Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ 1С В МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ'

ИНТЕГРАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ 1С В МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальное управление / бизнес-процессы / / интеграция цифровизация / municipal management / business processes / 1C / digitalization integration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корниенко Дмитрий Васильевич, Мишина Светлана Викторовна

Статья посвящена сравнительному анализу различных аспектов внедрения цифровых решений в муни-ципальное управление при помощи программных продуктов линейки . Отдельное внимание уделено улучше-нию бюджетного планирования, управлению кадровыми ресурсами, а также осуществлению эффективного до-кументооборота. На примере города рассмотрены проблемные зоны и предложены некоторые варианты повы-шения качества предоставляемых услуг. В результате чего ожидается улучшение оперативности, прозрачности и эффективности муниципального управления, а также повышение качества предоставляемых городскими служ-бами услуг для населения. В статье указаны перспективы развития и потенциальные вызовы, которые могут возникнуть в контексте внедрения цифровых инноваций при помощи системы в муниципальном управлении. Благодаря анализу концепций и новейших технологических тенденций выявлены преимущества и недостатки, связанные с цифровой трансформацией в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Корниенко Дмитрий Васильевич, Мишина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF 1C SOFTWARE PRODUCTS TO THE MUNICIPAL GOVERNMENT

The article is devoted to a comparative analysis of various aspects of the implementation of digital solutions in municipal government using software products of the 1C line. Special attention is paid to improving budget planning, human resource management, as well as implementing effective document flow. Using the example of a city, problem areas are considered and some options for improving the quality of services provided are proposed. As a result, it is expected to improve the efficiency, transparency and efficiency of municipal government, as well as improve the quality of services provided by city services to the population. The article indicates development prospects and potential chal-lenges that may arise in the context of the introduction of digital innovations using the 1C system in municipal govern-ment. Through the analysis of concepts and the latest technological trends, the advantages and disadvantages associated with digital transformation in this area have been identified.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ 1С В МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

Литература

1. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики. Указ Президента Российской Федерации N° 597 от 07.05.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35261 (дата обращения: 02.01.2024).

2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации N 204 от 07.05.2018 (ред. от 21.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 24.01.2024).

3. Богатырева И.В., Динукова О.А. Пути оптимизации оплаты труда преподавателей высших учебных заведений в современных экономических условиях // Экономика труда. 2021. Т. 8, № 2. С. 143-158.

4. Анализ динамики средней заработной платы препо -давателей образовательных организаций высшего об-

разования / Г.М. Калашников, С.Н. Белова, В.А. Клю-чихин, В.В. Новиков // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 10. С. 94-101.

5. Рудаков В.Н. Заработная плата российских преподавателей и ученых: дифференциация, структура и составляющие эффективного контракта. Информационный бюллетень, № 7 (49). Москва: НИУ ВШЭ, 2023. 36 с.

6. Росстат. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 03.01.2024).

7. Росстат. Индексы потребительских цен [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/price (дата обращения: 02.01.2024).

УДК 338, 004

ИНТЕГРАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ 1С В МУНИЦИПАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Д.В. Корниенко1, С.В. Мишина2

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Россия, 399770, Липецкая область, Елец, ул. Коммунаров, д. 28.

Статья посвящена сравнительному анализу различных аспектов внедрения цифровых решений в муниципальное управление при помощи программных продуктов линейки 1С. Отдельное внимание уделено улучшению бюджетного планирования, управлению кадровыми ресурсами, а также осуществлению эффективного документооборота. На примере города рассмотрены проблемные зоны и предложены некоторые варианты повышения качества предоставляемых услуг. В результате чего ожидается улучшение оперативности, прозрачности и эффективности муниципального управления, а также повышение качества предоставляемых городскими службами услуг для населения. В статье указаны перспективы развития и потенциальные вызовы, которые могут возникнуть в контексте внедрения цифровых инноваций при помощи системы 1С в муниципальном управлении. Благодаря анализу концепций и новейших технологических тенденций выявлены преимущества и недостатки, связанные с цифровой трансформацией в данной области.

Ключевые слова: муниципальное управление, бизнес-процессы, 1С, интеграция цифровизация.

INTEGRATION OF 1C SOFTWARE PRODUCTS TO THE MUNICIPAL GOVERNMENT

D.V. Kornienko, S.V. Mishina

Bunin Yelets State University, Russia, 399770, Lipetsk region, Yelets, st. Kommunarov, 28.

