ББК 65.5
УДК 378.4; 303.722.4
ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА
ЮН. ВЛАСОВ ст.преп. каф. МТСС СПбГЭУ, Санкт-Петербург, Россия
Статья подготовлена в рамках реализации проекта 2.2.5 «Проведение научных исследований в сфере потребительских, таможенных и криминалистических услуг населению в рамках научно-образовательного центра «Технологии товароведческой,таможенной и криминалистической экспертизы» Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «СПбГЭУ» на 2014-2016 годы.
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению управленческих аспектов развития образования и модернизации образования: интеграции науки, образования и практики хозяйствования.
В ней рассмотрен организационный механизм управления образованием и качеством образования, формированием компетенций персонала.
Ключевые слова: управление знаниями, образование, университетский комплекс, модернизация образования, качество образования, интеграция, наука, менеджмент, компетенции персонала.
Abstract
The article is devoted to consideration of management aspects of the education progress and modernization of education: the integration of science, education and management.
It regards the organizational mechanism of the education management and quality of education, staff competence.
Keywords: knowlendge management, education, university complex, quality of education, modernization of education, integration of science, education, management, staff competence.
ВВЕДЕНИЕ
Социальный ресурс и образовательный потенциал страны во многом определяется уровнем образования и культуры жителей, их мировоззренческой ориентацией и духовным развитием, возможностью систематически получать и использовать необходимую информацию, профессиональными и личностными компетенциями, сформированными как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, накопления личного жизненного опыта, самообразования. Все это в совокупности влияет на степень включенности людей, живущих на определенной территории в
региональные, национальные и мировые процессы экономического развития, обеспечивает повышение качества рынка труда и обновление социального ресурса. В конце 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поставил перед научным, педагогическим и профессиональным сообществом задачу по формированию квалификационной системы России.
Для реализации этой задачи необходимо, прежде всего, активизировать инновационное развитие системы образования.
Во - первых, систематизировать учебный процесс, предполагающий внедрение системы менеджмента качества, формирование единого информационного учебно-методического пространства и единой системы автоматизированного управления информационными процессами в учебных заведениях [1].
Во - вторых, развивать дистанционное обучение, краткосрочные курсы, смешанные формы обучения, такие как очно-заочное обучение, система «колледж-вуз».
В - третьих, более широко использовать современные электронные и дистанционные технологии в обучении, предполагающие создание электронных библиотек и баз данных, активный дистанционный обмен учебной информацией между преподавателями и обучающимися, систематическое ежегодное обновление лабораторной и учебно-методической базы, внедрение современного оборудования программного обеспечения [2].
В — четвертых, повысить уровень коммуникации между факультетами и кафедрами, создать постоянно действующие информационные площадки для обмена опытом, методологическими знаниями между преподавателями разных вузов и специалистами предприятий в масштабах региона, такие как постоянно действующий российско-белорусский круглый стол «Механизм повышения компетенций персонала».
В - пятых, обеспечить развитие конструктивного мышления обучающихся, обучить их технологиям сбора, анализа, обработки, структуризации и использования знаний, технологиям генерирования знаний, технологиям выбора методов и средств решения учебных профессиональных задач [3], [4] в рамках таких учебных курсов как «Организация управления знаниями», «Модернизационный коучинг», разработанных в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете автором данной статьи.
В — шестых, повысить взаимодействие образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций и коммерческих предприятий в сфере подготовки современных специалистов для различных отраслей экономики страны в рамках таких организационных структур как университетские комплексы, производственно-образовательные консорциумы, ассоциации, бизнес-инкубаторы.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При этом следует отметить, что в настоящее время в результате смены технологического уклада и процессов глобализации основой национального богатства и основным фактором развития экономики становятся знания. Именно они во многом определяют
конкурентоспособность организаций, регионов и стран, выступают ключевым ресурсом социального и экономического развития. Способность управления знаниями с достижением их максимального приумножения и эффективного использования становится доминантой обеспечения устойчивого социального будущего. Информационные технологии, обеспечивающие структуризацию, сохранение и передачу знаний, а также создание баз знаний, начинают играть ведущую роль в современном обществе, уровень развития которого в значительной мере определяется степенью использования средств обработки информации, плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий [5].
