Научная статья на тему 'Интеграция педагогического вуза в социальноэкономическую модернизацию и развитие региона: опыт социального моделирования'

Интеграция педагогического вуза в социальноэкономическую модернизацию и развитие региона: опыт социального моделирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное моделирование / модернизационные процессы в регионе / социальногуманитарный статус педагогического университета / social modelling / process of modernization in the region / social and pertaining to the humanities status of the pedagogical university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тугаров Александр Борисович, Ажнакина Наталья Борисовна, Дудкин Артём Сергеевич, Очкина Анна Владимировна

На материале эмпирического исследования рассмотрены процесс создания и содержание интеграционной модели участия педагогического университета в модернизации и развитии региона. Выявлена взаимосвязь социальных факторов, влияющих на функционирование данного образовательного учреждения. Сделан вывод о том, что процесс интеграции педагогического университета в региональное сообщество происходит в конкретных измерениях: развитие научного потенциала региона, развитие трудового потенциала региона и развитие регионального сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тугаров Александр Борисович, Ажнакина Наталья Борисовна, Дудкин Артём Сергеевич, Очкина Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Based on materials of empirical evidence the article considers the process of creating the integration model which lets the pedagogical institution of higher education participate in processes of modernization and development of the region. The interaction of social factors impacting on that institution functioning is revealed. The conclusion is that, the process of integration of the institution of higher education into local community occurs in particular areas: development of science, workforce, and local community in the region.

Текст научной работы на тему «Интеграция педагогического вуза в социальноэкономическую модернизацию и развитие региона: опыт социального моделирования»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 16 (20) 2010

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 16 (20) 2010

удк 301. 001. 57

ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ МОДЕРНИЗАЦИЮ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

© а. б. тугаров, н. б. ажнакина, а. с. дудкин, а. в. очкина

Пензенский государственный педагогический университет им. В. г. Белинского кафедра социологии и социальной работы e-mail: fssr@bk.ru

Тугаров А. Б., Ажнакина Н. Б., Дудкин А. С., Очкина А. В. - Интеграция педагогического вуза в социально-экономическую модернизацию и развитие региона: опыт социального моделирования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 32-40. - На материале эмпирического исследования рассмотрены процесс создания и содержание интеграционной модели участия педагогического университета в модернизации и развитии региона. Выявлена взаимосвязь социальных факторов, влияющих на функционирование данного образовательного учреждения. Сделан вывод о том, что процесс интеграции педагогического университета в региональное сообщество происходит в конкретных измерениях: развитие научного потенциала региона, развитие трудового потенциала региона и развитие регионального сообщества.

ключевые слова: социальное моделирование, модернизационные процессы в регионе, социально-гуманитарный статус педагогического университета.

Tugarov A. B., Azhnakina N. B., Dudkin A. S., Ochkina A. V. - Integration of the pedagogical institution of higher edication into social and economic modernization and development of the region: social modelling expirience // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2010. № 16 (20). P. 32-40. - Based on materials of empirical evidence the article considers the process of creating the integration model which lets the pedagogical institution of higher education participate in processes of modernization and development of the region. The interaction of social factors impacting on that institution functioning is revealed. The conclusion is that, the process of integration of the institution of higher education into local community occurs in particular areas: development of science, workforce, and local community in the region. Keywords: social modelling, process of modernization in the region, social and pertaining to the humanities status of the pedagogical university.

Россия в XXI веке сталкивается с историческим вызовом, кардинально меняющим духовно-нравственную идеологию развития и определяющим необходимость динамичной модернизации образования в аспекте создания предпосылок и условий его эффективной реализации в постиндустриальном, информационно насыщаемом обществе. Образование как процесс становления и социализации личности является важнейшим фактором, обеспечивающим инновационное развитие социально-экономических институтов гражданского общества. «Экономики знаний» в провинции без социально-гуманитарного образования добиться невозможно, так как именно оно обеспечивает методологию и практику подготовки разносторонней творческой личности, способной самостоятельно обогащать имеющийся набор знаний, умений и навыков, востребованных на рынке труда.

конкурентоспособность национальной экономики в целом и экономики региона в частности за-

висит в первую очередь от того, каким будет особый (региональный) баланс между обязательным и дополнительным образованием (в понятие «дополнительное образование» авторы включают всю совокупность учебно-воспитательных элементов как самих учреждений образования, так и социокультурной среды местного сообщества).

Этим определяется региональная востребованность накопленного опыта и социально-гуманитарного потенциала педагогического вуза.

