Научная статья на тему 'Интеграция образования и социальных практик'

Интеграция образования и социальных практик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЁРСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / СПЕЦИАЛИСТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / СТУДЕНТЫ / CHARITY / VOLUNTEERING / INTEGRATION / SOCIAL WORK / SOCIAL EDUCATION / SOCIAL PRACTICE / SOCIAL WORK SPECIALIST / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вандышева Людмила Владимировна

Статья посвящена аспекту интеграции образования и социальных практик в профессиональной подготовке специалистов социальной работы. Определены методологические подходы к разработке образовательной модели, результатом реализации которой является филантропическая культура как интегративное качество личности будущего специалиста. Конкретизировано решение задач микроинтеграции: интеграция образования и воспитания, формирование межпредметного образовательного пространства на базе Самарского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вандышева Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF EDUCATION AND SOCIAL PRACTICES

The article focuses on the integration of education and social practices. Methodological approaches to the development of an educational model, the result of which is the formation of a philanthropic culture as an integrative quality of the personality of a future specialist, are determined. Concretized solution of microintegration problems: integration of education and upbringing in the framework of interethnic educational space of Samara University.

Текст научной работы на тему «Интеграция образования и социальных практик»

Анализ мотивационного компонента инициативности детей старшего дошкольного возраста показал, что у большинства детей, как с нормативным развитием, так и с нарушением речи были снижены интенсивность мотивации, потребность в деятельности, осознанное соотнесение действий с предполагаемым результатом. Наблюдения показали, что у детей с нарушением речи в сравнении с детьми с нормативным развитием были менее качественными представления о проектной деятельности. Они затруднялись в описании последовательности своих действий в предполагаемой проектной деятельности. Как правило, дети делали это фрагментарно. Особо низкие показатели были получены в проявлении детьми самостоятельности и творческой активности в процессе выполнения проектных задач.

Планирование деятельности детьми во этих группах осуществлялось со значительным участием со стороны взрослого. Взрослые активно помогали детям в реализации проектных задач, выборе форм и способов презентации предполагаемых результатов проектной деятельности в ущерб активности детей. В процессе выполнения проекта дети с нормативным развитием чаще достигали договоренности, оказывали помощь друг другу в сравнении с детьми с нарушением речи. Менее активными в этом плане оказались дети с нарушением речи. Полученные данные являются поводом к осмыслению ситуации в развитии проектной деятельности детей, к анализу эффективности действий взрослых.

Уровень действий педагогов в процессе психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности дошкольников оценивался по следующим показателям: моделирование предметно-развивающей среды, демонстрация конструктивных моделей поведения, обучение в процессе совместной деятельности; наблюдение за проектной деятельностью детей; документирование показателей. Наше исследование показало наличие проблем по всем оцениваемым критериям, характерным для всех педагогов, участвующих в исследовании. Так, педагоги не имели точных, детализированных представлений о реальных образовательных потребностях и возможностях детей в рамках проектной деятельности. Педагоги групп для детей с нарушением речи не смогли определиться с тем, в чем проявляются особые образовательные потребности детей, специфичные для этого вида деятельности; как должна меняться предметно-развивающая среда в ходе реализации разных проектных задач с учетом особенностей развития детей. Ни в одной группе педагогами не велось документирование проектной деятельности детей. Полученные факты определяют настоятельную необходимость разработки образовательных программ по формированию у педагогов соответствующих компетенций.

Включение родителей в проектную деятельность оценивалось на основе анкетирования, которое показало, что большинство родителей имели неясные, спонтанные представления о результатах развития проектной деятельности своих детей. Однако, практически все, выражали готовность принимать в ней непосредственное участие, что подтверждалось конкретными практическими делами: созданными самодельными книжками, выполненными совместно с детьми рисунками, собранными фотографиями и пр. Однако, и в случае с родителями, имело место нарушение сбалансированности инициатив детей и взрослых в пользу последних.

