Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ПРЕПОДАВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА'

ИНТЕГРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ПРЕПОДАВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / преподавание графического дизайна / экология / зеленый дизайн / устойчивый дизайн / sustainable development / teaching graphic design / ecology / green design / sustainable design

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лузева Елена Леонидовна

В статье автор обращается к понятию «устойчивый дизайн» и предлагает способы интеграции знаний о принципах устойчивого развития в преподавание направления 54.03.11 «Дизайн», профиля «Графический дизайн». Автор рассматривает исследовательскую и проектную методики обучения как базис для формирования компетенции создания устойчивого дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATING THE PRINCIPLES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT INTO GRAPHIC DESIGN TEACHING

In the article, the author refers to the concept of «sustainable design» and suggests ways to integrate knowledge about the principles of sustainable development into the teaching of the direction 54.03.11 «Design», profile «Graphic Design». The author considers the research and design teaching methods as a basis for the formation of the competence to create a sustainable design.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ПРЕПОДАВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА»

DOI: 10.17805Лг^у.2021.6.6 ДИЗАЙН

ИНТЕГРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВАТИЯ В ПРЕПОДАВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

Е.Л. Лузева Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье автор обращается к понятию «устойчивый дизайн» и предлагает способы интеграции знаний о принципах устойчивого развития в преподавание направления 54.03.11 «Дизайн», профиля «Графический дизайн». Автор рассматривает исследовательскую и проектную методики обучения как базис для формирования компетенции создания устойчивого дизайна.

Ключевые слова: устойчивое развитие; преподавание графического дизайна; экология; зеленый дизайн; устойчивый дизайн

INTEGRATING THE PRINCIPLES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT INTO GRAPHIC DESIGN TEACHING

E.L. Luzeva Moscow University for the Humanities

Abstract: In the article, the author refers to the concept of «sustainable design» and suggests ways to integrate knowledge about the principles of sustainable development into the teaching of the direction 54.03.11 «Design», profile «Graphic Design». The author considers the research and design teaching methods as a basis for the formation of the competence to create a sustainable design.

Keywords: sustainable development; teaching graphic design; ecology; green design; sustainable design

Актуальные экологические и социальные проблемы человечества заставляют пересмотреть традиционные процессы и интегрировать в них принципы устойчивого развития. В октябре 2021 г. президент России Владимир Путин подчеркнул готовность страны к усилению мер против изменения климата за счет объединения усилий с другими мировыми державами. Ранее Владимир Путин назвал дату достижения Россией углеродной нейтральности - 2060 г. До этого времени предстоит предпринять масштабные усилия в рамках новой экологической стратегии страны.

В этом контексте важно не ждать призыва сверху, а начать внедрение принципов устойчивости и экологической повестки в учебный план. Обучение принципам устойчивого развития отнюдь не дань моде, а необходимая составляющая для программ графического дизайна. Если мы научим студентов-дизайнеров понимать влияние их работы на экологию и социальные тенденции, мы можем создать позитивные изменения в профессии и обществе в целом.

В последние годы все чаще говорится о важности формирования экологической компетенции у студентов графического дизайна. Н.С. Тютюнник и

М.С. Чвала выделяют основную черту компетенции - осознание человеком смысла социальной и личностной значимости во внесении посильного вклада в решение различных экологических проблем (Тютюнник, Чвала, 2021).

М.В. Семенкина предлагает вторичное использование твердых отходов в проектной деятельности студентов, чтобы сформировать привычку творческого применения ненужных предметов и материалов (Семенкина, 2020).

Понимание определения устойчивого развития - это первый шаг в подходе к использованию его принципов в дизайне. Устойчивое развитие заключается в ряде мер, нацеленных на удовлетворение существующих потребностей человека при сохранении окружающей среды и ресурсов, то есть без ущерба для будущих поколений. Оно возможно при равновесии трех основных составляющих: экономический рост, социальная ответственность и экологический баланс. Согласно документу ООН «Повестка дня в области устойчивого развития» от 2015 г., выделяется 17 целей устойчивого развития (Шульга, 2021). Цели устойчивого развития, сформулированные ООН, носят комплексный характер и обеспечивают баланс трех компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического.

Соответственно, устойчивый дизайн - это способ проектирования объектов дизайна, в основе которого лежит принцип равноценного фокуса на экологию, экономику, технологии, социум и культуру.

Начиная креативный процесс, дизайнер формулирует намерение и выбирает материалы, изображения и шрифт, которые наилучшим образом отразят сообщение и концепцию будущего объекта дизайна. Экологичный дизайн также должен начинаться с материалов. Материалы, которые использует дизайнер, должны соответствовать принципам устойчивости, чтобы свести к минимуму истощение невозобновляемых ресурсов и сохранить жизнеспособность и разнообразие Земли.