Перед авторами стояла исследовательская задача: с помощью методов социального моделирования выявить некоторые общие и частные закономерности социального и социально-профессионального развития конкретного педагогического университета в системе взаимосвязи наиболее существенных социальных факторов, оказывающих влияние на функционирование данного образовательного учреждения. Была предпринята попытка создать определенную интегра-

ционную модель с целью выявить основные тенденции социального и профессионального развития коллектива изучаемого вуза. Иначе говоря, необходимо было построить конкретную систему взаимосвязи всех имеющихся факторов социального и профессионального развития педагогического университета и рассмотреть ее с точки зрения процесса интеграции вуза в социально-экономическую модернизацию и развитие региона. Проведенные социальные измерения позволили сформировать основное содержание данной модели и определить тенденции функционирования данной системы.

В процессе социального моделирования авторы исходили из того, что ГОУ ВПО «Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского» является ведущим звеном системы образования Пензенского региона в аспекте социально-гуманитарного образования и обеспечения социальной политики государства в регионе. Деятельность педагогического коллектива определяет структуру и содержание решения кадровых проблем, удовлетворения образовательных, научных и социокультурных запросов города Пензы и Пензенского области.

В процессе создания интеграционной модели учитывалось, что реализация задач педагогического университета строится в соответствии с приоритетами образовательной политики России и Пензенской области, главными направлениями которой являются:

- информационная насыщенность;

- эффективность;

- качественная модернизация;

- социокультурная востребованность;

- экономическая рентабельность.

Социальная модель построена с учётом того, что

деятельность университета опирается на современные социально-гуманитарную, культурологическую, аксиологическую и акмеологическую парадигмы образования, в соответствии с которыми образование понимается как основа и технология становления и развития процесса социально-педагогического сопровождения человека, формирования его духовно-нравственного и интеллектуально-творческого потенциала, социокультурных возможностей в контексте местного сообщества.

Педагогический университет как высшее социально гуманитарное учебное заведение предоставляет возможность и создает необходимые условия для получения обучающимися современного качественного образования посредством интеграции разных отраслей знания и практики, их взаимного обогащения. Педагогический коллектив университета реализует на практике принцип взаимосвязи образования, социализации и научного исследования как основание духовно-нравственной деятельности. Это позволяет вузу достигать целей, имеющих непосредственное отношение к решению социально-экономических проблем Пензенской области.

В ходе эмпирического исследования было установлено, что основными проблемами, определяющими барьеры социального развития Пензенской области, обозначенными в Концепции социально-экономичес-

кого развития Пензенской области на 2008-2010 годы, являются:

1. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства.

По объему произведенной сельскохозяйственной продукции Пензенская область занимает 36-е место среди регионов Российской Федерации (РФ).

2. Увеличение объемов капитальных вложений в экономику области.

Пензенская область имеет выгодное географическое положение и благоприятный инвестиционный климат. В последние годы наблюдается тенденция стабильного роста объемов инвестиций в основной капитал предприятий всех форм собственности. Несмотря на то, что по темпам роста объема инвестиций Пензенская область занимает первые места в Приволжском федеральном округе (ПФО), их объем в расчете на душу населения все еще недостаточно высок и составляет всего 53 % от уровня общероссийского показателя.

3. Технологическое отставание экономики области.

Проблемой современного социально-экономического развития Пензенской области является несоответствие технологического уровня корпоративной политики ведущих предприятий региона современным требованиям рынка.

4. Износ основных фондов (обрабатывающие производства, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь).

изношенность основных фондов в Пензенской области ниже, чем в среднем в ПФО, но выше, чем в целом по России. Следует отметить высокий износ основных фондов в строительстве, на транспорте и связи.

5. Рентабельность производимой продукции.

Наибольший удельный вес убыточных организаций (свыше 50%) приходится на предприятия, занимающиеся такими видами деятельности как производство и распределение электроэнергии воды, предоставление связи, удаление сточных вод, отходов и т.д.

6. Проблема рынка труда.

устойчивость и сбалансированность рынка труда являются факторами, обеспечивающими конкурентоспособность региона. Сложившаяся в Пензенской области система образования недостаточно сориентирована на запросы работодателей.

7. Участие работодателей в формировании программ профессионального образования.

уровень непосредственного участия предприятий Пензенской области в образовательном процессе недостаточен и не соответствует их собственным запросам. Ощущается нехватка программ профессионального обучения, соответствующих производственному профилю области. кроме того, выпускники ссузов и вузов зачастую обладают лишь теоретическими знаниями, уровень практической подготовки недостаточен.

