Научная статья на тему 'Интеграция курсов химии и металлургии в инновационной деятельности кафедры'

Интеграция курсов химии и металлургии в инновационной деятельности кафедры Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
181
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ХИМИИ / INNOVATIVE ACTIVITY OF THE CHAIR / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / METALLURGICAL PROCESSES / BASIC SECTIONS OF CHEMISTRY

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Чернова Ольга Павловна, Брагазина Ольга Александровна

Обсуждаются вопросы междисциплинарной интеграции некоторых разделов химии и металлургии на примерах гидрометаллургических процессов выщелачивания и экстракции. Рассматривается химическая основа пирометаллургических процессов, в частности технологии получения хрома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Чернова Ольга Павловна, Брагазина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF CHEMISTRY WITH METALLURGY COURSES IN THE INNOVATIVE ACTIVITY OF AN ACADEMIC CHAIR

The article addresses the issues of the interdisciplinary integration of some sections of chemistry with metallurgy in terms of leaching and extraction processes. The physico-chemical basis for those processes is considered, which rests on the series of chemical subjects (general, inorganic, organic, analytical and physical chemistry) learned during freshman classes. The teaching approach to those disciplines should embrace formation of knowledge of chemistry’s fundamental laws and its significance in solving technological problems. The process of leaching of ores and concentrates is widely used in metallurgy for the transfer of metals in solutions for their subsequent precipitation. The initial information about correspondent processes is adduced in some chapters of “General Chemistry” and “Chemistry of metals”: the general properties of solutions, solutions of electrolytes, chemical properties of metals etc., that is the basic component of learning. The next object of integration is the parts of “Analytical Chemistry” and “Physical Chemistry” devoted to the learning of the thermodynamic and kinetic basis of processes. The similar model of the integration of chemistry and metallurgy is based on the example of the extraction the process for recovering metal compounds from water phase into organic one with subsequent backwash. This process is carried out for isolation of metal compounds from impurities, concentration and separation. The article presents case studies of using processes mentioned in metallurgy. As an example of the integration of chemical and metallurgical disciplines, the chemical processes are described, which are the basis for obtaining chromium and the ferrochromium from the chromite. This process includes the reduction of ore smelting, subsequent leaching of cake and reduction of chromium. Such processes are described by redox reactions which are learned in “General Chemistry”. This article contains examples of the interdisciplinary integration of basic chapters of academic disciplines associated with problems concerned.

Текст научной работы на тему «Интеграция курсов химии и металлургии в инновационной деятельности кафедры»

УДК 37.016:54:669:001.895

интеграция курсов химии и металлургии в инновационной деятельности кафедры

О. П. Чернова, О. А. Брагазина

(Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», г. Москва)

Обсуждаются вопросы междисциплинарной интеграции некоторых разделов химии и металлургии на примерах гидрометаллургических процессов выщелачивания и экстракции. Рассматривается химическая основа пирометаллургических процессов, в частности технологии получения хрома.

Ключевые слова: инновационная деятельность кафедры; междисциплинарная интеграция; металлургические процессы; основные разделы химии.

Инновационная деятельность в образовании — это процесс совершенствования педагогических технологий, методов и средств обучения.

Одной из характеристик инновационной деятельности кафедры в технологическом университете является междисциплинарная интеграция учебных дисциплин, способствующая более глубокому пониманию материала при изучении студентами спецкурсов, расширяющая возможности их интеллектуального развития и создающая предпосылки для освоения навыков научно-исследовательской деятельности.

Известно, что многие металлургические процессы протекают в соответствии с термодинамическими и кинетическими закономерностями, а в их основу положены физические и химические явления. Например, в цветной металлургии многообразие процессов, связанных с извлечением металлов из руд и концентратов, подразделяется на две большие группы: гидро- и пирометаллургические. Знакомство студентов с их теорией и практикой базируется на ранее изученном ими цикле химических дисциплин, таких как общая, неорганическая, органическая, аналитическая и физическая химия, являющихся базовыми. Поэтому методический подход к преподаванию соответствующих курсов должен быть направлен на формирование у студентов целостного представления не только об основах и закономерностях химии и ее компетенций, но и о роли химии в решении жизненно важных

задач с целью дальнейшего приложения полученных знаний в обучении и практике.