Сочетание теоретических знаний и наработки практических навыков может реализоваться в преподавании устойчивого графического дизайна следующим образом: на вводных лекционных занятиях студенты знакомятся с темой устойчивого развития и узнают о ее важности в мире, а на следующем этапе создают собственный дизайн-проект, отвечающий принципам устойчивого дизайна. В качестве материала для ознакомления с темой выступают работы художников направления экологического искусства, в частности, лэнд-арта, («Пшеница, противостояние» Агнес Денес, «Спиральная пристань» Роберта Смитсона, «Солнечные туннели» Ненси Холт, «Год во французском лесу» Спенсера Байлса, арт-парк «Никола Ленивец» Николая Полисского, «Ритмы жизни» Эндрю Роджерса), трэш-арта («Мусорные люди» Х. А. Шульта, скульптуры Артура Бордало, Саяки Ганц, Джеймса Корбетта, Жиля Сеназандотти, картины Бернара Прасса, Вика Муниза, Джейн Перкинс, Сауле Сулейменовой), а также документальные фильмы («Реальная цена моды», 2015; «Мусор», 2012, «Свалка», 2010, «Неудобная правда», 2006).

Источником для визуального исследования могут послужить статьи рубрики ресурса РБК «Устойчивое развитие» и «Зеленый подкаст». Важным пунктом на этапе знакомства с темой являются законодательные меры по сохранению благоприятной экологической ситуации и природных ресурсов. На втором этапе студенты выбирают некоммерческую организацию или компанию, бренд, которые поддерживают принципы устойчивого развития и для которых студент будет создавать свой проект. Цель курса состоит в создании дизайн-проекта, отвечающего принципам устойчивого развития, например, брендинга, печатных материалов, плакатов, упаковки и т.п. В качестве альтернативного задания может быть предложен ре-дизайн существующей продукции. Формат работы может быть, как индивидуальный, так и групповой. Таким образом, лекционная часть, исследование и разработка собственного проекта помогут сформировать компетенцию создания устойчивого дизайна.

Включение вопросов устойчивого развития в учебную программу по графическому дизайну вполне выполнимо в рамках традиционного фундаментального преподавания дизайна. Долговечный дизайн, повторное использование, сокращение отходов/энергии и т.д. должны стать такими же неотъемлемыми элементами, как композиция, иерархия, контекст, цвет, шрифт и т.д.

Для разработки и определения «идеальной» методологии преподавания принципов устойчивого развития требуется время, исследования и эксперименты, а также обсуждения среди педагогов графического дизайна. Предложенная ранее методология, совмещающая лекции и проектную работу, может послужить полем для дальнейших экспериментов и разработки более сложных сценариев.

Обучение устойчивому развитию студентов, изучающих графический дизайн, подразумевает ориентацию на процесс и более глубокое понимание материалов, которые графические дизайнеры обычно используют в работе, в том числе: бумаги, чернил, картона и пластика. Студенты, изучающие промышленный дизайн и архитектуру, получают глубокое представление о материалах, которые они используют, и обучение графическому дизайну должно создавать это понимание на том же уровне. По мере того, как студенты и преподаватели будут узнавать больше о концепции устойчивого развития, знания о том, как материалы влияют на окружающую среду, будут более распространенными.

Студент, изучающий графический дизайн, должен знать о тенденциях в области технологий, а также о новых вызовах, с которыми сталкивается бизнес. Тема устойчивого развития в дизайне крайне важна, т.к. требования экологично-сти становятся базовыми и повсеместными, и в самом скором будущем образование будет играть в этом ключевую роль.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Семенкина М.В. (2020) Формирование экологического сознания у студентов творческими методами графического дизайна. // В сборнике: Международный форум «Культура и экология - основы устойчивого развития России. Культурные и экологи-

ческие императивы современной экономики». Екатеринбург: Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, С. 129-132.

Тютюнник Н.С., Чвала М.С. (2021) Развитие экологических компетенций в процессе обучения будущих дизайнеров-графиков // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Вып. 1 (90), Орел: ОГУ С. 278-280.

Шульга Ю. (2021) Устойчивое развитие: что это такое и в чем его значимость // Forbes [Электр. ресурс] URL: https://www.forbes.ru/obshchestvo/425081 (дата обращения 04.11.2021).

Benson E. (2007) Ideas for Integrating Sustainability into Graphic Design Pedagogy: American Case Studies. [Электр. ресурс] // URL: https://www.academia.edu/40573843/ (дата обращения 08.11.2021).

Лузева Елена Леонидовна - доцент кафедры дизайна Московского гуманитарного университета, тел.: +7 (499) 374-72-98. Эл. адрес: elena.luzeva@gmail.com

Luzeva Elena Leonidovna - Associate Professor of the Department of Design of the Moscow Humanitarian University, tel.: +7 (499) 374-72-98. E-mail: elena.luzeva@gmail. com

Для цитирования:

Лузева Е.Л. Интеграция принципов устойчивого развития в преподавание графического дизайна. 2021. №6. С. 28-31. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2021.6.6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.