Научная статья на тему 'Интеграция молодых ученых: проблемы и перспективы'

Интеграция молодых ученых: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодые ученые / научное сообщество / аспирантура / научная карьера / интеграция молодых ученых / Российский союз молодых ученых. / young scientists / scientific community / postgraduate studies / scientific career / integration of young scientists / Russian Union of Young Scientists.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шевченко Валерия Сергеевна

В статье понятие «молодой ученый» и его роль в современной науке рассматриваются с системной точки зрения. Интеграция молодых исследователей в научное сообщество является актуальной темой, поскольку они играют решающую роль в развитии науки: генерируют новые идеи, анализируют современные проблемы науки и предлагают решения научных задач. На процесс интеграции молодых исследователей влияют как внутренние, так и внешние факторы: низкая мотивация, отсутствие интереса к исследованиям, низкая заработная плата, недостаточная научная база и финансирование. Для анализа факторного пространства на различных иерархических уровнях интеграции мы использовали различные методы, включая анализ документов, сравнительный анализ и научную теорию. Анализ текущего состояния дел относительно уровня поддержки и интеграции молодых ученых в университетах и на региональном уровне в Белгородской области выявил необходимость технологических инноваций в интеграционных процессах и развитии инфраструктуры на региональном уровне для обеспечения поддержки молодых исследователей. Это могло бы привести к развитию новых технологий и улучшить качество жизни людей, а также способствовать решению различных социальных проблем, привлечению молодых талантов и профессиональному росту исследователей. Кроме того, интеграция молодых ученых может способствовать формированию новых исследовательских групп и развитию сотрудничества между различными научными организациями, тем самым способствуя развитию науки в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шевченко Валерия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of young scientists: problems and prospects

In this article, the concept of a young scientist and his role for modern science as a whole is considered from the point of view of a systematic approach. The topic of integration of young scientists into the scientific community is relevant, since young scientists play a key role in the development of science. They generate new ideas, analyze current problems of modern science, and suggest ways to solve scientific problems. The process of integration of young scientists into the scientific community is influenced by a combination of intra-system and non-system factors: low motivation and lack of interest in scientific activity, low wages, lack of scientific laboratories, equipment, funding, etc. To analyze the factor space of hierarchical levels of integration, the following methods were used: document analysis, comparative analysis, description, scientific generalization of the theory. The analysis of the university and regional level of support and integration of young scientists in the Belgorod region showed the feasibility of technologizing integration processes and making changes to the infrastructure to support young scientists at the regional level. This can lead to the creation of new technologies, improving the quality of people's lives, solving various problems in society, attracting young researchers and developing their careers, as well as improving the quality of scientific research. In addition, the integration of young scientists helps to create new research teams and develop cooperation between various scientific organizations, which is also an important factor for the development of science.

Текст научной работы на тему «Интеграция молодых ученых: проблемы и перспективы»

к кредитованию разделилось, то есть в ответах присутствует и положительная, и отрицательная установка.

Наиболее распространенной финансовой целью для студентов является покупка жилья. Это значит, что у них есть стремление к участию в экономических процессах. Наличие такой цели позволяет человеку учиться грамотно распоряжаться доходами и стратегически мыслить, чтобы удовлетворить потребности. Это способствует личностному развитию и улучшению качества жизни. Также выбор именно этой цели позволяет предположить востребованность в оформлении ипотечного кредита в будущем.

Степень участия студентов в кредитовании низкая, соответственно кредитный опыт есть у небольшого числа студентов. Это может быть связано с недостаточным уровнем дохода, нестабильным финансовым положением, недостаточным уровнем знаний в этой сфере или наличием отрицательной кредитной установки.

Таким образом, цель исследования достигнута, гипотезы подтверждены.

Литература

1. Всероссийский центр изучения общественного мнения. Кредитная активность россиян: мониторинг. [Электронный ресурс] - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kreditnaja-aktivnost-rossijan-monitoring (дата обращения: 27.04.2024)

2. Дулина Н.В., Моисеева Д.В., Ануфриева Е.В., Парамонова В. А. Кредитная культура студентов как объект социологического анализа // Logos et Praxis. 2019. Том 18№1, с. 75-90. (дата обращения: 27.04.2024).

3. Национальное Бюро Кредитных Историй. НБКИ: в прошлом году выросла доля российских заемщиков моложе 30 лет. [Электронный ресурс] - URL: https://nbki.ru/company/news/?id=3170453 (дата обращения: 27.04.2024)

4. Сушко Е.Ю. Финансовое поведение населения и его детерминанты // Финансы и кредит. 2017. №12 (732), с. 670-681. (дата обращения: 27.04.2024).

