Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
134
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
компьютерные технологии / музыкально-творческая деятельность / электронные музыкальные инструменты / компьютерно-акустическая музыка / музыкальное искусство. / computer technologies / musical creative activity / electronic musical instruments / computer acoustic music / musical art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кун Цзивей

В статье исследуются изменения, произошедшие в ХХ веке, связанные с активным развитием науки и техники в отрасли информационных технологий. Анализируется процесс развития электронных музыкальных инструментов и модернизация программ музыкально-компьютерных технологий; рассматриваются изменения, касающиеся концепции подхода к акту творчества, новые средства электронного инструментария, новые методы реализации творческих задач в отрасли музыкальных технологий, исполнительской, композиторской и аранжировочной техник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF COMPUTER TECHNOLOGIES INTO MUSICAL AND CREATIVE ACTIVITIES

The article examines the changes that have occurred in the twentieth century, associated with the active development of science and technology in the information technology industry. The process of development of electronic musical instruments and modernization of programs of musical and computer technologies are analyzed; the changes concerning the concept of approach to the act of creativity, new means of electronic instrumentation, new methods of implementing creative tasks in the field of musical technologies, performing, composing and arranging techniques are considered.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Кун Цзивей

Сумской государственный педагогический университет имени А. С. Макаренка, аспирант

INTEGRATION OF COMPUTER TECHNOLOGIES INTO MUSICAL AND CREATIVE ACTIVITIES

Kong Ziwei

Sumy State Pedagogical University named after A.S. Makarenko, graduate student

Аннотация

В статье исследуются изменения, произошедшие в ХХ веке, связанные с активным развитием науки и техники в отрасли информационных технологий. Анализируется процесс развития электронных музыкальных инструментов и модернизация программ музыкально-компьютерных технологий; рассматриваются изменения, касающиеся концепции подхода к акту творчества, новые средства электронного инструментария, новые методы реализации творческих задач в отрасли музыкальных технологий, исполнительской, композиторской и аранжировочной техник.

Abstract

The article examines the changes that have occurred in the twentieth century, associated with the active development of science and technology in the information technology industry. The process of development of electronic musical instruments and modernization of programs of musical and computer technologies are analyzed; the changes concerning the concept of approach to the act of creativity, new means of electronic instrumentation, new methods of implementing creative tasks in the field of musical technologies, performing, composing and arranging techniques are considered.

Ключевые слова: компьютерные технологии, музыкально-творческая деятельность, электронные музыкальные инструменты, компьютерно-акустическая музыка, музыкальное искусство.

Keywords: computer technologies, musical creative activity, electronic musical instruments, computer acoustic music, musical art.

Процесс зарождения компьютерно-акустической музыки начался в конце 40-х годов прошлого века, и относится к первому этапу компьютеризации музыкальной деятельности. Как известно, прошлый век с первых десятилетий характеризуется отделением различных звуковых параметров от привычной классической идиомы, которые их связывала. Компьютер открыл неограниченные возможности для создания новых синтезированных звучаний, изменяя при этом звуковое восприятие и расширяя диапазон музыкальных звуков. Благодаря этому стало возможным использование негармоничных рельефов звучаний, создание различных тембральных структур, различных комбинаций ре-зонансов и сочетаний гармоний и резонансов от многочисленных основных тонов. Возникает многомерная тембровая и микроакустическая перспектива, создаются различные «измерения» множественных сонорных пространств.

Немало музыкантов уже в начале XX века создавали новые музыкальные инструменты, в том числе и электронные, экспериментировали с новыми композиционными принципами, создавали оригинальные музыкальные системы, предусматривающие использование возможностей компьютера. В первой половине прошлого века возникли электромузыкальные инструменты, в которых механические акустические вибрации заменялись электрическими, которые на мембране переходили

в звуковые, механические колебания. Широкое практическое использование эти инструменты получили после изобретения электронных ламп [1].

Впоследствии различные музыкальные инструменты начали распространяться по всему миру. Например, в США появился электроорган и электророяль Хаммонда, на которых таперы озвучивали немые фильмы. Особой популярностью пользовались Волны Мартено, которые Э. Варез использовал в пьесе «Экваториал» (1935), а Артюр Оннегер в балете «Семирамида» (1931) и оратории «Жанна Д'Арк на костре» (1935) [5].

В 30-х годах в Германии появились первые магнитофоны, но их широкое использование музыкантами началось после Второй мировой войны, когда в США были созданы электрогитара, первый звуковой синтезатор и многоканальный магнитофон, созданию которых способствовал композитор-изобретатель Лес Пол. Музыкальное использование электрических технологий в США активизировалось спонтанными изобретениями и свободными идеями Джона Кейджа [4].

