Научная статья на тему 'Интеграция мигрантов: поиск эффективной модели'

Интеграция мигрантов: поиск эффективной модели Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
297
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ / ИНТЕГРАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ В ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ / LABOUR MIGRATION IN FOREIGN COUNTRIES / INTEGRATION AND ADAPTATION OF LABOUR MIGRANTS IN FOREIGN COUNTRIES AND RUSSIAN FEDERATION / INTEGRATION MODELS IN THE LABOUR MIGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жестянников С. Г., Назаров В. Ю., Савельев Н. В.

В данной статье проведен анализ реализации различных интеграционных моделей трудовых мигрантов в зарубежных странах с целью заимствования их положительного опыта и поиска эффективной модели интеграции трудовых мигрантов в Российской Федерации с учетом региональных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Жестянников С. Г., Назаров В. Ю., Савельев Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF MIGRANTS: SEARCH FOR AN EFFECTIVE MODEL1UFMS of Russia on the Vologda area

In the article is analyzed the implementation of various models of the labour migrants integration in foreign countries to borrow their positive experience and to find an effective model of the labour migrants integration in Russian Federation with a glance of regional peculiarities.

Текст научной работы на тему «Интеграция мигрантов: поиск эффективной модели»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ: ПОИСК ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ

С.Г. Жестянников,

заместитель начальника УФМС России по Вологодской области;

В.Ю. Назаров, кандидат юридических наук, докторант Московского университета МВД России;

Н.В. Савельев,

соискатель Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

E-mail: [email protected]

Аннотация. В данной статье проведен анализ реализации различных интеграционных моделей трудовых мигрантов в зарубежных странах с целью заимствования их положительного опыта и поиска эффективной модели интеграции трудовых мигрантов в Российской Федерации с учетом региональных особенностей.

Ключевые слова: трудовая миграция в зарубежных странах, интеграция и адаптация трудовых мигрантов в зарубежных странах и Российской Федерации, интеграционные модели в трудовой миграции

INTEGRATION OF MIGRANTS: SEARCH FOR AN EFFECTIVE MODEL

S.G. Zhestyannikov,

deputy chief of UFMS of Russia on the Vologda area

V.Yu. Nazarov,

candidate ofjurisprudence, doctoral candidate of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

N.V. Savelyev,

competitor of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. In the article is analyzed the implementation of various models of the labour migrants integration in foreign countries to borrow their positive experience and to find an effective model of the labour migrants integration in Russian Federation with a glance of regional peculiarities.

Keywords: labour migration in foreign countries, integration and adaptation of labour migrants in foreign countries and Russian Federation, integration models in the labour migration

Одним из социальных последствий глобализации являются миграционные перемещения. Миграции существенно расширяют и изменяют этнокультурный облик государства, одновременно выявляя и обостряя противоречия между различными группами населения, вызывают социальные напряжения.

В связи с этим актуальной задачей для государств — реципиентов становится поиск новых отношений с пребывающими для того, чтобы не только адаптировать и интегрировать их в принимающее общество, но и ориентировать титульное население на толерантное взаимодействие с мигрантами.

Российская Федерация имеет сравнительно небольшой опыт регулирования иммиграционных

процессов. Тем не менее, на сегодняшний день Российская Федерация (12,3 млн.), как страна — получатель международных мигрантов, занимает второе место после Соединенных Штатов Америки (42,8 млн.) и, согласно прогнозам, количество мигрантов будет увеличиваться. Далее следует Германия (10,8 млн.) и Канада (7,2 млн.). Число стран, принимающих более 500.000 международных мигрантов, согласно прогнозам, увеличится с 57 в 1990 г. до 64 в 2010 году1.

С целью выработки эффективной модели интеграции трудовых мигрантов интересен опыт зарубежных стран, которые на протяжении многих лет являются странами — реципиентами иностранной

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

рабочей силы.

Анализ зарубежного опыта в реализации различных интеграционных моделей позволяет сделать вывод о наличии двух основных путей — ассимиляционного и мультикулыурного.

