4
пункта - возможность манипулировать одними и теми же структурами данных как на стороне самой системы, так и на стороне тестового окружения, а также обеспечение прозрачности механизма обмена данными между ними без необходимости дважды описывать внешние интерфейсы.
Автоматическая генерация конфигурационного файла позволяет избежать ручной работы, а также связанных с этим ошибок при его создании и изменении. Для тех разделов конфигурационного файла, которые не являются проектно-зависимыми (например, формат лог файлов), берутся значения по умолчанию. При необходимости изменить какие-либо из автоматически заданных настроек создается дополнительный файл, в котором эти настройки переопределяются вручную, и далее, при генерации кода тестового окружения используются оба файла с указанием приоритета.
Результат применения описанных идей - автоматическое получение конфигурации окруже-
ния на основе данных, имеющихся в самой тестируемой системе.
Практика повторного создания внешних интерфейсов для системы тестирования, имеющая место при традиционном подходе, является в действительности избыточной и не приводит к повышению качества как целевого программного продукта, так и самого процесса тестирования. Поэтому видится перспективным подход, основанный на описании внешних интерфейсов на специальном проблемно-ориентированном языке с последующей генерацией целевого кода, который в дальнейшем используется как в тестируемой системе, так и в тестовом окружении.
Рассмотренный подход позволяет не только сократить трудоемкость и временные затраты на процесс настройки тестового окружения телекоммуникационных систем, но и снизить количество ошибок тестирования за счет исключения ручного труда.
список литературы
1. ITU-T Recommendation Z.100, CCITT Specification and Description Language (SDL), 03/93. [Электронный ресурс].
2. OMG Unified Modeling Language [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.omg.org/spec/ UML/2.2
3. Веселов, А.О. Автоматизация тестирования телекоммуникационных приложений [Текст] / А.О. Веселов, А.С. Иванов, Б.В. Тютин, В.П. Котляров // Научно-технические ведомости СПбГПУ -2009. -№ 3.
4. Baranov, S. Leveraging UML to deliver correct
telecom applications in UML for Real: Design of Embedded Real-Time Systems [Текст] / S. Baranov, C. Jervis, V. Kotlyarov [et al.]; by ed. L. Lavagno, G. Martin, B. Selic. -Kluwer Academic Publishers, 2003. -P. 323-342
5. Воинов, Н.В. Верификация и автоматизация тестирования UML проектов [Текст] / Н.В. Воинов, В.П. Котляров // Научно-технические ведомости СПбГПУ -2009. -№ 3.
6. ITU Recommendation Z.120. Message Sequence Charts (MSC), 11/99. [Электронный ресурс].
УДК 377.121.427
Д.Н. Королев
интеграция расписания учебных курсов факультета с порталом sharepoint
Задача любой организации - предоставить единый структурированный доступ ко всей информации для сотрудников [1]. Математико-механический факультет Санкт-Петербургского
государственного университета для этих целей разворачивает портал SharePoint 2010. Структура и содержание портала в первую очередь ориентированы на студентов и преподавателей. В связи с
Конференции
чем возникает желание видеть расписание учебных курсов на портале.
Существующие программы, помогающие в составлении расписания, можно найти лишь в коммерческом секторе [2]. Безусловными достоинствами подобных реализаций являются:
вывод на печать (Word/Excel/HTML);
широкий функционал, апробированный в нескольких вузах;
возможность некоторых редакторов генерировать расписания по заданным условиям.
К сожалению, у всех этих программ есть ряд недостатков.
Во-первых, серьезным упущением является ориентированность исключительно на человека, составляющего расписание, забывая при этом про конечного пользователя - преподавателей и студентов, которым не предоставляется никакого удобного механизма для просмотра и поиска.
Во-вторых, эти инструменты сложно интегрируемы с текущей организацией процесса составления расписания из-за специфики сбора информации в каждой отдельной организации [3].
В статье рассматривается решение данных проблем с целью предоставления факультету функционала для работы с расписанием.
Постановка задачи. Задача составления расписания далеко не нова, но получить решение, полностью удовлетворяющее всем требованием, до сих пор не удалось [4]. Вся задача условно разбивается на следующие подзадачи:
1) оптимизация процесса составления расписания;
2) возможность доступа к расписанию в Интернете.
Описание задачи составления расписания.
Методика работы над расписанием в целом подразумевает под собой анализ представленных ниже пунктов.
1. Перечень исходных данных для формирования расписания.
2. Общие требования ко всему расписанию в целом.
3. Необходимые условия потенциальной возможности построения расписания.
4. Стратегия (общие принципы, политика, общие правила) составления расписания.
5. Общие требования к алгоритму составления расписания и последовательность работы над ним.
6. Дополнительные задачи, решаемые параллельно с составлением расписания занятий.
7. Перечень результатов формирования расписания.
8. Требования к коррекции расписания во время использования его в учебном процессе.
Необходимые условия существования расписания. Для потенциальной возможности построения расписания необходимо выполнение (как минимум) следующих пунктов:
количество классов должно соответствовать количеству имеющихся, надлежащим образом оборудованных, аудиторий;
количество преподавателей должно соответствовать количеству аудиторий.
Базовое требование относится ко всему расписанию в целом и формулируется следующим образом: каждый преподаватель, группа и аудитория не могут быть задействованы дважды в один и тот же момент времени (за исключением случаев объединения/разделения групп).
