УДК 325
Бортникова Т.С.
магистрант программы «Управление в сфере культуры, образования и науки» Институт государственной службы и управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Москва, Россия)
ИНТЕГРАЦИЯ НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРЕНДОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦИРКА
Аннотация: в работе предложена модель интеграции в организацию деятельности государственного цирка новых принципов и подходов к управлению, нацеленных на повышение уровня зрительского интереса. Представлен анализ новых социокультурных трендов в преломлении к деятельности государственного цирка.
Ключевые слова: новые социально-культурные тренды, цирковое искусство, потенциал развития, типы цирковых организаций, цирковой конвейер.
Сегодня отчётливо сформировались глобальные тренды, запросы и ожидания зрителей в сфере зрелищных видов искусства на ближайшее десятилетие. При этом сопоставление возможностей циркового искусства и актуальных трендов демонстрирует их максимальное совпадение. В частности, среди основных глобальных футурологических трендов зрелищных видов искусств, которые находят отражение в цирковом искусстве [1, с. 15]:
1. Искусство без посредников. Запрос на «Аналоговые коммуникации».
Зритель устает от цифровизации нон-стоп, коммуникаций онлайн и взаимодействия посредством гаджетов. Цирк дарит зрителям большой выбор форматов непосредственной и неформальной коммуникации со «звездами»,
артистами, животными. Это и экскурсии закулисье, и непосредственное общение до или между представлениями и др.
2. Мультимодальность и мультиформатность.
Запрос на моно-жанр (только драма, только комедия и др.) и монофункцию (только зрелище, только познание и др.) уходит на второй план.
Зритель ждёт синергии трагедии и комедии, просвещения через развлечение, причастности к культурной и социальной значимости вместе с безусловным позитивом и счастьем.
Если в других видах зрелищного искусства мультимодальность приходится интегрировать искусственно, то для Циркового искусства она органична и изначально лежит в его основе.
3. Открытое искусство. Сложное через простое. Преодоление элитарности.
Парадигма «Искусство не для всех» уступает место запросу на открытость и доступность. Но без упрощения! С сохранением духовности и значимости. Это запрос на то, чтобы сложные и высокие понятие передавались просто и понятно.
Цирковое искусство - самое открытое и доступное искусство, способное одновременно охватить и вовлечь в диалог о самых сложных вещах большое количество людей самых разных возрастов и социального положения.
4. Гипер-персонализация искусства.
Современный зритель, с одной стороны, стремится к общению/общему время препровождению с семьёй/друзьями. Но часто не готов смотреть то, что ему не интересно.
Цирковое искусство в одном представлении предлагает до 15 различных жанров и форматов, каждый член семьи найдёт «свое». Таким образом, цирк-единственное из всех видов зрелищных искусств, в котором стремление проводить время с семьей органично сочетается с гипер-персонализацией.
5. Иммерсивность.
Иммерсивность, глубокое вовлечение зрителей в представление изначально было важной частью циркового представления. Цирковое искусство-родоначальник внедрения иммерсивности в зрелищное искусство.
6. Доступность. Искусство идёт к зрителю.
Цирковое искусство обладает наивысшей по сравнению с остальными видами зрелищных искусств способностью к мобильности и доступности с сохранением качества и зрелищности. Представление на площади небольшого населенного пункта будет таким же интересным, важным, полезным, как и шоу в специализированном здании.
7. Запрос на «Потратить время с пользой».
Цирковое искусство - единственный вид зрелищных искусств, который способен одновременно удовлетворить запрос зрителя на полезное время препровождение и массив безусловных и легких положительных эмоций.
Таким образом, мы видим очень четкое соответствие того потенциала, который имеется у циркового искусства и тех запросов, которые сейчас выделяются в качестве наиболее актуальных в социуме. Ориентация на данные социальные и культурные тренды в рамках планирования и организации деятельности цирковой кампании будут способствовать значительному возрождению интереса к цирковому искусству.
Однако, следующий актуальный вопрос, который необходимо проанализировать в этой связи - какие конкретно инструменты и технологии могут быть применены в цирковых организациях для интеграции глобальных социально-культурных трендов.