В рамках политики государства, стремящегося к единой национальной идентичности, напримере США, доминировала модель этнической ассимиляции. Формирование единой американской идентичности было образно названо «плавильным котлом». Однако практика продемонстрировала нереалистичность этой модели по следующим причинам2:

— ассимиляция оказывается двусторонним процессом, в результате которого новоприбывающие также оказывают воздействие на принимающее общество;

— не все выразили готовность полностью интегрироваться в культуру страны-реципиента, создавая «параллельные общества» своей родной культуры и языка;

— декларируемые равные права и свободы преимущественно не совпадали с реально проводимой политикой государства.

Поэтому ситуация в некоторых странах, где не сработала теория «плавильного котла», потребовала перехода к политике «признания отличий», или мультикультурализма. Мультикультурализм определяется не как безусловное признание культурных отличий, а как «своего рода компромиссное соглашение между государством, представляющим культуру большинства, и меньшинствами — только при соблюдении последними определенных условий, в первую очередь, признания национально-государственного устройства этой страны»3.

Существует две, прямо противоположные точки зрения на успешность применения политики муль-тикультурализма, как интеграционной модели мигрантов.

Широкое признание получило положение о том, что поддержание культурного многообразия сообществ, формирующихся на основе этничности и идентичности, не противоречит принципу поддержания единства политической нации4. Как успешный опыт политики мультикультурализма, нередко приводится опыт Канады, которая является одной из первых стран, реализующей её в качестве официальной государственной политики после принятия в 1988 году Закона о мультикультурализме.

Вместе с тем, мультикультурализм часто критикуется как способствующий «мозаичности» общества, в первую очередь этнической, затруднению формирования государственной идентичности5. В Германии и других государствах Западной Европы уже открыто заявлятся о крахе политики мульти-культуризма6

Действительно, нельзя не согласиться с тем, что политика в отношении этнических меньшинств, основанная на принципах мультикультурализма, позволяет достаточно успешно решать проблемы собственного расколотого общества, в том числе и снизить накал проблем между основным населением и коренными малочисленными народами. Применение же этого подхода к недавним, преимущественно трудовым мигрантам, приводит к созданию изолированных анклавов с иными принципами культуры и отношениями, чем в обществах принимающих стран.

Исходя из этого, применение политики мульти-культурализма в отношении коренных малочисленных общностей, как одного из способов сохранения межнациональных отношений в полиэтническом государстве, которым является Российская Федерация, необходимо.

С другой стороны, не менее важной остается задача выработки новой интеграционной модели в отношении вновь прибывающих трудовых мигрант-ских сообществ, в которой бы сохранялись и развивались принципы этнического многообразия, но при этом делался бы акцент на социальной интеграции и языково-культурной адаптации мигрантов.

В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года указано, что прямым результатом отсутствия государственных программ адаптации и интеграции является изоляция мигрантов от принимающего социума и нарастание негативного отношения к мигрантам. К организации программ интеграции и адаптации необходимо привлечь все заинтересованные стороны (правительства стран происхождения мигрантов, самих мигрантов, бизнес-структуры, неправительственные организации), в полной мере задействовать потенциал средств массовой информации7.

Именно поэтому в проекте Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, разработанном рабочей группой Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям 27 сентября 2012 года, одной из основных целей государственной национальной политики является обеспечение адаптации и интеграции иммигрантов в российском обществе.

Для реализации этой цели предполагается разработка и принятие программ, направленных на этнокультурное развитие русского и других народов, укрепление единства российской нации, гармонизацию межнациональных отношений, интеграцию и адаптацию внешних и внутренних трудовых мигрантов. Также указывается на необходимость создания в регионах страны сети государственных адаптационных курсов для трудовых мигрантов и

38 -Вестник Московского университета МВД России- № 10 / 2012

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

их детей по изучению языка, истории и культуры народов России.

Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года также предусмотрено создание до 2015 года инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации.

По данным опроса Фонда общественного мнения, проведенного в июле 2012 года, две трети россиян считают, что мигранты должны сохранять свои традиции, но только в частной жизни и в рамках закона. Пятая часть опрошенных — за то, чтобы приезжие перенимали уклад местного населения. 12% участников опроса уверены: ничего плохого, если мигранты сохранят свои традиции и уклад жизни.

