Научная статья на тему 'Интеграция противотуберкулёзной службы и общей лечебной сети в Республике Таджикистан'

Интеграция противотуберкулёзной службы и общей лечебной сети в Республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУБЕРКУЛЁЗ / ПМСП / ИНТЕГРАЦИЯ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / СМЕРТНОСТЬ / ВЫЯВЛЯЕМОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ / TUBERCULOSIS / PRIMARY HEALTH CARE / INTEGRATION / MORBIDITY / MORTALITY / DETECTABILITY / NATIONAL INDICATORS / БЕМОРИИ СИЛ / КУМАКИ АВВАЛИЯИ ТИББИ / ЦАМОЦАНГИ / БЕМОРШАВИ / ФАВТ / ОШКОРКУНИ / НИШОНДИЦАНДАЦОИ МИЛЛИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бобоходжаев Октам Икрамович, Раджабов Джурахон Мирзалиевич, Миралиев Салохидин Раджабович

Цель исследования. Изучение эффективности поэтапной интеграции учреждений первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) с противотуберкулёзной службой в Республике Таджикистан, основанной на динамике основных эпидемиологических показателей по туберкулёзу (ТБ) и некоторых Национальных индикаторов здравоохранения. Материал и методы. В работе обобщен материал по этапам интеграции учреждений ПМСП с противотуберкулёзной службой в Республике Таджикистан. При анализе использованы приказы Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан, отчеты Национальной туберкулёзной программы и Глобальный отчет ВОЗ, собственные наблюдения. Результаты. Интеграция учреждений ПМСП с противотуберкулёзной службой в Республике Таджикистан проводилась поэтапно, начиная с 1998 по 2018 гг. По данным официальной статистики, в Республике Таджикистан за последние 10 лет максимальные цифры регистрируемой заболеваемости ТБ отмечались в 2008 году 83,8; в 2017 году 59,8 случаев на 100 тысяч населения. Показатель смертности в эти годы также снизился с 5,4 до 4,3 на 100 тыс. населения. После полного покрытия страны программой ДОТС доля больных ТБ, выявленных в учреждениях ПМСП, стабильно увеличивается и за последние 10 лет достигает 53,7% случаев. Заключение. Интеграционные процессы в Таджикистане способствуют улучшению эпидемиологической ситуации по ТБ, что отражается в основных эпидемиологических показателях, а их эффективность обосновывается улучшением Национальных индикаторов здравоохранения по ТБ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бобоходжаев Октам Икрамович, Раджабов Джурахон Мирзалиевич, Миралиев Салохидин Раджабович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of antituberculosis service and general medical network in the Republic of Tajikistan

Aim. Study of the effectiveness of stage-by-stage integration of Primary Health Care (PHC) institutions with antituberculous service in the Republic of Tajikistan, based on the dynamics of the main epidemiological indicators for TB and some National health indicators. Material and Methods. This work summarizes the material on the stages of integration of PHC institutions with antituberculous service in the Republic of Tajikistan. In the analysis the orders of the Ministry of Health and Social Protection of the Population of the Republic of Tajikistan, reports of the National tuberculosis program and the WHO Global report, own observations were used. Results. Integration of PHC institutions with antituberculous service in the Republic of Tajikistan was implemented step-by step, starting from 1998 to 2018. According to official statistics in the Republic of Tajikistan over the past 10 years, the maximum figures of the recorded TB indicators were observed in 2008, amounted to 83,8; in 2017 59,8 cases per 100 thousand population. The mortality rate in these years also decreased from 5,4 to 4,3 per 100 thousand of population. After full coverage of the country with the DOTS program, the proportion of TB patients detected in PHC institutions is steadily increasing and over the past 10 years reaches 53,7% of cases. Conclusion. Integration processes in Tajikistan contribute to the improvement of the epidemiological situation on TB, which affects the main epidemiological indicators, and their efficiency is justified by the improvement of National health indicators on TB.

Текст научной работы на тему «Интеграция противотуберкулёзной службы и общей лечебной сети в Республике Таджикистан»

УДК 614.39;616-002.5-036.22 doi: 10.31712/2221-7355-2019-9-2-126-132

ИНТЕГРАЦИЯ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЁЗНОЙ СЛУЖБЫ И ОБЩЕЙ ЛЕЧЕБНОЙ СЕТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

1БОБОХОДЖАЕВ О.И., 2РАДЖАБОВ Д.М., 2МИРАЛИЕВ С.Р.