В 1948 году в Париже инженер-акустик П. Шеффер организовал при Французском Радио первую группу электромузыкальных исследований, чем положил начало развитию электронно-акустической музыки. Путем монтажа и преобразований магнитофонных записей реальных звучаний

природы, города, техники в их сочетании с электроинструментальными звучаниями, П. Шеффер создал «конкретную музыку», к образцам которой принадлежат «Этюд железных дорог», «Этюд турникетов» и др. П. Шеффер вместе с композитором Пьером Анри создал новаторские композиции для голоса и магнитофонной ленты: «Симфония одного человека» (1950), опера «Орфей» (1951).

В начале 50-х годов прошлого века, при Кельнском Радио возникла Экспериментальная студия электронной музыки, где появился термин «электронная музыка» и были созданы первые электронные произведения X. Еймерта, К. Штокхаузена, Д. Лигети. Электронные пьесы Д. Лигети «Артикуляция» (1958), «Объемы» (1962), как и произведения К. Штокхаузена, открыли оригинальные методы создания новых звуковых композиций с присущим этому композитору совершенством акустических свойств музыкальных структур, детальностью их слуховых параметров. Композиции К. Штокхаузена отличались наличием звучаний, что воспроизводились в различных аспектах пространства и времени, захватывая воображение слушателя. К. Штокхаузен впервые с помощью магнитофона, из записи одного короткого мотива (голоса одного мальчика), путем размножения копий и их наложением создает многоголосие - беседу голосов, получившее название «Песня юношей ...» [8, с. 23].

К концу 60-х годов прошлого века, в Европе действовали несколько хорошо оборудованных электронных музыкальных студий, где проводились исследования по анализу и синтезу звука и осуществлялись творческие эксперименты. К середине 70-х годов в США было значительно больше электронных музыкальных студий, чем в Европе -около двухсот, чему способствовал американский композитор русского происхождения Владимир Усачевський. Вместе с композитором Отто Люен-нингом, он по всей стране организовал электронные музыкальные студии, где раньше, чем в других странах, стали появляться ЭВМ, а впоследствии -персональные компьютеры.

В 1964 году композитор Джон Чоунинг с помощью инженеров М. Мэтью и Д. Пула использовал компьютерную систему Лаборатории искусственного интеллекта Стэнфордского университета для создания музыкальных компьютерных программ [6]. В 1967 году Дж. Чоунингом был получен патент на собственное открытие алгоритма частотной модуляции звука, что давало возможность контролировать и создавать различные варианты звукового спектра (тембрального синтеза). Данный метод впоследствии стал общеупотребительным в компьютерно-акустической музыкальной композиции и в конструировании электро-музыкальных инструментов. Впервые был применен в электрооргане фирмы «Ямаха».

На основе открытого им метода, Дж. Чоунинг в начале 70-х годов прошлого века создал первые художественные композиции с использованием компьютерно-акустической музыки. Позже адапти-

рованные музыкальные инструменты и электронная звуковая аппаратура стала широко использоваться в прикладной и эстрадной музыкальной практике. Началось прикладное использование искусственных звуковых эффектов и в научно-фантастических фильмах. Так, синтезированный голос звучит в фильме С. Кубрика «Космическая Одиссея 2001» (1968).

Компьютерно-акустическая музыка возникла после синтезаторной электронной и сонорной инструментальной музыки в середине 70-х годов ХХ века. Композитор-исследователь Марко Стройна, в конце 80-х - начале 90-х годов изучал и использовал подробные акустические выразительные средства - различия staccato от tenuto в воспроизведении звука; аспекты использования резонансов: аккордов, звучащие в резонансах, циклов резонансов «теней», аккордов как резонансов других аккордов и их различий в зависимости от расположения звуков выходного аккорда. В компьютерных композициях оказывается изящная артикуляция звука, детализация его ритма, создаются переменные тембры -«мобили», тембры-имитации, открываются возможности использования не только терцовых аккордов, но и аккордов различной структуры и т.д. [2]. С 1983 года М. Стройна разрабатывал новую возможность использования компьютера в качестве аккомпаниатора исполнителю на традиционном музыкальном инструменте, живому солисту. Эта новая компьютерная функция «включила» восприятия и реакции машины и была реализована в композиции М. Строппа «„Траектория" для рояля и компьютера» [3].

Современное музыкальное творчество невозможно без соответствующего технического инструментария. Так, систематизация компонентов звукозаписывающего и компьютерного оборудования предусматривает их объединение по функциональным и технологическим принципам на основе творческих заданий. Разработка классификационных норм звукотехнического оборудования предусматривает разделение на две подгруппы - собственно звукозаписывающее и воспроизводящее оборудование и электронные музыкальные инструменты.