5. Центральный Банк Российской Федерации. Анализ тенденций в сегменте розничного кредитования на основе данных бюро кредитных историй. Второе полугодие 2023г. [Электронный ресурс] - URL: https://cbr.ru/finstab/instruments/pti/ (дата обращения: 27.04.2024)

DOI: 10.24412/1994-3776-2024-2-107-112 УДК: 316.354

В.С. Шевченко

ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ПРОБЛЕМЫ И

ПЕРСПЕКТИВЫ

V. Shevchenko. Integration of young scientists: problems and prospects

Аннотация. В статье понятие «молодой ученый» и его роль в современной науке рассматриваются с системной точки зрения. Интеграция молодых исследователей в научное сообщество является актуальной темой, поскольку они играют решающую роль в развитии науки: генерируют новые идеи, анализируют современные проблемы науки и предлагают решения научных задач. На процесс интеграции молодых исследователей

Abstract. In this article, the concept of a young scientist and his role for modern science as a whole is considered from the point of view of a systematic approach. The topic of integration of young scientists into the scientific community is relevant, since young scientists play a key role in the development of science. They generate new ideas, analyze current problems of modern science, and suggest ways to solve scientific problems. The process of integration of young scientists into the scientific

Шевченко Валерия Сергеевна - Аспирант кафедры социальных технологий и государственной службы Института экономики и управления, Белгородский государственный национальный исследовательский университет © Шевченко В.С., 2024

влияют как внутренние, так и внешние факторы: низкая мотивация, отсутствие интереса к исследованиям, низкая заработная плата, недостаточная научная база и финансирование. Для анализа факторного пространства на различных иерархических уровнях интеграции мы использовали различные методы, включая анализ документов, сравнительный анализ и научную теорию. Анализ текущего состояния дел относительно уровня поддержки и интеграции молодых ученых в университетах и на региональном уровне в Белгородской области выявил необходимость технологических инноваций в интеграционных процессах и развитии инфраструктуры на региональном уровне для обеспечения поддержки молодых исследователей. Это могло бы привести к развитию новых технологий и улучшить качество жизни людей, а также способствовать решению различных социальных проблем, привлечению молодых талантов и профессиональному росту исследователей. Кроме того, интеграция молодых ученых может способствовать формированию новых исследовательских групп и развитию сотрудничества между различными научными организациями, тем самым способствуя развитию науки в целом.

Ключевые слова: молодые ученые, научное сообщество, аспирантура, научная карьера, интеграция молодых ученых, Российский союз молодых ученых.

Контактная информация: 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85, e-mail: shevchenko_v@bsu.edu.ru

community is influenced by a combination of intrasystem and non-system factors: low motivation and lack of interest in scientific activity, low wages, lack of scientific laboratories, equipment, funding, etc. To analyze the factor space of hierarchical levels of integration, the following methods were used: document analysis, comparative analysis, description, scientific generalization of the theory. The analysis of the university and regional level of support and integration of young scientists in the Belgorod region showed the feasibility of technologizing integration processes and making changes to the infrastructure to support young scientists at the regional level. This can lead to the creation of new technologies, improving the quality of people's lives, solving various problems in society, attracting young researchers and developing their careers, as well as improving the quality of scientific research. In addition, the integration of young scientists helps to create new research teams and develop cooperation between various scientific organizations, which is also an important factor for the development of science.

Keywords: young scientists, scientific community, postgraduate studies, scientific career, integration of young scientists, Russian Union of Young Scientists.

Contact information: 85 Pobedy st., Belgorod, 308015, e-mail: shevchenko_v@bsu.edu.ru

Современное российское общество переживает процесс модернизации и становления нового государства. В этом контексте важно использовать интеллектуальные и культурные ресурсы страны для решения стоящих перед нами задач. Для успешного решения этих задач необходимы ясность мышления, способность быстро принимать нетрадиционные решения в постоянно меняющейся среде и внедрение инновационных идей и концепций, которые помогут людям справиться с переходным периодом [2]. Сегодня наука служит производительной силой общества, и молодые исследователи могут считаться движущей силой этого прогресса.

