Научная статья на тему 'Интеграция образования и культуры. Ресурсный потенциал'

Интеграция образования и культуры. Ресурсный потенциал Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / НОРМАТИВНОЕ ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / CULTURAL AND EDUCATIONAL PRACTICES / REGULATORY PER CAPITA FUNDING / PERSONALIZED FUNDING / PAID EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абанкина Ирина Всеволодовна, Абанкина Татьяна Всеволодовна, Филатова Людмила Михайловна

В статье анализируется ресурсный потенциал, обеспечивающий интеграцию образования и культуры для формирования современных компетенций подрастающего поколения. На основе исследования объемов и динамики финансовых потоков, направляемых в дополнительное образование в сфере культуры, как из бюджетных, так и из внебюджетных источников, выявлены тренды роста доли платных услуг при сохранении объемов бюджетного финансирования. При этом возможности расширения участия семей в софинансировании этого сектора практически исчерпаны. Авторы обосновывают выводы о том, что интеграция образования и культуры позволяет повысить качество и разнообразие дополнительного образования в условиях ресурсной ограниченности. В статье обобщаются лучшие практики сотрудничества организаций культуры со школами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCE PROVISION FOR THE INTEGRATION OF EDUCATION AND CULTURE

The article analyzes the resource potential that ensures the integration of education and culture to form the modern competencies of the younger generation. Based on a study of the volumes and dynamics of financial flows directed to additional education, both from budgetary and non-budgetary sources, trends of growth in the share of paid services are revealed while maintaining the volume of budget aryfunding. At the same time, the possibilities of increasing the participation of families in co-financing this sector are almost exhausted. The authors substantiate the findings that, in a resource-limited environment, the integration of education and culture improves the quality and diversity of additional education. The article summarizes the best practices of cooperation between cultural organizations and schools.

Текст научной работы на тему «Интеграция образования и культуры. Ресурсный потенциал»

УДК 37.04; 7.08; 338

И КУЛЬТУРЫ

ресурсный потенциал

Ирина Абалкина, Татьяна Абалкина, Людмила Филатова

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется ресурсный потенциал, обеспечивающий интеграцию образования и культуры для формирования современных компетенций подрастающего поколения. На основе исследования объемов и динамики финансовых потоков, направляемых в дополнительное образование з сфере культуры, как из бюджетных, так и из внебюджетных источ никоз, зыязлены тренды роста доли платных услуг при сохранении обьемоз бюджетного финансирования. При этом возможности расширения участия семей з софинансировании этого сектора практически исчерпаны. Авторы обосновывают выводы о том, что интеграция образования и культуры позволяет повысить качество и разнообразие дополнительное образования в условиях ресурсной ограниченности. В статье обобщаются лучшие практики сотрудничества организаций культуры со школами.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Дополнительное образование детей, культурно-образовательные практики, нормативное подушевое финансирование, персонифицированное финансирование, платные образовательные услуги.

DOI

10.2239 4/2078-838Х-2020-1-88-97

Ирина Всеволодовна АБАНКИНА

к. э. н., заслуженный профессор, Институт образования НИУ ВШЭ

(101000, РФ, Москва, пер. Потаповский, 16, стр. 10). Е-шаП: аЬапкта^Ьзе.ги

Татьяна Всеволодовна АБАНКИНА

к. э. н., профессор, директор Института управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ

(101000, РФ, Москва, пер. Потаповский, 16, стр. 10). E-mail: [email protected]

Людмила Михайловна ФИЛАТОВА

к. э. н., ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ

(101000, РФ, Москва, пер. Потаповский, 16, стр. 10). Е-таП: ¡тАМоуаШэе.ги

Введение: современные вызовы

В последние десятилетия во многих странах в фокусе обсуждений экспертов, занимающихся развитием образования, оказываются вопросы формирования компетенций и навыков XXI века. Страны-участницы Международного проекта DeSeCo сходятся во мнении, что на современном этапе востребованными становятся не только и не столько предметные знания, сколько универсальные компетенции: to know, to do, to be, to live together — знать и уметь работать с информацией, уметь применять знания на практике, жить в современном социуме в со ответствии с культурными нормами и правилами, работать в команде, развивать способности к самоорганизации и самостоятельности, к сотрудничеству и кооперации, уметь договариваться и обеспечивать добрососедские

