Vestnik KazNMU №2-2019
Н.А. Эб1лк;айыр
^огамдыц денсаулыц сацтау жогары MeKme6i
ЦАЗАЦСТАННЬЩ ДЕНСАУЛЫЦ САЦТАУ ЖУЙЕС1Н ЦАЙТА Ц¥РУ: НЕГ1ЗГ1 МЭСЕЛЕЛЕР1, ШЕШУ ЖОЛДАРЫ
ТYЙiн: Ма;аланыц ма;саты - Цазак;стан Республикасында денсаулыц сацтау ЖYЙесiнiц жаца Yлгiсiн icKe асыру мэселелерiн зерттеу жэне оларды шешу жолдарын iздeу. Ма;алада Цазак;станныц денсаулы; са;тау ЖYЙeciн реформалау YPДici талданган. Атап айт;анда, мiндeттi элeумeттiк медициналы; са;тандырудыц институционалды;-к;ук;ык;тык; базасына бага бeрiлiп, eлдiц денсаулы; са;тау ЖYЙeciн уйымдастырудыц жаца Yлгiciн жэне оган эту тeтiгiн сипаттайтын нeгiзгi нормативтiк ;у;ык;тык; актiлeрдiц этзбеи кeлтiрiлгeн. Зерттеу барысында тиicтi нормативтж ;у;ы;ты; актiлeргe eнгiзiлeтiн взгeрicтeр мен толы;тырулардыц шеткен тыс квптiгi мен жишп аны;талды. Оныц нeгiзгi ceбeбi рeтiндe автор ;абылданган шeшiмдeрдi дайындау жэне ЖYзeгe асыру барысында орын алган ;ателердщ болуыг кврceтeдi. Институционалды; жэне ;урылымдык; реформаларды ЖYргiзу кезшде алмастырулар эдici мен «сына; жэне ;ателжтер» эдici кeцiнeн ;олданылатындьиы аны;талды. Осы орайда, эртYрлi эдicтeрдi ;арастыра отырып, автор денсаулы; са;тау ЖYЙeciн уйымдастырудыц жаца Yлгiciнe кэшу процесш бас;ару ЖYЙeciнiц аралас Yлгiciн пайдалануды усынады, ол дэcтYрлi багдарламалы;-ма;сатты; нысандар мен эдicтeрдeн, сондай-а; жобаларды бас;ару ;агидаларынан турады.
ТYЙiндi сездер: денсаулы; са;тау ЖYЙeciн реформалау, мшдетэт элeумeттiк медициналы; са;тандыру, тeгiн медициналы; квмeктiц кeпiлдeндiрiлгeн квлeмi, мeмлeкeттiк-жeкe меншж эрiптecтiк
N. Abilkayir
High School of Public Health
REFORMING HEALTH SYSTEM KAZAKHSTAN: MAJOR PROBLEMS, SOLUTIONS
Resume: The purpose of the article is to study the problems of implementing a new health care model in the Republic of Kazakhstan and finding ways to solve them. The article analyzes the process of reforming the health care system of Kazakhstan. In particular, an assessment of the institutional and legal framework of the compulsory social health insurance system (OSHI) was carried out, and a list of the main regulatory legal acts characterizing the new model of the country's health care organization and the mechanism of transition to it. The study revealed numerous and relatively frequent changes and additions made to the relevant regulatory legal acts. The main reason for the author is the presence of errors made in the process of preparing and implementing decisions made. It has been established that in carrying out institutional and structural reforms, the method of analogies and the method of "trial and error" are widely used, which is not j ustified. In this connection, having considered various methods, the author proposes to use a mixed model of the system for managing the transition to a new model of healthcare organization, which includes both traditional program-targeted forms and methods, and principles of project management.