Развитие идей применения новых научных результатов, происходящее на этапах фундаментальных и прикладных исследований, невозможно без современного инженерного мышления, включающего совокупность знаний, законов и теорий и формирующегося только при условии междисциплинарной интеграции в обучении [6].

Методология преподавания химических дисциплин предусматривает различные подходы к обучению студентов, в том числе профессионально-технологический, связанный с развитием обучающих технологий, и интегративно-инновационный, формирующий такие качественные составляющие, как знание основ, принципов, закономерностей и тенденций развития инженерии, умение применять новые технологии в режиме интеграции инженерного образования с научной сферой и производством [2].

Типичными примерами применения физических и химических явлений могут служить используемые в гидрометаллургии процессы выделения металлов или их соединений методами кристаллизации, осаждения малорастворимых соединений, получения металлов методом восстановления (цементация), электролиза растворов, перегонки и ректификации, сорбции и экстракции. В пирометаллургии различают восстановительную и окислительную плавки, определяющей из

© Чернова О. П., Брагазина О. А., 2013

№ 2, 2013

которых выступает восстановительная рудная плавка оксидов металла с получением в конечном счете металла или его сплава.

Теоретические основы указанных процессов изучаются студентами в курсах «Общая химия» и «Химия металлов», где для закрепления материала и проверки уровня усвоения знаний проводятся расчеты по стехиометрии, составу и массе осадка, растворимости соединений, составление окислительно-восстановительных реакций (ОВР), расчет их направления и т. д. [5].

В перечне гидрометаллургических переделов важное место занимает процесс выщелачивания — перевод металла из рудного материала (концентрата)

в водный раствор путем обработки различными химическими реагентами [3].

Процесс выщелачивания лежит в основе многих гидрометаллургических схем переработки руд цветных и редких металлов. В качестве примера можно привести процессы выщелачивания бокситов раствором щелочи в производстве алюминия, цинковых огарков серной кислотой в гидрометаллургии цинка, вольфрамитовых и шеелитовых концентратов растворами щелочи или соды в производстве вольфрама и молибдена, выщелачивание золотоносных руд цианистыми растворами и др.

Модель интеграции разделов химии и металлургии для изучения процесса выщелачивания представлена на рис. 1.

Общая химия

Физическая химия

Электролитическая

диссоциация

Основы

термодинамики

Концентрации

растворов

Водородный

показатель

Процесс Основы

выщелачивания кинетики

Гидролиз солей

Химические свойства соединений металлов

Химия металлов

Подбор

оборудования

Аналитический контроль

Аналитическая химия

^ Базовый компонент обучения ^

инженерно-исследовательский компонент обучения

Р и с. 1. Модель интеграции разделов химии и металлургии для процесса выщелачивания

Как видим, платформой для первичного получения информации в этой области и более продуктивного усвоения материала являются некоторые разделы

«Общей химии» и «Химии металлов», составляющие базовый компонент изучения данного процесса. Действительно, учебный материал традици-

онных разделов вышеперечисленных дисциплин, таких как «Общие свойства растворов» и «Растворы электролитов», «Химические свойства металлов и их соединений», наряду с умением студентов решать стандартные задачи служит подготовительной базой для изучения и понимания сущности процесса выщелачивания.

Второй компонент интеграции — это решение комплекса инженерно-исследовательских задач в разработке способа выщелачивания конкретного концентрата, где необходимо иметь сведения по термодинамическим и кинетическим основам данного процесса, а также его аппаратурному оформлению. Изучение основ термодинамики, химической кинетики, формирование умений и навыков постановки эксперимента и расчета полученных опытных данных предоставляет курс «Физическая химия».

Наиболее важным вопросом в изучении процесса выщелачивания является исследование кинетики процесса, состоящее не только в определении оптимальных условий (температуры, концентрации растворов, скорости перемешивания, удельной поверхности твердой фазы и пр.) для максимального извлечения металла из раствора, но и в расчете энергии активации с целью установления лимитирующей стадии процесса.

