Научная статья на тему 'Интеграция корпораций в условиях глобализации мировой экономики'

Интеграция корпораций в условиях глобализации мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1092
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / МОТИВЫ / СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ / СПОСОБЫ / ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голикова Ю. А.

Рассматривается процесс глобализации, связанный с явлениями международной экономической интеграции, интернационализация бизнеса и частнокорпоративной интеграции, протекающий путем слияний и поглощений. В складывающихся условиях, по мнению автора, необходимо ориентироваться в типах интеграции компаний, выявлять основные цели сторон при заключении сделки, оценивать эффективность сделки и ее возможные последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция корпораций в условиях глобализации мировой экономики»

ИНТЕГРАЦИЯ КОРПОРАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Ю. А. ГОЛИКОВА, кандидат экономических наук, докторант кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем

E-mail: [email protected] Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

Рассматривается процесс глобализации, связанный с явлениями международной экономической интеграции, интернационализации бизнеса и частнокорпоративной интеграции, протекающий путем слияний и поглощений. В складывающихся условиях, по мнению автора, необходимо ориентироваться в типах интеграции компаний, выявлять основные цели сторон при заключении сделки, оценивать эффективность сделки и ее возможные последствия.

Ключевые слова: глобализация, международная экономическая интеграция, мотивы, слияния и поглощения, способы, формы.

Важнейшим фактором, определяющим развитие мировой экономики в условиях современности, является глобализация мирового хозяйства. Подавляющее большинство экономистов сегодня рассматривают ее как увеличение объема международных трансакций в сферах торговли, финансов и перемещение в мировом сообществе, обусловленное технологическим обменом, инвестиций, информации, идей и культуры.

Процессы глобализации связаны с такими явлениями, как международная экономическая интеграция, интернационализация бизнеса и транснационализация мирового хозяйства. Основу глобализации составляет международная экономическая интеграция — глобальный процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами. Международная экономическая интеграция представляет собой незаконченный, трудный и длительный процесс.

В современной экономической науке выделяют два направления международной экономической интеграции: интеграция на уровне государств и интеграция на уровне предприятий. Динамичной тенденцией современности выступает частнокор-поративная интеграция (подлинная), представляющая собой процессы объединения капиталов и активов крупных компаний. Основной гранью международной экономической интеграции является интернационализация бизнеса (производства и капитала), приобретающая характер экспансии хозяйственных связей через создание крупнейшими компаниями многочисленных отделений за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные.

В рамках процесса интернационализации бизнеса можно выделить три основных этапа.

1. Экспортный этап.

1.1. Товарный экспорт (продажа через агентов). Условия реализации: незначительная доля экспорта в продажах; отсутствие барьеров для импорта; местный спрос превышает предложение. Цели: преодоление цикличности в спросе; реализация отличий в экономических условиях; рост объемов продаж.

1.2. Создание представительств (филиалов) за рубежом. Условия реализации: значительная доля экспорта в продажах; отсутствие барьеров для импорта; сильная конкуренция; важность послепродажного обслуживания. Цели: преодоление цикличности в спросе; реализация отличий в экономических условиях; рост объемов продаж.

2. Международный этап.

2.1. Местный маркетинг. Условия реализации: различия в условиях деятельности; необходимость

дифференциации маркетинга; интенсивная конкуренция. Цели: реализация различий в условиях деятельности.

2.2. Местное производство. Условия реализации: наличие барьеров для импорта. Цели: доступ к местным ресурсам.

2.3. Местные НИОКР. Условия реализации: более низкая стоимость; специфика маркетинга.

3. Транснациональный этап.

3.1. Производственное, инвестиционное, научно-техническое сотрудничество, прямые инвестиции в зарубежные производства. Условия реализации: мировая конкуренция. Цели: выгоды массового производства; глобальная оптимизация: НИОКР — ресурсы — производство.

