Научная статья на тему 'Интеграция образовательных и профессиональных стандартов – на службу транспортной отрасли'

Интеграция образовательных и профессиональных стандартов – на службу транспортной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. А. Лаврентьева

Среди наиболее острых проблем в российской экономике в целом и на уровне отрасли в частности в настоящее время значится устранение дисбаланса между потребностями работодателей в квалифицированных кадрах, предложением рабочей силы и образоват ельным процессом подготовки специалистов. На решение э той проблемы направлены разработка и реализация фе деральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция образовательных и профессиональных стандартов – на службу транспортной отрасли»

интеграция образовательных и профессиональных стандартов -на службу транспортной отрасли

Е. А. Лаврентьева,

докт. экон. наук, профессор, проректор ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, заместитель председателя Совета УМО по образованию в области эксплуатации водного транспорта

Среди наиболее острых проблем в российской экономике в целом и на уровне отрасли в частности в настоящее время значится устранение дисбаланса между потребностями работодателей в квалифицированных кадрах, предложением рабочей силы и образовательным процессом подготовки специалистов. На решение этой проблемы направлены разработка и реализация федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения.

Процессы глобализации, интенсификация миграции, стремительное изменение технологий и усиливающая конкуренция серьезно влияют на отраслевой рынок труда. Работодателям необходимо, чтобы работник обладал компетенциями, позволяющими ему быстро адаптироваться в производственном процессе и гибко реагировать на изменяющиеся технические и технологические условия. Бизнес требует от образования обеспечения кадрами с высоким уровнем профессиональных знаний.

Новые образовательные стандарты, откорректированные с учетом требований закона «Об образовании в Российской Федерации», включают профессиональные и профессионально-специализированные компетенции, отражающие те знания и умения, которыми выпускник должен обладать после завершения обучения по соответствующей специальности (специализации) или направлению подготовки (профилю).

Таким образом, интересы бизнеса и образования описаны одними параметрами, которые называются и нормативно регулируются по-разному.

В регулировании трудовых отношений традиционно использовались тарифно-квалификационные характеристики (ТХК), многие из которых безнадежно устарели, так как были сформированы более 20 лет, а некоторые - более 30 лет назад. Для работников плавсостава судов морского и речного флота ТХК вообще не было. Необходимые знания и умения, требования к образованию были прописаны в уставах службы на судах морского и речного флота. На национальном уровне назрела необходимость

принципиально изменить систему квалификационных требований и интегрировать ее в систему образования.

Россия, следуя зарубежному опыту, приступила к формированию профессиональных стандартов, адекватно отражающих потребности рынка и указывающих сфере образования, какие знания и умения обучающийся должен получить для достижения необходимых на современном рынке труда показателей.

Правовая база

В настоящее время сформирована широкая нормативно-законодательная база для реализации поставленных задач. Определяющим документом стал указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (п. 1). Внесены новые положения в Трудовой кодекс (Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 236-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона „О техническом регулировании"»). Утверждены Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23), перспективный план разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 2204-р), оперативный план-график подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 гг. (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. № 565).

Для методического обеспечения проводимой работы приказами Министерства труда и социальной защиты РФ были утверждены:

• макет профессионального стандарта (приказ от 12 апреля 2013 г. № 147н);

• методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов (приказ от 29 апреля 2013 г. № 170н);

• уровни квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов (приказ от 12 апреля 2013 г. № 148н).

Кроме того, проект федерального закона «О внесении изменения в статью 195.1. Трудового кодекса Российской Федерации», подготовленный Минтрудом России, предлагает законодательно закрепить обязательность применения профессиональных стандартов работодателями - государственными и муниципальными организациями, а также организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Это направлено на активизацию внедрения профессиональных стандартов для повышения эффективности и качества оказания государственных услуг указанными учреждениями и организациями.

Таким образом, с нормативно-законодательных позиций условия для реализации поставленных задач созданы. Однако правомерно возникают вопросы, что же такое «профессиональный стандарт» и чем он отличается от тарифно-квалификационных характеристик, а также кто заинтересован в его применении.

На первый вопрос в публикациях приводятся разные определения понятия, но законодательно сформулировано так: «Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности» (Трудовой кодекс, ст. 195.1). Такое определение не дает полного представления о значимости и многогранности нового документа.

