Научная статья на тему 'Интеграция компетенций и их оценивание в профильном гуманитарном спецкурсе'

Интеграция компетенций и их оценивание в профильном гуманитарном спецкурсе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция компетенций и их оценивание в профильном гуманитарном спецкурсе»

УДК 372.016:821.161.1 +37.0

М. Ю. Тарасова

ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И ИХ ОЦЕНИВАНИЕ В ПРОФИЛЬНОМ ГУМАНИТАРНОМ СПЕЦКУРСЕ

Гуманитаризация - одно из важнейших направлений процесса модернизации российской системы образования, реализуется посредством организации профильного обучения в старших классах, введения инноваций в частные предметные методики, создания разных моделей образовательных программ. Кризис «знаниево-просветительской парадигмы» [1] и пути выхода из него обозначены в основополагающих нормативных документах — «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [3]. В связи с этим возникли вопросы отбора и содержания методического обеспечения профильного преподавания на основе компетент-ностного подхода (далее - КП).

С позиций КП цели образования для всех участников образовательного процесса принимают иной вектор. Способности школьников в решении разного рода проблем (в сфере учебной деятельности, в объяснении явлений действительности, ориентаций в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовных ценностей) не означают, что для этого учащемуся достаточно владеть определенным набором устойчивых умений. С точки зрения КП, привычный для образовательной системы набор знаний, умений и навыков расширяется, включая «направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т. п.)», общечеловеческие и общекультурные компетенции, способности личности «преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер — самостоятельность, целеустремленность, волевые качества» [2, с. 139],

В КП разделяются общеобразовательные и общеучебные умения, навыки, способы деятельности: «Если первые в большей мере относятся к тематическому общепредметному содержанию образования, например, к овладению общенаучными понятиями и категориями, то вторые - к собственно учебному процессу, владению учениками самоорганизацией, планированием, рефлексией, самооценкой и другими аналогичными способами деятельности» [4, с. 294], Иерархия компетентностей становится трехуровневой: метапредметные (ключевые), общепредметные и предметные компетенции.

Сравнение целей КП и профильного обучения как «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся» [3] позволяет сделать вывод если не о полной идентификации, то

о широком совпадении прогнозируемого результата. Одновременно с базовым профильное обучение ориентирует старшеклассников на овладение совокупностью определенных ЗУН, формирующих предметные компетенции в рамках частных предметных методик (таблица).

Программа спецкурса

№ п/п, кол-во часов Тема занятия Знания, получаемые в ходе опытного обучения Умения, формируемые в ходе опытного обучения

1. (2-Зч.) Что такое пародия? Понятие ВТ; основные признаки пародии, отличающие ее от других литературных жанров Находить во ВТ признаки пародии

2, (1 -2ч.) Пародия и стиль автора Взаимосвязь пародии и ИАС; элементы, формирующие неповторимость стиля Определять в тексте элементы, формирующие черты идиостиля ВТ, систему языковых особенностей ИАС источника; проводить сопоставительный анализ ВТ и прототекста

3. (2ч.) Пародия и ее жанры Понятие о жанровых разновидностях пародии: собственно пародии, стилизации, перепеве, контаминации; критерии разграничения разновидностей ВТ Давать определения понятиям; выявлять во ВТ языковые средства, отражающие позицию автора к источнику; отличать разновидности ВТ на основе анализа авторской интенции

4. (2ч.) Сочиним пародию сами! Функция стилеобразующих и смыслообразующих приемов ИАС Трансформировать исходный текст в соответствии с заданным механизмом

5. (2ч.) Идиостиль в зеркале пародии Функциональная нагрузка индивидуальноавторских языковых средств Подбирать примеры авторского использования языковых средств, окказионализмов; объяснять функцию индив иду ал ь но-авторских языковых средств; видеть особенности в использовании автором языковых единиц разных уровней; создавать собственный ВТ на основе фрагмента первичного или целого текста

6. (2ч.) Заседание редакционно- издательского Совета Разнообразие способов трансформации исходного текста Анализировать собственные ВТ, определять уровень мастерства автора ВТ; воспринимать особенности ИАС, отраженные во ВТ, на слух

Разные формы организации, виды деятельности учащихся на занятиях элективного спецкурса направлены на одновременное формирование комплекса компетенций: ключевой информационной и предметной коммуникативной (владеть навыками работы с источниками информации), предметной языковедческой (уметь оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления), предметной и ключевой коммуникативной (владеть основными видами речевой деятельности), ключевой социокультурной (владеть элементами художественнотворческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя), ключевой и предметной учебно-познавательной (уметь давать устный развернутый ответ о произведении литературы), здоровьесберегающей (владеть способами эмоциональной саморегуляции).