Известны следующие формы осуществления интернационализации бизнеса: экспортная торговля; создание представительств, торговых фирм, совместных предприятий за рубежом; перенос производств, НИОКР, маркетингового комплекса в другие страны и т. д. Длительное время преобладающей формой интернационализации хозяйственной жизни была международная торговля. С началом процессов интернационализации производства и капитала связана качественно новая эпоха развития международного предпринимательства. Наряду с традиционными формами (торговля, товарообмен) все большее значение приобрели современные формы производственного сотрудничества (обмен научно-техническими знаниями и опытом, интернационализация инновационной деятельности корпораций). Традиционная схема взаимодействия торговли и инвестиций постепенно уступила место комплексным взаимосвязям, где растущее значение приобрели международные торговые потоки внутри глобальных, интегрированных корпораций (между «материнскими» корпорациями и их зарубежными филиалами и между самими филиалами).

Рост глобализации, возникновение тесной экономической взаимозависимости государств (международной экономической интеграции), постепенное разрушение национального экономического государственного суверенитета (интернационализации хозяйственной жизни, науки, техники, производства) вызвали расширение географических рамок кооперационных связей, их переплетение.

По мере накопления избыточного капитала и его вывоза хозяйствующие субъекты все более укрупнялись, превращаясь в совокупность корпораций. В процессе формирования многочисленных стратегических альянсов между корпорациями

возникали крупные интегрированные комплексы, конгломераты, международные не только по размаху деятельности, но и по составу капитала. Создаваемые новые корпоративные образования в формах крупных многоотраслевых либо узкоспециализированных предприятий обладали фактически неограниченными возможностями эффективного использования преимуществ международного обмена (товарами, услугами, капиталами), международного разделения труда и кооперации производства. К началу XXI в. транснационализация производства и капитала из концептуальной идеи превратилась в объективное и необходимое условие эффективности функционирования корпораций.

Современные корпорации прошли сложный путь развития от примитивных форм, основанных на личных связях и полной ответственности участников, до глобальных высокоинтегрированных корпораций. Интегрированные корпорации-гиганты, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой — сами представляют мощный механизм воздействия, обладают громадным научно-производственным и рыночным потенциалом, обеспечивающим высокий динамизм развития. Их деятельность охватывает все области народного хозяйства, а в сферу их интересов входит все большее число стран всех регионов мира. В условиях формирования специфической транснациональной экономики современные международные, интегрированные корпорации являются важнейшим элементом развития мирового хозяйства, переходят в категорию самостоятельной силы глобального влияния.

В структурных формах объединения предприятий находят отражение определенные виды корпоративной интеграции.

1. По направлению интеграции.

1.1. Горизонтальная интеграция (по целям):

• обеспечение условий производственно-хозяйственной деятельности участников;

• обеспечение условий торгово-закупочной деятельности участников, распределение сбыта;

• изменение структуры соответствующего товарного рынка.

Горизонтальная интеграция представляет собой интеграцию с разветвлением выходов из головного предприятия, т. е. слияние, объединение компаний, выпускающих одну и ту же продукцию, оказывающих одинаковые услуги, выполняющих аналогичные операции технологического процесса (картельные соглашения). Целями такой

интеграции являются минимизация упущенной выгоды, получение преимуществ, обусловленных увеличением масштабов производства и защитой от конкуренции. Иногда горизонтальные соглашения свидетельствуют о монопольных устремлениях участников.

1.2. Вертикальная (поточная) интеграция (по содержанию):

• передняя — прямое направление к рынку по цепочке «производство (распределение) — потребление (сбыт)»;

• задняя — в обратном направлении, «предварительное распределение — сырье».

По целям вертикальная интеграция представляет:

• установление перепродажной цены (союзы, ассоциации);

• получение исключительного права продажи;

• отказ от заключения и исполнения договора поставки;

• ограничение деятельности приобретателя путем лицензионных договоров.

В целом вертикальная интеграция — это объединение производителей, действующих на последующих стадиях одной производственной вертикали, происходящее на основе комбинирования технологически связанных производств и расширения производственного процесса путем формирования вертикальной цепочки.

