Научная статья на тему 'Интеграция предприятий ракетно-космической промышленности'

Интеграция предприятий ракетно-космической промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карачёва Г.А., Семенова Т.А.

Рассматривается объединение ракетно-космической промышленности (РКП) в интегрированные структуры, соответствующие направлениям государственной оборонной политики, конъюнктуре внутреннего и мирового рынков ракетно-космической техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карачёва Г.А., Семенова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция предприятий ракетно-космической промышленности»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

Существовавшие законодательные нормы были не в состоянии равно удовлетворить интересы всех участников процесса потребления информации неким универсальным решением, а тем временем авторские права и продукты интеллектуальной деятельности в нашей стране становились все более уязвимыми.

Таким образом, пришлось искать компромисс с помощью новых законодательных инициатив, одной их которых стал Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». Данный закон освобождает интернет-провайдеров от ответственности за нарушение интеллектуальных прав, если они не были инициаторами размещения незаконного контента или не были осведомлены о том, что информация размещается с нарушением авторских прав. При этом им все равно могут быть предъявлены требования о защите интеллектуальных прав, в том числе об удалении информации или об ограничении доступа к ней. Арбитром по спорам, связанным с авторскими правами, предлагается назначить Московский городской суд, что увеличит нагрузку на сам суд и затруднит доступ к правосудию для жителей регионов [1]. До рассмотрения по существу дел о нарушении прав на интеллектуальную собственность суд будет принимать обеспечительные меры, направляя исполнительные листы Роскомнад-зору, владельцам сайтов и провайдерам, а те в течение трех суток должны будут ограничить доступ к пиратскому контенту. При этом суд разрешает ограничить доступ к определенной странице, а не ко всему сайту в целом. Если суд впоследствии признает заблокированный контент законным, доступ к нему вновь может быть открыт. Однако блокировка конкретных страниц на уровне провайдера - это гораздо более дорогостоящая технология, чем блокировка целых сайтов. Так как Закон разрешает второе, интернет-провайдеры не захотят тратить лишние денежные средства.Хотелось бы также отметить, что под действие данного закона попадает только нарушение ав-

торских прав на кино- и телефильмы [3]. К защите прав на музыку, книги и прочие объекты парламентарии собираются вернуться осенью 2013.

Ужесточение юридических мер не является единственным решением проблемы. С гуманной точки зрения, наиболее рациональным методом может стать предоставление пользователям доступного и качественного контента путем размещения его на площадках, подобных AppStore,GooglePlay, MicrosoftStore и т. п. Подобное уже реализовано в США: любой медиа-контент и электронные версии книг американцы могут приобрести за небольшую сумму в течение одной минуты и просмотреть в любое удобное время.

Однако наиболее эффективным является сочетание ужесточения законодательства и организации доступности контента. Угроза уголовного преследования заставляет пользователей отказаться от пиратского контента [2]. А при наличии доступной инфраструктуры ретейла позволит использовать качественный, недорогой и, главное, законно-приобретенный медиа-продукт. Подобный симбиоз защитит авторские права правообладателей и увеличит их доходы, а пользователи получат качественный и доступный контент в удобном формате.

Библиографические ссылки

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях : федер. закон РФ от 02 июля 2013 г. № 187-ФЗ // Российская газета. 2013. № 148. 10.07.

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. (ред. от 23.07.2013 г.) № 63-ФЗ // Российская газета. 1996. № 118. 25.06.

3. Тиматков А. Как будет действовать «антипиратский» закон [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: http://ria.ru/infografika/20130731/953186241. html (дата обращения: 18.03.2014).

© Игнатьева Е. В., 2014

УДК 338.33

Г. А. Карачёва, Т. А. Семенова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Рассматривается объединение ракетно-космической промышленности (РКП) в интегрированные структуры, соответствующие направлениям государственной оборонной политики, конъюнктуре внутреннего и мирового рынков ракетно-космической техники.

За последние годы в модернизацию и развитие оборонно-промышленного комплекса вкладывались большие средства, но результаты пока невысокие. В настоящее время российская РКП в целом занимает на рынке производства космической техники достаточно устойчивую нишу, уступая только США и Европе.

Россия контролирует больше 30 % средств обеспечения пусковых услуг в мире, доля в производстве космических аппаратов в мире составляет 7 % [1].

Главной проблемой современной российской космонавтики является несоответствие потенциала промышленности новым требованиям государства и

Секция «Экономика и бизнес»

мирового космического рынка: по выпускаемой продукции, по научно-производственному и кадровому составу, по организационной и имущественной структуре промышленности.

