УДК: 378.796
ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ФИЗКУЛЬТУРНОГО И МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ В СОДЕРЖАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Ведущий специалист отдела воспитательной работы Управления образования администрации муниципального образования Тихорецкого района Неботова И. И.
Декан факультета педагогики и психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, доктор педагогических наук, профессор Курдюков Б. Ф. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161
В статье рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой кадров для сферы адаптивной физической культуры, содержание которой обосновывает необходимость интеграции компетенций физкультурного и медицинского профиля в системе профессиональной подготовки.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, профессиональная подготовка, интеграция, компетенция, профилактика учебной нагрузки.
Нынешний этап развития общества является весьма насыщенным происходящими преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности. Это повлекло за собой изменения социально-производственных отношений, смену взглядов и оценок значимости отдельных специальностей и профессий. В частности это коснулось специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)». Сформировавшиеся новые представления о функциях и компетенциях специальности, естественно, должны быть адекватно перенесены на систему профессиональной подготовки кадров. В соответствии с возложенными функциями специалисты адаптивной физической культуры должны работать с контингентом, имеющим отклонения в состоянии здоровья. Следовательно, их профессиональная компетентность должна складываться из физкультурно-педагогической и медицинской составляющих [3, 4, 6].
На данный момент достаточно четко обозначилось противоречие между потребностью в подготовке специалистов адаптивной физической культуры и право-
выми стереотипами в отношении признания их статуса, позволяющего работать с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Кроме этого, нерешен вопрос о содержании подготовки этих специалистов. Не понятно, насколько целесообразно и эффективно усиливать их медицинскую подготовку, последствием введения которой будет увеличение общей учебной нагрузки. Рекомендации по интеграции двух программ разного образовательного уровня, непрофильных специальностей также вызывают сомнения о возможной эффективной ее реализации [2, 5, 7, 8].
Отсутствие готовых решений по вышеперечисленным вопросам указывает на наличие проблемы в подготовке специалистов адаптивной физической культуры и подтверждает актуальность выбранной темы.
Целью исследования являлось обоснование и экспериментальное подтверждение педагогической целесообразности и фактической возможности реализации интегрированного обучения по двум непрофильным специальностям одновременно. Предполагалось, что на данный момент наиболее разным решением проблемы, связанной с обеспечением признания за специалистами адаптивной физической культуры права работать в лечебно-профилактических учреждениях и тем самым гарантировать выпускникам конкурентоспособность, является построение процесса их профессиональной подготовки как интегрирующего две образовательные программы: высшего физкультурно-педагогического и среднего медицинского образования.
9
На начальном этапе исследований решалась задача по установлению социальной ценности адаптивной физической культуры и ее потребность в подготовке профессиональных кадров, адекватных реально сложившимся современным социально-экономическим и политическим условиям. В результате изучения литературных данных и анализа имеющихся сведений было установлено, что:
1. Адаптивная физическая культура как одно из развивающихся направлений физической культуры приобрела признаки автономности, нашла широкое распространение в развитых странах и имеет свою историю развития за рубежом. В настоящее время она имеет всеобщее признание и высокую социальную значимость.
2. Развитие адаптивной физической культуры в России несколько отстает по времени от других развитых стран. Однако в последнее время она стала стремительно развиваться как в теоретическом, так и практическом плане.
3. Несмотря на положительную динамику дальнейшего развития и очевидную перспективу, существует целый ряд проблем, сдерживающих данный процесс. Наиболее актуальной в их числе является подготовка кадров.
Основываясь на литерных источниках, можно сказать, что подготовка специалистов адаптивной физической культуры является свершившимся фактом, подкрепленным правовыми актами. В то же время вопрос о признании правомерности подготовки специалистов данного профиля в вузах физической культуры со стороны представителей здравоохранения остается открытым. Многие специалисты по решению создавшейся проблемы высказываются за интеграцию физкультурного образования с медицинским [1, 9, 10].
На данный момент варианты интегрированного обучения однопрофильных специальностей весьма распространены, особенно в системе университетских комплексов. Сложнее дело обстоит с интеграцией непрофильных специальностей. Кроме того, любая интеграция ведет к увеличению учебной нагрузки. В педагогической науке и образовательной практике вопросы профилактики утомления в процессе учебной деятельности достаточно широко изучены. Однако условия интеграции непрофильных специальностей «вуз + колледж» представляются совершенно иными и поэтому требуют тщательного рассмотрения.
В связи с вышесказанным дальнейшие исследования были посвящены теоретическому обоснованию педагогической целесообразности и правовых возможностей интеграции высшего физкультурно-педагогического и среднего медицинского образования в системе профессиональной подготовки специалистов адаптивной физической культуры.