Цели — экономия на масштабе, консолидация и эффективное использование ресурсов (экономия на затратах по рекламе, товаропродвижению, поддержанию оптимального размера запасов), эффективное управление (весь технологический процесс производства продукции, услуг координируется одним из одного центра).

Вертикальные соглашения могут быть использованы для укрепления экономического влияния на рынке путем установления монопольного положения или ограничения конкуренции (соглашения между конкурентами).

1.3. Латеральная интеграция (продуктовая кооперация) — это интеграция с разветвлением входов в головное предприятие, расширение ассортимента продукции в результате слияния или объединения с другими компаниями, производящими другие товары и услуги, но имеющими общую с данной корпорацией клиентуру.

1.4. Диагональная интеграция являет собой объединение предприятий, находящихся на разных уровнях вертикального производственного цикла и выпускающих параллельные виды продукции

в целях обеспечения диверсификации риска и возможности опосредованно воздействовать на партнеров.

1.5. Конгломератная интеграция представляет слияние или объединение компаний, не имеющих никаких общих черт и связей.

1.6. Арьергардная интеграция — объединение для создания внутренней обеспечивающей инфраструктуры. Используется в целях минимизации транзакционных издержек, снижения прямых производственных издержек (характерно для российских предприятий).

1.7. Комбинированная интеграция — проходит одновременно вдоль технологической цепочки и по параллельным видам продукции с целью максимизации упущенной выгоды и минимизации издержек, в том числе транзакционных.

1.8. Интеграция по стадиям и этапам жизненного цикла продукции представляет объединение различных контрагентов в зависимости от стадии жизненного цикла продукта (внедрение, рост, зрелость, падение) и соответственно производственной стратегии (усовершенствование, укрепление и поддержка, свертывание позиций).

1.9. Системная интеграция (социальный аспект) активно используется с концаXXв. как новое направление партнерских отношений в условиях отхода от жестких иерархических систем организации и управления к гибким партнерским отношениям. Здесь отношения «заказчик—исполнитель» переходят в отношения «партнер—партнер».

2. По степени интегрированности.

2.1. Полная — здесь объединяются все входы или выходы.

2.2. Узкая — покупка компанией лишь части входящих элементов.

Принципиально выделяются две формы корпоративной интеграции: на основе соглашений о слияниях (на добровольной основе); путем поглощений (часто «враждебные» — насильственные). В рамках поглощения корпораций (враждебное) выделяются следующие способы: приобретение корпорации полностью или частично; приобретение контрольного пакета акций; предложение о покупке акций держателя по цене выше рыночной стоимости (тендер); борьбазаголосаакционеров.

В процессе слияния корпораций (добровольное объединение) используются следующие способы:

• диверсификация (в целях создания многопрофильного производства);

• объединение предприятий различных отраслей

промышленности (в целях осуществления

совместной деятельности (холдинги, союзы, ассоциации предприятий);

• внутриотраслевая кооперация (в целях усиления специализации предприятий);

• международная интеграция (образование объединенных корпораций различных видов деятельности (промышленность, торговля, услуги, финансовый сектор);

• конгломеративные слияния: полные, частичные (объединение корпораций или отдельных подразделений, ориентированных на узкую специализацию, выпуск ограниченной номенклатуры изделий, отвечающих требованиям индивидуальных потребителей);

• полное слияние фирм-гигантов (глобализация деятельности с образованием новой организационной структуры).

Обычно слияния и поглощения совершаются по обоюдному согласию, однако опыт показывает, что не все корпорации сливаются надобровольной основе. Около 5 % акций такого типа квалифицируются как враждебные поглощения, когда одна корпорация борется за приобретение контроля над другой корпорацией против воли существующего руководства последней. Поэтому руководство корпорации-жертвы, заботясь о своем будущем, вынуждено принимать серьезные меры для отражения атаки корпорации-агрессора.