отношения (Фрумин, 2018). Исходя из этого стало понятно, что в формировании современных

компетенций должны участвовать не только семья и школа, но и другие социальные институты, в первую очередь связанные с культурой. Переосмысливается роль образования и культуры в развитии общества и креативного потенциала будущих поколений (International Federation of Arts Councils and Culture Agencies, 2019). Современные концепции развития человеческого капитала акцентируют вклад образования и культуры в:

• формирование идентичности подрастающего поколения;

• развитие новых экономик — творческая экономика, экономика знаний;

• развитие креативности, новых идей, стимулирование инноваций и повышения качества жизни;

• развитие социальной сплоченности, чувства

общности, толерантности;

• гармонизацию человеческих отношений, формирование справедливого общества и равных

возможностей для всех.

Одной из заметных тенденций последних лет в сфере дополнительного образования для детей стало оформление сектора «эдьютейн-мент» (edutainment, education + entertainment, «учение с увлечением», «учение через развлечение») — создание организаций и программ, совмещающих образовательную и досуговую компоненты (Косарецкий, 2019). В литературе термин edutainment описывает широкий круг новых форматов, включая в том числе цифровые и медиаобразовательные технологии. В России данные форматы появились сравнительно поздно, однако развиваются довольно интенсивно. Если в 2011 г. в Москве и Санкт-Петербурге только появились первые городки профессий и музеи науки (ин-теракториумы), то в 2018 г. по всей России работает уже более 90 музеев науки и более 40 городков профессий.

Какими ресурсными возможностями обладает сфера образования и культуры в России на современном этапе для реализации этих задач? Что способствует, а что препятствует интеграции ресурсов образования и культуры в интересах развития каждого человека независимо от места жительства и доходов семей? Эти вопросы и стали предметом исследований авторов статьи.

Ресурсное обеспечение

Развитие современного дополнительного образования имеет разноуровневую кооперацию не только образовательных структур, но также организаций различных ведомств, заинтересованных в создании и реализации условий для познавательного, творческого, профессионального и физического совершенствования, социализации детей и молодежи в непрерывно изменяющейся внешней среде. Анализ динамики организаций образования по новой классификации позволяет сделать вывод о снижении доли организаций дополнительного образования в области культуры, а также деятельности в области спорта, отдыха и развлечений на фоне

увеличения деятельности в области здравоохранения и социальных услуг (по данным Федеральной службы госстатистики за 2018 г.).

В последние пять лет наблюдается повышенный спрос на программы дополнительного образования в школах. Родители заинтересованы в различных направлениях подготовки. Об этом свидетельствует рост численности детей, занимающихся в двух и более школьных кружках и секциях. Следовательно, компенсировать сни-

ОСНОВНЫМ источником

ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ДОХОДЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

жение доли дополнительного образования в области культуры и досуга необходимо за счет развития кооперации образования и культуры, прежде всего сетевого взаимодействия школ с музеями, театрами, библиотеками, парками. Ориентация на личностное и культурное развитие подрастающего поколения, использование лучших практик интеграции культуры и образования признается одним из самых важных результатов последних лет в общем образовании. Однако без организационного взаимодействия системы общего и дополнительного образования, культуры и спорта построение сквозных маршрутов наталкивается на барьеры и ограничения.

В 2018 г. численность учащихся в детских

школах искусств составляла 1 603,4 тыс. человек, их обучением по всем регионам России занимались 169 530 работников (данные Министерства культуры за 2018 г.). Реализация основных дополнительных программ в области культуры и искусства включает подготовку по общеразвивающим программам с целью приобщения детей различных возрастных групп к художественному и музыкальному образованию, эстетическому воспитанию и формированию устойчивого интереса к творческой

Таблица. 1. Численность обучающихся по направлениям подготовки в организациях дополнительного образования

в области культуры, 2017-2018 гг. (Федеральная служба государственной статистики, 2018)