Keywords: reforming the health care system, compulsory social health insurance, guaranteed free medical care, public-private partnership
УДК 616.98+616-002.5
Н.Б. Есимов1, Н.Т. Измаилова2
1Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ» 2Казахский медицинский университет непрерывного образования
ИНТЕГРАЦИЯ ПМСП С ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБАМИ
В работе представлен обзор интеграции первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) с психиатрической и наркологической службами в Республике Казахстан (РК), на примере г. Алматы. Исследование было проведено согласно методологии ВОЗ, описанной в «A step-by-step guide for developing profiles on health services delivery transformations», путём интервьюирования ключевых информаторов. В статье описаны мероприятия по развитию службы охраны психического здоровья РК. Ключевые слова: интеграция, инициатива, первичная медико-санитарная помощь, психиатрия, наркология, стигма
Актуальность. В 1976 году Министерством здравоохранения СССР, вопреки международной практике, где лечением наркологических больных традиционно занимались психиатры, наркология была выведена в отдельную от психиатрии специализированную службу [1]. Однако такое разделение не может отвечать современным требованиям практического здравоохранения. В рамках Дорожной карты по развитию службы охраны психического здоровья Республики Казахстан на 2017-2018 годы [2] произошло слияние психиатрической и наркологической служб республики. Основными задачами этой инициативы являются приближение психиатрической, наркологической помощи населению и борьба со стигмой в обществе по данным заболеваниям. В г. Алматы основным координатором инициативы является Центр психического здоровья (ЦПЗ). По состоянию на начало 2019 г. психиатрами и наркологами обеспечены по одной
поликлинике в каждом районе г. Алматы. По мере развития инициативы количество таких поликлиник планируется увеличить.
Цель исследования: Изучить и проанализировать процесс интеграции ПМСП с психиатрической и наркологической службами в РК, на примере г. Алматы.
Материалы и методы исследования: Исследование было проведено согласно методологии ВОЗ, описанной в руководстве «A step-by-step guide for developing profiles on health services delivery transformations» [3], путём интервьюирования ключевых информаторов. Результаты и их обсуждение. В соответствии с методологией ВОЗ, описанной в «A step-by-step guide for developing profiles on health services delivery transformations» [3], каждая инициатива должна быть описана по следующим разделам: Определение проблемы, Преобразования предоставления услуг здравоохранения, Описание
Вестник Ка^НЖУ №2-2019
преобразований, Вовлечение и укрепление людей, семей и сообществ, Факторы, способствующие развитию системы здравоохранения, Результаты, Изменения в управлении, Основные моменты [4, 5]. Определение проблемы.
Контроль над психиатрическими и наркологическими заболеваниями в Казахстане является одним из приоритетных направлений в деятельности МЗ РК и осуществляется согласно ГПРЗ «Денсаульщ» на 2016-2019 гг. [6]. Психические и поведенческие расстройства относятся к группе социально значимых заболеваний. Основные принципы их организации и оказания регламентируются в соответствии с Правилами оказания медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, утвержденными приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 апреля 2015 года № 285 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 11226) [7]. Рамка 1.
На решение каких проблем была направлена инициатива?
Приближение предоставления услуг здравоохранения (психиатрии и наркологии) населению.
Повышение выявляемости психических и поведенческих расстройств среди населения.
Работа со стигмой дискриминации среди больных психическими и поведенческими расстройствами. Экономия финансовых средств (около 532 млн. тенге). Сокращение дефицита врачей (451) на стационарном уровне путём оптимизации коечного фонда.
Преобразования предоставления услуг
здравоохранения.
Хронология преобразований.
Согласно Дорожной карты по развитию службы охраны психического здоровья Республики Казахстан на 2017 -2018 годы, в январе 2018 г. Республиканский научный центр психиатрии, психотерапии и наркологии г. Алматы и Республиканский научно-практический центр медико-социальных проблем наркоманий г. Павлодар были объединены в Республиканский научный центр психического здоровья. В августе этого же года психиатрическую и наркологическую службы объединили, создав единые центры психического здоровья (ЦПЗ). С июня
2017 г. в Ауэзовском и Бостандыкском районах г. Алматы в пилотном режиме был организован приём врача-психиатра и врача-нарколога при местных поликлиниках. С января
2018 г. обеспечен приём граждан во всех районах города. 11 июля 2018 года Постановлением Акимата города Алматы за №3/332, в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», было принято Постановление: Реорганизовать государственное коммунальное предприятие на праве хозяйственного ведения «Центр психического здоровья (ЦПЗ)» Управления здравоохранения города Алматы путем присоединения к нему государственного коммунального предприятия на праве хозяйственного ведения «Лечебный центр социальной и трудовой реабилитации» Управления здравоохранения города Алматы и государственного коммунального предприятия на праве хозяйственного ведения «Городской наркологический центр медико-социальной коррекции (ГНЦМСК)» Управления здравоохранения города Алматы.