Базовое требование является единовременным выполнением трех условий:
1) ни одна группа в одно и то же время не может находиться более чем на одной паре, с одним преподавателем, в одной аудитории;
2) ни один преподаватель в одно и то же время не может проводить пару более чем у одной группы, в одной аудитории;
3) ни в одной аудитории в одно и то же время не может проводиться более чем одна пара для одной группы и с одним преподавателем.
Жесткие требования к расписанию:
• занятия должны проходить в специально оборудованных для проведения этого предмета учебных помещениях;
• у каждого преподавателя, являющегося штатным работником, для которого создается расписание, в неделю должен быть хотя бы один выходной день; в течение рабочего дня у преподавателя должен быть перерыв; преподаватель при проведении занятия в закрепленной за ним аудитории, имеет приоритет перед другими преподавателями.
Мягкие требования к расписанию:
4
Рис. 1. Схема сбора информации о расписании
• предметы естественно-математического и гуманитарного циклов должны чередоваться, проведение каждого предмета должно быть равномерно распределено в течение недели, расписание пар строится с учетом работоспособности обучающихся;
• в расписании количество «окон» должно быть минимальным, рабочая неделя преподавателя должна быть равномерно загружена, нежелательно расписание, где преподаватель должен провести только одну пару в день.
Процесс составления расписания на математико-механическом факультете. На начальном этапе рассматриваются учебные планы для каждой специальности. Затем планы разделяются по предметам и рассылаются на кафедры для определения списка задействованных преподавателей. После этого кафедра сопоставляет предметы, группы и преподавателей, а также пожелания о времени проведения занятий по дисциплинам. Методист объединяет информацию для составления расписания
Описание реализации проекта
Сбор информации (рис. 1). На портале создается список, содержащий следующие столбцы: «Название предмета», «Кафедра», «Группы», «Преподаватель», «Замечания преподавате-
ля», «Замечания по аудитории», «Замечания по группам».
Методист заполняет три поля: «Название предмета», «Кафедра», «Замечания по группам». После этого каждая кафедра распределяет предметы по преподавателям, учитывая их пожелания.
В результате получена следующая информация:
для каждого преподавателя сформулирован список пожеланий;
для каждого предмета - пожелания об аудиториях, в которых они должны проводиться;
для каждой группы - предметы, которые им должны быть проведены.
Функциональности настольного приложения для методиста. Традиционный функционал визуального редактора. Импорт данных осуществляется главным образом из списка SharePoint. Экспорт производится в отдельную базу данных. Экспорт для печати в Excel.
Проверка корректности. При составлении расписания необходимо учитывать множество факторов: дневную нагрузку студентов и преподавателей, размеры и комплектацию аудиторий, расположение этих аудиторий, желания и возможности преподавателей и еще множество различных факторов.
К сожалению, проверить все подобные тре-
t
Конференции
Рис. 2. Модель проекта
бования не представляется возможным. Но есть среди них те, которые можно учесть на объектной модели. Так, например, несложно проверить наличие у преподавателя в определенное время единственной пары или проведение единственной пары в один момент времени в аудитории. Другими словами, имеется возможность проверить корректность и выполнимость базовых требований.
Программа в процессе составления расписания проводит проверку и в случае несоответствия выдает пользователю предупреждение о нарушении правил.
Функциональности браузерного приложения для студентов. Студент, авторизованный на портале SharePoint, в профиле пользователя имеет следующие данные: «Номер группы», «E-mail», «Телефон».
Таким образом, студент, зашедший на страницу с расписанием, видит пары своей группы на текущий день (либо на следующий, если сегодня - воскресенье или в данный момент уже завершились занятия).
Студент может просмотреть расписание на всю неделю, а также узнать о занятости преподавателей. Кроме того, ему доступна навигация по остальным группам.
Производится рассылка информации об изменениях в расписании на указанный e-mail.
Функциональности браузерного приложения для преподавателей. Преподаватель, авторизованный на портале SharePoint, в профиле пользователя имеет следующие данные: «Кафедра», «E-mail», «Телефон».
Преподаватель видит информацию о своем расписании, ему доступна навигация по другим преподавателям и группам.
Производится рассылка информации об изменениях в расписании на указанный e-mail.
Модель проекта представлена на рис. 2.
Проект находится в стадии реализации, ведется активное взаимодействие с методистами факультета.
Планируются следующие дополнительные возможности:
автоматизация получения списка предметов на портале из учебного плана;
редактирование преподавателями расписания своих пар;
система уведомления об изменениях в расписании;
создание специальных узлов на портале Share-Point для общения студентов и преподавателей.
4
список л
1. Романовский, И.В. Дискретный анализ: Учеб. пособие для студентов, специализирующихся по прикладной математике и информатике [Текст] / И.В. Романовский. -Невский Диалект, БХВ-Петербург, 2004. -320 с.
2. Материалы и архивы разных лет конференций ИТО (Информационные технологии в образовании) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ito.su
3. Европейская рабочая группа по Автоматизированному составлению расписаний [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.asap.cs.nott.ac.uk/ watt/index.html
4. Пиликов, Н.П. Задача составления школьного расписания: Статья [Электронный ресурс] / Н.П. Пи-ликов. -Режим доступа: http://www.mnogosmenka.ru/ рШкоу^Лоо!.Йт