с
МОДЕРНИЗАЦИЯ
МИР
ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА - НОВАЯ ПАРАДИГМА БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ
С. Л. Савин, доктор экономических наук, профессор
Повышение качества (профессионализма) трудовых ресурсов страны в настоящее время во всем прогрессивном мире зависит от бизнес-образования. Предлагается концепция создания бизнес-университетов, способных обеспечить совершенно новое качество профессиональной подготовки кадров, достигающих в процессе обучения всех необходимых для высококвалифицированного специалиста компетенций и знаний на основе интеграции науки, образования и бизнеса.
Improving the quality of (professional) labor force is given at the present time the whole progressive world of business education. The concept of creating a business of universities that can provide a completely new quality of training, reaching the learning process all the necessary highly skilled specialist skills and knowledge through the integration of science, education and business.
Ключевые слова: модернизация, бизнес-образование, бизнес-университет, кризис, школа бизнеса.
Key words: modernization, Business Education, Business University, crisis, business school.
В условиях перехода Российской экономики на путь модернизации и инновационного экономического развития как единственно правильный в современных условиях мирового системного кризиса и углубления и ускорения процессов глобализации всех сфер жизнедеятельности человеческой цивилизации, ключевым ресурсом социально-экономического прогресса неизбежно становится сам человек. При этом именно качество трудового потенциала России (общеизвестно, что в связи с объективным демографическим прогнозом до 2050 года количественное (экстенсивное) направление развития и использования этого главнейшего производственного фактора в нашей стране исключается) и будет определять успешность достижения выше указанной цели.
Особая роль в повышении качества (профессионализма) трудовых ресурсов страны отводится в настоящее время во всем прогрессивном мире бизнес-образованию. В этой сфере только в России сегодня работают более сотни учебных заведений различного типа. Это и бизнес-школы, и различные учебные центры, корпоративные институты и университеты, и тренинговые центры, и консалтинговые компании, и др.
Более того, программы бизнес-образования реализуют и высшие учебные заведения, которые, однако, ориентированы в большей степени на подготовку специалистов по программам высшего образования, тогда как программы бизнес-образования в них предлагаются как дополнительные направления деятельности, часто «фрагментарно», и почти всегда несистемно. Низкая степень ориентированности обучения в них на практику,
традиционные технологии, малый объем прикладных дисциплин - все это не в состоянии обеспечить необходимый уровень профессиональной квалификации выпускников.
В связи с изложенным выше, остро возникла необходимость, наряду с укоренившимися типами учебных заведений, создания новых их видов, адекватно отвечающих новой модели учебного заведения, ориентированного на систему интегрированного с наукой и бизнесом образования. Наиболее совершенными из таких моделей могут стать бизнес-университеты, способные обеспечить совершенно новое качество профессиональной подготовки кадров, достигающих в процессе обучения всех необходимых для высококвалифицированного специалиста компетенций и знаний на основе интеграции науки, образования и бизнеса.
Таким образом, бизнес-университет - это многопрофильное, многофункциональное высшее образовательное и научно-исследовательское учреждение, как бы вертикально интегрированный образовательный холдинг, в котором возможна реализация целостной системы непрерывного профессионального образования в сфере экономики и менеджмента на основе принципов преемственности, открытости, доступности, гибкости, предлагающий разработанный на основе собственных образовательных стандартов полный набор комплексных программ всех уровней подготовки специалистов: от программ для школьников до программ для топ-менеджеров- национальных лидеров.
Такой комплексный образовательный и научноисследовательский центр (холдинг) должен быть способен реализовывать не только образователь-
С. Л. Савин
Интеграция науки, образования и бизнеса - новая парадигма бизнес-образования
ные услуги высшей категории, но и предлагать и качественно выполнять такие сопряженные с ними виды деятельности, как: консалтинговую, рекрутинговую, издательскую, оказание деловых услуг и непрофильные направления деятельности. В этом научно-образовательном комплексе студенты и слушатели, работая в реальной бизнес-среде, одновременно проходят «обучение действием», т.е. имеют возможность совмещать процесс получения теоретических знаний и компетенций с закреплением их в реальной практике (критерий истины), а то и создавать свои частные компании и фирмы.
Безусловно, это совсем другая парадигма профессионального обучения, успешная реализация которой возможна только на основе широкого партнерства учебных заведений с отечественными и зарубежными бизнес-структурами, органами государственной власти, профессиональными объединениями и т.д. Подобные многопрофильные консорциумы способны решать крупные комплексные задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов, проводить масштабные научные исследования и конструкторские разработки, имеющие важное инновационное народнохозяйственное значение. Поэтому, наряду с образовательной, научно-исследовательская деятельность в бизнес-университете, направленная на изучение фундаментальных и специфических особенностей реального бизнеса и внедрения в него новых прогрессивных методов и систем научной организации производства, труда и управления, также должна иметь приоритетный характер. Само собой разумеется, что в эту деятельность должны быть вовлечены руководящие работники и специалисты ведущих отечественных и зарубежных компаний. Таким образом, глубокая интеграция бизнес-университета в мировое образовательное и научно-исследовательское пространство является одним из важнейших факторов его международной известности и успешности.
Безусловно, изложенные выше основы новой биз-нес-образовательной парадигмы родились не сразу и не на пустом месте. К этому привело длительное накопление по крупицам очень трудного, но и очень ценного опыта первой у нас в стране Московской международной высшей школой бизнеса «МИРБИС» (Институт) - первопроходца по «вспахиванию целины» в сфере бизнес-образования. И теперь вновь коллектив высшего учебного заведения под руководством ректората и в содружестве со своим стратегическим партнером - конгломератом «Эволюция» возложили на себя тяжелую пионерную роль по созданию и развитию
в России инновационной модели первого в мире Международного бизнес-университета.
Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт) основана в 1988 году в соответствии с межправительственным соглашением между СССР и Италией. Ее инициаторами были ректор тогда еще Московского института народного хозяйства имени Г.В. Плеханова (ныне - Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова) профессор В.П. Грошев и Президент итальянского Общества экономических исследований «НОМИЗ-МА», премьер-министр Италии в 1996-1998 гг. и 2006-2008 гг., профессор Романо Проди.
С первых дней «МИРБИС» был ориентирован на программы международных экономических исследований и подготовку высокого уровня профессионалов в области научной организации производства, труда и управления. Впервые в России были разработаны и стали успешно реализовываться программы МВА с привлечением зарубежных партнеров, представителей крупного российского бизнеса, академического сообщества. Сегодня программы МВА МИРБИС занимают более 20% московского рынка бизнес-образования и более 30% регионального рынка. Бизнес-школа реализует программы МВА по 15 специализациям, программы ЕМВА, корпоративные программы МВА. Одной из первых в России бизнес-школа получила аккредитацию международной ассоциации МВА - АМВА.
За более 20-ти лет поступательного развития бизнес-школе удалось создать уникальную образовательную систему непрерывного профессионального образования, состоящую из самостоятельных и, в то же время, взаимодополняющих программ. Такая система позволяет обучающимся свободно «включаться» в обучение на любом его уровне, получать профессиональные знания по управленческой и экономической специализации, развивать конкретные навыки.
Портфель Института включает программы всех образовательных уровней: допрофессионально-го, высшего профессионального, дополнительного и послевузовского. Программами охвачены самые разные группы учащихся: от школьников до руководителей крупнейших компаний и предприятий. Программы института (бакалавриат, магистратура, МВА) аккредитованы ведущими международными ассоциациями (АМВА, EFMD, ЕРАБ). Отличительной особенностью подготовки специалистов в «МИРБИС» является сочетание принципов ориентированности на реальную практику и направленности на гармоничное развитие личности уча-
щегося. Вершиной же пирамиды многочисленных программ бизнес-образования является программа «Национальный лидер».
Одним из ключевых факторов успешной деятельности бизнес-школы является партнерство с широким кругом российских и зарубежных вузов, бизнес-структур, профессиональных сообществ, государственных структур. Партнерами МИРБИС являются 16 вузов в РФ и СНГ, 87 зарубежных вузов в 47 странах мира, более 400 крупных предприятий, банков, корпораций. «МИРБИС» является членом 46 профессиональных ассоциаций.
В институте «МИРБИС» создан «Клуб почетных профессоров», членами которого являются такие широко известные государственные деятели, выдающиеся представители науки, культуры и бизнеса, как: Ренат Сулейманович Акчурин - академик Российской академии медицинских наук, доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела сердечно-сосудистой хирургии Института клинической кардиологии имени А.Л. Мясникова Российского кардиологического научно-производственного центра РАМН; Шамиль Анвярович Тарпищев - академик Международной академии информатизации, академик-вице-президент Академии народов мира при ООН; сэр Родерик Лайн и Энтони Раселл Брентон - экспослы Ее Величества Королевы Великобритании в России; доктор Сюй Чжимин - председатель и президент 26 компаний и проектов в КНР и Гонконге; Анатолий Евгеньевич Карпов - заслуженный мастер спорта СССР, 16-кратный чемпион мира по шахматам (1975— 1985 гг.), президент Международной ассоциации фондов мира; профессор Романо Проди - премьер-министр Италии (1996-1998 гг., 2006-2008 гг.), президент Еврокомиссии (1999-2005 гг.), президент Фонда Всемирного сотрудничества, председатель Верховного Совета ООН по поддержанию мира в Африке и ряд других.
С 2008 года «МИРБИС» является первой и до сих пор единственной Российской школой бизнеса,
вошедшей в состав консорциума 6-ти ведущих бизнес-школ мира: «Международный образовательный альянс» (WEEA). Консорциум разработал и реализует программу Global MBA.
«МИРБИС» ведет активную благотворительную деятельность, реализует социально значимые проекты, такие как: программы переподготовки военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей по программе ДЕМОС (Демилитаризация. Образование. Сотрудничество); программы Правительства Москвы по обучению безработных граждан г. Москвы и Московской области; программы по оказанию шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны; активно участвует в реабилитации тяжело раненых военнослужащих в госпиталях имени Н.Н. Бурденко и МВД России.
И вот теперь, вооруженный 22-летним опытом прокладывания в России широкой магистрали бизнес-образования коллектив «МИРБИС» разработал стратегию эволюционного преобразования первой Международной высшей школы бизнеса в России в первый в мире Международный университет бизнес-образования. Его миссией будет подготовка на основе интеграции науки, образования и бизнеса менеджеров нового поколения как всесторонне развитых личностей, способных наращивать эффективность руководимых ими отечественных компаний, преумножая тем самым национальное богатство России и обеспечивая повышение благосостояния ее народа. Владея современными проактивными методами управления предпринимательскими структурами различных уровней (от малого и среднего бизнеса до крупных предприятий-гигантов) и обладая высокими морально-волевыми принципами, нравственными устоями, базирующимися на соблюдении важнейших человеческих ценностей, выпускники Международного бизнес-университета «МИРБИС» будут способны создавать конкурентоспособные организации и успешно руководить ими в условиях ускоряющейся глобализации мировой экономики и серьезного ужесточения конкурентной борьбы на внутренних и внешних рынках.
Савин Станислав Леонидович - доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, ректор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» (Институт)