8. Несоответствие системы образования рынку труда.

Несмотря на то, что официальный уровень безработицы в Пензенской области ниже аналогичных

показателей по РФ и ПФО, а также, несмотря на положительную тенденцию его снижения, растет и заявленная потребность в работниках. При этом предложения, существующие на рынке труда, зачастую не удовлетворяют запросы работодателей.

9. Убыль населения.

Демографическая ситуация в регионе (как и в целом по РФ) характеризуется высокими показателями убыли населения: смертность превышает рождаемость в 1,98 раза. По сравнению с ПФО, динамика сокращения численности населения области в 1,9 раза выше средних показателей.

10. Старение населения и рост нагрузки на трудоспособное население.

В последние годы наблюдается положительная динамика изменения численности населения трудоспособного возраста как в Пензенской области, так и в целом по России. Однако постепенно на фоне роста доли пожилого населения и снижения численности жителей младше трудоспособного возраста этот процесс будет замедляться и приведет к сокращению численности трудоспособного населения.

11. Сокращение численности занятых в экономике и безработица.

По уровню экономической активности населения Пензенская область делит последнее место в ПФО с республикой Мордовией. Несмотря на меньший уровень безработицы (фактической и зарегистрированной), среднегодовая численность занятых в экономике Пензенской области осталась на прежнем уровне.

12. Риск снижения инвестиционной и миграционной привлекательности региона.

Возникшие разрывы в темпах экономического, культурного, технологического развития могут привести к отставанию Пензенской области по ряду инвестиционных показателей.

13. Необходимость роста инвестиционного потенциала региона.

Пензенская область имеет инвестиционный рейтинг 3В1 (пониженный потенциал - умеренный риск). Среди регионов России Пензенская область занимает 52-е место.

14. Необходимость повышения миграционной привлекательности региона.

В Пензенской области отмечается отрицательный миграционный поток, который является типичным явлением для региона. Из него уезжает преимущественно трудоспособное население, обладающее высокой квалификацией.

15. Недостаточное предложение жилья.

В улучшении жилищных условий в Пензенской области нуждается 53,6 тыс. семей.

16. Отток жителей из сельскохозяйственных районов области.

За последнее десятилетие численность жителей сельской местности сократилась на 12,4 % Неразвитость социальной сферы и инфраструктуры, низкий уровень доходов тормозят формирование благоприятных условий для устойчивого развития сельских территорий области.

17. Повышенный уровень угрозы личной безопасности граждан.

Пензенская область занимает 16-е место среди всех регионов РФ по показателю «криминального риска» и 23-е по показателю «экологического риска».

18. Необходимость повышения эффективности государственного управления.

Бюджет Пензенской области имеет дотационный характер и социальную направленность. Недостаточная составляющая расходных статей негативно влияет на бюджет развития, который может стать действенным инструментом решения экономических задач Пензенской области.

В ходе социального моделирования авторы пришли к выводу о том, что для каждой из названных проблем необходимо найти инновационное решение, которое позволит не только улучшить социально-экономическую и социокультурную инфраструктуру региона, но и приобрести им характеристики, необходимые для адекватного восприятия и дальнейшего продуцирования инноваций.

Такая комплексная задача заставляет предъявлять особые требования к научному, трудовому и культурному потенциалу региона, а также к состоянию регионального сообщества:

1. Расширять те направления научного потенциала региона, которые могут непосредственно создать методологическую и методическую базу для решения острых региональных проблем.

2. Совершенствовать систему подготовки кадров, развивать трудовой потенциал адекватно задачам модернизации региона.

3. Стратегически решать социальные проблемы, исключая их дальнейшее повторение за счет создания принципиально новых характеристик регионального социума, реализовывать социальную модернизацию как обязательное условие модернизации экономической.

критерии эффективности социальной сферы проявляются в оценке характера влияния различных секторов социальной сферы на региональное сообщество. К этим секторам относятся:

- содержание представлений о качестве жизни и связанной с ними системе целей, ценностей и потребностей;

- характеристика моделей социального поведения (экономического, гражданского, профессионального, витального и т.д.);

- структура и характеристика трудового потенциала;

- структура и характеристика гражданского потенциала (степень и содержание социальной и политической активности граждан);

- роль социальной сферы как «выпрямителя», корректора социального неравенства, прежде всего неравенства стартовых возможностей, влияние состояния социальной сферы на степень социальной дифференциации как индивидов, так и регионов.

