Научная статья на тему 'Интеграция культурологического и компетентностного подходов в образовании будущих учителей географии'

Интеграция культурологического и компетентностного подходов в образовании будущих учителей географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТ-НЫЙ ПОДХОД / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бенин Владислав Львович, Гончар Екатерина Анатольевна

В статье рассматривается система специальных профессиональных компетенций будущих учителей географии как результат интеграции культурологического и компетентностного подходов к их образованию. Для реализации интеграции данных подходов в образовательной практике рекомендуется технология контекстного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бенин Владислав Львович, Гончар Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of Culturological and Competent Approach in the Educational Processes of Future Geography Teachers

This article studies the system of special professional competences of future geography teachers as a result of integration of culturological and competent approaches during the process of education. The technology of contextual education is recommended to implement integration of the given approaches during educational processes.

Текст научной работы на тему «Интеграция культурологического и компетентностного подходов в образовании будущих учителей географии»

стоевского, К. Э. Циолковского - людей, преодолевших обыденность своего исторического времени, но не сумевших преодолеть бедность и нужду, потому что их гений и вклад в культуру были признаны и оценены обществом по достоинству уже после их кончины.

15 Вот лишь некоторые примеры «экстремизма простых решений», ежедневно затрагивающие интересы многих людей: в системе здравоохранения - это практика лечения болезней «по схеме», без необходимого внимания к особенностям организма, психики и личности пациента; в общественном транспорте - это эксплуатация в условиях мегаполиса на наземных маршрутах автоматической системы контроля проезда (АСКП); в

системе образования - введение процедуры единого государственного экзамена (ЕГЭ). Вместе их объединяет общий принцип обезличивания и пренебрежения человеком в угоду бюрократической и/или экономической целесообразности.

16 См.: РезапкинаГ. В. Профанный гуманизм // Школьный психолог. 2009. № 6. С. 6-7.

17 БердяевН. А. Царство Духа и Царство Кесаря. М., 1995.

С. 21.

Хамитов Н. В. Философия человека : от метафизики к метаантропологии. Киев, 2002. С. 140. 19 Цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 1998. С. 667.

УДК 378.016:91

ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДОВ В ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ

В. Л. Бенин, Е. А. Гончар

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы E-mail: benin@lenta.ru

В статье рассматривается система специальных профессиональных компетенций будущих учителей географии как результат интеграции культурологического и компетентностного подходов к их образованию. Для реализации интеграции данных подходов в образовательной практике рекомендуется технология контекстного обучения.

Ключевые слова: культурологический подход, компетентност-ный подход, географическая культура, специальные профессиональные компетенции будущих учителей географии, контекстное обучение.

Integration of Culturological and Competent Approach in the Educational Processes of Future Geography Teachers

V. L. Benin, E. A. Gonchar

This article studies the system of special professional competences of future geography teachers as a result of integration of culturological and competent approaches during the process of education. The technology of contextual education is recommended to implement integration of the given approaches during educational processes. Key words: culturological approach, competent approach, geographic culture, special professional competences of future geography teachers, contextual education.

Сегодня в образовательной сфере происходит одновременное внедрение двух противоположных парадигм - гуманистической и технократической. С одной стороны, система российского образования нацелена на формирование личности, способной к саморазвитию, самоактуализации, самоопределению и творчеству. Одним

из наиболее востребованных и апробированных практикой направлением гуманистической парадигмы является культурологический подход. С позиций культурологического подхода профессиональная культура специалиста представляет собой интегративное качество личности, предполагающее не только владение необходимыми для выполнения профессиональной деятельности профессиональными знаниями, умениями и навыками и профессиональной компетентностью, но и интериоризацию культурных норм и ценностей соответствующей профессиональной сферы, а также креативность как способность и готовность к творчеству в профессиональной деятельности1.

Применительно к системе высшего профессионально-педагогического образования культурологический подход представляется нам совокупностью теоретических положений и педагогических мер, реализация которых направлена на достижение цели формирования личности учителя как субъекта профессионально-педагогической культуры. Основываясь на идеях аксиологической, деятельностной и личностно-творче-ской теорий культуры, Г. И. Гайсина определяет профессионально-педагогическую культуру (на личностном уровне) как определенный уровень овладения профессионально-педагогическими ценностями, личностно-ориентированными образовательными технологиями и приемами творческой самореализации2.

