ИНТЕГРАЦИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОБЩЕСТВО ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ
© Дзюба Д.Н.*
Вятский государственный университет, г. Киров
В настоящее время в именно музейном деле происходит актуализация внедрений различных инноваций, которые получают свое отражение, в том числе в пространстве Интернета. Новейшие технологии и электронные СМИ содействуют развитию возникновению интереса к искусству у самой разнообразной Интернет-аудитории и в частности людям с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: Интернет, массовые коммуникации, люди с ограниченными возможностями, виртуальные музеи.
Развитие средств массовой коммуникации во второй половине ХХ века привело к серьезным изменениям в жизни современного общества. Телевидение пришло в жизнь целых народов и является частью его быта; его международный характер и принцип распространения информации посредством сети, выработал заново потерянное много веков назад ощущение племенного единства. Вследствие этого возникают одни привычки, понятия и стереотипы поведения, внушенные телевидением. Работая круглосуточно, изо дня в день уже много десятилетий, телевидение вырабатывает новые человеческие общности - «квазиэлектронные деревни, жителем одной из которых человек становится неосознанно, под влиянием личных склонностей и пристрастий» [1].
Географическое положение человека, а также его материальный достаток теряют свое значение: через Всемирную Сеть любой может контактировать с новыми людьми по всему миру, работать дистанционно и зарабатывать деньги, которые будут присылать из другой страны. Систематически у каждого человека возникает виртуальный двойник, которого знают сотни людей через общение по Интернету. Пользователи могут никогда не видеть реального человека и не представлять, как он выглядит в реальной жизни, однако они могут полюбить и подружиться с его виртуальным двойником, который им дают элекгронные средства коммуникации. Вследствие, у человека формируется свой характерный круг общения, не привязанный географической местности -новая виртуальная ячейка постиндустриального общества.
Растёт не только количество пользователей сети «Интернет», - экспоненциально увеличивается её информационное разнообразие: по состоянию на 1 мая 2012 года, в сети «Интернет» работало 662 миллиона web-сайтов [2].
Аспирант.
46
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Так же стоит отметить, что сеть «Интернет» является крупнейшим работодателем, в том числе для людей с ограниченными возможностями, и культурно-досуговой средой массового пользования.
По состоянию на октябрь 2010 года в Российской Федерации насчитывается свыше 13 миллионов инвалидов. При этом они распределены по группам инвалидности. К первой, самой тяжёлой группе инвалидности относятся 1,9 миллиона человек. Ко второй группе инвалидности относится около 7 миллионов человек. И третью группу инвалидности составляют 3,76 миллионов человек. Отдельная учитываемая категория - это дети-инвалиды. В России сегодня 545 тысяч человек имеют статус детей-инвалидов. В эту категорию попадают люди от 0 до 18 лет.
Именно люди с ограниченными возможностями нуждается в ценностной ориентации. Каждой личности присуще стремления к самовыражению и к самоутверждению. Любой человек, в том числе и с ограниченными возможностями, зайдя во Всемирную Сеть, имеет возможность открыто выказать своё субъективное мнение к важным событиям, произошедшим в мире - это другое психическое состояние, другой взгляд, где не последнее место занимает индивидуальная активность. Человек сам находит информацию для сравнения в других источниках, в собственном образовании и личной ментальности.
Исследователи замечают, что именно Интернет открывает новый период развития человеческого творчества, способствуя появлению новых идей и форм.
Так как потребность любого человека является стремление познать смысл окружающей действительности, своего места в мире и утверждения в нем. Реализация этих экзистенциальных потребностей возможно именно благодаря виртуальным музеям.
Понятие виртуальный музей вошло в жизнь людей живущих в сети в конце прошлого века, начиная с середины 90-х годов. Сейчас в сети Интернет с помощью поисковых систем можно найти более тысячи электронных музеев с таким названием.
Интернет дает людям с ограниченными возможностями шанс посетить не только отечественные музеи, но и побывать в знаменитых музеях других стран.
Так, например, можно посетить Лувр и пройтись по его залам. На сервере «Музеи России» мы можем найти такие музеи, как «Государственный историко-культурный музей-заповедник», «Третьяковская галерея», «Государственный Эрмитаж), «Государственный Русский музей» «Московский Кремль» и другие.
Во многих галереях можно приобрести понравившуюся картину или, например, заказать свой портрет одному из художников. Конечно, не каждый музей или галерея имеет собственный ресурс в Сети. Однако, количество их настолько велико, что практически каждый сможет найти себе что-
Культурология
47
нибудь по вкусу, тем более что количество ресурсов, посвященных искусству и культуре, растет день ото дня.
Виртуальные музеи обеспечивают бесплатный доступ к культурным достижениям для всех социальных групп, в том числе для людей-инвалидов и являются фактором вовлечения населения в мир культуры.