Выводы. Таким образом, целенаправленное и сбалансированное формирование всех составляющих процесса развития проектной деятельности дошкольников с нарушениями речи и их готовность в этом плане к школе должно стать одной из актуальных задач дошкольного образования. Следует подчеркнуть, что навыки, характерные для проектной деятельности, должны целенаправленно формироваться у детей, начиная с 4,5 лет. А начинать их формировать в начальной школе - это значит привести к росту трудностей в усвоении образовательного материала, к снижению успешности включения в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

Литература:

1. Артамохина О.В. Проект как метод взаимодействия педагогов, родителей и детей в ДОО / О.В. Артамохина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2016. - № 9. - С. 97-101

2. Лазарев В.С. Концептуальная модель проектной деятельности в начальной школе / В.С. Лазарев // Педагогика. - 2016. - № 9. - С. 3-14

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 64 с.

4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 64 с.

5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. -М.: ТЦ СФЕРА, 2010. - 128 с. - (приложение к журналу. «Управление ДОУ»).

Педагогика

УДК:37.035(430)

кандидат педагогических наук, доцент Вандышева Людмила Владимировна

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва (г. Самара)

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК

Аннотация. Статья посвящена аспекту интеграции образования и социальных практик в профессиональной подготовке специалистов социальной работы. Определены методологические подходы к разработке образовательной модели, результатом реализации которой является филантропическая культура как интегративное качество личности будущего специалиста. Конкретизировано решение задач микроинтеграции: интеграция образования и воспитания, формирование межпредметного образовательного пространства на базе Самарского университета.

Ключевые слова: благотворительность, волонтёрство, интеграция, социальная работа, социальное образование, социальная практика, специалист социальной работы, студенты.

Annоtation. The article focuses on the integration of education and social practices. Methodological approaches to the development of an educational model, the result of which is the formation of a philanthropic culture as an integrative quality of the personality of a future specialist, are determined. Concretized solution of microintegration problems: integration of education and upbringing in the framework of interethnic educational space of Samara University.

Keywords: charity, volunteering, integration, social work, social education, social practice, social work specialist, students.

Введение. Современная социально-политическая и социально-экономическая ситуация требует изменения подхода к подготовке специалистов социальной работы, которая должна соответствовать характеру «профессии национальной безопасности» и опираться на филантропический подход, позволяющий разрешить противоречие между жесткими требованиями общества, предъявляемыми к государственным институтам социальной работы, и сложившейся практикой социальной работы, благодаря осознанию сути «помогающей профессии».

Успешность интеграции образования специалистов социальной работы и социальных практик обусловлена разработкой и реализацией системы подготовки к организации волонтерского движения в образовательных организациях.

Внутрисистемная интеграция высшего образования находит свое выражение в создании в отечественном образовательном пространстве национальных исследовательских университетов, решающих определенные ценностно-ориентационные задачи. Сужение фокуса научного интереса позволило выделить ключевые задачи микроинтеграции на базе университета.

Формирование межпредметного образовательного пространства профессиональной подготовки бакалавров социальной работы возможно на основе идеи фундаментализации образования, а также определения содержания обучения через овладение основными направлениями деятельности специалиста по социальной работе. Филантропологизация профессиональной подготовки бакалавров социальной работы выражается в филантропической культуре выпускника, базирующейся на педагогической составляющей социальной работы и принципах волонтёрства.

Исследование предполагало поиск и анализ научной литературы (аналитико-синтетический метод) с целью конкретизации сущности современной социальной работы, в которой велика филантропическая составляющая. Использованы теоретические методы исследования - анализ, синтез, обобщение; смысловая интерпретация данных. Эмпирическая база в рамках статьи исследования включает результаты анкетирования студентов Самарского университета.