Определение эффективности извлечения металлов из растворов методом аналитического контроля проводится на базе знаний студентами курса «Аналитическая химия». Совокупность термодинамических, кинетических и аналитических данных позволяет выбрать технологический режим и подобрать аппаратуру. Например, установлено [2], что выщелачивание вольфрама из шеелита (СaWO4) раствором соды протекает с высокой скоростью и полнотой в автоклавах при температуре 200—225 °С и описывается следующим уравнением реакции:

СaWO4 + ^2С03 = ^^04 + СаС03.

При этом расход соды должен превышать стехиометрически необходимое количество в 2,5—2,7 раза.

Выщелачивание минералов бокситовых руд растворами едкого натра в зависимости от качества бокситов может протекать как при атмосферном давлении (при температуре 100—105 °С и концентрации растворов №ОН 200—250 г/л), так и в автоклавах (при температуре 200—220°С и концентрации щелочи 290—300 г/л) по реакции

А1(ОН)3 + №ОН = №[А1(ОН)4].

Аналогичную модель интеграции разделов химии и металлургии можно рассмотреть на примере другого металлургического процесса — экстракции (рис. 2).

Экстракция — это процесс извлечения соединений металлов из водной фазы в органическую, называемую экстрагентом. При этом решаются задачи отделения металлов от сопутствующих примесей, их концентрирования, очистки и разделения. Технология проведения экстракционного процесса состоит из экстракции металла из водной в органическую фазу, его дальнейшей реэкстракции с последующим возвращением экстрагента в технологический процесс. Поскольку в качестве экстрагентов и разбавителей обычно используются органические соединения, такие как трибутилфосфат (ТБФ), метилизобутилкетон (МИБК), триоктиамин (ТОА), синтетические жирные кислоты (СЖК), предельные спирты и др., естественно, что базовый компонент этой модели представляется некоторыми разделами органической химии, в том числе такими: номенклатура органических соединений, их строение, химические и физические свойства. Это позволяет объяснить классификацию экстрагентов, установить механизм экстракции, а также обеспечить технологический режим производства.

Инженерно-технический компонент изучения экстракции традиционно базируется на исследовании равновесия и кинетики процесса и аналитическом контроле.

Процесс экстракции широко используется в химической промышленности, в металлургии и лабораторной

№ 2, 2013

Общая химия

Номенклатура

органических

соединений

Классификация

органических

соединений

Химические свойства органических соединений

Токсичность

Химические свойства соединений металлов

Химия металлов

Подбор

оборудования

Физическая химия

Основы кинетики

Аналитический контроль

Аналитическая химия

С

инженерно-исследовательский компонент обучения

Р и с. 2. Модель интеграции разделов химии и металлургии для процесса экстракции

практике. В частности, в гидропроцессах металлургии редких металлов экстракция применяется для разделения Та и №, Хх и Ж, РЗЭ, получения из водных растворов таких элементов, как Re, 1п, Т1, Sc, и и др. Например, экстракция рения из сернокислотных растворов протекает по механизму межфазного анионного обмена с использованием экстрагента катионного типа ТОА по реакции:

^^Н)Ш04 + ReO4- «•

«• (Я^Н)Ке04 + Ш04-.

В результате реэкстракции рения 5—10 % раствором аммиака выделяется перренат аммония и концентрация рения увеличивается в 50—70 раз.

Большинство промышленных способов получения тех или иных металлов, независимо от сложности и многообразия технологических схем, обязательно включают в себя переделы, основанные на окислительно-восстановительных процессах. Химизм технологии получения любого металла, как правило, представляет собой сово-

купность ОВР. Так, в пирометаллур-гических процессах окислительные и восстановительные плавки лежат в основе получения чугуна и стали. Металлотермическое получение металлов (Мп, Сг, V и др.) представляет собой восстановление оксидов этих металлов другим металлом. Окислительный, хлорирующий и фторирующий обжиги с точки зрения химии представляют собой процессы окисления-восстановления. В гидрометаллургии также реализуется множество процессов, основанных на ОВР. Примерами могут служить электролиз растворов в производстве меди, никеля, цинка, процесс цементации, автоклавное осаждение, которое применяется для осаждения Си, №, Со из концентрированных растворов [1; 4].

Следовательно, изучение окислительно-восстановительных реакций, особенностей и условий их протекания, составление электронного и электронно-ионного балансов, нахождение окислительного и восстановительного эквивалентов являются прерогативой

соответствующих разделов «Общей химии» и «Химии металлов» и служат своеобразной подготовительной базой для усвоения некоторых металлургических процессов.

