Научная статья на тему 'Интеграция образовательных ресурсов в процессе Разработки webсайта выпускающей кафедры вуза'

Интеграция образовательных ресурсов в процессе Разработки webсайта выпускающей кафедры вуза Текст научной статьи по специальности «Общедоступные сетевые информа-ционные ресурсы (Интернет, WWW)»

CC BY
572
67
Поделиться
Ключевые слова
образовательный сайт / сайт кафедры / информационные требования / организационные требования / технические требования / система ucoz

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Баканова М. В.

В статье доказывается актуальность разработки сайта кафедры. Определяются основные характеристики сайта, требования к нему, задачи его использования в образовательном процессе. Описываются основные функциональные возможности разработанного сайта.

In the article the urgency of creating the site of the chair is proved. Its main characteristic features, the requests, and the purposes of its use in the educational process are defined. The main functional possibilities of the developed site are described.

Текст научной работы на тему «Интеграция образовательных ресурсов в процессе Разработки webсайта выпускающей кафедры вуза»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ № 13 (17) 2009

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PHYSICAL, MATHEMATICAL AND TECHNICAL SCIENCES № 13 (17) 2009

УДК 004.77

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ WEB-САЙТА ВЫПУСКАЮЩЕЙ КАФЕДРЫ ВУЗА

© М. В. БАКАНОВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра прикладной математики и информатики e-mail: bakanova@spu-penza.ru

Баканова М. В. - Интеграция образовательных ресурсов в процессе разработки web-сайта выпускающей кафедры вуза // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 13 (17). С. 70-74. - В статье доказывается актуальность разработки сайта кафедры. Определяются основные характеристики сайта, требования к нему, задачи его использования в образовательном процессе. Описываются основные функциональные возможности разработанного сайта.

Ключевые слова: образовательный сайт, сайт кафедры, информационные требования, организационные требования, технические требования, система uCoz

Bakanova M. V. - The integration of educational resources in designing the web-site of the chair // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2009. № 13 (17). P. 70-74. - In the article the urgency of creating the site of the chair is proved. Its main characteristic features, the requests, and the purposes of its use in the educational process are defined. The main functional possibilities of the developed site are described.

Keywords: educational site, the chair site, information requests, organization requests, technical requests, uCos

Интенсификация информационных процессов, внедряемых в науку, экономику и производство, требует разработки новых разнообразных информационно-образовательных сред и соответственно новых моделей образования. Основными задачами новой парадигмы образования в современных информационных условиях является разработка и внедрение целостного и интеграционного подходов и способов освоения мира, а также обеспечение доступа к получению образования и непрерывному повышению культурного, образовательного и профессионального уровней без каких-либо ограничений.

Главным аспектом в современной системе образования является создание условий для самостоятельной работы обучающегося, с предоставлением свободного доступа к различным информационным ресурсам не только в сети Интернет и на различных сайтах и порталах страны и других вузов, но внедрение сетевых технологий и в своем вузе, на своей кафедре. Координатором внедрения инновационных и сетевых технологий в педагогический процесс должен стать сайт кафедры, не просто как информационно-рекламный компонент, а как основной элемент повседневной жизнедеятельности субъектов образовательного процесса кафедры.

Актуальность разработки сайта кафедры прикладной математики и информатики ПГПУ имени В.Г. Бе-

линского обусловлена не только отсутствием данного информационного ресурса, но и общими происходящими изменениями в образовательном процессе страны.

Под образовательным веб-сайтом понимается совокупность веб-страниц с повторяющимся дизайном, несущих в себе целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, объединенных по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном сервере, использование которых может сопровождаться аттестацией обучающихся. Образовательный web-сайт обеспечивает целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, который может сопровождаться аттестацией обучающихся.

Образовательный сайт имеет те же характеристики, что и любой сайт, а именно:

- содержание - единство всех основных элементов (текстовых и графических) образовательной информации, существующей и выраженной в виде веб-сайтов, а также единство связей этих основных элементов;

- дизайн - процесс выбора и организации графических компонентов с целью достижения определенной цели, которая может быть либо эстетической, либо иметь функциональную подоплеку, а зачастую преследовать обе эти цели;

- техническая реализация - выбор компонентов, интегрирование технологий, программных продуктов и технических средств для донесения образовательной информации до пользователя;

- эксплутационность - характеристика, информирующая об использовании образовательных сайтов пользователями.