Изложение основного материала статьи. Для определения сущности интеграции образования и социальной практики важно конкретизировать социальную работу как профессиональную деятельность. Обращение к работам основателей теории отечественной социальной работы в ретроспективном анализе позволяет выделить первоначальный непрофессиональный характер социальной работы, который нашел отражение в этической модели - основе традиционной благотворительности. В 90-е гг. прошлого века социальная работа оформляется как новая для российских реалий профессия, в которой наряду с профессиональными ценностями, исследователи выделяют личностную составляющую. Последующие социально-экономические реформы и ориентир на идеи гражданского общества не исключили филантропические ценности из общественных практик. Напротив, позволили оформиться рационально-эгоистической модели отечественной благотворительности. Морально-воспитательный потенциал этой модели реализуется через положительные эмоции причастности к доброму делу [4, с. 108]. В связи с этим не случайно профессия специалиста социальной работы относится не только к числу «помогающих профессий», но и к «профессии национальной безопасности» [6], что во многом объясняется миссией этой профессии по сохранению и развитию духовно-нравственного потенциала общества.

На современном этапе своего развития, филантропический подход, по замечанию И.А. Толмачёвой, З.Х. Хусаинова, заключается в переходе от благотворительности как «движения души» к организации благотворительности как профессиональной деятельности [5]. Непрофессионализм в организации благотворительности, как свидетельствует анализ работ отечественных ученых, приводит к недоверию к посредникам, использованию благотворительности в качестве формы оплаты услуг, как инструмента вымогательства и т.п. В свою очередь это, с одной стороны, препятствует институционализации благотворительности, с другой стороны, создает препятствия для общественного развития.

Таким образом, эффективность благотворительности во многом определяется качеством профессиональной подготовки специалиста. В современных условиях гражданского общества, специалист, готовый к профессиональной организации благотворительности, влияет на регулирование социальной жизни, в полной мере реализуя свои личностно-смысловые, гражданские установки, подкреплённые профессиональными ценностями.

В связи с этим неслучайно в зарубежной научной и методической литературе подчеркивается важность применения профессионального подхода к организации благотворительности, что нашло выражение в деятельности различных по своей направленности волонтерских организаций уже в прошлом веке [7]. К тому времени были не только накоплены, но и проанализированы практики лучших волонтерских программ, ставших основанием для совершенствования работы в направлении организации волонтёрства. Организация волонтёрства базируется как на традиционных практиках благотворительности, так и учитывает современные тенденции и особенности информационного общества [9]. Современные зарубежные социологи отмечают, что организация благотворительности нуждается не только в специально организованном управлении, но и в подготовленных для этой деятельности специалистах, благодаря которым достигаются миссии организаций, действующих в местных сообществах в отношении разных категорий граждан. При этом опыт волонтёрства у обучающихся может быть разным и период их подготовки, соответственно, тоже [9]. Особую роль в решении задачи организации волонтёрства в местном сообществе отводят специалистам социальной работы, социальным работникам [10], [11], [12].

Таким образом, сущность современной социальной работы сводится к признанию ее видом профессиональной деятельности, использующим потенциал благотворительности для решения трудных жизненных ситуаций разных групп населения. Рационально-эгоистическая модель современной благотворительности, имеющая ярко выраженную социальную направленность, может эффективно развиваться лишь при условии наличия у специалиста филантропической культуры - основы его гражданской и профессиональной активности.

Анализ реализации филантропического подхода в сфере образования позволил выявить исторический аспект интеграции образования и благотворительности. Анализ возникновения и становления зарубежных (Оксфорд, Стэнфорд) и отечественных университетов свидетельствует о значительной поддержке со стороны

благотворителей [8]. Исторические факты позволяют рассматривать студенчество как объект благотворительности. Этот фокус сохраняется и в настоящее время, отражаясь в мерах по реализации молодежной политики в отношении студенчества.

Вместе с тем, с позиций инженерно-прагматического подхода («концепция удочки») [5, с. 3], благотворительность в университете призвана активизировать личностный и профессиональный потенциал студентов, то есть учитывать сущность современной социальной работы и ее базовые принципы (активизация, гуманизм, альтруизм и др.). Это позволяет студентам реализовать социальные технологии в отношении граждан в трудной жизненной ситуации.