© Бенин В. Л, Гончар Е. А., 2012

В. Л. Бенин, Е. А. Гончар. Интеграция культурологического и компетентностного подходов

С другой стороны, компетентностный подход, заявленный в качестве инновационного и стимулируемый к внедрению, прежде всего, государством, относится к технократической парадигме, так как он нацеливает педагогов на формирование у обучающихся определенного набора практико-ориентированных компетенций. В профессиональном образовании под ним подразумевается переход на федеральные государственные образовательные стандарты с целевой ориентацией на формирование ключевых, базовых и специальных профессиональных компетенций.

Следует отметить, что напряженность этих противоречий в вузовской подготовке будущих учителей географии усиливается тем, что в школьной образовательной практике на уровне содержания и образовательных технологий уже внедряется культурологический подход, а в подготовке учителей по-прежнему преобладает традиционный подход к преподаванию дисциплин, в последнее время дополненный (чаще формально) компетентностным подходом. В разрешении противоречий рассматриваемых парадигм особое место занимает культурологический подход, который содержательно их конкретизирует и придает им культуроцентрическую направленность. Также важно определиться с теорией и технологией обучения, в рамках которой заключенный в каждом из этих двух направлений педагогический смысл может быть содержательно интегрирован.

В данной работе предпринимается попытка проектирования системы профессиональных компетенций будущих учителей географии с опорой на культурологический подход, в основе которого лежит понятие «географическая культура». При этом мы исходим из представления о том, что культура представляет собой нормативные требования к любой деятельности человека, а потому существует столько видов культуры, сколько видов самой человеческой деятельности. Усложнение и дифференциация этой деятельности ведут за собой развитие и дифференциацию культуры, выделение в ней новых самостоятельных элементов и подсистем3.

Анализ литературы показал, что в настоящее время не существует единого подхода к этому виду культуры. Можно выделить две стороны феномена географической культуры: условно назовем их «научно-методологической» и «ценностно-дея-тельностной».

По разделяемому многими географами мнению В. П. Максаковского, географическая культура включает в себя следующие компоненты: 1) географическую картину мира, 2) географическое мышление, 3) методы географии, 4) язык географии. Сам В. П. Максаковский выделяет профессиональную географическую культуру, носителями которой являются специалисты-гео-

графы, и массовую географическую культуру в качестве ее «облегченного» варианта4.

К сожалению, по мнению Ю. Г. Симонова, с которым мы солидарны, между массовой и научной географической культурами существует разрыв, так как общество в основном сталкивается с описательной географией и не имеет представления о языке и методах современной географии5. В. М. Котляков высказал мысль о том, что географическая культура, в отличие от географической науки, интернациональной по существу, представляет собой часть культуры того или иного народа или нации. Она включает культуру взаимодействия с природой, культуру межнациональных отношений, этнокультуру, региональную культуру труда и тесно связана с характером местной природы, с историко-географической обстановкой, с многовековыми традициями народа6. Здесь, на наш взгляд, также можно выделить «профессионалов», причем не только ученых, но и иных людей, не оторванных современной цивилизацией от природы и народных традиций природопользования, а также не утративших своих национальных корней и понимающих, уважающих культуру «чужих» наций. Уровни развития рассмотренных нами двух стороны географической культуры характеризуют как общество в целом, так и развитие личности.

Географическая - как культура особого типа представляет собой совокупность географического мышления, мировоззрения, ценностных представлений о географической картине мира, нацеленных на организацию жизнедеятельности человека в окружающей реальности посредством гармоничного взаимодействия с географической средой, включающей природу, население и его социально-экономическую деятельность (по О. С. Михайловскому)7. По мнению В. А. Горбане-ва, географическая культура - это определенный уровень развития личности, обеспечивающий географическое мышление и возможность принятия решений в сфере современных проблем взаимодействия природных и социальных компонентов на различных территориальных уровнях8.

Таким образом, эти две стороны географической культуры интегрируются, усиливая друг друга. Если профессиональным уровнем географической культуры специалисты овладевают в процессе профессиональной подготовки, то формирование массовой географической культуры - это главная задача школы.