Таблица 1 - Каковы хронологические вехи развития инициативы?
Год Описание события
2016 Утверждена Дорожная карта по развитию службы охраны психического здоровья Республики Казахстан на 2017 - 2018 годы.
2017 В Ауэзовском и Бостандыкском районах г. Алматы в пилотном режиме был организован приём врача-психиатра и врача-нарколога при местных поликлиниках.
2018, январь Республиканский научный центр психиатрии, психотерапии и наркологии г. Алматы и Республиканский научно-практический центр медико-социальных проблем наркоманий г. Павлодар были объединены в Республиканский научный центр психического здоровья.
2018, январь Обеспечен приём граждан во всех районах г. Алматы.
2018, июль Принято постановление Акимата г. Алматы за №3/332.
2018, август Созданы единые центры психического здоровья (ЦПЗ).
Описание преобразований.
Выбор услуг.
Около 23% обращающихся на уровень ПМСП имеют те или иные пограничные психические расстройства [8]. В настоящее время во всех районах г. Алматы имеются врачи-психиатры и врачи-наркологи. Их деятельность осуществляется в первичных центрах психического здоровья (ПЦПЗ) на уровне городских амбулаторно-поликлинических организаций. С осени 2019 г. планируется обеспечить этими специалистами все поликлиники, с прикреплённым населением более 60000 человек [9]. Разработка лечения.
Организация ПЦПЗ позволило приблизить предоставление услуг здравоохранения населению. Если раньше жителям восьми районов г. Алматы необходимо было обращаться за психиатрической помощью в ЦПЗ, а за наркологической помощью в ГНЦМСК (ныне эти две организации объединены в ЦПЗ), то ПЦПЗ ныне открыты во всех районах города, где пациенты могут получить услуги по месту жительства.
Организация поставщиков.
На сегодняшний день психиатрами и наркологами на уровне ПМСП обеспечены все районы города. В дальнейшем
планируется передать амбулаторно-поликлиническую психиатрическую и наркологическую службы в штат городских поликлиник. Управление услугами.
После передачи штатных единиц в пользу городских поликлиник необходимо будет осуществлять контроль и поддержку инициативы. С этой целью планируется создать Центр анализа и мониторинга. То есть ЦПЗ, и поликлиника будут активно сотрудничать для постоянного улучшения предоставления услуг здравоохранения. Повышение производительности.
Республиканский научный центр психического здоровья в 2017 г. провел обучение врачей-психиатров вопросам наркологии и врачей-наркологов вопросам психиатрии. Это было сделано для объединения этих специальностей и создания новой «врач психиатр-нарколог». В 2017 и 2018 гг. были обучены ВОП вопросам профилактики, диагностики и лечения пограничных психических расстройств и основам конфликтологии. Предполагается, что эти меры в перспективе повысят выявляемость пограничных психических расстройств среди населения.
Vestntk КштММ №2-2019
Таблица 2 - Как менялось предоставление услуг здравоохранения по мере развития инициативы?
До | После
Выбор услуг
Деятельность психиатров и наркологов на уровне ПМСП была централизована в ЦПЗ и ГНЦМСК соответственно (ныне эти две организации объединены в ЦПЗ). Во всех районах г. Алматы имеются врачи-психиатры и врачи-наркологи. Их деятельность осуществляется в ПЦПЗ на уровне городских амбулаторно-поликлинических организаций.
Разработка лечения
Раньше жителям восьми районов г. Алматы необходимо было обращаться за психиатрической помощью в ЦПЗ, а за наркологической помощью в ГНЦМСК (ныне эти две организации объединены в ЦПЗ). ПЦПЗ открыты во всех районах города, где пациенты могут получить услуги по месту жительства.