Питер Ф. Дракер в своей работе «Ориентиры завтрашнего дня» (англ. Landmarks of Tomorrow), изданной в 1959 году впервые ввел в научную терминологию понятие «работник знания» (knowledge worker) — человек с высшим образованием, способностями к получению и применению теоретических, аналитических знаний, который средства труда «носит в себе» [6]. В своих работах он указывал, что отличие новых отраслей промышленности будет состоять в том, что они будут использовать именно работников умственного труда для своего развития, а знание (рабочие знания) станет центральным, ключевым ресурсом, не знающим границ.
Позднее, в своей работе "Посткапиталистическое общество" (англ. Post Capitalist Society), изданной в 1995 году он развивает идею о том, что основой прогресса современного общества будут не социальные институты или коллективные сообщества, а отдельные индивиды как конституирующий фактор общественных отношений, имеющий биосоциальную основу. Кроме того, особенностью современной организации деятельности П.Дракер считал необходимым создание базы знаний, позволяющих пользоваться имеющимися знаниями, а также необходимость создания групп специалистов внутри компаний для генерирования новых знаний.
По его мнению, смещение акцентов в современной экономике на знания должно привести к изменению системы образования, формированию учебных планов, направленных на формирование всеобщей грамотности, мотивирование учащихся всех уровней и возрастов к непрерывному образованию, больше использовать разнообразный опыт в содержании учебных дисциплин. При этом, учебные заведения должны стать партнерами коммерческих организаций в создании условий для привлечения практикующих специалистов в сферу образования и предоставить возможность доступа к высшему образованию, не зависимо от возраста и предыдущего образования. Для этого, как он полагал, необходимо разработать систему партнерских взаимоотношений между учебными заведениями и предприятиями реального сектора
экономики, позволяющую оценить эффективность сотрудничества в форме результатов деятельности выпускников [7], [8],[9].
Именно способность образовательных учреждений высшего профессионального образования готовить востребованных в национальной экономики работников умственного труда, руководителей, специалистов сферы сервиса определяет возможности модернизации современной отечественной экономики, постепенный переход от сырьевой к интеллектуальной доминанте структуры экономики России. Однако, это невозможно без участия работодателей-организаций реального сектора экономики в образовательном процессе.
Управление образованием в условиях модернизации экономики должно обеспечить развитие образовательных учреждений на основе:
- Самоорганизации с увеличением количества и качества внутренних связей.
- Социальной интеграции с увеличением количества и качества внешних связей.
- Рыночной ориентированности, то есть максимально быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям участников образовательного процесса, максимально полно и сбалансировано их учитывать в проектировании образовательной деятельности [10].
При этом, в соответствии с парадигмой непрерывности образования управление образованием должно обеспечивать процессную целостность.
Управление учреждениями среднего общего образования в контексте модернизации экономики, во-первых, должно способствовать раскрытию индивидуальных способностей обучающихся и формированию личностных компетенций, позволяющих на их основе обеспечить качественную профессиональную ориентацию в старших классах. Во-вторых, сформировать социально-адаптированную личность со стремлением к самообразованию.
Управление учреждениями среднего профессионального образования в контексте модернизации экономики должно обеспечить подготовку работников, способных к высокопроизводительному качественному труду с применением современных технических средств и технологий в определенной сфере профессиональной деятельности.
Высшее образование должно быть профессионально-ориентированным. Управление учреждениями высшего образования в контексте модернизации экономики должно, во-первых, обеспечить подготовку работников, способных в определенной профессиональной области и смежных профессиях к самостоятельному конструированию процесса своей трудовой деятельности для достижения определенных результатов. Во-вторых, обеспечить аккумулирование научной, научно-технической информации и ее преобразование в новые знания (нематериальные активы).
