Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО АНГЛОЯЗЫЧНОГО ИНТЕРНЕТ-СЛЕНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС'

ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО АНГЛОЯЗЫЧНОГО ИНТЕРНЕТ-СЛЕНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодёжный сленг / интернет-коммуникация / педагогические компетенции / youth slang / Internet communication / pedagogical competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.К. Принципалова

Данная статья посвящена вопросу повышения профессиональной компетенции педагогов в современном образовательном контексте. Цель исследования заключается в ознакомлении преподавателей английского языка в неязыковых вузах с определенным набором англоязычных сленговых лексических единиц, применение которых на занятиях по английскому языку способствует более эффективному общению с учащимися и является инструментом для улучшения коммуникации и взаимодействия в образовательной среде. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые сленговые единицы, используемые молодежью в видеоиграх, социальных сетях и на различных форумах, выделяются как отдельный феномен и рассматриваются с позиций их практического применения на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе. В результате исследования доказано, что интеграция молодежного интернет-сленга как особой формы языковой игры в образовательный процесс может способствовать активизации учебной деятельности студентов, повышению их мотивации и интереса к изучаемому материалу, а также улучшению понимания сложных концепций языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATING YOUTH ENGLISH-LANGUAGE INTERNET SLANG INTO THE EDUCATIONAL PROCESS

The article is dedicated to the issue of improving the professional competence of teachers in the modern educational context. The aim of the study is to familiarize teachers of English in non-language universities with a certain set of English slang lexical units, the use of which in English classes contributes to more effective communication with students and is a tool to improve communication and interaction in the educational environment. The scientific novelty of the study lies in the fact that it is the first time that slang units used by young people in video games, social networks and various forums are singled out as a separate phenomenon and considered from the perspective of their practical application in English classes at a non-language university. As a result of the study it is proved that the integration of youth Internet slang, as a special form of language game, into the educational process can contribute to the activation of students’ learning activities, increase their motivation and interest in the studied material, as well as improve their understanding of complex language concepts.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО АНГЛОЯЗЫЧНОГО ИНТЕРНЕТ-СЛЕНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

References

1. Yarmolinec L.G., Getman E.I. Anglijskij yazyk v kontekste globalizacii. Nauchnye trudy KubGTU. 'Elektronnyj setevoj politematicheskij zhurnal. 2020; № 3: 770-777.

2. Prackevich T.A. Kross-kul'turnaya kompetentnost': osnova ili komponent modelej akkul'turacii. Iskusstvo i kul'tura. 20l9; № 2 (34): 63-70.

3. Henvi R. Dostizhimaya global'naya perspektiva. Perevod s anglijskogo Ya.M. Kolkera i dr. Ryazan', 1994.

4. Barna LaRay "Stumbling blocks in intercultural communication". Intercultural communication: A reader, 8th edition. Belmont, 1997.

5. Miroshnichenko I.D. Informacionnye tehnologii, menyayuschie podhod k biznesu. European research: innovation in science, education and technology: Collection of scientific articles LIV International correspondence scientific and practical conference, London, United Kingdom: PROBLEMS OF SCIENCE, 2019: 7-9.

6. Anyushenkova O.N., Arutyunyan V.S., Belogash M.A., Mel'nichuk M.V. i dr. E-lingvodidaktika: razvitie informacionno-obrazovatel'noj sredy v vysshej shkole v 'epohu cifrovizacii. Moskva: Nauchnye tehnologii, 2020.

Статья поступила в редакцию 14.03.24

УДК 378

Printsipalova A.K., teacher, English Language Department, Odintsovo Branch of Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs

of Russia (Moscow, Russia), E-mail: a.printsipalova@odin.mgimo.ru

INTEGRATING YOUTH ENGLISH-LANGUAGE INTERNET SLANG INTO THE EDUCATIONAL PROCESS. The article is dedicated to the issue of improving the professional competence of teachers in the modern educational context. The aim of the study is to familiarize teachers of English in non-language universities with a certain set of English slang lexical units, the use of which in English classes contributes to more effective communication with students and is a tool to improve communication and interaction in the educational environment. The scientific novelty of the study lies in the fact that it is the first time that slang units used by young people in video games, social networks and various forums are singled out as a separate phenomenon and considered from the perspective of their practical application in English classes at a non-language university. As a result of the study it is proved that the integration of youth Internet slang, as a special form of language game, into the educational process can contribute to the activation of students' learning activities, increase their motivation and interest in the studied material, as well as improve their understanding of complex language concepts.

