Научная статья на тему 'Интеграция печатных массмедиа Крыма в новое информационное пространство (2014-2016 гг. )'

Интеграция печатных массмедиа Крыма в новое информационное пространство (2014-2016 гг. ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
374
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПЕЧАТНЫЕ МАССМЕДИА / КРЫМСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / РЕКЛАМНЫЕ ПЕЧАТНЫЕ СМИ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СМИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОНВЕРГЕНТНЫЕ МЕДИА / INTEGRATION / PRINTED MASS MEDIA / CRIMEAN PENINSULA / PRINT MEDIA ADVERTISING / SOCIAL AND POLITICAL MEDIA / INFORMATION SPACE / CONVERGENT MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Платонова А.В.

В статье анализируется проблема интеграции печатных массмедиа Крыма в информационное пространство Российской Федерации. На основе исследования количественных изменений таких актуальных для печатных СМИ показателей, как время регистрации издания, место издания, территория распространения, язык издания, наличие он-лайн версии, форма собственности, которые произошли после вхождения Крыма в состав России, автор выявляет ключевые направления интеграционных процессов, анализирует влияние нового правового поля на развитие печатных СМИ Крыма, рассматривает процессы конвергенции печатных массмедиа в интернет-пространство. Автор приходит к выводу о том, что первичная интеграция печатных массмедиа в российское информационное пространство состоялась без существенных потерь. Однако печатным СМИ Крыма предстоит расширить интеграцию этнических изданий и активизировать усилия по освоению интернет-пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the problem of the integration of printed mass media of Crimea in the information space of the Russian Federation. Based on the study of quantitative changes of relevance to the print media figures as of publication time of registration, place of publication, distribution, territory, language, availability of on-line version, type of ownership that occurred after the Crimea joining Russia, the author identifies the key areas of integration processes It analyzes the impact of the new legal framework for the development of the print media of the Crimea, considering the processes of printed mass media convergence in the internet space. The author concludes that the initial integration of print mass media in the Russian information space took place without significant losses. However, the print media of the Crimea will enhance the integration of ethnic publications and to intensify its efforts on the development of the Internet space.

Текст научной работы на тему «Интеграция печатных массмедиа Крыма в новое информационное пространство (2014-2016 гг. )»

УДК 004.77+316.77

ИНТЕГРАЦИЯ ПЕЧАТНЫХ МАССМЕДИА КРЫМА В НОВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО (2014-2016 гг.)

INTEGRATION OF PRINTED MEDIA MASS CRIMEA IN THE NEW INFORMATION

SPACE (PERIOD FROM YEAR 2014-2016)

А.В. Платонова A.V. Platonova

Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского, Таврическая академия, Республика Крым, г. Симферополь, 295007, проспект академика Вернадского, 4

Crimean Federal University. Vernadsky Taurian Academy, Republic of Crimea, Simferopol, 295 007, avenue Academician Vernadsky, 4

E-mail: njmaxx@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется проблема интеграции печатных массмедиа Крыма в информационное пространство Российской Федерации. На основе исследования количественных изменений таких актуальных для печатных СМИ показателей, как время регистрации издания, место издания, территория распространения, язык издания, наличие он-лайн версии, форма собственности, которые произошли после вхождения Крыма в состав России, автор выявляет ключевые направления интеграционных процессов, анализирует влияние нового правового поля на развитие печатных СМИ Крыма, рассматривает процессы конвергенции печатных массмедиа в интернет-пространство. Автор приходит к выводу о том, что первичная интеграция печатных массмедиа в российское информационное пространство состоялась без существенных потерь. Однако печатным СМИ Крыма предстоит расширить интеграцию этнических изданий и активизировать усилия по освоению интернет-пространства.

Abstract. The article analyzes the problem of the integration of printed mass media of Crimea in the information space of the Russian Federation. Based on the study of quantitative changes of relevance to the print media figures as of publication time of registration, place of publication, distribution, territory, language, availability of on-line version, type of ownership that occurred after the Crimea joining Russia, the author identifies the key areas of integration processes It analyzes the impact of the new legal framework for the development of the print media of the Crimea, considering the processes of printed mass media convergence in the internet space. The author concludes that the initial integration of print mass media in the Russian information space took place without significant losses. However, the print media of the Crimea will enhance the integration of ethnic publications and to intensify its efforts on the development of the Internet space.

