Е. В. Сапир, Д. А. Пивень
ИНТЕГРАЦИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ И ЕЕ ФАКТОРЫ
Аннотация
В статье исследуются проблемы интеграции локальных территориальных субъектов в региональную экономическую систему в форме создания территориальной агломерации. Определяются базовые критерии комплексного социально-экономического развития территорий: экономический, технологический, социальный, управленческий. Доказывается, что факторы интеграции региональной экономической системы напрямую связаны с принципами формирования агломерации: территориальной компактностью, наличием мощного транспортного узла, концентрацией высокотехнологичных производств, сетевыми бизнес-связями.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Проект «Модель интегрирования российского региона в мировую хозяйственную сферу через развитие и адаптацию новых организационных структур» № 15-32-01043.
Ключевые слова
Территориальная агломерация, интеграция, локальные территориальные субъекты, региональная экономическая система.
E. V. Sapir, D. A. Piven
INTEGRATION OF LOCAL REGIONAL ACTORS IN THE REGIONAL ECONOMIC SYSTEM AND ITS FACTORS
Annotation
Article deals with economic integration issues in regional economic systems. Basic criteria for complex socio-economic regional development are identified such as economic, technological, social and managerial. Authors argue that regional integration drivers are linked to principals of agglomeration formation: compact arrangements, diverted transport hub, hi-tech industries' concentration and networked business chains.
Research is executed in case of a financial support of RGNF. Project «Model of integration of Russian region to world economic sphere through development and adaptation of new organizational structures» № 15-32-01043.
Keywords
Local aglomeration, integration, local economic agents, regional economic system.
Интеграционные процессы, происходящие в локальных территориальных субъектах современной экономики, характеризуются постоянным усложнением форм их социально-экономической организации [3, с. 80]. Это связано, во-первых, с воздействием большого числа факторов (не только экономических) на поведение субъектов хозяйственной деятельности и, во-вторых, со значительным ростом технологических вызовов и неопределенностей внешней среды [7, с. 93].
Интеграция локальных территориальных субъектов в региональную экономическую систему должна, как доказано в литературе [6, с. 98-100], удовлетворять четырем базовым критериям, определяющим комплексное социально-экономическое развитие территории: экономическому, технологическому, социальному, управленческому.
Экономический критерий в нашем исследовании является важнейшим, так как мы рассматриваем локальный субъ-
ект в первую очередь как сторону экономических отношений. Этот критерий, по нашему мнению, означает обеспечение условий для повышения эффективности использования ресурсов, конкурентоспособности, улучшения позиционирования на приоритетных внешних и внутренних рынках, а также для устойчивого благосостояния локального сообщества в средне- и долгосрочной перспективе. Локальный территориальный субъект может стать продуктивным и эффективным инструментом управления и стимулирования экономического и социального развития территории, если позволить сети кооперационных, партнерских и конкурентных отношений между разномасштабными и разноплановыми резидентами обеспечить мобилизацию частных инициатив и ресурсов в рамках проектов, недоступных каждому участнику по отдельности.
Технологический критерий означает создание пространства для спроса на высокотехнологичную продукцию, придающее смысл деятельности высокотехнологичного сектора агломерации и означающее переход от точечных прорывов на отдельных направлениях к решению системных социально-экономических задач экономики региона.
Социальный критерий означает создание креативного класса — региональной элиты, ориентированной на инновации, генерацию знаний и технологий, а не на распределение ренты и вывод за рубеж капитала. Этот критерий коррелирует с местными социальными механизмами, определяющими отношение людей к работе [2, с. 78].
Управленческий критерий означает формирование новой системы стратегического управления на локальном (региональном) уровне. Под внешней средой следует понимать выходящую за пределы локальной системы совокупность социально-экономических субъектов и отношений между ними, природных, технологических, политических и других условий и факторов, оказывающих как прямое,
так и опосредованное воздействие на структуру и динамику исходной системы. «Поскольку наиболее слабым звеном современной российской экономики является промышленность, точнее реальный сектор в целом, включая транспортную инфраструктуру и аграрный комплекс, — пишут Андрей Нещадин и Раффэль Фат-тахов, — ведущим направлением модернизации экономики должны стать комплексная и кластерная политика развития приоритетных секторов и комплексов территории, конкурентоспособных не только внутри страны, но и на мировом уровне» [6, с. 99].