The article is devoted to a comparative analysis of various aspects of the implementation of digital solutions in municipal government using software products of the 1C line. Special attention is paid to improving budget planning, human resource management, as well as implementing effective document flow. Using the example of a city, problem areas are considered and some options for improving the quality of services provided are proposed. As a result, it is expected to improve the efficiency, transparency and efficiency of municipal government, as well as improve the quality of services provided by city services to the population. The article indicates development prospects and potential challenges that may arise in the context of the introduction of digital innovations using the 1C system in municipal government. Through the analysis of concepts and the latest technological trends, the advantages and disadvantages associated with digital transformation in this area have been identified.

Keywords: municipal management, business processes, 1C, digitalization integration.

1 Корниенко Дмитрий Васильевич - канд. физ.-мат. наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования, компьютерных технологий и информационной безопасности, тел.: +7 960-152-00-20, e-mail: dmkornienko @mail.ru;

2Мишина Светлана Викторовна - старший преподаватель кафедры экономики и управления им. Н.Г. Нечаева, тел.: +7 960-140-02-29, e-mail: svmishina2017@mail.ru.

В современном мире, где технологии проникают в различные аспекты общественной жизни, муниципальное управление неизбежно сталкивается с проблемами цифровой трансформации. Одним из важных инструментов в процессе цифровизации муниципалитетов является программное обеспечение, благодаря которому обеспечивается упрощение процесса документооборота и систематизация данных.

Цифровизация - комплексный процесс внедрения цифровых технологий в различные сферы деятельности общества. Она преобразует традиционные методы выполнения задач, заменяя их цифровыми решениями для повышения эффективности и улучшения качества предоставляемых услуг. В контексте муниципального управления, цифровизация означает переход от бумажных документов и ручных процессов к электронным системам и автоматизированным методам работы.

Исходя из этого, цифровизация и внедрение технологических инноваций в муниципальное управление с использованием системы «1С:Предприятие» представляют собой ключевой шаг в современном обеспечении эффективности, прозрачности и доступности государственных структур.

Исследования в области инноваций в муниципальном управлении с каждым годом все больше увеличиваются. Проблема поиска программного обеспечения и эффективности работы внедряемой системы, благодаря которому упрощается процесс компьютеризации различных предприятий исследуется многими авторами, например М.П. Селезнёва, В.Б. Морозов, С.Г. Соловьев, Л.Р. Валеева, О.Ю. Шибаршина, Е.Е. Вагнер, И.С. Волков, И.И. Рахмеева _[1-8] рассмотрели различные программные средства перевода документации в цифровой формат в условиях местного самоуправления. Такие авторы как Ю.Б. Кострова, Е.С. Нестеренко, Т.Н. Селентьева, Я.П. Лягунов, Д.И. Дынник [9-13] описали достоинства и недостатки внедрения новейших технологий в систему местного самоуправления и рассмотрели перспективы развития данного направления.

Большое количество исследований посвящено процессу цифровизации с использованием «Умных городов» в качестве модельной платформы для изучения и внедрения инновационных технологий в городскую инфраструктуру. М.А. Липчанская, А.В. Шиндина [14] дали описание влияния новейших технологий на управление и качество жизни в городской среде.

В связи с этим актуальность исследования заключается в использовании инновационных средств и технических инноваций в муниципальном управлении города для обеспечения удобства пользования и повышения качества предоставляемых услуг.

Целесообразность выбора данной тематики обусловлена тем, что высокотехнологичные подходы в повышении производительности и качества предоставляемых государственных услуг являются ключевыми аспектами в контексте современного общества и управления. Исследование данной темы обеспечит лучшее понимания влияния ГТ-решений на эффективность государственного управления [15].

Целью исследования является анализ и оценка роли цифровизации и технологических инноваций в контексте муниципального управления, с фокусом на использовании системы 1С.

Задачи исследования направлены на анализ эффективности применения системы 1С в муниципальном управлении, оценку влияния на процессы принятия решений и качество предоставляемых государственных услуг, изучение вопросов безопасности данных и адаптации системы к специфике муниципальных структур. Кроме того, определение возможностей масштабирования и совместимости системы 1С с существующими ГГ-инфраструктурами органов местного самоуправления.

Практическая значимость состоит в предоставлении конкретных рекомендаций и моделей внедрения 1С в муниципальные структуры для повышения их эффективности, создании основ для разработки и внедрения практических механизмов управления на основе цифровых инструментов и рекомендации органам местного самоуправления в принятии обоснованных решений по повышению качества предоставляемых государственных услуг и оптимизации бизнес-процессов.

Технологические инновации представляют собой новые идеи, методы или продукты, основанные на использовании передовых технологий. В муниципальном управлении инновации могут касаться не только внутренних процессов, но и взаимодействия с гражданами, предоставления услуг и принятия обоснованных решений на основе данных.