Молодые ученые - это сотрудники или студенты образовательных и научных учреждений в возрасте до 35 лет, которые пользуются авторитетом в научном сообществе или научных организациях. Определяющим критерием молодых ученых является их вовлеченность в исследовательскую деятельность. Для развития науки молодые ученые имеют большое значение, так как их исследования, разработки и открытия способствуют обеспечению экономического роста, повышению качества жизни населения и решению многих глобальных проблем. Помимо этого, молодые ученые способствуют подготовке будущих поколений исследователей, способствуют созданию новых рабочих мест, стимулируют развитие образования и повышают конкурентоспособность страны в мировом сообществе.

Понятие «молодой ученый» относительно новое, но его значение трудно переоценить. Вклад этих людей имеет решающее значение для роста и продвижения научных знаний и инноваций. В феврале 2023 года Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект, который определяет это понятие и четко разграничивает молодых ученых и

других физических лиц при предоставлении им адресных мер государственной поддержки. Законопроект предусматривает различные формы поддержки, в том числе стипендии, гранты, социальные пособия и премии [3].

Иерархически можно выделить следующие уровни интеграции и поддержки молодых ученных:

- Федеральный уровень (реализация разработанных научно-технических программ, создание инфраструктуры для научных исследований, международное сотрудничество, международные и всероссийские конференции и др.);

- Региональный уровень (региональные исследовательские проекты и программы, региональные научные конференции, создание региональных научных сообществ, научная и финансовая поддержка в публикационной активности и участии в конференциях международного и всероссийского уровнях);

- Университетский уровень (оборудование лабораторий для проведения исследований, создание научных сообществ (союза молодых ученых) внутри университета, научная и финансовая поддержка в публикационной активности и участии в конференциях регионального, международного и всероссийского уровнях).

Соблюдение определенных условий способствует качественной и эффективной подготовке и интеграции молодых ученых в научное сообщество. Интеграция молодых ученых способствует решению следующих проблем:

- Развитие научного потенциала. Молодые ученые - это научное будущее. Их подготовка и последующая интеграция в научное сообщество способствует распространению научных знаний;

- Взаимосвязь между поколениями. Молодые исследователи получают знания и экспертный опыт от старших коллег, а ученые старшего поколения имеют возможность передать свои знания и навыки следующему поколению. Это способствует развитию культуры обмена знаниями и сотрудничества.

- Привлечение талантов в науку. Обучение и вовлечение молодых исследователей могут привлечь новые таланты на научную арену, способствуя росту науки и инноваций в стране.

- Создание кадрового резерва для научных организаций и предприятий. После обучения и адаптации молодые ученые могли бы сформировать кадровый резерв, который научные организации и предприятия могли бы использовать для обеспечения их высококвалифицированными специалистами.

Очевидно, что целесообразно начинать подготовку будущих молодых исследователей уже на уровнях бакалавриата, магистратуры и специалитета университетского образования, предлагая обучение методам и приемам научных исследований, включая сбор и анализ данных, статистическую оценку и составление научных статей, а также возможности для участия в них. участвует в исследовательских проектах, стажировках, конференциях и грантах. Кроме того, существуют программы для студентов, желающих продолжить обучение в аспирантуре, которые представляют собой самостоятельную форму обучения и предоставляют возможность заниматься научной деятельностью, написать диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук, а также, при успешном завершении академической программы и соответствии необходимым критериям, получит звание кандидата наук. Тем не менее, вопрос об эффективности послевузовского образования остается актуальным.

Обучение в аспирантуре является важным первым шагом и начальной ступенью научной карьеры. По данным Министерства образования и науки, в 2022 году в российских вузах обучалось 87 700 аспирантов. Однако какой процент этих студентов успешно защитит диссертацию и продолжит научную карьеру? Процент успешных защит диссертаций среди соискателей ученой степени кандидата наук довольно низок и составляет всего 12%

относительно общего числа обучающихся [6]. Мы выделили основные проблемы из множества тех, которые могут стать препятствием в получении ученой степени:

1. Отсутствие понимания важности научной деятельности. Научная работа требует от молодых исследователей не только знаний и опыта, но и исследовательских навыков, таких как анализ данных, критическое мышление, умение работать в команде и навыки общения. Это непонимание может быть вызвано недостаточной осведомленностью о возможностях и преимуществах, которые может предложить научная карьера, а также отсутствием мотивации у молодых людей;