100 000 200 000 300 000 400 000 500 000 600 000 700 000

в области искусств общеразвивающие программы

в области искусств предпрофессиональные программы

соц и а л ь н о-п еда гоги ч ее к ие общеобразовательные программы

в области физической культуры и спорта общеразвивающие программы

технические общеобразовательные программы

естественно-научные общеобразовательные программы

туристско-краеведческие общеобразовательные программы

в области физической культуры и спорта предпрофессиональные программы

56 408 55 408

41 803

41 579

26 904 24 928

22108 19 372

2 329

1498

Ol CD О

М 2017

деятельности. Очевидно, что данные направления подготовки обеспечивают наибольшую

численность обучающихся по дополнительным программам в области культуры и искусства, их доля составляет 75,6 % в 2018 г. от общей численности обучающихся на дополнительных программах в области культуры (таблица 1). Дополнительные предпрофессиональные программы в области культуры реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их развития, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного искусства, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.

Вместе с тем в сельской местности общая численность детей на дополнительных программах в области культуры и искусства в 2018 г.

М 2018

снизилась на 22,2 %, причем на программах об-щеразвивающей направленности в области

искусств - на 35,1 %, в городских поселениях соответственно на 2,3 % и на 3,7 %. Можно предположить, что основными причинами снижения стало расширение возможностей получения дополнительного образования в школах, что наиболее приемлемо для сельской местности.

Снижение численности обучающихся на дополнительных программах в области культуры и искусства вызвало отток педагогических работников практически по всем возрастным группам, причем в наибольшей степени в сельской местности. Исключение составляют педагоги дополнительного образования пенсионного возраста, численность которых в 2018 г. осталась стабильной. Объясняется это сложностями трудоустройства, поэтому специалисты пенсионного возраста на любых условиях

стараются сохранить свое место работы. Численность педагогических работников дополнительного образования в области культуры моложе 25 лет составляет в среднем 5,5 %, педагоги от 25 до 35 лет — 17 %. Основной состав по возрастным признакам возглавляют педагоги пенсионного возраста, их доля составляет 36,2 % (таблица 2).

В 2018 г. численность обучающихся, занимающихся за счет бюджетных ассигнований, снизилась до 88,7 % (в 2017 г. их доля составляла 89,4 %), данный факт свидетельствует о расширении программ дополнительного образования на платной основе. Основным источником внебюджетного финансирования государственного сектора дополнительного образования являются доходы от реализации платных дополнительных услуг, однако темпы роста этих доходов ежегодно снижаются (таблица 3). Было выявлено, что родители стали более рационально и экономно расходовать средства, направляемые на платные дополнительные образовательные программы.

Исследования показывают, что семьи начинают определять для себя общий объем допустимых расходов и продумывать, что они могут получить за эти средства.

Таким образом, при выработке решений о развитии платного сегмента дополнительного образования следует учитывать приемлемый для родителей диапазон расходов. Этот диапазон в 2017 г. составил 20-25 тыс. рублей в год, то есть примерно 2,5 тыс. рублей в месяц. На эти расходы согласны не более трети семей. Потенциал дальнейшего развития этого сегмента исчерпан.

При этом для поддержки обучения одаренных детей увеличены бюджетные ассигнования за счет бюджета субъектов РФ, что позволяет привлекать способных детей. Отмечается рост численности детей на программах предпро-фессиональной подготовки в области искусств на 28,5 %, обучение которых осуществляется за счет бюджета субъектов РФ, и практически вдвое по данному направлению снизилась численность детей на платных программах

Таблица. 2. Возрастной состав педагогических работников в организациях дополнительного образования в области

культуры, 2017-2018 гг. (федеральная служба государственной статистики, 2018)

40 ООО

Педагогические работники в области культуры

Человек

Педагоги дополнительного образования детей в области культуры

30 000

20 000

10 000

5 000

10 000

15 000

2017

2018

Таблица. 3. Внебюджетные источники финансирования по видам государственных организаций дополнительного

образования детей, 2018 г. (Министерство образования РФ, 2018)

