Научная статья на тему 'Интеграция кафедр вузов — путь к совершенствованию образования'

Интеграция кафедр вузов — путь к совершенствованию образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция кафедр вузов — путь к совершенствованию образования»

выдерживается и на всех уровнях профессионального образования. Так, лучшие выпускники первой ступени колледжей могут быть переведены на вторую ступень не только в данной структуре, но и в вуз на родственную специаль-

л

ность. В свою очередь, студенты, оканчивающие первую ступень вуза и не способные продолжить обучение, получают возможность завершить свое образование на второй ступени колледжа соответствующего профиля с присвоением им квалификации младшего специалиста.

В Приднестровье существуют два типа колледжей. Одни из них интегрированы в структуру факультетов университета (инженерно-технический, аграрно-экологический и экономический факультеты). Поступление в вуз в этом случае возможно только через колледж. По окончании первой ступени по результатам рейтингового отбора решается вопрос о переводе студента на третий курс университета или доучивании его в колледже. Другие колледжи являются самостоятельными учебными заведениями, поэтому прием их лучших выпускников на

вторую ступень вуза возможен только в случае согласования учебных планов.

Сохранившиеся в нашем регионе, впрочем, как и в других странах СНГ,

хорошо зарекомендовавшие себя прежние формы профессиональной подготовки через средние специальные учебные заведения (техникумы) не позволяют сократить сроки получения высшего образования путем зачисления выпускников средних специальных учебных заведений на вторую ступень вуза в силу невозможности взаимной адаптации учебных планов.

Послевузовское образование также содержит два направления (две ступени) со своей спецификой. Одно из них связано с повышением квалификации работника в рамках его профессии, другое — с получением второго высшего образования (переквалификацией).

Таким образом, принятая в Приднестровье государственная система образования всех уровней совпадает по своей идеологии с политикой Российской Федерации в области интеграции региональных систем образования, дополняя ее структурным разнообразием.

Г. И. САРАНЦЕВ, заведующий кафедрой математики МГПИ им. М. Е. Евсевьева, член-корреспондент РАО, профессор

ИНТЕГРАЦИЯ КАФЕДР ВУЗОВ — ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ

Современный этап развития высшей [колы отличается происходящими в ней ирокими интеграционными процессами, затрагивающими не только сферу учебной, научной работы, будущей профессиональной деятельности студентов, но и

связь кафедр и вузов. Мы являемся свидетелями возникновения различных объединений, ассоциаций, обществ и т. д. Появление этих феноменов обусловлено не только финансовыми трудностями учебных заведений, но и возросшими

© Г И. Саранцев, 1997

требованиями, предъявляемыми к выпускникам вузов.

Осуществляемая математизация знаний, все большее осознание математического стиля мышления одной из составляющих общей культуры, возросший уровень проблем обучения математике и математического воспитания выдвигают перед математическими кафедрами высших учебных заведений такие задачи, с решением которых вряд ли справится учебное заведение.

По-видимому, нет необходимости говорить о тех трудностях, с которыми сталкивается сейчас высшая школа, они известны всем: более десятка лет центральные издательства не издают учебную литературу по математическим дисциплинам, финансовый дефицит и т. д. В то же время вузы получили большую свободу в издании литературы, в формировании учебных планов, проведении научных конференций, открытии аспирантуры и диссертационных советов. В целях координации научно-исследова-тельской работы кафедр, повышения ее эффективности, оперативного информирования о результатах исследований необходимы широкие связи между математическими кафедрами вузов. Вне межвузовских контактов нельзя обеспечить эффективную работу аспирантур, советов, издание литературы. В данной статье я хотел бы поделиться опытом установления и развития связей кафедры математики Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Ев-севьева с кафедрами других вузов.

Прежде всего отмечу как положительный факт наличие одной математической кафедры в институте, что позволяет легко осуществлять межпредметные интегративные процессы в обучении студентов. Известно, что лет пятнадцать назад в педагогических вузах началась активная дифференциация кафедр: выделялись кафедры алгебры, геометрии, математического анализа, методики преподавания математики. Педвузы, особенно провинциальные, старались не отстать от университетов. В увеличении числа кафедр видели один из путей усиления престижа вуза. Опыт показал, что малочисленная кафедра не способна обеспечить на хорошем уровне учебно-воспитательный процесс и научно-исследо-вательскую работу. К тому же в школе

нет учителей алгебры, геометрии, а есть учитель математики. Поэтому подготовку квалифицированных учителей эффективнее осуществлять одной кафедрой.