Выявленные в ходе спецкурса интегративные взаимодействия компетенций могут представлять по крайней мере четыре блока их системных отношений: внутриключевые, внутрипредметные, ключевые-предметные, комбинаторные.

1. Внутриключевой

Ключевые коммуникативные Ключевые учебно-познавательные

уметь выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); уметь задавать вопросы к фактам уметь давать устный и письменный развернутый ответ о произведении литературы

уметь задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме

Данная интеграция компетенций начинает проявляться с самого начала знакомства с литературным произведением как частным случаем субъективного отражения объективной действительности. Умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам необходимо для вычленения этого факта из рядоположенных, неоднородных явлений. Проблемное изложение своего понимания или непонимания сути художественного явления сопряжено с процессом его постижения. Для вычленения ВТ из мира всех текстов, пародии из ВТ учитель ориентирует школьников на формирование учебно-познавательной компетенции, неразрывно связанной с коммуникативной -диалог ученика с Текстом через диалогически выстроенное учителем общение с учеником как субъектом образования.

2. Внутрипредметный

Предметные коммуникативная и языковедческая компетенции неизбежно интегрируются в процессе достижения целей спецкурса по изучению пародии: это обусловлено природой жанра, где категория стиля является важнейшей для постижения целостности произведения. Сформированность

уровня языковедческих умений учеников и уровня предметной коммуникативной компетенции взаимосвязаны и взаимопроникаемы: инструмент познания чужого и создания своего текста - язык.__ ____

Предметные коммуникативные Предметные языковедческие

уметь создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-бытовой, учебно-научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения; уметь применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка; применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

уметь редактировать собственный текст; характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея, основные герои; особенности композиции и сюжета уметь вычленять структуру текста, смысловые части и основные средства связи между ними;

уметь видеть, анализировать особенности авторской речи; основные особенности языка художественной литературы; анализировать и оценивать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображаемому и давать личностную оценку; уметь анализировать основные выразительные средства фонетики; морфологии, словообразования, синтаксиса;

Уметь писать сочинения; создавать тексты разных стилей и жанров: тезисы, конспекты, отзывы, рецензии, аннотации Уметь проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

3.Ключевой - предметный

Ключевые информационные Предметные коммуникативные

владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, СБ-Лот, Интернет; извлекать необходимую информацию из различных источников; учебно-научные тексты, справочная литер эту ра, средства массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета) + владеть различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

уметь самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;, уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста

Анализ художественного текста и его синтез как средства познания отраженной в произведении объективной действительности предполагают владение приемами работы с различными видами информации и ее источниками. При контекстном изучении пародии на спецкурсе предметная коммуникативная и ключевая информационная компетенции направлены на формирование умений ученика перерабатывать не только данную учителем информацию, но и ориентироваться в информации, представленной одноклассниками (особенно при групповой и коллективной формах организации деятельности). Расширение возможностей взаимодействия с различными видами информации спецкурс предоставляет ученику в проектной деятельности.

4. Комбинаторный (ключевые - предметные - предметные; ключевые -ключевые - предметные)

Ключевые коммуникативные Предметные коммуникативные Предметные языковедческие

уметь выступать с устным сообщением, уметь представить себя устно и письменно уметь оценивать устные и письменные высказывания сточки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления

Различные виды и формы деятельности учеников на спецкурсе направлены на формирование коммуникативных умений. Требование предметной языковедческой компетенции умений оценивать свою и чужую речь реализуются одновременно в нескольких плоскостях: ученик, читая, анализируя, интерпретируя и сочиняя пародию, оценивает речь автора прототекста с его идиостилевыми особенностями, автора ВТ (при диалоге с текстом), свою речь и речь своих одноклассников, на том или ином уровне постигая приводу жанра и его художественные образцы.

Ключевые информационные Ключевые социокультурные Предметные коммуникативные

владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками; самостоятельно искать, извлекать (...) необходимую информацию владеть элементами художественн о-творч ес ких компетенций читателя, слушателя, исполнителя; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; общекультурными фоновыми представлениями владеть основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом

Изучение и использование механизмов пародии позволяет ученикам на классических примерах выработать систему специальных приемов, направленных на формирование способов творческого мышления. Для выхода на

продуктивный уровень оригинальности созданного вторичного текста старшеклассники синтезируют коммуникативные и социокультурные умения: смена видов деятельности на занятиях и творческие задания позволяют ученику в малом временном отрезке проявить себя в качестве и докладчика, и критика, и автора текста, и исполнителя. Оценить уровень собственных сочинений и сочинений одноклассников, так же как и сопоставить тексты разных видов искусства, жанров, авторов возможно лишь при постоянном формировании и поддержке уровня информационной компетенции. Качество выбранной для извлечения информации напрямую зависит от развития социокультурной компетенции.