Ключевые слова: интеграция, печатные массмедиа, крымский полуостров, рекламные печатные СМИ, общественно-политические СМИ, информационное пространство, конвергентные медиа.

Keywords: integration, printed mass media, Crimean Peninsula, print media advertising, social and political media, information space, convergent media.

В связи с переходом Крыма в состав Российской Федерации перед печатными массмедиа крымского полуострова остро встал вопрос о необходимости интеграции в новое территориальное, информационное, правовое и экономическое пространство. И, поскольку публицистика выступает как «важнейшая сфера общественной мысли, в которой формируются ключевые для общества идеи и ценностные суждения» [Полонский, 2016, с. 66], изменения, происходящие в крымских печатных СМИ, неизбежно влияют на изменения не только информационного пространства крымского региона, но и на трансформацию его социального пространства.

Прежде всего, печатные медиа как одно из средств массовой информации, реализуют общие массово-коммуникативные функции, включающие: интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности; внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей, социальных институтов; отделение и обособление общества и различных групп друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций; создание предпосылок и основных компонентов для подготовки, принятия и осуществления управленческих решений [Зелинский, 2008]. По словам А. В. Полонского «массмедиа стали

статусным контекстом, где обретают свои культурные формы все социальные процессы, разрабатываются актуальные модели социальной идентичности, определяется характер доминантных смысловых и идеологических векторов общественного сознания» [Полонский, 2015].

Кроме того, печатные медиа имеют свои преимущества. Так, А. А. Мирошниченко отмечает, что «к газетной или журнальной статье можно вернуться спустя день или столетие. Кроме того, проигрывая в оперативности, газета может выигрывать за счет публицистичности, аналитичности, специфически-газетного репортажного своеобразия, литературных симуляций и т.п. Текст дает больший простор для воображения, нежели визуальный ряд или звук» [Мирошниченко, 2008]. Многие журналисты считают невозможным даже представить современное информационное пространство без печатных медиа. Для многих читателей печатные медиа остаются основным источником информации, которому они доверяют. Поэтому исследование проблемы интеграции печатных массмедиа Крыма в новых территориальных и политических условиях, сложившихся в связи с переходом крымского региона в новое правовое и территориальное поле, является особенно актуальным.

Исследовать процессы интеграции печатных массмедиа Крыма мы будем посредством сопоставительного анализа всех зарегистрированных печатных СМИ до вступления Крыма в состав Российской Федерации (до 2014), а также после вступления Крыма в состав Российской Федерации, опираясь на такие ключевые характеристики массмедиа, как год регистрации издания, место издательства, языковой аспект, форма собственности и степень конвергенции печатных массмедиа в интернет пространство.

Рассматривая процесс интеграции печатных массмедиа Крыма, мы, прежде всего, проследим количественную динамику печатных массмедиа АРК до вступления Крыма в состав Российской Федерации (до 2014), а затем, в период после подписания договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (после 1 апреля 2014). Для этого будет использован такой показатель как год регистрации периодического печатного издания.

В результате анализа перечня наименований зарегистрированных печатных СМИ, имеющегося в открытом доступе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также данных исследования, проведенного Л. Г. Егоровой и М. А. Чумичевой (2013) нами были получены следующие результаты (табл.1): в конце 2013 года по данным Республиканского комитета по информации АРК в Крыму было зарегистрировано, 2662 печатных издания, а после вступления Крыма в состав Российской Федерации в конце 2016 года количество печатных СМИ, по данным Роскомнадзора, сократилось до 150 наименований [Егорова, Чумичева, 2013].

Таблица 1

Динамика становления печатных массмедиа Крыма по году регистрации

3000 2500 2000 1500 1000 500 0

2662

150

1 1 1 1

Количество

Количество

зарегистрированных зарегистрированных

печатных СМИ конец2013года

печат ных СМИ конец 2016года

Однако необходимо отметить, что по данным исследования, проведенного Л. Г. Егоровой и М. А. Чумичевой в конце 2013 года, из официально зарегистрированных 2662 печатных изданий в Крыму реально выходило 222. Из этого факта можно сделать вывод, что в результате перехода Крыма в состав Российской Федерации число печатных СМИ на территории полуострова сократилось в незначительной степени. По нашим предположениям, данное сокращение произошло в результате того, что не все печатные СМИ смогли пройти процесс перерегистрации, столкнувшись с новыми правовыми и нормативными требованиями в оформлении документов, принятыми в России. Отметим

также, что согласно проведенному нами мониторингу из 150 зарегистрированных печатных СМИ в Крыму - 117 газет, 20 журналов, 10 сборников, 2 альманаха и 1 бюллетень [https: / / rkn.gov.ru].