В мировой практике известна целая система противозахватных мер, применяемых менеджерами в противостоянии нежелательным сделкам, среди которых наибольшую популярность получили следующие:

1) внесение изменений в устав («противоакульи» поправки к уставу) — ротация совета директоров: совет делится на части, каждый год избирается только одна часть совета (большинство голосов требуется для избрания директора; сверхбольшинство голосов необходимо при утверждении сделки слияния: доля голосов не менее 2/3, обычно 80%). Поправка о «справедливой цене» ограничивает слияния акционерами, владеющими большими долями акций;

2) изменение места регистрации корпорации. Учитывая разницу в законодательстве отдельных регионов, выбирается то место для регистрации, где проще провести противозаконные поправки в устав, облегчить судебную защиту корпорации-«мишени»;

3) «ядовитая пилюля». Меры, применяемые корпорацией для уменьшения своей привлекательности для потенциального «захватчика» (корпорации-агрессора);

4) выпуск акций с более высокими правами голоса. Распространение обыкновенных акций нового класса с более высокими правами голоса позволяет менеджерам компании- «мишени» получить большинство голосов без владения большей долей акций;

5) выкуп с использованием заемных средств. Покупка компании или ее подразделений группой частных инвесторов с привлечением высокой доли заемных средств (выкуп менеджерами компании — «management buy-out»). Акции выкупаемой компании больше не размещаются на фондовом рынке;

6) защита Пэкмена. «Контрнападение» на акции «захватчика»;

7) тяжба. Возбуждается судебное разбирательство против «захватчика» за нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о ценных бумагах ит. п.;

8) слияние с «белым рыцарем». Объединение с «дружественной компанией» — «белым рыцарем» (используется как последняя попытка защититься от поглощения);

9) «зеленая броня». Корпорация делает группе инвесторов-захватчиков предложение об обратном выкупе своих акций с премией (по цене, превышающей уплаченную);

10) заключение контрактов на управление. Компании заключают с управленческим звеном контракты на управление с высоким вознаграждением за руководство, что служит эффективным средством увеличения цены поглощаемой компании (так как стоимость «золотых парашютов» существенно возрастает);

11) реструктуризация активов. Покупка «плохих» активов (не интересующие «захватчика», финансово нестабильные, создающие антимонопольные проблемы);

12) реструктуризация обязательств. Выпуск акций для дружественной третьей стороны, увеличение числа акционеров, выкуп акций с премией у существующих акционеров.

При захвате более или менее успешной компании, особенно при сопротивлении менеджеров, компания-агрессор вынуждена выплачивать значительную долю средств в качестве премии акционерам. В большинстве случаев размер премии колеблется от 20 до 40 % «справедливой» рыночной цены компании (цена, ограничивающая слияния акционеров, владеющих большими долями акций). В некоторых случаях для смягчения противоречий между компаниями менеджерам поглощаемых фирм предоставляюттак называемые «золотые парашюты»

— выходные пособия на случай потери ими работы в результате поглощения. Чаще всего эти пособия выплачиваются поглощающей компанией, но иногда и акционерами целевой фирмы, чтобы менеджеры не мешали сделке ее поглощения. В результате, с учетом премии акционерам и сумм, затрачиваемых на наделение управленческой команды «золотыми парашютами», затраты на захват компании могут быть чрезмерными, зачастую приводят лишь кунич-тожению собственности поглощающей компании. В российской практике различие между слияниями и поглощениями чисто техническое и касается финансовой стороны сделки.

Выбор и использование того или иного способа (формы) корпоративной интеграции определяется конкретным набором мотивов. Изучению данного аспекта посвящены исследования отечественных и зарубежных ученых, однако большинство работ имеют фрагментарный характер и страдают отсутствием системы, что приводит к повторениям и размытости границ между отдельными мотивами. Однако с точки зрения полезности для владельцев и стремления к максимизации прибыли большинство мотивов, побуждающих компании к объединению, можно разделить на группы.

1. Мотивы уменьшения оттока ресурсов (защитный характер).

1.1. Экономия на масштабах (снижение издержек производства при выполнении больших объемов работы на тех же мощностях, при той же численности штата и системе распределения (средняя величина постоянных издержек на единицу продукции снижается по мере увеличения объема производства).