Школы 9 081 млн рублей

Центры 9 059 млн рублей

Спортивные школы 3 131 млн рублей

Дворцы 1 906 млн рублей

Дома 791 млн рублей

1 000

2 000

3 000

4 000

5 000

Млн рублей

6 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спортивные школы олимпийского резерва 667 млн рублей

Станции 90 млн рублей

Спортивно-адаптивные школы 4,953 млн рублей

5 838 |

IE3

шш

М65

[

1343

982

119S

доходы от реализации платных дополнительных образовательных услуг другие внебюджетные источники доходы от производственной деятельности

благотворительные средства

остаток средств на начало отчетного периода

в 2018 г. по сравнению с 2017 г. (по данным Федеральной службы госстатистики, 2018).

Дополнительное образование способствует формированию таких компетенций, которые очень трудно развить в предметной школе.

Это умение учиться, извлекать информацию и анализировать ее, становиться лидером, работать в команде и находить решение в нестан дартных ситуациях. И здесь самое главное — это, конечно, мотивация на построение своей

образовательной программы, на решение сложных задач, на активное проживание своей жизни, которая должна быть наполнена современными возможностями. Однако на уровне субъектов отмечается отсутствие «единого подхода к организации дополнительного образования детей и недостаточная системность управления, проявляющаяся в связи между структурными элементами объектов. Тогда как именно государственные органы управления должны гарантировать единство куль-турно-образовательной среды в условиях многонационального общества, общедоступности и адаптивности образования». Существуют риски, связанные с «межрегиональной и межмуниципальной дифференциацией доступности дополнительного образования и образовательного неравенства между социальными группами с различным уровнем дохода» (Сычева, 2016).

Персонифицированное финансирование, которое апробируется в регионах России, способствует созданию именно таких возможностей в распоряжении общественными ресурсами (Абанкина, 2019; Петелин, 2018). В апробации моделей персонифицированного финансирования дополнительного образования в 2019 г. участвует более 40 субъектов РФ. Анализ результатов апробации по ее завершении позволит увидеть, происходит ли развитие личностных компетенций тех, кто воспользовался сертификатом. На этапе предварительного исследования 78 % семей высказались, что введение персонифицированного финансирования расширяет выбор и создает дополнительные возможности

(опрос был проведен ОНФ, было опрошено 2800 семей в разных регионах РФ). При этом 69 % семей утверждали, что они отдадут сертификаты в специализированные учреждения дополнительного образования, 13 % — в школы, 8 % — в частные организации и 5 % - индивидуальным предпринимателям.

Современные форматы

Современный тренд на интеграцию образования и культуры в системе дополнительного образования детей обусловил изменение приоритетов в работе организаций культуры, их ориентацию на решение задач воспитания, интерактивную работу с посетителями, игровые

В АПРОБАЦИИ МОДЕЛЕЙ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2019 Г.УЧАСТВУЕТ БОЛЕЕ 40 СУБЪЕКТОВ РФ

формы работы, интенсивную коммуникацию с учебными заведениями. Приоритет создания условий для воспитания подрастающего поколения и творческой самореализации был заложен в основы государственной культурной политики, направленной на повышение качества жизни граждан России путем предоставления им возможности саморазвития через регулярные занятия творчеством по свободно выбранному ими направлению, воспитание (формирование) подрастающего поколения в духе культурных традиций страны, создание условий для развития творческих способностей и социализации современной молодежи, самореализации и духовного обогащения творчески активной части населения, полноценного межнационального культурного обмена.

Ключевой шаг для интеграции образования и культуры сделали школы и музеи Москвы в рамках программы «Урок в музее», а затем «День в музее». Фактически речь идет о сотрудничестве музеев и школ не только в программах дополнительного образования детей,

но и в основной образовательной программе. Это инновационный подход, за реализацией и результатами которого наблюдают не только в других регионах России, но и других странах. В рамках такого сотрудничества начинают реально формироваться компетенции XXI века, интерактивные формы работы музеев со школьниками, направленные на достижение современных образовательных результатов. Позитивные сдвиги, полученные в результате трехлетней реализации программы «Музей и школа», позволили сделать следующий шаг в направлении сотрудничества образования и культуры в Москве: «Урок в театре», «Урок в клубе», «Урок в библиотеке».