Key words: youth slang, Internet communication, pedagogical competencies

А.К. Принципалова, преп., Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений МИД России, г. Одинцово,

E-mail: a.printsipalova@odin.mgimo.ru

интеграция молодежного англоязычного интернет-сленга в образовательный процесс

Данная статья посвящена вопросу повышения профессиональной компетенции педагогов в современном образовательном контексте. Цель исследования заключается в ознакомлении преподавателей английского языка в неязыковых вузах с определенным набором англоязычных сленговых лексических единиц, применение которых на занятиях по английскому языку способствует более эффективному общению с учащимися и является инструментом для улучшения коммуникации и взаимодействия в образовательной среде. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые сленговые единицы, используемые молодежью в видеоиграх, социальных сетях и на различных форумах, выделяются как отдельный феномен и рассматриваются с позиций их практического применения на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе. В результате исследования доказано, что интеграция молодежного интернет-сленга как особой формы языковой игры в образовательный процесс может способствовать активизации учебной деятельности студентов, повышению их мотивации и интереса к изучаемому материалу, а также улучшению понимания сложных концепций языка.

Ключевые слова: молодёжный сленг, интернет-коммуникация, педагогические компетенции

Актуальность темы данного исследования определяется необходимостью повышения профессиональной компетентности педагога в связи с возрастающим интересом к использованию сети Интернет и медиа для обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Изучение сленга в контексте преподавания представляет собой актуальную задачу, поскольку сленг является неотъемлемой частью языка и культуры молодежной аудитории. Понимание и использование сленга позволяет преподавателям наладить связь с обучающимися, улучшить коммуникацию и эффективнее взаимодействовать с ними. Кроме того, изучение сленга способствует более глубокому пониманию социокультурного контекста, в котором используется данный языковой феномен. Изучение обучающимися иностранного сленга представляет собой важный аспект профессиональной деятельности, обладающий рядом преимуществ. Знание иностранного сленга помогает преподавателям лучше понимать особенности языка, его эволюцию и изменения в различных контекстах, что способствует повышению качества образовательного процесса. Изучение иностранного сленга помогает преподавателям быть в курсе современных языковых тенденций и культурных изменений, что позволяет создавать более актуальные и интересные учебные материалы [1-6].

Таким образом, изучение иностранного сленга преподавателями является важным инструментом для повышения качества образования, улучшения коммуникации и адаптации к современным языковым и культурным реалиям.

Основная цель работы заключается в ознакомлении преподавателей с определенным набором англоязычных сленговых лексических единиц и возможностями их применения на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе.

Задачи, необходимые для достижения вышеуказанной цели состоят в:

- сборе корпуса текстов, содержащих молодежный сленг;

- осуществлении лексического и грамматического анализа образцов текстов с дифференциацией словообразовательных способов и выделением морфологических и фонетических особенностей сленговых единиц;

- выделении наиболее часто употребляемых слов и выражений в молодежном интернет-сленге;

- демонстрации использования преподавателями отобранных сленговых единиц на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе.

Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы исследования: метод сплошной выборки, описательный метод, лингвопрагматиче-ский контекстуальный анализ.

Научная новизна статьи заключается в том, что в ней впервые сленговые единицы, используемые молодежью в повседневной коммуникации (видеоигры, социальные сети (vkontakte.ru), форумы (reddit.com), выделяются как отдельный феномен и рассматриваются с позиций их практического применения на занятиях по иностранному языку (английскому) в вузе.

Теоретическая значимость заключается в решении дидактических задач, возникающих в процессе обучения английскому языку в неязыковом вузе.

Практическая значимость состоит в сборе корпуса англоязычных сленговых единиц и их применении при составлении дидактических материалов по иностранному языку, в частности учебных пособий, рабочих тетрадей, сборников упражнений, практикумов по развитию речи, а также для создания лексикографических источников.

Вопросы специфики взаимодействий обучающихся и обучающих в образовательном процессе поднимаются во многих исследованиях.