Согласно классификации образовательных сайтов, предложенной Т. С. Старовым и А. В. Могилевым, сайт кафедры относится к сайтам учебных заведений.

Сайт кафедры - информационная, научная, образовательная и коммуникационная основа модернизации педагогической деятельности кафедры вуза, способствующий созданию новой модели образования в условиях информатизации системы образования и общества.

Задачи сайта кафедры:

- обеспечить своевременный доступ студентам и преподавателям к постоянно обновляемой информации о педагогической деятельности кафедры и университета;

- обеспечить свободный доступ студентам и преподавателям к нормативно правовым документам, регламентирующим учебную деятельность (учебные планы, рабочие программы, квалификационные требования при подготовке специалиста и т. д.);

- сконцентрировать на сайте кафедры ссылки на тематические образовательные сайты и порталы других вузов;

- обеспечить студентам и преподавателям доступ ко всем научным, методическим материалам и компьютерным средствам обучения вуза;

- создать условия для внедрения инновационных технологий обучения в педагогическую деятельность кафедры (системы типа ФОРУМ, чаты, электронные семинары, технологии дистанционного и компьютерного обучения);

- организовать и поддерживать научное сотрудничество преподавателей и студентов через обсуждение проблем в системе ФоРуМ, на страницах 1П;ете^конференций, личные страницы преподавателей кафедры и творческих объединений студентов;

- обеспечить представление фотоматериалов о деятельности кафедры, преподавателей, работе студентов и выпускников кафедры;

- обеспечить непрерывный мониторинг научной и педагогической деятельности кафедры;

- вести текущую информационную и рекламную работу.

Для преподавателей сайт кафедры должен стать необходимым жизненно важным компонентом педагогической деятельности. Он должен обеспечивать, прежде всего, информационный обмен между преподавателем и студентами и облегчать взаимодействие между ними через предоставление необходимой учебной информации: учебно-методических материалов, использования систем Форум, Обратная связь и т. д.

для студентов сайт кафедры должен быть координатором и информатором, который позволит самому обучающемуся не только выбрать свою траекторию

обучения и режим работы (если кафедрой ведется дистанционное обучение), но также находить необходимые учебно-методические материалы, взаимодействовать с преподавателями, сотрудниками кафедры, и участвовать в исследовательской и педагогической работе кафедры через ознакомление с научными разработками и исследованиями, ведущимися ее педагогическим составом.

Были проанализированы следующие сайты кафедр:

- http://www.sgau.ru/lesnoy/k_prmatem/ k_matemat.htm;

- http://www.novsu.ru/dept/1240/;

- http://www.kemtipp.ru/cgi-bin/show.pl?f= depart/appmath-kaf;

- http://fpmt.org.ru/caf_pmii/about.html;

- http://www.education.vsu.ru/ru/faculty/ applied_mathematical;

- http://fpmt.org.ru/caf_pmii/about.html;

- www.informaty.ru;

- informatica.osu.ru;

- www.mgavm.ru/category/kafedra_informatiki_ i_matematiki/;

- http://www.research.mifp.ru/chair/caf_info.html;

- http://v4.udsu.ru/default/itvt_kaf_inf_mat.

У всех перечисленных сайтов можно отметить следующие положительные характеристики:

1. Данные сайты содержат следующую информацию: об истории создания кафедры, информация о заведующем кафедрой, об основных направлениях работы, о преподавателях кафедры, название специальностей, квалификация выпускников, наименование аспирантуры (если имеется).

2. На сайтах http://pm.lspu.ru/, informatica.osu.ru, http://www.education.vsu.ru/ru/faculty/applied_ mathematical хорошо представлена новостная лента.

3. На некоторых сайтах представлено расписание занятий студентов.

4. Многие из рассматриваемых сайтов имеют достаточно четкую структуру.

5. Все страницы сайтов оформлены в одном стиле.

6. Модераторы сайтов поддерживают актуальную информацию.

7. Хорошая навигация на сайте, высокая скорость загрузки страниц.

Недостатки сайтов:

1. На сайтах недостаточно информации о выпускаемых специальностях: информация для абитуриентов о вступительных экзаменах на выпускаемую специальность, возможностях трудоустройства выпускников.

2. При наличии аспирантуры на кафедре чаще всего просто упоминается только название специальности. При этом отсутствует описание самого научного направления, научных руководителей, название уже защищенных диссертаций (по возможности и авторефераты данных диссертаций), что могло бы являться своеобразной рекламой для студентов, интересующихся научной деятельностью.

