№
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ КАК ОСНОВА ИНТЕНСИФИКАЦИИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
М.Д. Святкин,
аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета
В статье рассмотрены особенности интеграционных процессов в деятельности предприятий пищевой промышленности. Исследованы и проанализированы основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий производящих продукты питания. Определены стратегические направления развития предприятий пищевой промышленности.
Ключевые слова: анализ хозяйственной деятельности, интеграция предприятий, предприятия пищевой промышленности, пищевая промышленность, управление
ББК У9(2)306.751.41-21,0
Как следует из проведенного анализа общих тенденций развития пищевой промышленности России, производство отечественных продуктов питания находится на стадии роста. Как показывают представленные данные статистики, на этой же стадии развития рынка продовольствия находятся, например, страны Прибалтики, бывшего социалистического лагеря (Венгрия, Словакия, Словения и другие), Португалия.
С увеличением объема потребления пищевых продуктов и ростом доходов населения Россию ожидает переход к стадии зрелого рынка. Этот период развития наступает в условиях продолжения роста потребления продуктов питания, при этом ассортиментный ряд товаров близиться к полноте представленности, производство пищевых товаров также вступает в фазу зрелости, что влечет за собой укрупнение, консолидацию и интеграцию предприятий. Если рассматривать динамику изменения числа предприятий пищевой промышленности в России (табл. 1).
В соответствии с необходимостью ускорения интенсификации роста и перехода отечественной пищевой промышленности к стадии зрелого развития, основными направлениями государственной поддержки производителей продуктовой отрасли на сегодняшний день являются мероприятия, направленные на развитие обеспеченности сырьевыми ресурсами (поддержка сельскохозяйственных производителей и сельского уклада жизни — фермерства), регулирование ценовой политики в области продуктов питания (сдерживание роста цен с одновременной реализацией политики дотирования производителей), ограничение рыночной активности иностранных производителей продуктов питания.
Перечисленные направления государственных протекционистских действий в сфере пищевого производства являются широко распространенными во всем мире. Например, затраты на датирование производства мясной продукции в США составляют более 10 млрд долл., в Канаде и Австралии — 1,5 млрд долл., в Бразилии — 2,6 млрд долл.
На основе анализа информации годовых отчетов производителей пищевой продукции и условий развития российского рынка продовольственных товаров, представляется логичным сделать вывод о существовании двух основных альтернативных стратегических направлений развития российских производителей пищевых продуктов. Первая стратегия — это увеличение масштабов производства товаров с низкой добавленной
стоимостью, в этом случае рост объемов продаж обеспечивает улучшение показателей производственно-хозяйственной деятельности в целом. Вторая стратегия — это производство товаров с высокой добавленной стоимостью, обладающих уникальными характеристиками — «нишевых» продуктов, что позволяет увеличивать доход производителя за счет высокой нормы прибыли.
По данным мировой финансовой статистики, обе тенденции стратегического развития предприятий пищевой промышленности получили широкое распространение в мире. Однако, анализируя темпы роста продаж и темпы капитализации компаний, развивающихся по альтернативным сценариям, логично отметить, что стратегия «уникального продукта» с высокой добавленной стоимостью и нормой прибыли приводит к более интенсивному росту показателей производственно-финансовой деятельности пищевых производителей.
Исследования российских предприятий пищевой индустрии путем проведения опросов их руководителей позволяют вычленить и оценить основные факторы влияния на увеличение объемов производства компаний, взяв за основу уровень производства крупнейших предприятий США. По мнению руководителей пищевых производств, наибольшие ожидания в свете роста объемов производства связаны с оптимизацией дистрибуции и технологий сбыта — до 23%, с инновациями — до 23%, увеличением уровня доходов населения, что увеличит объемы производства и реализацию продукции до 16%, оптимизацией бизнес-процессов, выведенных во внешнюю по отношению к предприятию среду (на аутсорсинг), что может увеличить объемы продаж на 12%. Наконец совершенствование системы управления предприятиями может обеспечить до 5% роста объемов производства.
Создание стоимости пищевой продукции, предлагаемой на потребительском рынке, является многокомпонентным процессом. Принято выделять три основных этапа этого процесса: стоимость сырья, формируемая сельскохозяйственными производителями; стоимость, формируемая пищевой промышленностью; стоимость торговой наценки продавцов. Следует выделить роль пищевой промышленности как наиболее существенного фактора формирования стоимости пищевой продукции. При этом соотношение долей сельскохозяйственных производителей и сбытовых организаций равновелико.