интеграционная задача решения социальных проблем региона в комплексе с экономической и соци-

альной модернизации требует в качестве обеспечения удовлетворения трех видов потребностей:

1. Региону нужны научные центры, способные не просто проводить исследования и разрабатывать технологии, но и постоянно диагностировать социально-экономические проблемы региона, находить им решения, заниматься постановкой задач, как для своих внутренних подразделений, так и для системы управления. Научные центры региона должны, таким образом, не только создавать инновации, но и формировать запрос на них, опираясь на анализ актуальных проблем региона.

2. Региону нужны не просто хорошо обученные кадры, но кадры нового типа, способные формулировать и реализовывать инновационные решения. Также региону нужны кадры особого типа для работы в системе «человек - человек». Это педагогические кадры нового типа, отвечающие требованиям, предъявляемым им в инициативе «Новая школа»; специалисты, способные эффективно реализовывать программы социальной профилактики; специалисты, готовые организовывать консультирование различных групп населения, разрабатывать информационное и медийное сопровождение региональных программ в области демографии, профилактики социальных болезней, социальной адаптации и реабилитации, пенсионного обеспечения и др.

3. Региону нужны кадры, которые не связаны непосредственно с задачами модернизации и развития социально-экономической инфраструктуры, но необходимы для наполнения и развития информационно-культурной среды региона. Это журналисты, компетентные в социально-экономических вопросах, в создании социальной рекламы, распространении социально значимой информации; работники здравоохранения, культуры и дополнительного образования, профессионально и системно занимающиеся физическим и духовным развитием граждан; тренеры различных специальностей, не только развивающие у молодежи спортивные способности, но и прививающие ей навыки здорового образа жизни. Их деятельность необходима для обеспечения физического и психического здоровья населения, для наполнения культурного пространства региона, повышения его привлекательности для специалистов и профессионалов с высоким уровнем образования.

Прикладные социологические исследования выявляют потребность регионального сообщества консолидироваться вокруг решения задачи экономической и социальной модернизации. Требуется активизация общественных организаций как элементов гражданского общества, повышение личной ответственности граждан, развитие форм общинной и уличной социальной работы, волонтерской деятельности, всех видов социально позитивной самодеятельности граждан.

Такие процессы в региональном сообществе являются необходимым условием инновационного социально-экономического развития, так как вовлекают каждого человека в социальное творчество, делают его намного более ответственным за себя и свое дело.

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского создает научную, социально-педагогическую и практическую базу для решения (смягчения остроты) следующих актуальных проблем, обозначенных в концепции социально-экономического развития Пензенской области на 2008-2012 годы:

1. повышение эффективности сельскохозяйственного производства и предотвращение оттока жителей из сельскохозяйственных районов области;

2. организация участия работодателей в формировании программ профессионального образования и несоответствие системы образования рынку труда;

3. старение населения и рост нагрузки на трудоспособных граждан;

4. необходимость роста инвестиционного потенциала региона;

5. повышенный уровень угрозы личной безопасности граждан (криминальный риск, экологический риск);

6. повышение эффективности государственного управления.

участие педагогического университета в решении каждой из проблем определяется следующими видами деятельности и инновационным потенциалом образовательного учреждения (см. табл. ниже).

Проведенный контент-анализ показал, что в решении перечисленных актуальных задач региона содержится значительная социальная составляющая: кадровая проблема, проблема развития регионального сообщества и самоуправления, проблема мониторинга социальных возможностей и вызовов и т.п. При отсутствии в регионе научно-исследовательских центров социально-гуманитарного профиля именно вузы могут и должны стать теми центрами, которые, разрабатывая необходимые экономике инновации, будут готовить соответствующие кадры, заниматься исследованиями разной направленности, в том числе и социальными. Немаловажно, что к научной работе в вузах привлекаются студенты, а это при соответствующей организации образовательного процесса должно стать основой формирования кадров нового типа.

Такая интеграция должна происходить в трех измерениях:

1. Развитие научного потенциала региона;

2. Развитие трудового потенциала региона;

3. Развитие регионального сообщества.