Профстандарты и квалификация

С точки зрения поставленных задач профстандарты должны стать одним из ключевых элементов национальной системы квалификации, включающей несколько важных моментов: профессиональные стандарты и отраслевые квалификационные требования, а также

образовательные стандарты. Это позволит согласовать требования рынка труда с системой образования, обеспечить условия для профессиональной подготовки работников с учетом современных требований бизнеса, проведения аттестации, оценки квалификации кадров, а также профориентации.

Другими словами, это новая форма определения квалификации работника по сравнению с «Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих». Такой стандарт должен раскрыть профессиональную деятельность специалистов разных квалификационных уровней, связанных общей технологической задачей. При этом описания требований к специалисту имеют комплексный характер, используют более современную конструкцию в виде сочетаний уровня знаний, умений, профессионального опыта. Этот документ должен задать четкие и ясные требования к компетенции специалистов, служить ориентиром для людей, желающих быть востребованными на современном рынке труда.

На вопрос, кто заинтересован в применении профессиональных стандартов, дан ответ, который следует из поставленных задач:

• работодатели при формировании кадровой политики, управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, определении трудовых функций работников, разработке штатных расписаний, должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

• образовательные организации при разработке и реализации образовательных стандартов, учебных программ и дисциплин, учитывающих требования работодателя к выпускникам. Компетенции должны соответствовать требованиям профессиональных квалификаций. Эту задачу нужно решать уже сейчас, иначе профстандарты попросту не будут работать. В ФГОСах для специальностей плавсостава это уже учтено, и все компетенции требований международной конвенции «Правила дипло-мирования и несения вахт» включены в новые образовательные стандарты, после утверждения они будут отражены в примерных и основных образовательных программах, программах

дисциплин и модулей. Кроме того, подготовка в образовательных учреждениях с учетом новых профессиональных стандартов позволит работнику тратить меньше времени на адаптацию к новому месту работы;

• государственные органы занятости при обосновании и реализации политики занятости, прогнозировании потребностей рынка труда, планировании социального развития и т. п.;

• работники при выборе профессии, сферы деятельности, планировании карьеры, выборе направлений профессиональной подготовки, переподготовки, повышении квалификации, а также при оценке своего профессионального уровня и повышении квалификации, планировании дальнейшего профессионального и карьерного роста и т. п.

Круг заинтересованных лиц широк, поэтому профессиональные стандарты должны стать результатом коллективной разработки.

Важно еще раз подчеркнуть взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов.

Первые итоги

Разработка профстандартов началась в масштабах страны. По поручению Правительства Российской Федерации Минтруд России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профсоюзов, ведущими профессиональными ассоциациями при участии образовательных учреждений высшего профессионального образования организовал разработку профессиональных стандартов. Создан экспертный совет по профессиональным стандартам при Министерстве труда Российской Федерации, в состав которого вошли представители работодателей, профсоюзов, федеральных органов исполнительной власти, эксперты.

9 декабря 2013 г. президент РФ В. В. Путин провел специальное совещание по вопросу разработки профессиональных стандартов, на котором было подчеркнуто, что профессиональные сообщества недостаточно вовлечены в эту работу, не всегда удовлетворены качеством создаваемого продукта. Может получиться так, что текущая работа будет проведена, а закончится тем, что все будет отправлено в корзину или останется лежать на полках. На совеща-

нии были сформулированы основные требования:

• обеспечить качество и востребованность разрабатываемых стандартов. Ключевое условие - независимая приемка конечного продукта профессиональными сообществами и, конечно, профсоюзами. Экспертиза должна быть вневедомственной и, безусловно, компетентной;

• мотивировать бизнес к участию в создании профстандартов. Государство должно четко заявить, что стандарты будут внедрены на практике и должны стать обязательными для государственных организаций и компаний с государственным участием, для бюджетных учреждений;

• разработать национальный классификатор видов профессиональной деятельности, который будет отражать перспективные потребности экономики, отвечать запросам будущего. Именно на его основе необходимо разработать профессиональные стандарты, начиная с наиболее востребованных профессий.