Как показывают исследования, экономисты разделяют предприятия пищевой промышленности на три основные группы. Это производство напитков, производство брендированных продуктов питания в упаковке и производство прочих продуктов — так называемых «commodity».
Однако расширение производства одного направления не является ведущим направлением развития предприятий отрасли.
Таблица 1
Динамика изменения числа предприятий и объема производства пищевой
промышленности России
Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Число действующих предприятий 54032 53510 49973 44878 43064 43155 42342
Абсолютное уменьшение — 522 3537 5095 1814 91 813
Темп прироста / снижения, % — -1% -6,7% -10,2% -4% -0,2% -1,9%
Объем отгруженных товаров, млрд руб. 1486 1729 2143 2656 2822 3195 3555
Абсолютное увеличение, млрд руб. — 243 414 513 166 373 360
Темп прироста, % — 16,35% 23,94% 23,94% 6,3% 13,2% 11,3%
Индекс производства 106,6 107 106,1 101,1 99,5 105,4 101
444
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Основной тенденцией развития ведущих международных пищевых производственных предприятий является интеграция с сельскохозяйственными предприятиями — производителями сырьевых ресурсов.
Интеграция предприятий позволяет объединить бизнеспроцессы производства сырья, первичной переработки, глубокой переработки и дистрибуции. На этапе производства сельскохозяйственной продукции вертикально интегрированные производители пищевых продуктов международного уровня объединяют предприятия как растениеводческой, так и животноводческой деятельности, а для обеспечения нужд последней — включают в структуру производства производителей кормов.
Мясопереработка Выручка 40'
Птицеводство Выручка 43%
Свиноводство Выручка 17%
Мясопереработка_ П™.ц,1еводство
EBITDA 16% —^EBITDA 42%
%)
Свиноводство EBITDA 42%
Рис.1. Структура выручки и показателя EBITDA по видам производственной деятельности интегрированных компаний группы «Черкизово».
Крупнейшие интегрированные производители отечественных продуктов питания также обладают структурами по производству сырья. Однако такая интеграция в сфере производства продукции на основе растениеводства имеет усеченную моноотраслевую сырьевую сельскохозяйственную форму, выражающуюся в последовательности: выращивание растительного сырья — первичная переработка — дистрибуция (например, группа компаний «Разгуляй Укррос» или группа компаний «Белая Дача»). Интеграция предприятий на основе животноводства в ряде случаев включает всю совокупность предприятий, интегрированно реализующих этапы производственного цик-
ла — производители кормов — животноводы — предприятия первичной мясопереработки — предприятия глубинной мясопереработки — дистрибьютеры. К таким лидерам интегрированного производства пищевой отрасли относится, например, группа «Черкизово».
Структура выручки разных производственных направлений группы, а также доля разных производств в скорректированном показателе EBITDA (чистая прибыль, увеличенная на сумму амортизации внеоборотных активов, налоговых платежей и процентов) представлена на диаграммах рис.1.
Наглядно тенденции развития консолидации международных и российских крупнейших сельскохозяйственных производителей и производителей пищевых продуктов в вертикально интегрированные компании иллюстрирует рис. 2.
Рис.2. Примеры консолидации предприятий сельского хозяйства и пищевого производства в вертикально интегрированные компании на основе процессноориентированного подхода
Таким образом, российское пищевое производство находится на стадии интенсивного роста, что лежит в основе движения к развитому рынку пищевых товаров. Конкурентные преимущества пищевых товаропроизводителей стратегически формируются либо за счет расширения производства товаров массового спроса, либо за счет уникальных характеристик продукции. Наибольшая часть добавленной стоимости пищевых продуктов формируется на стадии переработки сельскохозяйственного сырья. Однако, сырье технологически необходимая составляющая конечного продукта, в связи с чем, наиболее развитые предприятия пищевой промышленности, как зарубежной, так и отечественной представляют собой вертикально интегрированные компании, объединяющие бизнес-процессы сельскохозяйственного производства, первичной и глубокой переработки сырья и дистрибуции.
Литература
1. ОАО «Группа «РАЗГУЛЯЙ». Консолидированная отчетность и дополнительная информация за год. 31.12.2010 г. // www.raz.ru
2. Попова Е.Н. Диагностика финансового состояния пищевой промышленности с позиции экономической безопасности // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 2 (42).
3. Промышленность России. 2012: Статистический сборник / Росстат — М., 2012.
445