В основу обоснования были положены результаты изучения опыта подготовки кадров по адаптивной фи-
зической культуре, а также современные положения теории педагогики высшей школы. В результате удалось определить основные подходы, а также выработать методологию построения интегрированного процесса обучения в режиме «вуз + колледж» по непрофильным специальностям. Основополагающим замыслом разрабатываемого варианта являлось объединение двух образовательных программ, разнопрофильных по профессиональной принадлежности и разноуровневых по квалификации, что обусловлено требованием профессиональной подготовки специалистов адаптивной физической культуры.
Сложность реализации подобного проекта состоит в том, что не просто объединяются учебные планы, а вуз, осуществляющий подготовку кадров данного профиля, объединяется с другим учебным заведением - ССУЗом. Однако это возможно при выполнении установки, что в интегрированной системе подготовки вузовская образовательная программа реализуется в полном объеме, в то время как программа среднего профессионального образования (СПО) реализуется в адаптированном варианте. То есть содержание учебного плана высшего профессионального образования (ВПО) накладывается на содержание СПО. В этом случае часть содержания СПО реализуется в рамках учебного плана СПО.
Проведя разноплановый анализ и убедившись в целесообразности, а главное, возможностях осуществления интеграции обучения по непрофильным и разноуровневым специальностям, был разработан проект построения интегрированного процесса обучения в системе профессиональной подготовки специалистов адаптивной физической культуры. Особенностью предлагаемых условий является интеграция в единый целостный учебный процесс высшего профессионального образования «Адаптивная физическая культура» и среднего профессионального образования «Лечебное дело».
С целью проверки эффективности разработанного варианта был проведен эксперимент в естественных условиях в течение учебного года. Для проведения сравнительного анализа к исследованиям были привлечены студенты, совмещающие обучение в вузе с обучением в колледже, а также студенты, обучающиеся только в вузе по профилю «Адаптивная физическая культура».
В результате было установлено, что студенты, обучающиеся в режиме «вуз + колледж», несколько уступают по показателю среднего значения результатов итоговой аттестации студентам, обучающимся только в вузе. Подобная картина наблюдается и при сравнении с колледжем. Анализируя качество знаний по циклам дисциплин, установлено преимущество экспериментальной группы по циклам ОГСЭ и ЕН. По циклам ОПД и СД показатели ниже. Но так как эти циклы изучаются в основном с третьего курса, можно предположить, что причиной установленного отставания является постепенное нарастание негативного влияния повышенной
учебной нагрузки на функциональное состояние студентов, обучающихся в режиме «вуз + колледж».
Установлено, что обучение в режиме «вуз + колледж» предъявляет высокие требования как к умственным способностям, так и к уровню физического и психического здоровья студентов. В течение учебного года ухудшается самочувствие, снижается активность, ухудшается настроение. При этом заболеваемость составила 21,2 дня/человек, тогда как в контрольной группе 7,3 дня/человек.
На основании вышеизложенного можно заключить, что предложенный проект педагогических условий реализации интегрированного обучения в режиме «вуз + колледж» в системе профессиональной подготовки по адаптивной физической культуре является эффективным, педагогически оправданным и адекватным сформировавшимся взглядам на подготовку специалистов данного профиля. Однако эти условия представляют собой повышенную нагрузку, которая оказывает отрицательное влияние на динамику функционального состояния организма студентов. А это значит, что в ходе решения одной проблемы мы наткнулись на другую, по своей значимости не уступающую первой.
В связи с этим дальнейшие исследования были направлены на поиск средств и способов оптимизации условий обучения и обеспечение здоровьесбережения студентов. Первоначальные исследования показали, что студенты осознанно выбирают обучение в режиме «вуз + колледж», основываясь на собственной убежденности в необходимости этого, вере в собственные силы и возможности справиться с повышенной учебной нагрузкой. При этом у них в мотивационном комплексе преобладают внутренние мотивы.
Изучая условия интегрированного обучения, было установлено, что основными факторами негативного влияния являются: запредельная учебная нагрузка, высокая мотивация обучения.
В процессе поиска восстановительно-профилактических возможностей оптимизации учебного процесса, реализуемого в режиме «вуз + колледж», было решено провести исследования в двух направлениях:
1. Определение способов оперативного восстановления умственной работоспособности в режиме учебного дня.
2. Профилактика утомления в рамках возможностей учебного процесса.
По первому направлению, для отбора восстановительных средств и способов были выработаны основные требования к ним: они должны обладать восстановительно-профилактическим воздействием, носить оперативный характер, иметь небольшую продолжительность, быть простыми по исполнению, выполняемыми в условиях учебной аудитории, без использования дополнительного инвентаря. В результате проверки было отобрано три способа, позволяющих получить восстановительный эффект на уровне досто-
верных различий, в пределах более 20%: мышечная релаксация, статическое напряжение, музритмика. Изучались также возможности сохранения их положительного эффекта. Фиксировались изменения умственной работоспособности под их воздействием. Определялась дневная динамика в режиме «вуз + колледж».
В результате был разработан режим последовательного использования восстановительных мероприятий в комплексе. Основной целью являлось обеспечение готовности к активному участию в обучении во второй половине удлиненного учебного дня. Полученные данные убеждают, что использование разработанного комплекса в условиях интегрированного обучения оказывает положительное восстановительное воздействие даже на фоне очевидной усталости.