В нормативных документах указано, что проекты профессиональных стандартов разрабатываются объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций. Этот вопрос активно обсуждается в Российском союзе промышленников и предпринимателей, где также подчеркивается необходимость конструктивного взаимодействия государства, работодателей и профессиональных союзов при решении поставленных задач.

На основе предложений федеральных органов исполнительной власти, отраслевых объединений работодателей, отраслевых объединений профсоюзов, ведущих профессиональных ассоциаций Минтруд России сформировал перечень из 805 профессиональных стандартов, подлежащих разработке, включая приоритетные направления развития экономики. По состоянию на 20 декабря 2013 г. в Минтруд России представлено 288 проектов профессиональных стандартов, в том числе 52 - за счет собственных средств.

Экспертный совет по профессиональным стандартам при Минтруде России согласовал 192 профстандарта,

в том числе в области автомобилестроения, сварочных работ, информационных технологий, патентоведения, атомной и космической отрасли, в социальной сфере. 19 профессиональных стандартов утверждены Минтрудом России и направлены на государственную регистрацию в Минюст России.

С целью информировать всех заинтересованных организаций и граждан на сайте Министерства труда РФ создан программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты». Предполагается, что этот информационный ресурс будет использоваться для разработки, общественного обсуждения, утверждения, регистрации и применения профессиональных стандартов.

Специфика водного транспорта

Для водного транспорта разработка профессиональных стандартов имеет особое значение. Больше года назад был подготовлен специальный выпуск № 52 тарифно-квалификационных характеристик для отраслевых профессий и должностей. Однако Минтруд утвердил только раздел для рабочих профессий, а по должностям специалистов и руководителей получен отказ и сделано заключение о необходимости разработки соответствующих профессиональных стандартов.

Такая работа на отраслевом уровне началась. Этот вопрос рассматривался на заседании Координационного Совета по образованию Минтранса России и Совета по образованию Федерального агентства морского и речного транспорта. Государственному университету морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова поручено в инициативном порядке разработать профессиональные стандарты по должностям «судоводитель-механик» и «гидротехник», которые в настоящее время особо необходимы для водного транспорта. Работа выполняется в абсолютно новом формате, требует времени и консолидированных усилий.

Профессиональный стандарт содержит четыре основных раздела:

I. Общие сведения;

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности);

III. Характеристика обобщенных трудовых функций;

IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта.

В разделе I содержатся классификационные признаки, относящиеся к

описываемой профессии. Раздел II представляет характеристики обобщенных трудовых функций с указанием уровней квалификации. Раздел III детализирует содержание предыдущего, характеризует каждую обобщенную функцию, указывает возможные наименования должностей, требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особые условия допуска к работе. Заключительный раздел содержит информацию об ответственной организации и организациях - разработчиках профессионального стандарта. Даже схематичное рассмотрение макета позволяет сделать вывод об абсолютно новом документе, которого никогда не было в наших организациях и учреждениях. Например, тарифно-квалификационные характеристики в проекте отраслевого ЕКТС были отдельно сформулированы для капитана-механика и его старшего, второго и третьего помощников, а профессиональный стандарт должности «судоводитель-механик» охватывает всю иерархию профессионального роста перечисленных должностей с детализацией трудовых функций, практического опыта, уровней образования совмещенных должностей командного состава судна. По объему каждая ТКХ занимала максимум 1-1,5 страницы, а подготовленный вариант профессионального стандарта - 21 страницу. Аналогичная ситуация и с профессиональным стандартом по должности «гидротехник».

Важно подчеркнуть заинтересованность наших организаций в подготовке новых документов, регулирующих трудовые отношения. Союз «Национальная палата судоходства», Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта, профсоюз работников водного транспорта, все государственные бассейновые управления водных путей и судоходства, Росморпорт активно включились в рецензирование проектов. Профессиональные стандарты будут тем фундаментом, на котором выстроятся профессионально-ориентированные компетенции образовательных стандартов, программ, дисциплин для подготовки специалистов водного транспорта.

На уровне отрасли предстоит новая масштабная работа по нормативному обеспечению регулирования трудовых отношений и образовательного процесса. Положительный результат может быть достигнут только при совместных усилиях бизнеса, образовательных учреждений и работников. □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.