ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ (PEDAGOGY & EDUCATION) УДК 371
Лушникова Е.В.
магистрант 2 курса, направление «Педагогическое образование»
профиль «Дошкольное образование», Институт детства, Новосибирский государственный педагогический университет
(г. Новосибирск, Россия)
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП
Аннотация: в статье рассматриваются особенности интеграции в педагогическом процессе, изучается влияние игрового взаимодействия на познавательное развитие детей. Выделены способы интеграции образовательных областей посредством игр В.В. Воскобовича. Представлены результаты исследования влияния игр В.В. Воскобовича на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: игра, интеграция, игры В.В. Воскобовича, старшие дошкольники.
Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса наиболее актуальным становится процесс интеграции образовательных областей. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной общеразвивающей программы дошкольного образования интеграция призвана обеспечивать взаимодействие и взаимосвязь отдельных элементов учебно-воспитательного комплекса. Интеграция образовательных областей призвана способствовать решению таких задач, как формирование целостного восприятия мира во всем его многообразии, развитие познавательных и творческих способностей детей, воспитание стремления к активному познанию окружающей действительности, развитие коммуникативных способностей и т.д.
Интеграция имеет общенаучный характер и является одним из основных понятий в образовании. По мнению И.Д. Зверева и В.Н. Максимовой интеграция является процессом и результатом создания неразрывного связного, единого, цельного, который осуществляется путем слияния в курсе, программе, теме нескольких элементов разных учебных предметов, дисциплин, методов познания для раскрытия межпредметных учебных проблем [цит. По 4, с. 286]. С точки зрения С.И. Архангельского «...интегрированное обучение является суммой средств, содержания, методов и видов обучения» [цит. по 3, с. 6-7].
Выделяют две взаимосвязанные группы подходов к развитию и воспитанию личности, лежащие в основе концепции интегрированного обучения. К первой группе можно отнести личностный, гносеологический, культурологический, аксиологический и деятельностный подход. Вторая группа подходов, на которых базируется концепция интегрированного обучения, определяют структурные особенности ее построения: системный, структурно-функциональный и технологический подходы. Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, по своей сущности, является личностно ориентированным, так как в нем смещены акценты с формирования знаний, умений и навыков на решение развивающих и воспитательных задач. При этом знания, умения и навыки выступают как средство воспитания и развития. Интегрированный подход в развитии и воспитании дошкольников способствует выполнению дидактического требования, который указывает на то, что образование дошкольников должно быть небольшим по объему, но наполненным.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста основной формой организации учебной деятельности в ДОУ является игра. П.П. Блонский считал игру «основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни» [цит. по 1,
с. 31-32]. Л.С. Выготский рассматривал игру как целевую деятельность, по мере развития сознается цель игры. Также Л.С. Выготский объяснял игру на основе анализа мотивов и тенденций, характерных для ребёнка соответствующего возраста. Он писал, что «...у ребёнка в этом возрасте возникает целый ряд нереализуемых тенденций, нереализуемых непосредственно желаний» [цит. по 1. с. 33]. С точки зрения Л.С. Выготского «игра создает ближайшую зону развития ребёнка. В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя» [цит. по 1, с. 35]. По мнению Д.Б. Эльконина «человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [цит. по 1, с. 36]. По мнению Д.Б. Эльконина, игру можно разложить на сумму отдельных способностей (восприятие, память, воображение и т.д.). С точки зрения Э. Эриксона, «игра, с её особыми правилами и нормами, служит для ребёнка тем безопасным островом, где развивается и совершенствуется его независимость и самостоятельность» [цит. по 2, с. 22]. Н.В. Чен определяет игру «как образное, деятельное отражение жизни. Она возникла из труда и готовит молодое поколение к труду, к активному познанию окружающей действительности» [8, с. 6]. Е.И. Тихеева считала, что игры являются одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми вместе с чтением, беседой, пением, гимнастикой, трудом [5].
Среди многообразия творческих подходов и игр, применяемых в педагогической практике, выделяются творческая группа игр - развивающие игры В. Воскобовича. Многовариативность игровых упражнений В. Воскобовича способствует приобретению ребёнком новых знаний, умений и навыков. Использование развивающих игр В. Воскобовича во время проведения НОД позволяет решать задачи математического, экологического, познавательного и речевого содержания, как в чистом, так и в интегрированном виде.
Нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение влияния занятий с использованием игр В.В. Воскобовича на познавательное развитие детей. Исследование проводилось на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения г. Новосибирска «Центр детского развития - детский сад № 501 «Медвежонок». В исследовании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста. Случайной выборкой дети были поделены на две группы - контрольную и экспериментальную. Для исследования познавательного развития дошкольников использовали методики «Нелепицы», автор Р.С. Немов; «Что здесь лишнее?», автор Р.С. Немов; «Последовательность событий», автор Н.А. Бернштейн. Полученные результаты констатирующего этапа исследования представлены на рисунке 1.
ОсОЬннийюй
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной Основной Основной сОшншной и ОсОшнойюй И
Основной
Выс°кий КонтрЁиая^рИй «Экспериментальная группа
Рисунок 1. Общие результаты исследования познавательного развития детей старшего дошкольного возраста (человек)
Проведенное исследование позволило обозначить проблемные места в познавательном развитии старших дошкольников и определить методы формирования познавательной активности детей.
Для повышения уровня познавательной активности старших дошкольников использовали игры В.В. Воскобовича, интегрируя их со всеми образовательными областями.
Вячеслав Вадимович Воскобович изобрел более пятидесяти пособий, направленных на развитие умственных и творческих способностей дошкольников. Его игры являются уникальным, апробированным, то есть имеющим доказанную эффективность, продуктом, не имеющим аналогов в мире. Это российский продукт, в котором каждое название игры или персонажа имеет свою историю, назначение, смысл. Технология В.В. Воскобовича является игровой не случайно, так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. В игре ребёнок легче обучается, познавая новое, делая открытия. Применение игр В.В. Воскобовича приводит к определенным результатам, которые можно наблюдать и фиксировать. Игры сопровождаются сказочным сюжетом, что также благоприятно воздействует на восприятие детьми, поддерживает интерес к игре. Дошкольники как бы проживают сказочные приключения, преодолевая препятствия и преграды вместе со сказочным персонажем. Сказочное действие в играх В.В. Воскобовича постепенно усложняется, что позволяет детям постепенно осваивать новые знания и навыки [7]. Игры объединены единым сказочным пространством -Фиолетовым лесом и его неизменными героями - Малышом Гео, Вороном Метром, Пауком Юком и т.д. Образовательная технология развития детей с помощью игр В.В. Воскобовича основывается на следующих принципах. Первое, что уже отмечалось, используется игровое обучение дошкольников.
Технология «Сказочные лабиринты игры» затрагивает почти весь процесс обучения детей. В данной технологии является возможным организация взаимодействия ребёнка и взрослого через представление определенного сказочного игрового сюжета. В игре решаются образовательные задачи. Сказочные сюжеты построены таким образом, что ребёнок по ходу изучения сказок отвечает на вопросы, выстраивает определенные закономерности, логические цепочки, решает задачи, выполняет задания. Все это способствует созданию дополнительной игровой мотивации.
Игры В.В. Воскобовича направлены на развитие познавательной сферы детей. В процессе выполнения заданий у детей совершенствуется речь, развиваются память и мышление, формируется воображение, усиливается внимание. Игровые задания разработаны таким образом, что можно опираться на зону актуального развития и постепенно развивать зону ближайшего развития. В каждой игре дети должны достичь какого-либо предметного результата. Таким образом, игры В.В. Воскобовича направлены на развитие интеллекта у детей, способности к самостоятельному получению знаний, формирует любознательность, способность к анализу и синтезу. Дети, с которыми занимались по технологии В.В. Воскобовича, по наблюдениям педагогов, отличаются не только эрудированностью, но и любознательностью, стремлением «постичь суть вещей». Технология «Сказочные лабиринты игры» направлена на развитие невербального интеллекта детей. В данной технологии нет стремления раннего «форсированного» развития ребёнка. Материал построен с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста. В «Сказочных лабиринтах игры» создаются условия творческого развития детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, как одной из условий развития детей дошкольного возраста организацию развивающей среды. У В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес» является развивающей сенсомоторной зоной, в которой ребёнок может действовать самостоятельно. Дошкольники играют, конструируют, рисуют, то есть закрепляют умения, которые были приобретены в ходе совместной со взрослым деятельности. В Фиолетовом лесу живут сказочные персонажи, которые имеют определенную зону.
