Научная статья на тему 'Интеграция образовательных и профессиональных стандартов как фактор формирования компетентного IT-специалиста'

Интеграция образовательных и профессиональных стандартов как фактор формирования компетентного IT-специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорока Елена Георгиевна

Статья посвящена вопросам, связанным с актуальной проблемой информационного общества – формированием профессиональной компетентности будущих IT-специалистов. Анализируются причины появления новых компетенций, исследуются пути их становления на базе интеграции образовательных и профессиональных стандартов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорока Елена Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция образовательных и профессиональных стандартов как фактор формирования компетентного IT-специалиста»

Раздел III. Информационные технологии и разработки

УДК 378.14 © Е. Г. Сорока

Е. Г. Сорока

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ІТ-СПЕЦИАЛИСТА

Статья посвящена вопросам, связанным с актуальной проблемой информационного общества -формированием профессиональной компетентности будущих 1Т-специалистов. Анализируются причины появления новых компетенций, исследуются пути их становления на базе интеграции

образовательных и профессиональных стандартов.

Современная рыночная экономика характеризуется стремлением к обеспечению динамичного развития хозяйственной деятельности предприятий, что непосредственно связано с динамичностью информационных технологий. Достижение этой цели определяется профессионализмом, осведомленностью, гибкостью 1Т-специалистов, а также результативностью принимаемых ими решений. Круг задач информационной службы предприятия достаточно широк и включает оперативный доступ к качественной, достоверной и непротиворечивой информации, а также оптимизацию использования доступных ресурсов, включая данные, приложения, технологии, оборудование и персонал. Таким образом, успешная деятельность предприятия базируется на фундаменте передовых информационных технологий.

Высокие темпы технологического развития, проникновение информационных и коммуникационных технологий во все сферы деятельности человека, непрерывное изменение структуры организации труда и появление новых профессий вызвали необходимость формирования высокообразованных конкурентоспособных кадров, имеющих подготовку в области анализа, проектирования и сопровождения профессионально-ориентированных информационных систем, владеющих методами прогнозирования и моделирования информационных процессов в конкретной предметной области, способных гибко реагировать на изменения в информационном пространстве, мобильно ориентирующихся в новых технологиях, готовых к непрерывному образованию через всю жизнь.

М. П. Лапчик, исследуя проблемы информационного общества, отмечает, что конкурентоспособность современного специалиста определяется его профессиональной компетентностью, способностью решать типичные профессиональные задачи. Профессиональная компетентность, в свою очередь, представляет собой совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей.

Ключевые компетентности, связанные с успе-

хом личности в быстро меняющемся мире, приобретают сегодня особую значимость. Они связаны и проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения личности в обществе. Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в конкретной области профессиональной деятельности [3].

Безусловно, потенциальные работодатели заинтересованы в высоком уровне компетентности выпускников вузов в решении новых задач. Аналитики компании Gartner Group, специализирующейся на исследованиях в области информационных технологий, наряду с такими компетенциями 1Т-специалиста, как способность к проектированию новых систем, разработка приложений, знание определенных программных инструментов и методик, которые несколько лет назад считались определяющими, отмечают возрастающую роль новых компетенций, к которым относятся клиентоориентированность, управление проектами и изменениями в бизнесе при внедрении информационных систем, поиск и анализ информации, ориентированность на результат, работа в команде, адаптивность [2].

Трансформация структуры компетенций IT-специалистов ускорилась под воздействием кризисных явлений, поразивших экономики всех стран. По прогнозу Gartner Group, уже к 2015 году резко возрастет роль специалистов в области интеграции информации, управления данными, бизнес-аналитики, анализа и моделирования бизнес-процессов, управления качеством, проектами и инновациями.

В России Аналитическим центром REAL-IT по инициативе Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) проведено аналитическое исследование потребности в IT-специалистах до 2015 года [5].

Для оценки развития ситуации аналитиками был применен сценарный подход, учитывающий су-

щественно различные варианты развития событий: рассматривались модернизационный и инерционный сценарии развития. За их основу взяты сценарии Минэкономразвития РФ, опубликованные осенью 2009 года.

В зависимости от реализации сценария общая потребность в новых работниках 1Т-сферы будет составлять в указанный период от 81-95 тыс. человек (инерционный сценарий) до 167-356 тыс. человек (модернизационный сценарий). В случае реализации инерционного сценария годовая потребность в Неспециалистах будет оставаться практически стабильной - и ее объем будет примерно соответствовать числу выпускников - будущих 1Т-специалистов.