Анализ адресов издательств печатных медиа Крыма помог нам выявить следующие результаты. Самое большое количество печатных изданий зарегистрировано в Симферополе - 65, из них газет - 46, журналов - 12, сборников - 5, альманахов - 1, бюллетеней - 1; Севастополе - 32, из них газет - 22, журналов - 5, сборников - 4, альманахов - 1; Ялте - 9 из них газет - 5, журналов - 3, сборников - 1; Керчи - 7 изданий (только газеты); Евпатории - 6 изданий (только газеты); Феодосии, Саках и Сакском районе - по пять изданий (только газеты); Бахчисарае, Белогорске и Красноперекопске - по два издания (только газеты); Алуште, Судаке, Армянске, Джанкое, пгт. Нижнегорский, пгт. Черноморское, пгт. Кировское, пгт. Советское, пгт. Красногвардейское, Первомайском р-не и п. Ленино - по одному печатному изданию (только газеты). Также нами было выявлено три газеты, издательства которых находятся в таких городах как Москва, Абакан и Екатеринбург (табл. 2).

Таблица 2

Перечень печатных изданий Крыма по месту издательства

п. Ленино Первомайском р-не пгт. Красногвардейское пгт. Советское пгт. Кировское пгт. Нижнегорский, пгт. Черноморское Джанкой Армянск Судак Алуште Красноперекопск Белогорск Бахчисарай Саки и Сакский р-он Феодосия Евпатория Керчь Ялта Севастополь Симферополь

10

20

30

40

50

60

70

0

Из данных таблицы видно, что лидерами среди городов Крыма являются Симферополь, Севастополь, Ялта и Керчь. Стоит также отметить, что до 2014 года лидерами по выпуску печатных изданий являлись эти же города (табл. 3).

В ходе исследования интеграции Крымских печатных массмедиа в новое информационное пространство мы посчитали необходимым проанализировать их языковой аспект, поскольку Крым является многонациональным регионом. Так, в ходе проведенного мониторинга нами были получены следующие данные: исключительно на русском языке на территории полуострова издается - 122 издания, исключительно на крымскотатарском языке - 1 издание (газета «Янъы Дюнья»), на русском, крымскотатарском и украинском языке - 8 изданий, на русском и крымскотатарском - 3 издания, на русском и украинском - 2 издания, на русском и английском - 3 издания, на русском, крымскотатарском, английском и украинском - 8 изданий, на русском, английском, немецком и французском - 1 издание, на русском и армянском - 1 издание, на русском, английском, болгарском и греческом - 1 издание.

Таблица 3

Общее количество печатных изданий Крыма по городам на 24.04.2013 г.

Раздольное Армянск Партенит п. Ленино пгт. Черноморское пгт. Советское пгт. Красногвардейское Красноперекопск Алупка Бахчисарай Феодосия Судак Саки Джанкой Евпатория Алушта Керчь Ялта Севастополь Симферополь

20

40

60

80

100

0

Обратившись к нашему предыдущему исследованию, которое касалось спектра этнической периодики полуострова [Платонова, 2011]. можно констатировать следующее. В связи с интеграцией Крыма в новое информационное пространство на территории полуострова, по-прежнему, сохранилась тенденция преобладания русскоязычных печатных СМИ, поскольку до 2014 года исключительно на русском языке в Крыму было зарегистрировано 1006 печатных массмедиа. В отношении печатных СМИ, издаваемых исключительно на крымскотатарском языке, мы можем наблюдать существенный спад, поскольку до 2014 года регулярно печатались такие издания, как: общественно-политическая газета «Янъы Дюнья», газета для работников образования «Маариф ишлеры», газета «Къырым», газета «Авдет» литературные журналы «Йылдыз», «Тасиль», «Къасевет», «Арманчикъ». Сегодня все газеты, кроме «Янъы Дюнья», прекратили свое существование.

В отношении печатных СМИ, издаваемых в Крыму только на украинском языке ситуация также существенно ухудшилась, поскольку до 2014 на полуострове регулярно печатались такие издания, как: газета «Крымська свилица», приложение к газете «Крымские известия» - «Крымський даалог», молодежная газета «Будьмо», газета для детей «Джерельце». Сегодня газет исключительно на украинском языке на территории Крыма нет вовсе.