!Кафедра фтизиопульмонологии ТГМУ им. Абуали ибн Сино

2Кафедра общественного здравоохранения с курсом истории медицины и медицинской статистики ТГМУ им. Абуали ибн Сино

Цель исследования. Изучение эффективности поэтапной интеграции учреждений первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) с противотуберкулёзной службой в Республике Таджикистан, основанной на динамике основных эпидемиологических показателей по туберкулёзу (ТБ) и некоторых Национальных индикаторов здравоохранения. Материал и методы. В работе обобщен материал по этапам интеграции учреждений ПМСП с противотуберкулёзной службой в Республике Таджикистан. При анализе использованы приказы Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан, отчеты Национальной туберкулёзной программы и Глобальный отчет ВОЗ, собственные наблюдения.

Результаты. Интеграция учреждений ПМСП с противотуберкулёзной службой в Республике Таджикистан проводилась поэтапно, начиная с 1998 по 2018 гг. По данным официальной статистики, в Республике Таджикистан за последние 10 лет максимальные цифры регистрируемой заболеваемости ТБ отмечались в 2008 году - 83,8; в 2017 году - 59,8 случаев на 100 тысяч населения. Показатель смертности в эти годы также снизился с 5,4 до 4,3 на 100 тыс. населения. После полного покрытия страны программой ДОТС доля больных ТБ, выявленных в учреждениях ПМСП, стабильно увеличивается и за последние 10 лет достигает 53,7% случаев.

Заключение. Интеграционные процессы в Таджикистане способствуют улучшению эпидемиологической ситуации по ТБ, что отражается в основных эпидемиологических показателях, а их эффективность обосновывается улучшением Национальных индикаторов здравоохранения по ТБ.

Ключевые слова: туберкулёз, ПМСП, интеграция, заболеваемость, смертность, выявляемость, Национальные индикаторы

INTEGRATION OF ANTITUBERCULOSIS SERVICE AND GENERAL MEDICAL NETWORK IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

1BOBOKHODZHAEV O.I., 2RADZHABOV D.M., 2MIRALIEV S.R.

Department of Human Anatomy named after Ya.A. Rakhimov of the Avicenna Tajik State Medical University

department of General Surgery №1 of the Avicenna Tajik State Medical University

Aim. Study of the effectiveness of stage-by-stage integration of Primary Health Care (PHC) institutions with antituberculous service in the Republic of Tajikistan, based on the dynamics of the main epidemiological indicators for TB and some National health indicators.

Material and Methods. This work summarizes the material on the stages of integration of PHC institutions with antituberculous service in the Republic of Tajikistan. In the analysis the orders of the Ministry of Health and Social Protection of the Population of the Republic of Tajikistan, reports of the National tuberculosis program and the WHO Global report, own observations were used.

Results. Integration of PHC institutions with antituberculous service in the Republic of Tajikistan was implemented step-by step, starting from 1998 to 2018. According to official statistics in the Republic of Tajikistan over the past 10 years, the maximum figures of the recorded TB indicators were observed in 2008, amounted to 83,8; in 2017 - 59,8 cases per 100 thousand population. The mortality rate in these years also decreased from 5,4 to 4,3 per 100 thousand of population. After full coverage of the country with the DOTS program, the proportion of TB patients detected in PHC institutions is steadily increasing and over the past 10 years reaches 53,7% of cases.

Conclusion. Integration processes in Tajikistan contribute to the improvement of the epidemiological situation on TB, which affects the main epidemiological indicators, and their efficiency is justified by the improvement of National health indicators on TB.

Key words: tuberculosis, primary health care, integration, morbidity, mortality, detectability, National indicators

Актуальность

Эффективное взаимодействие семейного врача учреждений первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) с врачом-фтизиатром по совместному ведению больного с туберкулёзом (ТБ) является крайне актуальной задачей, решение которой имеет важное медицинское и социальное значение, поскольку речь идет о снижении распространенности ТБ.