Реализация же модернизационного сценария развития экономики потребует существенного увеличения ежегодной потребности в 1Т-кадрах. Расчеты показывают, что она будет от двух до трех с половиной раз превышать текущие параметры выпуска, обеспечиваемые системой профессионального образования. Поэтому следует обратить внимание на потенциал кадрового обеспечения специалистами в области информационных технологий как с точки зрения количества, так и качества.

Аналитики АП КИТ считают, что при благоприятном сценарии развития страны количество вакансий будет в два раза превышать число соискателей. Важно отметить, что рассматриваемый модернизационный сценарий развития является не изолированным сценарием для 1Т-индустрии, а частью сценария развития всей экономики России. Проблему необходимо решать, перестраивая и совершенствуя всю систему 1Т-образования, реализуя такие характеристики как максимальная гибкость и нелинейность организационных форм, включение процессов получения и обновления знания, опора на талант, креативность и инициативность человека - важнейший ресурс экономического и социального развития. Из этих характеристик следуют новые требования к результатам образования. Важнейшим из них является запрос на массовость креативных компетенций, включающих способность к творчеству, к разработке принципиально новых идей, выработке стратегий, управлению ресурсами и оценке в реализации профессиональной деятельности, что является важнейшей характеристикой специалиста [1].

В 2011 г. российские вузы перешли на подготовку студентов по двухуровневой системе (бакалавриат -магистратура), ориентированной на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. Одной из отличительных особенностей новых стандартов в сравнении со стандартами второго поколения является отсутствие жестких требований к содержанию подготовки, что дает возможность более гибко формировать основные образовательные программы, актуализировать их содержание по мере необходимости.

Изменение структуры образовательных про-

грамм требует продуманного подхода к оптимизации учебного процесса. Дисциплины, читаемые на первом уровне (бакалавриат) и на втором уровне (магистатура) должны иметь логическую связь друг с другом, внутреннюю целостность.

Двухуровневая система высшего образования предусматривает широкую, фундаментальную подготовку на уровне бакалавриата. На этом уровне делается упор на формировании универсальных знаний, привитии навыков самостоятельной работы, что дает возможность выпускнику проявить себя на рынке труда, а затем продолжить образование на второй ступени.

Целью подготовки бакалавров по направлению «Прикладная информатика» (профиль «Экономика») является обучение теоретическим основам и основным методам проектирования профессионально-ориентированных информационных систем, системного анализа в предметной области, работы с программно-техническими средствами диалога человека с информационными системами. Динамичные изменения организации информационных технологий во всех сферах деятельности обусловливают содержание образовательной программы бакалавриата по данному направлению.

Полученные в процессе обучения знания позволяют решать задачи:

- разработки проектных решений и их реализации в заданной инструментальной среде;

- системного проектирования и комплексиро-вания локальных и глобальных сетей обслуживания пользователей информационных систем;

- формулирования основных технико-экономических требований к проектируемым профессионально-ориентированным информационным системам;

- анализа основных объектов, явлений и процессов, связанных с информационными системами в предметной области;

- компоновки информационных систем на базе стандартных интерфейсов;

- разработки ценовой политики применения информационных систем в предметной области.

Высшее профессиональное образование первого уровня (бакалавриат) способствует выработке и развитию широких компетенций в выбранной профессиональной отрасли. Так, например, основными компетенциями бакалавров по направлению «Прикладная информатика» (профиль «Экономика») являются способности прогнозирования, моделирования и создания информационных процессов в конкретной экономической области применения, умение выполнять работы по развитию возможностей информационных систем на всех стадиях их жизненного цикла, коммуникационная готовность к решению экономико-математических задач.

При этом необходимо учитывать, что успешная проектная, исследовательская, производственная или технологическая деятельность информатика-эконо-

миста возможна при глубоком понимании информационных и технологических процессов, а также на основе их грамотного математического моделирования и всестороннего анализа. Для этого требуется глубокая теоретическая подготовка, которая станет базой для научной и производственной деятельности на второй ступени.

Магистр по направлению «Прикладная информатика» (профиль «Экономика») должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

- внедрение методов информатики в предметных областях;

- развитие возможностей и адаптация профессионально-ориентированных информационных систем;

- оптимизация информационных процессов обработки информации;

- решение задач стандартизации и унификации профессионально-ориентированного программного и информационного обеспечения предметной области;

- использование международных информационных ресурсов и решение задач, возникающих при их использовании.

Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают владение навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности, методами автоматизированного создания, адаптации и исследования информационных систем и технологий, базовыми языками программирования, типовыми программными продуктами, ориентированными на решение научных, проектных и информационно-технологических задач.