Цифровизация в муниципальном управлении имеет решающее значение, поскольку она направлена на повышение эффективности, прозрачности и доступности государственных услуг для граждан. Вмешательство цифровых технологий, таких как системы 1С, в данную сферу не только упрощает рутинные операции, но и содействует созданию более динамичного механизма управления.

Данная платформа оказывает всестороннюю поддержку бизнеса, включая автоматизацию учета, управление предприятием, взаимоотношениями с клиентами, управление персоналом и другие бизнес-процессы. В силу своей универсальности и гибкости «1С:Предприятие» является эффективным инструментом для реализации циф-

ровизации и технологических инноваций в муниципальном управлении, способствуя улучшению эффективности, прозрачности и качества предоставляемых услуг гражданам.

Таким образом, цифровизация и технологические инновации в муниципальном управлении через систему 1С не просто автоматизируют процессы, но и меняют фундаментальные принципы и подходы к управлению. Этот переход к цифровой трансформации становится ключевым элементом стратегического развития современных муниципалитетов, способствуя их адаптации к новым задачам и улучшению обслуживания граждан.

Внедрение цифровых технологий в муниципальное управление с использованием систем управления, таких как 1С, требует комплексного подхода, охватывающего технические, организационные и образовательные аспекты. Этот подход позволяет муниципалитетам максимально эффективно использовать возможности цифровой трансформации для улучшения качества предоставляемых услуг, взаимодействия с гражданами и стратегического развития.

Система 1С представляет собой мощный инструмент для автоматизации бизнес-процессов, и ее применение в муниципальном управлении привносит значительные изменения в способы ведения работы. Рассмотрим подробнее ключевые возможности и характеристики 1С, сосредотачивая внимание на том, как эта система способствует цифровизации муниципального управления.

Данная платформа обладает следующими характеристиками:

1. Универсальность и гибкость.

2. Интеграция с другими информационными системами.

3. Использование данных для анализа и принятия решений.

Во-первых, 1С позиционирует себя как универсальная платформа, способная адаптироваться к различным задачам и требованиям. В контексте муниципального управления это означает, что система может быть настроена для автоматизации широкого спектра задач, начиная от учета бюджета и заканчивая управлением социальными программами. Ее гибкость позволяет муниципалитетам создавать индивидуализированные решения, отвечающие конкретным потребностям.

Во-вторых, одной из ключевых особенностей 1С является возможность интеграции с другими информационными системами. Это важно для муниципалитетов, имеющих разнообразные подсистемы, такие как учет финансов, управление ресурсами, и системы предоставления государственных услуг. Интеграция позволяет создать единую информационную среду, где данные могут свободно обмениваться, предоставляя более

полную картину процессов муниципального управления.

В-третьих, 1С предоставляет механизмы для сбора, хранения и анализа данных, что делает ее эффективным инструментом для принятия обоснованных управленческих решений. Встроенные аналитические инструменты и возможность создания отчетов позволяют муниципалитетам получать ценную информацию о своей деятельности. Это содействует формированию стратегий развития, а также позволяет предотвращать и реагировать на потенциальные проблемы.

Но, различные программные средства имеют свои характеристики, отличающие ее от аналогов, отсюда и возникают различные преимущества и недостатки определённой системы.

Преимущества платформы:

1. 1С предоставляет гибкие решения, которые можно настроить под конкретные потребности муниципалитета, и при этом остаются масштабируемыми по мере роста задач и объема данных.

2. Возможность интеграции с другими системами, благодаря чему обеспечивается единый информационный обмен между различными подразделениями муниципалитета.

3. Система предоставляет мощные инструменты аналитики и отчетности, облегчая процесс принятия решений на основе фактических данных.

Недостатки платформы:

1. Внедрение 1С требует времени на обучение персонала, особенно если у них нет опыта работы с подобными системами.

2. Полноценное внедрение 1С может потребовать значительных инвестиций в обновление инфраструктуры и обучение персонала.

3. В редких случаях специфические требования могут выходить за рамки стандартных возможностей 1С, требуя дополнительной настройки или разработки.

Система 1С представляет собой значимый инструмент для цифровизации муниципального управления, предоставляя гибкость, интеграцию и аналитические возможности. Однако успешное внедрение требует внимательного рассмотрения преимуществ и ограничений, а также адаптацию системы к конкретным потребностям и целям муниципалитета.

Реализация цифровизации и технологических инноваций в муниципальном управлении должна придерживаться строгих пунктов создания в целях недопущения масштабных ошибок. Существуют основные шаги для данного решения:

1. Определение ключевых потребностей организации.

