сети необусловленных экономией издержек скидок под угрозой отказа от заключения договора или от продолжения договорных отношений) и наиболее распространенной формой неценовой дискриминации (отсрочки платежа) возникли другие формы неценовой дискриминации, круг которых постоянно расширяется.
К ним относятся:
- плата за вход или оплата места на полке (производитель платит торговой сети в зависимости от торговой площади, занятой под выкладку продукции);
- бонусы продукцией (по итогам отчетного периода в зависимости от объемов реализации производитель поставляет часть своей продукции в торговую сеть без оплаты ее стоимости);
- плата за маркетинг (оплата торговой сети за продвижение, так называемых, промакций (про-моушен-акций);
- широкое применение «ретро»-скидок и «ретро»-бонусов, то есть скидок и бонусов, которые
предоставляются поставщиком после завершения отчетного периода при достижении определенного объема поставок в данную торговую сеть;
- другие формы платежей, которые не вписываются в действующее российское налоговое и гражданское законодательство и создают проблемы при расчете налога на прибыль и НДС.
Поэтому, после изучения новейших тенденций в деятельности холдинговых структур, нами предложена схема вертикальной иерархии, интегратором в которой выступала бы торговая сеть (рис. З).
Источники
1. Peter Kraljic «Purchasing must become supply management» Harvard Business Review (сентябрь-октябрь 1983).
2. Каплински Р., Моррис М. Руководство по проведению исследования цепочек накопленной стоимости. - М.: ГУ-ВШЭ, 2004.
ИНТЕГРАЦИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НА РЫНКЕ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
С.С. Сушенцова, к.э.н., доц., рук. отд. Всероссийского НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве, П.Л. Пронченко, мл. науч. сотр.
Наибольший удельный вес в валовом производстве молока в последнее время приходится на малые формы хозяйствовании (МФХ), прежде всего личные подсобные хозяйства (ЛПХ), доля производства в которых в 2008 г. составляла 55,7% общего его объема. Крестьянские (фермерские) хозяйства, по данным официальной статистики, в 2008 г. произвели 4,3% данного вида продукции. Столь невысокий процент объясняется сокрытием реальных результатов производства продукции животноводства фермерами, а также низким уровнем специализации
хозяйств в данной отрасли. Последнее обусловлено высокой себестоимостью, трудоемкостью производства и скоропортящимся характером животноводческой продукции, низким уровнем цен на нее и т.д. Одним из направлений в решении проблемы развития молочного скотоводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах и товарных ЛПХ является совершенствование инфраструктуры сбыта молока. Тем более, что необходимость решения проблемы продвижения создаваемой в малых формах хозяйствования продукции назрела уже давно.
Потребители
Рисунок 1. Цепочка движения товара на рынке молока и молочной продукции
Основными потребителями сырого молока являются перерабатывающие предприятия. У отечественных переработчиков молока существуют два канала поставки сырья - это импортное сухое молоко и отечественные поставщики цельного продукта (рис. 1). Серьезное положение в цепочке сбыта молочной продукции занимают дистрибьюторские оптовые компании. Они же имеют достаточно большой удельный вес в структуре цены конечной продукции. Так, в летний период 2009 г. себестоимость 1 кг мо-
лока составляла в среднем 11 руб., а закупочные цены - 9-10 руб., на 1 марта 2010 г. средняя цена закупки установилась на уровне 12,3 руб., а средняя розничная цена - 27,7 руб. [1].
Следовательно, торговая наценка, приходящаяся на дистрибьюторские (оптовые) компании и розницу, составляла 125%. Рентабельность сельхозпроизводителя возможно повысить путем оптимизации сбыта продукции, в первую очередь, изменения структуры каналов ее реализации.
Согласно исследованию компании Маркет Аналитика, 21,5% молочной продукции реализуется через киоски, более половины (52,7%) - через сетевые супермаркеты, а около 26% - через продуктовые магазины и универсамы (рис. 2).
Анализ показывает, что доля сетевого сегмента постоянно растет, но сетевая розница диктует свои условия ценообразования на рынке, даже крупным производителям: «Вимм-Билль-Данн», «Юнимилк», «Данон», «Эрман» предпочитают работать с крупными, стандартизированными партиями. При этом, чем дороже продукт (например, йогурты, сырки), тем выше наценка.