Закон методического репродуцирования (Л.В. Куриленко, Т.И. Руднева) ориентирует на поиск таких образовательных технологий, которые по своей сути приближены к будущей профессиональной деятельности бакалавров социальной работы. Решение этой задачи предполагает обращение к филантропическому подходу в работе с молодежью, который находит свое выражение в волонтёрстве. В контексте профессиональной подготовки бакалавров социальной работы волонтёрство трактуется как социальная практика, дополнительное средство практико-ориентированной профессиональной подготовки, а также средство воспитания, составляющее концепции внеучебной (воспитательной) работы со студентами в российских вузах [2], [3]. Итак, волонтёрство можно рассматривать как средство интеграции образовательного и воспитательного компонентов профессиональной подготовки бакалавров социальной работы.

Внутрисистемная интеграция высшего образования привела к созданию национальных исследовательских университетов, многие из которых выступают в качестве региональных интеграторов всех субъектов гражданского общества в определенную инфраструктуру. Согласно приоритетному проекту «Вузы как центры пространства создания инноваций», университетские центры призваны обеспечивать инновационное, технологическое и социальное развитие регионов, на базе которых должны: реализовываться проектно-ориентированные образовательные программы инженерного, медицинского, социально-экономического, педагогического профилей и отдельные программы естественно-научного и гуманитарного профилей, предполагающие командное выполнение проектов полного жизненного цикла.

В образовательном пространстве Самарского региона функционирует Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва (далее: Самарский университет), в структуре которого выделился социально-гуманитарный институт, на базе которого реализуется профессиональная подготовка бакалавров социальной работы.

Микроинтеграция открывает возможности для решения таких задач, как: интеграция образования и воспитания, формирование межпредметного образовательного пространства. В свою очередь это позволяет усилить научную, практическую направленность содержания профессиональной подготовки и определить роль внеучебной деятельности, сочетать традиционные и инновационные формы, методы подготовки, способствовать реализации идеи сквозной и непрерывной профессиональной подготовки.

Для того, чтобы наметить пути решения задачи интеграции образования и воспитания, обращаем внимание на то, что профессиональная подготовка включает учебную и внеучебную деятельность, которые в образовательном пространстве тесным образом взаимосвязаны. Функциональная интеграция образования в виде учебной и внеучебной (воспитание) деятельности способна обеспечить эффективный результат профессиональной подготовки.

Выделяя функции учебной деятельности, основной обозначим образовательную функцию. В то время как во внеучебной деятельности в качестве приоритетной выдвигаем воспитательную функцию. Подчеркнем, что заявленные акценты носят условный характер, но позволяют определить значение образования и воспитания в личностно-профессиональном становлении будущих бакалавров социальной работы. Составной частью учебной деятельности является теоретическая и практическая подготовка (практика). В свою очередь во внеучебной деятельности выделяют социальную практику (организованное волонтёрство), которая выполняется на добровольной основе. Организованное волонтёрство представляется процессом, в котором студент выступает в качестве объекта воздействия со стороны педагога с последующим переходом на субъектную позицию. Она выражается в отношении студента к волонтёрству как эмоциональному труду, результат которого влияет на качество оказываемых социальных услуг. Функциональная интеграция образования и воспитания указывает на необходимость использования возможностей внеучебной деятельности для компенсации недостаточной реализации образовательной функции.