2. Создание базы данных для хранения информации о сотрудниках, бюджете, проектах и т.д. между которыми будут определены связи.

3. Разработка форм для удобства работы с информацией и облегчением ввода. Создание удобного пользовательского интерфейса и обеспечение входа с различным уровнем доступа в систему.

4. Написание кода с помощью ^Конфигуратора, обеспечение взаимодействия с регистрами сведений, документами и справочниками. Написание бизнес-логики.

5. Разработка отчетов для мониторинга ключевых показателей организации. Внедрение инструментов аналитики для визуализации данных.

6. Проведение тестирования всех этапов разработки.

7. Проведение пилотного внедрения с последующим полным внедрением системы.

8. Обучение пользователей и предоставление технической поддержки.

Данные этапы описывают общий подход создания системы, которые могут подвергаться корректировкам в зависимости от конкретных потребностей и характеристик муниципальной организации.

Учитывая стремительные изменения в цифровой среде и с учетом задач города по оптимизации муниципальных процессов, рассматривается проблемы в управлении коммунальными ресурсами, инфраструктурой и общественными услугами. На данный момент процессы управления осуществляются частично автоматизированными системами и бумажными документами, что приводит к задержкам, ошибкам и затрудненному мониторингу.

В данном случае необходимо провести несколько встреч с представителями муниципалитета для выявления конкретных требований и подготовить технические задания, которые будут включать функциональные требования и ожидаемые результаты. После создания решения с учетом индивидуальных потребностей муниципалитета, следует запуск пилотного проекта в одном из отделов муниципального управления для тестирования эффективности системы в реальных условиях. В разработанную базу необходимо внедрить механизмы интеграции с уже существующими информационными системами города. После проведения обучения сотрудников и тестирования результатов пилотного проекта могут быть идентифицированы потенциальные области улучшения и оптимизации. На завершающей стадии расширяется использование системы на все подразделения муниципалитета и внедряются дополнительные модули, учитывающие специфику отдельных функциональных областей.

В результате чего город ожидает улучшение оперативности, прозрачности и эффективности муниципального управления, а также повышение качества предоставляемых городскими службами услуг для населения.

При этом, цифровизация муниципального управления с использованием системы 1С представляет собой перспективное направление, однако несмотря на свои многочисленные преимущества, внедрение таких технологий сталкивается с рядом проблем. Рассмотрим основные препятствия на пути цифровизации в муниципалитетах и предложим стратегии их решения.

Один из ключевых моментов в преодолении проблемы недостаточной готовности персонала - это систематическое обучение. Обучение сотрудников работе с системой 1С должно быть комплексным и включать в себя как техническое обучение, так и развитие цифровой грамотности.

Кроме того, для преодоления финансовых ограничений муниципалитеты могут рассмотреть гибкие финансовые модели, такие как поэтапная реализация проектов, использование облачных решений или привлечение грантов и инвестиций.

На этапе стандартизации данных необходимо активно поддерживать инициативы по стандартизации данных на уровне региона или страны. Разработка и внедрение единого стандарта данных упростит интеграцию систем, обеспечивая совместимость и обмен информацией между различными муниципалитетами.

Более того, запуск пилотных проектов в ограниченных масштабах позволяет оценить эффективность и возможные трудности внедрения. После успешного завершения пилотных проектов можно переходить к масштабированию решений на уровне всего муниципалитета.

Исходя из этого, можно утверждать, что преодоление проблем внедрения 1С в муниципальное управление требует комплексного подхода. Он включает в себя не только технические и технологические аспекты, но и обучение персонала, преодоление финансовых и бюрократических преград, а также создание единого стандарта данных. Решение этих проблем содействует более успешному процессу цифровизации, обеспечивая эффективное управление и повышение качества предоставляемых муниципальных услуг.

Цифровизация в муниципальном управлении, поддерживаемая системой 1С и другими цифровыми технологиями, предоставляет множество перспектив для развития эффективных и прозрачных государственных структур.

Планируется, что система 1С будет продолжать развиваться, расширяя свой функционал для более полного охвата потребностей муниципалитетов. Интеграция новых возможностей, таких как расширенные аналитические инструменты, искусственный интеллект для прогнозирования и оптимизации решений, повысит эффективность и конкурентоспособность системы.

Кроме того, в будущем усиление интеграции между различными муниципалитетами и государственными структурами станет ключевым

направлением развития. Обмен данными и опытом между муниципалитетами национального уровня поможет создать единую информационную среду, что, в свою очередь, повысит эффективность управления на всех уровнях.

Муниципалитеты будут все более использовать технологии Интернета вещей для мониторинга и управления различными аспектами городской инфраструктуры. Это включает в себя умное управление транспортом, энергопотреблением, а также повсеместное использование сенсоров для сбора данных о состоянии города.