Несмотря на то, что дистрибуция молока, сметаны и творога через киоски и павильоны составляет 1,8, 1,6, 0,7% соответственно от всего объема продаваемой молочной продукции, данный канал сбыта является в настоящее время наиболее доступным для малых форм хозяйствования. Поэтому тактическую задачу для фермеров и владельцев товарных ЛПХ можно определить как выход на данный канал дистрибуции. Однако, для ее выполнения необходима переработка сырого молока. Но, как показал опыт, фермерам не всегда под силу самостоятельное строительство перерабатывающих
цехов. К тому же мощности даже миницехов часто остаются недозагруженными. В связи с этим их целесообразно строить на кооперативной основе. Оптимальной схемой может быть создание потребительских перерабатывающих и сбытовых кооперативов, а в дальнейшем участие их в работе саморегу-лируемых организаций (СРО).
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 315-Ф3 «О саморе-гулируемых организациях», СРО признаются некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг); либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида, созданные в целях снижения чрезмерного вмешательства государства в предпринимательскую сферу путем разработки и установления стандартов и правил указанной деятельности, а также контроля за соблюдением их требований. Например, согласно действующему законодательству, потребительские кооперативы обязаны входить в региональную само-регулируемую ревизионную организацию.
Рисунок 2. Дистрибуция различных видов молочной продукции в зависимости от формата
торговли, в % от общего объема молочной продукции [2]
Система региональных СРО может составить серьезную конкуренцию дистрибьюторам в цепочке сбыта продукции МФХ. Более того, СРО является некоммерческой организацией, поэтому сегодняшняя прибыль дистрибьютора будет оставаться в перерабатывающих и сбытовых кооперативах, у фермеров и владельцев товарных личных подсобных хозяйств.
Наше исследование показало, что фермеры и владельцы ЛПХ на рынке сетевой розницы практически не присутствуют. Поэтому использование данного канала является стратегической задачей повышения эффективности сбыта их продукции. Однако, при этом необходимо учитывать, что у магазинов сетевой розницы сложные для МФХ условия по отсрочке платежа и высокие требования к упаковке и маркировке продукции. Для решения этих вопросов целесообразна консолидация усилий сетевой розницы и крестьянских (фермерских), и личных подсобных хозяйств по созданию privat label в рамках СРО.
Privat label - собственная торговая марка (СТМ) - продукция, маркируемая брендом торговой сети. По данным исследовательской компании ACNielsen, частные марки занимают 17% мирового рынка товаров повседневного спроса, а их продажи
растут в два с половиной раза быстрее, чем у других брендов. В России данная схема взаимодействия сетевой розницы и переработчиков молока находится на начальном этапе. Собственные торговые марки есть у лидеров сетевой розницы: Перекрестка, Магнита, Копейки. Например, на 1 марта 2010 г. стоимость 1 л молока 3,2% жирности в полиэтиленовом пакете, продаваемого в «Перекрестке» под СТМ «Красная Цена», составила 24,9 руб. Цены на молоко других производителей превышают 30 руб.
Саморегулируемые организации при этом могли бы выполнять представительские функции, осуществляя переговоры по условиям участия МФХ в создании и поддержке СТМ. Гарантией выполнения требований розничных сетей является возможность СРО осуществлять контроль за своими членами, устанавливать стандарты и нормативы, а также штрафные санкции при их несоблюдении. Более того, саморегулируемая организация имеет право получать информацию от государственных властей, участвовать в обсуждении федеральных законов, вносить свои предложения и оспаривать решения и действия госорганов.
В рамках СРО упрощается процесс маркетинговых исследований, результаты которых особенно
важны для организации как сбытовой, так и производственной деятельности малых форм хозяйствования. Так, отслеживание специалистами маркетинговых отделов партнерского поведения и платежной дисциплины торговых сетей позволит решить проблему больших отсрочек платежей с их стороны за поставленную фермерами продукцию. В результате интеграции интересов владельцев малых форм хозяйствования, им открывается также возможность использования факторинговых схем с участием банков. Существует две формы факторинга: регрессный и без регресса. Регрессный факторинг, в принципе, не интересен для производителей, так как в соответствии с федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.02.2009 г. максимальная отсрочка платежа привязана к срокам годности на продовольственную продукцию. В связи с неплатежами сетей, на первом этапе взаимодействия сети и производителя, интересен факторинг без регресса, т.е. финансовая услуга, в рамках которой банк предоставляет поставщику финансирование в размере до 100% от суммы уступленного денежного требования и принимает на себя риск неисполнения или ненадлежащего исполнения дебитором своих обязательств по оплате товара. При этом банк полностью страхует кредитные (риск неплатежа) и ликвидные (несвоевременная оплата) риски кредитора.