Изучению эффективности интеграционных процессов учреждений ПМСП с противотуберкулёзной службой в Республике Таджикистан, а также их влияния на эпидемиологическую ситуацию по ТБ были посвящены многолетние наблюдения, которые освещаются в настоящей работе.

Цель исследования

Изучение эффективности поэтапной интеграции учреждений ПМСП с противотуберкулёзной службой в Республике Таджикистан, основанной на динамике основных эпидемиологических показателей по ТБ и некоторых Национальных индикаторов здравоохранения.

Материал и методы исследования

В данной работе обобщен материал по этапам интеграции учреждений ПМСП с противотуберкулёзной службой в Республике Таджикистан. При анализе использованы приказы Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан, отчеты Национальной туберкулёзной программы (НТП) и Глобальный отчет ВОЗ, собственные наблюдения.

Методы исследований основаны на динамическом отслеживании основных индикаторов по ТБ, принятых для учреждений ПМСП. Данные индикаторы ранее отслеживались хаотически, позже были утверждены приказом Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан и интегрированы в Национальные индикаторы здравоохранения [1]. В число этих индикаторов входят:

> процент выявленных ТБ больных на уровне ПМСП;

> доля успешно пролеченных случаев ТБ на уровне ПМСП;

> процент обследованных лиц из числа контактных лиц с ТБ больным на уровне ПМСП;

> процент контактных детей в возрасте 0-6 лет, охваченных химиопрофилактикой на уровне ПМСП.

Кроме указанных Национальных индикаторов здравоохранения, нами отслеживались основные эпидемиологические показатели

по ТБ (заболеваемость, смертность, процент выявления), а также доля охвата больных с чувствительными и лекарственно устойчивыми формами ТБ изначально амбулаторным лечением в учреждениях ПМСП.

Для статистического анализа полученных данных использовалось программное обеспечение по прогностической аналитике (SPSS, версия 13.0) в связи с её гибкостью и простотой в использовании при переводе необработанных данных в таблицы формата MS Word. Полученные в результате исследования данные обработаны общепринятыми методами вариационной статистики. В тексте основные результаты представлены с использованием значимой (р). Различия при р <0,05 считались значимыми.

Результаты и их обсуждение

Интеграция учреждений ПМСП с противотуберкулёзной службой в Республике Таджикистан проводилась поэтапно: первым этапом прошла реформа преобразования противотуберкулёзных диспансеров в центры, которая была осуществлена ещё в 1998 году, то есть за 5 лет до начала внедрения стратегии ДОТС. Однако подкрепление увеличением финансирования службы и переориентация функций между ТБ службой и ПМСП в эти годы не были осуществлены [2]. Второй этап совпал с началом внедрения и реализации ДОТС программы. Это был 2002 год, и функционирующие на тот период центры по борьбе с ТБ имели не соответствующую потребностям времени материально-техническую базу и необученных специалистов. Однако в этот период по пилотным районам были организованы обучающие программы.

Третий этап интеграционных процессов совпал с периодом полного охвата страны стратегией ДОТС - это был 2008 год. В этот период повсеместно был внедрен диагностический алгоритм, основанный на «пассивном» выявлении лиц с подозрением на ТБ в учреждениях ПМСП и на микроскопическом исследовании мазков их мокроты. «Пассивное» выявление заключалось в том, что участковый/семейный врач (на тот период семейные врачи были подготовлены только в пилотных районах), находясь на приеме, выявлял у пациентов признаки, похожие на ТБ, далее верифицировал диагноз врач-фтизиатр. В этот период, начиная с 2009 года, в стране началось поэтапное внедрение программы ДОТС+, что было сопряжено с разработкой и внедрением новых обучающих программ. Организовывались бактериологические лаборатории, выстроилась трехуровневая

система транспортировки био-материала (с джамоатов до района, из района до области и из области до столицы). В 2009 году был издан новый приказ Министерства здравоохранения Республики Таджикистан от 20 декабря №712 «По усилению противотуберкулезной помощи населению Республики Таджикистан» [3]. В 2009 году также была принята вторая Национальная программа по защите населения от ТБ на период 2010-2015 гг., в которой впервые были разделены функции между противотуберкулезной службой и ПМСП, и ответственными за реализацию программы были назначенные менеджеры ПМСП городов и районов [4]. В этот период в учреждениях ПМСП были организованы пункты сбора мокроты, была улучшена система регистрации и ведения больных ТБ путем внедрения единых учетно-отчетных форм, налажен систематический мониторинг и оценка реализации мероприятий с обсуждением их результатов в учреждении ПМСП.