Географически грамотный человек понимает взаимосвязь и взаимоотношения между территорией и ее природой, людьми и их хозяйственной деятельностью на данной территории. Усиление культурологического направления в содержании школьной географии способствует развитию личности (особенно такого ее качества, как географическое мышление), усвоению географической картины мира, овладению методами познания,

языком географической науки. Знания из области географии должны быть сплетены воедино, чтобы каждый школьник овладел умением всестороннего пространственного видения мира. Только человек, обладающий географической культурой, способен понимать величие и красоту природы как источника духовной силы и нравственности. В настоящее время понимание сущности географической культуры расширяется; признается ее значение для общечеловеческой культуры как средства постижения ее ценностей, возможности познать мир, себя, найти свое место в мире, оставаясь в гармонии с собой, природой и всеми живущими на Земле9.

Таким образом, с этих позиций географическая культура - это результат педагогического воздействия, совокупность объективных и субъективных характеристик, основу которых составляет ценностное отношение к географической окружающей среде. Географическую культуру понимают как способ преобразования географической среды и себя - как творца географических ценностей. Географическая культура понимается как интегративное, динамичное, структурно-уровневое образование, представленное совокупностью теоретико-методологического, мотиваци-онно-ценностного и деятельностно-творческого компонентов и определяющее характер взаимодействия субъекта с географической средой (по С. А. Кравченко)10. На наш взгляд, географическая культура в этом аспекте интегрирует в себе обе рассмотренные выше стороны и переплетается с профессионально-педагогической культурой. Различие между профессиональной и массовой географическими культурами выражаются не только в глубине раскрытия их структурных компонентов, но и в наличии специфических общекультурных задач, стоящих перед средним географическим образованием.

Будущий учитель географии во время своего обучения в педвузе должен стать носителем профессиональной географической культуры. Эта «научно-методологическая» сторона традиционно формируется в процессе изучения студентами множества географических дисциплин, однако они должны обладать не только географическими знаниями и методами. Будущему учителю географии необходимо обрести соответствующий опыт выживания в природе, ощущение чувства близости и нравственного восторга от общения с ней. Он также должен испытать на себе особенности регионального природопользования и межкультурных контактов с представителями разных национальностей. Именно эта «ценност-но-деятельностная» сторона географической культуры является основой для формирования как экологической культуры, так и истинного патриотизма. Здесь велика роль выездных полевых практик, экскурсий, походов, проводимых

как в пределах своего региона, так и с выездом в другие субъекты России (в идеале, и в другие страны). И, наконец, изучая теорию и методику преподавания географии, студенты знакомятся с содержанием массовой географической культуры, которую они должны в будущем формировать у учащихся, что невозможно без овладения соответствующими методами и приемами. Приобретая опыт учебно-профессиональной деятельности на педагогической практике, будущие учителя географии совершенствуют свои компетенции, которые впоследствии реализуются и развиваются ими в профессиональной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем следующую систему специальных профессиональных компетенций будущих учителей географии:

1) компетенция в области географической культуры (профессиональный уровень), которая формируется в основном в процессе освоения студентами дисциплин профильной подготовки. Овладение данной компетенцией обеспечивают знания о предмете, задачах, истории географии; ее месте в системе естественных и общественных наук; владение иерархией географических научных знаний; знание географических основ геологии и геохимии; географическое мышление; способы владения теоретическими и эмпирическими методами географии, языком географических понятий и терминов, географических фактов и названий; картографическими умениями сформировать географический образ территорий, объектов и явлений окружающего мира;

2) компетенция в области туристско-краеведческой деятельности (образовательный туризм выступает сегодня специфичной областью профессионально-педагогической деятельности), которая формируется в основном в ходе учебных полевых практик, занятий туризмом, а также при изучении краеведения и географии родного края. В этом блоке овладение компетенцией обеспечивают знания основ географического краеведения и объектов туристско-ресурсного потенциала территории; способы ориентирования на местности и по топокартам; навыки автономного существования; приемы проектирования, организации и проведения образовательных экскурсий, походов, туров, маршрутов; профессионально-личностная мотивация к туристско-краеведче-ской деятельности;

3) методические компетенции, которые формируются в системе методической подготовки вуза (взаимосвязь различных форм организации образовательного процесса, дисциплин и курсов по выбору профессионального цикла, производственных практик). Овладение компетенцией в данном блоке обеспечивает система методических знаний и умений (на уровне владения приемами и способами проектирования,

92

Научный отдел

В. Л. Бенин, Е. Л. Гончар. Интеграция культурологического и компетентностного подходов

диагностирования, корректирования образовательного процесса), а также исследовательские и рефлексивные умения. Методические компетенции, по сути, выступают как интегратор специально-предметных, общепрофессиональных и общекультурных компетенций и ценностных ориентаций студента на актуальном уровне, поскольку обеспечивают решение образовательных задач в конкретной практической ситуации11.