3. Не все сайты отвечают требованиям к дизайну (структурированность, размещение и визуальное пред-

ставление информации, средств навигации и управления взаимодействием, предоставляемых сайтом).

4. Не на всех сайтах присутствует регистрация и деление на группы пользователей.

5. Не на всех сайтах корректно работают заявленные сервисы.

В результате были отмечены следующие основные характеристики и требования к сайту кафедры:

1. Информационные.

2. Эргономико - организационные.

3. Технические.

Информационные требования

Сайт кафедры должен содержать следующую обязательную информацию:

1. Общая информация (об истории создания кафедры, информация о заведующем кафедрой, основных направлениях работы деятельности).

2. Педагогический состав (информация о преподавателях кафедры: фотография, должность, ученое звание, информация об их научной, учебно-методической деятельности, преподаваемых дисциплинах; расписание преподавателей).

3. Учебно-методическая деятельность (основные учебные дисциплины кафедры и методические материалы к ним).

4. Научная деятельность (основные направления научной деятельности, темы договоров, грантов).

5. Специальности кафедры (название специальностей, квалификация выпускников, описание объектов будущей профессиональной деятельности, возможности трудоустройства и т.д.).

6. Аспирантура (название, паспорт специальности, основные сферы научных исследований; также можно отобразить какие защиты уже состоялись, темы диссертаций, научные руководители).

7. Партнеры (связи с руководителями органов образования, ведущими специалистами предприятий-потребителей кадров данного направления).

8. Фотогалерея (фотографии с научных семинаров, конференций, групп студентов и т. д.)

9. Гостевая книга, обратная связь, форум (для обеспечения возможности общения между студентами и преподавателями по текущим учебным и методическим вопросам).

10. Карта сайта (более наглядное представление информационной структуры сайта).

Эргономико - организационные требования

Проанализировав вышеперечисленные сайты, следует отметить, что эффективным можно считать сайт для кафедры со следующей организацией:

- сайт имеет достаточно четкую иерархическую структуру с возможностью дополнительных (горизонтальных) связей между страницами данного сайта и со страницами других сайтов;

- на странице располагается информации не много (один - два экрана дисплея) и не мало (не менее половины экрана дисплея), а при открытии окна браузера во весь экран информация по ширине

должна полностью находиться в пределах окна браузера;

- все компоненты сайта выполняются в едином стиле и дизайне;

- следующий уровень страниц целесообразно посвятить раскрытию наиболее важных тем и задач, рассматриваемых на сайте;

- на последующих уровнях необходимо рассматривать более мелкие темы;

- особо выделять основной материал сайта и каждой страницы;

- сопровождать основной материал вспомогательными разделами (ссылками на подобные сайты или основным содержанием данного сайта и др.);

- все страницы сайта оформлены единообразно, но с учетом специфики размещаемой на них информации;

- сайт хорошо просматривается и функционирует в наиболее распространенных браузерах: Internet Explorer, Opera.

Кроме данных требований, должен быть свободный и легкий доступ студентам и преподавателям к документам, регламентирующим учебную деятельность, сотрудничество преподавателей и студентов через обсуждение проблем в системе ФОРУМ, должна присутствовать обратная связь с администратором сайта, где пользователи могут высказывать свои замечания по содержанию сайта.

Сайт должен иметь интерфейс, позволяющий посетителю легко ориентироваться в его ресурсах. Визуальное выделение информационных блоков, контрастные ссылки, интуитивно понятное расположение управляющих элементов и грамотная верстка способны сделать посещение сайта удобным и информативным.

На сайте должно присутствовать деление пользователей на группы: администраторы, гости, студенты и преподаватели. каждая группа должна обладать своими правами.

технические требования

Для удобства и эффективности работы сайта следует при разработке сайта обратить внимание на следующие технические моменты:

- скорость загрузки сайта - избегать графических элементов, которые могут замедлить загрузку сайта;

- разрешение сайта - сумбурное расположение информации затрудняет ее восприятие, поэтому, чтобы было легкодоступно восприятию пользователя, нужно зафиксировать ширину сайта;

- навигация на сайте - хорошая навигация, чтобы максимально упростить общение сайта и пользователя;

- возможности по ее расширению и добавлению новых модулей;

- информационное наполнение - смысл существования сайта, использовать легко читаемые шрифты, выделение заголовков, т. к. задача сайта не запутать пользователя, а донести до него информацию в максимально доходчивом виде;

- многопользовательский интерфейс, предусматривающий два типа пользователей:

- администратор системы, который имеет полный доступ ко всем разделам и функциональным моделям, а также возможность заводить в системе учетные записи пользователей и назначать им права доступа;

- пользователи системы, которые работают с теми разделами и функциональными модулями, к которым имеют доступ.