Ключевые коммуникативные Ключевые социальнотрудовые Предметные коммун икат йен ые

владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений, навыками социальной активности и функциональной грамотности создание монологических и диалогических высказываний на актуальные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения

Мотивационно-ценностный и деятельностный компоненты социальнотрудовой компетенции проявляются на всех этапах занятий спецкурса, особенно в ситуациях сотрудничества ученика с одноклассниками при выполнении роли партнера, оппонента, руководителя. Приобретение личностного опыта и умений действовать в группе зависит от сформированности коммуникативной ключевой и предметной компетенций. С точки зрения ин-тегративности коммуникативной и социально-трудовой компетенций, спецкурс способствует развитию интереса личности ученика не только к предмету и объекту изучения, но и к применению своих и чужих творческих возможностей: создание ВТ позволяет свободно проявить «Я»каждого ученика в практической коллективной деятельности.

Определенное как «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования», профильное обучение «направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории» [3],

Определенная нами интеграция компетенций всех уровней - от мета-предметных до предметных - позволяет выйти на способы поэтапного оценивания результативности образовательного процесса. Мы не претендуем

на модель исчерпывающей диагностики сформированное™ компетенций: акценты сделали на измерении тех умений, которые напрямую связаны с материалом спецкурса и профильным гуманитарным обучением.

Наряду с традиционной пятибалльной системой, сопоставлением данных входящей и итоговой диагностик, ученикам, учителю литературы и другому учителю-предметнику до и после формирующего эксперимента предъявлялся опросный лист для выявления оценки сформированное™ уровня компетенций учащихся. Скрытые вопросы отражали основные стороны ключевых и предметных компетенций, например: «Оцени в % свое умение тонировать любое задание, работу, которое нужно сделать самостоятельно» (ценностно-смысловые компетенции), «Анализируешь ли ты результаты своей деятельности?», «Оцени в % свое умение задавать вопросы» (учебно-познавательные компетенции) и т. п.

После проведения спецкурса в том же опросном листе ответы могли корректироваться всеми респондентами. Полученные процентные данные обработаны статистически и представлены в виде графиков. Но более значимый результат мы получаем тогда, когда оценка своих умений старшеклассниками в начале спецкурса скорректирована ими в сторону большей объективности: после спецкурса учащиеся могли менять свои прежние числовые показатели.

Результаты оценивания умений по другим компетенциям всеми респондентами представлены на рисунке.

,

Сопоставление позитивных изменений уровня сформированное™ компетенций

Результаты оценивания умений учащихся по другим коллективам

Рисунок показывает повышение уровня сформированности ключевых и предметной коммуникативной компетенций; самый большой прирост в урочной деятельности составила учебно-познавательная метакомпетенция и коммуникативная предметная, во внеурочной - здоровьесберегающая. Обра-

ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ...

ботка результатов но каждой компетенции корректировала процесс формирования компетенций на промежуточном этапе: данные диагностики помогали увидеть динамику развития компетенций не только всего класса или группы, но и выстроить индивидуальную стратегию для каждого ученика, помочь старшекласснику в построении индивидуальной образовательной траектории.

При очевидной важнейшей роли традиционной системы оценивания знаний, умений и навыков компетентностиый подход требует оценивания способностей учеников применять ЗУНы на практике. Однако если принять ЗУНы не за конечную цель обучения, а рассматривать их в приложении к определенному виду деятельности, то мониторингу должен подвергаться сам процесс движения к результату образования.

Библиографический список

1. Болотов, В. А., Сериков, В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. -2003. -№ 10.-С. 8-14.

2. Дахин, А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? / А. Дахин // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 136-137.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 1'. // ЬЦр://\уулу. т,05ес1и. шЛШог/сЬситегЛз/тазгег/погтаЙуе

4. Хуторской, А. В. Индивидуализация и профильность обучения в старшей школе / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2003. - 20 апреля.

УДК 378.02:372.8

Р. И. Платонова

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В последние годы ряд российских ученых (С. П. Арсенова, Е. В. Вонда-ревская, С. Г. Вершловский, Г. Г. Гранатов, М. Е. Дуранов, Е. А. Климов, А. Ю. Козырева, С. А. Кугель, А. К. Маркова, Т. В. Орлова, Л. С. Подымова, А. Н. Сергеев и др.) указывают в своих работах на острую потребность развивающейся отечественной системы образования в педагоге нового типа, способном работать в новых социально-экономических условиях, нетрадиционно подходить к решению различных педагогических проблем, создавать уникальные авторские технологии обучения и воспитания. Для каждого этапа развития отечественного социума, по мнению В. И. Андреева,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.