Организация поставщиков
Амбулаторно-поликлиническую психиатрическую и наркологическую помощь предоставляют врачи ЦПЗ. Планируется передать амбулаторно-поликлиническую психиатрическую и наркологическую службы в штат городских поликлиник.
Управление услугами
Производится штатный мониторинг амбулаторно-поликлинической психиатрической и наркологической служб в качестве одного из подразделений ЦПЗ. Планируется создать Центр анализа и мониторинга при ЦПЗ.
Повышение производительности
Повышение квалификации врачей проводится каждые 5 лет. В 2017 и 2018 гг. ВОП были обучены вопросам профилактики, диагностики и лечения пограничных психических расстройств и основам конфликтологии.
Вовлечение и укрепление людей, семей и сообществ.
Два весомых фактора как приближение амбулаторно-поликлинической психиатрической, наркологической служб населению, и борьба со стигмой дискриминации позволили повысить обращаемость пациентов на 10% в 2018 г. В перспективе эти меры улучшат выявляемость психических расстройств. Также это благоприятно скажется на медицинской грамотности населения в этих вопросах.
Факторы, способствующие развитию системы здравоохранения.
Инициативе предшествовали ГПРЗ «Денсаулык;» на 20162019 годы и Дорожная карта по развитию службы охраны психического здоровья Республики Казахстан на 2017 -2018 годы. Врачей планируется стимулировать дифференциальной оплатой и СКПН по мере достижения определённых результатов. Планируется создание Центра анализа и мониторинга при ЦПЗ.
Таблица 3 - Как система здравоохранения поддержала преобразования в предоставлении услуг здравоохранения?
Системные факторы Описание
Подотчётность Инициативе предшествовали ГПРЗ «Денсаулык» на 2016-2019 годы и Дорожная карта по развитию службы охраны психического здоровья Республики Казахстан на 2017 -2018 годы.
Стимулы Врачей планируется стимулировать дифференциальной оплатой и СКПН по мере достижения определённых результатов.
Компетенции Планируется создание Центра анализа и мониторинга при ЦПЗ.
Результаты.
Инициатива представлена относительно недавно. По предварительным данным обращаемость населения в 2018 г. возросла на 10%. Изменения в управлении. Рамка 2.
Кто были основными участниками? Какова их роль в развитии инициативы?
Министерство здравоохранения. МЗ РК инициировало начало изменений в службе, утвердив Дорожную карту по развитию службы охраны психического здоровья Республики Казахстан на 2017 - 2018 годы. Республиканский научный центр психического здоровья. Главный участник, возглавляющий реализацию инициативы; устанавливающий политику в поддержку осуществления программы; помогающий в мониторинге и оценке программы.
ЦПЗ. ЦПЗ осуществляет основную курирующую роль над инициативой.
Организации ПМСП по всей Республике. Поликлиники по всему Казахстану активно участвуют во внедрении инициативы.
Инициирование изменений. Инициатива была создана для приближения амбулаторно-поликлинической
психиатрической и наркологической служб населению, ввиду низкой обращаемости в специализированные организации.
Реализация. На сегодняшний день инициатива действует по всей стране. В г. Алматы все восемь районов обеспечены по одному специалисту.
Движение вперёд. Осенью 2019 г. планируется обеспечение психиатром и наркологом всех поликлиник, с прикреплённым населением свыше 60000 человек.
Основные моменты
Инициатива позволила приблизить амбулаторно-поликлиническую психиатрическую и наркологическую помощи населению.
Обращаемость пациентов по вопросам пограничных психических расстройств возросла на 10% в 2018 г. Инициатива имеет огромный потенциал по оптимизации бюджетных средств и кадровых ресурсов (врачей-психиатров и врачей-наркологов).
Вестник Ка^НМУ №2-2019
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 URL: http://mopb22.ru/?p=1369, accessed March 14 2019.
2 Дорожная карта по развитию службы охраны психического здоровья Республики Казахстан на 2017-2018 годы URL: http://www.rcrz.kz/images/14_DK_2018.pdf, accessed March 14 2019).