В государственном музее-заповеднике «Петергоф» для ребят создано множество увлекательных

КАК МИНИМУМ ДВЕ ФУНКЦИИ МОГУТ ВЫПОЛНЯТЬ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ

программ. Всем классом можно зайти в гости к императорской семье. На островах Ольгино-го пруда - познакомиться с древнегреческими мифами о цветах. В Детском историческом музее при Музее политической истории России в Санкт-Петербурге созданы уникальные экспозиционные пространства с подлинными экспонатами, в том числе «Старинная гимназия» и «Сельская земская школа». Там школьники могут погрузиться в атмосферу позапрошлого века: сидеть за старинными партами, писать пером и чернилами, надеть одежду той эпохи.

Организации культуры стараются создавать разнообразные удобства и комфортную среду, в том числе удобную систему навигации и ориентации. Особое внимание уделяется созданию инфраструктуры для посетителей с ограниченными возможностями, обеспечению доступа для особых аудиторий и разработке программ с учетом специфических потребностей тех или иных категорий посетителей. Такие программы являются составной частью общей государственной политики, направленной на полноценное включение людей с ограниченными возможностями в жизнь общества и реализацию их человеческого потенциала.

Как минимум две функции могут выполнять организации культуры по отношению к особенным детям: социализация и реабилитация.

Программы реабилитации детей с ограниченными возможностями разработаны и проводятся в крупных российских музеях, но не являются широко распространенной практикой. К сожалению, российские учреждения культуры, включенные в работу с этими категориями посетителей через программы арт-терапии, арт-реабилитации, слабо присутствуют в информационном пространстве, недостаточно освещают свою деятельность через СМИ или городскую социальную рекламу, не отражают

программы и условия, созданные для детей с ограниченными возможностями здоровья, на сайтах учреждений.

Первый тактильный музей с рельефными копиями известных картин появился в 1999 г. в Италии, в Болонском институте им. Кавас-со. Сегодня можно «смотреть» экспонаты руками в парижском Лувре, в музеях Германии, Великобритании, США, и в России - тоже, причем не только в Литературно-мемориальном музее Анны Ахматовой в Петербурге или в Центральном музее Вооруженных сил в Москве. Появился тактильный фонд и в Саратовском музее изобразительных искусств им. Радищева: для слепых и слабовидящих выделен отдельный тактильный фонд, который можно изучать руками, в частности, русское художественное литье XVII века, скульптуру. В Саратовском музее много лет действует уникальная программа: слепые и слабовидящие дети учатся рисовать. Государственный Дарвиновский музей совместно с правительством Москвы подготовил и издал пособие для музейных работников по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, оборудовал свои экспозиции так, что указатели и этикетки в залах Дарвиновского музея можно «смотреть» руками. Расширяется перечень посетителей, с которыми готовы работать российские музеи: это дети с болезнью опорно-двигательного аппарата, аутисты, дети с задержками в развитии. Появилась новая специальность -музейный педагог.

Опрошенные общественные организации инвалидов отмечают приоритет для них не столько технических средств, создающих безбарьерный доступ, сколько доброжелательного отношения сотрудников музеев. Например, в Петергофе дворец очень неудобен для инвалидов, но смотрители дворца относятся к ним дружелюбно. В Екатерининском дворце в Пушкине очень доброжелательное отношение сотрудников к инвалидам, туда очень часто ездят группы детей-инвалидов, и у всех остаются только хорошие впечатления. Дворцовый комплекс «Усадьба Царицыно» (Москва) имеет историческое ядро, но по большей части представляет собой стилизованную современную постройку. Это позволило архитекторам без бюрократических препон соорудить пандусы и подъемники, создав в усадьбе безбарьерную среду, которая стала доступна для людей

с ограниченными возможностями здоровья. Как отмечают посетители, в Русском музее сформировано очень доброжелательное отношение сотрудников к детям-инвалидам. Практически идеальным музеем в Санкт-Петербурге в плане доступности и отношения сотрудников к детям с ограниченными возможностями здоровья, по мнению сотрудников общественной организации молодых инвалидов «Взлет», является Эрмитаж. Так, на первом этаже в те залы, где есть небольшие лестницы, установлены подъемники; для попадания на верхние этажи музея есть современный лифт, отношение сотрудников Эрмитажа к посетителям, особенно к детям с ограниченными возможностями, очень доброжелательное.