Вузу, вовлеченному в модернизационный процесс, необходимо иметь:

- оригинальные научные направлений, востребованные с точки зрения инновационного развития региона и решения его наиболее острых проблем;

- научно-методический потенциал: инновационные педагогические технологии подготовки кадров нового типа;

- традиции духовно-нравственного, эстетического и гражданского воспитания студентов, позволяющие готовить специалистов как социально активных граждан;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- базу для привлечения студентов к культурно-массовым мероприятиям, приобщения их к здоровому

Социально-экономические проблемы Пензенской области Ресурсы, деятельность и инновационный потенциал ПГПУ им. В.Г. Белинского

1. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства и отток жителей из сельскохозяйственных районов области. - Исследования причин и характера миграции жителей из сельскохозяйственных районов области; - подготовка и переподготовка работников социально-досуговой сферы, организующих культурную работу на селе; - подготовка и переподготовка сельских социальных работников, специалистов районных служб занятости; - формирование инновационного образовательного пространства села (разработка педагогических методик и образовательных технологий, активизация учащихся к предпринимательству в сельской местности и т.п.); - разработка концепции и социальной технологии "деревенского педсовета", "педсовета микрорайона"; - методические разработки социально-профилактических мер по привлечению молодежи в село.

2. Участие работодателей в формировании программ профессионального образования и несоответствие системы образования рынку труда. - Разработка и внедрение социально-педагогических технологий формирования рыночного поведения жителей Пензенской области; - проведение межведомственных семинаров, круглых столов, конференций для привлечения работодателей к участию в формировании программ профессионального образования; - проведение исследований в области трудовой траектории выпускников пензенских вузов; - создание учебно-методической площадки трудоустройства специалистов социально-гуманитарной сферы региона; - всемерное развитие в регионе дистанционного образования детей-инвалидов в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» в целях последующего полноценного их включения в экономическую жизнь Пензенской области; - развитие маркетинговой деятельности применительно к образованию (исследование спроса на образовательные услуги).

3. Старение населения и рост нагрузки на трудоспособных граждан. - Исследования геронтологических, педагогических, социально-демографических особенностей процесса старения населения Пензенской области; - подготовка и переподготовка сельских социальных работников, геронтологов, социальных педагогов в области социального обслуживания пожилых и специалистов и магистров для совершенствования социальной политики в отношении демографических проблем; - подготовка и переподготовка бакалавров и (или) специалистов по организации включения пожилых в экономику региона и досуговой активности пожилых по месту жительства; - разработка концепции и социальной технологии совета деревни, микрорайона, местного сообщества для решения локальных трудных жизненных ситуаций, связанных с процессом старения населения.

4. Необходимость роста инвестиционного потенциала региона. - Разработка и внедрение социально-педагогических технологий поощрения способной, талантливой молодежи, составляющей лучшие трудовые ресурсы инвестиционного роста; - диверсификация образовательных услуг, предполагающая разнообразие и вариативность образовательных программ или отдельных видов услуг для наращивания инновационного и инвестиционного потенциала Пензенского региона; - повышение квалификации работников образовательных учреждений, специалистов социальных служб в освоении передовых образовательных, социально-педагогических и информационных технологий.

5. Повышенный уровень угрозы личной безопасности граждан (криминальный риск, экологический риск). - Разработка системы действий по превращению образовательной среды в здоровьесбере-гающую, ориентированную на физическую культуру, спорт и охрану окружающей среды; - организация системы родительских конференций, межведомственных советов (комитетов) по социальной профилактике, коррекции и реабилитации детей и взрослых, относящихся к группе социального риска; - укрепление института семьи, пропаганда успешного семейного опыта; - развитие региональной системы физкультуры и спорта как профилактического направления минимизации социальных рисков.

6. Необходимость повышения эффективности государственного управления. - Обновление содержания и технологий регионального компонента образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода, государственных и региональных интересов; - создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; - развитие системы профессионального самоуправления, основанной на контроле качества принимаемых управленческих решений; - реализация компетентностного подхода в образовательном процессе учреждений образования Пензенской области.

образу жизни, осуществления нравственно-этического и гражданского воспитания.

В ходе социального моделирования было выявлено, какие задачи социально-экономического развития Пензенского региона педагогический университет уже решает в настоящее время, и какое место он может занять в дальнейшем процессе региональной социально-экономической модернизации.

1. Научный потенциал вуза с точки зрения актуальных проблем, обозначенных в концепции развития Пензенской области, может быть оценен достаточно высоко, поскольку конечной целью деятельности педагогического университета в рамках местного сообщества и всего региона в целом является разработка и внедрение системы подготовки специалистов, которые станут активными субъектами «экономики знаний» -людьми, не просто владеющими современными технологиями материального производства, а самоактуализирующимися личностями, реализующими себя в основных сферах жизнедеятельности общества, способными эффективно общаться, сохранять здоровье и предпринимать инновационные усилия. данное обстоятельство определяет ,региону высшего учебного заведения.