Управление дополнительным образованием должно обеспечить, во-первых, формирование определенных профессиональных компетенций, повышающих качество и результативность трудовой деятельности обучающихся. Во-вторых, перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с изменениями потребностей рынка труда и участников трудовых отношений.
Концепция интеграции науки, образования и практики в университетских комплексах в условиях модернизации экономики состоит из следующих компонентов
- применение системы управления знаниями, включающая в себя управление знаниями участников образовательной деятельности о развитии рынка образовательных услуг в глобальном масштабе, управление компетенциями научно-педагогических работников через совершенствование профессиональных и научных знаний [11],[12];
- организационная интеграция как основная стратегия развития системы образования в условиях модернизации экономики развивающейся страны, основой которой являются показатели определенные в Указе Президента Российской Федерации "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" № 599 от 7 мая 2012 г.;
- модернизационный маркетинг как базовая маркетинговая стратегия развития системы образования в условиях модернизации экономики, включающая в себя сбалансированный учет интересов всех участников образовательного процесса и создание внутренней конкурентной среды при разработке образовательного продукта, НИР и ОКР [13].
Понятийной основой определения понятий «информация», «знание», «университетский комплекс», являются определения, представленный Пастуховым А.Л.
Информация - это система передачи и получения каких-либо сообщений в невербальной или вербальной (устной и письменной) форме в процессе группового, межличностного общения, а также в процессе опосредованной дистанционной коммуникации с территориальным или временным разделением участников информационного обмена.
Знания - это осознанное человеческим индивидом представление о явлениях его внутреннего и внешнего мира, являющееся составной частью мировоззрения, зависящее от его структуры и вариабельности, позволяющее совершать целенаправленные действия. Поэтому знания можно классифицировать не только по отношению к окружающему источник знания миру, но и по характеру, способу возникновения.
Университетский комплекс — это сетевое объединение, создаваемое на основе университета. Университетский (образовательный) комплекс может включать в себя образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, а также иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, более полного использования имеющихся интеллектуальных, материальных и производственных ресурсов. При этом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации университетский комплекс может создаваться в форме союза или консорциума образовательных учреждений высшего профессионального образования [14].
В состав университетского комплекса входят научно-исследовательские подразделения, конструкторские бюро, аспирантура (адъюнктура), интернатура, ординатура, докторантура, структурные подразделения дополнительного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы, подготовительные отделения и курсы, объекты производственной и
социальной инфраструктуры, клинические базы, учебно-опытные хозяйства, учебные базы практик, другие структурные подразделения, что позволяет создать единство взаимодейтствия научно-образовательных учреждений и предприятий реалного сектора экономики [15].
Системообразующими свойствами университетского комплекса являются:
1. многоуровневость;
2. связность элементов различными типами связей.
Проведенные исследования показали, что наилучшей стратегией управления образованием в условиях модернизации экономики с учетом ее динамического развития является применение стратегии интеграции, предполагающей объединение участников образовательного процесса в какой-либо форме, в том числе в форме университетского комплекса.
Модернизационный маркетинг представляет собой модифицированную концепцию классического маркетинга, которая разрабатывается под специфические условия её реализации. Эти условия определяются, прежде всего, тем, что процесс реализации концепции маркетинга сегодня должен рассматриваться не просто под углом зрения динамики хорошо известных в теории классических рыночных факторов - спроса, предложения, конкуренции и других, а под углом зрения инновационных изменений этих факторов в период реформирования экономических отношений [16].
Следует учесть при этом, что понятия «модернизация» и «инновация» тесно связаны между собой, но не подменяют друг друга. Процесс модернизации гораздо шире, чем процесс инновационного развития и включает его в себя как необходимый элемент научно-технического процесса. Процесс модернизации охватывает собой не только элементы производственно-экономических, базисных отношений, но и элементы надстроечных отношений.