В современной России можно выделить 4 типа организаций, которые входят в зону циркового искусства.
1. Частные передвижные цирки.
2. Частные прокатные компании (прокатчики).
3. Самостоятельные государственные цирки.
4. Российская государственная цирковая компания - Росгосцирк.
Хочется отметить, что само понятие «Российский цирк» - неразрывно связано с компанией «Росгосцирк». Это - самая крупная в мире цирковая компания, которая уже более 100 лет осуществляет цирковую гастрольную деятельность в России и за рубежом. Компания «Росгосцирк» является «ядром» цирковой системы в России и функционирует в организационно-правовой форме федерального казенного предприятия. В настоящее время Росгосцирк выполняет несколько основных функций: работодатель для цирковых артистов, создание новых цирковых программ (продукта), распространение циркового продукта, управление своим имущественным комплексом. Росгосцирк является предприятием цирковой отрасли с самым большим имущественным комплексом -38 стационарных цирков и пять цирков - шапито. Штатная численность сотрудников компании достигает 4500 человек. С целью защиты профессиональных интересов работников цирка создан Профсоюзный комитет ФКП «Росгосцирк». В системе Росгосцирка действует Центр Циркового искусства - уникальная площадка для создания цирковых программ и номеров, Московский художественно-производственный комбинат - экспериментальная лаборатория с привлечением современных технологов и инженеров для создания новых уникальных аппаратов, реквизита, декораций, чем всегда и славился российский цирк.
Для сравнения: в Цирк ДюСоллей также имеется собственный аналог производственного комбината, аналог центра по разработке программ и сопоставимое количество сотрудников (4 тыс. чел., из которых артистов - 1,3 тыс. чел.). Однако, все сотрудники и артисты Цирк ДюСоллей работают в рамках жёстких контрактов без социальных гарантий, в отличие от Росгосцирка. Цирк ДюСолей берет готовых артистов в рамках кастингов. Тогда как Росгосцирк уделяет особое внимание «взращиванию» артистов в рамках училищ. Цирк ДюСолей не умеет работать с животными. А вся деятельность Цирк ДюСолей носит исключительно коммерческий характер. Тогда как Росгосцирк реализует огромный комплекс социальных, просветительских и благотворительных программ.
Таким образом, с точки зрения управления организации, даже такой огромный механизм как Цирк ДюСоллей является более простым и тривиальным, чем Росгосцирк. Интеграция новых технологий управлений и организации деятельности требует тщательного подхода и предварительного теоретико-методологического осмысления.
Одной из перспективных современных технологий организации деятельности учреждения, которая может быть использована в системе Росгосцирка для адаптации деятельности организации к современным условиям - парадигма распределенных усилий 10% на 30% на 60% [2, с. 1]:
• 10% усилий сосредоточено на том, что дает быстрые и видимые результаты
• 30% усилий сосредоточены на достаточно быстрых и видимых, но глобальных и новых результатах
• 60% усилий сосредоточено на решении базовых проблем, которые дают долгосрочный результат и без которых невозможно стратегическое развитие отрасли.
Исходя из практического опыта работы - сформируем модельную проекцию данного подхода на организацию деятельности государственного цирка:
10% - технологии «быстрых» побед и результатов:
1. Новый формат работы в социальных сетях.
Росгосцирк как управляющая компания имеет свои аккаунты, которые следуют за тенденциями. Но вместе с тем, каждый цирк в рамках системы ведёт собственные системы вне единой политики, общих стандартов и часто -современных трендов. Между тем, социальные сети - один из наиболее эффективных каналов взаимодействия с аудиторией и повышения зрительского интереса. Для повышения их эффективности, работы в социальных сетях должны строиться в соответствии с актуальными трендами. В рамках повышения уровня соответствия текущих аккаунтов новым трендам рекомендуется сформировать для всех аккаунтов единую политику.
2. Онлайн-коммуникации и регулярные встречи с коллективами, в рамках которых будут происходить обсуждения и принятие действий, необходимых мер и мероприятий. Это удовлетворит запрос на Открытость и поможет сформировать общение понимание целей и задач.