На разных языках в Крыму до его вступления в Российскую федерацию было зарегистрировано и/или издавалось следующее количество печатных массмедиа: на украинском и русском языках - 344 издания; на крымско-татарском и русском языках - 18 изданий; на английском и русском языках - 15 изданий; на немецком и русском языках - 7 изданий; на армянском и русском языках - 2 издания; на греческом и русском языках - 3 издания; на болгарском и русском языках - 1 издание; на литовском и русском языках - 2 издания; на эстонском и русском языках - 1 издание [Платонова, 2011]. Как мы видим, сегодня многие печатные издания на смешанных языках в процессе интеграции прекратили свое существование. Особенно это касается изданий, в которых печатались материалы на литовском и эстонском языках, существенно также сократилось количество изданий на русском и украинском языках.

Далее в исследовании было проанализировано распределение печатных изданий Крыма по такому показателю, как форма собственности. В результате нами были получены следующие данные: 52 печатных массмедиа принадлежат частным лицам, 46 печатных массмедиа принадлежат

обществам с ограниченной ответственностью, политическим партиям - 7 изданий, государственным, городским и районным советам - 12, религиозным организациям - 3, индивидуальным предпринимателям - 3, муниципальным бюджетным учреждениям - 3, государственным бюджетным образовательным учреждениям - 12, государственным комитетам - 2,общественным организациям -6, смешанной форме собственности - 4. Как мы видим, основными собственниками печатных массмедиа полуострова на сегодняшний день являются частные лица и общества с ограниченной ответственностью.

В продолжение исследования интеграционных процессов крымских массмедиа в новое информационное пространство был проанализирован процесс их конвергенции в интернет-пространство. Согласно Л. Г. Егоровой и Д. В. Туманову, конвергенция массмедиа подразумевает техническое слияние в одном издании различных способов донесения контента до потребителя [Егорова, Туманов, 2015]. В современном мире ключевым центром процессов, связанных с конвергенцией массмедиа, без которых осуществление этого процесса стало бы невозможным, является интернет. Ключевым фактором этого процесса является появление гиперизданий, которые по словам А. Калмыкова, включают в себя различные комбинации: газета + интернет, телевидение + газета + интернет и т.п. Интернет в этих связках, по его мнению, является основным локомотивом конвергентных процессов и одновременно плацдармом, на котором они разворачиваются [Калмыков, 2016].

Таким образом, рассматривая интернет как информационный канал, который способствует процессу преобразования формы и способа подачи информации, мы проанализировали, в какой степени процесс конвергенции затронул печатные массмедиа Крыма. В результате мониторинга печатных массмедиа (газеты, журналы) Крыма на предмет наличия у каждого из них интернет-версии издания, нами были получены следующие результаты (табл. 4, 5).

Согласно данным, представленным в таблице 4, можно сказать, что из 117 газет, официально зарегистрированных на территории полуострова, 61 издание не имеет онлайновой версии. Под онлайновой версией мы подразумеваем собственный сайт издания. Наличие собственного сайта, а также Pdf версии номеров газеты есть у 17 изданий. У двух изданий есть собственный сайт, но в результате исследования мы выявили факт того, что информация, представленная на сайте, является устаревшей (последний раз информация обновлялась в 2015 году). У 37 газет Крыма мы выявили наличие собственного сайта, но особенность данных интернет-изданий заключается в том, что информация предоставляется в режиме онлайн, при этом рубрики интернет-издания отличаются от печатной версии газеты (Pdf формат и архив номеров в изданиях такого типа, как правило, отсутствует).

Таблица 4

Конвергенция газет Крыма в интернет пространство

Газет ы Крым а

Интернет версия издания представлена только в форме online, архив номеров отсутствует Интернет версия есть, а также есть возможность прочесть Pdf версию выпуска

Интернет версия есть,но данные устаревшие Интернет версия отсутствует

0 20 40 60 80

■ Газеты Крыма

Анализируя данные таблицы 5, мы пришли к следующим выводам. Из двадцати журналов зарегистрированных на территории Крыма семь изданий никаким образом не представлены в интернет-пространстве. Исключительно в социальных сетях (vk.com; OK; facebook.com) представлены шесть изданий полуострова. Имеют собственный сайт семь изданий, но лишь три из них дают возможность читателю просмотреть Pdf версию издания.