Четвертый период интеграции был начат в 2013 году и продолжается по сегодняшний день. Начиная с этого года, был пересмотрен и заново внедрен по всей стране новый диагностический алгоритм, основанный на активном выявлении лиц с подозрением на ТБ не только в группах риска, но и среди всего населения. Кроме этого, наряду с проведением микроскопических исследований, в алгоритм было интегрировано параллельное исследование мокроты с использованием экспресс-методов, таких как GeneXpert Rif и Hyin-test. В 2013 году также был издан приказ Министерства здравоохранения о пересмотре Национальных индикаторов здравоохранения, в число которых были введены 4 новых (вышеуказанных) по ТБ службе [3]. В 2014 году издан новый приказ Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан от 28.01.2014 г №36 «Об интеграции туберкулёзных служб и учреждений ПМСП», сущность которого была в организации ДОТС кабинетов во всех городских и районных центрах здоровья, обеспечении их обученными кадрами и необходимым медицинским оборудованием, активном выявлении больных ТБ со стороны семейных специалистов учреждений ПМСП, обеспечении

контролируемого лечения на амбулаторном этапе лечения, обследовании контактных лиц из очагов туберкулёзной инфекции, охвата химиопрофилактикой контактных детей до 7-лет с больными ТБ, проведения санитар-но-просветительной работы по повышению уровня знания населения о ТБ [5].

Следует отметить, что каждый этап интеграции двух служб был продиктован необходимостью того времени. Сегодня, когда во всем мире общепризнана приоритетность амбулаторного ведения по показаниям как ТБ, так его лекарственно устойчивых форм, созревает необходимость в реализации очередного этапа интеграции. В настоящее время при Министерстве здравоохранения и социальной защиты населения создана рабочая группа с целью принятия решения о сроках начала реализации пятого этапа интеграционных процессов. Предусматривается пилотным методом провести полное структурное объединение центров по защите населения от ТБ городов и районов с соответствующими учреждениями ПМСП со всеми вытекающими из этого кадровыми и функциональными реформами. Обсуждается также роль областных ТБ центров в качестве организационно-методических центров, имеющих в своей структуре мониторинговые группы и команды тренеров. На центральном уровне обсуждается вопрос взаимоотношений между двумя головными учреждениями: Республиканским центром по защите населения от ТБ и Национальным центром болезней легких, ТБ и торакальной хирургии.

После описания этапов реализации интеграционных процессов в Таджикистане для оценки эффективности каждого из них обратимся к следующим фактам.

Республика Таджикистан относится к числу 18 стран с высоким бременем по ТБ [6]. Однако, по данным официальной статистики, в Республике Таджикистан за последние 10 лет максимальные цифры показателя регистрируемой заболеваемости ТБ отмечались в 2008 году, который составил 83,8 и постепенно, но стабильно снизился к 2017 году до 59,8 случаев на 100 тысяч населения. Показатель смертности в эти годы также снизился с 5,4 до 4,3 на 100 тыс. населения (табл. 1).

Таблица 1

Основные эпидемиологические показатели по ТБ по данным официальной статистики

(на 100 тыс.населения)

Годы 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Заб-ть 83,8 78,7 78,5 77,0 69,4 65,7 65,8 60,4 60,6 59,8

См-ть 5,4 5,9 6,2 6,5 5,1 4,9 4,6 3,9 3,7 4,3

В то же время, по данным ВОЗ, максималь- течение 15 лет достиг в 2015 году 87 на 100 000

ный расчётный показатель заболеваемости населения, а показатель смертности за тот

ТБ в Таджикистане был в 2000 году и соста- же период снизился с 18 до 4,6 на 100 тысяч

вил 220 на 100 тысяч населения, который в населения (табл. 2).

