Научная статья на тему 'Интеграция процессов информатизации в систему управления развитием предприятия'

Интеграция процессов информатизации в систему управления развитием предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1001
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕДПРИЯТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / INFORMATIZATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / ENTERPRISE / MANAGEMENT / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцева Н. В.

Проведен анализ работ отечественных и зарубежных ученых, который позволил наиболее точно определить основные проблемы внедрения процессов информатизации в управление развитием предприятия. Доказана необходимость и актуальность применения информационно-коммуникационных технологий для эффективной организации работы предприятия. На основе системного анализа основных проблем современной экономики и работы системы управления предприятий предложены основные этапы интеграции процессов информатизации в систему управления развитием предприятия и функциональная схема координационно-информационного центра предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайцева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of informatization processes to the enterprise development management system

The article analyzes the efficiency of domestic and foreign scientists, which allowed the most accurate identification of the main problems of introducing informatization processes in the management of the enterprise development. Also, the necessity and relevance of applying the information and communication technologies for effectiveorganization of the enterprise's work is proved. Based on the system analysis of the main problems of the modern economy and the functioning of the management system, the main stages of integrating the processes into the development management system and the functional diagram of the enterprise information and coordination center are proposed.

Текст научной работы на тему «Интеграция процессов информатизации в систему управления развитием предприятия»

УДК 338.45

Н.В. ЗАЙЦЕВА, канд. экон. наук, доцент кафедры моделирования экономики, e-mail: [email protected]

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР

ИНТЕГРАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ

Проведен анализ работ отечественных и зарубежных ученых, который позволил наиболее точно определить основные проблемы внедрения процессов информатизации в управление развитием предприятия. Доказана необходимость и актуальность применения информационно-коммуникационных технологий для эффективной организации работы предприятия. На основе системного анализа основных проблем современной экономики и работы системы управления предприятий предложены основные этапы интеграции процессов информатизации в систему управления развитием предприятия и функциональная схема координационно-информационного центра предприятия.

Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, предприятие, управление, развитие.

Zaitseva N.V. Integration of informatization processes to the enterprise development management system.

The article analyzes the efficiency of domestic and foreign scientists, which allowed the most accurate identification of the main problems of introducing informatization processes in the management of the enterprise development. Also, the necessity and relevance of applying the information and communication technologies for effective organization of the enter-

prise's work is proved. Based on the system analysis of the main problems of the modern economy and the functioning of the management system, the main stages of integrating the processes into the development management system and the functional diagram of the enterprise information and coordination center are proposed.

Keywords: informatization, information technologies, enterprise, management, development.

В настоящее время процессы информатизации все в большей степени охватывают практически все стороны деятельности человека. К таким сферам можно отнести: управление, экономику, науку, культуру, образование, инновационную деятельность и пр. Широкое применение информационно-коммуникационных технологий в управлении не только предприятий, но и государства в целом является в настоящее время мировой тенденцией. На современном этапе развития общества использование современных информационных технологий приобретает важнейшее значение для обеспечения конкурентоспособности национальной экономики государства, повышения уровня жизни населения, развития персонала и др. В большей степени процессы информатизации отразились на развитии управления предприятиями, бизнеса и пр.

© Н.В. Зайцева, 2018

В современных условиях информационные технологии стали неотъемлемой частью процесса функционирования предприятия, что привело к переходу от функционально-ориентированного к процессно-ориентированному подходу в управлении предприятием. Именно поэтому внедрение информатизации процессов управления становится актуальным для предприятий, стремящихся к совершенствованию деятельности. Процессы информатизации позволяют более эффективно организовывать работу предприятия за счет автоматизации операций, замедляющих процесс принятия решений.

В настоящее время уже много работ посвящено изучению информатизации управления предприятием. Однако данная тема исследована недостаточно, так как еще много ученых расходятся в определении основных понятий. Исследованием вопросов информатизации процессов управления занимались такие отечественные ученые, как Г.А. Титоренко, В.И. Дудорин, Г.Л. Макарова, А.А. Бойко, О.И. Волков, М.И. Семенов, П.В. Нестеров, В.А. Климов, Т.Е. Мамонова, В.А. Грабауров и многие др., а также ряд зарубежных ученых: М. Хаммер, Дж. Чампи, Э. Деминг, В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар, М. Портер, В. Шеер, Т. Девенпорт и др. Однако должного рассмотрения не получили вопросы внедрения процессов информатизации в управление развитием предприятия. Вопросы разработки новых подходов к управлению развитием предприятия на основе использования современных информационных технологий требуют дальнейшей проработки.