Региональная экономическая интеграция представляет собой процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда хозяйств, который охватывает экономический обмен и сферу производства агломерации. Как и в любом процессе, в процессе создания и интеграции агломерации существуют свои «естественные» и административные (институциональные) предпосылки и условия для интеграции локальных территориальных субъектов во внешнюю среду: на уровне региона, межрегиональном уровне, уровне страны или в мировое экономическое пространство [1, с. 178179]. Под «естественными» предпосылками или факторами мы понимаем исторически сложившиеся системы отношений как между субъектами внутри агломерации, так и между внешней средой и самой агломерацией. Так, к внешней среде в вертикальной иерархии могут быть отнесены: регионы (субъекты Федерации), муниципальные районы, города, сельские поселения, которые не вошли в состав агломерирующихся субъектов, но которые, в свою очередь, являются потребителями и контрагентами агломерации как воспроизводственной системы. Административные (институциональные) предпосылки — это такие факторы, которые инициируются как правительством самого субъекта, так и национальным правительством. Во многом они определяют процедуры взаимодействия между объектами разных уровней. Эти процеду-
ры являются внешним фоном, характеризующим структуру связей между объектами и их свойствами.
Как отмечал один из основоположников институциональной теории Д. Норт, «главная роль, которую институты играют в обществе, заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой (хотя и не обязательно эффективной) структуры взаимодействия между людьми» [8, с. 21]. Одну из главенствующих ролей приобретает институционализация среды, содействующая инновациям и организационным изменениям во всех сферах общественной жизни. Сегодня в экономической теории институциональная среда рассматривается как взаимосвязанная система формальных и неформальных ограничений, формирующая набор альтернатив для экономических агентов.
Непосредственно и «естественные» и институциональные факторы интеграции региональной экономической системы напрямую связаны с принципами формирования агломерации.
1. Компактное расположение населенных пунктов обеспечивает: поддержку развитой транспортной инфраструктуры с наличием транспортных коридоров, позволяющих более эффективно объединять субъекты экономических отношений и взаимодействовать (железнодорожный транспорт, аэропорт, электропоезда, автобусы, теплоходы и т. п.); общность средств доставки трудовых ресурсов (население) и грузов; возможность маятниковых миграций с не более чем 1,5-часовой доступностью до города-ядра.
2. Наличие мощного транспортного узла (аэропорта-хаба) позволяет: позиционировать агломерацию не только как центр притяжения деловой активности и ресурсов внутри региона, но и как межрегиональный транспортно-логистический центр; получать не только дополнительные инвестиции в эту сферу, но и создавать дополнительные рабочие места; пополнять доходную часть регионального и местных бюджетов.
3. Концентрация высокотехнологичного производства и человеческого капитала: формирует центр притяжения капиталов (финансового, трудового, товарного, денежного, интеллектуального и т. д.); обеспечивает инвестиционную привлекательность агломерации; обеспечивает достижение стратегических целей в процессе инновационного развития кадрами, обладающими необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками [10, с. 50].
4. Наличие сетевого механизма взаимодействия субъектов внутри агломерации обеспечивает формирование системы устойчивых, прочных интеграционных связей: экономических, трудовых, культурно-бытовых, рекреационных, административно-политических и организационно-хозяйственных: тесные экономические связи устанавливаются и упрочняются через специализацию, диверсификацию, комбинирование и кооперирование производства предприятий различных секторов и звеньев цепочки стоимости; тесные трудовые связи возникают, когда в пределах агломерации происходят маятниковые трудовые миграции между городом-ядром и поседениями периферийной зоны; тесные культурно-бытовые и рекреационные связи закрепляются в культурной экосистеме, когда учреждения или места отдыха одного или нескольких поселений частично обслуживают жителей других поседений; тесные административно-политические и организационно-хозяйственные связи сопровождаются регулярными деловыми поездками между поселениями агломерации по делам бизнеса, службы и общественной работы [11].
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ предусматривает создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территории и обеспечивающий приток инвестиций, инноваций и технологического прогресса в экономику. Кластерный подход позволяет повысить конкурентоспособность экономики локального субъ-
екта, обеспечивая ей уникальный профиль на макрорегиональном и глобальном уровне. Проведенное исследование позволяет выявить стратегические факторы развития локальной экономической системы нового типа: политика развития приоритетных секторов и комплексов на мезо- и макроуровне; стратегия развития экономики и реального сектора, сориентированная на завоевание новых позиций на мировых рынках; развитие системы государственно-частного партнерства; модернизация профессионального образования; усовершенствование политики на местах, с ориентацией на результат; формирование системы стратегического управления территорией и улучшение инвестиционного и предпринимательского климата.
