Научная статья на тему 'Интеграция компетентностно-ориентированных заданий в процесс обучения технических вузов'

Интеграция компетентностно-ориентированных заданий в процесс обучения технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PEDAGOGICAL DESIGNING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / COMPETENCE-ORIENTED PROBLEMS / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / DESIGN TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синкина Е.А.

Рассмотрен процесс проектирования формализованных задач, направленных на формирование у студентов дескрипторов профессиональных компетенций, соответствующих видам профессиональной деятельности выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION COMPETENCE-ORIENTED PROBLEMS LEARNING TECHNICAL UNIVERSITIES

The article describes the design process formalized problems for students of technical universities, directed on fostering their professional competence descriptors, corresponding to the professional activities of graduates.

Текст научной работы на тему «Интеграция компетентностно-ориентированных заданий в процесс обучения технических вузов»

_ВЕСТНИК ПНИПУ_

2014 Машиностроение, материаловедение Т. 16, № 2

УДК 378.14.015.62

Е.А. Синкина

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Рассмотрен процесс проектирования формализованных задач, направленных на формирование у студентов дескрипторов профессиональных компетенций, соответствующих видам профессиональной деятельности выпускника.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, педагогическое проектирование, профессиональная деятельность, компетентностно-ориетированные задания, технология проектирования.

Б.А. Sinkina

Perm National Research Polytechnic University

INTEGRATION COMPETENCE-ORIENTED PROBLEMS LEARNING TECHNICAL UNIVERSITIES

The article describes the design process formalized problems for students of technical universities, directed on fostering their professional competence descriptors, corresponding to the professional activities of graduates.

Keywords: professional competence, pedagogical designing, professional activity, competence-oriented problems, design technology.

Одним из основных требований к условиям реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является проектирование содержания основных образовательных программ. При этом ФГОС не раскрывает сущность самого процесса проектирования. Таким образом, перед преподавателем стоит сложная задача, которая заключается в пересмотре предметного содержания и изменении технологий образовательного процесса с целью формирования у студентов заложенных во ФГОСе компетенций.

Необходимость формирования профессиональных компетенций студентов технических вузов обусловлена в первую очередь задачей повышения качества их подготовки. Качество образования выпускника

технических вузов определяется уровнем сформированности его профессиональных компетенций, структурными составляющими которых являются знания, умения, владения, осваиваемые студентами в процессе подготовки, характеризующейся глубокой интеграцией содержания, ориентированного на результаты образования [1]. При этом компе-тентностный подход, на котором основывается проектирование содержания дисциплин, должен быть связующим звеном между образовательным процессом и конкретными интересами работодателей [2].

Следует понимать, что за формирование компетенций не могут отвечать отдельно взятые дисциплины учебного плана. В рамках дисциплины мы можем формировать дисциплинарные части компетенций, или, другими словами, дескрипторы, которые являются компонентами самих компетенций. В соответствии с целью и задачами нашего исследования на основе теоретических положений, особенностей профессионального поля деятельности бакалавра по направлению 15.03.01 «Машиностроение» спроектирована структура и компетентностно-ориентированное содержание дисциплин профессионального цикла «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов» («ТКМ»). Содержание учебного материала этих дисциплин предполагает формирование у студентов не только знаний, как дескрипторов профессиональных компетенций, но и потребности в обновлении полученных знаний, а именно: представление о постоянной изменчивости, развитии, совершенствовании любого изучаемого объекта, что раньше не использовалось в методике преподавания.

Одним из элементов учебно-методического обеспечения, реализующего компетентностно-ориентированное содержание дисциплин «Материаловедение» и «ТКМ», являются компетентностно-ориентиро-ванные задания, содержащие профессионально-образовательные ситуации, отражающие специфику профессиональной деятельности выпускника и направленные на решение студентами характерных для этой деятельности профессиональных задач. При этом содержание формализованных заданий способствует формированию дисциплинарной части профессиональных компетенций, развитию проектного мышления, аналитических способностей, стремлению к самообразованию, что в дальнейшем обеспечит успешность личностного и профессионального роста выпускника вуза.

Для проектирования компетентностно-ориентированных заданий нами разработан алгоритм (рисунок).

Содержание разработанных заданий предполагает самостоятельный поиск и анализ студентом новой информации. В этой ситуации происхо-

Интеграция компетентностно-ориентированных заданий в процесс обучения

дит смена образовательных приоритетов. Применяя на занятиях разработанные компетентностно-ориентированные задания, мы стараемся сделать учебный процесс более интерактивным и результативным.

Рис. Алгоритм проектирования заданий профессиональной направленности для формирования дисциплинарной части профессиональных компетенций

В результате выполнения данных заданий студенты сами могут оценить свои результаты и определить достигнутый ими уровень сформированное™ части профессиональных компетенций наравне с преподавателем. Компетентностно-ориентированные задания позволяют формировать дескрипторы профессиональных компетенций, так как они проявляются только в процессе осуществления деятельности. Эту деятельность нужно планировать и организовывать, разрабатывая задания, схожие с заданиями, выполняемыми в процессе профессиональной деятельности. Выполнение компетентностно-ориентированных заданий позволяет студенту более глубоко осмыслить учебный материал дисциплины и одновременно стимулирует к саморазвитию и самообразованию. Проектирование компетентностно-ориентированных заданий состоит в том, что студент получает четко структурированную информацию об объеме и уровне усвоения содержания учебного материала дисциплин, а преподаватель получает возможность через деятельность студентов при освоении учебного материала дисциплин оценить уровень сформированности дисциплинарной части профессиональных компетенций студентов.

Список литературы

1. Теория и практика профессионально-педагогического образования / под ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. - 2013. - Т. 3. - 308 с.

2. Синкина Е.А. Проектирование содержания дисциплин профессионального цикла для подготовки студентов технического вуза // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 11. - С. 14-17.

Получено 25.04.2014

Синкина Елена Александровна (Пермь, Россия) - старший преподаватель кафедры «Сварочное производство и технология конструкционных материалов» Пермского национального исследовательского политехнического университета; е-mail: ellisuss@mail.ru

Sinkina Elena Aleksandrovna (Perm, Russian Federation) - Assistant Professor, Perm National Research Polytechnic University; e-mail: ellisuss@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.