В нашей работе мы исследовали печатные СМИ Крыма с целью проследить процессы интеграции, которые прошли данные массмедиа в связи с изменением информационного пространства крымского региона. В ходе исследования мы систематизировали данные путем создания актуального на сегодняшний день реестра печатных СМИ используя такие классификационные характеристики, как год регистрации издания, место издательства, языковой аспект, форма собственности издания. Также в рамках исследования мы проанализировали процесс конвергенции

печатных массмедиа Крыма в интернет-пространство, используя такие характеристики, как наличие или отсутствие собственного сайта издания, наличие или отсутствие Pdf версии издания, а также актуальность и новизна предоставляемого материала.

Таблица 5

Конвергенция журналов Крыма в интернет пространство

Журн алы Крым а

Интернет версия (сайт) есть издания представлена только в формате online, архив номеров отсутствует

Интернет версия (сайт) есть, а также есть возможность прочесть Pdf версию выпуска

Интернет версия представлена в социальных сетях (Vk.com;OK;Facebook)

Интернет версия (сайт) отсутствует

урналы Крыма

6

8

О

2

4

Учитывая факт того, что Крым по сей день является поликультурным регионом, на территории которого проживают более 125 национальностей, нам представляется важным проанализировать, с научной точки зрения, информационное пространство региона для более глубокого понимания информационно-коммуникативных процессов на примере печатных массмедиа.

В ходе исследования перечня наименовании зарегистрированных СМИ Российской федерации было выявлено, что к концу 2016 года на территории Крыма зарегистрировано 150 печатных СМИ, из которых 117 газет, 20 журналов, 10 сборников, 2 альманаха и 1 бюллетень. Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что в процессе интеграции рынок печатных массмедиа Крыма потерпел небольшие потери по количеству вновь зарегистрированных и перерегистрированных изданий, а, значит, жители крымского полуострова имеют на сегодняшний день возможность в достаточно полном объеме получать информацию посредством данного канала ее распространения. Исследование также показало, что для многих печатных массмедиа существуют положительные перспективы для вхождения в информационное пространство региона.

Лидерами по выпуску печатных изданий среди городов Крыма стали Симферополь, Севастополь, Ялта и Керчь, поскольку именно в этих городах нами было зафиксировано наибольшее количество издательств печатных СМИ. Эти данные наиболее ярко демонстрируют факт того, что процесс интеграции в новое информационное пространство Российской Федерации никоим образом не повлиял на тенденции развития печатных массмедиа, которые мы прослеживали до 2014 года, поскольку эти же города являлись лидерами и ранее. Однако, необходимо на наш взгляд, выделить города, которые заняли второе место по количеству издательств: Евпатория, Феодосия, Саки. А также города, оказавшиеся на третьем месте: Бахчисарай, Белогорск, Красноперекопск. Наименьшее количество издательств зарегистрировано нами в таких городах как Армянск, Судак, Алушта и Джанкой, а также в поселках городского типа Черноморское, Советское, Красногвардейское. Анализируя полученные результаты отметим, что в тех городах и поселках городского типа, которые не вошли в число лидеров, жители испытывают определенные трудности в получении необходимого объема информации о политических, экономических и культурных событиях, происходящих в Крыму, поэтому данным городам для полноценного намыщения информационного пространства необходимо увеличение числа издаваемых печатных массмедиа.

Анализ языкового аспекта печатных изданий показал, что на территории полуострова сохранилась тенденция преобладания русскоязычных печатных СМИ (122 издания). При этом произошел существенный спад в отношении крымскотатарских СМИ (1 издание) и кризисная ситуация в отношении печатных СМИ на украинском языке (ни одного издания). Существенным изменениям в процессе интеграции в новое информационное пространство подверглись печатные массмедиа, издаваемые на смешанных языках, где также зафиксирован существенный спад. В перспективе, на наш взгляд, государству необходимо обратить внимание на интеграцию этнических печатных массмедиа в новое территориальное и информационное пространство и приложить максимальные усилия для облегчения и интенсификации данного процесса, поскольку этнические меньшинства, проживающие в поликультурном пространстве полуострова, также нуждаются в полном

информировании об экономических, политических и культурных событиях, происходящих в крымском регионе.