Для реализации интеграции культурологического и компетентностного подходов в практике педагогического географического образования мы рекомендуем использовать технологию контекстного обучения, уже около тридцати лет разрабатываемую научно-педагогической школой А. А. Вербицкого. Контекстным является такое обучение, в рамках которого на языке наук и с помощью всей системы педагогических форм, методов, средств целенаправленно и последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов. Эта теория изначально ориентирована на разрешение основного противоречия профессионального образования: овладение профессиональной деятельностью должно быть обеспечено в рамках иной (по целям, содержанию, формам, методам и средствам, да и самому процессу) учебной деятельности. Создателями данного подхода было доказано, что системная реализация основных положений и принципов технологии во всех дисциплинах учебного плана обеспечивает интеграцию гуманистического и компетентност-ного подходов, направленных на становление и развитие в их единстве личностных качеств и профессионально-педагогических компетенций будущего учителя12.

В образовании будущих учителей географии во время изучения студентами профильных географических дисциплин контекстное обучение открывает широкие возможности реализовывать ситуации, в которых у студентов актуализируются и развиваются как методические компетенции, так и компетенции в сфере туристско-краеведческой деятельности. Иными словами, инвариантное ядро фундаментальных географических знаний, осваиваемое студентами в рамках традиционного обучения, дополняется заданиями контекстного характера, позволяющими развивать ценностно-деятельностную и педагогическую составляющие их географической культуры.

Таким образом, культурологический подход задает общую целевую и содержательную стратегию образования будущих учителей географии. Компетентностный подход необходим для разработки тактики образования - определения того, какие компетенции можно формировать в рамках каждой конкретной дисциплины, учебной или

педагогической практики. Но приоритет остается за культурологическом подходом, создающим общий план профессиональной подготовки будущих учителей географии, так как невозможно сформировать какую-либо одну компетенцию в рамках отдельной дисциплины - это труд многих преподавателей и разных кафедр. Не только для преподавателей, но и для студентов компетентостная модель образования, интерпретированная с позиции культурологического подхода, будет более понятной и личностно-значимой. Культурологический подход также создает прекрасную возможность планирования и организации воспитательной работы со студентами, формирует благоприятную среду для их культурного развития.

Примечания

1 См.: Галагузов А. Н. Культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2011. 42 с.

2 См.: Гайсина Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. М., 2002. 260 с.

3 См.: Бенин В. Л. Педагогическая культурология : Курс лекций. Уфа, 2004. 515 с.

4 См.: МаксаковскийВ. П. Географическая культура. М., 1998. 416 с.

См.: СимоновЮ. Г. Географическая культура сегодня и завтра : размышления о системе среднего географического образования в нашей стране // География. 2008. № 3, С. 27-32.

6 См.: Котляков В. М. Избр. соч. : в 6 кн. М., 2001. Кн. 3. 411 с.

7 См.: Михайловский О. С. Формирование географической культуры в условиях гимназического образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 26 с.

8 См.: Горбанев В. А. Географическая наука в условиях глобализации как важнейшая составляющая реформирования географического образования в России : автореф. дис. ... д-ра географ. наук. Пермь, 2010. 46 с.

9 См.: Душина И. В., Пятунин В. Б., Летягин А. А. [и др.]. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. И. В. Душиной. М., 2007. 509 с.

10 См.: Кравченко С. А. Педагогические условия развития географической культуры студентов : дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2002. 180 с.

11 См.: БеловоловаЕ. А., ГончарЕ. А. Профессиональные компетенции будущих учителей в области географического образования : сущность, специфика, технология формирования // Преподаватель. XXI век. 2011. № 2. С. 20-28.

12 См.: Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании : проблемы интеграции. М., 2009. 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.