З.З. Мингазова
ИНТЕГРАЦИЯ ЛАНДШАФТА В СТРУКТУРУ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЪЕКТА
В статье рассматриваются формы взаимодействия архитектуры с ландшафтом. То как объект может естественным образом интегрироваться в существующий ландшафт, а также как объектом формируется ландшафтные формы в городской среде.
Ключевые слова: природоинтегрированная архитектура, искусственный ландшафт, формообразование архитектурного объекта, био-миметика, рельеф, интеграция.
Актуальность исследования обусловлена современной тенденцией возрастания значимости природы в городском пространстве. В городском пространстве существует проблема нехватки природной среды, что негативно влияет на психологическое состояние человека. Архитектурная среда, предполагающая большой поток людей, проектируются без обслуживающих их рекреационных зеленых зон.
Архитектура должна работать в совокупности с ландшафтом, именно ландшафт диктует её формы и объёмы. Если при проектировании здания не учитываются особенности ландшафта и архитектурного окружения, оно обязательно становится фактором визуальной агрессии.
В данной теме рассматриваются два вида взаимодействия ландшафта с архитектурной формой:
1)Внедрение структуры объекта в естественный ландшафт среды. Через интеграцию и слияния с природой. Подчиненнее условиям природного ландшафта
2)Создание искусственного ландшафта через формообразование архитектурного объекта. Следование природным формам, как образцам.
Исходные предпосылки экологической, биоклиматической архитектуры является создание архитектуры, адаптированной к существующим климатическим условиям, наносящей минимальный вред окружающей среде и снижающей загрязнение окружающего пространства. Соответствие используемых строительных материалов существующим климатическим условиям с целью значительного снижения энергопотребления и улучшения качества жизни проживающих в здании людей. Бережное использование энергоресурсов даже в условиях повышенной плотности населения, вертикальное строительство и развитая транспортная сеть.
Внедрение структуры объекта в естественный ландшафт среды.
Рассматривая первый вид гармонии архитектурного сооружения и ландшафта, общая композиционная взаимосвязь архитектуры и природы максимально выявлены в функциональном и композиционном решении природных предпосылок. Этого можно добиться такими приемами как - контрастность, нейтральность или полное подчинение.
Постройки архитектора Р.Нейтры, например, отличающиеся предельной рациональностью, должны быть, казалось бы, контрастны ландшафту. Но именно разнообразие архитектурно-ландшафтных приемов позволяло ему найти своеобразие. Р. Нейтра формировал архитектуру ландшафта и в стиле сооружения, и контрастно, выражая различными приемами строгость мемориала и административного комплекса, а также интимность, масштабность среды частного жилого дома.
Рассмотреть прием полного подчинения архитектурный объект с природным ландшафтом можно в работах испанского архитектора Антонио Гауди, в его творчестве прослеживались черты, которые не походили ни на один из существующих архитектурных стилей того времени. Произошло нарушение устоявшихся традиций, появилась ярко выраженная концепция сходства стилевых черт романтизма и модерна в архитектуре с природными аналогами. При проектировании сохранялся сложный горный ландшафт. В этот ландшафт были грамотно интегрированы
© Мингазова З.З., 2021.
объекты, система дорог и площадей, через форму, материал, фактуру, масштаб и другие композиционные качества гармонизуемые с ландшафтом.
Создание искусственного ландшафта через формообразование архитектурного объекта.
Попытки в начале XXI века перенести принципы органической архитектуры на крупномасштабные сооружения и гармонично вписаться в природу, создав в городских условиях психологически комфортную среду, породили стиль «бионика» или «биомиметика» (biotech).
Такой всплеск интереса к органической архитектуре обусловлен желанием человека стать частью окружающего мира. Он устал от суеты, пресытился видами однотипных городских многоэтажек и стоянием в вечных пробках. Поэтому все больше архитекторов в своих проектах поддерживают идею "eco-friendly". Основные признаки современной «бионической» архитектуры -это низкий силуэт, использование экологичных материалов, покрытая ковром трав крыша, повторение природных форм, обилие остекленных или зеркальных поверхностей. В этом случаи архитектура стремились не только внешне органично вписать здание в ландшафт, но и минимизировать его воздействие на природу. За счет естественной вентиляции и энергоэффективного остекления потребление энергии здесь сводится к минимуму, сточные и дождевые воды собираются, очищаются и используются для орошения участка.
Примером применения биомимикрии можно считать, например, сходство строения стеблей злаков и устройство высоких фабричных труб. Стебли злаковых могут выдерживать огромное давление и не ломаться. Их внутреннее строение (полости с арматурными перегородками) аналогично конструкции современных высотных фабричных труб. Испанские архитекторы М.Р. Сервера и Х. Плоз, разработавшие проект, в основу которого положен принцип конструкции дерева кипариса. Свайный фундамент расположен гармошкой, и он уходит не вглубь, а развивается во все стороны - подобно тому, как развивается корневая система дерева.
Таим образом, непрерывная трансформация городской ткани в процессе урбанизации и ее вторичное деиндустриальное использование в крупнейших городах предполагает поиск экологических приемов интеграции различных форм природы в существующую городскую структуру. Стремительное сокращение зеленых внеархитектурных пространств неизбежно привело к усилению экологической напряженности в мегаполисах, в том числе и российских городов, к деградации открытых пространств вокруг зданий и формированию интенсивно эксплуатируемого ландшафта.
Создание единого природно-архитектурного пространства крупнейших городов предполагает не только инновационные архитектурные проекты, но и осмысленную интеграцию зеленых компонентов в структуру здания, что подразумевает поиск новых технологических приемов организации поверхностей фасадов и эксплуатации крыш, способных решать такие важные задачи в аспекте ресурсосбережения и экодевелопмента.
Библиографический список
1.Лебедев Ю.С., Вознесенский С.Б., Гоциридзе О.А. От биологических структур к архитектуре. // Москва : Знание, 1971. 32 с.
2.Митеева, Ц. Архитектура будущего: биоморфизм, бионика, биомимикрия: Статья (Электронный ресурс) // Московские новости, 2011 - Режим доступа: http://www.mn.ru/society/87033.
3.Саймондс Д. О. Ландшафт и архитектура/ Пер. с англ. А. И. Маньшавина. // М.: Издательство литературы по строительству, 1965 - 193с., ил.
4.Крогиус В. Р. Город и рельеф. // М.: Стройиздат, 1979. - 124с., ил.
5. Паршуков Д.С., Поляков Е.Н. Био-Тек - одна из составляющих архитектурно-строительной бионики // Материалы III Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Томск : ТГАСУ, 2016. С. 738-748.
МИНГАЗОВА ЗИЛЯ ЗАКИУЛЛОВНА - магистрант, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Россия.