3 A step-by-step guide for developing profiles on health services delivery transformations. WHO. - 2016. - 167 р.
4 Укрепление систем здравоохранения, ориентированных на нужды людей, в Европейском регионе ВОЗ: рамочная основа для действий по организации интегрированного предоставления услуг здравоохранения. - Копенгаген: Дания, 12-15 сентября 2016. - С. 8-11.
5 Lessons from transforming health services delivery: compendium of initiatives in the WHO European Region. - Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2016. - Р. 23-25.
6 Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаульщ» на 2016-2019 годы.
7 Правила оказания медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, утвержденный приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 апреля 2015 года № 285 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 11226).
8 URL: http://ec-sport.kz/?p=6190, accessed March 14 2019.
9 URL: https://www.zakon.kz/4938676-zachem-narkologicheskih-i-psihbolnyh.html, accessed March 14 2019.
Н.Б. Есимов1, Н.Т. Измайлова2
1К,азацстандыцмедицинаyHueepcumemi «КДСЖМ» 2К,азац медициналыц y3diKCÎ3 бшм беру yHueepcumemi
АЛГАШ МЕДИКО-САНИТАРЛЫЦ КвМЕК ПЕН ПСИХИАТРИЯ ЖЭНЕ НАРКОЛОГИЯ ЦЫЗМЕТТЕР1НЩ ИНТЕГРАЦИЯСЫ
ty^h: Ма;алада Цазак;стан Республикасында (ЦР) алгаш медико-санитарлык; кемек (АМСК) пен психиатрия жэне наркология кызметтершщ интеграциясы баяндалган. Зерттеу ДД¥ методологиясына сэйкес, «A step-by-step guide for developing profiles on health services delivery transformations» басшылыгындагы кадамдарда суреттелген, непзп информаторлармен сухбаттасу аркылы жузеге асырылды. Ма;алада ЦР-дагы психикалык; денсаулы;ты коргау кызметшщ дамыту шаралары суреттелген. ty^hîï сездер: интеграция, бастама, алгаш медико-санитарлык; кемек, психиатрия, наркология, стигма.
N. Yessimov1, N. Izmailova2
1 Kazakhstan's Medical University «KSPH» 2Kazakh Medical University of Continuing Education
INTEGRATION OF PRIMARY HEALTH CARE WITH PSYCHIATRIC AND NARCOLOGICAL SERVICES
Resume: The paper presents an overview of the integration of primary health care (PHC) with psychiatric and narcological services in the Republic of Kazakhstan (RK). The study was conducted according to the WHO methodology, described in the «A step-by-step guide for delivery of services», by interviewing key informants. The article describes measures for the development of the mental health service of the RK.
Keywords: integration, initiative, primary health care, psychiatry, narcology, stigma
УДК 338.517
Г.П. Касымова, А.К. Жантлеуова
Казахстанский Медицинский Университет «ВШОЗ» Кафедра менеджмента здравоохранения
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ СТОИМОСТИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ПОЛИТИКИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
В статье на примере ряда стран, в том числе и Казахстана, рассматриваются вопросы регулирования фармацевтического рынка: контроль цен на лекарственные средства и возмещение их стоимости. Приобретение лекарственных препаратов для оказания медицинской помощи населению составляет значительную часть расходов на здравоохранение любой страны. На сегодняшний день определенные группы стран поддерживают одну из сложившихся систем ценообразования и придерживаются определенной схемы возмещения стоимости лекарственных средств.
Ключевые слова: ценообразование, возмещение стоимости, референтные цены, предельные цены, лекарственные препараты
Введение. Обеспечение всеобщего доступа к качественным, безопасным, эффективным и приемлемым (экономически доступным) по цене лекарственным препаратам и вакцинам является одной из целевых задач в области устойчивого развития любой страны. Существует целый ряд серьезных препятствий на пути к достижению данной цели. Например: проблема нехватки и исчерпания резервов основных лекарственных средств и вакцин; неприемлемо высокий
риск для здоровья населения ввиду роста объема некачественной и фальсифицированной фармацевтической продукции на рынке; ненадлежащее использование лекарственных средств, приводящее к вредным последствиям для организма человека и расточительному расходованию ресурсов; а также рост цен на лекарственные средства, который оказывает все большее давление на системы здравоохранения и их способность обеспечивать