В трудах по проблемам педагогического дискурса отмечаются различия в вербальном поведении преподавателей из различных лингвокультурных общностей. Так, Е.В. Ковалева и О.А. Рыжкина исследуют речь англоязычных и русскоязычных преподавателей английского языка в русскоязычной аудитории и констатируют значительные расхождения в коммуникативном поведении данных групп преподавателей. В частности, для англоязычных преподавателей характерен более индивидуальный и партнерский подход к студентам, что проявляется, в частности, в применении тактики похвалы и порицания, не задевающих чувство собственного достоинства обучаемых [1]. Тема речевого поведения преподавателей также получила своё развитие в работе В.М. Глушака, Ю.Э. Мюллер, М. Ковач, где авторы акцентируют внимание на важности вербализации похвалы и порицания и проводят подробный анализ коммуникативных ситуаций с речевыми средствами и клише преподавателя на немецком языке [2]. Нусова А.А. и Афанасьева О.В. акцентируют внимание на разных подходах педагогов к стилям общения с обучающимися и предлагают способы избежать мискоммуникации во время преподавания иностранных языков [3]. Таким образом, становится очевид-

ным, что для преподавания английского языка для русскоязычной молодежной аудитории преподавателям необходимо адаптировать свой подход к учебному процессу с учетом особенностей языка молодежной аудитории.

С развитием пандемии COVID-19 и введением карантинных мер по всему миру образовательные учреждения столкнулись с необходимостью перехода на дистанционное обучение. Это привело к перестройке образовательного процесса под новые реалии. Подробное использование различных форм медиа в обучении иностранному языку освещает Аруун А. [4]. О применении новых способов изучения иностранных языков с использованием новых технологий в формате офлайн рассказывает Курбанов А.К. [5] При всей значимости работ вышеперечисленных исследователей они не исчерпывают многих проблем, значение которых повысилось в последнее время в связи с глобализацией и цифровизацией общества. Для выделения молодежного сленга в научном контексте были определены следующие ступени анализа лингвистических особенностей сленга, используемого в разговорной речи молодежи:

1. Сбор корпуса текстов, содержащих молодежный сленг Предметом исследования послужили примеры текстов из социальных сетей (vkontakte.ru) и форумов (reddit.com). В ходе исследования также были проанализированы чаты медиаплатформ discord и steam, которые являются самыми крупными площадками для вербальной коммуникации молодых людей онлайн на исследуемую нами тему, а также чаты внутри игр (Final Fantasy XIV, массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра; league of legends, многопользовательская компьютерная игра в жанре MOBA; World of Warcraft, массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра; Minecraft - компьютерная инди-игра в жанре песочницы; Dark Souls - компьютерная ролевая игра в жанре "экшн" и другие).

2. Лексический и грамматический анализы образцов текстов, позволяющие произвести дифференциацию словообразовательных способов и выделить ряд морфологических особенностей.

Полученные результаты статистического анализа позволяют выделить наиболее часто употребляемые слова и выражения в молодежном интернет-сленге, идентифицировать тенденции в их использовании, что способствует разнообразию методов обучения и может сделать образовательный процесс более динамичным.

На сегодняшний день использование сленга преподавателями становится все более распространенным явлением, вызывающим как положительные, так и отрицательные реакции. С одной стороны, использование неформальной лексики может создать более дружественную атмосферу в классе и улучшить коммуникацию между преподавателем и студентами. С другой стороны, это может привести к снижению авторитета преподавателя и размыванию границы между профессиональным и личным общением.

В данной статье мы рассмотрим различные аспекты использования сленга преподавателями, его влияние на обучающий процесс и взаимоотношения в учебной среде. Все нижеприведенные примеры, являющиеся иллюстрациями лексического состава молодежного интернет-сленга, представлены в настоящем исследовании исключительно в авторской интерпретации с целью демонстрации лингвистических особенностей данного языкового явления. Автор гарантирует оригинальность и уникальность приведенных примеров, а также их соответствие контексту исследования.

Возможна ситуация в ходе онлайн-обучения, когда один из участников группы временно отсутствует из-за непредвиденных обстоятельств. Для уведомления о своем отсутствии студент может использовать аббревиатуру AFK (см. пример 1).

- Okay, I want Max to answer the next question.