Технология получения феррохрома и хрома из хромовой руды — хромистого железняка ^еО • Сг203), содержащего Сг2О3 до 62 %, заключается в восстановительной плавке руды при температуре 1 600—1 800 °С, где в качестве восстановителя может использоваться коксик (С), кремний или алюминий. Основные окислительно-восстановительные процессы представлены следующими уравнениями реакций:

1/3Сг2О3 + С = 2/3Сг + СО FeO + С = Fe + СО 2/3Сг2О3 + Si = 4/3Сг + SiO2 2FeO + Si = 2Fe + SiO2 Сг2О3 + 2А1 = 2Сг + А12О3

Гидрометаллургические способы получения хрома состоят в сплавлении хромистого железняка с содой в присутствии кислорода воздуха, выщелачивании спека раствором серной кислоты и восстановлении хрома вначале до оксида, а затем до металла.

Химическая сущность каждого из перечисленных процессов может быть представлена соответствующим уравнением окислительно-восстановительной реакции, информацию о которых студенты получают при изучении химии хрома и окислительно-восстановительных реакций на I курсе: 4БеСг2О4 + 8№2СО3 + 7О2 =

= 8№2СгО4 + 2Fe2O3 + 8СО2|

2Na2CгO 4 + 2H2SO4 = №2Сг2О 7 +

+ 2№ШО4 + Н2О Na2Cr2O7 + 2(5 = Сг2О3 +

+ 1Ча2СО3 + СО|

Таким образом, в настоящей работе рассмотрена роль химии как объекта интеграции в преподавании металлургических дисциплин в техническом вузе. Изучение студентами химических дисциплин направлено на получение знаний, способствующих формиро-

ванию определенного химического мышления с учетом профиля направления подготовки металлургических и металловедческих специальностей [5].

Инновационная деятельность кафедры в настоящий момент состоит в совершенствовании методической работы, внедрении новых методик обучения, создании электронного пространства, необходимого для обеспечения мобильного распространения знаний в виде лекций, учебных пособий, тестов, а также для управления учебным процессом.

Несомненно, совершенствование преподавания учебных курсов, их взаимодействие и интеграция способствуют повышению уровня знаний студентов по базовым и техническим дисциплинам, росту эффективности их научно-исследовательской работы и в конечном счете подготовке высокоинтеллектуальных специалистов, способных к инновационной инженерной деятельности.

СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гасик, М. И. Теория и технология производства ферросплавов / М. И. Гасик, Н. П. Ля-кишев, Б. И. Емлин. — Москва : Металлургия, 1988. — 784 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Зеликман, А. Н. Теория гидрометаллургических процессов / А. Н. Зеликман, Г. М. Вольд-ман, Л. В. Беляевская. — Москва : Металлургия, 1983. — 424 с.

3. Егорова, Г. И. Теория и практика интеллектуального развития студентов при изучении химических дисциплин в условиях технического вуза : монография / Г. И. Егорова. — Санкт-Петербург : ИОВ РАО, 2006. — 307 с.

4. Коротич, В. В. Металлургия : учебник для вузов / В. В. Коротич, С. С. Набойченко, А. И. Сотников и др. — Екатеринбург : УГТУ, 2001. — 480 с.

5. Коржуков, Н. Г. Неорганическая химия : учебное пособие для вузов / Н. Г. Коржуков ; под науч. ред. Г. М. Курдюмова. — Москва : МИСиС, 2001. — 368 с.

6. Наумкин, Н. И. Междисциплинарная интеграция инженерного образования в процессе формирования у студентов технических вузов способности к инновационной инженерной деятельности / Н. И. Наумкин, Е. П. Грошева // Наука и образование. — 2008. — № 6 (54). —

С. 46—54.