Педагогический университет развивает ряд научных направлений, непосредственно связанных с решением задач модернизации региона. к таким направлениям можно отнести разработки в области биологии, химии и биохимии, которые при совершенствовании материальной и кадровой базы могут способствовать, например, повышению эффективности сельскохозяйственного производства и, следовательно, предотвращению оттока жителей из сельскохозяйственных районов области.

В педагогическом университете ведутся исследования по истории Пензенского края. уникальные разработки преподавателей педагогического университета и собранные ими сведения о культуре Пензенского края могут быть использованы для обоснования инвестиционных проектов развития туризма в регионе.

Значительным вкладом педагогического университета в научный потенциал региона являются педагогические и методические разработки, позволяющие готовить кадры нового типа, обладающие ярко выраженной креативной составляющей, и таким образом решать задачи, поставленные как реформой образования (в вопросе подготовки учителя нового типа), так и деятельностью по модернизации региона.

Решить задачу подготовки таких кадров в рамках только высшего профессионального образования невозможно без методологических и методических разработок, которые позволят выявлять и стимулировать способности, развивать творческую личность с раннего детства. С этой точки зрения развитие педагогической науки представляется сейчас приоритетным направлением. Именно возможность создания интегральных педагогических инноваций (систематизированных методик, направленных на комплексное развитие личности) усилиями всех факультетов педагогического университета и составляет ядро научного потенциала

вуза, что, однако, не уменьшает значения научно-методических возможностей отдельных факультетов.

2. В развитии трудового потенциала основная роль вуза, как было уже отмечено, заключена в подготовке педагогических кадров. кроме того, авторы считают необходимым определить роль и место непедагогических факультетов университета в подготовке кадров, адекватных задачам модернизационного развития региона.

В концепции социально-экономического развития Пензенской области отмечается, что устойчивость и сбалансированность рынка труда являются теми факторами, которые обеспечивают конкурентоспособность региона. С одной стороны, сложившаяся в области система образования недостаточно сориентирована на запросы работодателей, с другой - предприятия практически не проявляют активность в формировании программ профессионального образования. Подобное взаимодействие сделало бы процесс оптимизации развития экономики и системы образования интерактивным и значительно повысило бы его эффективность Несоответствие системы образования рынку труда является проблемой, которая должна решаться комплексно, с четким подчинением тактических шагов стратегической цели.

Если стратегической целью является экономическая и социальная модернизация региона, то одностороннее решение - подчинение системы образования запросам работодателей - неприемлемо. Недостаточно и даже неразумно корректировать систему образования в соответствии со сложившимся спросом на труд. Это может привести к тому, что несовершенства сегодняшнего экономического развития отразятся на развитии системы образования и тем самым потенциал экономического развития будет подорван. Система образования будет ориентирована на сегодняшнюю структуру рынка труда и не сможет готовить кадры для будущего, тем более, инновационного развития.

Необходимо учитывать стратегические задачи и формировать как предложение, так и спрос на рынке труда адекватно задачам перспективного развития региона. Это требует выявления потенциала экономического роста, с одной стороны, и возможностей системы образования, с другой. Выявление тех целей, которые необходимо достичь в социально-экономическом развитии региона, позволит обозначить приоритеты в развитии системы образования с точки зрения потребностей экономики и выявить те возможности развития социально-экономической инфраструктуры региона, которые дает наличная структура системы образования и потенциал ее развития.

Авторы исходят из того, что система образования обладает некоторой инерционностью, поэтому она должна работать с опережением для обеспечения оптимальности соответствия системы образования потребностям развивающейся экономики региона.

Актуальным для Пензенской области является сокращение численности занятых в экономике и безработица. Такая ситуация требует комплексного подхода. Помимо оптимизации рынка труда обязательно

совершенствование системы социальной защиты безработных посредством развития программ переподготовки, переобучения и переквалификации; создания особой системы поддержки безработных из социально-уязвимых слоев (молодых специалистов, женщин, уволенных в запас военнослужащих).

Значительную роль в решении названных проблем могут сыграть непедагогические факультеты (социологии и социальной работы, экономический и юридический) Пензенского государственного педагогического университета. Так, преподаватели и студенты перечисленных факультетов могут заниматься, во-первых, исследованиями перспектив развития рынка труда, во-вторых, созданием и реализацией программ профессионального обучения (в рамках преподавания соответствующих спецкурсов), консультирования (с целью повышения педагогической, социально-правовой и психологической информированности учащихся) и профессиональной ориентации.