- Excuse me, he said in chat that he is AFK.

- That's fine, we can move to the next student (пример 1).

Сокращение AFK происходит от английского выражения «Away From

Keyboard», что переводится как «вне зоны клавиатуры» и означает временное отсутствие участника у клавиатуры и экрана компьютера или мобильного устройства. Таким образом, когда участник сообщает о своем AFK-статусе, это означает, что он находится вне рабочего места и не может немедленно отвечать на сообщения или взаимодействовать в чате. Аналогичное сокращение AFK может быть

Библиографический список

использовано и преподавателем, чтобы указать, что он временно отсутствует или занят другими делами и не может немедленно ответить на вопросы студентов или обратить внимание на обсуждение (см. пример 2).

- You are up to do task 3, while I am AFK (пример 2).

В этом случае AFK помогает учащимся понять, что преподаватель недоступен в данный момент и вернется к ним позже.

При разделении учащихся на группы для коллективного выполнения задачи преподаватель может применять термин «party» вместо «group». Например, в контексте формирования партий для совместной работы (см. пример 3).

- Sorry for being late.

- No worries, but the parties are full, so now you have to make it solo (пример 3).

Это терминологическое отличие может способствовать более эффективному восприятию и пониманию структуры коллективного процесса обучения. Слово «пати» в геймерском сленге происходит от английского термина «party», который используется для обозначения группы игроков, объединенных с целью совместного прохождения игры или выполнения определенной задачи внутри игрового мира. Термин «пати» стал широко распространенным в геймерской среде из-за удобства и краткости его использования. Синонимичное употребление слова «пати» и «группа» в примере 3 объясняется тем, что обе эти лексемы описывают совокупность индивидов, объединенных общей целью или задачей. Таким образом, в геймерской среде слово «пати» прочно укоренилось как аналогичное понятие к слову «группа», что обусловлено практическими потребностями игрового сообщества в унифицированной терминологии для описания коллективного взаимодействия игроков. В геймерском контексте слово «соло» было заимствовано из музыкальной терминологии и начало использоваться для обозначения игрового режима, в котором игрок действует самостоятельно, без участия других игроков. Этот термин стал широко распространенным в онлайн-играх, где игроки могут выбирать между режимом «соло» (одиночная игра) и режимом «командной игры» (игра с участием других игроков). Solo является лексемой для обозначения, когда обучающийся должен выполнять задание в одиночку.

Использование сленга на уроке языка может быть обосновано с точки зрения педагогической теории обучения взрослых, где подчеркивается важность учета интересов и потребностей учащихся для эффективного обучения (см. пример 4).

- Alright squad, let's talk about the present perfect tense. It's like when you've just leveled up in a game - the action started in the past, but its effects are still relevant in the present (пример 4).

В данном случае использование сленгового выражения «Alright squad» (хорошо, команда) и аналогии с игровым контекстом («leveled up in a game») может способствовать привлечению внимания студентов, особенно молодежи, к теме урока, повышению их заинтересованности в теме. Аналогия с игровым опытом помогает визуализировать и объяснить сложные концепции языковых времен, таких как настоящее совершенное время, более наглядно и понятно для учеников. Подобные аналогии могут улучшить запоминание материала и его понимание, поскольку они связывают новую информацию с уже имеющимся опытом и знаниями учеников, способствовать формированию у студентов ценностных ориента-ций с учётом современных реалий социума [6].

Таким образом, сленг как особая форма языковой игры является неотъемлемой частью повседневной коммуникации современного общества. В контексте образовательной среды, где взаимодействие между преподавателями и студентами играет ключевую роль в процессе обучения, использование сленга может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. В ходе нашего исследования были представлены несколько примеров интеграции сленга на уроках английского языка с целью улучшения эффективности обучения и стимуляции интереса учащихся. Дальнейшее исследование в этой области может расширить наши знания о том, как оптимально интегрировать сленг в образовательную практику с целью достижения более эффективных результатов обучения. Представляется разумным заключить, что использование сленга и аналогий на уроке языка может способствовать активизации учебной деятельности студентов, повышению их мотивации и интереса к изучаемому материалу, а также улучшению понимания сложных концепций языка.