Маркетинговые функции саморегулируемых организаций могли бы способствовать росту эффек-
тивности отрасли в целом. Например, в США Калифорнийская ассоциация производителей молока (California Milk Processor Board) запустила социальную рекламу «Got Milk?» [3]. В рамках данной концепции рекламному агентству оплачивается разработка рекламной компании по популяризации потребления молока у населения по сравнению с безалкогольными напитками, данная программа действует уже 15 лет. В России агрессивную рекламную политику проводят только крупные производители молока. И только лишь 3 марта 2010 г. на съезде Союза национальных производителей молока были озвучены намерения по консолидации усилий в области создания социальной рекламы.
Итак, развитие интеграции К(Ф)Х и товарных ЛПХ в рамках кооперативов и саморегулируемых организаций открывает владельцам этих хозяйств дополнительные возможности по расширению рынка сбыта их продукции. Однако, следует отметить, что широкомасштабная реализация этого процесса в настоящее время требует активного стимулирования и продвижения со стороны государства и отраслевых союзов.
Источники
1. Сайт Национального союза производителей молока // www.souyzmoloko.ru
2. Маркет Аналитика. Российский рынок молочной продукции. Маркетинговое исследование. Август 2009 г. // www.marketanalitika.ru.
3. California Milk Processor Board // www.gotmilk.com
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОЛОЧНОПРОДУКТОВЫМ ПОДКОМПЛЕКСОМ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
С.В. Котеев, к.э.н., доц., ведущий науч. сотр, Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова
Одной из главных функций системы управления, как известно, является прогнозирование и планирование экономического развития страны, региона, отрасли, предприятия. С этого начинается менеджмент, а по итогам выполнения стратегических и тактических планов можно судить об уровне управления и его эффективности. Решение этих проблем многократно усложняется в связи с высокой ролью и специфическими особенностями молочнопродуктового подкомплекса, которому отводится значительная роль в системе всего агропромышленного комплекса России. Более 70% сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) и хозяйств населения страны специализируются в скотоводческом направлении. В России на долю скотоводства приходится самый большой процент выручки, полученной от реализации всех видов продукции.
Для восстановления деятельности молочнопродуктового подкомплекса необходимо затрачивать огромные средства на создание материальнотехнической базы подкомплекса: строительство дорогостоящих помещений для скота; закупка и установление новейшего технологического оборудования; создание условий для повышения генетического потенциала коров, способных давать гораздо больше высококачественных молока и мяса; улучшение условий их содержания и многие другие затраты денежно-материальных и трудовых ресурсов. Проблема усложняется длинным технологическим и биолого-физиологическим циклом.
Проблемы развития молочнопродуктового подкомплекса заключаются еще и в том, что многое, соз-
данное за годы существования административнокомандной системы, разрушилось, и начинать необходимо почти с нуля.
Как нам представляется, генеральная линия развития молочнопродуктового подкомплекса - это эффективное использование собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей и средств, выделяемых по бюджету, привлечение крупных инвесторов, которые способны вложить огромные суммы в развитие сельского хозяйства. Но инвесторы
- бизнесмены, если нет необходимого дохода, то и нет инвесторов. В этой связи, чтобы обеспечить высокую окупаемость всех вложенных средств, необходимо разработать целостную систему управления молочнопродуктовым подкомплексом. Для эффективного использования инвестиций необходимо разработать инновационные планы, где должны быть указаны многие факторы окупаемости вложенных средств. Если только инвестор убедится, что он получит определенную прибыль, то начнет включать свои средства.
На уровне сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств проблемы управления производством носят общий характер. Здесь создание каких-то новых организационных структур предусматривать не следует. Тем не менее, учитывая размеры производства, обеспеченность рабочей силой населенных пунктов, велика необходимость в углублении его специализации на основе концентрации. Это, прежде всего, касается сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.