Так, звукозаписывающее и воспроизводящее оборудование в первую очередь представлено студиями звукозаписи. Современная студия звукозаписи - это сложный инженерно-технический комплекс, предусматривающий запись музыкального материала (фонограмм). Как правило, в студии можно найти любое звукотехническое оборудование, а также получить помощь квалифицированных специалистов. Сегодня можно выделить несколько основных групп студий, которые различаются по выполняемым задачам и техническому оснащению: большие универсальные студии (предназначенные для записи как симфонических оркестров, так и экстремальных рок-групп, радио-передач и т. д.); project студии (ориентированы на запись музыки определенного стиля); postproduction студии (студии пост-производства); домашние студии музыкантов и композиторов (создаются музыкантами исключительно для себя, руководствуясь при этом

соображениями собственного удобства и целесообразности).

Важной категорией средств творчества современного музыканта есть электронные музыкальные инструменты (ЭМИ). Их можно разделить на две большие группы: электромеханические инструменты и электронные инструменты. При этом, ко второй группе следует отнести все инструменты, тона которых возникают сугубо электрическим путем с помощью электронных схем. В первую очередь речь идет о клавишных инструментах. Их можно разделить на одноголосные и многоголосные.

С помощью новых электронных музыкальных инструментов появляются новые возможности для творчества. Так, обратим внимание на:

- возможность редактирования произведения как в процессе его выполнения и предварительных репетиций, так и при создании новых исполнительских редакций. «Работа с электронным редактированием исполнительских версий - это совершенно новая сфера творческой деятельности музыканта-исполнителя XXI в. Она основана на специфической слуховой работе современного пианиста-звукорежиссера, активизацию в первую очередь художественного воображения, фантазии, эмоционально-образного мышления музыканта. Электронная редакция - это бесконечные варианты замысла. Сами же исправления студийной фонограммы - это варианты интерпретации произведения, а не только устранение случайных рутинных ошибок» [7, с. 11];

- возможность изменения конфигурации музыкального инструмента с помощью дополнительных настроек, в зависимости от конкретных целей использования данного инструмента;

- возможность создания звукового образа всех предыдущих инструментов, как каждого в отдельности, так и для ансамблей инструментов и симфонических оркестров;

- возможность программирования, то есть создание предварительного музыкального материала; его запись, хранение и при необходимости использования в процессе дальнейшего выполнения;

- благодаря использованию ЭМИ сокращается путь к творческому постижению музыки. «В эпоху невиданного распространения компьютеров, неизвестного музыкантам во времена Гульда и тем более Рахманинова, впервые появляется возможность

использовать редактирования записи собственной игры учеников для того, чтобы сократить их путь к творческому постижению музыки. Проблема техники как бы выводится, снимается или отходит на второй и третий план» [7, с. 15].

Важно отметить, что компьютерная музыка способствует формированию нового направления в искусстве: оно непосредственно продолжает то, что было начато в конкретной и электронной музыке; вместе с тем под влиянием технологии компьютерной музыки, нивелируются различия между направлениями: образовалась электроакустическая музыка.

Таким образом, эволюция электронных музыкальных инструментов и модернизация программ музыкально-компьютерных технологий для работы с музыкальным звуком являются выдающимися техническими достижениями в музыкальном искусстве ХХ - начала XXI веков. Музыкальный компьютер, оснащенный программами для преобразования и записи звука в сочетании с такими электронно-звуковыми модулями, как сэмплеры, звуковые карты, синтезаторы и т. д., является важным современным инструментарием музыкально -творческой деятельности.

Список литературы

1. Володин А. А. Электронные музыкальные инструменты. Москва : Энергия, 1970. 145 с.

2. Зарипов Р. X. Кибернетика и музыка. Москва: Наука, 1971. 235 с.

3. Зарипов P. X. Машинный поиск вариантов при моделировании творческого процесса. Москва : Наука, 1983. 232 с.

4. Ковалгин Ю. А., Борисенко А. В., Гензель Г. С. Акустические основы стереофонии. Москва : Связь, 1978. 336 с.

5. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. Москва : Музыка, 1976. 367 с.

6. Мэтьюз М. , Пирс Дж. Компьютер в роли музыкального инструмента // В мире науки. 1987. № 4. С. 12-15.

7. Цатурян К. Современное цифровое фортепиано // Музыка и электроника. 2008. № 1. С. 13-16.

8. Stockhausen K. Texte zur elektronischen und instrumentalen Musik. Bd. 1: Aufsatze 1952-1962 zur Theorie Komponierens. Köln, 1963. S. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.