кроме того, большие возможности для оптимизации занятости и развития экономики области в целом может иметь активизация малого и среднего бизнеса. для системного и эффективного его развития нужны кадры, способные осуществлять необходимую экономическую, правовую и психологическую подготовку. Немаловажное значение для начинающих малый и средний бизнес имеет осведомленность о структуре и ёмкости рынка. Такую информацию могут предоставить маркетинговые и социологические исследования, которые в состоянии осуществить студенты факультета социологии и социальной работы под руководством преподавателей.

Таким образом, педагогический университет объективно представляет собой учебно-методическую базу создания курсов обучения людей, имеющих или начинающих малый и средний бизнес в регионе.

В целом на базе вуза можно развернуть ряд систематизированных исследовательских и обучающих проектов, направленных на оптимизацию функционирования рынка труда, совершенствование системы социальной защиты безработных и развитие трудового потенциала Пензенской области.

Большое внимание в концепции развития Пензенской области уделяется демографическим проблемам, проявляющимся в убыли населения, его старении и росте нагрузки на трудоспособных граждан, миграционном оттоке из сельских районов, отрицательном миграционном потоке и снижении миграционной привлекательности региона.

Решение этих проблем объективно должно происходить в трех направлениях:

- смягчение социальных последствий неблагоприятной демографической ситуации;

- реализация системы мер по выправлению демографических параметров;

- профилактика развития таких проблем в будущем.

Такая многовекторная работа предполагает широкий спектр практических, исследовательских и воспитательных задач. должны исследоваться характер и перспективы развития социально-демографической

структуры, характеристики демографического поведения населения региона (в частности, реакция молодежи как перспективной демографической группы на национальные и региональные мероприятия демографической политики; отношение пожилых граждан к качеству их социального обеспечения), потенциал демографического роста и др. Наряду с этим необходима разработка экономического, социологического и правового обеспечения демографической политики в регионе.

для решения таких задач требуется осуществлять подготовку ювенологов и геронтологов, как теоретиков, так и практиков; разрабатывать программы демографического воспитания учащихся; создавать образцы социальной рекламы и осуществлять информационное и медийное сопровождение проводимой в регионе демографической политики.

Потребности региона требуют разработки инновационных социальных технологий помощи семье, развития практик семейных консультаций и социально-психологического обеспечения беременности. кроме того, значительное влияние на здоровье населения и, следовательно, демографию региона оказывает экология.

Проведенные социальные измерения показали, что педагогический университет обладает необходимым научным, методическим и кадровым потенциалом для решения вышеназванных задач, имеет опыт взаимодействия с различными социальными службами, который делает возможным комплексный подход к методологическому, методическому и кадровому обеспечению демографической политики в регионе.

кадровый потенциал педагогического университета позволяет разработать социально-экономические и социально-культурные проекты развития сельских районов, что может повысить их привлекательность, прежде всего для молодежи и предотвратить ее отъезд из села.

При создании интеграционной модели авторы исходили из того, что именно ПГПУ им. В. Г. Белинского объективно является главным центром подготовки сельской интеллигенции - учителей, педагогов-психологов, журналистов, социальных работников. Немаловажным является и тот факт, что вуз имеет давние традиции взаимодействия с сельскими школами, другими учреждениями и организациями системы образования.

В развитии социально-культурной среды региона ПГПУ им. В. Г. Белинского также играет заметную роль, которая может возрасти при эффективном использовании всего его культурного потенциала. В вузе развиты традиции студенческой самодеятельности, большое внимание уделяется этическому и эстетическому воспитанию студентов, что значительно повышает их творческий потенциал, расширяет возможности трудоустройства после вуза. Кроме того, творчески активные, художественно развитые выпускники педагогического университета участвуют в совершенствовании культурной жизни города, вовлекая в неё молодежь и высококвалифицированных специалистов, тем самым также предотвращая их отъезд в другие регионы.

3. В процессе социального моделирования авторы рассмотрели роль педагогического вуза в обеспечении условий модернизационного развития Пензенской области с точки зрения третьего измерения - развития регионального сообщества. Вуз поддерживает постоянные связи с учреждениями среднего и дошкольного образования, учреждениями социальной защиты, детскими домами, Центром занятости Пензенской области, Региональным отделением Пенсионного фонда РФ по Пензенской области, учреждениями культуры и дополнительного образования. Студенты участвуют в волонтерском движении и агитационных походах по области. На базе вуза разрабатываются агитационные материалы, связанные со здоровым образом жизни, технологии реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья.