В качестве средства разработки была выбрана платформа uCoz. Это бесплатная система управления сайтом и хостинг для сайтов, связанных с её использованием. Модули uCoz могут использоваться как в единой связке для создания полнофункционального сайта, так и по отдельности, например в качестве блог-платформы, веб-форума и др. На данный момент в данной системе создано более 634 тысяч сайтов.

Возможности системы ucoz.:

- глобальный профиль uNET;

- на выбор предоставляется 999 дизайнов (шаблонов) для создания сайта;

- можно создать собственный дизайн (шаблон), либо переделать любой стандартный;

- при регистрации выделяется 300 мегабайт дискового пространства. Дисковое пространство увеличивается с ростом числа посетителей сайта;

- предоставление домена третьего уровня в 21 различных зонах;

- возможность привязать к сайту собственный домен;

- неограниченное создание и редактирование MX записей, и создание субдоменов, после прикрепления домена.

- доступ по FTP;

- бесплатная техническая поддержка;

- online редактор;

- резервное копирование;

- RSS импорт и экспорт.

на основе учета всех вышеперечисленных требований был разработан сайт кафедры прикладной математики и информатики ПГПУ имени В.Г. Белинского (рис. 1-7).

На странице «Общая информация» расположены сведения о деятельности кафедры с начала ее существования, а именно, когда была она создана, кто ее возглавлял и кто возглавляет в настоящее время, какие специальности были открыты. С помощью ссылок осуществляется переход на страницы сайта, на файлы, хранящиеся на сервере.

С помощью ссылок можно просматривать подробную информацию о каждом преподавателе.

На странице «Специальности» предусмотрена информация о выпускающих специальностях кафедры. Абитуриент может прочитать информацию о специальностях и выбрать ту, которая ему больше подходит.

При нажатии на ссылку предоставляется подробная информация о каждой специальности.

Рис. 1. Общая информация о кафедре на сайте

Рис. 2. Информация на сайте о заведующем кафедрой

Рис. 3. Информация на сайте о выпускаемых специальностях

Рис. 4. Подробная информация о выпускаемых специальностях

На странице «Научная деятельность» хранится информация о темах научно-исследовательских работах.

Рис.5. Сведения о научной работе кафедры ПМИ по годам

Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу.

Чтобы просмотреть все темы форума необходимо нажать на ссылку «Форум кафедры», появляется список тем с числом посещений, с датой обновлений. Возможен поиск тем.

При регистрации участники форума могут создавать профили — страницы со сведениями о данном участнике. В своём профиле участник форума может сообщить информацию о себе, настроить аватар или автоматически добавляемую к его сообщениям подпись — в зависимости от предпочтений.

Если пользователь захочет отправить информацию лично администратору сайта, то на сайте присутствует обратная связь, где указывается электронный адрес администратора, т. к. может быть и несколько. В целях безопасности вводится код, также осуществляется рейтинг сайта.

Рис. 6. Форум сайта кафедры

Рис. 7. Реализация обратной связи на сайте

Разработанный сайт прикладной математики и информатики отвечает всем представленным выше требованиям, реализует поставленные перед ним задачи и функциональные возможности, а также обеспечивает необходимой информацией все категории пользователей данного сайта.

Опыт работы в таком взаимодействии преподавателей и студентов показывает, что очень многое зависит не только от студентов, но и преподавателей вуза, их уровня подготовки в области информационных и телекоммуникационных технологий, которые применяются в вузе, стремления преподавателей творчески подойти к образовательному процессу.

Таким образом, создание образовательных сайтов на каждой кафедре вуза для решения организационных вопросов и повышения научно-методического обеспечения учебного процесса позволит изменить отношение к процессу обучения, и будет способствовать внедрению технологий компьютерного и дистанционного обучения. А кафедральный сайт, в конечном итоге, станет интегрирующим фактором образовательных ресурсов для всех видов деятельности субъектов учебного процесса.