Таблица 2

Основные эпидемиологические показатели по ТБ по расчетным данным ВОЗ (на 100 тыс. населения)

Годы 2000 2005 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Заболеваемость 220 200 190 191 193 108 100 91 87 85 85

Смертность 18 16 15 16 16 7,6 6,9 5,4 4,6 3,5 3,5

Выявля-емость,% 20 42 48 48 47 75 68 76 77 78 78

Интересна динамика показателя выявляемое™ новых случаев ТБ (case detection). Так, за последние 17 лет выявляемость случаев ТБ увеличилась с 20% до 78% (табл. 2).

Далее мы проанализировали динамику процента выявления больных ТБ в учреждениях ПМСП, начало отслеживания совпадает с третьим этапом интеграционных

процессов, то есть с 2007 года, когда страна была полностью покрыта программой ДОТС (табл. 3).

Как видно из данной таблицы, после полного покрытия страны программой ДОТС доля больных ТБ, выявленных в учреждениях ПМСП, стабильно увеличивается и за последние 10 лет достигает 53,7% случаев.

Процент выявленных случаев ТБ в ПМСП

Таблица 3

Годы Процент выявленных случаев

2008 11%

2009 12%

2010 14%

2011 20%

2012 21,2%

2013 21,8%

2014 39,3%

2015 43,9%

2016 48,4%

2017 53,7%

Другие два индикатора, которые мы отслеживали, - это число обследованных лиц, бывших в контакте с больным активным ТБ, и охват из их числа детей в возрасте 0-6 лет химиопрофилактикой (табл. 4).

Как представлено в данной таблице, охват контактных лиц обследованием, равно как и число детей в возрасте 0-6 лет, получающих химиопрофилактику, в учреждениях ПМСП явно недостаточный. Здесь следует отметить, что по данному вопросу семейные специалисты надеются на врачей-фтизиатров и наоборот.

Мы также провели анализ расширения изначально амбулаторного лечения больных

ТБ и МЛУ ТБ (табл. 5). При этом внедрение ДОТС+ программы в стране начато с 2009 года.

Приведенные в таблице данные свидетельствуют о том, что в Таджикистане приверженность к амбулаторному лечению как больных с чувствительными, так и устойчивыми формами ТБ высокая и в настоящее время составляет соответственно 48,8% и 20,0%, менеджмент возложен также на учреждения ПМСП.

И, наконец, последний индикатор, который отслеживают в учреждениях ПМСП, - это доля успешно пролеченных больных ТБ (табл. 6).

Таблица 4

Процент обследованных контактов ТБ в ПМСП и контактных детей, получивших химиопрофилактику

Год Количество обследованных контактов % Количество контактных детей 0-6 лет, получающих химиопрофилактику %

2005 2867 39,1% 446 15,5%

2006 6719 34,6% 1416 21,0%

2007 10999 32,5% 3729 40,0%

2008 13150 45,8% 4864 37,0%

2009 11191 43,1% 3929 35,1%

2010 13989 30,0% 3313 23,6%

2011 14704 18,8% 3806 25,8%

2012 19055 20,0% 3559 16,5%

2013 23414 12,5% 3091 13,2%

2014 6443 58,3% 2145 33,2%

2015 9759 53,6% 1880 19,2%

2016 11345 60,2% 2020 17,8%

2017 12100 61,8% 2578 21,3%

Таблица 5

Охват больных ТБ и МЛУ ТБ изначально амбулаторным лечением (%)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

ТБ 27,4 28,2 26,3 26,1 29,3 32,5 34,1 32,6 35,2 38,0 38,8 42,2 48,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЛУ-ТБ - - - - 9,6 26,5 39,2 45,3 43,2 31,7 31,6 27,0 20,0

Таблица 6

Доля успешно пролеченных больных ТБ в ПМСП

Год Эффективное лечение среди НС Эффективное лечение среди МБТ+

2005 90,0 86,2

2006 89,4 84,4

2007 88,5 82,6

2008 88,5 82,4

2009 88,1 81,4

2010 87,1 80,2

2011 87,1 79,7

2012 85,2 77,1

2013 88,8 85,2

2014 90,8 88,6

2015 89,7 83,4

2016 89,9 80,8

2017 90,0 81,3

Как видно из таблицы, эффективность лечения больных ТБ в амбулаторных условиях, как среди новых случаев, так и среди больных с МБТ+, высокая и достигает 90%.