Кафедра математики педагогического

института по линии научной работы связана со многими вузами. И это оказывается возможным опять-таки благодаря тому, что она осуществляет преподавание всех математических дисциплин на физико-математическом факультете.

На кафедре имеется аспирантура по

специальности „Теория и методика обучения математике44, По указанной специальности работает диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций. В аспирантуре обучаются преподаватели различных педвузов России. Так, успешно ее закончили и защитили кандидатские диссертации П. С. Коркина (Шадринский пединститут), А. В. Шатилова (Балашовский пединститут), Н. А. Батьканова (Арзамасский пединститут) и др. Среди защитивших диссертации преподаватели МГУ им. Н. П. Огарева, Самарского педуниверситета и т. д., которые закончили аспирантуру в своих вузах. Надо сказать, что научные связи с окончившими аспирантуру преподавателями не обрываются. Они, как правило, продолжают исследования, выступают с сообщениями о своих результатах на научно-методическом семинаре кафедры. Кстати, семинар работает регулярно и собирает значительное число специалистов. Среди руководителей аспирантской подготовки — известные профессора других вузов. Они приглашаются не потому, что мы не в состоянии решить все проблемы, а потому, что хотим видеть на кафедре представителей различных научных школ и направлений. Отдельные выпускники факультета и преподаватели кафедры обучаются по математическим специальностям в аспирантурах других вузов

(МГПУ, МПУ).

Значительным событием в развитии педагогической науки, и в частности математического образования, явилось создание Поволжского отделения Российской академии образования. Отделение разрабатывает различные научные направления, среди которых исследование проблем естественно-математического образования в регионе (научное руководство и курирование этого направ-

ления возложены на автора данной статьи).

Комплексной программой научно-исследовательской работы Поволжского отделения РАО является программа „Научное обеспечение региональной образовательной политики в Поволжье44, содержащая четырнадцать тем, в рамках которых планируется издать ряд учебных пособий, монографий, сборников научных трудов. Например, в конце октября этого года в г. Самаре будет проведена Международная научно-практическая конференция на тему „Педагогический процесс как культурная деятельность*4; в сентябре в г. Нижнем Новгороде соберется конференция с обсуждением проблем математического образования в школе и вузе, которая призвана подвести итог современному этапу развития математического образования в России и наметить новые перспективные линии его совершенствования. Поволжское отделение РАО объединяет вузы республик Поволжья и ряда областей — Кировской, Нижегородской, Пензенской, Самарской, Саратовской и Ульяновской.

В рамках отделения издается несколько научных журналов. В данное время готовится к изданию новый журнал — „Математическое образование44, цель которого заключается в активизации теоретических исследований, информировании о результатах исследований в области теории и методики обучения математике в’средней школе и вузе. Инициатором его издания выступила кафедра математики МГПИ им. М. Е. Евсевьева. Популярный журнал „Математика в школе44 не охватывает всех аспектов математического образования, особенно это относится к высшей школе. К тому же данный журнал все более тяготеет к практической деятельности учителей математики. Хочется надеяться, что журнал „Математическое образование44 заполнит образовавшуюся брешь в информации о результатах теоретических исследований в области математического образования, воспитания и обучения математике в

школе и вузе.

На данном этапе развития теории и методики обучения математике возникает настоятельная потребность в формировании специальной научной отрасли — истории теории и методики обучения математике. Эта потребность обусловлена

повышением роли образования, усилением его влияния на культуру, на социальную политику, необходимостью тщательного анализа мирового опыта развития образования, в частности математического, необходимостью повышения методологического уровня исследований по истории теории и методики обучения математике. Вместе с тем обстоятельное знание истории науки — важное условие высокой профессиональной эрудиции. Освещение результатов исследований по истории теории и методики обучения математике, математического образования и воспитания — одна из функций нового журнала.

ш

Кафедра математики пединститута является межрегиональным центром по проблеме гуманизации математического образования. По ее инициативе на базе института были проведены две научно-практические межрегиональные конференции (1994, 1996 гг.), в следующем году планируется конференция по проблеме подготовки учителей математики в педвузах для работы в условиях гуманизации образования. Конференции собирают большое количество преподавателей педвузов. Так, в работе второй из них участвовало более шестидесяти человек, из них около сорока иногородних, причем не только из вузов ближайших городов, но и из Архангельского, Магаданского, Пермского, Омского и других педвузов. Была выработана концепция гуманизации математического образования, намечены пути ее реализации в средней и высшей школе.