Отмечаем, что студенты, сталкиваясь в период обучения с антропологичным отношением к себе, в дальнейшем будут воспроизводить подобное отношение к получателям социальных услуг. При этом профессия требует не просто участия, а деятельностного участия к нуждающимся. В связи с этим деятельностный подход признаем значимым для решения поставленной задачи. Подчеркнем, что добровольный характер участия в волонтёрстве требует учета возможностей творческого подхода к профессиональной подготовке, поскольку духовность как «сплав ценностных установок и мотивации поведения личности, рождающий творчество» находит выражение в творческой самореализации [1, с. 33]. Учет особенностей этих методологических подходов позволяет осуществлять интеграцию в разных направлениях: «снизу-вверх» в этом случае инициаторами интеграционных процессов выступают студенты; «сверху-вниз» - интеграция инициируется администрацией вуза, профессорско-преподавательским составом.

Формирование межпредметного образовательного пространства предполагает, во-первых, обращение к идее фундаментализации социального образования, что помогает снизить возможную перегрузку студентов учебной информацией. Во-вторых, определение содержания социального образования через овладение основными направлениями деятельности специалиста социальной работы, обеспечивающее практико-ориентированность профессиональной подготовки. В-третьих, филантропологизацию профессиональных знаний и компетенций студентов, влияющую на их личностно-профессиональное становление.

Предлагаем интегративные нормативные и факультативные курсы объединить одной идеей филантропологизация социального образования, результатом реализации которой становится филантропическая культура выпускника. Конкретизация сущности филантропической культуры будущих специалистов социальной работы возможна из признания значимости педагогических основ социальной работы, основных направлений деятельности специалиста социальной работы (коммуникативная, социально-культурная, проектная) и принципов волонтёрства. В итоге формулируем определение филантропической культуры специалиста социальной работы как интегрального образования личности, позволяющего судить об

уровне личностно-профессионального становления будущих специалистов социальной работы, их готовности к организации волонтёрства как одного из аспектов филантропической культуры.

Ученые, анализирующие зарубежный опыт организации внеучебной работы со студентами, отмечают значительную роль внеучебной работы в социализации и профессионализации молодежи. Анализ сайтов национально-исследовательских университетов в России позволил выделить ряд концепций воспитательной работы со студентами, построенных на интеграции учебной деятельности и деятельности, разворачивающейся в свободное время. Обобщая полученные данные, можно сделать вывод о том, что внеучебная деятельность интегрирует следующие виды деятельности: социально-культурную (культурно-досуговую), спортивную, проектную, волонтёрскую.

Анализ сайта Самарского университета позволяет выделить основные виды внеучебной деятельности, в которые вовлекаются студенты: информационная деятельность, научная деятельность, международная деятельность, общественная деятельность.

Анализ научно-исследовательской деятельности студентов позволил выделить следующие достижения: филантропическая тема является основой для студенческих докладов; выделения секции «Благотворительность: отечественный и зарубежный опыт». Анализ тем выпускных квалификационных работ свидетельствует о выдвижении филантропического похода к социальной работе в число предметов научного интереса студентов, обучающихся в бакалавриате и в магистратуре.

В 2018 г. на Всероссийскую Олимпиаду по социальной работе заявлены два студенческих проекта, направленные, на реализацию ретро-инновации - тимуровского движения для создания естественной сети социальной поддержки людей в трудной жизненной ситуации в городских новостройках и создание студенческого клуба, пропагандирующего развитие семейного добровольчества.

Международное направление внеучебной деятельности поддерживается социальным партнерством с общественными организациями, привлекающими студентов в международные проекты, предоставляющими возможность студентам становиться тьюторами для иностранных студентов.

Возникновение волонтерского движения на кафедре теории и технологии социальной работы было инициировано студентами (2005г.). Впоследствии развитие волонтёрства привело к интеграции образования и волонтёрства «сверху». Первым примером такой практики является Центр содействия трудоустройству и подготовки волонтеров, обеспечивший партнерство вуза и Дирекции Универсиады (Казань, 2013). На базе этого центра реализовался интеграционный образовательный проект «Общественная школа волонтера» (далее: Школа).