Однако, по нашему мнению, использование оперативного восстановления не может в полной мере решить проблему здоровьесбережения студентов, обучающихся в условиях повышенной учебной нагрузки. В связи с этим было решено обратить внимание на возможности учебной дисциплины «Физическая культура».
Главной идеей рационального использования учебных занятий физической культурой в качестве средства здоровьесбережения и профилактики утомления студентов, обучающихся в режиме «вуз + колледж» с повышенной учебной нагрузкой, является смена их целевой установки с учебно-образовательной на оздоровительно-профилактическую. В дальнейшем проводились исследования по изучению:
1. Эффективности влияния занятий различных по содержанию и целевым установкам.
2. Самооценки собственных ощущений.
Полученные данные позволили обосновать и произвести преобразование процесса физического воспитания в рамках учебных занятий, который в дальнейшем был опробован в экспериментальных условиях. Результаты показали, что экспериментальные условия имеют преимущество перед традиционными условиями и являются более эффективными для учебного режима «вуз + колледж».
Таким образом, в процессе демократизации российского общества изменилось отношение к людям, имеющим отклонения в состоянии здоровья, и инвалидам. Наиболее доступным и эффективным средством социализации данного контингента являются физическая культура и спорт. Эффективность реализации этих средств во многом зависит от профессиональной подготовленности кадров, подготовка которых выделилась в отдельное направление - «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)». На данный момент подготовка профессиональных кадров для данной сферы деятельности в вузах физической культуры является социально и педагогически целесообразным, правомерным и адекватным реально сложившимся потребностям современного общества.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Амельченко, Л. Б. Интеграция как главное условие компетентностного подхода в образовании / Л. Б. Амельченко // Научные исследования и разработки в спорте: вестн. аспирантуры и докторантуры: посвящ. 110-летию со дня основания Ун-та / [под ред. С. М. Ашкинази]; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2006. -Вып. 15. - С. 10-15.
2. Ахметов, С. М. Модернизация процесса подготовки специалистов физической культуры в системе среднего профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04; 13.00.08 / С. М. Ахметов; КГУФКСТ. - Краснодар, 2004. - 50 с.
3. Балашова, В. Ф. Оценка профессиональной готовности будущих специалистов по АФК / В. Ф. Балашова // Теория и практика физической культуры. - М., 2008. - № 7. - С. 37-38.
4. Валетов, М. Р. Формирование здоровьеориентирован-ной направленности личности студентов в процессе физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / М. Р. Валетов; УралГУФК. - Челябинск, 2006. - 23 с.
5. Гаврикова, А. Л. Система непрерывного многоуровневого профессионального образования Новгородского государственного университета / под ред. А. Л. Гавриковой; В. В. Тимофеева. - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004. - 80 с.
6. Евсеев, С. П. Пути развития адаптивной физической культуры в России / С. П. Евсеев // Спорт и здоровье: Первый междунар. науч. конгр., 9-11 сент. 2003 г., Россия, СПб.: (материалы конгр.) / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2003. - Т. 2. - С. 108-110.
7. Каденев, В. А. Уровень и динамика физической работоспособности студентов / В. А. Каденев, А. А. Федякин, А. Н.Буровых // Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития Российского Причерноморья: материалы межрегион. молодеж. науч.-практ. конф. - Сочи, 1998. - 59 с.
8. Пастухина, Р. И. Функциональное состояние и работоспособность студентов пединститута в процессе обучения / Р. И. Пастухина, Г. А. Заславская, Г. С. Штатгерт. - Екатеринбург, 1993. - 37 с.
9. Свищев, И. Д. Роль интеграции научных знаний в совершенствовании содержания дополнительных профессиональных образовательных программ / И. Д. Свищев // Спорт и здоровье: Первый междунар. науч. конгр., 9-11 сент. 2003 г., Россия, СПб.: (материалы конгр.) / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2003. - Т. 2. - С. 279-280.
10. Сологуб, Е. Б. Интеграция медико-биологических и педагогических знаний в подготовке студентов-выпускников института физической культуры с использованием проблемных методов обучения / Е. Б. Сологуб, К. Ю. Задворнов // Теория и практика физ. культуры. - М., 1990. - № 12. - С. 24-25.
INTEGRATION OF COMPONENCES OF PHYSICAL CULTURE AND MEDICAL PROFILE IN THE CONTENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE STAFF ON ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE
I. Nebotova, Leading Specialist of the Department of Education of the Tikhoretsk Region Municipal
Education Administration,
B. Kurdyukov, Doctor of Pedagogics, Professor
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161
Problem connected with the staff training for the sphere of adaptive physical culture are considered in the paper. Its content grounds the necessity of the integration of physical culture and medical profiles competences in the system of professional training.
Key words: adaptive physical culture, professional training, integration, competence, prophylaxis of study load.