Научная статья на тему 'Интеграция расписания учебных курсов факультета с порталом SharePoint'

Интеграция расписания учебных курсов факультета с порталом SharePoint Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
75
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SAHREPOINT / РАСПИСАНИЕ / ВИЗУАЛЬНЫЙ РЕДАКТОР

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Королев Дмитрий Николаевич

Представлен подход к автоматизации составления расписания на факультете, основанный на интеграции визуального редактора расписания с порталом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Королев Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SharePointIn article the approach to automated timetabling at faculty is presented. The approach is based on integration of the schedule's visual editor with SharePoint portal

Текст научной работы на тему «Интеграция расписания учебных курсов факультета с порталом SharePoint»

4

пункта - возможность манипулировать одними и теми же структурами данных как на стороне самой системы, так и на стороне тестового окружения, а также обеспечение прозрачности механизма обмена данными между ними без необходимости дважды описывать внешние интерфейсы.

Автоматическая генерация конфигурационного файла позволяет избежать ручной работы, а также связанных с этим ошибок при его создании и изменении. Для тех разделов конфигурационного файла, которые не являются проектно-зависимыми (например, формат лог файлов), берутся значения по умолчанию. При необходимости изменить какие-либо из автоматически заданных настроек создается дополнительный файл, в котором эти настройки переопределяются вручную, и далее, при генерации кода тестового окружения используются оба файла с указанием приоритета.

Результат применения описанных идей - автоматическое получение конфигурации окруже-

ния на основе данных, имеющихся в самой тестируемой системе.

Практика повторного создания внешних интерфейсов для системы тестирования, имеющая место при традиционном подходе, является в действительности избыточной и не приводит к повышению качества как целевого программного продукта, так и самого процесса тестирования. Поэтому видится перспективным подход, основанный на описании внешних интерфейсов на специальном проблемно-ориентированном языке с последующей генерацией целевого кода, который в дальнейшем используется как в тестируемой системе, так и в тестовом окружении.

Рассмотренный подход позволяет не только сократить трудоемкость и временные затраты на процесс настройки тестового окружения телекоммуникационных систем, но и снизить количество ошибок тестирования за счет исключения ручного труда.

список литературы

1. ITU-T Recommendation Z.100, CCITT Specification and Description Language (SDL), 03/93. [Электронный ресурс].

2. OMG Unified Modeling Language [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.omg.org/spec/ UML/2.2

3. Веселов, А.О. Автоматизация тестирования телекоммуникационных приложений [Текст] / А.О. Веселов, А.С. Иванов, Б.В. Тютин, В.П. Котляров // Научно-технические ведомости СПбГПУ -2009. -№ 3.

4. Baranov, S. Leveraging UML to deliver correct

telecom applications in UML for Real: Design of Embedded Real-Time Systems [Текст] / S. Baranov, C. Jervis, V. Kotlyarov [et al.]; by ed. L. Lavagno, G. Martin, B. Selic. -Kluwer Academic Publishers, 2003. -P. 323-342

5. Воинов, Н.В. Верификация и автоматизация тестирования UML проектов [Текст] / Н.В. Воинов, В.П. Котляров // Научно-технические ведомости СПбГПУ -2009. -№ 3.

6. ITU Recommendation Z.120. Message Sequence Charts (MSC), 11/99. [Электронный ресурс].

УДК 377.121.427

Д.Н. Королев

интеграция расписания учебных курсов факультета с порталом sharepoint

Задача любой организации - предоставить единый структурированный доступ ко всей информации для сотрудников [1]. Математико-механический факультет Санкт-Петербургского

государственного университета для этих целей разворачивает портал SharePoint 2010. Структура и содержание портала в первую очередь ориентированы на студентов и преподавателей. В связи с

Конференции

чем возникает желание видеть расписание учебных курсов на портале.

Существующие программы, помогающие в составлении расписания, можно найти лишь в коммерческом секторе [2]. Безусловными достоинствами подобных реализаций являются:

вывод на печать (Word/Excel/HTML);

широкий функционал, апробированный в нескольких вузах;

возможность некоторых редакторов генерировать расписания по заданным условиям.

К сожалению, у всех этих программ есть ряд недостатков.

Во-первых, серьезным упущением является ориентированность исключительно на человека, составляющего расписание, забывая при этом про конечного пользователя - преподавателей и студентов, которым не предоставляется никакого удобного механизма для просмотра и поиска.

Во-вторых, эти инструменты сложно интегрируемы с текущей организацией процесса составления расписания из-за специфики сбора информации в каждой отдельной организации [3].

В статье рассматривается решение данных проблем с целью предоставления факультету функционала для работы с расписанием.

Постановка задачи. Задача составления расписания далеко не нова, но получить решение, полностью удовлетворяющее всем требованием, до сих пор не удалось [4]. Вся задача условно разбивается на следующие подзадачи:

1) оптимизация процесса составления расписания;

2) возможность доступа к расписанию в Интернете.

Описание задачи составления расписания.

Методика работы над расписанием в целом подразумевает под собой анализ представленных ниже пунктов.

1. Перечень исходных данных для формирования расписания.

2. Общие требования ко всему расписанию в целом.

3. Необходимые условия потенциальной возможности построения расписания.

4. Стратегия (общие принципы, политика, общие правила) составления расписания.

5. Общие требования к алгоритму составления расписания и последовательность работы над ним.

6. Дополнительные задачи, решаемые параллельно с составлением расписания занятий.

7. Перечень результатов формирования расписания.

8. Требования к коррекции расписания во время использования его в учебном процессе.