Заключение

Таким образом, эпидемиологическая ситуация по ТБ, хотя и остается напряженной, однако показатели заболеваемости и смертности замедлили свой рост и в основном стабилизировались. Одновременно повышается показатель выявляемости новых случаев ТБ. При этом стабильно увеличивается доля больных ТБ, выявленных в учреждениях ПМСП. Процент больных как с чувствительными, так и устойчивыми

формами ТБ, взятых изначально на амбулаторное лечение в учреждениях ПМСП, а также эффективность их лечения также повышаются.

На основании вышеизложенного можно заключить, что интеграционные процессы в Таджикистане способствуют улучшению эпидемиологической ситуации по ТБ, что отражается на основных эпидемиологических показателях, а их эффективность обосновывается улучшением Национальных индикаторов здравоохранения по ТБ.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан от 12.11.2013 г. № 655 «Об утверждении новых Национальных индикаторов здравоохранения».

2. Приказ Министерства здравоохранения Республики Таджикистан от 22.05.1998 г. № 172 «О реорганизации противотуберкулезных диспансеров в центры по борьбе с туберкулезом».

3. Приказ Министерства здравоохранения Республики Таджикистан от 20 декабря 2009 года №712 «По усилению противотуберкулезной помощи населению Республики Таджикистан».

4. Национальная программа защиты населения от туберкулёза в Республике Таджикистан на период 2010-2015гг. Постановление Правительства от 30 декабря 2009 года № 694.

5. Приказ Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан от 28.01.2014 г №36 «Об интеграции туберкулёзных служб и учреждений ПМСП».

6. Global tuberculosis control: WHO Report 2017 / World Health Organization. Geneva, 2018. - 270 p.

REFERENSES

1. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i sotsialnoy zashchity naseleniya Respubliki Tadzhikistan ot 12.11.2013 g. № 655 «Ob utverzhdenii novykh Natsionalnykh indika-torov zdravookhraneniya» [Order of the Ministry of Health and Social Protection of the Population of the Republic of Tajikistan from 12.11.2013 № 655 "On approval of new National health indicators"].

2. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Respubliki Tadzhikistan ot 22.05.1998 g. № 172 «O reorganizatsii protivotuberkuleznykh dispanserov v tsentry po borbe s tuberkulezom» [Order of the Ministry of Health and Social Protection of the Population of the Republic of Tajikistan from 22.05.1998 No. 172 "On the reorganization of TB dispensaries in the centers for the fight against tuberculosis"].

3. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Respubliki Tadzhikistan ot 20 dekabrya 2009 goda №712 «Po usileniyu protivotuberkuleznoy pomoshchi naseleniyu Respubliki Tadzhikistan» [Order of the Ministry of Health and Social Protection of the Population of the Republic of Tajikistan from December 20, 2009 No. 712 "On strengthening antituberculosis care to the population of the Republic of Tajikistan"].

4. Natsionalnaya programma zashchity naseleniya ot tuberkuleza v Respublike Tadzhikistan na period 2010-2015gg. Postanovlenie Pravitelstva ot 30 dekabrya 2009 goda № 694 [National programme for the protection of the population from tuberculosis in the Republic of Tajikistan for the period 2010-2015. Government resolution No. 694 of 30 December 2009].

5. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i sotsialnoy zashchity naseleniya Respubliki Tadzhikistan ot 28.01.2014 g №36 «Ob integratsii tuberkuleznykh sluzhb i uchrezh-deniy PMSP» [Order of the Ministry of Health and Social Protection of the Population of the Republic of Tajikistan from 28.01.2014 № 36 "On the integration of tuberculosis services and institutions of PHC"].