1.2. Повышение эффективности работы с поставщиками (снижение цен и соответственное увеличение совокупного объема закупок либо прямая угроза смены поставщика).

1.3. Ликвидация дублирующих функций и устранение неэффективности управления (сокращение управляющего, обслуживающего персонала; устранение дублирования функций, их централизация (маркетинга, сбыта), распространение качественного менеджмента на поглощаемую корпорацию, привнесение более совершенных технологий управления).

1.4 Кооперация в области НИОКР (объединение передовых научных идей, денежных средств и производственных мощностей, необходимых для их реализации).

1.5 Налоговые преимущества (сокращение налогового бремени и уменьшение налогов, таможенных платежей и иных сборов).

2. Мотивы увеличения притока ресурсов (стабилизационный характер).

2.1. Взаимодополнение ресурсов: приобретение каждой корпорацией ранее недостающих ресурсов дешевле, чем они обошлись бы ей в случае самостоятельного создания (характерно для крупных и малых предприятий). Малые предприятия создают уникальные продукты, но испытывают недостаток в производственных, технических и сбытовых структурах для организации крупномасштабного производства и реализации этих продуктов.

Крупные корпорации в состоянии сами создать необходимые компоненты, но поглощение корпорации-производителя позволит сделать это дешевле и быстрее.

2.2. Приобретение крупных контрактов (возможность конкурировать за крупные контракты, что обеспечит оптимальную загрузку мощностей, позволит реализовать экономию масштабов).

2.3. Преимущества на рынке капитала — более выгодные условия кредитования для крупных корпораций (крупный размер — гарант стабильности); консолидация капитала; большие возможности его оптимального использования внутри объединенной корпорации (использование трансфертных цен, внутренняя диверсификация капитала).

2.4. Монополия7 (возможность большого рыночного влияния).

2.5. Диверсификация производства: разработка и производство новой продукции (возможность использования избыточных ресурсов через расширение ассортимента товаров и услуг, снижает общую рискованность операций и гарантирует средний объем поступлений).

2.6. Доступ к информации: ноу-хау (получение дополнительных знаний о продуктах и рынке).

3. Нейтральные по отношению к движению ресурсов мотивы.

3.1. Разница в рыночной цене компании и стоимости ее строительства или замещения (иногда проще купить действующее предприятие, чем строить новое: рыночная оценка имущественного комплекса целевой корпорации-«мишени» значительно меньше стоимости замены ее активов).

3.2. Разница между ликвидационной и текущей рыночной стоимостью (продажа «вразброс» с получением дохода — возможность «дешево купить и дорого продать» — характерно для России).

3.3. Личные мотивы менеджеров (стремление увеличить политический вес руководства компании, личные мотивы управляющих; с целью со-

1 Ограничивается антимонопольным законодательством.

здания иллюзии процветания в глазах акционеров; спекулятивные мотивы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.4. Защита от поглощения (объединение с дружественной корпорацией — «белым рыцарем», либо покупка «проблемных» активов, которые не понравятся «захватчику»),

3.5. Дополнительные преимущества крупных корпораций в конкуренции с более мелкими, надежда на защиту и опеку государства.

Необходимо отметить, что указанные группы мотивов не являются закрытыми, их набор определяется не только специфическими целями сливающихся компаний, но конкретными обстоятельствами внешнего окружения. Поэтому с позиции факторов влияния возможно разделить все указанные мотивы на две крупные группы: обусловленные факторами внешней среды; обусловленные внутренней средой.

В условиях постоянно меняющейся внешней среды склонность предприятий к укрупнению объективно предопределялась следующими преимуществами, получаемыми в результате объединения:

• стабильные внутренние связи в объединенном корпоративном образовании позволяют сокращать непроизводственные затраты, осуществлять долгосрочное инвестирование в развитие производства, снижают риски;

• взаимодействие родственных производств, наличие единой, жесткой системы управления и отчетности практически исключают попытки проявления экономической недобросовестности;

• широкая диверсификация деятельности дает большую мобильность, легкость адаптации к неожиданным изменениям обстановки;

• увеличение капитала и повышение эффективности управления дает возможность улучшения структуры ресурсной базы, расширения и рационализации сбытовой сети, активизации финансирования, повышения уровня фирменной деловой репутации, в итоге — общей конкурентоспособности корпоративного образования.