Так, например, виртуальные музеи могут обеспечить работой значительное количество людей, включая людей с различной группой инвалидности.
Стоит отметить, что Интернет превратился в крупного работодателя; в нем нашли работу тысячи специалистов. В России насчитывается 2136[3] Интернет-провайдеров, организаций, предоставляющих услуги доступа к сети «Интернет» и иные связанные с Интернетом услуги, из них 661 - в Центральном федеральном округе.
В компании Google в 2003 году общий штат насчитывал 1,6 тысячи человек. В начале 2011 года общее количество работников корпорации составило 24,4 тысячи человек [4].
Команда Яндекса насчитывает более 4000 сотрудников [5] и «постоянно ищет талантливых людей». В компании Mail.Ru работает 2450 человек [6].
Однако у людей с ограниченными возможностями существует тенденция слияния досуга (свободное время) и надомной работы (способа борьбы с бедностью). В наше время хобби, означающее увлечение, любимое занятие, которым регулярно занимаются на досуге, представляет собой одновременно экономически целесообразный труд и приятную, доставляющую удовольствие деятельность. Хобби помогает человеку самореализоваться, проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны. В иерархии потребностей А.Х. Маслоу самореализация - высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Специалисты говорят о необходимости социально-культурной поддержки хобби как личностной любительской инициативы [7]. Виртуальные музеи являются незаменимым ресурсом для такой поддержки.
Существует множество видов хобби: строительство моделей самолётов, танков, кораблей, рукоделие, роспись по стеклу, живопись и т.д. Сегодня данный вид деятельности - это один из главных способов адаптации к современным условиям жизни людей с ограниченными возможностями, пенсионеров и женщин с детьми.
Безусловно, информационные технологии содействуют увеличению занятости за счёт возможности удалённого доступа к российским и мировым информационным ресурсам. Происходит развитие интеллектуальных ресурсов общества и его интеллектуального потенциала, повышается качество жизни. И виртуальные музеи могли бы создать доступные условия вовлечения в мир культуры для людей с ограниченными возможностями.
Подводя итог, стоит сказать, что по роду своей деятельности музеи ориентированы на широкие слои населения. Однако чаще, чем хотелось бы,
48
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
мероприятия музея не привлекают того внимания посетителей, на которое они могли бы рассчитывать. Одной из возможных причин сложившейся ситуации может быть отсутствие эффективного посредника в сотрудничестве музея с посетителем - площадки в сети Интернет. А значит, необходимо активно внедрить в музейную среду современные мультимедийные технологии и разработать собственную интерактивную информационную систему - сайт учреждения, который будет не полезен людям с ограниченными возможностями. Так как центральной функцией виртуальных музеев является социальная функция.
Миллионы людей с ограниченными возможностями нуждаются прежде всего, в социальной адаптации. Виртуальные музеи могли бы помочь разрешить проблему социальной адаптации инвалидов.
Эта новая среда создает новые представления о меняющемся мире. Так же принципиально иной характер взаимодействия пользователей-зрителей с произведением искусства, а, следовательно, нужна площадка для данного формирования. И если рассматривать перспективы использования технологий для создания новых форм для его познания, то прогресс в компьютерных технологиях предлагает большие возможности в данной сфере.
Список литературы:
1. Тетерин С. Городские Туны // Русский журнал. - 2000. - № 3 - С. 26-28.
2. May 2012 Web Server Survey [Электронный ресурс] // Netcraft LTD. -[2002-2012]. - Режим доступа: http://news.netcraft.com/archives/2012/05/02/ mav-2012-web-server-survev.html (дата обращения: 22.07.2012).
3. Каталог интернет-провайдеров [Электронный ресурс] // «2ip.ru». -[2006-2012]. - Режим доступа: http://2ip.ru/catalog/ (дата обращения: 23.07. 2012).
4. Google собирается увеличить штат сотрудников на 25 % [Электронный ресурс] // «Тематические Медиа». - [2006-2012]. - Дата обновления: 26.01.2011. - Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/l12568/ (дата обращения: 23.07.2012).
5. Общие требования и условия работы в Яндексе [Электронный ресурс] // ООО «Яндекс». - [1997-2012]. - Режим доступа: http://company. yandex.ru/job/vacancies/ask.xml (дата обращения: 23.07.2012).
6. Сколько Mail.Ru заработала в I полугодии 2011 года [Электронный ресурс] // UTLab. - [2009-2012]. - Дата обновления: 31.08.2011. - Режим доступа: http://www.utlab.ru/news/SkolkoMailRuzarabotalavIpolugodii2011goda/ (дата обращения: 23.07.2012).
7. Верещагина И.М. Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / И.М. Верещагина. - Барнаул, 2007. - 20 с.