Таким образом, перспективы развития цифровизации в муниципальном управлении остаются обнадеживающими, предоставляя муниципалитетам средства для повышения эффективности и качества предоставляемых услуг. Рекомендации по стратегическому планированию, обучению персонала, гибкому финансированию, стандартизации данных и использованию пилотных проектов являются ключевыми для успешного внедрения цифровых технологий, таких как система 1С, и обеспечения устойчивого развития муниципалитетов в цифровой эпохе.

Исследование рассматривает важнейшие аспекты цифровизации в муниципальном управлении, подчеркивая как позитивные, так и негативные стороны этого процесса. Выводы работы могут служить отправной точкой для муниципалитетов, стремящихся эффективно внедрить систему 1С и другие цифровые технологии.

В перспективе, необходимо продолжить мониторинг развития технологий, а также изучение эффективности внедрения 1С в различных муниципалитетах. Будущие исследования могут также фокусироваться на анализе влияния цифро-визации на уровень участия граждан в процессах принятия решений и на общую динамику социально-экономического развития регионов.

В связи с этим, данная работа не только предоставляет практические рекомендации для муниципалитетов, но и создает основу для дальнейших исследований, направленных на совершенствование цифровизации и повышение качества государственного управления в цифровой эпохе.

Литература

1. Селезнева М.П. Цифровая трансформация системы муниципального управления в регионе / Селезнева М.П., Кочеткова А.С., Чиркунова Е.К. - Самара. - 2021. - с 200-203.

2. Морозов В. Б. Инновации в практике государственного управления в современных условиях // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России: ежегод. междунар.

сб. науч. ст. М.: ООО "МАКС Пресс", 2021. С. 159164. EDN: XJFDLF

3. Соловьев С.Г. Совершенствование нормативной регламентации технологий осуществления местного самоуправления в условиях современной технологической революции // Местное право. - 2020. - № 1. - С. 1622.

4. Валеева Л.Р. Роль цифровой трансформации в муниципальной службе /Л.Р. Валеева, У.А. Назарова // People-management в условиях цифровой трансформации экономики. - 2020. - С. 48-51.

5. Шибаршина О.Ю. Инновационная политика муниципальных образований в парадигме цифровизации и цифровой трансформации / О.Ю. Шибаршина, И.В. Саттарова // Вестник Института мировых цивилизаций. - 2022. - Т. 13. - № 1(34). - С. 86-91. EDN: MLEPZX

6. Вагнер Е.Е. Цифровизация государственного и муниципального управления в Российской Федерации // Бюллетень науки и практики. - 2022. - Том 8. - № 12. -С. 448- 452. -. DOI: 10.33619/2414-2948/85/54 EDN: XMDFPO

7. Волков И.С., Реут Д.В. Цифровизация в муниципальном и государственном управлении // International Journal of open information technologies. - 2023. - Том 11. - № 1. - С. 99-103. EDN: BNPQJX

8. Рахмеева И. И., Лысенко А. Н., Близкий Р. С. Исследование региональных процессов цифровизации // Управление устойчивым развитием. 2021. № 2(33). С. 14-21. EDN: HURVVZ

9. Кострова Ю.Б. Показатели оценки эффективности системы управления инновациями / Ю.Б. Кострова, О.Ю. Шибаршина // Финансовый бизнес. - 2021. - № 2(212). - С. 30-32. EDN: KPCTHV

10. Нестеренко Е. С., Примышев И. Н. Система государственного и муниципального управления в условиях цифровизации: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2020. № 4(28). С. 98-105. EDN: QLCXNW

11. Цифровизация процессов государственного управления в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы / Т. Н. Селентьева, М. В. Иванова, М. В. Иванов, М. С. Кобышева // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1 (54). С. 98-105.

12. Лагунов Я.П., Лагунова Т.П. Местное самоуправление: структура органов местного самоуправления, оценка эффективности их деятельности // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. - 2011. - № 4. - С. 84.

13. Дынник Д.И. Цифровизация системы государственного управления: проблемы и перспективы // Вестник Института мировых цивилизаций. 2021. Т. 12, № 4(33). С. 46-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Липчанская М.А., Шиндина А.В. Цифровая трансформация местного самоуправления в условиях развития информационного общества и концепции «Умный город» / М.А. Липчанская, А.В. Шиндина // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2023. - № 4. - С. 6-12.

15. Левин А. И., Шошина В. И. Тенденции развития государственного управления в условиях цифровиза-ции экономики // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. 2019. № 2. С. 5-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.