Поступила 21.02.13 Об авторах:

Чернова ольга Павловна, доцент кафедры общей и неорганической химии ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский технический университет «МИСиС» (г. Москва, Россия), кандидат технических наук, ol.tchernova2012@yandex.ru

Брагазина ольга Александровна, доцент кафедры общей и неорганической химии ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский технический университет «МИСиС» (г. Москва, Россия), кандидат технических наук, o.bragazina@yandex.ru

INTEGRATION OF CHEMISTRY WITH METALLURGY COURSES IN THE INNOVATIVE ACTIVITY OF AN ACADEMIC CHAIR

O. P. Chernova, O. A. Bragazina

(The National University of Science and Technology MISiS)

The article addresses the issues of the interdisciplinary integration of some sections of chemistry with metallurgy in terms of leaching and extraction processes. The physico-chemical basis for those processes is considered, which rests on the series of chemical subjects (general, inorganic, organic, analytical and physical chemistry) learned during freshman classes. The teaching approach to those disciplines should embrace formation of knowledge of chemistry’s fundamental laws and its significance in solving technological problems.

The process of leaching of ores and concentrates is widely used in metallurgy for the transfer of metals in solutions for their subsequent precipitation. The initial information about correspondent processes is adduced in some chapters of “General Chemistry” and “Chemistry of metals”: the general properties of solutions, solutions of electrolytes, chemical properties of metals etc., that is the basic component of learning. The next object of integration is the parts of “Analytical Chemistry” and “Physical Chemistry” devoted to the learning of the thermodynamic and kinetic basis of processes.

The similar model of the integration of chemistry and metallurgy is based on the example of the extraction - the process for recovering metal compounds from water phase into organic one with subsequent backwash. This process is carried out for isolation of metal compounds from impurities, concentration and separation.

The article presents case studies of using processes mentioned in metallurgy.

As an example of the integration of chemical and metallurgical disciplines, the chemical processes are described, which are the basis for obtaining chromium and the ferrochromium from the chromite. This process includes the reduction of ore smelting, subsequent leaching of cake and reduction of chromium. Such processes are described by redox reactions which are learned in “General Chemistry”.

This article contains examples of the interdisciplinary integration of basic chapters of academic disciplines associated with problems concerned.

Keywords: innovative activity of the chair; interdisciplinary integration; metallurgical processes; basic sections of chemistry.

REFERENCES

1. Gasik M. I., Ljakishev N. P., Emlin B. I. Teorija i tehnologija proizvodstva ferrosplavov [Theory and technology of ferroalloy production]. Moscow, Metallurgija Publ., 1988, 784p.

2. Zelikman A. N., Voldman G. M., Beljaevskaja L.V Teorija gidrometallur-gicheskih processov [Theory of hydrometallurgical processes]. Moscow, Metallurgija Publ., 1983, 424 p.

3. Egorova G. I. Teorija i praktika intellektualnogo razvitija studentov pri izuchenii himicheskih discipline v uslovijah tehnicheskogo vuza [Theory and practice of intellectual development of students in studying of chemo disciplines in the context of technical universities]. Saint Petersburg, IOV RAO Publ., 2006, 307 p.

4. Korotich V. V, Nabojchenko S. S., Sotnikov A. I., Grachev S. V, Furman E. L., Ljashkov V. B. Metallurgija [Metallurgy]. Ekaterinburg. UGTU Publ., 2001, 480 p.

5. Korzhukov N. G. Neorganicheskaja himija: Uchebnoe posobie dlja vuzov. Pod nauchn. red. G. M. Kurdjumova [Inorganic chemistry: university study guide. Ed. by G.M. Kurdumov]. Moscow, MISiS Publ., 2001, 368p.

6. Naumkin N. I. Mezhdisciplinarnaja integracija inzhenernogo obrazovanija v processe formirovanija u studentov tehnicheskih vuzov sposobnosti k innovacionnoj inzhenernoj dejatelnosti [Interdisciplinary integration of technical education among students of technical universities in the process of formation of capability for innovational engineering work]. Nauka i obrazovanie [Science and Education]. 2008, no. 6 (54), pp. 46—54.

About the authors:

Chernova Olga Pavlovna, research assistant professor, Chair of General and Non-organic Chemistry, The National University of Science and Technology MISiS (Moscow, Russia), Kandidat nauk (PhD) degree holder in technical sciences, ol.tchernova2012@yandex.ru

Bragazina Olga Aleksandrovna, research assistant professor, Chair of General and Non-organic Chemistry, The National University of Science and Technology MISiS (Moscow, Russia), Kandidat nauk (PhD) degree holder in technical sciences, o.bragazina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.