Необходимые условия существования расписания. Для потенциальной возможности построения расписания необходимо выполнение (как минимум) следующих пунктов:

количество классов должно соответствовать количеству имеющихся, надлежащим образом оборудованных, аудиторий;

количество преподавателей должно соответствовать количеству аудиторий.

Базовое требование относится ко всему расписанию в целом и формулируется следующим образом: каждый преподаватель, группа и аудитория не могут быть задействованы дважды в один и тот же момент времени (за исключением случаев объединения/разделения групп).

Базовое требование является единовременным выполнением трех условий:

1) ни одна группа в одно и то же время не может находиться более чем на одной паре, с одним преподавателем, в одной аудитории;

2) ни один преподаватель в одно и то же время не может проводить пару более чем у одной группы, в одной аудитории;

3) ни в одной аудитории в одно и то же время не может проводиться более чем одна пара для одной группы и с одним преподавателем.

Жесткие требования к расписанию:

• занятия должны проходить в специально оборудованных для проведения этого предмета учебных помещениях;

• у каждого преподавателя, являющегося штатным работником, для которого создается расписание, в неделю должен быть хотя бы один выходной день; в течение рабочего дня у преподавателя должен быть перерыв; преподаватель при проведении занятия в закрепленной за ним аудитории, имеет приоритет перед другими преподавателями.

Мягкие требования к расписанию:

4

Рис. 1. Схема сбора информации о расписании

• предметы естественно-математического и гуманитарного циклов должны чередоваться, проведение каждого предмета должно быть равномерно распределено в течение недели, расписание пар строится с учетом работоспособности обучающихся;

• в расписании количество «окон» должно быть минимальным, рабочая неделя преподавателя должна быть равномерно загружена, нежелательно расписание, где преподаватель должен провести только одну пару в день.

Процесс составления расписания на математико-механическом факультете. На начальном этапе рассматриваются учебные планы для каждой специальности. Затем планы разделяются по предметам и рассылаются на кафедры для определения списка задействованных преподавателей. После этого кафедра сопоставляет предметы, группы и преподавателей, а также пожелания о времени проведения занятий по дисциплинам. Методист объединяет информацию для составления расписания

Описание реализации проекта

Сбор информации (рис. 1). На портале создается список, содержащий следующие столбцы: «Название предмета», «Кафедра», «Группы», «Преподаватель», «Замечания преподавате-

ля», «Замечания по аудитории», «Замечания по группам».

Методист заполняет три поля: «Название предмета», «Кафедра», «Замечания по группам». После этого каждая кафедра распределяет предметы по преподавателям, учитывая их пожелания.

В результате получена следующая информация:

для каждого преподавателя сформулирован список пожеланий;

для каждого предмета - пожелания об аудиториях, в которых они должны проводиться;

для каждой группы - предметы, которые им должны быть проведены.

Функциональности настольного приложения для методиста. Традиционный функционал визуального редактора. Импорт данных осуществляется главным образом из списка SharePoint. Экспорт производится в отдельную базу данных. Экспорт для печати в Excel.

Проверка корректности. При составлении расписания необходимо учитывать множество факторов: дневную нагрузку студентов и преподавателей, размеры и комплектацию аудиторий, расположение этих аудиторий, желания и возможности преподавателей и еще множество различных факторов.

К сожалению, проверить все подобные тре-

t

Конференции

Рис. 2. Модель проекта

бования не представляется возможным. Но есть среди них те, которые можно учесть на объектной модели. Так, например, несложно проверить наличие у преподавателя в определенное время единственной пары или проведение единственной пары в один момент времени в аудитории. Другими словами, имеется возможность проверить корректность и выполнимость базовых требований.

Программа в процессе составления расписания проводит проверку и в случае несоответствия выдает пользователю предупреждение о нарушении правил.

Функциональности браузерного приложения для студентов. Студент, авторизованный на портале SharePoint, в профиле пользователя имеет следующие данные: «Номер группы», «E-mail», «Телефон».

Таким образом, студент, зашедший на страницу с расписанием, видит пары своей группы на текущий день (либо на следующий, если сегодня - воскресенье или в данный момент уже завершились занятия).

Студент может просмотреть расписание на всю неделю, а также узнать о занятости преподавателей. Кроме того, ему доступна навигация по остальным группам.

Производится рассылка информации об изменениях в расписании на указанный e-mail.

Функциональности браузерного приложения для преподавателей. Преподаватель, авторизованный на портале SharePoint, в профиле пользователя имеет следующие данные: «Кафедра», «E-mail», «Телефон».

Преподаватель видит информацию о своем расписании, ему доступна навигация по другим преподавателям и группам.

Производится рассылка информации об изменениях в расписании на указанный e-mail.

Модель проекта представлена на рис. 2.

Проект находится в стадии реализации, ведется активное взаимодействие с методистами факультета.

Планируются следующие дополнительные возможности:

автоматизация получения списка предметов на портале из учебного плана;

редактирование преподавателями расписания своих пар;

система уведомления об изменениях в расписании;

создание специальных узлов на портале Share-Point для общения студентов и преподавателей.

4

список л

1. Романовский, И.В. Дискретный анализ: Учеб. пособие для студентов, специализирующихся по прикладной математике и информатике [Текст] / И.В. Романовский. -Невский Диалект, БХВ-Петербург, 2004. -320 с.

2. Материалы и архивы разных лет конференций ИТО (Информационные технологии в образовании) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ito.su

3. Европейская рабочая группа по Автоматизированному составлению расписаний [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.asap.cs.nott.ac.uk/ watt/index.html

4. Пиликов, Н.П. Задача составления школьного расписания: Статья [Электронный ресурс] / Н.П. Пи-ликов. -Режим доступа: http://www.mnogosmenka.ru/ рШкоу^Лоо!.Йт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.