет не активность взрослых, направленная на решение проблемы молодого человека, а субъектная позиция самого воспитанника, находящегося внутри образованного ими социально-педагогического пространства.

Представленная образовательная программа одобрена Департаментом образования Ярославской области (Приказ № 237/01-03 от 28.05.2007 «О присвоении учебным изданиям грифа Департамента образования») и рекомендована к практическому применению. Ее опытно-экспериментальная проверка позволила прийти к заключению о том, что интеграция ресурсов школы и экономической среды региона способны оптимизировать процесс жизненного самоопределения молодых людей, повысить уровень готовности к нему.

В процессе работы наблюдалась динамика готовности молодых людей к самостоятельному и осознанному выбору жизненных перспектив по следующим уровням (по М.И. Еременко) [1, с. 11]:

- «реактивный»: старшеклассник бездумно подчиняется указаниям, не способен сам принимать решения);

- «избирательный»: у старшеклассника ситуативно проявляется активная адаптация и рефлексия, но быстро теряется интерес к заданиям, требующим самостоятельного принятия решений;

- «нормативный»: старшеклассник свободно действует в знакомых экономических ситуациях или при наличии конкретного алгоритма деятельности;

- «ценностный»: ученик самостоятельно применяет знания в измененной экономической ситуации, но в нестандартной может растеряться;

- «экзистенциальный»: старшеклассник проявляет потребность в жизненном самоопределении, видит в любой деятельности возможность для самоутверждения и самореализации.

Библиографический список

1. Еременко М.И. Становление экономической свободы старшеклассника в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Волгоградский государственный педагогический университет. - Волгоград, 2009. - 22 с.

2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер с англ. / Общ. ред. и пред. Толстых А.В. - М., 1996, 344 с .

Sapozhnikova X, N.

INTEGRATION OF SCHOOL RESOURCES AND ECONOMICAL ENVIRONMENT OF THE REGION AS A FACTOR FOR HELPING TO HIGH-SCHOOL STUDENTS IN LIVING SELF-DETERMINATION

The preparing program of high-school students of comprehensive schools for living self-determination is shown in the article. The strategically directions of economical development of the country and the region were taken into the consideration. The methodical recommendations for its realization with the base on the reflex-foreseeing method are described. Its essence is the stimulation of boys’ and girls’ understanding of their existence and to forecast future on this base.

Keywords: Pedagogical Accompaniment, Living Self-determination, Reflex Foreseeing Method

удк 336 Дерябин Г. С., Толикова Е. Э.

О БАНКОВСКОМ КРИЗИСЕ В РОССИИ

Статья посвящена причинам возникновения банковского кризиса в России. На основе выявленной специфики банковского кризиса в российской экономике изложены перспективы сохранения стабильности российских финансовых институтов в условиях мирового кризиса.

Ключевые слова: банковский кризис, финансовая нестабильность, механизм нейтрализации кризиса, антикризисные меры.

Опыт разных стран доказывает, что банковские кризисы отражают сложный процесс приспособления банковских систем к новым макроэкономическим условиям. Либерализация внешнеэкономических отношений и дерегулирование банковского сектора в развитых и развивающихся странах, глобализация рынка финансовых услуг, рыночные реформы в странах с переходной экономикой - все эти процессы происходили достаточно болезненно, повышая на первых этапах макроэкономическую неустойчивость и несбалансированность экономики и отрицательно сказываясь на состоянии банковских балансов. На фоне возросшей неустойчивости банковской системы оказались крайне восприимчивы к таким традиционным факторам банковских кризисов, как экономический спад, потрясения в реальном секторе экономики.

По данному вопросу существует много научных мнений и общеметодологическую основу теории управления банковским учреждением составляют труды зарубежных и отечественных авторов и, прежде всего, П. Роуза, Дж. Акерлофа, М. Деватрипонта, Д. МакНотона, Ю. Масленчен-кова, Г. Пановой, В. Усоскина, Н. Чижова.

В данной статье мы ставим следующие задачи:

- выявить специфику банковского кризиса в российской экономике;

- изложить перспективы сохранения стабильности российских финансовых институтов в условиях кризиса.

Следует заметить, что российский кризис мало связан с американским финансовым кризисом. Наиболее острая фаза финансового кризиса в США, повлекшая за собой банкротство

182

© Дерябин Г С., Толикова Е. Э., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.