1. Ковалева Е.В., Рыжкина О.А. Обучение иностранным языкам через призму межкультурного профессионального общения. ВестникНГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009; № 1: 78-81.

2. Глушак В.М., Мюллер Ю.Э., Ковач М. Вербализация интенций порицания и похвалы в немецкоязычном педагогическом дискурсе. Дискурс профессиональной коммуникации. 2021; № 3 (3): 52-64.

3. Нусова А.А., Афанасьева О.В. Специфика взаимодействия учителя и ученика на уроках иностранного языка в средней школе. Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2020; № 4: 97-102.

4. Аруун А. Медиа в обучении иностранному языку. Вестник Международного университета Кыргызстана. 2022; № 1 (45): 19-24.

5. Kurbanov A.K. The use of Internet technologies in the implementation of offline teaching a foreign language to students of non-linguistic universities. Globus: Psychology and Pedagogy. 2021; Vol. 7, № 2 (42): 21-23.

6. Гадзаова Л.П. Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Владикавказ, 2010.

References

1. Kovaleva E.V., Ryzhkina O.A. Obuchenie inostrannym yazykam cherez prizmu mezhkul'turnogo professional'nogo obscheniya. VestnikNGU. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2009; № 1: 78-81.

2. Glushak V.M., Myuller Yu.'E., Kovach M. Verbalizaciya intencij poricaniya i pohvaly v nemeckoyazychnom pedagogicheskom diskurse. Diskurs professional'noj kommunikacii. 2021; № 3 (3): 52-64.

3. Nusova A.A., Afanas'eva O.V. Specifika vzaimodejstviya uchitelya i uchenika na urokah inostrannogo yazyka v srednej shkole. Vestnik Moskovskogo informacionno-tehnologicheskogo universiteta - Moskovskogo arhitekturno-stroitel'nogo instituta. 2020; № 4: 97-102.

4. Aruun A. Media v obuchenii inostrannomu yazyku. Vestnik Mezhdunarodnogo universiteta Kyrgyzstana. 2022; № 1 (45): 19-24.

5. Kurbanov A.K. The use of Internet technologies in the implementation of offline teaching a foreign language to students of non-linguistic universities. Globus: Psychology and Pedagogy. 2021; Vol. 7, № 2 (42): 21-23.

6. Gadzaova L.P. Razvitie nravstvenno-cennostnyh orientacij studentov vuza sredstvami prepodavaniya inostrannogo yazyka v usloviyah 'etnoregional'noj sistemy obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2010.

Статья поступила в редакцию 06.03.24

УДК 371

Prokofieva E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research (Moscow, Russia),

E-mail: elena-kzn@list.ru

ECOSYSTEM AS A GLOBAL TREND IN THE EDUCATION MARKET. The relevance of the article lies in the fact that the creation of a coherent educational strategy that aims to strengthen the economic well-being and innovation independence of a country is a relevant research topic. Policy and research discussions on sustainable development often involve two complex issues - interrelated transformations, namely social transformation (or innovation in society) and transformation in education. In order to successfully match today's economic demands of innovation and digitalization, the education system requires not only personalization, but also deep integration with the business environment, emphasis on research and shaping future skills and competencies. Educational institutions need to change their approaches to functioning in order to actively and competitively participate in economic development. Due to active interaction with external factors, educational institutions form management models based on specialized approaches. A new trend in education is the ecosystem approach, which represents a solution to this problem.

Key words: education, ecosystem approach, trend, education market

Е.Н. Прокофьева, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, г. Москва,

E-mail: elena-kzn@list.ru

экосистемность как глобальный тренд на рынке образования

Актуальность статьи заключается в том, что создание согласованной образовательной стратегии, цель которой - укрепление экономического благополучия и инновационной независимости страны - являются актуальной темой исследований. Политические и исследовательские дискуссии по устойчивому развитию часто затрагивают два сложных вопроса - взаимосвязанные трансформации (а именно - социальные трансформации, или инновации в обществе) и трансформация в образовании. Для успешного сопоставления современных запросов экономики, связанных с инновациями, и цифровых технологий система образования требует не только персонализации, но и глубокой интеграции с бизнес-средой, акцентирования на научных исследованиях и формировании будущих навыков и компетенций. Образовательным учреждениям необходимо изменить свои подходы к функционированию, чтобы активно и конкурентоспособно участвовать в экономическом развитии. Благодаря активному взаимодействию с внешними факторами образовательные учреждения формируют управленческие модели, основанные на специальных подходах. Новым трендом в образовании является экосистемный подход, который представляет собой решение данной проблемы.