Заметным событием в решении проблемы образовательных интеграционных процессов явилось создание по инициативе участников конференции Ассоциации математических кафедр педвузов Поволжья. При ее участии были изданы межвузовский сборник научных трудов „Гуманизация математического образования в школе и вузе44 (Мордовский пединститут), учебное пособие по методике преподавания математики (Балашовский пединститут), проведена научно-практическая конференция по проблеме обучения учащихся малокомплектных школ (Арзамасский пединститут). В течение пяти лет группа преподавателей МГПИ им. М. Е. Евсевьева работала над проблемой организации уроков в классах с малой наполняемостью. Ею разработаны

теоретические основы уроков математики, биологии, химии, русского и иностранного языков. Результаты исследований отражены в ряде учебных пособий, в частности „Урок математики в малокомплектной школе: Книга для учи-теля“ (Саранск, 1992); „Урок в малокомплектной школе" (Смоленск, 1990); „Самостоятельные работы по геометрии“ (Саранск, 1985, 1987) и т. д. По данной проблеме защищено несколько кандидатских диссертаций.

В данное время весьма актуальна интеграция кафедр в издании учебной литературы. Как уже отмечалось, централизованное издание учебников почти прекращено. В такой ситуации вузы сами начинают выпускать нужную литературу. Подготовить хороший учебник многим вузам не под силу. Поэтому чаще всего литература, а это в основном методические рекомендации, не отличается высоким качеством. Поэтому необходимо создание авторских коллективов из преподавателей различных вузов, способных написать хорошую книгу.

Отметим связи кафедры с общеобразовательными школами и педагогическими училищами (колледжами). Приобретение последними нового статуса выдвигает перед кафедрой математики и преподавателями математики педучилищ ряд проблем, касающихся разработки учебного плана, программы по математике для педучилищ, содержания обучения математике в комплексе „педучилище — педвуз" и на факультетах начальных классов институтов, профессиональной направленности математического образования в педучилище и педвузе, написания учебной литературы и т. д. Под руководством автора статьи была подготовлена и защищена диссертация, обобщающая многолетнее исследование возможностей дифференцированного подхода к обучению математике студентов факультетов начальных классов в комплексе „педучилище — педвуз". Исследование было выполнено преподавателем Арзамасского пединститута М. JI. Сагателян на базе комплекса „Лукояновское педучилище — Арзамасский пединститут*4.

Есть результаты совместной деятельности кафедры математики и школ республики. Кроме традиционных форм связи (чтение лекций по линии РИПКРО,

проведение консультаций, уроков, привлечение учителей математики к работе в качестве групповых руководителей студентов, проходящих педагогическую практику, и т. п.) кафедра проводит совместные научные исследования с учителями математики. Так, учитель школы №31 г. Саранска Л. Ф. Черникова ведет исследование по выявлению эффективности использования в процессе обучения математике в средней школе задач на готовых чертежах, а учитель школы № 19 Л. В. Чубарова работает по проблеме обучения математике в классах с углубленным изучением комплекса дисциплин, который составляют математика, физика, информатика.

Сближение вуза и производства (школы) позволяет осуществлять интеграцию учебной, научной и будущей профессиональной деятельности студентов, а в конечном счете решать такие глобальные задачи, как формирование не только познавательных, но и профессиональных мотивов и интересов, воспитание системного мышления специалиста, формирование целостного представления о профессиональной деятельности и ее крупных блоках, овладение методами моделирования и т. д. В контексте решения этих задач преподавателями математических кафедр МГУ им. Н. П. Огарева, МГПИ им. М. Е. Евсевьева, Арзамасского пединститута, учителями математики под руководством автора статьи выполнен ряд диссертационных исследований.

И, наконец, отметим такое событие в жизни математиков и специалистов в области теории и методики обучения математике средневолжского региона, как создание „Математического общества1*.

Его цель — поддержка исследований по математическим наукам, теории и методике обучения математике, оперативное информирование о результатах научных исследований, издание научной и учебной литературы. Учредителями общества выступили математические кафедры МГУ им. Н. П. Огарева, МГПИ им. М. Е. Евсевьева и Пензенского технического университета.

Опыт показывает, что интеграция кафедр учебных заведений — эффективный путь совершенствования математического образования и подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.