Одной из целей магистерской подготовки является формирование определенного аналитического мышления и навыков в области научно-исследовательской деятельности. Наряду с фундаментальной подготовкой студентам дается возможность овладеть углубленными прикладными знаниями и умениями, так как в период обучения изучаются как теоретические, так и экономические и инструментальные дисциплины. Причем, если бакалавры прикладной информатики в большей степени ориентированы на проектно-технологическую работу, то магистры на организационно-управленческую, аналитическую и исследовательскую деятельность.

Модель подготовки магистров должна иметь адаптивный характер, который определяется кли-ентоориентированностью образовательных программ. В этом отношении большое значение имеет то, что разработка Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению «Прикладная информатика» осуществлялась параллельно и в тесной связи с разработкой профессионального стандарта специалиста по информационным системам, который четко определяет по уровням квалификации должностные обязанности, профессиональные компетенции, требования

к образованию, стажу работы и сертификации. При поддержке АПКИТ к работе привлекались ведущие специалисты российских вузов, предприятий и организаций, внедряющих информационно-коммуникационные технологии, которые помогли сформулировать основные профессиональные компетенции и требования к образовательным программам.

Профессия «Специалист по информационным системам» предполагает высокую универсальность практического специалиста, который должен понимать экономику и организацию бизнес-процессов, уметь проектировать, программировать, обеспечивать эксплуатацию готовых систем автоматизации на конкретных предприятиях и поэтому является одной из наиболее востребованных профессий на отечественном рынке труда [5].

Направление подготовки «Прикладная информатика» (профиль «Экономика») обеспечивает формирование таких профессиональных компетенций специалиста по информационным системам, как:

- проведение системного анализа прикладной области, формулирование требований к автоматизации и информатизации решения прикладных задач и их реализации с помощью специфических для этой области информационно-коммуникационных технологий;

- управление информационными ресурсами и знаниями для информатизации предприятий и организаций;

- проектная, организационно-управленческая, производственно-технологическая и аналитическая работа на различных стадиях жизненного цикла создания и эксплуатации информационных систем.

В условиях усиливающегося взаимного проникновения информационных технологий и экономики сложившуюся структуру и содержание подготовки 1Т-специалистов необходимо расширить методами управления, планирования и регулирования работ, адаптируя их к условиям коллективной разработки программных систем с гарантированным качеством и высоким экономическим эффектом.

Двухуровневая подготовка информатика-экономиста предусматривает формирование гармонично развитой личности. Будущий специалист должен обладать не только базовыми профессиональными знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями, мотивами профессиональной деятельности, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала. Он должен уметь сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, творчески подходить к профессиональной деятельности, быть инициативным, нацеленным на сотрудничество, уверенным в себе, способным к анализу и прогнозированию результатов.

Результаты профессиональной подготовки в вузе приобретают особую значимость при прохождении студентами производственной и преддипломной

практик, а также в процессе выполнения выпускной квалификационной работы, которая предполагает разработку программного продукта, отвечающего всем современным требованиям информационного общества.

Таким образом, интеграция образовательных

и профессиональных стандартов в области информационных технологий призвана способствовать формированию таких качеств, которые позволят будущему 1Т-специалисту стать конкурентоспособным профессионалом, востребованным на рынке труда.

Библиографический список

1. Аналитическое исследование «ИТ-кадры - 2010. Численность занятых в российской экономике 2009 г. и прогноз потребности 2010-2015 гг.». ХЖЬ: www.apkit.ni.

2. Заварзин (?). Предсказанное будущее. Эволюция ИТ-специалистов по прогнозам аналитиков // Пипе. 2007. № 1. С.18-20.

3. Лапчик М. П. ИКТ-компетентность педагогических кадров. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007.

4. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях // Модернизация экономики и глобализация. Материалы IX Междунар. науч. конф. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

5. Тельнов Ю. Ф. Разработка Федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения по направлению «Прикладная информатика» на основе профессионального стандарта «Специалист по информационным системам» // Профессиональные стандарты в области информационных технологий. М.:АПКИТ, 2008. С.33-34.

5. Факультет экономики и управления Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича. 1ЖЬ: http://www.fem-sut.spb.ni/news/255-prognoz-it

Сведения об авторе:

Сорока Елена Георгиевна - зав. кафедрой информационных технологий НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий», e-mail: s о го k a_c_g a mail, ru (г. Омск, Российская Федерация).

Статья поступила в редакцию 29. 09. 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.