Качественное управление предприятием определяется уровнем информационной обеспеченности управляющей системы. Результаты новейших исследований показали, что скорость передачи информации, её полнота и достоверность во

многом зависит от автоматизации основных процессов предприятия, уровня его информационно-технологической оснащённости. Стоит отметить, что управление развитием предприятия остаётся одним из основных направлений в каждой организации. Наличие должного уровня информатизации в системе управления развитием предприятия позволяет обеспечить наращивание потенциала данного предприятия, повысить его использование, а также внедрить новейшие инновации.

Целью исследования является выявление этапов интеграции процессов информатизации в систему управления развитием предприятия, обеспечивающей внедрение новейших информационно-технологических тенденций в систему его управления.

Постоянные, комплексные изменения внутренней и внешней среды предприятия обуславливают возникновение проблем различного уровня организации. Как известно, без должного развития телекоммуникационных систем решение многих проблем представляется невозможным. Таким образом, вопрос должной информатизации предприятия остаётся актуальным.

На основе анализа работ ученных, посвященных вопросам внедрения информационных технологий в процессы управления, было определено понятие информатизации.

Информатизация предприятия

представляет собой направленный процесс системного внедрения информационно-коммуникационных технологий, программных средств с целью получения новых свойств предприятия. Полученные свойства позволяют наиболее эффективно построить операционную и специальную деятельность предприятия [1, 2].

В системе управления предприятием информатизация имеет решающее значение. Стоит отметить, что именно

хорошо обеспеченная информационными связями система верхнего уровня создаёт основу для дальнейшего развития предприятия, позволяет выбрать вектор её развития и в дальнейшем управлять тем самым развитием.

Качественная информатизация системы управления позволяет получить конкретные конкурентные преимущества перед другими предприятиями: наблюдать за изменениями конъюнктуры рынка и тенденций в производстве, повышать качество товаров и услуг, увеличивать количественные показатели деятельности и т.д. [2].

В рамках системы управления развитием предприятия может быть достигнут максимальный эффект от использования новейших средств информационных технологий, так как именно на уровне управления находятся лица, принимающие решения наиболее важные для предприятия. Однако достижение такого эффекта невозможно без грамотной интеграции процессов информатизации. Предложенные этапы интеграции процессов информатизации в систему управления развитием предприятия представлены на рис. 1.

Рассмотрим более подробно этапы интеграции процессов информатизации в систему управления развитием предприятия.

Интеграцию процесса информатизации необходимо начинать с изучения существующих информационных средств и технологий на предприятии, что позволяет оценить текущий уровень информатизации предприятия. В случае с информационно-технологически развитыми предприятиями достаточно лишь усложнить существующий процесс. При интеграции процесса информатизации в систему управления предприятий, которые имеют слабое информационное и технологическое поле, необходима полная ре-

организация или построение нового процесса [4].

На втором этапе осуществляется разработка специальных планов и программ внедрения новейших процессов информатизации в систему управления предприятием. На третьем этапе проводится моделирование будущего процесса информатизации управления развитием предприятия с целью проведения на четвёртом этапе экспериментального внедрения изменений.

На следующем этапе происходит оптимизация предложенных изменений, и как следствие, на предпоследнем этапе внедряются новейшие положения информатизации в процесс управления развитием предприятия. Завершает внедрение координация нововведённого процесса.

Следовательно, необходимо рассматривать интеграцию процессов информатизации как совокупность взаимосвязанных бизнес-процессов с целью упрощения понимания внедрения самого процесса и дальнейшего повышения эффективности информатизации в системе управления развитием предприятия.

В условиях внедрения информационных технологий в процессы управления на предприятиях стали формироваться новые подразделения и появляться дополнительные должности, которые отвечают за работу пользователей информацией, обмен документами, а также сопровождение программного обеспечения. Следует отметить, что увеличение количества сотрудников и подразделений не всегда дает желаемый результат. Необходимо выработать эффективный подход, который позволит интегрировать в систему управления предприятием функции информационного обеспечения, что будет способствовать достижению его стратегических целей.