Обращаясь к такой характеристике массмедиа, как форма собственности нами было отмечено, что основными собственниками печатных массмедиа полуострова на сегодняшний день являются частные лица и общества с ограниченной ответственностью. Данный факт свидетельствует о том, что на территории Крыма информация, подаваемая в печатных СМИ, может быть подвержена субъективному влиянию владельцев данных медиа. Соответственно в перспективе государству необходимо упорядочить контроль за частными владельцами СМИ, в том числе, контроль за достоверностью излагаемых в них материалов, исключая тем самым возможность информационной дестабилизации в регионе.

Что касается конвергенции печатных массмедиа Крыма в интернет-пространство, то в ходе исследования нами было выявлено, что из 137 изданий, 68 изданий (61 газета и 7 журналов) не имеют онлайновой версии. Изданий, которые зарегистрированы только в социальных сетях, таких как «вконтакте», «одноклассники» и «facebook» нами было зафиксировано только шесть. Проблемой остальных 63 изданий, которые по нашим данным имеют свои сайты или онлайновые версии, является то, что на некоторых из них информация давно не обновлялась, многие онлайновые версии не предоставляют своим читателям возможность ознакомиться с архивом номеров ни в онлайновой версии ни в формате Pdf. Но важно заметить, что «в социальном плане особенность информационного общества состоит в том, что его граждане не могут вести полноценный образ жизни без доступа к средствам создания и распространения информации» [Осипова и др., 2014, с. 227].

Отметим также, что для многих печатных массмедиа полуострова интернет является не только новой формой подачи информации, но и перспективным потенциальным информационным каналом, посредством которого откроется возможность привлечь большее количество аудитории. Увеличение аудитории приведет к росту рейтинга издания и повышения интереса к нему, а значит, сможет повысить экономическую составляющую, без которой существование и развитие печатного массмедиа сталкивается с большими трудностями.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сказать, что процесс интеграции печатных массмедиа в новое информационное пространство Российской Федерации состоялся. Большинство печатных СМИ без существенных изменений продолжили функционировать на территории Крыма, усовершенствовав каналы и способы подачи своего контента. Что же касается этнических печатных массмедиа Крыма, то факт их сокращения свидетельствует о том, что им еще предстоит долгая и кропотливая работа над способами и формой подачи материала.

Проведенное исследование процессов интеграции печатных массмедиа в новое информационное пространство Российской Федерации не только предоставляет актуальные статистические и фактические данные, но и служит основой для дальнейшего исследования интеграционных процессов печатных массмедиа Крыма в формате нового государственного устройства. Данные полученные в результате исследования могут быть использованы как в исследовательской работе, так и в практической деятельности журналистов, рекламистов, политологов и других представителей смежных специальностей. Результаты исследования могут также представлять интерес для работников рекламных агентств и редакторов печатных СМИ, которые в силу своей профессии вовлечены в процесс интеграции печатных СМИ и нуждаются в получении аналитической информации об этом процессе.

Литература

Егорова Л. Г., Туманов Д. В. 2015. Медиатекст как мир-текст в конвергентных массмедиа. БелГУ., 27: 126-133.

Egorova L. G., Tumanov D. V. 2015. Mediatekst kak mir-tekst v konvergentnyh massmedia. BelGU., 27: 126-133.

Егорова Л. Г., Чумичёва М. А. 2013. Пространство печатных СМИ Крыма: концепция презентации. Симф.,

110-119.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зелинский С. А. 2008. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. СПб., СКИФИЯ, 407.

Калмыков А. А. Конвергенция - возможность универсального журнализма в рамках профессиональной идентичности [Электронный ресурс] / / Режим доступа: URL: http://www.ipk.ru/index.php?id=2231

Мирошниченко А. А. 2008. Коммуникации и деловое общение в инновационной сфере. М., Книжный мир, 384.

Осипова Е. А., Орлова И. В., Соколова И. В. 2014. Социология массовых коммуникаций. М., Академия, 400.

Платонова А. В. 2011. Печатные массмедиа Крыма: языковой спектр и перспективы развития. Симф., Доля, 140.

Полонский А. В. 2015. Медиа и их текстовая реальность. БелГУ, 27: 17-24.

Полонский А.В. 2016. Образ «земли за океаном» в очерке В. М. Пескова и Б. Г. Стрельникова: пропагандистский канон или опыт нравственного сознания? Век информации. 2: 66-69.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций [Электронный ресурс] / / Режим доступа: URL: https://rkn.gov.ru/mass-ommunications/reestr/media.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.