2. Роль научного руководителя Успех диссертации во многом зависит от заинтересованности и компетентности научного руководителя. Нагрузка на научных руководителей в аспирантуре может варьироваться в зависимости от университета, кафедры и индивидуальных обязанностей. Как правило, научный руководитель помогает аспиранту выбрать тему исследования, составить рабочий план, дает рекомендации по методологии и литературе, а также участвует в оценке результатов исследования. Помимо этого, благодаря научному руководителю можно получить дополнительное финансирование для проведения исследований. Если у научного руководителя отсутствует заинтересованность в работе или недостаточно навыков и квалификации, это может иметь негативные последствия как для аспиранта, так и для научного руководителя. Аспиранты, чьи работы не считаются актуальными, могут быть не допущены председателем диссертационного комитета к защите диссертации, или же члены диссертационного совета могут принять отрицательное решение по результатам защиты. Риск остается и после проведения успешной защиты: в течении 10 лет в Высшую аттестационную комиссию может быть направлено заявление о лишении ученой степени, в следствии дополнительной экспертизы соискатель может быть лишен ученой степени.

3. Финансовые затраты. Обучение в аспирантуре может осуществляться на бюджетной основе (за счет государственных образовательных программ) или на контрактной основе. В последнем случае стоимость очного обучения может варьироваться от 200 тысяч рублей до 500 тысяч рублей в год. Помимо этого, есть сопутствующие расходы: публикация статей, участие в конференциях, перед защитой кандидатской диссертации печать диссертации и автореферата, рассылка последнего и прочее;

4. Из вышеуказанной проблемы вытекает следующая: низкий уровень финансовой поддержки. По официальным данным, средний размер стипендии колеблется от 11 000 до 14 000 рублей, но если рассматривать региональные вузы, то аспиранты дневной формы обучения получают стипендию в размере 4 250 рублей, а студенты естественнонаучных специальностей - 9 100 рублей. Кроме того, студенты могут претендовать на другие виды стипендий, такие как губернаторская стипендия, которая определяется на региональном уровне и присуждается за отличные академические достижения, публикации в научных журналах, участие в международных и всероссийских конференциях и т.д. Однако этих средств недостаточно для комфортного проживания, поэтому аспиранты часто совмещают работу, зачастую в области, отличной от их специализации, с учебой, что существенно отвлекает их от полного погружения в учебный процесс.

Отсутствие опыта и авторитета - это еще одна из основных проблем интеграции молодых ученых в научное сообщество. Молодые ученые, который только начинают свой путь в науке, могут столкнуться со скептицизмом и эйджизмом со стороны старших коллег. Это может замедлить их карьерный рост. Помимо этого, из-за отсутствия поддержки со стороны опытных коллег, могут возникнуть трудности в адаптации в научном сообществе, в связи с чем написание и публикация научных статей, участие в конференциях, общение и сотрудничество с другими учеными может сопровождаться стеснением и неуверенностью в себе. В связи с этим, взаимодействие и обмен знаний и опыта между старшими и опытными учеными и молодыми исследователями имеет большое значение. Это позволит нам

воспитать новое поколение, которое позволит нам продвигать отечественные научные исследования и предотвратить потерю талантливых специалистов из-за утечки мозгов в другие страны.

Помимо обучения аспирантуре, у молодых исследователей есть возможность прикрепится для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки и в рамках прикрепления есть возможность для сдачи кандидатских экзаменов. Этот вариант может быть выгоден в финансовом и временном планах. Как правило, прикрепление стоит дешевле, чем обучение в аспирантуре и при усердной работе, кандидатскую диссертацию можно защитить намного быстрее.

Существует мнение, что низкий процент защитившихся исследователей- это положительный момент в науке и одна из форм «естественного отбора», которая выявляет «настоящих» ученых. Однако не стоит забывать, что молодые исследователи вносят значительный вклад в стимулирование развития инновационного процесса, необходимого для развития науки в стране.

Молодые ученые обладают отличительным рядом качеств, которые могут способствовать их успешной научной деятельности и карьерному росту:

- Высокий уровень энергичности и энтузиазма;

- Инновационная креативность;

- Быстрая адаптация к меняющимся обстоятельствам и технологиям;

- Высокий уровень образованности и дополнительных образований;

- Коммуникационные навыки;

- Организационные способности.