Цель Школы сводилась к организации подготовки (теоретической и практической) студентов и представителей различных секторов гражданского общества для участия в волонтёрстве, поддержке социально значимых мероприятий. Основные направления работы Школы: образовательное, социальное, аналитическое направления, а также направление психолого-педагогической поддержки. Обучение в Школе прошли 76 студентов.

Результаты анкетирования позволили выявить, что слушатели Школы в первый учебный год проявили больший интерес к волонтёрству в отношении людей с ограниченными возможностями, что связано с активной деятельностью региональных общественных организаций, осуществляющих работу с данной категорией граждан в трудной жизненной ситуации. Наблюдался интерес к спортивному волонтёрству, а также волонтёрству в культурно-историческом направлении в связи с широким привлечением волонтеров к проектам в сфере культуры и искусства. Анализ мотивов студентов (получение новых знаний; приобретение практического опыта; стремление к самосовершенствованию; расширение круга общения) позволил сделать вывод о том, что студенты сознательно и ответственно выбирают волонтёрство.

Содержание теоретической подготовки слушателей Школы включает три основных раздела: «Волонтерство: социономический аспект изучения», «Направления современного волонтёрства» и «Психолого-педагогические аспекты изучения личности волонтёра». Анализируя результаты практического обучения слушателей Школы, отмечаем, что значительную роль сыграла грантовая поддержка. В результате разработаны проекты: «Выход в мир», «Шаг в будущее», «МультиSка», «Эко-фильмы», «Загляните в глаза собачьи», «Ботанический сад глазами детей», «Психологический КИНОпроект» и др.

Определенную роль в развитии волонтерства в Самарском университете сыграло открытие Волонтерского центра Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™ (2015гг.) - локальный пример интеграции образования и волонтёрства «сверху».

Выводы. Отмечается значимость внутрисистемной интеграции и микроинтеграции образования и воспитания на основе профессионального и инженерно-прагматического, деятельностного, творческого подходов к организации благотворительности. При этом волонтерство признается социальной практикой и средством воспитания студентов. В рамках исследования презентирован опыт организации внеучебной работы в вузе (методы обобщения и синтеза). Результаты, полученные с помощью метода анкетирования, позволили составить портрет слушателей Общественной Школы волонтёра. Формирование филантропической культуры будущих специалистов социальной работы происходит согласно разработанной авторской образовательной модели, специально организованной внеучебной работе со студентами. Полученные результаты представляют практический интерес для административно-управленческого аппарата высших учебных заведений, руководителей и сотрудников управлений внеучебной работы.

Литература:

1. Виноградов К.А., Галиченко А.Ю., Посохова Н.В. Развитие творческих способностей у студентов в процессе профессионального обучения в высшей школе // Интеграция образования. 2014. № 2. С. 32-35.

2. Гришаев О. Система воспитательной и социальной работы // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 79-83.

3. Масленников В.А. Организация воспитательной работы // Высшее образование в России. 2009. № 12.С. 75-79.

4. Толмачёва И.А. Институциональные модели современной отечественной благотворительности // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 379. С. 108-111.

5. Хусаинов З.Х. Принципы благотворительности как инструмента активизации интеллектуально-инновационного потенциала членов общества // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. https://cyberleninka.ru/article/v/printsipy-blagotvoritelnosti-kak-instrumenta-aktivizatsii-intellektualno-innovatsionnogo-potentsiala-chlenov-obschestva (дата обращения: 11.12.2018).

6. Шалаев В.П., Нидермайер К. Поля социальной работы и роль права в ней (опыт Германии): между образованием и практикой // Интеграция образования. Т. 21. № 2. 2017. С. 184-193.

7. Campbell, K.N. and Ellis, S.J. The (Help) I-Don't-Have-Enough-Time Guide to Volunteer Management: Energize Inc. 2004.

8. Psacharopoulos G., Papakonstantinou G. (2005) The real university costs in a «free» higher education country // Economics of education review. Vol. 24. No.1. Р. 103-108.