Особого внимания заслуживает успешный опыт реализации игровых образовательных программ Детским эколого-биологическим центром Смоленского зоопарка. Одним из направлений работы Детского центра Смоленского зоопарка была и остается работа с Домом ребенка, домами-интернатами для детей-инвалидов и другими учебными и специализированными учреждениями города в области экологического воспитания и реабилитации детей через игровые программы с участием животных. Выездная группа животных успешно используется для проведения игровых занятий, уроков с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, на протяжении ряда лет Смоленский зоопарк активно наращивает сотрудничество с рядом профильных вузов города, в частности со Смоленским государственным университетом и Сельскохозяйственной академией. Между учреждениями заключены договоры о сотрудничестве. Студенты профильных вузов имеют возможность проходить различные виды практик по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

на базе Смоленского зоопарка, пользуются его специализированной библиотекой.

Важно отметить, что в последнее время большое распространение получило понятие «культурное участие» (cultural participation) и развитие интерактивных форм культурно-образовательной работы, что предполагает активное вовлечение членов сообщества в деятельность организаций культуры и в процесс эстетического воспитания. В культурно-образовательной сфере эти два слова — доступность

и участие — используются для обозначения взаимодополняющих процессов.

Расширение доступности и участия в культурной деятельности обеспечивается в рамках игровых программ, позволяющих приобрести новые знания и навыки в зависимости от образовательного уровня, состояния здоровья и запросов детей и семей в условиях социально-психологического комфортного ощущения внутри организации культуры, что во многом определяется дружественным и профессиональным отношением сотрудников и персонала к посетителям с особыми потребностями. Вместе с тем в России взаимодействие музеев, семей и системы образования при реализации игровых образовательных программ сталкивается с целым рядом барьеров. Например, в российских музеях, в отличие от большинства развитых стран, до сих пор нет понятия «семейного билета», что затрудняет построение семейного или индивидуального образовательного маршрута. В большинстве случаев предлагаются стандартные, «школьные» экскурсии по музеям, которые уже не вызывают у современных семей и их детей особого интереса — они никак не учитывают реальные образовательные потребности семей и детей с ограниченными возможностями.

Формирование комфортной среды зависит от того, насколько конкретная организация культуры знает свою аудиторию, как имеющуюся, так и потенциальную, включая людей с ограниченными возможностями, умеет с ней взаимодействовать, привлекать новых и увеличивать количество постоянных участников

игровых образовательных программ. За последние десятилетия российские учреждения культуры сделали существенные шаги по трансформации своей образовательной деятельности и добились значительных успехов в усилении акцента на интерактивную работу с посетителями разных возрастных групп. Интересный опыт накоплен не только в столичных учреждениях культуры, но и в российских малых городах, например в Коломне. Основная идея проекта «Коломенский посад» — создание в городской среде исторического центра масштабного музейно-творческого кластера с широким спектром интерактивных культурно-образовательных программ в сфере наследия. Коломенский музейно-творческий кластер можно определить как концентрацию небольших музеев,

музейных индустрий, творческих компаний, культурных институций, мобильных творческих профессионалов-фрилансеров, а также бизнеса и сервисов, апеллирующих к прошлому, интерпретирующих его и создающих новые персонифицированные продукты в рамках культурно-образовательных программ для разных категорий посетителей.

Для расширения доступа и развития современных компетенций людей с ограниченными возможностями организации культуры многих стран стали активно использовать онлайн-фор-маты и компьютерные игры как развивающуюся практику освоения нового языка и привлечения новых аудиторий в цифровую эпоху.

Одним из вспомогательных механизмов воспитательной работы является привлечение детей и семей к участию в волонтерских программах, в обществе друзей музеев, театров, библиотек, в членских программах. Немалое внимание уделяется возможностям организации индивидуального доступа, реализации культурно-образовательных программ самостоятельно с использованием информационных печатных материалов, мобильных приложений (Сычева, 2016). Современная практика культурно-образовательных программ должна содействовать обучению через общение между посетителями, общению между ребятами, учителями и сотрудниками организаций культуры, быть доступной для детей с особыми потребностями.