В 2005 году представители 54 регионов Российской Федерации приняли участие в съезде молодых ученых и учредили на нем Общероссийскую общественную организацию «Российский союз молодых ученых» (далее - РСМУ). Целью РГМУ является поддержка молодых исследователей и создание условий, способствующих их профессиональному развитию, оказание финансовой помощи в проведении научных исследований и предоставление доступа к ценным научным ресурсам и образовательным программам. Организация также активно участвует в налаживании долгосрочного сотрудничества между молодыми учеными и научными организациями. РГМУ организует конференции, семинары-практикумы и мастер-классы с привлечением опытных ученых, способствуя обмену знаниями и сотрудничеству между членами научного сообщества. Кроме того, организация активно поддерживает идеи и новаторские усилия молодых исследователей. Организация предоставляет платформу для обмена идеями и обсуждения актуальных научных тем. Он также организует конкурсы и премии для признания и награждения лучших исследовательских работ молодых исследователей, поощряя их к поиску инновационных решений научных задач [2].

Конкретный регион, продвинувшийся благодаря молодым ученым, в открытых источниках не упоминается, но информационное агентство «Интерфакс» составило рейтинг высших учебных заведений по различным категориям, включая образование, бренд университета, исследования, социальную активность, сотрудничество и инновации [5]. Анализ рейтинга показывает, что значительное число молодых исследователей сосредоточено в Москве, а московские институты доминируют по всем показателям оценки. Москва является центром научной и образовательной деятельности в России, где расположены крупнейшие научные институты, университеты и лаборатории. Кроме того, в Москве существует множество возможностей для молодых исследователей, включая гранты, стипендии, стажировки и научные конференции. Эти факторы привлекают молодых ученых со всей страны и из-за рубежа. Кроме того, в Москве создано и активно функционирует Московское отделение Российского союза молодых исследователей. Аналогичного совета нет ни в одном из регионов, входящих в первую пятерку рейтинга.

В качестве примера можно привести Белгородскую область. Согласно национальному рейтингу университетов, она занимает 19-е место по сводным критериям. Привлекательность этого региона для молодых ученых определяется рядом факторов, включая инфраструктуру, стоимость жилья, доступность образовательных и научно-исследовательских учреждений, уровень заработной платы, культурные и социальные возможности и перспективы карьерного роста. Вполне вероятно, что молодые ученые не увидят значительных перспектив для научного роста в таком регионе, как Белгородская область, и вместо этого выберут более крупные города с большими возможностями.

Для того чтобы увеличить процент успешных защит диссертаций по окончании аспирантуры и обеспечить научное сообщество новыми, квалифицированными и мотивированными учеными, необходимо пересмотреть подход к обучению аспирантов, повысить качество послевузовского образования, стимулировать научные исследования, увеличить государственную поддержку. для подготовки высококвалифицированных кадров, улучшения информационной поддержки студентов, развития сотрудничества между научными институтами и промышленностью, а также привлечения компаний к финансированию исследований аспирантов. Этого можно достичь путем организации стажировок и размещения в научных лабораториях, усиления контроля за успеваемостью студентов в учебе и научных исследованиях, а также содействия сотрудничеству между промышленностью и академическими кругами.

Литература

1. Балер, М. А. Молодые ученые: потенциал, проблемы, перспективы / М.А. Балер // Технологии гражданской безопасности. - 2021. - №S. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/molodye-uchenye-potentsial-problemy-perspektivy (дата обращения: 17.10.2023).

2. Иванов Д.В. Молодые ученые как движущая сила российского общества [Электронный ресурс]. URL: https://rosmu.ru/ activity/opinions/155.html (дата обращения 15.10.2023).

3. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/news/56393/ (дата обращения 27.09.2023).

4. Официальный сайт издания «Ведомости» [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/ (дата обращения 10.10.2023).

5. Официальный сайт информационной группы «Интерфакс» [Электронный ресурс]. URL: https://academia.interfax.ru/ru/ratings/?level=4&level=5&level=6&level=7&city=24&rating=1&year=2023&page=1 (дата обращения 10.10.2023).

6. Официальный сайт Министерства науки и высшего образования РФ [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/46240/ (дата обращения 27.09.2023).

7. Официальный сайт Российского союза молодых ученых [Электронный ресурс]. URL: https://rosmu.ru/ (дата обращения 27.09.2023).

8. Merzon, E.E. The problem of formation of professional competence of students of pedagogical universities / E.E. Merzon // Journal of scientific publications graduate and doctoral students: research publication. - 2011. - No. 9(63). Р. 81-82.

9. Wray, K.B. An examination of the contributions of young scientists in new fields / K.B. Wray // Scientometrics. - 2004. No. 61. Р. 117-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.