9. Femida Handy, Meenaz Kassam, Sharjah Jillian Ingold, Bhagyashree Ranade From Seva to Cyberspace. The Many Faces of Volunteering in India. SAGE Publications Pvt. Ltd., 2012. 272 р.

10. Fisher, J.C. and Cole, K. Leadership and Management of Volunteer Programs: A Guide for Volunteer Administrators: Jossey-Bass Non-Profit Series, 1993.

11. Fischer L. R., Schaffer K. Bannister Older Volunteers. A Guide to Research and Practice. Published: May 1993.

12. Wachter Ghio J. Classroom Volunteers. Uh-Oh! or Right On! - Educational consultant, Baltimore, MD. 1999. 104 p.

Педагогика

УДК 159.9: 378.

преподаватель Васянина Оксана Леонидовна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ИНОСТРАННЫХ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация. В статье рассматриваются условия конструктивного разрешения конфликтов в профессиональном общении преподавателей военного вуза и иностранных военнослужащих. Дано определение тренинга, перечислены цели и задачи тренингов или тренинговых методик при проведении занятий по конструктивному разрешению конфликтов.

Ключевые слова: конфликт в учебно-воспитательном процессе военного вуза, условия разрешения конфликта, конструктивное разрешение конфликта в диаде преподаватель - иностранный военнослужащий, конфликтологическая служба, конфликтологическая комиссия, тренинг, цель и задачи тренинговых занятий.

Annotation. The article discusses the conditions оf the constructive resolution of conflicts in the professional communication of teachers of a military college and foreign military personnel. The definition of the training is given, the goals and objectives of the trainings or training methods are listed when conducting constructive conflict resolution classes.

Keywords: conflict in the educational process of a military college, conflict resolution conditions, constructive conflict resolution in a dyad teacher - a foreign soldier, conflict service, conflict commission, training, goal and objectives of training sessions.

Введение. Рассмотрим педагогические условия конструктивного разрешения конфликтов в межличностном взаимодействии преподавателей военного вуза и иностранных военнослужащих.

Анализ научно-педагогических источников показал, что единого понятия «педагогические условия» не существует, несмотря на то, что это понятие часто используется в научной литературе и диссертационных исследованиях. Мы под педагогическими условиями понимаем факторы, обеспечивающие эффективность, а также качественные результаты педагогической системы.

Изложение основного материала статьи. Тренинг и тренинговые методики представляют собой одно из условий конструктивного разрешения конфликтов в диаде преподаватель - иностранный военнослужащий.

Тренинги применяются в практике обучения навыкам результативного поведения в конфликтах, также конструктивного их разрешения [1]. Это подтверждается исследованиями Н.А. Гришиной, С.В. Баныкиной, В.Н. Борисова и др. Принципы организации учебного тренинга рассматриваются в исследованиях Н.Н. Васильевой [2], Г.И. Марасановой [3]; А.С. Прутченкова [4], Г. Смита [5].

Разделим тренинги по формированию умений и навыков конструктивного разрешения конфликтов на подгруппы:

1) тренинги умений и навыков конструктивного завершения конфликта. Выделим основные задачи, решаемые при помощи данного вида тренингов:

- приобретение умений и навыков по разрешению конфликта;

- улучшение психологического климата;

- разряжение напряжённости между конфликтующими сторонами;

- диагностическая функция;

- получение дополнительной информации о конфликтующей стороне;

2) тренинги по профилактике конфликтов в организации.

Задачи, выдвигаемые при реализации этой подгруппы тренингов:

- создание организационно-психологических условий для предупреждения возникновения конфликтных ситуаций в профдеятельности;

- снятие напряженности конфликтного противостояния в коллективе.

Цель тренинговых занятий:

- получение участниками тренинга умений и навыков по конструктивному разрешению конфликта в учебно-воспитательном процессе военного вуза.

Задачи:

- формирование умений и навыков конструктивного разрешения конфликта в диаде преподаватель -иностранный военнослужащий;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.