Реалистичная оценка потенциала агломерации и его динамики предусматривает выбор наиболее привлекательного варианта траектории развития с точки зрения желаемого результата и поддержания долгосрочной устойчивости системы. Систематизация, анализ и устранение негативных факторов, воздействующих на систему, способствует активации точек роста и поддержанию сбалансированного состояния системы в процессе развития и функционирования агломерации в рамках выбранной траектории движения и стратегии. Для формирования более эффективной системы, приводящей ее к равновесию на качественно новом уровне развития, требуется повышенный приток ресурсов. Для агломерации как социально-экономической системы это дополнительный капитал, знания, новые технологии, материальные ресурсы, трудовые ресурсы с соответствующими компетенциями, навыками и квалификацией и т. п. Приток ресурсов способствует самоорганизации системы, отток же — снижает ее потенциал и возможность к развитию.
Формирование целевых установок развития социально-экономической системы, которое всецело опирается на результаты стратегического анализа внешней и внутренней среды, резидентов, сильных и слабых сторон и потенциала
развития самой агломерации, благоприятствующих устойчивому развитию, позволяет научно обосновать долгосрочную политику участников агломерации и регионального правительства по исполнению целевых, стратегических ориентиров, внедрению данных целей и задач в стратегию социально-экономического развития субъекта Федерации, воплощению в различные стратегические документы (стратегии развития муниципальных образований, секторальные стратегии развития и т. п.).
Выявление факторов интеграции локальных территориальных субъектов в экономику региона позволило проанализировать элементы повышения конкурентоспособности территорий и их хозяйствующих субъектов в рамках создания территориальной агломерации. На основании изучения результатов работ
A. П. Панкрухина [9], С. С. Мишурова,
B. Н. Щукова [5], В. Н. Лексина [4] и дальнейшего исследования нами выделены основные целевые ориентиры в зависимости от целевого сегмента агломерации: экономика и производство, территория, население, культура и наука.
Целевые ориентиры определяют задачи, в их числе: выход на новый уровень сотрудничества административных структур, модернизация и интеграция коммунальных ресурсов для создания на объединенной территории новых предприятий и жилых домов, обеспечение общественной безопасности на качественно новом уровне за счет совместной закупки современного спасательного и пожарного оборудования, повышение эффективности городского строительства и координации развития за счет совместной разработки плана развития и единой градостроительной политики.
Взаимосвязанность задач и принципов агломерации, исследуемых в данном разделе, позволяет нам резуль-тировать исследование в установлении последствий формирования агломераций как новейших интегрированных территориально-воспроизводственных структур в матрицу (табл. 1).
Таблица 1 — Матрица задач, преимуществ и последствий создания территориальных агломераций
^^^^^^Пцеимущества Задачи Общая целеориентация Консолидация ресурсов Эффект масштаба
Повышение туристической привлекательности Создание и реализация проектов, направленных на развитие туристических зон, основанных на специализации Доступность ресурсной базы для реализации и функционирования проектов туристического сектора Создание уникального и диверсифицированного кейса туристических услуг
Развитие инфраструктуры Разработка и реализация обоснованных и эффективных проектов Создание транспортных коридоров стратегического значения Снижение издержек на реализацию и эксплуатацию объектов инфраструктуры
Улучшение экологической обстановки Проведение общей экологической политики (выравнивание депрессивных точек) Реализация проектов, связанных с охраной природной среды Создание крупных проектов, действующих в нескольких субъектах агломерации
Развитие бизнес-среды и инвестиционного климата (повышение конкурентоспособности области) Создание положительного инвестиционного имиджа области. Повышение эффективности государственной поддержки бизнеса. Создание общей стратегии реализации конкурентных преимуществ Создание индустриальных парков и инвестиционных площадок Выход на мировой рынок. Повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов
Повышение уровня жизни и благосостояния населения Создание и реализация общей стратегии повышения уровня жизни и благосостояния населения Возможность реализации проектов в социальной сфере Снижение бюджетных расходов на предоставление общественных гарантий и услуг
Формирование территориальной агломерации дает такие преимущества, как: развитие субъектов муниципального уровня (особенно малые и средние города) и реорганизация сельской местности; прирост числа поселений, обладающих привлекательной социально-экономической средой; предоставление всем жителям территории агломерации в полном масштабе доступа к трудовым, медицинским, образовательным, культурно-рекреационным и другим объектам и услугам.