Однако интересным является тот факт, что подавляющее большинство опрошенных считает, что обучение мигрантов традициям, укладу жизни и обычаям местного населения должно проходить за счет их собственных средств или за счет средств фирм и организаций, использующих труд мигрантов8.

Поэтому помимо государственных программ необходимо использовать механизмы частно-государственного партнерства. В связи с этим интересным является опыт Вологодской области, где на сегодняшний день действуют уже две Школы мигрантов, где обучение русскому языку, традициям и культуре осуществляется при методической поддержке государственных органов (Управления федеральной миграционной службы России по Вологодской области и Правительства Вологодской области), но за счет средств работодателей, которые привлекают иностранную рабочую силу. Бизнес — структуры, использующие иностранную рабочую силу, заинтересованы в повышении квалификации своих работников, одновременно несут солидарную социальную ответственность за состояние межнациональных отношений в регионе.

Это не исключает реализации других программ по адаптации и интеграции мигрантов, исходя из селективного подхода к разным группам мигрантов, который предлагает Мукомель В.И9.

Программы адаптации и интеграции должны отличаться для трудовых мигрантов, прибывающих в нашу страну на короткий срок с целью получения дополнительного заработка или иностранных граждан, имеющих целью прибытия в Российскую Федерацию получение гражданства и длительное пребывание.

Именно для тех мигрантов, кто собирается остаться в Российской Федерации надолго или навсегда, необходимы государственные программы интеграции, которые будут предполагать комплекс-

ный подход по изучению языка, культуры, правовых норм принимающего государства и, что особенно важно, дальнейшей социализации.

Вместе с тем, анализ различных региональных моделей позволяет сделать вывод об отсутствии единого методологического подхода к реализации данных программ. В связи с чем, необходим анализ лучших практик субъектов Российской Федерации по интеграции трудовых мигрантов, их тиражирование для использования с учетом местных особенностей.

1 Trends in international migrant stock: The 2008 Revision. CD-ROM Documentation. POP/DB/MIG/Stock/Rev/2008 — July 2009/ http://www.un.org/esa/population/migration/UN_MigStock_2008.

2 Междисциплинарный подход как инструмент преодоления кризиса в определении эффективной модели интеграции мигрантов (Трыканова С.А.) «Миграционное право, 2012, №1)

3 Возможна ли мультикультурная модель интеграции мигрантов в России? (О.В.Щедрина), 2004

4 Семененко И.С. Интеграция инокультурных сообществ: западные модели и перспективы для России. // Демократия, управление, культура: проблемные измерения современной политики. Политическая наука: Ежегодник 2006 / Российская ассоциация политической науки; Гл. ред. А.И.Соловьев. — М.: РОССПЭН, 2007. C.302-327.

5 Мультикультурализм и трансформации постсоветских обществ /Под ред.В.С.Малахова и В.А. Тишкова. М., 2002

6 Демчук С.Д. Перспективы миграционной политики и её законодательное регулирование/ Миграционное право, 2011, №4

7 Сайт www.kremlin.ru

8 http://fom.ru/obshchestvo/10465

9 Мукомель В.И. «Этническая идентификация: нерусские среди русских, русские за рубежом/ Мир России. 2011. № 1

1 Гегель г. Философия права. М., 1990. С. 234.

2 Абдулатипов Р. г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Славянский диалог, 2000. С. 33.

3 Там же. С. 27.

4 Конституционное право: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.,

1998. С. 132.

5 Patomaki H., Pyrsiainen Ch. Against the state, with (in) the state, or a transna-tional creation: Russian civil society in the making? Helsinki, 1998. P. 34.

6 Там же. P. 35—36.

7 Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Рецензия на: Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт // Государство и право. 1999. № 11. С. 112.

8 Многочисленные противоречия и неувязки в законах — следствие компро-миссов правящих и олигархических группировок, каждая из которых тянет канат в свою сторону. Общественное влияние в этом процессе сведено к нулю.

9 Становление гражданского общества в России (правовой аспект). Саратов, 2002. С. 141.

10 Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М.,

1999. С. 119—123.

11 Баранов П.П. Институты гражданского общества в правовом пространстве современной России / Дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 200 С. 115.

12 Аринин А.Н. Права и свободы человека и эффективное развитие России // Общественные науки и современность. 2002. № 1. С. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.