Главное внимание в модернизационном маркетинге уделяется не просто учету динамики рынка, спроса и предложения, стимулирующих факторов реализации образовательных услуг, но и реализации стратегии, направленной на развитие знания.
Концепция интеграции предполагает реализацию следующих этапов развития университетского комплекса:
Формирование университетского комплекса на основе консорциума, полного организационного объединения нескольких вузов или иной организационно формы с объединением материальных, финансовых, информационных и кадровых ресурсов, необходимых для функционирования в соответствии с государственными требованиями и позволяющими обеспечить реализацию государственных задач в области развития науки и образования.
Данный этап включает два подуровня:
а) Внедрение информационную систему в учебный процесс и научно-образовательную деятельность, включая маркетинговый центр, маркетинговую модель разработки методического обеспечения образовательной деятельности, создание внутренней конкуренции среди научно-педагогических работников при разработке методического обеспечения учебного процесса и распределения учебной нагрузки по дисциплинам, создание региональных информационно-
образовательныхз центров, обеспечивающих формирование заказов на выполнение НИР и ОКР со стороны бизнес-сообщества и государства, выполняющих фандрайзинговые функции [17].
б) Развитие системы управления знаниями в университетском комплексе, включая создание баз данных, баз знаний, банка данных и знаний, единого информационного пространства университетского комплекса, внедрение программы развития знаний как в учебной деятельности, так и при подготовке учебного процесса, повышении квалификации и развития компетенций персонала [18].
Формирование образовательного кластера на мультикластерной основе в зависимости от направлений профессиональной подготовки и кластерной политики региона расположения образовательных учреждений:
- интеграция университетского комплекса в существующий территориальный кластер;
- интеграция университетского комплекса в технологический кластер на основе совместного применения определенных технологий в рамках функционирования научно-образовательных центров, бизнес-инкубатора, технопарка, малых инновационных предприятий;
- создание кластера на основе научно-образовательных центров, бизнес-инкубатора, технопарка, малых инновационных предприятий взаимосвязанных между собой производством определенной продукции или услуг;
- интеграция отдельных кафедры, факультетов или филиалов в различные кластерные образования.
Интеграция университетского комплекса, входящего в определенные кластерные объединения в международные образовательные и научные сетевые структуры [17].
Объектами управления образованием на основе управления знаниями являются различные подразделения университетского комплекса, участвующие в образовательном процессе, а субъектами управления образованием в данном контексте является информация распределенная и сохраняемая в базах знаний единой информационной системы.
ВЫВОДЫ
Таким образом, формами интеграции науки, образования и организаций реального сектора экономики являются:
- совместная разработка учебных планов и учебных программ образовательных учреждений высшего профессионального образования, соответствующие государственным стандартам;
- участие специалистов-практиков в проведении занятий в образовательных учреждениях высшего профессионального образования в составе профессорско-преподавательского состава по дисциплинам профессионального цикла и специализациям;
- формирование базы практик на основе постоянных договоров с организациями реального сектора экономики, научными учреждениями;
- создание баз прикладных заданий для практической работы студентам учреждений высшего профессионального образования с последующим внедрением их результатов в деятельности организаций;
- коммерциализация научных разработок, создаваемых в образовательных учреждениях;
- создание научно-образовательных центров учреждений высшего профессионального образования и малых инновационных предприятий для развития предпринимательских способностей студентов и реализации интеллектуального потенциала научно-педагогических работников;
- участие сотрудников научных и коммерческих организаций в работе государственных аттестационных комиссий образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Для развития интеграции науки, образования и практики хозяйствования необходимо использовать систему управления знаниями.