Ключевые слова: образование, экосистемный подход, тренд, рынок образования

Актуальность исследования определяется рядом обстоятельств. Вопреки многочисленным попыткам человечества сдержать распространение коронави-руса, его влияние глубоко затронуло различные аспекты жизни. Экономические сферы пострадали, ведь из-за роста числа инфицированных многие компании вынуждены были прекратить свою деятельность.

Во время пандемии коронавируса в большинстве стран мира были введены карантины, что привело к закрытию университетов. Около 220 миллионов студентов по всему миру пострадали от сбоев в преподавании в университетах, вызванных COVID. Преподаватели были вынуждены проводить занятия в цифровом виде с очень небольшим временем на подготовку Это включало оцифровку учебных материалов и загрузку их на учебные платформы, запись лекций и их предложение в цифровом виде, а также проведение видеоконференций со студентами. Таким образом, влияние пандемического кризиса, вызванного корона-вирусом, повлияло на все сферы жизнедеятельности, причем образовательн ая сфера не стала исключением [1-9]. В этой связи стал вопрос об экосистемности как глобального тренда на рынке образования.

Цель статьи - анализ экосистемности как глобального тренда на рынке образования.

Задачи статьи:

- определение значимости экосистемного подхода в образовании на современном этапе развития;

- анализ развития экосистемности в сфере образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что экосистемный подход в образовании позволяет создать такое образовательное пространство, которое может сочетать в себе гибкость и междисциплинарность в предоставлении образовательных услуг с учетом технологий обучения, а также особенности развития личности, которое осуществляется через саморегуляцию и саморазвитие.

Теоретическая значимость статьи состоит в рассмотрении существующей теоретической базы исследования в области развития экосистемного подхода в образовании.

Практическая значимость исследования заключается в том, что изучение данной темы позволит определить правильные направления развития экоси-стемных подходов в сфере образования.

Исследование осуществлялось при помощи следующих методов: теоретического изучения экосистемного подхода в сфере образования и практического

анализа тенденций развития экосистемности в образовании. Также использовались методы эмпирического исследования научных работ.

Последователи современного экологического метода в сфере образования твердо полагают, что его применение является катализатором для обновлений в социальной и культурной жизни. По мнению П. Луша, Д. Спенсер-Кейс, Д. Кубиста [6], экосистемы в образовании открывают двери к устранению разнообразных форм дискриминации, предоставляя равные шансы и условия для всех.

Таким образом, по мнению Т.М. Ковалевой, они поддерживают активное участие граждан в жизни общества и воплощение их личных и общих стремлений, а также способствуют раскрытию творческих способностей как на индивидуальном, так и на коллективном уровне [5].

Как отмечают учёные А.П Изотова, Е.С. Гаврилюк [3], в настоящее время концепция образовательных экосистем еще не полностью определена, и многие аспекты, такие как их роли, функции, структура и пути развития, продолжают оставаться предметом дискуссии, несмотря на то, что они уже начинают занимать свои позиции в образовательном пространстве.

Исследование научных работ, опубликованных в международных журна-лах,повазалорастущий интерес кэкосистемномуподходу в области бизнееа и финаниеа.Дляацтзки тиндвнций кылаиспользмusна0аза Бсо^ ["Ю], зокорая охватывает разлиияыеваучнв1а изданияи вазвлншетгфакндить нейтдвинкый анализ. В каце нтнвва были оилбраны сннткв, содержащие в зтгвлаиве аыово «нхосиитттн», иофтинаенные вгматическими оЛанквиуи: бихват-сиванхгаи, учетные стандарты и экономические теории.

На рис. 1 представлено количество публикаций за период с 2013 по 2023

гид.

8ХХ 6ХХ 4ХХ 2ХХ Х

2Х13 2Х14 2Х15 2Х16 2Х17 2Х18 2Х19 2Х2Х 2Х21 2Х22 2Х23

Рис.1. Динамнка он инме кЭкосистема»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в области бизнеса и экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.