Однако помимо преимуществ нельзя не отметить и ряд проблем, связанных с процессами объединения компаний. Промышленная интеграция часто сопрягается с многочисленными сложностями, организационными формальностями. Поэтому некоторые компании после внешнего объединения продолжают функционировать как совокупность отдельных и иногда даже конкурирующих под-

разделений, имеющих разную производственную инфраструктуру, научно-исследовательские и маркетинговые службы.

Кроме того, некоторые виды слияний могут иметь крайне негативные последствия, часто сопровождаются угрозой ограничения конкуренции, что крайне нежелательно как для переходного периода, так и для рыночных отношений. Складывающиеся обстоятельства заставляют законодателя вводить запретительные меры; в зарубежном праве — антитрестовое законодательство, в российском праве — антимонопольное законодательство.

Несмотря на указанные недостатки, большая часть негативных последствий перекрывается более весомыми и значимыми преимуществами объединения предприятий (результатсинергизма). В любом случае очевидно, что принятию решения о слиянии, объединении корпоративных образований или их захвате обязательно должен предшествовать тщательный анализ возможных выгод (расчет эффективности, оценка синергетического эффекта) и потерь.

Проведенный анализ позволяет выделить следующие аспекты развития современных корпораций:

• институциональный аспект — рост межфирменных слияний и приобретений как способ захвата производственных мощностей за рубежом (экспансия) для поддержания и усиления международной конкурентоспособности; глобальные масштабы собственности и хозяйственной деятельности; высокая степень транснационализации производства и капитала;

• отраслевой аспект — диверсифицированный (многоотраслевой) либо узкоспециализированный характер деятельности; большая ориентация на сферу услуг, инфраструктуру;

• организационный аспект — использование новых форм интернационализации, интеграции промышленно-технической и инновационной деятельности (продажа лицензий с предоставлением технологий и технических услуг, соглашения о промышленном сотрудничестве, строительство предприятий «под ключ», изыскательские работы и создание предприятий на условиях «раздела продукции», франчайзинг, дистрибуция, коммерческое представительство, агентирование и др.);

• инновационный аспект — ориентация на интернационализацию инновационной деятельности, усиление роли НИОКР (углубление специализации, заметна тенденция переноса НИОКР за пределы страны базирования).

Список литературы

1. Леонтьев Р. Г., Голикова Ю.А. Генезис корпораций: монография / Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006.

2. Ляпина С. Слияния и поглощения — признак развитой рыночной экономики // Рынок ценных бумаг. 1998. № 8.

3. Рогачева М. И. Глобализация: путь ли это к росту и процветанию?! // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 2.

4. Савчук С. В. Анализ результатов слияний и поглощений зарубежных компаний, причины неудач и способы уменьшения риска сделок // МенеджментвРоссии и зарубежом, 2003. № 1.

5. Сонькин Н. Б. Корпорации: теоретические и прикладные аспекты / М.: Московская высшая языковаяшкола, 1999.

6. Страхова Л. П., Бартенев А.Е. Корпоративные образования в современной экономике //Менеджмент в России и зарубежом. 2000. № 6.

7. Уваров В. В. Слияния и поглощения в свете современных технологических конкуренций // Менеджмент в России и за рубежом, 2005. № 2.

8. Dunning J. ^.Making globalization good / Oxford, Oxford rniversity 3ress, 2003.

9. Glaeser Е.Г., R. Га Porta, ropez-de-Silanes Г., Schorfer A. Do institutions cause growth? / E. L. Glaeser etc. Cambrige: National bureau of economic research workingpaper, 2004. No. 10468.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.