Российская РКП, за исключением достаточно узких и специфических сегментов пилотируемой космонавтики, практически неконкурентоспособна. Объем реализованных Россией космических научных программ явно недостаточен, вследствие чего страна теряет позиции в сфере научного космоса. На сегодняшний день в российской технике используется более 600 наименований элементной базы зарубежного производства [1].

Решить накопившиеся в этой сфере проблемы призвано реформирование космической отрасли. В настоящее время одной из основных задач преобразований РКП является интеграция предприятий с образованием крупных проектно-производственных структур, ориентированных на разработку и производство определенных видов ракетно-космической техники и осуществление услуг в сфере космической деятельности.

Целью формирования интегрированных структур является создание рациональной производственной структуры РКП, соответствующей направлениям государственной оборонной политики, конъюнктуре внутреннего и мирового рынков ракетно-космической техники. В свою очередь это определяет основные задачи в области развития интегрированных структур. Для производств, включающих длинные цепочки и большое число технологических переделов от получения сырья до его переработки наиболее характерна вертикальная интеграция. Это позволяет получать максимальный выигрыш в результате контроля цен по всей цепочке, их демпинга внутри страны. Горизонтальная интеграция более свойственная многоотраслевым структурам, когда объединения, создаваемые в одной отрасли или подотрасли, проникают в смежные сектора экономики. Тем самым достигается диверсификация деятельности, повышается ресурсная мобильность, увеличивается доля подконтрольного рынка [2].

Ракетно-космическая отрасль России переживает «промежуточный» момент своей интеграции. Произошла смена руководства в Федеральном космическом агентстве. Одним из ключевых вопросов является целесообразность и форма практической реализации конкуренции отечественных производителей продуктов и услуг в сфере космической деятельности.

Создание интегрированных структур обеспечивает в полной мере решение государственных задач по разработке и производству ракетно-космической техники, надежное и эффективное выполнение заданий Государственной программы развития вооружения на 2007-2015 года, Федеральной космической программы России на 2013-2020 года. Все создаваемые структуры будут действовать на международном космическом рынке, международном рынке вооружения и военной техники и рынках гражданской продукции.

На сегодняшний день управление большей частью российских предприятий оборонной промышленности осуществляется по корпоративному принципу. При-

менив корпоративную модель управления, объединившую предприятия по отраслевому принципу многие российские компании ОПК вышли из системного кризиса в своих направлениях.

В настоящее время все предприятия РКП находятся в «хозяйственном ведении» Федерального органа исполнительной власти РФ. Невозможно развитие отрасли с неэффективным управлением разрозненными предприятиями, сохранением высокой степени избыточности устаревших производственных мощностей, дублирования и внутренней конкуренции не на уровне конструкторских коллективов, а на уровне промышленных площадок. В рамках развития отрасли необходимо срочно консолидировать производственные активы под единым управлением и вывести управление хозяйственной деятельностью за пределы органа исполнительной государственной власти. Для решения проблемы необходим: государственный контроль над производственной базой, вертикальная интеграция в структуре управления и дивизиональное разделение по направлениям деятельности.

В 2013 году предлагается модель управления отраслью с сохранением федерального органа исполнительной власти - Роскосмоса и консолидированными в ОАО под единым управлением предприятиями-холдингами, в последствие преобразованными в несколько публичных компаний. Новая корпорация будет структурой с современным профессиональным корпоративным управлением. В корпорацию войдут все промышленные предприятия и конструкторские бюро ракетно-космической промышленности за исключением нескольких структур оборонной тематики.

Объединение предприятий поможет избавить промышленность от дублирования и создания систем, которые избыточны. Впредь станут приниматься универсальные конструкторские решения, что позволит загрузить предприятия необходимыми заказами не на 40 процентов, как сейчас, а гораздо больше. Основные структуры, которые занимаются боевой ракетной тематикой, предлагается пока не вводить в состав корпорации. Переход на корпоративный принцип управления в сфере российской оборонной промышленности способствует увеличению эффективности не только отдельных предприятий, входящих в состав концернов и корпораций, но развитию отрасли в целом. Остается надеяться, что и в отношении РКП российский опыт применения корпоративного принципа управления к предприятиям ОПК окажет положительное влияние на развитие проблемной отрасли.

Библиографические ссылки

1. Государственная программа Российской Федерации «Космическая деятельность России на 20132020 годы». Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2594-р.

2. Хрусталев Е. Ю. Методология и инструментарий интеграции наукоемких предприятий // Теория и практика институциональных преобразований в России : сб. науч. тр. Вып. 11. М. : ЦЭМИ РАН, 2008.

© Карачёва Г. А., Семенова Т. А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.