6. Global tuberculosis control: WHO Report 2017. World Health Organization. Geneva, 2018; 270.

Сведения об авторах: Бобоходжаев Октам Икрамович - профессор кафедры фтизиопульмонологии ТГМУ им. Абуали ибн Сино, д.м.н.; тел.: (+992) 98 586 80 80; e-mail:bobokhojaev@mail.ru Миралиев Салохидин Раджабович - профессор кафедры общественного здравоохранения с курсом истории медицины и медицинской статистики ТГМУ им. Абуали ибн Сино; тел.: (+992) 98 528 79 97; e-mail: smiraliev@ mail.ru

Раджабов Джурахон Мирзалиевич - соискатель кафедры общественного здравоохранения с курсом истории медицины и медицинской статистики ТГМУ им. Абуали ибн Сино; тел.: (+992) 918 63 32 95; e-mail: rjurakhon63@ mail.ru

Information about authors: Bobokhodzhaev Oktam Ikramovich - Professor at the Department of Phthisiopulmonology of the Avicenna Tajik State Medical University, Doctor of Medical Sciences, tel: (+992) 98 586 80 80; e-mail: bobokhojaev@mail.ru

Miraliev Salokhidin Radzhabovich - Professor at the Department of Public Health with a Course in the History of Medicine and Medical Statistics of the Avicenna Tajik State Medical University; tel.: (+992) 98 528 79 97; e-mail: smiraliev@mail.ru Radzhabov Dzhurakhon Mirzalievich - Applicant at the Department of Public Health with a Course in the History of Medicine and Medical Statistics of the Avicenna Tajik State Medical University; tel.: (+992) 918 63 32 95; e-mail: rjurak-hon63@mail.ru

ХДМОХДНГИИ СОХТОРХфИ ЗИДДИСИЛЙ ВА ШАБАКАХРИ УМУМИИ ТИББЙ ДАР ЧУМХУРИИ ТОЧИКИСТОН

хБОБОХОЧАЕВ О.И., 2РАЧ,АБОВ Д.М., 3МИРАЛИЕВ С.Р.

!Кафедраи фтизиопулмонологияи ДДТТ ба номи Абуалй ибни Сино

2Кафедраи тандурустии ч,амъиятй бо бахши таърихи тиббй ва омори тиббии ДДТТ ба номи Абуалй ибни Сино

Мацсади тадкццот. Омузиши самаранокии цамоцангии даврагии муассисацои КАТС бо сохторцои зиддисили дар Ч,умхурии Тоцикистон, ки дар цараёни нишондодцои асосии эпидемиологи оид ба бемории сил ва Индикаторцои миллии тандурусти асоснок карда шудаанд.

Мавод ва усул;ои тадкццот. Дар ма^ола маводи цамоцангии даврагии муассисацои КАТС бо сохторцои зиддисили дар Чумхурии Тоцикистон чамъбаст гардидаанд. Хангоми тацлил фармоишцои Вазорати тандурусти ва цифзи ицтимоии ахолии Ч,умхурии Тоцикистон, цисоботцои Барномаи миллии зиддисили, Хисоботи глобалии ТУТ ва мушоцидацои шахси истифода бурда шудааст.

Натица;о. Хамоцангии муассисацои КАТС бо сохторцои зиддисили дар Чумхурии Тоцикистон тари^и даврави гузаронида шудааст, огоз аз соли 1998 то соли 2018. Тиб^и маълумоти расмии омори Чумхурии Тоцикистон дар 10 соли охир нишондодцои максималии беморшавии цолатцои цайдшудаи бемории сил дар соли 2008 ба 83,8 баробар буда, дар соли 2017 ба 59,8 цолат ба 100 цазор ацоли баробар шудааст. Ни-шондоди фавт дар цамин солхр аз 5,4 то 4,3 ба 100 цазор ацоли паст гардидааст. Баъд аз бо пурраги фаро гирифтани кишвар ба барномаи ДОТС цацми бемории силе, ки дар муассисацои КАТС дарёфт шудаанд, мунтаззам зиёд гардида, дар 10 соли охир ба 53,7% цолатцо расидааст.

Хулоса. Чорабинщои цамоцанги дар Чумхурии Тоцикистон ба бецтар гардонидани ваъзи эпидемиологии бемории сил мусоидат мекунад, ки дар нишондщандацои асосии эпидемиологи инъникос ёфтааст ва самаронокии он дар бецтар гардидани Индикаторцои миллии тандурусти оид ба бемории сил асоснок карда шудааст.

Калима;ои асоси: Бемории сил, кумаки аввалияи тибби, цамоцанги, беморшави, фавт, ошкоркуни, Ни-шондщандацои милли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.