Концептуально, в рамках компетентностного подхода, необходимо во всех государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования предусмотреть перечень модернизационных компетенций, которые необходимо приобрести каждому обучающемуся для их последующего применения в профессиональной деятельности с целью успешной модернизации, развития современной экономики и социального капитала страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пастухов, А.Л. Интеграция экологических знаний в учебном процессе (обществознание, культурология, история) /А.Л. Пастухов // Основной ресурс, потенциал и перспективы развития экологического образования на Южном Урале: материалы областных слушаний, посвященных вопросам экологического образования Челябинской области. Челябинск, Цицеро, 2007.- С. 59-60. - С.59.
2. Береснева, О.А. Концепция развития инновационного образования Новосибирской области [электронный ресурс]/ Сайт управления департамента образования Новосибирской области // Режим доступа: URL:// (Дата обращения 23.08.12). Загл. с экрана. - С.1.
3. Lachman, R. Cognitive psychology and human information processing. // Lachman, R., Lachman, J. L., & Butterfield, E. С Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum., 1979.- P. 78.
4. Пастухов, А.Л. Инновации в образовании как фактор развития региона/ А.Л. Пастухов //Университетский комплекс - форма инновационного развития образовательных учреждений: материалы III Всероссийской научно-практической конференции, СПб: изд-во СПбГУСЭ, 2009. - С. 169-171.
5. Пастухов, А.Л. Проблемы и перспективы развития системы управления знаниями в университетском комплексе / А.Л. Пастухов// Журнал правовых и экономических исследований. -2010.- № 3. - С.78-81.
6. Drucker, Peter. The Age of Social Transformation: [Эл. ресурс] / Peter Drucker // The
Atlantic Monthly. - 1994 . - Nov. - Режим доступа: http://www.theatlantic.com/politics/ecbig/soctrans.htm. (Дата обращения 23.08.12). - Загл. с экрана.
7. Drucker, P. F. Post Capitalist Society. - N.-Y., 1995.
8. Пастухов, А.Л. Управление знаниями: монография / А.Л.Пастухов - СПб.: изд-во СПбГУСЭ, 2011.- 163 с. - С. 10-12.
9. Дроздов, Г.Д. Методы обеспечения конкурентоспособности организаций сервиса / Дроздов Г.Д., Цветкова В.И., Циганов В.В. // Журнал правовых и экономических исследований. -2012. - № 2. - С. 96-101 - С. 100.
10. Пастухов А.Л. Управление образованием в условиях модернизации экономики: монография / А.Л.Пастухов - СПб.: изд-во СПбГУСЭ, 2012.- 167 с.
11. Пастухов А.Л. Показатели управления знаниями в системе высшего профессионального образования / А.Л. Пастухов //Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2012. - № 3 (13). - С. 17-21.
12. Пастухов, А.Л. Тенденции управления знаниями в университетских комплексах /А.Л. Пастухов // Экономика и управление. - 2010. - № 10 (60). - С. 86-89.
13. Пастухов, А.Л. Концептуальные аспекты управления знаниями в сфере образования / А.Л. Пастухов //Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2012. - № 4 (14). - С. 5-12.
14. Дроздов, Г.Д. Методы обеспечения конкурентоспособности организаций сервиса / Дроздов Г.Д., Цветкова В.И., Циганов В.В. // Журнал правовых и экономических исследований. -2012.- № 2.- С. 96-101.
15. Дроздов, Г.Д. Интегрированная информационная система университетского комплекса: монография / Г.Д. Дроздов, С.А.Бражников; М-во образования и науки Российской Федерации, Санкт-Петербургский университет сервиса и экономики. Санкт-Петербург, 2010. -163с.
16. Пастухов А.Л. Показатели управления знаниями в системе высшего профессионального образования / А.Л. Пастухов //Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2012. - № 3 (13). - С. 17-21.
17. Дроздов, Г.Д. Организационная культура как институциональный фактор развития предприятий сферы услуг / Дроздов Г.Д., Мелехова В.Е. // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2012. - № 1 (11). -С. 123-127 - С.23-56.
18. Пастухов, А.Л. Стратегия и эффективность управления образованием в условиях модернизации экономики / А.Л. Пастухов// Экономика и управление. - 2013. - № 1. - С. 109-112