Заключение

Сегодня сотрудничество образования и культуры - улица с односторонним движением. Важно появление движения по другой стороне: чтобы музейные педагоги, театральные деятели, библиотекари шли в школы и формировали там плотный календарь культурных событий. Но такие случаи пока очень редки. Сейчас они ждут, чтобы учителя приводили ребят к ним. Хорошо, когда предметная среда музея или театра, библиотеки или клуба становится для детей привычной и узнаваемой. Для некоторых именно это — первый шаг в пространство культуры. Реально ли организовать встречное движение? Сегодня на первый план выступают активные формы сотрудничества, например формирование волонтерских отрядов для

реализации культурно-образовательных проектов. В них активно вовлекаются как подростки, так и пенсионеры. У двух этих возрастов есть общая проблема: и те и другие часто страдают от ощущения собственной невостребованности. Для чувствующего себя ненужным подростка, способного что-то творить собственными руками, очень важно, чтобы результат его труда был заметен. Например, многие российские музеи не имеют сайтов или, по крайней мере, своей страницы на английском языке. Для школьников создать такой электронный ресурс — шанс самим стать участниками культурной жизни. Нередко у них это получается лучше, чем у взрослых. Ребята могут сделать музейный сайт интересным для сверстников. Кроме того, самостоятельная разработка сайтов о своих школьных музеях и виртуальное общение через них — еще одна важная часть образования через творчество в цифровую эпоху.

Развитие современных культурно-образовательных программ в России начинает сопровождаться процессом формирования требований друг к другу. Что хотели бы от организаций культуры учителя? Что нужно организациям культуры от школы для выполнения своей миссии? Начать такой диалог можно с вопроса: каких согласованных результатов мы намереваемся достичь, налаживая взаимодействие образования и культуры? Что должны получить дети в ходе такой работы? Ответы на эти вопросы содержатся в представленных в статье лучших практиках взаимодействия образования и культуры, разворачивающихся в Москве,

Санкт-Петербурге и многих регионах России. Они помогают сформировать творческие компетенции, развить интерес к истории и культуре, воспитать ответственного гражданина.

Литература

1. Косарецкий С. Г., Гошин М. Е.. Беляков А. А., Кудрявцеза М. А., Максимова А. С., Поплазская А. А., Янкезич С. В., Петлин А. В., Жуля-бина Н. М. Дополнительное образование детей в России: единое

и многообразное / Под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».-2019,-275 с.

2. Петлин А. В., Сазельеза М. В., Горбовский Р. В., Косаре ц-

кий С. Г, Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Княгинина Н. В., Мерца-лова Т. А., Славин С. С., Янкевич С. В., Пазлоз А. В. Модернизация

организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования. М.: Издательский дом РосНОУ.- 2018.

3. Фрумин И. Д., Добрякова М. С., Баранников К. А., Реморенко И. М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить се_о-дня для успеха завтра. Предварительные зызоды международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. Вып. 2 {19}.- М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2018.-28 с.

4. Абанкина И. В. Финансирование образования: тренд на персонализа-цию//Журнал Новой экономической ассоциации,-2019.- Т. 41. № 1. С. 216-225. doi: 10.31737/2221-2264-2019-41-1-11

5. Сычёва О. А. О повышении доступности дополнительного образования детей // Проблемы и перспективы развития образования з России,-2016.- № 39. С.139-146.

6. Министерство культуры Российской Федерации. Детские школы искусств. Статистическая информация, 2018 г. [Электронный ресурс] - URL: https://operdata.nk'f.ru/item/stat¡st cs {дата обращения 09.09.2019).

7. Министерство просвещения Российской федерации. Сзедения об учреждениях дополнительного образования детей за 2018 год. [Электронный ресурс] - URL: https://docs.edu.gov.rj/docunent/ba7ffo732173 Í012o3c33cfa0c50a7c3/ {дата обращения 16.09.2019).