3. Разработка единых стандартов и регламентация процессов. Это удовлетворит запрос на систематизацию управления и внедрение новых, современных стандартов управления и качества.
4. Современный маркетинг (включая цифровой), обновление визуальной составляющей, разработка и внедрение номенклатуры сувенирной продукции,
30% - технологии видимых изменений/нововведений
1. Разработка цифровой платформы развития цирковой отрасли, активное вхождение в диджитал среду (соцсети, блогплатформы, группы, сообщества и т.д.).
2. Формирование единого внутрикорпоративного информационного пространства.
Росгосцирк - очень масштабное и географически разобщенное учреждение, покрывающая 50% нашей страны. Филиалы Росгосцирка находятся в каждом крупном городе и расположены в разных часовых поясах. Данная специфика ставит особые задачи в рамках формирования единого корпоративного пространства сотрудников Росгосцирка.
3. Создание Корпоративного университета Росгосцирка, развитие кадров (управленческих, творческих).
Учитывая специфику Росгосцирка, мета-целью становится возрождение значимости, статуса и престижа профессии «Артист цирка», а также работа с цирковой молодежью. При этом, важно не забыть решить управленческие задачи: создать собственный кадровый резерв менеджеров и цирковых продюсеров.
4. Привлечение экспертов и лидеров мнений к работе по повышению зрительского интереса.
Восприятие лидеров мнений принципиально важно. Так как именно они задают и формируют стандарты и модели для циркового сообщества.
5. Унификация технологий: стандарты регламенты для всех, оргстурктуры, внутрикорпоративного взаимодействия, вертикальной и горизонтальной связи, системы мотивации, системы должностных обязанностей и т.д.
60% - решение системообразующих стратегических вопросов
1. Ремонт цирков,
Данные работы на текущий момент ведутся. Их необходимо продолжать.
2. ОЯ-задачи,
3. Повышение качества инфраструктуры,
4. Постоянное совершенствование качества цирковых номеров и шоу и
др.
Таким образом, организация работы по формуле 10% на 30% на 60% позволит дать быстрые ответы на ряд запросов и ожиданий аудитории. Вместе с тем - покажет новизну глобальных проектов и, самое главное - даст время на решение глобальных системообразующих проблем. Это позволит осуществить необходимый прорыв в повышении капитализации Бренда Росгосцирк для Государства, Отрасли и сотрудников Цирка.
В целом, работа в рамках перспективных направлений деятельности позволяет говорить о повышении эффективность управления компанией, создании необходимых инструментов для производства востребованного циркового продукта, повышение его художественно-эстетического уровня, усовершенствования механизмов осуществления гастрольно-прокатной деятельности, расширении зрительской аудитории как в России, так и за рубежом и возвращение заслуженно лидирующих позиций российского цирка на международной арене.
Фактической задачей в рамках данного направления является формирование сильного зонтичного бренда Росгосцирка и эффективная интеграция в него локальных брендов 43 региональных цирков.
С учетом масштаба организации, широкого охвата зрителей (более 5 млн. человек), колоссального количества сотрудников (около 15 тысяч человек), дивизионной организации, географической разобщенности решение данной задачи возможно только при глубоком внедрении инновационных технологий в процесс менеджмента, коммуникаций со зрителями и сотрудниками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Колосова, С.В. Звезда эфира: прокачиваем онлайн коммуникации. М, 2022;
2. Колосова, С.В. Тренды в коммуникациях. М, 2022//Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа: сайт. URL: https://m.youtube.com/watch?v=XMMHsTbxaGM (дата обращения 15.02.2024);
3. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 31.01.24)
Bortnikova T.S.
Russian Academy of National Economy and Public Administration under President of Russian Federation (Moscow, Russia)
INTEGRATION OF NEW SOCIO-CULTURAL TRENDS INTO ACTIVITIES OF STATE CIRCUS
Abstract: the paper proposes a model for integrating new principles and management approaches into the organization of the state circus aimed at increasing the level of spectator interest. The analysis of new socio-cultural trends in relation to the activities of the state circus is presented.
Keywords: new socio-cultural trends, circus art, development potential, types of circus organizations, circus conveyor.