Все это делает педагогический университет важным элементом социальной инфраструктуры города и региона, формирует его авторитет как уникального центра подготовки кадров и разработки действующих социальных технологий, а также культурно-досугово-го центра регионального значения.

Весь накопленный в педагогическом университете научный, методический и кадровый потенциал может способствовать росту влияния вуза на социально-экономические и социально-культурные процессы в регионе. Так, в педагогическом университете есть реальная возможность создания профориентационных центров и проведения тематических занятий для школьников, возможность вовлечения учеников старших классов в волонтерскую деятельность под патронажем студентов, что будет положительно сказываться на социализации подрастающего поколения и одновременно повышать педагогическую квалификацию студентов.

В педагогическом университете есть база для организации необходимых с точки зрения информационного обеспечения социальной политики региона социально-экономических, экологических, краеведческих, этнологических и социально-психологических исследований. Такие исследования могут проводиться как по заказу регионального правительства, так и по заказам предприятий и учреждений. Существенным преимуществом может быть и то, что вовлечение в подобную исследовательскую деятельность студентов будет способствовать формированию учителя нового типа, открытого для инноваций, компетентного и конкурентоспособного.

Функционирование педагогического университета как центра разработки социальных инноваций в постоянном взаимодействии с учреждениями общего и дополнительного образования, социальной защиты и культуры будет содействовать созданию в регионе единой системы разработки и внедрения социальных инноваций, являющихся необходимым элементом модернизации региона.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» педагогический коллектив вуза направляет свои усилия на:

- обеспечение социальной и профессиональной мобильности выпускников педагогического университета;

- развитие современной системы непрерывного педагогического образования (гимназия - педагогический колледж - педагогический университет - институт развития образования - бакалавриат - магистратура - аспирантура - докторантура);

- создание социально-экономических механизмов, способствующих привлечению инвестиций в образование (прикладное образование, корпоративные университеты);

- обеспечение кадрами социально-гуманитарной направленности предприятий и учреждений различных сфер деятельности региона.

В целом, решение социальных проблем Пензенской области системой университетского социально-гуманитарного образования в рамках ПГПу им. В. Г. Белинского включает в себя:

1. Обучение и профессиональную подготовку кадров социально-гуманитарного профиля, способных обеспечить социально-педагогическое и нравственно-этическое сопровождение развития личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и реализовать на практике переход регионального образования к концепции критического мышления, саморегуляции и творчества.

2. Освоение студентами технологии сопровождения образования и социализации человека как развивающейся индивидуальности, личности, формирующей готовность к усвоению и воспроизведению в поведении и деятельности основ социокультурного наследия и общечеловеческих ценностей.

3. Формирование у студентов потребности в социальном и профессиональном самообразовании и самосовершенствовании на основе развития методологического мышления и овладения комплексом умений и навыков научного исследования.

4. Психологическую и физическую подготовку студентов к проявлению в поведении и деятельности характеристик социально-гуманитарной рефлексии, основанную на:

- овладении здоровьесберегающими технологиями самореализации;

- творческом использовании в социальной практике и профессиональной деятельности информационных технологий и овладении навыками работы с компьютерной и мультимедийной техникой;

- опыте социокультурного и духовно-нравственного сопровождения развития детьми, нуждающимися в особой помощи и поддержке;

- творческом опытно-экспериментальном взаимодействии научно-педагогического коллектива университета с общеобразовательными школами, педагогическими колледжами, дошкольными и иными социальными и образовательными учреждениями как базовыми организациями, способствующими компетентной организации обучения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров различного профиля;

- повышении роли кафедр, факультетов, других структурных учебно-методических и научных подразделений вуза как главных учебно-воспитательных и

организационных звеньев обеспечения социально-гуманитарной направленности и содержания учебного процесса;

- организации учебного процесса и профессиональной подготовки кадров, основанных на усвоении и воспроизведении студентами социально-гуманитарного опыта овладения методами применения осваиваемой культуры в условиях динамичной информати-

зации и интеграции всех сторон жизнедеятельности современного человека.

Таким образом, содержание созданной интеграционной модели свидетельствует о том, что у педагогического университета есть значительный потенциал, который позволяет ему стать самостоятельным структурным элементом модернизационного развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.