8. Федеральная служба государственной статистики. Сведения об организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей. [Электронный ресурс] - URL: https://wvw.gks.ru/f'ee_doc/new_ste/popu;ation/ obraz/dop-obraz.htm (дата обращения 16.09.2019).

9. International Federat on of Arts Councils anc Culture Agencies. [Электронный ресурс] - URL: https://ifacca.org/en/ (дата обращения 16.09.2019).

Resource provision for the integration of education and culture

Irina V. ABANKINA.

PhD in Economics, Leading Professor, Institute of Education National Research University Higher School of Economics, (16/10, Potapovskij, Moscow, 101001, Russia). E-mail: abankinaiCahse.ru

Tatiana V. ABANKINA.

PhD in Economics, Professor, Director of Institute of Public Resource Management National Research University Higher School of Economics, (16/10, Potapovskij, Moscow, 101001, Russia). E-mail: abankinat^hse.ru

Liudmila M. FIL ATO VA.

PhD in Economics, Leading Research Fellow of Institute of Education National Research University Higher School of Economics, (16/10, Potapovskij, Moscow, 101001, Russia). E-mail: [email protected]

Abstract

The article analyzes the resource potential that ensures the integration of education and culture to form the modern competencies of the younger generation. Based on a study of the volumes and dynamics of financial flows directed to additional education, both from budgetary and non-budgetary sources, trends of growth in the share of paid services are revealed while maintaining the volume of budget aryfunding. At the same time, the possibilities of increasing the participation of families in co-financing this sector are almost exhausted. The authors substantiate the findings that, in a resource-limited environment, the integration of education and culture improves the quality and diversity of additional education. The article summarizes the best practices of cooperation between cultural organizations and schools.

Keywords: additional education of children, cultural and educational practices, regulatory per capita funding, personalized funding, paid educational services.

References

Abarkina, I. (2019). Finansirovaniye obrazovaniya: trend na personalizatsiyu. The Journal of the New Economic Association, 47 (1), pp. 216-225. {In Russian), doi: 10.31737/2221 -2264-2019-41 -1-11 Federal state statistics service. (2018). Information about organizations engaged in educational activities for additional general educational programs for children. Retrieved from: https://www.gks.ru/free_coc/rew_site/ population/obraz/dop-obraz.htm. {In Rjssian). F'oumin, I., Dobryakova, M., Barannikov, K„ & Remorenko, I. (2018). Key competences and new literacy: from slogans to school reality. Preliminary results of the international report of major trends in the on-going transformation of school education. Moscow: National Research University H'ghe' Schoo; of Economics, 2 {19), p. 28. (In Russian) lnternat onal Fede'ation of A'ts Councils anc Culture Agencies. (2019).

Retrieved from: https://ifacca.o'g/en/. Kosaretskiy, S.( Goshin, M„ Belikov, A., Kud'yavtseva, M., Maks'mova, A.. Pop avskaya, A., Yankevich, $., Petlir, A., & Zhulyabina, N. <2019). Additional education of children in Russia: unified and diverse. Moscow: National Research University Higher School of Economics. P. 275. (In Rjssian). Ministry of Culture of the Russ an Feceration. (2018). Children's art schools.

Statistical Information. Ret' eved from: operdata.mkrf.-j/ ten/statistics. (In Rjssian). Ministry of education of the Russian Federat'on. (2018). Information about institutions of additional education of children. Retrieved from: https://docs. edu.gov.ru/documert/ba7ffb732173f012b3c33cfa0c50a7c3/. (In Russian) Petlin, A., Savelyeva, M., Go'bovsky, R., Kosa'etsky, S., Abankina, I., Aoankina, T., Knyag nira, N., Mertsalova, T., Slav'n, S., Yankevich, S„ & Pavlov, A. (2018). Modernization of organizational and economic mechanisms in the system of additional education. Moscow ROSNOU. (In Russian). Sycheva, 0. A. (2016). On inceasingthe accessibility of continuing education for ch'ldren. Problems and prospects for the development of education in Russia, 39, pp. 139-146. (In Russiar).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.