Таким образом, интеграция локальных хозяйственных субъектов, оформление связей пространственного и экономического развития территорий, облегчающая совместное финансирова-
ние закупок оборудования и оплаты мероприятий по техническому обслуживанию дорог, получение грантов и субсидий от государства, и т. п. превращает агломерацию в эффективный механизм развития территории, направленный на обеспечение устойчивого роста и повышение социально-экономического благосостояния региона. Согласованное решение поставленных задач по улучшению инвестиционного климата, стратегического управления, проектного подхода, совершенствование межбюджетных отношений позволит наполнить новым смыслом российский федерализм и сформировать устойчивую модель многополюсного развития экономики.
Библиографический список
1. Андреева, Е. Л., Ратнер, А. В.
Роль межрегионального сотрудничества в социально-экономическом развитии региона // Экономика региона. — 2011. — № 1. — С. 176-181.
2. Буторина, О. В. Европейский союз после кризиса: упадок или возрождение? // Вестник МГИМО Университета. — 2013. — № 4 (31).
3. Завьялов, А. Инновационная адаптация региональной социально-экономической системы: влияние межу-ровневых взаимодействий [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы экономических наук. — 2011. — Вып. 21-1. — Режим доступа : Ьйр://суЬег leninka.ru/arti cle/n/innovatsi оппауа-аёар 1а181уа-ге§юпа1поу-8о181а1по-екопот1сЬе8 koy-sistemy-k-us1oviyam-vozrastayuschey-пеоргеёе1 ennosti -konkurentnoy- sredy.
4. Лексин, В. Н. К методологии исследования и регулирования процессов территориального развития // Регион: экономика и социология. — 2009. — № 3. — С. 19-40.
5. Мишуров, С. С., Щуков, В. Н. Основы регионалистики. — Иваново : ИГТА, 2003.
6. Нещадин, А., Фаттахов, Р. О формировании территориальных инновационных кластеров в России // Общество и экономика. — 2012. — № 5. — С. 98-116.
7. Никонова, А. Самоорганизация в стратегическом управлении сложными системами // Проблемы теории и практики управления. — 2012. — № 9-10. — С. 92-99.
8. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М. : Начала, 1997.
9. Панкрухин, А. П. Маркетинг территорий. — СПб. : Питер, 2006.
10. Хмелева, Г. Инновационное развитие региона: интенсивный и экстенсивный пути // Проблемы теории и практики управления. — 2012. — № 0708. — С. 49-55.
11. http://www.studfi1es.ru/preview/ 3156513/ра§е:3.
Bibliographic list
1. Andreeva, E. L., Ratner, A. V.
Role of interregional cooperation in socioeconomic development of region // Regional economy. — 2011. — № 1. — P. 176-181.
2. Butorina, O. V. European Union after the crisis: decline or revival? // Vest-nik of MGIMO University. — 2013. — № 4 (31).
3. Zavyalov, A. Innovation adaptation of regional socio-economic system: influence of between interactions [Electronic resource] // Actual problems of economic sciences. — 2011. — Iss. 21-1. — Mode of access : http://cyberleninka.ru/ article/n/innovatsionnaya-adaptatsiya-regionalnoy-sotsialno-ekonomicheskoy-sistemy-k-usloviyam-vozrastayuschey-neopredelennosti-konkurentnoy-sredy.
4. Leksin, V. N. To research methodology and regulatory processes of territorial development // Region: Economics and sociology. — 2009. — № 3. — P. 19-40.
5. Mishurov, S. S., Sokov, V. N. Fundamentals of regionalistics. — Ivanovo : IGT, 2003.
6. Neshchadin, A., Fattakhov, R. On formation of innovation territorial clusters in Russia // Society and economy. — 2012. — № 5. — P. 98-116.
7. Nikonov, A. Self-organization in strategic management of complex systems // Problems of theory and practice of management. — 2012. — № 9-10. — P. 92-99.
8. North, D. Institutions, institutional changes and functioning of economy. — M. : Beginning, 1997.
9. Pankrukhin, A. P. Marketing of territories. — SPb. : Peter, 2006.
10. Khmeleva, G. Innovative development of region: intensive and extensively path // Problems of theory and practice of management. — 2012. — № 07-08. — P. 49-55.
11. http://www.studfiles.ru/preview/ 3156513/page:3.