Применения игровой технологии В.В. Воскобовича позволяет использовать разнообразные виды образовательной деятельности, игровых методов обучения, комплекса приемов поисковой и творческой деятельности. Игры В.В. Воскобовича могут быть основой для различных досугов и
развлечений. На занятиях используются мультимедийные технологии, организуется групповые, парные, индивидуальные формы работы и т.д.
Применение игр В.В. Воскобовича способствует интеграции образовательных областей. Использование игры «Волшебный квадрат» направлено на знакомство дошкольников с различными геометрическими формами, способами сложения предметных форм, измерениями длины, пространственной ориентацией (познавательное развитие), путешествуя со сказочными персонажами, преодолевая препятствия дети описывали свои действия, договаривались друг с другом, находили нужное обозначение своим действиям (речевое развитие), учились играть, находить совместные решения для преодоления возникающих препятствий, решать конфликты (социально-коммуникативное развитие), развивали мелкую моторику и зрительную память (физическое развитие). В игре «Чудо - головоломки» дети осваивали сенсорные эталоны цвета, формы, величины (познавательное развитие), объединялись в группы и придумывали рассказы по картинкам, собранным из деталей головоломки (речевое, социально-коммуникативное развитие). Игры разработаны таким образом, что дети могут играть как самостоятельно, так и со взрослыми. Поскольку игры В.В. Воскобовича разработаны с учетом возраста детей, с применением заданий возрастающей трудности, то соблюдается преемственность дошкольной организации и начальной школы, так как используется оборудование знакомое детям, при этом усложняются решаемые задачи.
Было проведено повторное исследование методиками, используемыми на констатирующем этапе исследования. Полученные результаты представлены на рисунках 2 и 3.
Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной
Основной Основнойной Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Высокий Средний Низкий
■ Констатирующий этап
Контрольный этап
Рисунок 2. Показатели развития уровня познавательного развития старших дошкольников контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах.
Из рисунка 2 следует, что в контрольной группе уровень познавательного развития повысился, но незначительно.
Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной
Основной Основной
Основной
Основной
Основной Основной
Высокий Средний
■ Констатирующий этап
Низкий Контрольный этап
Рисунок 3. Показатели развития уровня познавательного развития старших дошкольников экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах.
Анализ результатов исследования, представленных на рисунке 3 показал, что в экспериментальной группе уровень познавательного развития повысился.
Таким образом, использование в работе педагогов игр В.В. Воскобовича позволяет решать возрастные задачи развития и обучения детей в интеграции образовательных областей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Берлянд, И.Я. Игра как феномен сознания / И.Я. Берлянд. - М.: Кемерово: АЛЕФ Гуманитарный Центр, 1992. - 96 с.
Ефимкина Р.П. Детская психология: методические указания / Р.П. Ефимкина. -М: Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. Криса В. Б. К вопросу об интеграции в обучении // ОНВ. - 2007. - №5 (59).- С.5-8
Кузеванова Е. В. Интеграция учебных дисциплин в начальном образовании // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №3. - С. 286-292 Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1981. - 234с
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - URL: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/ 2280/13.06.14-ФГОС-ДО^ (дата обращения 15.05.2022)
Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры / Т.Г. Харько, В.В. Воскобович. - М., 2018. -360 с.
Чен, Н.В. Дидактическая игра - основа развития воображения и фантазии / Н.В. Чен . - М.: Методическая копилка. Пилотный выпуск, 2011. - С. 6-10.
Lushnikova E.V.
2nd year master's student, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia)
INTEGRATION OF EDUCATIONAL AREAS VIA VOSKOBOVICH'S GAMES IN CONDITIONS OF PRESCHOOL GROUPS
Abstract: the article examines the features of integration in the pedagogical process, examines the influence of game interaction on the cognitive development of children. The ways of integrating educational areas through V.V. Voskobovich's games are highlighted. The results of the study of the influence of V.V. Voskobovich's games on the cognitive development of older preschool children are presented.
Keywords: game, integration, Voskobovich's games, senior preschoolers.