Для устранения таких проблем, как несогласованные действия сотрудников,

Этап I Анализ существующего процесса

Этап II Разработка специальных планов и программ внедрения

*

Этап III Разработка модели будущего процесса информатизации управления

развитием предприятия

*

Этап IV Экспериментальное внедрение изменений

*

Этап V Оптимизация предложенных изменений

*

Этап VI Внедрение новейших положений информатизации в процесс управления

развитием предприятия

*

Этап VII Координация процесса

Рис. 1. Этапы интеграции процессов информатизации в систему управления развитием предприятия

наличие разных структур баз данных документов, которые используются разными работниками, отсутствие единого управления информационной областью предприятия, предлагается выделить отдельное подразделение предприятия как координационно-информационный центр. Главной задачей данного центра является контроль и регулирование потоков информации, способствование защите данных от вирусов и несанкционированного доступа и др. Данный информационный центр находится в подсистеме оперативного управления и нацелен на ускорение достижения стратегических целей предприятия.

На рис. 2 представлена функциональная схема такого координационно-информационного центра. Схема отражает взаимосвязанные элементы информационного обеспечения предприятия. Каждый такой элемент имеет свой входной

и выходной информационный поток. На схеме информационные потоки, которые свидетельствуют об имеющихся документах, показаны пунктирными линиями, а информационные потоки сообщений, образующиеся в связи с обменом информацией между пользователями, отражены сплошными линиями.

Информационные потоки, отражающие документы, образованы в результате принятия решений. Данное принятие решений основывается на постоянном анализе информации, которая поступает из подразделений предприятия.

Основные компоненты, которые характерны для координационной функции: поиск, предоставление и обмен необходимой информацией для эффективной работы предприятия; осуществление постоянного контроля и аудита отчетов о выполнении работ; установление дедлай-нов выполнения работ; регистрация рас-

Рис 2. Функциональная схема координационно-информационного

центра предприятия

поряжений; распределение распоряжений по направлениям среди работников и подразделений.

Координационная функция связана с системой информационного обеспечения, которая содержит следующие элементы: проверка информационных носителей на наличие вирусов; описание движения информации; регистрация входящих данных; формирование базы данных; предоставление необходимых данных пользователям; архивирование информации.

Метафункции координационно-информационного центра для различных предприятий (независимо от их размеров и направлений деятельности) особо не отличаются. Однако следует отметить, что распределение задач среди отделов центра приводит к значительным отличиям организационной структуры. Главными подразделениями координационно-информационного центра являются: информационной экспертизы; учета и отчетности; планирования; информационного обеспечения и др.

На более крупных предприятиях функции координации разделяют между двумя специализированными подразделениями. Данные исследования будут отражены в последующих работах.

Выводы

Таким образом, целью внедрения процесса информатизации будет трансформация существующих систем связи, которые будут движущей силой развития организации. Интеграция процессов информатизации в систему управления развитием предприятия позволяет значи-

тельно продлить жизненный цикл организации. Данный аспект управления предприятием является достаточно быстро эволюционирующим, что позволяет адаптироваться под изменения во внешней и внутренней среде. Разработанная функциональная схема координационно-информационного центра предприятия позволит оптимизировать процесс обмена данными между структурными подразделениями, а также обеспечить своевременность принятия управленческих решений, определить эффективное стратегическое направление инновационного развития.

Список использованной литературы

1. Захаров, Н.Л. Управление социальным развитием предприятия / Н.Л. Захаров, А.Л. Кузнецов - Ижевск: ИжГТУ, 2006 - С. 121-123.

2. Пугачёв, В.М. Роль информационных технологий в науке и образовании / В.М. Пугачёв, Е.Г. Газенаур // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2009. - № 3. - С. 31-34.

3. Ригин, В.А. Информатизация в аспекте процессно-ориентированного подхода к управлению предприятием /

B.А. Ригин // Управление территориальным развитием. - Москва, 2013. -

C. 86-91.

4. Абдрахманова, Г.И. Тенденции развития информационных и коммуникационных технологий / Г.И. Абдрах-манова, Г.Г. Ковалёва // Форсайт. -2009. - № 4 (12). - С. 44-55.

Статья поступила в редакцию 26.01.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.